Сказочник Нашего Времени : другие произведения.

Сашенька существовала вне времени и логики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автор: Светлана Эр.

  Автор: Светлана Эр.
  
  Название: Сашенька существовала вне времени и логики.
  
  Сашенька существовала вне времени и логики. Жизнь воспринималась ей бесконечным фейерверком мыслей, чувств, образов, событий...Если спросить у Сашеньки, что она больше всего любит в своей жизни, то Сашенька, не задумываясь, ответит, что больше всего любит улицы своего города, особенно осенью, когда кленовые листья осыпят тротуары, и люди, скрываясь от дождя под зонтами, заспешат куда-то в свое завтра...Шуршание листьев под ногами, моросящий на озеро дождь, модные мальчики и девочки у баров, музыка с крыш, брейкеры в переулках...
  А еще Сашенька любит ехать в машине, в рейсовом автобусе, лететь в самолете. Ей нравится ощущение быстроты и полета! Нравится видеть землю сверху :зеленую, голубую, машинки, похожие на букашек...или бесконечные облака, напоминающие снега Антарктиды...
   Сашеньке не нужно ни с кем разговаривать по дороге. Ей необходимо ВИДЕТЬ, впитывать в себя каждую черточку Земли!
  А еще, она обязательно крикнет с самолета так громко, но и так тихо, чтобы никто не услышал ЕГО ИМЯ. И имя это разольется над облаками, над озерами, лесами, горами...
   И - Г - Н - А - Т - И - Й !!!!!
  И засмеется от переполнившей ее радости, и от одной ей известной тайны.....
  Сашенька была актрисой. По окончании театральной студии работала в одном из прибалтийских театров. Афиши пестрили ее фотографиями, критики писали о ней, как о восходящей звезде, маститые режиссеры прочили большое будущее. Сашенька считала , что настоящая жизнь - это сцена! Все остальное проходило мимо ничем и никак не касаясь ее.
  Там, где появлялась Сашенька, обязательно что-то происходило: небольшие жизненные драмы, крушение чьих - то надежд, ссоры, обиды, объяснения в любви...Сашенька ничего этого не замечала-исчезала также быстро, как и появлялась, а за ней продолжал тянуться шлейф обывательских пересудов. Серьезные умные люди , схватившись за головы, задавали себе вопрос: "Что же это такое было?" И не находили ответ, так как при появлении Сашеньки, все имеющиеся у них представления о жизненной логике, смещались. Ох уж эта Сашенька!
  Посмотрите, вот она идет по улице! В своем немыслимом пальто, фасон эпохи ренессанса, шляпке с вуалькой...Со всех сторон несется к ней дружеское: " Привет, Сашенька! Как дела, Сашенька?" Какие-то женщины таращатся на нее из проезжающих мимо машин, мужчины стараются перехватить ее взгляд, таксисты через головы пассажиров кричат: "Куда подвезти? Вас!"
  А ей никуда не надо! Просто у Сашеньки сегодня свободный день, и она идет по городу, смотрит на дома, на витрины магазинов - живет улицей!
  У Сашеньки есть тайная любовь. Ей кажется, что стоит только выйти на балкон, приподняться на носочки, протянуть вперед руки, сосредоточить энергию на кончиках пальчиков, послать эту энергию туда далеко, к нему, и он услышит и отзовется...и она почувствует его теплое дыхание, легкое прикосновение рук...
   И Г Н А Т И Й !!!!
  Сашенька постоянно ощущала его присутствие: вот он здесь, сейчас, рядом....Она мысленно повторяла его имя. А, если оставалась одна, то обязательно произносила это имя вслух:
   И Г Н А Т И Й !!!
  Люди относились к Сашеньке по-разному. В театре ей завидовали. Злословили по каждому ее поводу и без повода. Перемывали каждую косточку. Сашенька этого не замечала. Она просто жила и работала. Она не слышала. О чем говорили рядом. В разгар спора могла задать нелепый вопрос. Согласившись с кем-то , куда-то и зачем-то пойти , по дороге неожиданно спрашивала: "А куда мы идем?" Вокруг Сашеньки постоянно вертелись какие-то люди :художники, скульпторы, артисты. Было много споров, шума, сигаретного дыма...За одного из этих людей Сашенька вышла замуж. Не заметила и не поняла, как это произошло. Однажды, выглянув из своего мира, Сашенька обнаружила, что у нее есть муж. Что он живет рядом, что это человек, со своими заботами, неприятностями, надеждами...Его молодая, тщеславная натура еще не привыкла терпеливо шаг за шагом идти к своей высоте. Он хотел получать все сразу и возмущался жизненной несправедливостью: почему таким ,как Сашенька ,все дается без особых усилий: талант, слава, забота маститых и сильных? Почему он должен пробивать себе дорогу невероятными усилиями, кровавыми мозолями и потом? Собственным хребтом? В поисках лучшей доли он решил ехать на Север. Сашенька не могла противиться железному натиску мужа, поехала вместе с ним.
   Теперь она жила в маленьком провинциальном городке, где осенью куры купаются в лужах, грязь по колено, унылое серое небо, зимой - снег до горизонта.
  Муж ездил по тайге, рисовал! Решил вдруг бросить Север - поехал на юг, обещал вызвать Сашеньку телеграммой. Прошел месяц -другой: телеграммы все не было. Сашенька все ждала. Она работала в скучном, далеком от искусства городском театре. Здесь Сашеньку сразу окрестили "Не от мира сего" и "Сплошная бездарь".Играла Сашенька всего две роли- горничную со словами :"Барин, а вы уже откушавши?",на что барин (артист Постышев) отвечал : "Пошла, дура , вон!",- и лягушку в сказке.
  Но вы не знаете Сашеньку! На сцене она бог и царь. Стоит ей только захотеть, и вы увидите такое....! Вот приходит горничная, она прямо со двора, а там дождь! Приносит с собой свежесть, запах ветра и дождя, безудержную, безудержную радость!
  - Барин, а вы уже откушавши?- и уже не барин сидит за столом, а Игнатий! Любимый, необходимый, родной ей человек. Протянула к нему руки, приподнялась на носочках...Барин замер. Обалдело смотрел на Сашеньку. И вдруг зло и совсем не по роли визгливо заорал: "Вон! Пошла вон!Дура!" Метнулась к стене. Рухнуло, оборвалось счастье...Аплодисменты!
  Сашенька продолжала играть то, что хотела: сегодня влюбленную, завтра ,получившую прекрасное образование, но вынужденную работать горничной, женщину, а послезавтра...!
  -Барин, вы уже откушавши? - и язвительно, и ласково, спокойно и с достоинством звучали эти слова.
  Постышев пожаловался главному, что Сашенька ломает ему роль, а сам призадумался о том, что вот уже который день он с нетерпением ждет появления горничной - Сашеньки, к которой вдруг воспылал тайной страстью. Он не мог уже говорить ей : "Пошла , дура, вон!" Перед ним находилась женщина, которую он любил, о которой мечтал всю свою несуразную барчуковую жизнь. Постышев фразу эту из текста выбросил, а другой придумать так и не смог. При появлении горничной зал замирал. Постышев молчал, происходила немая сцена.
  Сашеньку с роли сняли. Заменили толстой Маринкой с косой и красными щеками. Все вернулось на круги свои. Маринка с порога орала: "Барин, а вы уже откушавши?" Постышев бросал в нее чем попадется, или хлопал ладонью по широкой Маринкиной заднице, добродушно отвечал: "Пошла, дура ,вон!"
  С лягушкой у Сашеньки тоже вышла неприятность. Акценты в спектакле сместились: героиней стала она- лягушка- Сашенька, а не он принц- Виктор Безделин. А слов-то у Сашеньки было всего: ква-ква........на все вопросы и действия, только ква-ква...Во время последней сцены, когда принц, совершая благородный поступок, относил лягушку к болоту, говоря при этом: "Живи себе, тварь лесная!",с ребятишками в зале происходило что-то непонятное. Они свистели, кричали, топали ногами. А один мальчик выстрелил в принца из рогатки.
  - Что с тобой, мальчик?- спросил со сцены растерянный принц.
  - Ты предатель! - крикнул мальчик и снова выстрелил из рогатки. И зал поддержал мальчишку дружным топотом и ором. Какая-то девчушка размазывала слезы по щекам и все повторяла:
  - Жалко лягушку ,жалко лягушку...
  На собрании Сашеньку предупредили - если она не прекратит насмешек над товарищами по работе и своим поведением будет продолжать демонстрировать протест против линии главного режиссера, то с театром придется распрощаться.
  Сашенька впервые столкнулась с непониманием, неприятием...и пожаловаться то ей было некому. Она была одинока, как былинка в поле...Выбежала из театра и сквозь толщу снега, тайгу и немыслимые расстояния прокричала ЕГО ИМЯ:
   И Г Н А Т И Й
  Встала на носочки, протянула вперед руки...ощутила его теплое дыхание, легкое прикосновение рук...Поняла: все, хватит, домой!
  Вот он - любимый ее город! Улицы, витрины магазинов, модные мальчики и девочки у баров, музыка с крыш, брейкеры в переулках! Театр!
  А здесь уже свои перемены. И новый режиссер - русский! Из Москвы!
  Внимательно и долго изучал Сашеньку. Оставил ключи от своей квартиры - Сашенькину комнату давно отдали другой артистке(остановиться в родном городе было не где) - сказал, что придет вечером.
  До вечера Сашенька гуляла по городу. Слушала орган в фарном костеле, пила в баре настоящий горячий кофе, звонила подруге в Москву.
  - Приезжай!- кричала подруга в трубку.- Я тебя жду. Поживешь пока у меня. Улица Большевицкая...станция метро 905 года...Ты все поняла?
  Вечером пошла к режиссеру. Тот только что пришел, стоял у двери и звонил к себе в квартиру. Почувствовал, что на него смотрят - обернулся.
  - Так это вы?
  Пили чай. В комнате было тепло и уютно. Со стены на Сашеньку смотрел Гунар Целинских. Его портрет переходил по наследству вместе с квартирой каждый раз к новым жильцам. Постоянно звонил телефон. Режиссер кому-то что-то объяснял...Говорили о театре, о горничной, лягушке. Режиссер почему-то хохотал, ему было весело, до слез.
   Сашенька встала. Было уже поздно. Режиссер взял ее за плечи, легонько, но властно привлек к себе. Сашенька замерла. Ей говорили когда-то , что отказывать в таких случаях нельзя.
  - Вы не согласны? - ласково спросил он.
  Сашенька молчала. Сказать "нет" -означало остаться без театра. Сказать "да"?
  Он заглядывал ей в лицо. Был насквозь прокуренный и колючий.
  - Куда же вы теперь?
  - На вокзал.
  - Я гарантирую, с нового сезона вы будете в театре. Продержитесь как-нибудь это время...Можете остаться у меня... я куплю раскладушку...
  - Поеду к подруге.- сказала Сашенька.
  Режиссер купил ей билет на самолет. В аэропорту прощались, как старые добрые друзья. Он поцеловал ее в щечку : "Держись, малыш!"... Отошел, посмотрел на нее на Сашеньку со стороны - девочка с другой планеты с большими печальными глазами. Сердце у него защемило, почему-то показалось, что Сашенька уходит из этой жизни навсегда...Куда едет? Зачем? Куда он ее отпускает? Без денег, без жилья, без работы...
  - Оставьте на всякий случай адрес!
  - Возьмите меня в театр! - одни глаза , а в глазах боль.
  - Поймите, середина сезона...весь штат набран...я только начинаю...я не могу.
  Москва встречала самолет разноцветными огнями, похожими на елочные игрушки - торжественными и холодными. Сошла с трапа. Ветер. Бесконечный ветер и холод. Пришлось двумя руками придерживать шляпку. Среди деловой толпы с чемоданами и баулами, среди чужих мужчин и женщин, спешивших куда-то, Сашенька выглядела нелепой в своем немыслимом пальто, фасон эпохи ренессанса, шляпке с вуалькой...Кое-как добралась до остановки. Толпа впихнула ее в автобус, прижала к какому-то дядьке в большой меховой шапке, тот потеснился, освобождая небольшое жизненное пространство. Со всех сторон давила толпа. Ехали целый час. Остановка "Речной порт". Дядька проводил Сашеньку до метро. Подарил ей апельсин.
   Люди в метро чем-то были похожи друг на друга. У всех одинаковое выражение лиц- серьезное и сосредоточенное. Сашенька обратила внимание - никто в электричке не разговаривал. Входили в вагон и сразу становились одиночками. На эскалаторе не успела встать с левой стороны, как чьи-то сильные руки приподняли ее и поставили справа : "Не лезь не в свой ряд!"
   Здесь невозможно было встретить праздно шатающихся зевак. И даже на вопрос Сашеньки: "Который час?"- ни у кого не нашлось желания ответить- проходили мимо, или отвечали одно короткое: "Не знаю".
   С подругой встретились у станции метро 905 года. Расцеловались. Дома пили шампанское, слушали музыку. Сашенька смотрела в окно на серое , грязное небо, что-то отвечала подруге. Та жила с теткой. У тетки был любовник. У теткиной дочери было два любовника. У подруги ни одного.
  Сашенька думала о том, что скоро начнется новый сезон и режиссер возьмет ее в театр. А пока у нее не было театра, а значит, не было жизни.
   Решили посмотреть на вечернюю Москву. Вышли на проспект. Москва опустела. Кое-где "проплывали", мерно покачивая бедрами, московские красавицы, похожие на манекенщиц из салона Юдашкина - и тоже с одинаковым выражением лиц. Сашенька изумленно смотрела им вслед.
  Среди высоких мощных зданий , огромных проспектов она потерялась, ощущала себя маленькой, жалкой, никому не нужной...Медленно брели две одинокие фигурки по проспекту. Ветер бился им в спины, задирал пальто, пробирался за воротник. Остановились у театральной тумбы: Васильев, Фоменко, Табаков...
  Билетов нет и на ближайшее время не предвидятся...Какой-то парень, весь посиневший от холода, предложил билеты на вечер смеха...Смеяться не хотелось...Где-то здесь, в десятимиллионной Москве, живет ее Игнатий!...Вошла в телефонную будку, набрала номер. Через стекло со стороны улицы смотрела на нее подруга (ей было холодно, она зябко дула себе на ладони, пытаясь согреться.)...
  -Игнатий!- Сашеньке показалось, что она закричала, молила его о помощи.
  -Вам так необходим Игнат?- спросил спокойный женский голос.
  -А кто это? - растерялась Сашенька.
  -А кто его спрашивает? - спросил все тот же спокойный голос, но уже с ноткой улыбки.
  Сашенька не ответила. Она не знала, что сказать. Кто она - Сашенька? Кто она -эта женщина?
  "Игнат, тебя."- услышала Сашенька.
  - Игнатий! - выдохнула Сашенька. Ей показалось, что она задохнется от радости, от возможности слышать его голос.
  Он молчал...потом почему-то спросил : "Так какой вы говорите , ваш номер телефона?". Сашенька машинально ответила.
  - Так вот ,- продолжал он. - Не ставьте себя в положение девчушки над которой можно посмеяться. - Он бросил трубку. Потекли гудки.
  Подруга растормошила Сашеньку: "Пойдем, пойдем отсюда!"- она тащила ее от телефонной будки, как от гибельного страшного места...
  Ночью Сашеньке приснился сон. Она видела себя , лежащей в горизонтальном положении и ясно ощущала, что под ней нет постели, а вокруг нет стен и потолка, и где -то там, внизу, нет земли...Сашенька как бы осталась в космической сфере, и в то же время находилась за ее пределами, и теперь смотрела оттуда, издалека на себя со стороны....Она ощутила застывший, запечатлевший один только этот миг взгляд. Сашенька проснулась. В окно виднелся серый клок неба. Подруга гремела на кухне посудой. Сашеньке не хотелось вставать , двигаться. Она думала о том, что жизнь кончилась. Не будет следующего сезона. Не будет театра. И не будет больше Игнатия.
  Если встать на подоконник и оттолкнуться от ставшей вдруг ненужной жизни?
  Сашенька подошла к окну.
  На подоконнике, по другую сторону окна, сидела маленькая странная птичка. Голова у нее была лысая, без перышек. Сашенька открыла окно. Птичка, не долго думая, влетела в комнату, села на Сашенькин стакан и стала пить воду. Птичке было все равно, есть в комнате Сашенька или нет ее. Ей было все равно, есть ли в квартире Сашенькина подруга .Она прогулялась на кухню, поклевала каких-то зернышек и крошек, посидела на табуретке, посмотрела на их человеческую жизнь и выпорхнула в окно, в свой маленький инопланетный мир.
  На часах было без четверти девять
  " Игнатий!"-вспомнила Сашенька. Она подумала о том, что вот сейчас он позвонит и точно- раздался звонок.
  -Решил все-таки, позвонить вам, чтобы не портить ни себе ни вам настроения. Рассказывайте, как вы, что вы, где вы? Зачем хотите со мной встретиться? Ну, что вы молчите?
  Сашенька молчала, он говорил. Она слушала его голос. Чувствовала - вот сейчас он замер и ждет , что она ответит. Вот сейчас насторожился, почему-то волнуется, а сейчас ему смешно... У Сашеньки была одна особенность - слышать мысли тех, о ком она думала. Сашенька не догадывалась об этом - она отвечала. Так было и сейчас. Он думал - она отвечала. Он уже привык к этому и не удивлялся.
  - И все -таки, - сказал он, - что заставило вас позвонить мне? Когда - то вы говорили о необходимости свободы...вы обрели ее?
  - Мне плохо...Возможно, потом наши встречи и не понадобятся...Но сегодня, сейчас...Мне необходимо видеть вас.
  Он молчал. Он слушал. "Если так, - подумал, - тогда нет!"
  - Но ,почему? - спросила Сашенька.
  - Я не могу так. А вы всегда так и никогда иначе.
  Он замолчал. Потом спросил : "Ну, что? Пока?" Сашенька не отвечала.
  - А что бы вы хотели услышать? Что вам сказать?
  Сашенька молчала.
  - До свидания. - он подождал, пока Сашенька положит трубку.
  Сашенька сидела неподвижно, взгляд ее скользил по грязным обоям, старой теткиной мебели, где-то капала вода...монотонно звенели старинные часы...подружка курила на кухне...Сашеньке было плохо. Жизнь для нее кончилась вдвойне. Не было театра. Не было Игната. Не будет другого театрального сезона ...
  Сашенька вышла на балкон. Приподнялась на носочки, протянула вперед руки, сосредоточила энергию на кончиках пальцев: Игнат! Игнат!
  Что-то не получалось. Что-то не то! Но что? Что произошло?...Напрасно она тянула руки к небу, напрасно повторяла его имя.
   ЭТО ИМЯ БОЛЬШЕ НЕ ЗВУЧАЛО
  Сашенька взобралась на перила балкона, быстро оттолкнулась и, расправив руки, как крылья, полетела над славным городом Москвой в свой маленький инопланетный мир.
   На улице было холодно. Шел снег.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"