(Обзор произведений "льготников". Остальные тексты подгруппы ниже).
Приступая к написанию этого обзора, я чувствую себя в несколько двусмысленном положении. Преследует мысль -- если люди записались к тебе в "подзащитные", то, значит, рассчитывают на понимание и содействие... Но как же тогда критиковать? Если рассказ не очень понравился? Да ещё коли автор -- не такой уж и незнакомец? А с другой стороны -- так ли уж ценен сплошь комплиментарный обзор? Да и не умею я писать такие обзоры. В общем, есть тут повод для некоторого смятения духа.
Однако, прежде чем перейти к собственно "критической" части, хочу отметить одно общее для всех "подзащитных" рассказов, и очень отрадное качество -- все тексты читались легко. Ни через один не пришлось мне "продираться", спотыкаясь об явные стилистические огрехи и ляпы. Так что сразу хочу поблагодарить авторов за "ненагружающее", в самом хорошем смысле, чтение.
Наследник
Первым желанием было написать: "Неправдоподобно", но затем я призадумался. С одной стороны -- да, вся история, случившаяся "наутро", после пробуждения героя, - сплошная натяжка. Ясно, что и сайт банка так запросто подделать нельзя, и в мировую финансовую систему вмешаться. В общем, тут и по пунктам перечислять нет нужды все неправдоподобности. С другой стороны -- начало рассказа, то есть завязка, как раз-таки выглядит вполне достоверно. И письмо о наследстве герой, теоретически, мог получить, и не поверить мог, ответив насмешливо.
Вот и подумалось мне -- а может, герой того, не проснулся? Может, он продолжает спать, и видит, как лихо мстит всей "мировой финансовой закулисе"? Или ещё вариант -- сидит всю ночь "подшофе", и пишет этот рассказ?
В общем, автору удалось передать эскапизм своего героя, его желание "отменить" окружающий мир, в котором не получается достичь успеха, и регрессировать к прадедову образу жизни. Да, есть такое модное течение -- дауншифтинг. Проблема в том, что даже в масштабах "отдельно взятой страны" это не выход.
Вспышка
Рассказ-загадка, в тайну которой читатель стремится проникнуть по ходу чтения. В общем, что повествование идёт от лица "не совсем девушки" становится ясно довольно быстро. А вот объект нежных чувств героя остаётся полнейшим инкогнито почти до самого финала. Мне кажется, писать такой рассказ почти так же интересно, как и читать -- автору нужно соблюдать чувство меры, чтобы заранее не раскрыть замысел, и чтобы читатель хотя и оказался запутанным, но всё ж не до самой крайней степени. Хотя ценность текста, несмотря на качество исполнения, невелика -- милая шутка, ребус, но не больше того.
Смальта, кобальт, лазурь, ультрамарин
Случалось ли вам, о дорогой мой читатель, перевернув последнюю страницу увлёкшей вас книги, вдруг ощутить себя пойманным в западню? Подобно мотыльку, необдуманно соблазнившемуся чудесным нектаром, и вкушавшему этот халявный нектар, казалось бы, вполне невозбранно из самого сердца цветка, вы, того не ведая, понуждены теперь нести лёгкий налёт пыльцы. Эта пыльца слов, построения фраз, сравнений, и даже самого образа мысли будет сопровождать вас до того момента, пока, зачарованный красотой иного цветка, вы не попадёте теперь уже в его плен, или, встряхнув головой на манер попавшей под дождь собаки, не скажете себе: "А, собственно, какого чёрта?!" Но бывает и третий исход. Он случается не со всеми. Пыльца проникает в кровь, и теперь уже не имеете вы иного жребия, кроме как томиться, наблюдая вызревание плода. А затем произвести на свет нечто, являющееся вашим плоть от плоти, но несущее на себе отпечаток того, с чем соприкоснулись так неосторожно и близко.
Пожалуй, именно это я бы назвал "мастерством без стрельбы".
Здраура
В этом рассказе антураж самым бессовестным образом перетянул на себя одеяло. Автор даёт штриховую картину фантасмагорического, и, судя по всему, крайне забавного мира. Читатель заинтригован -- что это за Париж на Урале? Что за странное обиталище Таракана? Кто такие вообще эти люди? И что за мир, откуда он появился? В общем, антураж качественный -- фантазии автору явно не занимать! И вот на фоне этого великолепия такая, я бы сказал, серенькая фантидея. Будто позаимствованная у какого-то унылого фрика от биоэнергетики. Кроме того, пытаясь выглядеть наукообразной, идея эта явно диссонирует с фантасмагорическим миром. Тут бы надо градус веселого абсурда наращивать, но автор "сливает". Финала у рассказа практически нет. Обрывается едва ли не на полуслове. Я так даже повторно файл скачал -- думал недогрузилось. Сюжетная линия, сама по себе слабенькая, оборвана -- непонятно, чем там закончилось омоложение главгера. Невыстрелившим ружьём висит предсказание татарки.
В общем, такое впечатление, что автор писал-писал, а потом выдохся. Вывалил кое-как фантидейку, и тут же умыл руки. Я бы посоветовал следующим образом поступить -- отчикать нафиг этот недофинал с недоидеей, а "вкусный" антураж развить, и придумать достойное ему применение.
Часть 2. Остальная группа.
Не обещаю рассмотреть всех. Кто заинтересован особенно -- оставляйте заявки в комментах.
Хромой воробей
Рассказ, на мой взгляд, имеет как сильные, так и слабые стороны. Сюжет достаточно крепок, и читать интересно. Деревенский быт и герои описаны реалистично. Автор знает, о чём пишет, и умеет нарисовать картинку. Это всё бесспорные плюсы текста. Но есть и недостатки. Прежде всего хочу сказать о "космической" части. Она, к сожалению, выглядит недостоверно. Причём, это относится и к персонажам, и к их действиям. Очевидно, что если часть "деревенская" списана с натуры, и потому убедительна, то здесь автору просто не от чего было оттолкнуться. Но, мне кажется, основной сюжетной канве это практически не вредит. На месте негуманных американских астронавтов могли бы быть зелёные человечки, либо нечистая сила, и рассказ бы от этого только выиграл. Потому что легче "замотивировать" пришельцев (их логики и намерений не знает никто), или чертей (они по умолчанию пакостники и враги рода человеческого), чем граждан реально существующего государства. Как уже говорил -- в рассказе их образы выглядят совершенно картонными на фоне деревенских персонажей (включая чертёнка и кота Ваську). В общем, эту часть я бы рекомендовал автору переработать, а то и вовсе убрать -- в конце концов чудеса не нуждаются в объяснении (да к тому же там объяснение уже есть -- предостережение деда Фёдора о полнолунии).
Также несколько смутила излишняя, на мой взгляд, жесткость "наказания" Виктора -- ну зачем было лишать его глаза? Тем более, если текст претендует на юмор? Достаточно ограничиться фингалом. Сюда же относится натуралистичность описания страданий и "казни" курицы. Я бы опустил эти детали.
Также глаз резанули несколько орфографических и стилистических ляпов:
"А когда выйти надо, говоришь: "Мяв!", и пол часа ждешь" - "полчаса" должно быть слитно.
"Его и так пол деревни недобрым словом поминает..." - "полдеревни" должно быть слитно. Я бы вообще заменил на "половина деревни".
"Поставила на газовую плиту чайник. Ошпарила кипятком, сняла перо, обожгла над газовой горелкой" - стилистическая ошибка. Читается так, что это с чайника сняли перо, обварили кипятком, и обожгли горелкой.
"Врач сказал - переходной возраст" -- ошибка, должно быть "переходнЫй".
"Теперь только в груди немного болит, то ли сердце, то ли в бронхах что-то от воспаления осталось и колет иногда" - корявое предложение. Последние два слова вообще ни к селу ни к городу.
Надеюсь, автор сочтёт критику конструктивной.
Леший
Отличный рассказ. Всё на месте, и ничего лишнего. Бывает такое, когда читаешь, и думаешь -- вот сам бы так написал, да только автор раньше успел! Сказать больше нечего. Поблагодарить разве что, и пожелать успеха на конкурсе.
Сброшенные путы
Пересказ библейского мифа, похоже. Не совсем понимаю, зачем это стоило делать. Разве что в целях религиозной пропаганды. Написано ровно. Но и только.
Невеста Грешника
"Готические страдания" юной девы. Всё, конечно, трагично и мрачно, но слава богу, хэппи энд в финале. Правда, я так и не понял, что ж там такое случилось. То есть, всё понятно -- явился ОН, и спас её, как и должно быть, но вот что конкретно...
И, кстати, вы не правы, автор -- за любовь душу продавали куда как чаще, нежели чем за власть, деньги, и прочие блага. Но тут, очевидно, сказывается влияние времени -- сегодняшним подросткам слова "деньги" и "секс" знакомы куда как лучше, чем слово "любовь". И я рад, что автор поднимает для себя эту тему.
Ошибки... стилистические и прочие... Их много. Сначала стал было выделять, потом бросил -- пришлось бы процитировать добрую половину рассказа. Вот те, что попались сразу:
"Я уверенна" - должно быть с одним "н".
"Прошло несколько недель, прежде чем, наконец, я вышла на улицу и подошла к тому дереву, но рядом никого не оказалось. Сначала я подумала, что схожу с ума, но, зайдя, домой и, подойдя к окну, вновь увидела незнакомца" - очень часто и много "шла".
"-Через 7 дней я вернусь, и ты должна дать ответ. В эти семь дней ему будет разрешено, находится рядом. Ты почувствуешь, должна ты согласиться или нет. Надеюсь все понятно" - тавтология.
"...ходит за мной попятам" - "по пятам" раздельно.
"...ко мне он не испытывает гнев" - должно быть "гнева" в данном случае.
Быть
Отлично написано. Весомо и зримо. Оригинальный образ с мухой -- летательным аппаратом. Но всё же... загадка осталась не раскрытой -- кто такой герой, кроме того, что он "просто псих"? И потому -- лёгкое разочарование. Или это я чего-то не понял?
Сатирический рассказец
Поток сознания одним сплошным куском в 11Кб. Читать очень трудно. Я и не дочитал. Простите, автор.
Деревянный негодяй
В плане "как" всё замечательно. Хотя то, что герой именует "поддон", всё же правильней было бы назвать панцирной сеткой. А вот в плане "что"... Думаю, бессмысленно задавать традиционный вопрос "что хотел сказать автор". Автор хотел написать нечто "грязное". Ему удалось.
Прощение
Это, похоже, что-то по мотивам "Диагностики кармы", или кого-то из последователей Лазарева. Хотя способ "проработки" какой-то странный. Неужели чтобы простить, требуется замучить до смерти? Путь к любви лежит через садистские фантазии? Не верю. Это прямо как в пьесе у Михалкова: "Он должен выплакать сначала все бациллы, и может быть тогда к нему вернутся силы".
А написано вполне на уровне, довольно складно.
Правда о Дозорах. Операция "Лампочка"
Вроде как юмор "по мотивам" опусов Лукьяненко. Меня-то, честно говоря, сами оригиналы не поразили глубиной мысли. А тут и вовсе -- попытки хохмить на избитую тему похмелья и пьянок. Мы такое в институте писали, от скуки, на лекциях. В общем -- не интересно, сорри.
Хозяин своих снов
Ага, тут явственно прослеживается идейное влияние Карлоса нашего Кастанеды. А ничего так написано. Ровно, гладко, читается легко. Герой реалистичный, картинка достоверная. Неплохой рассказ. Единственное -- "медицинские" подробности в финале подкачали. Посмотрите в сети, что такое метастаз, тогда поймёте, что врач вряд ли сказал бы так, как у вас написано. И что за "гремящий халат"? Крахмал сделал его железным? Вообще финал выглядит слабее остального текста. Автор то ли устал, то ли не нашёл аналогий в своём жизненном опыте, чтобы удержать планку. Но в целом рассказ понравился.
Сказки предалекой страны
Красиво, гладко, складно. Эдакое "благорастворение всеобщих воздухов" в тексте. И автор, похоже, так сам увлёкся этой гармонией, так не хочет её нарушать, что боится начать сюжет. Кажется -- ну вот-вот, сейчас закончится подзатянувшееся вступление, и пойдёт собственно сказка. Но нет -- автор бросает один зачин, и берётся за другой, потом бросает его, и берётся за третий. Обещает, и не рассказывает. Как будто включили режим "обзор" на проигрывателе компакт-дисков. Ведь любой сюжет подразумевает конфликт, а значит придётся вносить противоречие, сталкивать между собой персонажи, вносить в благостный мир какое-то нестроение, или, не дай бог, зло. Автору этого очень не хочется. Порой он, вроде, решается -- мальчик отправляется в лес, и если бы не пёс... Увы -- и тут всё понарошку. Ни медведей ни волков, ни бабы Яги. Только ручной кабанчик, который совсем не опасен.
В итоге всё получается ровно вопреки названию -- есть мир, "предалёкая страна", описан его генезис, есть персонажи, но нет сказок. Жаль! Ведь как хорошо всё начиналось!
Мешок с золотом
Симпатичный рассказ. Колоритные образы героинь. Особенно Старая Лыжа понравилась. Вторая тоже хороша, но всё-таки более традиционна. Автору удалось не только "улыбнуть", но и слегка "рассмеять". Спасибо!
Вместе с тем, добравшись до финала, испытываешь некоторое разочарование -- сюжет откровенно прямолинеен. То есть, как-бы с самого начала ясно, что обе тётушки "старой закалки", и вряд ли смогут распорядиться богатством "по современному", но всё же... У меня, правда, закралось подозрение, что не всё так просто, и предприимчивая Лариска как-то смогла поживиться за счёт богатств. Но нет -- в сюжете ничего такого не просматривается. А ведь, на мой взгляд, мог бы получиться интересный ход, такая своего рода "закольцовка".
И ещё, уж если приводить английские слова в тексте, то либо писать их правильно - "Yes", либо транскрибировать на русский.
Чёрный товар
И напоследок -- фантастика. Очевидно, рассказ готовили для конкурса "СССР-2061", хотя нарисованный мир я бы не назвал "светлым будущим". Пока читал, всё пытался свести концы с концами, понять, как автор вывернется, и объяснит существование в мире завтрашнем тех явлений, что так хорошо знакомы нам по окружающей действительности -- стремление уйти от реальности, коррупцию... Но оказалось, что ничего объяснять не нужно, и всё гораздо проще -- это "Матрица" братьев Вачовски плюс "Странные ящики профессора Коркорана" Станислава Лема. Получается такая симметрия -- из этого мира хотят сбежать туда, а из того мира хотят сбежать куда-то ещё, и всё это бесконечным циклом свёрнуто внутрь самого себя. Тупик. Ловушка, из которой нет выхода. Пессимистичный рассказ.
И напоследок несколько слов о группе в целом. Откровенно провальных рассказа, на мой взгляд, два. Ещё один представляет собой прямой пересказ чужого сюжета, то есть абсолютно вторичен. Остальные тринадцать текстов подгруппы в той или иной степени "живые". Есть о чём говорить и думать. Это хорошо! И по крайней мере три произведения я включил в свой "топ". Будет интересно взглянуть, насколько мои предпочтения совпадут с результатами голосования.
Вместе с тем хочу отметить невесёлый, с моей точки зрения, факт -- совсем мало рассказов, которые можно назвать фантастическими, большинство, скорее, подпадают под определение "нереалистическая проза". В общем, иного ожидать трудно, когда в окружающем мире преобладают реакционные тенденции, а на смену научному мировоззрению приходит религиозно-мистический взгляд на мир.