Амплификация (лат. amplificatio - расширение) - стилистическая фигура: нагнетание в тексте синонимических тропов или повторяющихся однородных конструкций (слов) ("Я тайный замысел ласкал, терпел, томился и страдал").
Анафора (др.-греч. ἀναφορά - приписывание, средство к исправлению) -
стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): "Город пышный, город бедный..."
Антитеза (др.-греч. ἀντίθεσις - противоположение от ἀντί - против + θέσις - тезис) - стилистическая фигура, со- или противопоставление контрастных понятий, положений, образов ("Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!").
Бессоюзие (аси́ндетон) (греч. ἀσύνδετον, лат. dissolutio) - построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов.
Гипербола (из др.-греч. ὑπερβολή "переход; чрезмерность, избыток; преувеличение") - разновидность тропа, основанная на преувеличении ("реки крови").
Градация - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи ("Не жалею, не зову, не плачу...").
Инверсия (от лат. inversio - переворачивание, перестановка) - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение; используется обычно для выделения того или иного элемента предложения или для придания предложению особого смысла.
Литота (от др.-греч. λιτότης - "простота", "малость", "умеренность") - 1) троп, отрицание признака, не свойственного объекту, то есть своего рода "отрицание отрицания", дающее в итоге формально равнозначное положительному, но фактически ослабленное утверждение ("небесполезный"). 2) троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение ("мужичок с ноготок").
Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά - "перенос", "переносное значение") - троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопостовляемых членов ("говор волн", "бронза мускулов").
Метонимия (др.-греч. μετονυμία - "переименование", от μετά - "над" и ὄνομα/ὄνυμα - "имя") - троп, замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности ("театр рукоплескал" - вместо "публика рукоплескала").
Многосоюзие (полисиндетон) (др.-греч. πολυσύνδετον - многосвязное) - такое построение предложения, когда все (или почти все) однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом.
Оксиморон (оксюморон) (др.-греч. οξύμωρον - 'умная глупость') - стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов ("живой труп", "жар холодных чисел").
Параллелизм (др.-греч. παραλληλισμος - расположение рядом, соположение) - в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим, параллелизмом ("В синем море волны плещут. В синем небе звёзды блещут") говорят о ритмическом, словесно-звуковом или композиционном параллелизмах.
Парцелляция (нов. лат. parcellatio 'разделение', реконстр. из фр. parcelle 'частица') - экспрессивный синтаксический приём письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения ("И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь").
Симплока (от др.-греч. ςιμπλοκε - сплетение) - стилистическая фигура повторения начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце ("И я сижу, печали полный, Один сижу на берегу"). Часто совпадает с параллелизмом.
Синекдоха (др.-греч. συνεκδοχή - "соотнесение") - троп, вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот ("пропала моя головушка" вместо "я пропал").
Солецизм (от др.-греч. σολοικισμός (лат. soloecismus), от названия др.-греч. Σόλοι (лат. Soloe)) - неправильный языковой оборот, не нарушающий смысла высказывания ("Сколько время?"); может использоваться для создания стилистического эффекта.
Хиазм (от др.-греч. χιασμός) - вид параллелизма: расположение частей двух параллельных членов в обратном порядке ("Мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть").
Эллипсис (от др.-греч. ἔλλειψις - недостаток) - стилистическая фигура, пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации ("Не тут-то [было]. Море не горит").
Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον - 'приложенное') - образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения ("чистое поле", "парус одинокий").
Эпифора (от др.-греч. ἐπιφορά - принесение, прибавление) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз). Вид эпифоры - рифма.