Скоркин Константин Юрьевич : другие произведения.

Святой эсер: жизнь Ильи Фондаминского

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Он начал жизнь как политический террорист, а закончил православным святым


   Святой эсер: жизнь Ильи Фондаминского
  
   Он начал жизнь как политический террорист, а закончил православным святым
  
   Происхождение
  
   Илья Исидорович Фондаминский (другой вариант написания фамилии - Фундаминский) родился в1880 в Москве в семье купца 1-й гильдии. Семья Фондаминских принадлежала к сливкам московского еврейского делового мира, родители строго придерживались еврейских религиозных традиций. Но гораздо большее влияние на жизнь Фондаминского оказала судьба его старшего брата Матвея (1867-1896).
   В 1885 Матвей Фондаминский во время учебы в Московском университете примкнул к террористической организации "Народная воля". В следующем году был выдан полиции товарищем по революционной группе Сергеем Зубатовым, впоследствии одним из руководителей Охранного отделения, и осужден на 10 лет каторги. В 1889 он принял участие в бунте политических ссыльных в Якутске, после подавления, которого был приговорен к пожизненной каторге, где и умер от туберкулеза в возрасте 29 лет.
   Вторым ключевым моментом формирования будущего революционера стал элитарный интеллектуальный кружок, основу которого составляли внуки еврейского миллионера-чаеторговца Вульфа Высоцкого - Гоцы, Гавронские и Цетлины, а также их русские друзья из богатых семей - Николай Авксентьев и Владимир Зензинов. Из этого оппозиционно настроенного кружка впоследствии вышел практически весь руководящий состав партии эсеров.
  
   Молодость
  
   Из-за ограничений связанных с процентной нормой для евреев (по закону 1887 для Москвы 3% от общего числа учащихся) Фондаминский не смог поступить в гимназию при Лазаревском институте восточных языков. Он окончил частную гимназию Креймана и в 1900 поступил на философский факультет Берлинского университета, вместе с ним учиться в Германию отправились и его товарищи по московскому кружку. Он посещал лекции по философии, социологии, политической экономии, праву. Одновременно Фондаминский и его друзья поддерживали отношения с эмигрантскими революционными организациями, выполняя их поручения во время поездок домой на каникулы (старший брат близкого товарища Фондаминского Абрама Гоца Михаил - один из создателей и лидеров партии эсеров).
   В марте 1902 во время очередного приезда в Россию Фондаминский был арестован на границе по подозрению в причастности к партии эсеров, провел в тюрьме два месяца.
   В 1903 Фондаминский женился на подруге детства Амалии Гавронской, внучке чаеторговца Высоцкого, получив огромное приданое, в частности долю в чайных плантациях на Цейлоне.
   По воспоминаниям Владимира Зензинова, красавица Амалия страдала тяжелым нервным расстройством и галлюцинациями. Сам Зензинов, безнадежно влюбленный в Амалию, вспоминал, что ее родители пришли в ужас от самой идеи ее возможной связи с "гоем".
   После завершения учебы Фондаминский в конце 1904 вернулся в Россию, где примкнул к московскому комитету партии эсеров. Фондаминский и его товарищ Авксентьев стали любимцами образованной публики, благодаря, своим ярким выступлениям на политических банкетах, организуемых либеральных оппозицией.
  
  
   Революция 1905
  
   С самого начала революционного взрыва в России Фондаминский становится активным участником политической борьбы (под псевдонимом Бунаков), он выступает на многотысячных митингах, агитирует рабочих на заводах, ездит с докладами по провинции. В то же время жена Фондаминского, далекая от политики, помогает скрываться от сыщиков своей подруге Зое Коноплянниковой, эсеровской террористке, организовывавшей под Москвой динамитные мастерские. В сентябре 1905 полиция арестовывает супругов Фондаминских по подозрению в соучастии террористам.
   За время месячного пребывания в тюрьме Амалии Фондаминской, дочери московских миллионеров, были созданы сказочные условия, стены камеры были обклеены обоями, их регулярно обрызгивали духами, а тюремный повар готовил для нее вегетарианские блюда.
   Террористка Зоя Коноплянникова, из-за которой Фондаминские попали за решетку, впоследствии убила усмирителя московского восстания генерала Мина и была казнена.
   Политическая амнистия, объявленная в октябре 1905 в связи с дарованием высочайшего Манифеста о гражданских свободах, на Фондаминских не распространялась, так как они проходили по делу о терроризме. Однако тюремные власти были вынуждены их освободить, под давлением революционной толпы, приведенной товарищами-эсерами под стены Таганской тюрьмы.
   После освобождения Фондаминский принял активное участие в подготовке вооруженного переворота в Москве. Он пожертвовал несколько десятков тысяч рублей из личных средств на вооружение боевиков. В начале декабря 1905, под воздействием Фондаминского, съезд железнодорожников принял решение о начале всеобщей политической забастовки, ставшей прологом к декабрьскому восстанию в Москве. Фондаминский входил в штаб восстания, а после подавления его правительственными войсками бежал в Финляндию.
   В январе 1906 на финском курорте Иматра, под прикрытием местных националистов, прошел съезд партии эсеров, Фондаминский, вместе с Зензиновым и Рудневым, представлял на нем московский комитет партии. Весной - летом 1906 Фондаминский нелегально жил в Петербурге, совершая агитационные поездки по стране.
   После роспуска 9 июля 1906 "Думы народного гнева", как называла левая пресса Государственную думу, на выборах в которую прошло большое количество радикальных депутатов, ЦК эсеров решил нанести новый удар по правительству, организовав мятежи в армии и на флоте. Илья Фондаминский был отправлен для руководства восстанием на базе Балтийского флота в Ревеле (ныне Таллин).
   Начало восстания в Ревеле было успешным - революционеры под руководством некоего Оскара захватили 17 июля 1906 власть на крейсере "Память Азова", но пока Фондаминский добрался до корабля, верные правительству матросы взяли вверх над мятежниками и Фондаминского поднявшегося на палубу арестовали.
   Как участник вооруженного мятежа он оказался под военно-полевым судом, введенным для борьбы с революцией новым премьер-министром Столыпиным, и Фондаминскому грозила смертная казнь. Защиту Фондаминского вели лучший ревельский адвокат Александр Булат и два петербургских защитника. Параллельно его товарищи строили планы организации побега (в записке переданной из тюрьмы Фондаминский уговорил их отказаться от этих намерений). Защите удалось доказать, что поскольку подсудимый прибыл на крейсер уже после подавления восстания, то его нельзя считать участником мятежа, и Фондаминский был оправдан. После освобождения Фондаминский и его жена через Финляндию бежали из России.
   По легенде один из членов суда подошел к Амалии Фондаминской и сказал: "Увезите как можно скорее вашего мужа заграницу", и когда в сопровождении ликующей публики супруги вышли из здания суда, Амалия крикнула: "Извозчик, за границу!". Владимир Зензинов в своих мемуарах опровергает эту историю, считая ее вымыслом журналистов.
   Адвокат Фондаминского Булат стал членом Государственной Думы по списку эсеров, а прокурор Павлов, требовавший смертной казни, был вскоре убит террористами.
  
   Эмиграция
  
   В эмиграции Фондаминские поселились в Париже. После того, как журналист Владимир Бурцев передал эсерам сведения о том, что руководитель Боевой организации Азеф является агентом охранки, Фондаминский вошел в комиссии по расследованию этих обвинений.
   Комиссию возглавил старый революционер, член ЦК Марк Натансон, который стремился, во что бы то ни стало, оправдать Азефа, однако показания бывшего жандармского начальника Лопухина подтвердили виновность руководителя террора. Тем не менее, по до сих пор не выясненным причинам, эсеры позволили своему бывшему товарищу скрыться. В январе 1909 ЦК эсеров официально объявил Азефа провокатором.
   На 5-м Совете партии Фондаминский был избран в Заграничную делегацию РПСР, был назначен куратором террористической Боевой организации, во главе которой встал Борис Савинков. Однако измена Азефа подорвала идею террористической борьбы, и Фондаминский в эмиграции во многом пересмотрел свои прежние взгляды. Он сблизился с литераторами-декадентами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, которые после поражения русской революции искали синтеза между идеями социализма и христианства. Писатели привлекли его к финансированию религиозно-философского журнала "Вопросы жизни". В 1912 Фондаминский и его старый товарищ Авксентьев наладили выпуск в Париже журнала "Почин", который выступал против политического террора.
   Фондаминский познакомил Мережковского и Гиппиус и с Борисом Савинковым. Под их влиянием Савинков отошел от террора и написал повесть "Конь бледный", в которой выразил разочарование в терроризме.
   После начала 1-й мировой войны Фондаминский принадлежал к числу тех революционеров, которые приняли тактику прекращения борьбы с правительством на время войны, в 1915-16 он участвовал в издании журнала "Призыв", объединившего патриотическую часть революционной эмиграции от Плеханова до Савинкова.
  
   Революция 1917 и гражданская война
  
   После Февральской революции 1917 в России Фондаминский вернулся в Россию. В апреле 1917 его избирают заместителем председателя Исполнительного комитета крестьянских депутатов. Доклад Фондаминского "О земле" вызвал огромный интерес и был опубликован тиражом в несколько миллионов экземпляров.
   На 3-м съезде РПСР в мае - июне 1917 Фондаминского избирают в ЦК партии, на тот момент одной из самых влиятельных политических сил в стране.
   Летом 1917 руководители военного ведомства Керенский и Савинков отправляют Фондаминского в качестве комиссара Временного правительства на Черноморский флот, где сильна пораженческая агитация большевиков. За короткий срок Фондаминский завоевывает популярность среди революционизированных матросов и его избирают в Учредительное Собрание от Черноморского флота.
   Октябрьский переворот Фондаминский встретил крайне враждебно, его взгляды стремительно правеют, за требование блокирования с буржуазными либералами против большевиков его не переизбирают в состав ЦК на 4-м съезде партии (ноябрь - декабрь 1917).
   Во время единственного заседания Учредительного Собрания 6 января 1918 Фондаминский избирается в состав бюро эсеровской фракции. Один из матросов-большевиков, опознав в нем бывшего комиссара Черноморского флота, пытался его застрелить прямо в зале заседаний. После разгона собрания большевиками Фондаминский переходит на нелегальное положение, член антибольшевистского "Союза возрождения", объединившего правых социалистов.
   В мемуарах Зензинова упоминается эпизод, как Фондаминский чудом избежал ареста, когда пароход, на котором он плыл по Волге, был остановлен большевиками, а обыском руководил известный большевик Федор Раскольников, лично знакомый с Фондаминским. Однако Раскольников по непонятной причине сделал вид, что не узнал его, пройдя мимо.
   Летом 1918 Фондаминский бежит в Украину, где в это время установилась власть гетмана Скоропадского, поселяется в Одессе. В этот период единственным выходом для спасения завоеваний Февральской революции он видит интервенцию войск Антанты, в ноябре 1918 в качестве представителя "Союза возрождения" участвует в конференции в Яссах, на которой обсуждался вопрос о возможности начала интервенции. В апреле 1919 эвакуировался из Одессы на французском корабле, чтобы больше не вернутся в Россию.
  
   Вторая эмиграция
  
   Вновь оказавшись в Париже, Фондаминский некоторое время продолжает политическую деятельность, пытаясь склонить правительство Франции к более активному вмешательству в российские дела. Его товарищ по партии Марк Вишняк вспоминает о неформальных встречах Фондаминского с лидерами французских социалистов, в частности с Леоном Блюмом.
   В 1919 Фондаминский, по рекомендации видных русских масонов Кандаурова и фон Мекка был принят в парижскую ложу "Братство", входившей в ложу "Великий Восток". С 1921 - один из создателей русской ложи в Париже "Добрый самаритянин" (покинул ее из-за внутренних разногласий в среде русских масонов).
   Фондаминский не порывает связи с гуманистическим братством вплоть до середины 30-х годов, когда с переменой своих духовных воззрений, подвергается добровольному "радиированию" - вычеркиванию из списков ложи (в таких случаях удаляются все упоминания о причастности человека к масонству).
   В 1920 Фондаминский становиться одним из учредителей журнала русской эмиграции "Современные записки", ставших одним из центров литературной жизни Русского Зарубежья.
   На страницах "Современных записок" выходили работы Льва Шестова, Семена Франка, Дмитрия Мережковского, произведения Ивана Бунина, Владимира Набокова, Марка Алданова. Более того Фондаминский совместно с немецким издателем Заксом учредил при журнале книгоиздательство для русских писателей-эмигрантов, в которое вложил из своих средств 18 тысяч франков.
   Одновременно, Фондаминский погружается в философские исследования - в 20-е гг. на страницах "Современных записок" увидел свет цикл из 17 статей "Пути России", в котором он пытался создать свою оригинальную историософскую концепцию. Фондаминский видел спасение России в своеобразном синтезе христианства, самодержавия и социализма, в котором бы воплотились лучшие стороны Запада и Востока. Русскую эмиграцию Фондаминский видел в качестве своеобразного духовного ордена, который выработал бы концепцию идеальной России. Экстравагантные идеи Фондаминского пользовались популярностью в либерально-христианских кругах эмиграции. Его финансовой поддержкой пользовались христианские издания "Новый град" и "Путь".
   В конце 20-х годов Фондаминский отходит от активной общественной деятельности в связи с тяжелой болезнью жены. В 1935 Амалия Фондаминская умерла в возрасте 55 лет.
   Вторую половину 30-х годов Фондаминский продолжает участвовать в жизни русской эмиграции, помогает финансово "Русскому театру" и "межпоколенческому" литературному объединению "Круг".
   В этот период Фондаминский приходит к православию, однако откладывает крещение, ссылаясь на духовную неготовность к этому шагу. Зато он активно участвовал в деятельности организации "Православное дело" матери Марии (Скобцовой), пропагандировавшей социальную миссию христианства.
   Миссия "Православное дело" в период оккупации Франции помогала Движению Сопротивления и укрывала преследуемых нацистами евреев. В 1945 мать Мария была казнена нацистами.
  
   Оккупация, гибель, канонизация
  
   В 1940, после поражения Франции во второй мировой войне Фондаминский бежал от нацистов из Парижа, однако вскоре вернулся и зарегистрировался как еврей. В этот период он бедствовал, даже был вынужден продать свою огромную библиотеку немецкому офицеру.
   22 июня 1941 после начала войны между СССР и Германией Фондаминский был арестован во время облавы на русских эмигрантов и отправлен в лагерь под Компьеном. Здесь, незадолго до депортации в Освенцим, Фондаминский принял православие. Участники Движения Сопротивления строили планы его побега, однако тяжело больной Фондаминский отказался бежать, ссылаясь на желание разделить участь своих соплеменников. Илья Фондаминский был депортирован немцами в лагерь Освенцим, где и погиб 19 ноября 1942.
   1 мая 2004 г. в Александро-Невском соборе в Париже состоялся торжественный акт канонизации новопрославленных святых, участников "Православного дела" - протоиерея Алексия Медведкова, священника Димитрия Клепинина, матери Марии (Скобцовой), Юрия Скобцова и Ильи Фондаминского. Вопрос о канонизации пятерых подвижников был рассмотрен Синодом Константинопольского Патриархата по просьбе архиепископа Команского Гавриила (де Вильдера), экзарха приходов русской традиции в Западной Европе.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"