Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Аграфа. О незаписанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.68*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Реферативное изложение по книге профессора М.А.Таубе "Аграфа. О незаписанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа".

АГРАФА. О НЕЗАПИСАННЫХ В ЕВАНГЕЛИИ ИЗРЕЧЕНИЯХ ИИСУСА ХРИСТА

Реферативное изложение по книге профессора М.А.Таубе "Аграфа. О незаписанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа. Изд-во Крутицкого Подворья. Общество любителей церковной истории, М. - 2007. - 212 с."

Введение

Впервые книга профессора М.А.Таубе издана в Варшаве в 1936 г. и посвящена рассмотрению достоверных, но не вошедших в Евангелия изречений Христа Спасителя. "Аграфа" - незаписанные слова Господни.

Автор книги находит 71 такое высказывание. Источники, которые он берет во внимание - не апокрифы, но имеющие высокую степень достоверности тексты:

1. Канонических книг Нового Завета помимо Евангелий;

2. Первоначальных редакций канонических Евангелий или их первоисточников (то, что сохранилось);

3. Творений отцов и учителей Церкви первых веков христианства;

4. Древних литургических текстов;

5. Некоторых открытых памятников древнейшей христианской письменности.

Поскольку в Интернете мы не нашли выложенных текстов вне-Евангельских изречений Христа по книге М.А.Таубе, то решили восполнить этот пробел, ведь для христианина важна даже малейшая деталь из жизни Богочеловека. Мы постараемся не только привести изречения Спасителя, которые специально выделим курсивом и занумеруем, но и указать контекст их по каноническим Евангелиям, где это возможно, а также указать первоисточник. Все это мы будем делать согласно книге М.А.Таубе.

Наша статья никак не подменяет книги профессора Таубе, которую мы настоятельно рекомендуем прочесть всем интересующимся христианским вероучением.

1. Тексты канонических книг Нового Завета помимо Евангелий

Евхаристический текст из 1 Кор. 11: 24-25: "Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус... сказал", говорит апостол Павел. Высказывание Христа отсюда:

Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание (1),

которое должно поместить после слов Евангелия от Луки 22: 19-20: "Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается".

Текст Деяний Апостолов 20: 35: "...надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса", говорит апостол Павел. Высказывание Спасителя отсюда:

Блаженнее давать, нежели принимать (2).

Текст 1 Кор. 7: 10-11. Апостол Павел говорит: "А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь", и далее следует высказывание Христа: "жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей" или

(Итак) жена да не разводится с мужем, и муж да не оставляет жены своей (3),

которое могло быть опущено в тексте Евангелия от Матфея 5: 31-32 после слов: "А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует".

Текст из 1 Фес. 4: 13-17: "Ибо сие говорим вам словом Господним", учит апостол Павел, и далее следует высказывание:

мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (4),

которое могло быть по смыслу в текстах Мф. 24: 30-31 ("Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их"), Мк. 13: 27, Лк. 21: 27.

Текст Гал. 6: 2. Высказывание Христа:

Носите бремена друг друга (5),

что подтверждается последующими словами апостола Павла: "и таким образом исполните закон Христов".

Текст из 1 Фес. 5: 21-22. Согласно Оригену это высказывание Спасителя:

Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла (6).

Текст Еф. 4: 26. Согласно тому же Оригену это тоже высказывание Христа:

Солнце да не зайдет во гневе вашем (7).

Тексты 1 Пет. 3: 9, Рим. 12: 17 и 1 Фес. 5: 15. Древняя Сирийская "Дидаскалия" подтверждает их как высказывание Спасителя:

Не воздавайте злом за зло (8),

которое должно быть после слов Евангелия от Матфея 5: 38-39: "Вы слышали, что сказано: "око за око и зуб за зуб". А Я говорю вам"

Текст 1 Пет. 4: 8. Та же "Дидаскалия" утверждает: "говорит Господь" и далее следуют слова Господа:

Любовь покрывает множество грехов (9).

Тексты из 2 Пет. 3: 10 и 1 Фес. 5: 2. По утверждениям Дидима и Епифания это слова Господа:

Приидет же день Господень, как тать ночью (10).

2. Из первоначального текста канонических Евангелий и их источников

Нынешние канонические Евангелия в своей редакции не древнее 4-го века. Поэтому представляют особый интерес сохранившиеся ранее 4-го века тексты, которые послужили для составления канонических Евангелий.

Кембриджский Кодекс, тексты которого восходят ко 2-му веку, приводит следующий эпизод. Этот эпизод профессор М.А.Таубе считает должным поместить после рассказа Евангелия от Луки 6: 1-5 о прохождении Спасителя с учениками засеянными полями, когда фарисеи упрекнули их в нарушении субботы, после слов Христа: "Сын Человеческий есть господин и субботы":

В тот же день, увидев некоего (человека), работающего в субботу, сказал ему: о, человек, блажен ты, если знаешь, что делаешь: если же не знаешь, - то ты проклят и нарушитель закона (11)*.

(*Примечание - лично мы, единственный раз в противовес уважаемому профессору, выражаем сомнение в подлинности этого аграфа, ибо Христос в земном Своем служении никого не проклинал, не считая бесплодной смоковницы. Не соответствует Евангельский образ Христов суровому суду и проклятию человека, пусть даже грешника.)

Та же рукопись, а также древнелатинские переводы содержат поучительный вывод, сделанный в притче о выборе места на брачном пиру, который следует поместить в тексте Евангелия от Луки 14: 7-11 после слов: "Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: "друг! пересядь выше"; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою":

Вы же старайтесь возрастать из малого, а из большего делаться меньшим (12),

что следует понимать, как урок смирения и постоянной работы над своим нравственным возрастанием.

По словам бл.Иеронима, он нашел в Евангелии Евреев несколько иную редакцию слов воскресшего Христа, сказанных Им при Своем явлении 11 ученикам через затворенные двери, что подтверждает и св.Игнатий Антиохийский:

Возьмите, осяжите Меня и увидите, что Я не бестелесный дух (13).

Этот текст относится к пересказам Лк. 24: 36-43 ("Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня") и Ин. 20: 19-23.

Бл.Иероним передает следующий отрывок из Евангелия Евреев о явлении воскресшего Спасителя Своему брату Иакову Праведному, чего нет в канонических Евангелиях:

Господь же, отдав плащ слуге первосвященника, пошел к Иакову и явился ему. Ибо Иаков поклялся, что не будет есть хлеба с того часа, как он пил чашу Господа, пока не увидит Его восставшим из спящих (мертвых). (И снова, через некоторое время) "Принесите, сказал Господь, стол и хлеб". (И тотчас добавлено:) Взял хлеб, и благословил, и преломил, и дал Иакову Праведному и сказал ему: "Брат Мой, ешь хлеб свой, ибо восстал Сын Человеческий из спящих" (14),

но факт такого явления категорически утверждается апостолом Павлом (1 Кор. 15: 7).

Из Евангелия Евреев приведем отрывок, относящийся к рассказу о богатом юноше Мф. 19: 16-24, где вместо краткой редакции: "Услышав слово сие, юноша отошел с печалью; потому что у него было большое имение" мы читаем:

И сказал ему Господь: Как ты говоришь "я соблюл закон и пророков", ибо написано в законе "Люби ближнего твоего как самого себя"; а вот многие из братьев твоих, детей Авраама, покрыты грязью, умирают от голода, а дом твой полон многим добром, и ничего им из него не достается. И, обратившись, сказал Симону, ученику Своему, сидящему около Него: Симон, сын Ионин, легче верблюду войти сквозь игольные уши, чем богатому в царство небесное (15).

Бл.Иероним передает из Евангелия Евреев следующие два отрывка:

И никогда радостными не будьте, как если когда на брата вашего смотрите с любовью (16),

и

Кто огорчает дух брата своего, повинен в величайшем грехе (17).

Из Евангелия Евреев после слов Христа "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков..." (Мф. 10: 16) следует отрывок:

Петр же, прерывая, говорит Ему: Ну, а если волки разорвут овец? Сказал Иисус Петру: не убоятся овцы волков (ничего не могущих сделать) сверх умерщвления их; и вы не бойтесь убивающих вас и ничего (другого) не могущих вам сделать, а бойтесь имеющего власть над душою и телом, по убиении вашем, ввергнуть в геенну огненную (18).

3. Из творений отцов и учителей Церкви и других памятников церковной письменности первых веков христианства

Из "Учения 12 Апостолов", писаний Климента Александрийского и "Апостольских постановлений" изречение Христа:

Горе имеющим и лицемерно (еще) берущим или могущим сами себе помочь и желающим брать у других; ибо каждый даст ответ Господу Богу в день суда (19).

У различных отцов и учителей Церкви часто повторяются слова Христовы:

Будьте искусными менялами (20),

которые, видимо, оторваны от контекста. Вероятный контекст содержится в 1 Фес. 5: 21-22: "Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла", как это пишет Климент Александрийский и Ориген (см. высказывание 6).

Автор "Послания Варнавы" приводит следующие слова Спасителя:

Желающие узреть Меня и обрести царство Мое должны достичь Меня через скорбь и страдания (21),

что подтверждает и св.Прохор.

Климент Александрийский и Ориген приводят следующую заповедь Христову:

Просите великого, и малое приложится вам; просите небесного, и земное приложится вам (22).

Св.Макарий Великий приписывает Христу следующие слова:

Заботьтесь о вере и надежде, через которые рождается любовь к Богу и людям, дающая жизнь вечную (23),

которые интересны тем, что в них дается синтез трех основных христианских добродетелей - веры, надежды и любви, чего нет в канонических Евангелиях, но есть у апостола Павла (1 Кор. 13: 13).

Ориген в своем комментарии на Евангелие от Матфея приводит следующие слова Спасителя:

Иисус ведь говорит: с больными Я был болен и с алчущими я алкал и с жаждущими Я жаждал (24),

что следует поместить в виде заключения к поучению Мф. 25: 34-45 о заветах Христовых по отношению к "одному из братьев Моих меньших".

"Secunda Clementis" передает следующее грозное предостережение Христа:

Ибо даже если бы вы были собраны со Мною, на лоне Моем, а заповедей Моих не исполняли, то Я отвергну вас и скажу вам: Отойдите от Меня, Я не знаю вас, откуда вы, делатели беззакония (25),

что можно прибавить к тексту Мф. 7: 21: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного".

Св.Ефрем Сирин приводит два изречения Спасителя:

Но где скорби, туда поспешает врач (26),

Где (кто) один, там и Я (с ним) есмь (27),

причем последнее подтверждается "Логиями Иисуса".

4. Из древнейших литургических текстов первоначальной Церкви

Христос учил молитве учеников, в которой есть слова:

Да приидет в нас Дух Твой Святый и очистит нас (28),

что подтверждают св.Григорий Нисский, св. Максим Исповедник и Маркиан. Они утверждают, что эти слова стояли в тексте Лк. 11: 2 вместо слов "Да приидет Царствие Твое".

Текст из различных редакций сборников проповедей Английской Церкви с прямой ссылкой на Спасителя:

Будьте крепки в битве и боритесь с древним змием - и обрящете царство вечное (29),

который встречается также в древнем требнике Римской Церкви.

5. Из некоторых памятников древнехристианской письменности

Два изречения из Оксиринхского папируса:

Говорит Иисус: Если вы не будете поститься от мира, то не обрящете царства Божия; и если не будете субботствовать субботы, то не увидите Отца (30),

что надо понимать, как воздержание от мира, отстранение от мирского, а соблюдение субботы надо понимать в морально-христианском смысле.

Говорит Иисус: в мире Я был, и в плоти был им видим, и всех нашел упившимися, и никого не нашел Я жаждущим среди них, и скорбит душа Моя о сынах человеческих, ибо они слепы в сердце своем и не видят, нищи и не знают нищеты своей (31).

Найденный Гренфелем отрывок из неизвестного нам Евангелия, возможно арамейского Евангелия от Матфея:

...И Он взял их и повел их в самое место очищения и ходил по храму. И, идя навстречу, некий фарисей, архиерей, именем Леви, столкнулся с Ним и сказал Спасителю: "Кто разрешил тебе ходить в этом месте очищения и смотреть на священные сосуды, если ты не совершил омовения, да и ученики твои не умыли ног? И ты ходил, уничижая его, по храму сему, который есть чистое место, где никто не ходит, не совершив омовения и не переменив одежды, да и на священные сосуды смотреть ты не смеешь!" - И, сразу остановившись с учениками Своими, Спаситель отвечал ему: "А ты-то, находящийся здесь в храме, чист?" - Он сказал Ему: "Я чист, ибо я умылся в источнике Давидовом и, спустившись по одной лестнице, поднялся по другой и надел белые и чистые одежды и тогда пришел и поднял взор на эти священные сосуды". Спаситель, отвечая ему, сказал: "Горе вам, слепые, не видящие! Ты умылся в текущих водах, в которые ночью и днем бросают псов и свиней, и вымыл и очистил кожу (свою) снаружи, так же как намазывают, и моют, и очищают, и украшают блудницы и флейтистки ради похоти людей; внутри же они полны злобы (буквально: скорпионов) и всякой нечистоты. А Я и Мои ученики, которые, как ты говоришь, не совершили омовения, мы омыты в водах жизни вечной, идущих с (небес?)... Но горе тем..." (32),

который следует поместить между стихами 1-12 главы 23 Евангелия от Матфея, с одной стороны, и стихами 13-39 той же главы, с другой.

6. Из различных источников по темам

6.1 Богословские высказывания

Изречение, передаваемое св.Епифанием Саламинским:

Глаголавший во пророках - Я есмь (33).

6.2 По теме - отношение верующих к Богу

Текст из "Послания Варнавы", где апостол говорит: "Ибо три суть заповеди Господа":

Надежда жизни - правда - любовь (34),

далее поясняя: "надежда жизни - начало и конец веры нашей; и правда - начало и конец суда; любовь - делание дел правды в радости и веселии".

Сюда же следует отнести вышеприведенное изречение (23).

По теме соответствует и ранее приведенное высказывание (22).

6.3 По теме - отношение к ближним

Это изречения (8), (7), (17), (16). Сюда же текст из Сирийской "Дидаскалии":

Блаженны сокрушающиеся о погибели неверующих (35).

Св.Климент Римский цитирует заповедь Христову:

Как вы помогаете, так помогут вам (36).

 []

Господь-Вседержитель

Текст из древнесирийского кодекса Евангелия, являющийся вариантом текста Евангелия от Матфея 12: 36: "за всякое праздное слово, какое скажут люди,

- и за каждое доброе слово, которого они не скажут, - (37)

дадут они ответ в день суда".

"Дидаскалия Апостолов" содержит такое окончание заповедей Христовых из Евангелия от Матфея 5: 44-47:

Вы же любите ненавидящих вас и не будете иметь врага (38).

По теме сюда же относится изречение (9).

6.4 По теме - отношение человека к самому себе и жизнь по вере

Изречение Иисуса Христа, открытое среди Египетских "Логий":

Говорит Иисус: ...и царство небесное внутрь вас есть, и если кто познает самого себя, тот его обрящет... Познаете самих себя, и узнаете, что вы сыны Отца... Познаете самих себя... и вы есте... (39),

которое можно считать пояснением известного текста о Царствии Божием, которое "внутрь вас есть" по Евангелию от Луки 17: 21.

По данной теме мы уже приводили изречения (12) и (20).

Бл.Иероним приводит следующее высказывание Спасителя:

Есть стыд, который ведет к смерти и есть стыд, который ведет к жизни (40),

что означает покаяние, раскаяние, желание изменения к лучшему - стыд, ведущий к жизни. А затем - деятельная борьба со злом. По данной теме мы уже приводили изречения (29) и (30).

Св.Ефрем Сирин приводит следующие слова Спасителя об очищении от греха:

Очистит дом царства своего от всякого соблазна (41).

В "Secunda Clementis" есть такое изречение Христа:

Сохраняйте тело чистым и печать (крещение) незапятнанною, дабы достигнуть вечной жизни (42).

Тертуллиан сохранил такие слова Христа:

Если, говорит, похотение или злоба войдет в сердце человека, это должно считаться за содеянное (43).

В "Послании Варнавы" есть такое высказывание:

Вот Я Творю последнее, как первое (44),

что имеет близкую мысль к Мф. 19: 30: "Многие же будут первые последними, и последние первыми", т.е. - переоценку ценностей.

Климент Александрийский записал такое изречение Христа:

Выйдите из уз (пеленок) жаждущие (45),

содержащее призыв человеку к самопереоценке.

Св.Климент Римский, Климент Александрийский и св.Ефрем Сирин дают следующие два изречения Спасителя:

Прилепляйтесь к святым, ибо связанные с ними освятятся (46),

Кто ходит в духе Божием, те суть сыны Божии (47).

6.5 По теме - отношение Спасителя к Его последователям

Климент Александрийский приводит следующие слова Христа:

Ибо братья (Мне), говорит Господь, и сонаследники - творящие волю Отца Моего. Не называйте же себе (никого) отцом на земле. Ибо господа - на земле, на небесах же Отец, от которого всякое родительство на небесах и на земле (48),

имеющие сходство с текстом Мф. 12: 50: "кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра и матерь".

В "Secunda Clementis" есть такое укоризненное высказывание Христа, ибо Господь говорит:

Из-за всего хулится имя Мое у всех народов.

Посему хулится имя Мое. Из-за чего хулится? Из-за того, что вы не делаете того, что Я желаю (49).

В "Апостольских Постановлениях" есть близкое по смыслу к изречению (49) следующее изречение:

Оправдываются вами язычники (50),

которое с изречением (49), к сожалению, исполняется в нынешнем христианском мире, ибо часто христиане ведут себя хуже язычников и иудеев.

У св.Иустина Философа есть такие слова Спасителя о предстоящем суде:

На чем найду вас, на том и судить буду (51).

У Тертуллиана сохранилось следующее высказывание Христа:

Никто не достигнет царства небесного без искушения (52).

А в "Сирийской Дидаскалии" есть такие Его слова:

Муж не искушенный не испытан [Богом] (53).

В "Правилах Святых Апостолов" сохранилось следующее изречение Христа:

Слабое спасается сильным (54),

о том, что Сам Христос помощник и врач для слабого телом или духом, но ищущего царствие Божие. Сюда же относятся и изречения (26) и (27).

У Оригена написаны слова Спасителя:

Кто близ Меня - близ огня; кто вдали от Меня - вдали от царства (55).

Св.Иустин Философ сохранил следующее изречение Христа:

Жилище наше находится на небеси (56).

Св.Макарий Великий приводит такое высказывание Господа:

Что дивитесь вы знамениям? Великое наследие дал Я вам, которого не имеет весь мир (57).

В текстах Климента Александрийского и в "Апостольских Постановлениях" содержится отрывок с изречениями Христовыми:

Посему-то справедливо возвещает Он уверовавшим: "Святые же Господа войдут в наследие славы Бога и силы Его". Какой, о блаженный, славы? Скажи мне. "Какой глаз не видел, и ухо не слышало, и что на сердце человека не приходило; и возрадуются о царстве Господа своего во веки. Аминь" (58),

который, согласно указанным выше источникам, является завершением картины страшного суда Христова в Евангелии от Матфея 25: 31-46. Нужно также отметить, что близкое к данному изречению есть место у апостола Павла: "как написано: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" " (1 Кор. 2: 9).

6.6 По теме - отношение Спасителя к внешнему миру

В греческой рукописи Четвероевангелия есть такой текст взамен 12 стихов заключения 16-й главы Евангелия от Марка, после слов 14-го стиха: "Наконец явился самим одиннадцати, возлежащим (на вечери), и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили":

Они же оправдывались, говоря: век этот неправды и неверия лежит под дьяволом, который через нечистых духов не дает познать истинную силу Божию. И потому сказали они Христу: открой же Ты теперь правду Твою.

И Христос сказал им: срок лет власти диавола еще не исполнился, но он приближается... за тех, кто согрешили, был Я предан смерти, чтобы они возвратились к истине и более не грешили, но получили духовную и непреходящую славу праведности на небесах (59),

и далее следует стих 15-й Евангелия от Марка: "И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте добрую весть всей твари".

В "Апостольских Постановлениях" такое изречение Христа о сознательных противниках Его учения:

Лжехристы и лжеучители, хулящие Духа Благодати, ... которым не простится ни в этом веке, ни в будущем (60).

7. Изречения Христа

7.1 Внеканонические варианты Евангельских текстов

Вместо канонического высказывания Мф. 5: 14: "Не может укрыться город, стоящий на верху горы", в Египетских "Логиях" Иисуса Христа стоит такая фраза:

Не может ни пасть, ни укрыться город, стоящий на верху высокой горы и укрепленный (61).

Вместо Лк. 4: 24: "Никакой пророк не принимается в своем отечестве" там же обнаружена фраза Христа:

Не принимается пророк в своем отечестве и не совершает врач исцелений над знающими его (62).

Кроме канонического изречения "Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут" Мф. 5: 7, у св.Климента Римского и св.Поликарпа Смирнского есть такое высказывание Спасителя:

Будьте милостивыми, чтобы быть помилованными (63).

7.2 Вне-Евангельские изречения

Из сирийского перевода кодекса "Куретона" изречение Господа:

Слушающий вас Меня слушает, а слушающий Меня слушает Пославшего Меня; и отвергающий Меня отвергается Пославшего Меня (64).

В "Учении Святых Апостолов" ("Учении 12 Апостолов"?) есть такое изречение Христа:

Поститесь за гонящих вас (65).

Слова Спасителя из Египетских "Логий":

Если где двое, не без Бога они, и где кто совсем один, - говорю Я, - Я есмь с ним; поднимай камень - и тут найдешь Меня; раскалывай дерево, - и тут Я есмь (с тобою) (66).

"Secunda Clementis" передает следующий ответ Христа на вопрос о том, "когда приидет царствие Его":

Когда двое будут одним, и внешнее будет как внутреннее, и мужское по отношению к женскому не как мужское и женское (67),

что означает - когда исчезнет человеческий эгоизм, человеческая лживость и плотская нечистота (похоть).

Климент Александрийский приписывает Христу такое изречение:

Тайна Моя Мне и сынам дома Моего (68),

что соответствует по мысли ответу Спасителя на вопрос учеников, почему Он говорит к народу притчами: "Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано" (Мф. 13: 11).

Среди Египетских "Логий" находится такой текст с изречением Христа:

Говорит Иисус: все удаленное от взора твоего и скрытое для тебя - откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не открылось бы, и ничего погребенного, что не воскресло бы (69),

который можно рассматривать как вариант к известному: "нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано" (Мф. 10: 26).

Климент Александрийский и Египетские "Логии" передают такое высказывание Спасителя:

Не успокоится ищущий, пока не найдет; а найдя, - восхитится; восхитившись же, - восцарствует; а восцарствовав, - успокоится (70),

что в сокращенном виде представлено в Евангелии Евреев: "восхищающийся восцарствует и, восцарствовав, - успокоится", и что означает вдумчивую духовную работу над собой.

В "Secunda Clementis" есть такие слова о Христе, о деятельной жизни по Его заповедям: "Чем нам исповедовать Его? - Тем, что будем делать то, что Он говорит... и что будем чтить Его не только на словах... Не будем поэтому только называть Его Господом, ибо это не спасет нас. Он ведь говорит:"

Не каждый говорящий Мне: "Господи, Господи", спасется, а творящий праведность (71),

что можно рассматривать как вариант текста Мф. 7: 21: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного". См. также изречение (25).

Заключение

На этом мы заканчиваем реферативное изложение книги профессора М.А.Таубе, приведя из нее все 71 вне-Евангельских изречения Иисуса Христа.

Эти изречения, на наш взгляд, имеют высокую морально-религиозную ценность, хотя и не прибавляют чего-либо принципиально нового к каноническому Евангелию.

Составитель В.Ю.Скосарь, г.Днепропетровск

Февраль 2009 г.

P.S. Наш батюшка, протоиерей Владимир, настоятель храма Богородицы Целительницы, высказал такое суждение по поводу аграфа 11: мы не должны благодушно полагать, что Христос не есть грозный Судья, Который не может наказать грешника. Указанная аграфа под цифрой 11 вполне может быть подлинным высказыванием Спасителя, ибо здесь звучит не проклятие грешника, а предупреждение, что грешник будет проклят Богом, если он 'не знает' - в смысле, если он не собирается исследовать себя и познать свой грех и исправиться. Христос и более грозные давал предупреждения грешникам.


Оценка: 4.68*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"