|
|
||
Обсуждаются особенности структуры пространства-времени: богочеловеческого, социального и физического. Обсуждается проблема несоответствия структур и намечается подход к ее решению. Доклад опубликован в материалах VIII Международной заочной научно-практической конференции "СОЦИАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ В СТРУКТУРАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ", г. Ижевск, 2016. - С.199-211. Ключевые слова: структура пространства-времени, богочеловеческое пространство-время, социальное пространство-время, физическое пространство-время. |
Скосарь Вячеслав Юрьевич, г. Днепр (Днепропетровск)
Abstract. Discusses the peculiarities of the structure of space-time: divine-human, social and physical. Discusses the problem of mismatch structures and planned approach to its solution.
Keywords: the structure of space-time, the divine-human space-time, the social space-time, the physical space-time.
***
Отдельные аспекты структуры пространства-времени (П-В) недавно обсуждались на конференциях "Социальная онтология в структурах теоретического знания", например [20.С.288], [21.С.132]. В неявном виде проблема обсуждается в гораздо большем количестве работ. Мы не можем говорить ни об одной мировоззренческой позиции, ни об одном конкретном опыте созерцания, ни об одном социальном феномене без явного или неявного соотнесения с пространством и временем, без структурирования самого П-В, в котором разворачиваются интересующие нас процессы и происходят события. О том, что физические пространство и время следует рассматривать не порознь, а совместно, стало ясно после создания А. Эйнштейном специальной теории относительности (Г. Минковский, 1908 г.). Но, как утверждает В.И. Вернадский, исследуя проблему времени [2.С.497], мысли о неразделимости П-В высказывались задолго до этого: Дж. Локком в конце XVII в., Лагранжем в XVIII в., философом Г.-Т. Фехнером и историком науки Л. Ланге - в XIX в., и философом М. Паладием в 1901 г. Эти идеи произвели переворот в человеческом сознании, в нашем понимании П-В [2.С.499]. Так что рассмотрение любого уровня реальности, физической, биологической или социальной адекватнее в терминах П-В, чем в терминах пространства или времени по отдельности.
С приходом Христианства историческое П-В начало активно осмысливаться и отображаться в разработке хронологий и летописных повествований, где содержаться также географические сведения [4]. Такое переосмысление исторического П-В стимулировалось процессом более высокого иерархического уровня, чем исторические или социальные процессы, а именно - процессом богочеловеческим. Линейная стрела времени заложена была еще в Ветхом Завете, но Евангелие показало человечеству ясно и определенно конечную цель всей мировой истории, ее смысл, а также цель и смысл каждой отдельной человеческой жизни. Приход Христа определил богочеловеческое П-В и его структуру. В центре его - Богочеловек (второй Адам), образец для каждого христианина. Начало драматической истории человечества и всего известного нам П-В ведется от грехопадения и изгнания прародителей из Эдемского сада. Сотворение мира и жизнь прародителей в Эдемском саду - это предыстория с иным качеством П-В, о которых мы мало что можем сказать. Конец истории человечества и всего известного нам П-В совпадают со Вторым пришествием Христа и Всеобщим судом. За этими пределами ожидаются иные П-В и другая Вселенная в целом, "новое небо и новая земля" (Откр. 21: 1), и возможно, что времени больше не будет (Откр. 10: 6). Каждый глубоко верующий христианин умом и сердцем живет в богочеловеческом П-В, позиционируя всего себя в его структуре, соотнося себя с центром - Иисусом Христом, Богочеловеком. В богочеловеческом П-В разворачивается богочеловеческий процесс - труднейший выбор каждого человека и всего человечества между путем к Богу, добру и путем ко злу, а также конкретные шаги в том или противоположном направлении, которым посвящена вся жизнь человека. Первый, Кто прошел Свой путь в богочеловеческом процессе, это был Христос. Как писал В.Н.Лосский, Христос реализовал то, чего должен был достичь Адам, а именно: преодолел разделение человека на два пола; соединил рай с остальной земной реальностью; соединил землю и чувственное небо; соединил в Себе Самом весь чувственный мир (материальную Вселенную) и мир умозрительный (ангельский); принес в дар Богу Отцу всю полноту соединенной в Нем вселенной [7]. Аналогичное задание поставлено каждому христианину, и для выполнения его Отцом дана благодатная помощь Св.Духа. На структуру богочеловеческого П-В влияет разворачивание богочеловеческого процесса, в который вовлечено все человечество. Богочеловеческий процесс - высший иерархический уровень всех процессов и в тоже время - фундаментальный "сверху". Он связывает Бога и человека, нетварное и тварное, он объединяет также дух и материю, психическое и физическое, социальное и биологическое. Богочеловеческое П-В, кроме главного своего центра - Христа, обладает еще и некоторыми другими центрами, второстепенными. Это П-В геоцентрично. При сотворении Вселенной вся она первоначально было сосредоточена в "земле" (протоземле), покрытой "водами"; и затем планета Земля образована из центральной части протоземли; на планете Земля был сотворен первый человек, носящий образ Божий (Быт. 1). На планете Земля воплотился Бог в лице Иисуса Христа. "...Откровение по существу своему геоцентрично, как обращенное к людям, как раскрывающее Истину, необходимую для спасения в условиях реальной земной жизни" [8]. Не только Земля, земная биосфера и Солнечная система, но и вся огромная Вселенная были сотворены ради человека. "...Человек был сотворен в последний день для того, чтобы войти во вселенную как царь в свои чертоги" [8].
Богочеловеческое П-В имеет один важный разделительный рубеж, связанный со Всемирным потопом и возрождением человеческого рода от Ноя и его семьи. Всемирный потоп имеет глубокое прообразовательное значение прихода Христа (Мф. 24: 37-39; 1 Пет. 3: 20-21; Рим. 6: 3-6), Который пришел для всего человечества (и всей твари). Перед Потопом все человечество стало "плотским" и забывшим Бога, и потому в Потопе был истреблен весь ветхий человеческий род (и вся тварь), зато уготован новый род, сохраненный в ковчеге. Ной принял от голубя масличную ветвь, как знамение примирения с Богом после Потопа. Так и каждый христианин в крещении погребается со Христом для истребления в себе "ветхого человека", и возрождается водами крещения и Духом в "нового человека". А символом схождения Духа на крещаемого Христа стал голубь [13.С.222]. Начало времени в богочеловеческом П-В совпадает с началом тварной Вселенной [8]. Библейская хронология, изложенная в родословных (Быт) и (Мф, Лк), дает оценку возраста человеческого рода ок. нескольких тысяч "библейских" лет. От Адама до Рождества Христова по греческому тексту Библии - 5508 лет [9]. А 2016 год соответствует 7524 году "от сотворения мира".
Вот - общая характеристика структуры богочеловеческого П-В, тесно взаимосвязанного с богочеловеческим процессом, фундаментальным "сверху".
Физические процессы являются фундаментальными "снизу". Они разворачиваются в физическом 4-мерном П-В. Для наших целей достаточно рассмотреть классическое П-В, определяемое общей теорией относительности Эйнштейна, в котором двигаются люди, макроскопические тела и космические объекты (пренебрегая квантовыми свойствами микромира). Это П-В считается бесконечно делимым континуумом, структура которого задается расположением и взаимодействием космических объектов [11]. Созданные на базе теории Эйнштейна космологические модели утверждают, что в начале возникновения Вселенной из "Большого взрыва" физическое П-В характеризовалось бесконечной кривизной, и эту точку "сингулярности" следует считать началом физического времени. Конец времени может наступить либо в аналогичной "сингулярности" при схлопывании всей Вселенной, либо в "сингулярностях" внутри "черных дыр" (куда может попасть конкретный человек либо все человечество вместе с Землей) [11, 19.С.55]. Под "черными дырами" понимают предельно сжатые космические объекты, обладающие чрезвычайно мощным гравитационным полем, от которых уже не поступает никакой сигнал, даже световой луч. Считается, что в настоящее время Вселенная практически однородно и одинаково во всех направлениях расширяется, причем не существует выделенного центра расширения [19.С.47], а кривизна П-В близка к нулю. Возникновение галактик, звезд и планетных систем связывают с ростом небольших неоднородностей плотности материи и кривизны П-В, которые имели место в ранней Вселенной [19.С.116]. Ход времени сильно зависит от гравитационного поля, например, вблизи массивного объекта время будет течь медленнее по отношению к ходу времени удаленного наблюдателя, не подверженного мощному гравитационному полю. Теоретически, для удаленного наблюдателя произойдет остановка хода времени на коллапсирующей звезде, когда звезда вплотную приблизится к состоянию "черной дыры" (достигнет критически малых размеров), тогда как для наблюдателя на самой коллапсирующей звезде время будет идти обычным ходом [19.С.86]. Во Вселенной существует выделенное направление времени - "стрела времени": стрела термодинамическая, определяющая ход времени от меньшего беспорядка к большему беспорядку; стрела психологическая, задающая память прошлого и ожидание будущего; стрела космологическая, задающая расширение Вселенной; и все они совпадают [19.С.134]. От Большого взрыва и до наших дней протекло ок. 15 млрд. лет [19.С.214]. Вот - общая характеристика структуры физического 4-мерного П-В.
Очевидно, что структуры богочеловеческого и физического П-В сильно различаются. Хронология библейская и хронология космологическая (и геологическая) также сильно различаются. Вместо возраста 7500 лет "от сотворения мира", естественные науки дают такие рубежи: возраст Вселенной - ок. 15 млрд. лет; возраст Земли - 4,6 млрд. лет [18. С.174]. Речь идет о миллиардах лет в их современном метрологическом определении. Останки первых гоминид с примитивными орудиями труда датируются возрастом ок. 2 млн. лет, причем останки анатомически современных людей имеют возраст в несколько десятков тысяч лет [1.С.30]. Религиозный культ и основы культуры обнаруживаются у анатомически современных людей и родственных нам неандертальцев [3.С. 9].
Несоответствие структур П-В: богочеловеческого и физического - не может не отразиться на нашем понимании социально-исторических процессов, на структуре социального П-В. Для христианина богочеловеческий процесс является фундаментальным, но и физические процессы являются фундаментальными. Как согласовать с ними структуру социального П-В?
Рассмотрим некоторые особенности последнего. Поразительный пример демонстрирует исландское общество, где долго сохранялись традиции родоплеменной эпохи. Колонизацию о.Исландия IX в. первыми переселенцами можно рассматривать как позднюю историческую аналогию колонизации Земли Адамом и Евой после изгнания из Эдемского сада или семьей Ноя после Всемирного потопа. Во всех трех случаях социальные процессы выражались в родоплеменных отношениях, первоначальная численность народов была минимальной, и сохранялась сначала устная память родословных и хронологии, а затем велась письменная их фиксация. О библейских родословных и хронологии было сказано выше, а что касается исландского общества, то нужно отметить следующее. Известны точные родословные всех исландцев, начиная от IX в. и до наших дней, а это 28-30 поколений. Любопытно, что официальное принятие Христианства на острове состоялось лишь в 1000 г., а письменность в Исландии возникла еще позже - во 2-ой половине XII в. [5]. Видимо, в дописьменных культурах семейная и родовая память играли важнейшую роль в переживании и понимании времени и истории данного народа. Как отмечают авторы монографии [12.С.585], время подчинялось медленному ритму смены поколений и немногочисленных событий, налагавших отпечаток на жизнь родоплеменных общин. Пример исландского народа укрепляет нашу уверенность в достоверности библейских родословных, демонстрируя высокую ценность родословных и хронологий для культурного самосознания народов. Другое дело, что нам неизвестна продолжительность "библейских" годов на самых древних этапах истории.
Ранее автор [14] предложил подход к решению проблемы несоответствия структуры библейского и современного календарного времени. Автор предположил, что продолжительность "библейского" года значительно превосходила современный календарный год в эпоху от Адама до Ноя, а затем постепенно сокращалась, приближаясь к современному календарному году. В схеме автора Всемирный потоп пришелся на криогенный период позднего протерозоя, кроме того, нашлось естественное объяснение почему не обнаружены пока что останки столь древнего человечества. Рассудим, насколько эта гипотеза правдоподобна. Подмеченный в статье [21.С.133] эффект ускорения социально-исторического времени в современном обществе связывался с ростом потока информации и частоты социокультурных взаимодействий человека современного. Но во времена Адама и Ноя частота социокультурных взаимодействий должна быть очень низкой, тоже самое относится и к потоку информации. И хотя в [21.С.133] речь шла о субъективном переживании "уплотнения" времени в нашем веке, но данный эффект может служить косвенным подтверждением высказанной автором [14] гипотезы о неодинаковом темпе времени при Адаме, Ное и в современности. У блаж. Августина есть такое соображение: человеческий род и, вероятно, Вселенная существуют недолго, потому что мы помним основных действующих лиц истории и их деяния, а также главных авторов изобретений и их изобретения. Но ведь развитие цивилизации непрерывно продолжается, следовательно, поскольку мы помним основные итоги и события истории, это развитие не могло быть слишком долгим во времени [19.С.15]. Возможно, это означает, что немногочисленные в древности события истории нам сейчас кажутся сжатыми до коротких сроков? В статье [20.С.290] отмечено, что структура современного социокультурного пространства довольно сложна, и ведущую роль в ее формировании играет система ценностей данного общества: религиозных, этических, эстетических и др. Но что мы можем предложить в качестве фактора, претендующего на роль формирователя "крупномасштабной" структуры социального П-В (социокультурного пространства и социально-исторического времени)?
Автор предлагает считать таковыми факторами миф и мифологию, в том смысле, которые им придавал А.Ф. Лосев, а также воспроизводящий мифологию ритуал. Согласно Лосеву, мифология есть осознание живой (мифической) действительности, это есть основа всякого знания и всякой абстрактной науки. Абстрактные науки черпают свои абстракции из живой, полнокровной основы - из мифологии. Мифология есть цельное знание о мироздании, о личностях и об их судьбах, и об истории человечества [6.С.265]. Миф есть живая действительность. В основе каждой человеческой культуры положены те или иные мифы, разработкой которых и реализацией в жизни общества является данная культура [6.С.263]. В качестве примеров мифологии Лосев приводил следующие: языческая мифология у языческих народов; христианская "мифология" (библейские сюжеты...) у христианского общества; материалистические, гедонистические идеи и ценности у секуляризованного общества и т.п. Мифология в каждой культуре и у каждого общества есть основная наука о бытии, вскрывающая в понятиях бытие с его наиболее живой, интимной стороны [6.С.264]. Вот почему каждый народ, каждая культура дорожат своими мифами. Это есть ценностная основа любого общества, захватывающая также сферу мироощущения и мировоззрения людей. Вот почему любое отрицание мифологии есть уже создание новой мифологии, заменяющей старую.
Отсюда вывод: если мы хотим проникнуть глубже в жизнь древнего общества, нам необходимо учесть самое существенное, что мы поняли в его мифологии, в его древних мифах. Давайте рассмотрим основные черты мифов народов Земли. Оказывается, П-В в мифологическом сознании не гомогенны, а обладают структурой. Максимумом сакральности и высшей ценностью в П-В обладает точка, где совершился акт творения: "центр мира" и "начало". Космогонические представления древних народов связаны с указанным координатным "центром-началом". От центра-начала идет развертывание всех мифов, происходит организация всего П-В. Ритуал, отмечающий переход от старого года к новому, также соотносился у древних народов с центром-началом [16]. Далее. Время в мифологии делится на "время мифическое" и "время историческое". Время мифическое - это начальный этап Вселенной, время первопредметов, перводействий и первотворения. Оно нашло отражение в мифах творения: космогонических и антропологических. Конкретизация времени мифического выражается в мифе о "золотом веке" или, наоборот, эпохе начального хаоса. Первособытия времени мифического являются первопричинами последующих событий, которые произошли в историческое время, таких как: формирование социальных отношений, развитие культуры и пр. [10]. Огромное распространение в мифологиях древних народов (и некоторых современных) получил миф о Потопе, который играет роль некоторого рубежа в развитии человечества. Тема Потопа отсутствует или имеет случайное отражение лишь у народов Японии, Австралии и Африки. У мифа о Потопе несколько версий, в том числе, версия Всемирного потопа, когда гибнет все живое на земле, но остается лишь минимум тварей для возрождения жизни. Полагают, что именно Ближний Восток был центром распространения мифа о Потопе, хотя, возможно, и не единственным. Основная схема мифа о Всемирном потопе такова: Бог (боги) наказывают людей за плохое поведение, нарушение каких-то запретов, или вообще без особой причины; некоторые люди (обычно, праведники) извещаются о Потопе и предпринимают меры к спасению, построив корабль (ковчег, плот, лодку) или укрывшись на горе (плавающем острове, высоком дереве, панцире черепахи, большой тыкве и пр.). Спасающиеся берут с собой растения или их семена, а также животных. По окончании Потопа все живое заново расселяется по земле, и начинается новая, более праведная жизнь. Первые послепотопные пары людей становятся прародителями человечества или родоначальниками культурной или этнической традиции [17].
Миф - это далеко не "сказка", но содержание мифа мыслится первобытным сознанием вполне реальным, более того - как высшая реальность. Для древних миф - правда, потому что он есть осмысление реально данной и длящейся действительности, коллективный и надежный опыт поколений. Ритуал (обряд) регулярно активирует тот или иной миф в сознании людей. Например, у древних события времени мифического, эпохи первотворения многократно воспроизводятся в обрядах, как бы повторяются в сакрализованное время календарного праздника. Это поддерживает установленный порядок в природе и обществе [10]. Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира целый ряд основных тем и мотивов повторяется [15]. "Крупномасштабная" структура мифологического П-В в основном соответствует структуре богочеловеческого П-В: это касается сюжетов сотворения Вселенной и человека, а также великого Потопа по причине греха людей. Все это - важнейшие первособытия для человечества, задающие все последующее и, по мнению автора, формирующие "крупномасштабную" структуру социального П-В. Религиозно-этические ценности, заложенные еще во времена библейских патриархов, до сих пор сохраняют значение и влияют на структуру общества и на его мироощущение. Социокультурные взаимодействия личностей несут на себе архетипы из области мифологии.
Итак, для понимания структуры социального П-В, по крайней мере, "крупномасштабной" его структуры, мы должны уяснить для себя воздействие богочеловеческого процесса на социально-исторические процессы всего человечества. Мы должны попытаться соотнести структуры богочеловеческого, социального и физического П-В. Автор планирует продолжить исследование с целью выяснения, как миф через повторяющийся ритуал (обряд) и особым образом структурированные социокультурные взаимодействия формирует структуру социального П-В.
Список литературы
1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. - 2-е изд., исправ. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 864 с.
2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И.Вернадский; предислов. Р.К.Баландина. - М.: Айри-прес, 2013. - 576 с.
3. Зубов А.Б. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге. - М.: Никея, 2009. - 144 с.
4. История. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. Обществ.-науч. фонд; Предс. Научно-ред. совета В.С.Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Мысль, 2010. Режим доступа: http://iphras.ru/elib/1314.html.
5. Козлов С. Атланто-балтийская раса. Режим доступа: http://www.ng.ru/science/2013-02-13/14_island.html.
6. Лосев А.Ф. Философия имени. - М.: Академический проект, 2009. - 300 с.
7. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Глава VII. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/lib/text/431955/.
8. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Глава V. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/lib/text/431949/.
9. Лучицкий К.И. Хронология книги Бытия от сотворения мира до Авраама. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/lib/text/2993617/.
10. Мелетинский Е.М. Время мифическое. Мифы народов мира. Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_myth/Vremja-mificheskoe-1177.html.
11. Пенроуз Р. Структура пространства-времени. М.: Мир, 1972. - 184 с. Режим доступа: strukturaprostranstvavremeni1972.pdf.
12. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997. - 800 с.
13. Святитель Филарет (Дроздов). Толкование на Книгу Бытия. Москва. Издание Московского Общества Любителей Духовного Просвещения, 1867, "Лепта-Пресс", 2004. - 831 с.
14. Скосарь В.Ю. Проблема асинхронности научной и библейской хронологий. Режим доступа: http://samlib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/.
15. Токарев С.А., Мелетинский E.М. Мифы народов мира - Энциклопедия в двух томах. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Mifologia/.
16. Топоров В.Н. Космогонические мифы. Мифы народов мира. Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_myth/Kosmogonicheskie-mif-2013.html.
17. Топоров В.Н. Потоп. Мифы народов мира. Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_myth/Potop-2841.html.
18. Физика космоса: Маленькая энциклопедия / Ред. Р.А. Сюняев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986. - 783 с.
19. Хокинг С. Три книги о пространстве и времени / Стивен Хокинг; (пер. с англ.) - СПб.: Амфора, 2014. - 366 с.
20. Шакирова Е.Ю. Современное социокультурное пространство: аксиологический подход к анализу. Социальная онтология в структурах теоретического знания: Материалы VII научно-практической конференции с международным участием / Под общ. ред. О. Н. Бушмакиной, Н. Б. Поляковой, А. А. Шадрина. - Ижевск: Изд-во "Удмуртский университет", 2014. - 302 с.
21. Штайн О.А. Цифровой режим времени. Социальная онтология в структурах теоретического знания: Материалы VI Международной научно-практической конференции 30-31 мая 2014 г. / Под общ. ред. О. Н. Бушмакиной, Н. Б. Поляковой. - Ижевск: Изд-во "Удмуртский университет", 2014. - 548 с.
Сентябрь 2016 г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"