|
|
||
Конечной стадией в жизни каждого человека является телесная смерть, после чего наше тело начинает быстро разлагаться, истлевать. Хотите ли узнать, как гниет тело, и что можно увидеть во гробе? Это ли достойный конец нашей жизни? Утешает ли нас мысль, что наша жизнь "продлится" в памяти потомков, в творчестве, в наших детях? |
Давайте, уважаемый читатель, поговорим о некоторых очевидных вещах, о которых мы часто как будто бы забываем и сознательно не придаем им должного значения. А зря, ведь речь пойдет о смерти. В конце жизни каждого человека ждет смерть телесная, после чего тело умершего начинает быстро разлагаться, истлевать. Тление тела умершего - феномен, сильно воздействующий на нас, особенно если речь идет о смерти близкого нам человека. Но мы не можем обойти эту весьма неприятную тему, ибо сильное негативное впечатление может дать толчок неожиданному озарению ума. Ибо грубая, жестокая и безобразная смерть может поставить живущих лицом к лицу с абсолютными, вечными ценностями. Нам необходимо преодолеть свое неприятие для постижения высокой истины. Проблеском этой истины является догадка или, правильнее сказать, желание победы над смертью и разложением; такой порядок в мире, когда не только прекратилась бы смерть, но когда разлагающиеся останки умерших вдруг прекратили бы разложение и в каком-то обратном процессе восстановились бы вновь в живые тела, чтобы не было в мире останков и разложения. Возможно ли такое? Есть ли надежда на это?
Итак, по окончании жизненного пути от человека остается разлагающийся труп. Это то, что мы можем видеть своими глазами, осязать своим обонянием. Если оставаться на атеистической позиции, то гниение и разложение трупа - последняя стадия человеческого существования. Стадия, которой заканчивается вся жизнь человека, все его достижения, все почести, которыми он венчается, вся его прижизненная красота и мудрость. Будучи на кладбище и всматриваясь в могилы (одни ухоженные, а другие совсем позабытые), невольно думаешь, - что где-то там, как бы в стороне, остается память об умерших в душах потомков, пока они сами еще живы, пока не прервалась преемственность, но здесь, на кладбище, мы остро осознаем, что от человека остались лишь распадающиеся останки.
Это не лучший ли урок для человеческого тщеславия и гордости? Для нашего чувства собственной важности, для нашего высокомерия? Можем ли мы перед лицом смерти безумно отрицать ее? Отворачиваться с брезгливостью и отвращением от мертвого тела и стараться как можно поскорее позабыть о том, что случилось с ближним, и что ждет нас самих?...
Сделаем здесь небольшое отступление. Святые отцы, христианские подвижники придавали памяти о смерти великое значение для духовного совершенствования человека. Эта память - одно из первых средств, которым Бог руководит человека к вечной жизни, к победе над грехом и смертью. С этой мысли о смерти, памяти о смерти человек начинает менять свою временную, земную жизнь к лучшему, пренебрегать суетой и пустыми развлечениями, но стремиться творить добро...
Но вернемся к мертвому телу и посмотрим, что с ним происходит. Скорость распада тела зависит от температуры, влажности, доступа воздуха, особенностей почвы могилы. В ближайшие часы после смерти происходит посмертное охлаждение тела, обезвоживание, увеличение вязкости крови, мышечное окоченение (возможен трупный спазм), бледность и обвисание кожи, скопление крови в капиллярной сети и образование трупных пятен из-за посмертного перераспределения крови в теле под действием силы тяжести. Происходят заметные изменения глаз покойного: роговица теряет прозрачность, появляется склеротическое пятно, глазное яблоко теряет упругость и проваливается из-за испарения внутриглазных жидкостей. Затем наступает разложение, вызванное гнилостными бактериями и сапрофитными грибками. На трупе появляется зеленое пятно, постепенно распространяющееся на все тело из-за воздействия сероводородной кислоты на гемоглобин крови, а также происходит потемнение поверхностных вен. Из-за скопления гнилостных газов сначала происходит вздутие кишечника, а потом и остальных тканей тела. Образуются такие газы, как сероводород, двуокись серы, метан, аммиак, метилмеркаптан, этилмеркаптан и др., которые и создают характерный гнилостно-трупный запах, от которого люди инстинктивно отшатываются, и который запоминается надолго, на всю жизнь. На более поздних стадиях разложения на коже появляются волдыри (пузыри), увеличивается растяжение брюшной полости, и ткани приобретают пористую структуру вследствие выделения газов; тело приобретает зеленовато-грязный цвет. Затем волдыри, органы и полости начинают лопаться, происходит сжижение мягких тканей, разрушение и исчезновение их; начинается и продолжается разрушение скелета. В результате от человека остается лишь частично сохранившийся скелет, который впоследствии может постепенно разрушиться в прах.
Если труп находится в условиях доступа к нему насекомых и червей, то он быстро поедается до костей насекомыми-трупоедами, личинками мух и земляными червями. Одновременно с этим труп подвергается уже описанному процессу гниения с выделением трупных газов.
Не правда ли - ужасное зрелище!...
Преподобный Ефрем Сирин, известный подвижник и проповедник древности, писал: "Придите, братия, посмотрите на это тление в гробах... посмотрите на этих червей, которые покрывают мертвые тела... лежат мертвые тела, изъеденные... червями, которые не уважают никакой гордыни, посрамляют всякого заблудшего, гонявшегося за суетами этого скорбного мира... Во гробе увидите страшное зрелище: сотлевает там всякая красота... и вместо благоухания, смрад тления гонит прочь всякого приходящего, почему никто не может туда взойти и посмотреть на ближнего своего..." (Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли). Зрелище смерти способно хотя бы на миг отрезвить любого "сильного мира сего", любого "умника", ибо перед смертью все равны.
Но вернемся к современному описанию. Итак, в редких случаях, в силу естественных (или иных) факторов, возможна частичная или полная сохранность тела: при обезвоживании сухим воздухом или при отсутствии микроорганизмов происходит естественная мумификация, частично сохраняющая тело; при замораживании в толще снега или льда полностью сохраняется тело (которое после извлечения из холода начинает разлагаться); при нахождении в воде или очень влажной земле без воздуха происходит омыление - подкожный жир разлагается, вступая в реакцию с солями, и превращается в трупный воск, который, если его высушить, приобретает твердую консистенцию и желтоватый оттенок. Но это довольно редкие случаи. Распад же тела - всеобщее правило тления, проявляющееся в подавляющем большинстве случаев.
Ужасно представить себе, как дорогой или близкий нам человек превращается в бесформенную гнилую зловонную биомассу, а потом в набор костей. Даже если тела умерших кремировать, то все равно мы увидим тление в начальной его стадии, увидим печать смерти. А если человек умер в одиночестве, то мы увидим разложение в полной мере. Кроме того, мы не избежим вида тления на примерах трупов животных, которых просто невозможно физически всех кремировать. Вид смерти, вид разложения неотступно находится перед нашими глазами.
Читатель, заглянем в свою душу! Не рождается ли в ней невольный протест против смерти? Не чувствует ли душа, что смерть есть нечто трагическое, нечто такое, чего не должно быть? Что окружающий мир, содержащий останки мертвых, в этом смысле несовершенен, или, точнее говоря, поврежден? Не может быть мир безусловно прекрасен, пока в нем накапливаются бренные останки. Когда вместе с благоухающими цветами в мире есть зловоние и разложение. Такое положение дел не следует ли считать временным, не вечным, не общим правилом, а каким-то недоразумением? Где душе обрести надежду, что разложение и тление когда-то прекратятся? Что тление будет побеждено? Что останков больше не будет?...
Есть такая надежда! Ее нам дарит христианское вероучение о воскресении мертвых. Только чаемое воскресение мертвых и будущее бессмертие может победить разложение в мире, избавит нас от вида тления. Мир будет восстановлен Богом от поврежденности. Только Бог способен преобразовать мир. И не будет больше ни смерти, ни кладбищ, ни крематориев. Христианское вероучение учит нас, что первоначальный мир, сотворенный Богом, был совершенен, и смерти и разложения не было в нем. Человеческая природа была бессмертна и не ведала болезней. Мир был безусловно прекрасен и благоухал красотами и цветами. Только такой мир был достоин всемогущего, всеблагого и премудрого Творца. Это высокая истина, и с ней радостно соглашается душа человека. Но воля первого человека уклонилась во зло, и мир повредился, появились смерть и тление. Смерть возникла в связи с тем, что человек злоупотребил свободой. Именно человек отвечает перед своей совестью и Богом, что ныне в мире есть смерть.
Что есть смерть с христианской позиции? Смерть есть разлучение души с телом: телу суждено истлеть в земле, а душе (духу) человеческой вознестись к Богу, который решит ее участь.
А чему учит атеизм? Атеизм учит, что душа - это психическая функция материи, тела. Со смертью тела душа исчезает. И все те духовные наработки, достижения человеческого духа, все знания, умения, искусство, почести и слава, вся доброта, честность - все это исчезает вместе со смертью тела. Не трагедия ли это? А как часто человек умирает внезапно! Не успев попрощаться с близкими. А как часто человек мучается перед смертью, не имея надежды! Это ли заслуженный итог человеческой жизни? А в конце что? Разлагающиеся останки - вот атеистический итог жизни человека. Атеисты говорят: человека помнят потомки и все человечество. Долгая ли память потомков и человечества? Если бы эта память была долгой, то не ветшали бы могилы, не оставались бы неухоженными. Мы еще помним наших бабушек и дедушек и приходим к ним на могилы, но уже следующие поколения о них естественно забывают. Это, что касается памяти потомков. Память человечества может быть дольше, не спорю. Но что до той памяти? Заменит ли сухая память потомков неповторимое своеобразие живой личности? Может ли память человечества обеспечить индивидуальное продолжение жизни личности? Не в генах потомства, ибо потомок не идентичен своему предку, а жизнь именно этого конкретного человека, которому предстоит ныне умереть? Нет, конечно. Личного бессмертия атеизм не предлагает. Он утешает памятью об умершем. Так марксистско-ленинская атеистическая философия (Философский энциклопедический словарь) говорит, что "трагизм смерти снимается именно тем, что индивид как носитель всеобщего остается жить в роде... человек и после смерти остается жить в результатах своего творчества", а также: "в марксистской философии конечность индивида рассматривается как диалектический момент существования человечества...". И в другом источнике (Настольная книга атеиста) говорится: "индивидуальное бессмертие есть иллюзия, ...бессмертие может быть только социальным".
(Фото с сайта: http://images.yandex.ua)
Атеизм не решает проблему индивидуальной смерти, но прикрывает ее тезисом о социальном бессмертии, о том, что человек живет в своем творчестве и в своих потомках. Но как жалко и слабо это "утешение"! Существование смерти и праха многочисленных поколений, истлевающего в земле, оправдывается диалектикой. Но как иллюзорно, по-настоящему иллюзорно это "оправдание"! Смерть и разложение - реальные вещи, и по сравнению с ними диалектика - всего лишь игра немощного ума человеческого... Да и может ли смысл жизни человека быть в его детях и пр. потомстве, если этому потомству тоже предстоит умереть и разложиться?...
Читатель, не рождается ли в твоей душе смутная догадка, что плоть человеческая не должна вечно тлеть и разлагаться, как это происходит сейчас, но должен быть другой мировой порядок? В новом мировом порядке не только устранены должны быть тление, болезнь, старение и смерть, но и восстановлено все истлевшее, а значит - должно быть воскресение мертвых. Только воскресение мертвых и будущее бессмертие действительно разрешают противоречие нашей жизни - смерть.
Началом Всеобщего Воскресения мертвых следует считать воскресение распятого Богочеловека Иисуса Христа и появление Его в новом нетленном, духовном теле, сияющем славой Божией. Если остальные воскресшие обретались в своем обычном теле и потом снова умирали, то Христос после воскресения по Своему человечеству остался бессмертен. Именно бессмертие ожидает человека после Всеобщего Воскресения мертвых. Поэтому Христос, как говорит апостол Павел, "воскрес из мертвых, первенец из умерших", т.е. первый воскрес в преображенном, бессмертном теле. Мы, христиане, веруем в воскресение Иисуса Христа, как Богочеловека.
Но, допустим, атеисты не верят в воскресение Христа. Какие факты можно предложить атеистам по поводу предстоящего нетления тел? Эти факты существуют - нетленные мощи христианских святых. Не все святые мощи нетленные, ибо после святых могут остаться телесные останки, частично или полностью сохранившиеся нетленными, или только костные останки, также составляющие предмет почитания. Но, нетленные или чудотворящие мощи напоминают нам о предстоящем воскресении мертвых во плоти.
В христианстве телесное начало человека имеет определенную ценность, ибо Бог Христос пришел во плоти человеческой. Ценность телесного начала в христианстве является теоретическим основанием того, что именно в христианстве известно так много случаев нетления мощей святых, случаев мироточения мощей и исцеления от них верующих. От случаев естественной консервации тела мощи святых отличаются тем, что могут благоухать, источать благоухающее миро, а также чудотворить. Например, в Киево-Печерской Лавре (Святыни Киево-Печерской Лавры. Пещеры Киево-Печерской Лавры) хранятся десятки мощей святых, как обычных костных останков, так и нетленные мощи с частично сохранившимся телом. Причем тление останков вплоть до костей или, наоборот, нетление происходило в одинаковых условиях пещер. Нетленные мощи источают благоухание и подают исцеления верующим. Некоторые мощи мироточат, например в Дальних Пещерах Лавры хранятся мироточивые главы, которые, будучи сухи и непокрыты кожей, сверхъестественным образом источают благоухающее миро. Состав мира не одинаков и мироточение не одновременное. С верой помазующиеся этим миром получают исцеление от болезней. Безбожная наука пыталась исследовать феномен нетленности мощей в 1967-68, 1978-79, 1982, 1988-90 гг. Но оказалось, что значительные изменения суточной температуры в пещерах 7-9 град.С и большая относительная влажность 79-99 % крайне неблагоприятны для сохранности органических веществ, так что сохранность мощей нельзя объяснить естественными причинами. Кроме того, оказалось, что мощи обладают бактерицидными свойствами и очищают окружающий воздух. Тем более наука не смогла объяснить феномен мироточения. Она лишь констатировала факт, что миро является высокоочищенным маслом неизвестного происхождения, в котором в различной концентрации содержится белок, свойственный только живому организму. В истории Киево-Печерской Лавры известны случаи, когда сверхъестественное мироточение происходило прямо на глазах пораженных этим событием людей. Таким образом, можно сказать, что на примере останков святых Господь показывает победу над телесной смертью и разложением. Мощи святых предваряют всеобщее воскресение мертвых и вечную жизнь в нетленном теле. Мы еще поговорим подробнее о нетленных мощах святых в другой беседе.
Настал момент подвести итог и ответить на вопрос: есть ли у нас надежда против смерти и тления? Мы отвечаем: да, такая надежда есть! Ее нам дарит христианское вероучение о втором пришествии Христа и Всеобщем Воскресении мертвых. Только воскресение мертвых избавит мир от множества тлеющих останков человеческих, от вида смерти и разложения. Тела живых и воскресших станут духовны и нетленны, и человечество предстанет на страшный суд Христов. И тогда праведные наследуют радость и жизнь вечную, а нераскаянные грешники - вечные мучения.
Атеизм не решает проблему человеческих останков. Мир атеизма есть мир без Бога, в котором не решается проблема индивидуальной смерти, мир, в котором тела наших родных и близких обезображиваются смертью и разлагаются у нас на глазах.
Но Христос победил смерть телесную, и мы веруем в Бога совершенного, всеблагого, премудрого и всемогущего, дающего нам жизнь вечную в Царствии Своем, и веруем во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, который в последний день воскресит всех нас.
См. продолжение в статье автора "Нетление мощей христианских святых" на этом же сайте.
Литература
1 Философский энциклопедический словарь, 2-е изд., М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.
2 Настольная книга атеиста, 7-е изд., М.: Издательство политической литературы, 1983. - 448 с.
3 Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли. Том 10. Изд-е Московской духовной академии, 2008. - 576 с.
4 Святыни Киево-Печерской Лавры. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев, 2007; Пещеры Киево-Печерской Лавры. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев, 2006.
5 В.Ю.Скосарь. Есть ли у нас надежда?
http://zhurnal.lib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/
Январь 2010 г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"