|
|
||
Был ли в Ветхом Завете предсказан приход Мессии? Что такое пророчества и прообразования Ветхого Завета? Ожидал ли еврейский народ Спасителя и ожидали ли Его другие народы? |
В предыдущей беседе мы поговорили об исторических свидетельствах жизни такой выдающейся личности, как Иисус Христос. И пообещали в следующий раз осветить тему: а было ли в еврейской Библии предсказание о приходе в мир Иисуса Христа? Ожидал ли народ Мессию? Т.е. не является ли приход Христа в мир предсказанным пророками Ветхого Завета? Если окажется, что так, то это еще более усилит наше мнение, что Иисус Христос был весьма выдающейся личностью.
Оговорюсь еще раз, что автор настоящей беседы - христианин и ставит своей целью донести атеистическому читателю правду об Иисусе Христе.
Многих из нас учили еще в советской школе, что когда созревает историческая необходимость, то появляется соответствующая запросам истории выдающаяся личность. Отчасти это верно. Правда, в атеистической философии считается, что появление выдающейся личности носит в корне случайный характер и индивидуальные особенности этой личности также случайны - не будь этот человек, появился бы другой. Мы же, христиане, верим в Божий промысел, что Бог не оставляет человеческую историю на произвол судьбы, но осуществляет Свой замысел относительно человека и всего человечества, поэтому появление выдающихся исторических личностей не случайно.
Ну что ж, так или иначе, а Христос появился в мире как раз вовремя.
Как свидетельствуют историки, во времена жизни Назарянина еврейский народ находился в состоянии всеобщего ожидания Спасителя. Дело, во-первых, в том, что вся ветхозаветная религия иудеев жила ожиданием прихода Мессии. И об этом подробнее мы еще скажем ниже. Во-вторых, ожидание Спасителя было усилено политической обстановкой в Палестине времен земной жизни Иисуса Христа: Палестина находилась под властью иноземных захватчиков - римлян; народ угнетали римские чиновники, взимая колоссальные налоги. Ненавистен евреям был и римский ставленник, инородец царь Ирод Великий, вопреки воле народа захвативший власть и в течение тридцати семи лет управлявший всей Палестиной и Идумеей, а после передавший власть своим сыновьям. Евреи страстно ждали освобождения от политического и социального ига. К тому же подошло время исполнения предсказания пророка Даниила о сроках явления Христа. Поэтому при появлении более или менее заметного проповедника многие спрашивали: не он ли Христос? При этом большинство евреев, движимые узконациональными интересами, надеялись, что Христос прийдет в силе и славе, освободит народ от ига, станет иудейским царем и поставит еврейский народ царствовать над всеми земными народами.
Иисус Христос пришел в мир на пике политического, социального и религиозного брожения в обществе. Но, вопреки ожиданию большинства евреев, Он принес не политическое освобождение и социальные реформы, а ту веру и то состояние души, которое мы, христиане, называем Царствием Божиим, которое не от мира сего. Потому большинство евреев не приняли Его. И это большинство, имеется в виду верующие евреи-иудеи, до сих пор ожидают своего Мессию - Машиаха.
Но теперь вернемся к тезису, что вся ветхозаветная религия иудеев жила ожиданием прихода Мессии. Еврейские Священные Писания или то, что христиане называют Ветхим Заветом, издавна готовили еврейский народ ко встрече со Спасителем. Если бы Христос пришел неожиданно, то никто из людей не поверил бы Ему или поверила бы горсточка людей, вера которых не имела бы никаких прочных древних корней и не была бы преемственной ветхозаветной религии (иудаизму до Иисуса Христа). Поэтому мы, христиане, говорим, что задолго до пришествия Христа Бог постепенно готовил людей к принятию Мессии Своими пророчествами и прообразованиями.
Что такое пророчества и прообразования (?), спросит атеистический читатель.
Пророчества - это сообщения, содержащие прямые и/или символические указания на некоторые важные события, которые должны произойти в будущем, которые имеют непосредственную связь с взаимоотношениями человека, народа, человечества и Бога и которые Сам Бог внушил особым людям - пророкам, отличающимся, как правило, высокой нравственной и духовной жизнью. Так автор попытался объяснить, что такое пророчества. Возможно, такое определение не вполне богословски корректно, но, думаю, суть его более или менее отражает реалии. Очень важно здесь то, что пророки, как правило, отличались высоким уровнем нравственной и духовной жизни, чтобы иметь возможность близко соприкоснуться со Всесвятым. Далеко не всякое прозрение можно считать пророчеством, и не всякого человека считать пророком, чтобы атеистический читатель это понимал. Многие пророки вначале были не приняты народом и священством, потому что, с риском для себя, вещали неприятные для слуха человеческого вещи - о необходимости покаяться во грехах, жить по заповедям, и часто пророки были гонимы и побиваемы камнями и казнимы. Но потом правда побеждала, дух пророчеств становился ясным для совести народа, и пророков посмертно чтили, перечитывали и переписывали их пророчества, включали их в канон.
Прообразования - это символические подобия того, что должен был сделать Бог, а именно Христос для спасения человечества. Некие ветхозаветные события становились символами того, что наступит в эру Нового Завета, того, что сделает Христос.
Пророчества и, особенно, прообразования не сразу становились вполне понятными. Часто только после самого события люди начинали понимать, что о нем было пророчество или прообразование. Почему? Об этом мы еще скажем ниже.
Итак, пророчества и прообразования воспитывали в евреях веру и надежду на будущего Спасителя. Нужно сказать, что в отношении пророков или святых людей Писание не провозглашало об их приходе, тогда как в отношении Сына Божия - Иисуса Христа это провозглашение было сделано задолго до Его прихода. Таким образом, в ветхозаветной религии было особое предпочтение будущему Спасителю, по сравнению даже со святыми пророками, что еще раз подчеркивает величие личности Спасителя.
Упомянем сначала пророчества о Христе.
Ветхозаветная религия учила евреев, что Бог еще Адаму (после грехопадения прародителей) сказал в утешение, что Семя жены, т.е. Человек, рожденный без отца, будет поражать семя змия, т.е. дьявола (Быт. 3: 15). После потопа Аврааму было возвещено, что его потомки, имеется в виду конкретный Потомок, будут причиною небесного благословения для всех земных народов (Быт. 22: 18). Подтверждение этого было дано Исааку и Иакову - сыну и внуку Авраама (Быт. 26: 4; 28: 14). Пророк Моисей предсказал, что пошлет Бог евреям другого пророка, которого народ должен слушаться, т.е. речь идет о великом Пророке, подобном Моисею (Втор. 18: 15-19). Обратим внимание: Бог говорит Моисею, что Пророк будет из среды евреев, "такой как ты", т.е. между Моисеем и этим Пророком будет наибольшее подобие. И действительно - только Христос после Моисея был велик как Ходатай за людей перед Богом, как Освободитель нового Израиля от духовного Египта (греха), как законодатель Закона Божия (Нового Завета), как Царь и руководитель верующих в Бога, как великий Чудотворец, чего не скажешь о других еврейских пророках, бывших после Моисея. Эти пророчества еще не вполне конкретны, но уже во времена Моисея (XIII век до Р.Х.) вселяли в народ надежду на спасение.
Пророк и псалмопевец Давид (род. в 1085 г. до Р.Х. и дожил до глубокой старости) предсказал многие важные события в отношении Христа. Он, наверное, первым предвозвестил страдания Спасителя: "Боже мой! Боже мой! (внемли мне) для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем, - и Ты не внемлешь мне, ночью, - и нет мне успокоения. Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде. Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: "он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему". Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты - Бог мой. Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий" (Пс. 21: 1-18).
Царь, пророк и псалмопевец Давид
Удивительно, что в этом тексте, относимом как к пострадавшему праведнику, так и ко Христу, содержатся такие подробности распятия, как то, что Ему пронзили руки и ноги (самому Давиду этого не пришлось пережить), что священники иудейские сделали из распятия зрелище и говорили, мол, Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему; и такие подробности, как деление риз Распятого и жребий о Его одежде (хитоне)!... О том, что Мессия должен пострадать, еще яснее предвозвестит пророк Исаия, о чем мы скажем ниже. Давид же предсказал, что душа Христа не останется в аду, а тело не подвергнется тлению: "ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" (Пс. 15: 10; Деян. 2: 22-32). Это пророчество невозможно отнести к самому Давиду, который умер, но относится к воскресению Христа из мертвых. Давид также предсказал, что Христос вознесется и сядет одесную Бога: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс. 109: 1).
Пророк Михей (жил в IX веке до Р.Х., по другим источникам - в последнюю треть VIII в. до Р.Х.) предвозвестил, что Спаситель родится в Вифлееме и что Его происхождение предвечно, от начала дней: "И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5: 2). Таким образом, замысел Бога о Спасителе предвечен, из начала, от дней вечных, так что происхождение Христа не таково, как временное происхождение людей и даже святых пророков. Здесь более или менее ясное указание на божественность Христа.
Многое о Христе предвозвестил пророк Исаия (ок. 765-700 гг. до Р.Х.). Он предсказал, что Спаситель родится от Девы: "Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис. 7: 13-14; Мф. 1: 22-23). Что значит Еммануил? Это значит: "С нами Бог". Воплощение божества Христа в человеческом теле и означает, что с нами Бог. Нужно сказать, что еврейские переписчики Библии - масореты, в пику христианству, намеренно переделали этот отрывок иначе, что родит не Дева, а молодая женщина, чтобы лишить христиан и еврейский народ подлинного смысла стиха Исаии. Но пророк Исаия говорит, что Господь даст знамение, и рождение именно Девой сына и есть необыкновенное знамение, тогда как рождение сына молодой женщиной есть рядовое событие и не может представлять собой знамения, ибо многих родившихся именовали Еммануилами. Кроме того, в этом отрывке говорится, что Спаситель будет рода Давидова. И в другом месте Исаия говорит о божественной сути будущего Спасителя: "Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это" (Ис. 9: 6-7). Здесь также указано, что Христос будет рода Давидова. Евреи ожидали Спасителя именно из рода Давидова, но они, как уже говорилось выше, видели в пророчествах о Мессии прежде всего то, что Он придет царствовать, понимая Царствие Его в земном смысле, смысле политической власти. Тогда как Исаия говорил о том, что Христу надлежит пострадать за людей, чего евреи недоуменно не понимали. Вот этот текст из пророка Исаии: "(Господи!) кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем" (Ис. 53: 1-12). Так что Исаия говорит о том презрении и унижении, которое должен претерпеть Христос, о том, что Спаситель возьмет на себя грехи и немощи людей, наказание всего мира, и что Его ранами мы исцелимся, что страдания и смерть Мессии будут жертвой умилостивления Бога и будут добровольными. Исаия говорил даже о таких важных подробностях, что Христос будет причтен к злодеям, и гроб Ему назначали со злодеями, но будет Он погребен у богатого. Здесь содержатся важнейшие догматы христианства, смысл добровольной жертвы Спасителя на кресте, описание позорной казни Христа с разбойниками, как разбойника, и погребение Его у богатого Иосифа Аримафейского. Не случайно христианская Церковь называет пророка Исаию ветхозаветным евангелистом, предсказавшим многие важные события Нового Завета и их подлинный смысл.
О Спасителе многое говорили и другие ветхозаветные пророки. Так, пророк Иеремия (жил за 600 лет до Р.Х., по другим данным во 2-ой половине VII века до Р.Х.), как и Исаия, говорил, что Спаситель будет рода Давидова: "Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!" " (Иерем. 23: 5-6). Имя Христа "Господь оправдание наше" перекликается с тем, как именовал Христа Исаия - "С нами Бог". Евреи здесь видели прежде всего происхождение Мессии из рода Давидова и то, что Он будет царствовать в земном смысле. Спасение и безопасность понимали только в земном смысле, как спасение земной жизни, а не как спасение вечное.
Пророк Даниил (род. в 621 г. до Р.Х. и дожил до глубокой старости) от архангела Гавриила получил весть о том, сколько до прихода Христа осталось лет, и что Христос будет предан смерти, после чего произойдет разрушение храма и Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертвоприношений: "И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: "Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение. Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя" " (Дан. 9: 20-27).
Пророк Захария (жил за 520 лет до Р.Х.) предсказал царский въезд Христа в Иерусалим на молодом осле: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах. 9: 9). Въезд на осле, а не на боевом коне, символизирует собой мир и спасение. Есть у Захарии и таинственные слова о цене Бога в 30 сребреников, которую получат священники храма для горшечника: "И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника" (Зах. 11: 12-13). Удивительно, как пророк провидел некие подробности предательства Иуды и то, что Христа Бога первосвященники оценят в 30 сребреников, сумму, на которую потом купят землю у горшечника!...
Пророк Малахия (жил за 400 лет до Р.Х., по другим данным между 515 г. и 445 г. до Р.Х., но во всяком случае после вавилонского плена иудеев) предсказал, что Спаситель придет в храм Иерусалимский, вновь отстроенный после вавилонского пленения, и перед Ним будет послан Предтеча приготовить путь Ему: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде" (Малах. 3: 1-3). Здесь также сказано о том, что немногие выдержат день пришествия Его, ибо немногие из евреев примут Спасителя.
Ветхозаветные мудрецы Иов (Иов 28), Соломон (Притч.; Прем.), Иисус сын Сирахов (Сир.) поведали народу о Премудрости Божией. В некоторых их текстах Премудрость выступает как Личность, присущая Богу от вечности и действующая с Ним в творении мира, как вышедшая из уст Творца, как образ совершенства Вседержителя. В этих текстах уже была заложена тайна, подготавливающая откровение о Слове Божием и о Святой Троице.
Приведенными выше текстами не ограничивались пророчества ветхозаветной религии об Иисусе Христе, но мы привели наиболее важные из них.
Пророк Исаия
А теперь укажем на прообразования о Спасителе. Прообразование Святой Троицы было дано Аврааму, когда Бог явился ему в лице трех странников, возвестивших престарелому патриарху о рождении сына от неплодной и престарелой жены его Сарры (Быт. 18: 1-19). Принесение Исаака в жертву Авраамом было прообразованием крестной смерти Спасителя. Исаак добровольно шел на жертву и нес дрова для жертвоприношения (Быт. 22), как потом и Христос шел добровольно на распятие, неся свой крест на Себе. Как мы знаем из книги Бытия, Бог не допустил пролития крови Исаака и дал взамен его для жертвоприношения овна. Моисею было дано необычное прообразование,
прообразование ношения во чреве Богоматери Марии огня Божества Сына в образе неопалимой купины - тернового куста, горевшего, но не сгоравшего (Исх. 3: 2). И действительно, как показать символически, что земная Дева из плоти и крови может в своем чреве носить Христа Бога и не сгореть от соприкосновения с Ним?!... Крестные страдания и смерть безгрешного Искупителя прообразовано было евреям в обряде ежегодного пасхального заклания непорочного (без всяких недостатков) агнца и вкушения его с горькими травами (Исх. 12). Не случайно Иоанн Креститель в своем свидетельстве об Иисусе Христе уподобляет Его агнцу: "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира" (Ин. 1: 29). Вера в очистительную кровь Спасителя была воспитываема в народе через постоянное окропление и очищение людей кровью козлов и тельцов. Чтобы евреи поверили в спасительные страдания Христа на кресте (древе) был показан народу еврейскому медный змий, вознесенный Моисеем на древе, при взгляде на который ужаленные змеями люди исцелялись (Числ. 21: 9). Тридневное пребывание во гробе Христа было прообразовано в пребывании пророка Ионы во чреве кита в течение трех дней и ночей (Ион. 2).
Таким образом, в Ветхом Завете были заранее предсказаны и прообразованы важнейшие обстоятельства жизни, страданий и смерти Спасителя, Воскресения Его из мертвых, а также вознесения Его к Отцу Небесному. Ветхозаветная религия (иудаизм до Иисуса Христа) вся жила ожиданием прихода Мессии. Это ожидание невольно передалось некоторым соседним языческим народам, с которыми евреи общались, находясь в диаспоре. Не случайно в Иудею с востока пришли волхвы, узнав о рождении Спасителя (Мф. 2). Кроме того, за пару веков до прихода Христа Ветхий Завет был переведен на греческий язык и стал доступен читающей публике из язычников.
Но тут у атеистического читателя могут возникнуть вопросы и возражения. Первый законный вопрос (или даже возражение) может состоять в том, насколько точно мы можем понимать пророчества и особенно прообразования, если их тексты порой не совсем ясные? Ведь большинство евреев не так поняли эти пророчества, ожидая в Мессии прежде всего земного царя, политического руководителя, а не пострадавшего Бога во плоти, в Которого уверовали христиане. Действительно, мы, христиане, знаем, что пророчества и особенно прообразования как бы прикровенно указывали на обстоятельства прихода Христа, что, впрочем, относится ко всем вообще пророчествам и прообразованиям, не только к мессианским. Давайте поищем ответ на этот вопрос. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Ветхозаветное Писание словно бы имело покрывало, которое снято было пришедшим Христом. Этот св.отец ссылается на слова апостола Павла об иудеях: "Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается" (2 Кор. 3: 14-16). Таким образом, греховное помрачение ума человеческого не позволяло ветхозаветному человеку в полной мере уяснить пророческий смысл. Ибо грех повредил природу человека. Но живой пример Христа, западая в сердце, прояснял ум человеческий, и человек яснее понимал пророков, начинал удивляться тому, что пророки именно так говорили о Спасителе, а не иначе. Поэтому и св. Златоуст говорил, что, хотя для ветхозаветного человека пророчества и прообразования не были до конца ясными, они зато стали ясными и полезными последующим людям, новозаветному человеку. Есть и другие причины неполной ясности пророчеств и прообразований. Думается, что пророчества и прообразования потому не излагают всех точных обстоятельств исполнения их, а только общий смысл, да и то открытый лишь для людей размышляющих о них, что они не должны насиловать свободную волю человека. Если бы Бог излагал в пророчестве все обстоятельства совершения его, то было бы ущемление свободной воли человека, не могущего что-либо изменить в происходящем исполнении прореченного. Для человека, смиряющего свою волю пред волей Господа и размышляющего о пророчестве, открывается и содержание его и основные обстоятельства исполнения; для такого человека не происходит ущемление свободной воли, ибо его воля добровольно смирилась пред Богом. Для остальных же пророчество или прообразование остается прикровенным или вообще неясным, оставляя простор для действования, ибо их воля не способна смириться пред волей Господа. Можно высказать еще одно соображение. Господь может послать предупреждающее пророчество, которое не будет исполнено, потому что люди вовремя покаются в своих грехах, и Бог сменит гнев на милость, как это случилось с пророком Ионой и городом Ниневией. Благодаря проповеди Ионы жители Ниневии покаялись, и город не был разрушен, хотя пророк предсказал разрушение города (Ион.). Но раз пророчеству не суждено сбыться, то и нет полного изложения обстоятельств и деталей его. Вот что автор может ответствовать на первый вопрос.
Второй возможный вопрос читателя может заключаться в том, почему мы говорим именно о еврейских пророках? Разве не было пророков у других народов и в других религиях, кроме ветхозаветной? Ответим так. Мы, христиане, веруем, что, как сказано в Ветхом Завете, Бог избрал Своим народом потомков праведного верующего Авраама. Евреи являются потомками Авраама по плоти, мы, христиане, являемся духовными потомками Авраама. Евреи не приняли Христа, и Бог наказал их, временно скрыв от них Себя, попустив еврейскому народу испытать многие страдания, начиная с разрушения Иерусалима и Иерусалимского храма, длительного изгнания, и заканчивая трагедией массового уничтожения во Вторую мировую войну и постоянными войнами израильтян в настоящее время. Но Бог помнит Свой завет с евреями, и Он, как сказал апостол Павел, еще обратит их в веру во Христа и вновь приблизится к ним. А пока еврейский народ не принял Христа, есть время у бывших язычников и инаковерующих принять Спасителя, ибо массовое обращение евреев в христианство будет означать, что времени этого старого грешного мира подходит конец. И еще. Надо сказать, что Бог как любящий Отец заботится не только о евреях и христианах, но и о других народах, исповедующих другие религии. Поэтому и среди других народов встречались люди с пророческим даром, которым Бог частично открывал Свою волю. И среди других народов было более или менее ясное ожидание Спасителя, но это отдельная тема, и ей посвящены целые исследования... Они, эти народы, как бы на втором плане, с ними не было у Бога завета. Поэтому их пророчества и их религии содержат Божию истину лишь отчасти, а в основном искажены человеческими соображениями и мудрствованиями. Не потому ли, что эти народы в принципе не смогли бы принять истинного Бога? Но, так или иначе, а такова воля Божия, и мы тут ничего не можем поделать. В принципе, Бог заботится и об индусе, и о китайце, если они стараются жить по совести, и даже о последнем грешнике из любого народа, но войдут ли они в Царствие Божие, и как войдут, не через многие ли страдания - это тайна Бога. Человеку винить можно только себя за свои грехи.
Предвижу такое возражение: не страдает ли автор гордыней, когда говорит, что только евреи и христиане на первом плане у Бога, а остальные народы - на втором плане? Должен ответить, что автор видит здесь не привилегию, а подразумевает особую ответственность христианина перед Богом. Бог дал Новый Завет христианам, чтобы они равнялись на Христа, следовали примеру Его жертвенной любви и самоотдачи, боролись со своими грехами и проповедовали Евангелие всем народам. Автор честно сознается, что весьма далек от этого идеала, и найдутся благородные личности среди атеистов, которые душой светлее и чище автора. Но они, эти благородные атеисты фактически только своими собственными силами и своим разумением и своей совестью познают нравственный идеал и стремятся к идеалу. А идеал автора есть Тот, Кто представляет Собой "путь и истину и жизнь" (Ин. 14: 6), Кто обещает всем верующим в Него даровать Божию благодать и укрепить силы на пути к возможному совершенству, просветить ум и совесть, очистить чувства и желания. И Он выполняет свои обещания, Иисус Христос помогает христианам видеть свои грехи и бороться с ними. Христианин совершенствует свою душу и дух в синергии со Христом, синергии с Богом, не сам по себе. Поэтому у христианина больше оснований для светлой надежды. Более того, мы, христиане, убеждены, что без Христа человеку невозможно достичь нравственного и духовного совершенства, даже при наличии прекрасных задатков, которые в наличии у благородных атеистов...
У читателя может возникнуть третий вопрос. Думающий читатель скажет: допустим, все, что вы говорите, интересно. Если человек должен был быть спасен Богом через Христа, как утверждают христиане и ветхозаветные пророки, то почему Сын Божий не сразу был послан Отцом, но после грехопадения Адама и Евы человечеству пришлось ждать Спасителя несколько веков? На этот вопрос ответ находим у святого праведного Иоанна Кронштадтского. Этот св.отец говорит, что поскольку люди отпали от Бога по своей воле, поверив словам дьявола: "будете как боги" (Быт. 3: 5), то нужно было дать людям время испытать весь вред от своеволия, от греха. Нужно было дать людям узнать на опыте, как ложны слова дьявола, нужно было дать время людям осознать свое бессилие в борьбе с грехом, чтобы всею душою пожелать помощи от Спасителя. Вот почему Отец Небесный отложил приход Сына Божия. И вот почему, добавим от себя, другие народы пройдут через многие страдания и осознание ложности своих религий, прежде чем кое-кто из них примет Христа.
И наконец, оставим читателя с таким вопросом: но зачем человечеству вообще понадобился Спаситель? Что такого грешного совершили Адам и Ева, что называется в христианстве первородным грехом? От какого греха пришел нас спасти Христос?
Ну что ж, постараемся поговорить об этом в следующей беседе.
1 Св. праведный Иоанн Кронштадтский. О Боге - Творце и Промыслителе мира. М.: Паломник, 2005.
2 В.Ю.Скосарь. Ветхозаветные пророчества и прообразования о Спасителе. Всенародное ожидание Христа
http://zhurnal.lib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/
Июль 2010 г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"