|
|
||
Нужно было не только правильно сориентироваться в политической ситуации того времени, но и глубоко заглянуть в душу народную, увидеть в ней отблески божественного Логоса. Того Логоса, Который влечет нас к красоте и благолепию, к слову и премудрости. Святому равноапостольному князю Владимиру это удалось. |
Выбор веры
Здесь мы поведаем важнейший эпизод из жития св. князя Владимира. В 983 г. князь Владимир вместе с дружиной вернулся в Киев после победного похода из Прибалтики. В честь победы решили пролить жертвенную кровь идолу Перуна. Старцы и бояре метнули жребий по языческим правилам: кто станет человеческой жертвой грозному Перуну. Для древних славян человеческие жертвоприношения были делом знакомым, хотя и не частым. Например, археологами в XX столетии в языческих капищах на реке Збруч в Прикарпатье обнаружены древние расчлененные останки различных людей: детей и взрослых, принесенных в жертву. В Киеве же человеческие жертвоприношения были крайней редкостью. Итак, жребий пал на двор некоего варяга-христианина. По обычаям он должен был отдать в жертву своего малого сына. И пришли к варягу-христианину посланники от жрецов и сказали: "Пал жребий на сына твоего, ибо изволили его боги себе". На это варяг-христианин ответил: "Не боги это, но дерево: днем есть, а наутро сгниет - не едят они, не пьют, не разговаривают, но сделаны руками из дерева. А Бог есть един..." и прославил христианского Бога и отказался отдавать сына своего бесам. Тогда они пришли вторично и разгромили двор варяга и угрозой попытались отнять у него сына, но тот взобрался с сыном на галерею второго этажа. На требование отдать ребенка, варяг-христианин ответил: "Если боги это, то пусть пошлют одного из своих и возьмут сына моего. А вам что за дело?". Разъяренные язычники подрубили галерею второго этажа, и варяг вместе с сыном погибли. Эти двое варягов-христиан, отец и малый сын, стали первыми на Руси мучениками за веру. Имена их: Феодор и сын его Иоанн. Князь Владимир, конечно же, одобрял предстоящее жертвоприношение, но мужество христиан и смелые слова: "Если боги это, то пусть пошлют одного из своих и возьмут сына моего. А вам что за дело?" - эти слова могли запасть ему в душу. Владимир был чутким к слову человеком. Если ранее Христианство могло казаться великому князю унылой религией чужаков, слабых и женщин (среди его жен были христианки), то теперь вдруг он смог для себя открыть совсем другое Христианство! Это оказалась вера умных, мужественных людей. Не случайно, что в первые века после Крещения Руси возникло глубокое почитание первых мучеников за веру.
Через три года после указанного события великий князь уже совсем по-другому смотрел на Христианство. Уже настал момент выбора веры для самого князя, его близких, его дружины и всей Руси. Неисповедим путь человека к Богу. Многих обратила ко Христу именно мужественная смерть мучеников за веру! Их спокойствие, их уверенность во встрече со Христом, отсутствие злобы на мучителей... "Прости им, Отче! Ибо не ведают, что творят"...
Духовная причина и политический фактор толкали великого князя выбрать единую, объединяющую Русь религию. Язычество с функцией объединения славян не справилось. Великий князь советовался с боярами и со старцами о выборе веры. К нему приходили послы из разных соседних стран, с которыми у Руси были тесные отношения. Выбор веры того или иного соседа означал и политический выбор, означал и дальнейший расклад экономических, политических и культурных взаимоотношений Руси с великими державами.
Сначала к Владимиру пришли волжские болгары-мусульмане, потом немцы-католики, затем хазарские евреи и, наконец, православные греки (византийцы). Историки-скептики склонны считать летописный рассказ о выборе веры красивой легендой. Но имеются подтверждения об этом событии в независимых, иностранных источниках. Итак, вернемся к послам. Мусульмане обещали князю, что после смерти можно будет блудить со многими женами в раю, но при жизни нужно исполнить обрезание, не есть свиного мяса и не пить вина. Первое князю понравилось, но все остальное - нет. Тогда Владимир произнес знаменитый афоризм: "Руси есть веселье питье, не можем без того быти!" Ритуальное пиршество и радости жизни - вот, что было неотъемлемыми атрибутами жизни язычников-русов, и князь не пожелал и не посчитал нужным от этого отказываться. Через год князь, по совету бояр и старцев, отправил посольство к мусульманам в Волжскую Болгарию, чтобы увидеть их богослужения. Послы вернулись в Киев и резко отрицательно отозвались о том, что видели в мечети. В их оценке было эстетическое неприятие ислама. С того момента ислам так и не стал для славян родной религией и родной культурой. И это несмотря на то, что Владимир был достаточно знаком с преимуществами ислама, с его способностью сплотить вокруг правителя сильное, централизованное государство, с его способностью воодушевить солдат на войну против неприятеля... Еще меньше шансов на успех у Владимира имели проповедники иудаизма. Князь повел полемику с иудеями-хазарами, переспросив их: а точно ли их земля находится в Иерусалиме? И тогда иудеи вынуждены были признать: "Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по странам за грехи наши, и предана была земля наша христианам". На что последовало резонное заключение великого князя: "Как же вы иных учите, а сами отвержены от Бога и рассеяны. Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?" Владимиру была хорошо знакома еврейско-хазарская община в Киеве, понимал он и политическую выгоду от сближения с центрами иудаизма в Причерноморье, но отказался. Князь даже не послал к ним послов.
Оставался теперь лишь выбор между Западным или Восточным Христианством. Побеседовав с немцами-католиками, князь сказал: "Идите обратно, так как отцы наши не приняли этого". Однако, через год князь, по совету бояр и старцев, отправил посольство в Германию. Послы вернулись в Киев и поведали князю и боярам: "Пришли мы в Немцы и видели в храмах многие их службы, а красоты не видели никакой". Вероятно, речь шла об особенностях католического богослужения в Германии, не такого пышного как в самом Риме. Кроме духовно-эстетического аргумента был еще и политический аргумент против Католицизма. Владимир хорошо видел, как жестко, порой жестоко подчинял себе народы католический Запад. Еще в 983 г. великий князь, будучи в походе в Прибалтике, стал свидетелем кровопролитного восстания балтийских и полабских славян. Стало понятно, что продвижение немецких миссионеров может принести не только свет веры, но и порабощение... Последним в 986 г. из проповедников был греческий философ, т.е. богослов из Византии. Князь с интересом выслушал православного грека, а когда тот показал князю полотнище с картиной Страшного суда, то вид радостных праведников и мучимых грешников, изображенных на картине, его поразил. ...Но торопиться с крещением Владимир не стал, а через год послал в Константинополь посольство посмотреть на их богослужения.
И вот вернулись послы Владимира, и поведали свой рассказ перед великим князем, боярами и дружиной. Это были те же послы, что и ходившие к мусульманам и к немцам-католикам. "Ходили к болгарам, смотрели как они молятся в храме [мечети]... Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их разные службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладости, не возьмет потом горького. Так и мы - не можем уже оставаться прежними". После совещания с боярами и старцами, те сказали великому князю: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшей из всех людей".
Но что за красота могла поразить посланцев Владимира? Русское посольство было допущено на торжественные богослужения в храме Святой Софии в Константинополе. Это величайшее сооружение, ставшее символом Христианства на века. Даже сейчас, когда святая София побывала в руках мусульман и использовалась в качестве мечети, а затем переоборудована в музей, притом что храм был осквернен и ограблен, даже сейчас - в XXI в. этот великий храм-музей производит сильное впечатление на человека, побывавшего в нем... Но в те времена, когда там были послы князя Владимира, храм Святой Софии был неподражаемо великолепен! Средневековые рукописи описывают нам его: невероятная высота храма, простирающегося "до самого неба"; гармоничная согласованность всех размеров; огромный сфероидальный купол, кажущийся легким и словно подвешенным; наполненность лучами света, льющегося потоком как будто с небес; чудесное мерцание золота и смальты многочисленных мозаик; порфировые и мраморные колонны; золото, серебро и драгоценные камни украшений... Добавим сюда пышную торжественность византийского богослужения, дым ладана, звучные песнопения! Вот так, по признаку красоты выбирала Русь новую веру. Открылась такая сторона души народа русского, как эстетическая восприимчивость, тонкое чувство красоты и благолепия.
Тогда князь и бояре вместе со старцами сделали выбор в пользу Православия. Фактически, это был коллективный выбор. После чего князю пришлось решать вопрос с византийскими василевсами Василием и Константином о своем личном крещении и о женитьбе на их сестре, царевне Анне. Вопрос этот был уже из области политики. Вероятно, великий князь Владимир крестился в Корсуни (ныне Херсонес), после того как взял город этот штурмом. Там же произошло и венчание князя с царевной Анной. Но все это уже политические аспекты крещения...
В завершение нужно сказать следующее. Выбор веры, совершенный великим князем Владимиром для себя лично и для всей Руси (по возвращении из Корсуни князь крестил киевлян), оказался знаменательным событием нашей истории. После Крещения Руси вера православная стала достоянием всех восточных славян. Выбор этот был сделан осторожно, с советом старцев и бояр, т.е. представителей народа. Нужно было не только правильно сориентироваться в политической ситуации того времени, но и глубоко заглянуть в душу народную, увидеть в ней отблески божественного Логоса. Того Логоса, Который влечет нас к красоте и благолепию, к слову и премудрости. Святому равноапостольному князю Владимиру это удалось.
Источники.
1 Карпов А.Ю. Владимир Святой. - М.: Мол. Гвардия - Жизнь замечат. людей, 1997. - 446 с.
2 Священник Григорий Евтушенко. Храм Святой Софии в Константинополе. С.-П-б.: Сатис, 2008. - 272 с.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"