Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Некоторые тезисы о природе агрессии и о пути ее преодоления

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В работе приводятся точки зрения некоторых крупных исследователей (К.Лоренца, В.Р.Дольника, З.Фрейда и Э.Фромма) на проблему агрессии у животных и у человека. Рассматривается христианская позиция по указанному вопросу. Работа представлена в качестве доклада на конференцию "Множество ликов агрессии", которая состоялась в г. Днепропетровске 19-20 мая 2007 г.

НЕКОТОРЫЕ ТЕЗИСЫ О ПРИРОДЕ АГРЕССИИ И О ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Введение

Человеческую историю, к сожалению, невозможно себе представить без войны: войны физической, экономической, психологической, информационной, идеологической войны. В настоящее время мы были и являемся свидетелями войны в Югославии, в Чечне, в Ираке, палестино-израильского конфликта. Кроме экономических и политических факторов, в основе войны лежит фактор биологический - агрессивность человека. Агрессивность лежит и в основе многих преступлений против закона, совершаемых в обществе. Более того, агрессивность является одним из мотивов множества нормальных человеческих поступков. Вот почему изучение агрессии, агрессивности является актуальной проблемой.

1. О пользе анализа агрессии у животных для лучшего понимания человеческой агрессивности

Для более полного понимания проблемы агрессии у человека нам понадобится анализ сущности агрессии у животных. Чем обосновывается такой подход? Мы можем привести две противоположные позиции для обоснования указанного подхода. Первая позиция эволюционистская, поскольку многие исследователи придерживаются современной синтетической теории эволюции. С этой позиции, поскольку человек имел животных предков, то у него существует набор инстинктов, аналогичный инстинктам высокоорганизованных животных. Эти инстинкты передались человечеству по наследству. Передалась по наследству и агрессивность. Вторая позиция - христианское вероучение, поскольку наша культура в значительной мере имеет христианские корни. Согласно христианству, человек был создан Творцом по образу Божию, но после грехопадения прародителей в природе человека заметную роль стала играть животная сторона, животные же, вследствие греха человека, невольно стали агрессивными, в них проявилась борьба за существование. Что касается человека, то он как бы приблизился к животному царству, при этом наблюдается аналогия между инстинктами животных и инстинктивной базой животной натуры человека. С чем связана такая аналогия, если у человека не существовало животного предка? А вот с чем. Творец, предвидя грехопадение человека, создает животную часть его натуры аналогичной природе высокоорганизованных животных для того чтобы, во-первых, обеспечить единство живой природы на Земле, во-вторых, чтобы человек мог на более простом примере животных изучать отдельные аспекты более сложной человеческой натуры, познавать себя и укрощать свои страсти, в-третьих, чтобы человек мог, поддерживая эмоциональное общение с животными, владычествовать над ними, использовать животных в освоении окружающего мира.

Итак, вначале приступим к рассмотрению более простой проблемы - агрессии у высокоорганизованных животных. А затем совершим восхождение к более сложной проблеме - агрессии у человека.

2. Природа внутривидовой агрессии у животных

Мы несколько сузим предмет рассмотрения и не будем изучать межвидовую агрессию, как борьбу между различными видами, что является более прозрачным вопросом, а обратимся исключительно к внутривидовой агрессии, т.е. агрессии к своим сородичам, поскольку именно такая агрессия нас будет интересовать при анализе человеческой натуры.

По мнению выдающегося австрийского ученого Конрада Лоренца, одного из основоположников этологии (науки о поведении животных), внутривидовая агрессия - это особая видосохраняющая функция. Для будущего вида или популяции выгодно, чтобы область обитания или партнера противоположного пола завоевал сильнейший из двух соперников. Вот почему в природе существуют брачные турниры; обычно это поединки самцов. Агрессия также способствует отталкиванию животных одного вида или популяции друг от друга, чтобы избежать избыточной плотности населения, приводящей к исчерпанию ресурсов питания. Внутривидовая агрессия приводит к возникновению иерархии внутри группы животных или популяции, когда доминантные особи находятся наверху иерархической пирамиды, а иерархия, в свою очередь, способствует лучшему выживанию популяции. Приведем некоторые примеры. Стая галок реагирует на тревожные сигналы опытной взрослой доминантной особи, увидевшей хищника, и пренебрегает беспокойством молодой не доминантной особи, не имеющей достаточного опыта и авторитета в стае. Другой пример: стадо обезьян павианов подчиняется нескольким доминантным опытным самцам, которые, в случае опасности столкновения со львом, организуют обход хищника или круговую оборону от его нападения [1].

Лоренц относит агрессию к четырем основным инстинктам высокоорганизованного животного: агрессия, бегство, половое влечение, влечение к пище. Изучая агрессию у животных, австрийский ученый пришел к выводу, что агрессивная энергия имеет свойство накапливаться в нервной системе и обязательно проявится, даже если искусственно исключить раздражающие ситуации. Исследователь отмечает, что у животных существуют сдерживающие механизмы, в большинстве случаев не позволяющие агрессивности вылиться в убийство сородича. Побежденное в поединке животное либо спасается бегством, либо особыми жестами, особым поведением признает свое поражение, после чего поединок прекращается [1].

Известный российский этолог В.Р.Дольник рассматривает агрессию в контексте факторов, действующих на численность биологического вида. Биосфера Земли, как самоорганизующаяся система, противостоит чрезмерному возрастанию численности отдельного вида. Возрастая численно, вид как бы усиливает давление на среду обитания, экосистему и биосферу. В ответ среда обитания отвечает усилением встречного давления. Существует две группы факторов, воздействующих на численность вида:

- в первую группу входят первичные (ультимативные) факторы, жестко воздействующие на вид, такие как пища, конкуренты, паразиты, хищники, загрязнения, газовый состав атмосферы, осадки, климат;

- во вторую группу входят вторичные (сигнальные) факторы, которые косвенно указывают виду на его избыточность. Механизмы реагирования на эти факторы проявляются на популяционном уровне. Ко второй группе факторов относится и внутривидовая агрессия, сущность которой состоит в том, что при общении каждая особь стремится занять по отношению к другим более высокое доминантное положение, обеспечивающее приоритетный доступ к пище и партнеру противоположного пола [2].

В.Р.Дольник отмечает, что при увеличении плотности популяции или уменьшении емкости среды усиливаются агрессивные стычки между животными, что служит сигналом о чрезмерной численности популяции или вида. В результате увеличивается доля животных, переживающих постоянный стресс и страдающих от неврозов, что сокращает их длительность жизни и плодовитость. В целом в популяции снижается качество жизни. Действие указанного механизма уменьшает численность популяции. Таким образом осуществляется саморегуляция биосферы [2].

Проведя краткий анализ сущности внутривидовой агрессии у животных, обратимся к человеку.

3. Агрессия у человека

По мнению К.Лоренца, в биологической природе человека, как и у высокоорганизованных животных, заложены четыре основных инстинкта и программы поведения: агрессия, бегство, половое влечение, влечение к пище, переданные человеку от животных предков. Так что агрессивность является неотъемлемой частью нашей натуры. При этом оказывается, что человек один из самых агрессивных видов, способный в ярости убить соплеменника. Такое в природе у животных видов встречается нечасто. Сдерживающие механизмы у человека слабо развиты. Ситуацию усугубляет тот факт, что человечество обладает оружием массового уничтожения, способным стереть с лица Земли весь живой мир. Современный цивилизованный человек страдает от недостаточной разрядки инстинктивных агрессивных побуждений. Этому способствует скученность населения в крупных городах. Из-за ускоренных темпов развития цивилизации будет возрастать и становиться тяжелее бремя, возложенное на ответственную мораль человека, сдерживающую агрессивные проявления. Человеку все труднее будет управлять своей агрессивностью. К тому же природа агрессии такова, что ее нельзя исключить, избавляя людей от раздражающих ситуаций, поскольку агрессивная энергия накапливается в нервной системе организма. Попытка же совладать с агрессией, наложив на нее моральный запрет, подобна затягиванию предохранительного клапана на подогреваемом котле с избыточным давлением пара. С другой стороны, агрессивность лежит в основе многих положительных человеческих качеств, без которых нельзя представить человека и общество. Внутривидовая агрессия участвует в человеческой реакции воодушевления, которое необходимо для достижения наивысших целей человечества. Агрессия, направленная на других, может являться необходимой составной частью личной дружбы. Агрессия мотивирует все, что связано с честолюбием, самоуважением человека, всякое новое начинание, вплоть до наивысших достижений в культуре и науке. Поэтому полное уничтожение агрессии у человека нежелательно [1].

В.Р.Дольник исследует агрессию в человеческом обществе, приводит различные примеры общественной иерархии, формальной и неформальной, сформированной агрессивностью ее членов, рассматривает естественно-исторические основы социальной организации и проводит параллели с иерархией среди приматов, основываясь на предположении, что наш животный предок был обезьяной. Российский ученый считает, что автократический, тоталитарный социализм, который мы пережили, далеко не лучшая модель общества, но эта иерархическая структура, наверху которой стоит тиран или группа олигархов, склонна к спонтанной самосборке, благодаря действию врожденных инстинктивных программ, в первую очередь агрессии. В то же время исследователь выражает надежду, что, используя разумную волю и другие инстинктивные программы (желание быть свободным; потребность иметь собственность; запрет убивать, грабить, воровать, притеснять слабых), человек сможет построить более совершенное демократическое общество, иерархия в котором не будет столь жесткой, но позволит, во-первых, лучше управлять обществом, во-вторых, реализоваться каждой отдельной личности [3].

По мнению В.Р.Дольника, возрастание агрессии в современном мире связано с перенаселенностью человечества. За исходную равновесную с биосферой численность населения людей, обеспеченную возобновимыми ресурсами, Дольник принимает величину порядка 500 млн. человек. Реальная численность населения планеты на порядок выше. Эта ситуация ныне характеризуется как "демографический взрыв", имеющий большие отрицательные последствия. Если люди находятся в стесненных условиях, у них может проснуться ненависть к другому, проявиться небывалая жестокость. При этом усиливаются грабежи и воровство, возрастает риск межнациональных и гражданских войн. Биологический механизм возрастания агрессивности действует, минуя сознание человека, или неверно в нем трансформируясь [2].

Нельзя обойти молчанием точку зрения основателя психоанализа Зигмунда Фрейда на природу человеческой агрессивности. В поздних работах Фрейд, наряду с сексуальными влечениями, предполагает существование в человеке влечения к деструкции, к смерти. Деятельность человека обусловлена противостоянием и взаимодействием инстинкта жизни (Эроса) и инстинкта смерти (Танатоса), которые выступают как полярные силы. Влечение к смерти является чуть ли не таким же могучим и фундаментальным инстинктом, как и Эрос. Итак, Танатос - особый инстинкт тяготения к смерти и к уничтожению либо самого себя, либо других. Человек сохраняет свою жизнь, перенаправляя инстинкт смерти с себя самого на других. Ясно, что влечение к уничтожению других и есть проявление агрессии. Таким образом, агрессивность признается извечным биологическим мотивом, заложенным в самой природе человека. Фрейд говорил, что такая точка зрения является всего лишь гипотезой, выведенной из рассмотрения эволюции всего живого, которое в течение своей жизни стремится вернуться к неорганическому состоянию, достигая его в результате смерти [4].

Нетрудно увидеть, что предположение Фрейда об агрессии, как об извечном биологическом мотиве человеческой природы совпадает с позицией К.Лоренца, согласно которому агрессия входит в четверку основных инстинктов животной стороны человека. Разница между этими мыслителями в том, что Лоренц рассматривал агрессию как адаптивное поведение, тогда как Фрейд видел в ней поведение разрушительное.

Однажды (в 1933 г.) Альберт Эйнштейн в письме к З.Фрейду задал вопрос о том, существуют ли в психике человека бессознательные побуждения к агрессивности и разрушению, до поры до времени латентные, но которые легко могут быть доведены до уровня массового психоза; и можно ли повлиять на человеческую психику таким образом, чтобы повысить ее сопротивляемость деструктивным психозам. Фрейд ответил ему, что инстинкт смерти непременно уничтожил бы личность, если бы не разворачивался в сторону внешних объектов, следовательно, человек, уничтожая объекты внешнего мира, спасает собственную жизнь. Фрейд считал, что "попытку устранения агрессивных тенденций в человеке следует считать бесполезной" [5].

Выдающийся представитель неофрейдизма Эрих Фромм отвергает гипотезу о том, что в человеке от рождения заложен спонтанный саморазвивающийся инстинкт агрессивности. Основная идея Э.Фромма сводится к тому, что объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Задача состоит в том, чтобы выяснить, насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а так же от чего зависит характер и интенсивность удовольствия от этого. Человек в течение жизни должен проявить себя, раскрыть свой потенциал. Если эта человеческая потребность подавляется, то энергия, направленная к жизни, подвергается распаду и превращается в разрушительную силу. Иначе говоря, стремление к жизни и стремление к разрушению между собой связаны обратной зависимостью: чем больше проявляется стремление к жизни, чем полнее жизнь реализуется, тем слабее разрушительные тенденции. Поэтому здесь важно исследовать социальные условия, в которых развивается человек. Под агрессией Фромм понимает всякие действия, которые причиняют или намерены причинить вред другому человеку, животному или неживому объекту. Исследователь подразделяет агрессию на доброкачественную и злокачественную. Доброкачественная агрессия является общей для животных и человека, это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству, когда возникает угроза для жизни организма. Такая агрессия служит для выживания индивида и рода, и затухает, когда угроза исчезает. Злокачественная агрессия - деструктивность, жестокость, присущие человеку и практически отсутствующие у животных. Эта агрессия не имеет филогенетической программы и не служит биологическому приспособлению. Более того, злокачественная агрессия приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления - убийство и жестокие истязания - не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия. Причем эти действия наносят вред не только жертве, но и самому агрессору. Согласно Фромму, отношение доброкачественной агрессии к злокачественной есть отношение инстинкта к характеру. Доброкачественная агрессия представляет собой естественное влечение, коренящееся в физиологических потребностях. Злокачественная агрессия имеет свой источник в человеческом характере. Выражаясь иначе, в основе злокачественной агрессивности лежит не инстинкт, а некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека [6].

Исследуя феномен агрессии, Фромм вводит понятия "игровая агрессия", "агрессия как самоутверждение". Игровая агрессия проявляется в спорте. Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций. Агрессия как самоутверждение проявляется в наступательной активности, необходимой для самореализации личности. Замечено, что тот, кто беспрепятственно может реализовывать свою агрессию самоутверждения, в целом ведет себя гораздо менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это качество [6].

А теперь рассмотрим природу человеческой агрессии через призму христианского вероучения. Агрессивность, как и многие другие животные влечения в человеке, проявилась после грехопадения прародителей. Православная Церковь в лице святителя Игнатия Брянчанинова выделяет восемь основных страстей поврежденной в результате грехопадения человеческой природы: чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и, наконец, гордость. Агрессивное поведение человека, на наш взгляд, в основном мотивируется тремя страстями из указанной восьмерки. Это, в первую очередь, гнев, а также сребролюбие и тщеславие. К страсти гнева относятся следующие помыслы, слова и действия: собственно гнев; вспыльчивость; принятие гневных помыслов; мечтание отмщения; месть; памятозлобие; ярость; ненависть; вражда; осуждение и обида ближнего; непристойный крик и спор; бранные, жестокие и колкие слова; нанесение ударов; убийство. Христос говорил, что по Ветхому Закону всякий убийца подлежит суду, по Новому же Завету подлежит суду всякий, гневающийся на брата своего напрасно (Мф. 5: 21-22). Основатель христианства призывал прощать врагов. Рассмотрим сребролюбие. Здесь агрессию выражают такие действия: присвоение чужого; лихва; воровство; разбой. Обратимся теперь к тщеславию. К этой страсти относятся следующие помыслы и действия, выражающие агрессию: гонка за славой и человеческими почестями; уничижение ближнего [7].

Таким образом, по мнению автора, Церковь признает, что агрессивность входит в группу основных страстей человека. В этом ее позиция сходна с позицией многих мыслителей, в частности Лоренца, Дольника и Фрейда, также считающих агрессию принадлежащей к основным проявлениям натуры человека. Различие же в их позициях состоит в том, что христианское вероучение считает агрессию не свойством нормальной человеческой природы, а результатом ее повреждения. На этом фоне гуманизм Фромма выглядит несколько идеалистически.

Автор настоящей работы разделяет позицию Церкви.

4. Пути преодоления агрессии

Конрад Лоренц считал, что полное уничтожение агрессии у человека нецелесообразно (как это выше было отмечено), но возможно ослабить агрессивность в современном обществе: "переориентирование агрессии - это самый простой и самый надежный способ обезвредить ее". К некоторым способам такого переориентирования относятся юмор, спорт, борьба государств за мирное первенство в космосе. Кроме того, личное знакомство соперников или противников, человеческие личные контакты снижают уровень агрессивности. Любовь и дружеские отношения могут блокировать проявление агрессии. Лоренц призывал человека учиться властвовать над своими врожденными наклонностями, благодаря разуму и доброй воле. Австрийский ученый считал, что человечеству необходимо объективное физиологическое исследование возможностей разрядки агрессии в социально приемлемой форме; необходимо исследование сублимации методами психоанализа, что должно существенно ослабить напряженные агрессивные побуждения [1]. В этом отношении Лоренца можно считать оптимистом, в отличие от Фрейда.

Прогнозы Зигмунда Фрейда были более пессимистическими. Агрессивное поведение, по Фрейду, неизбежно, ибо, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума [5].

Виктор Дольник выразил надежду, что уровень агрессии постепенно снизится вместе с постепенным уменьшением численности населения Земли. Снижение рождаемости в ряде развитых стран является естественным биологическим механизмом, регулирующим численность вида в биосфере. Через некоторое время этот механизм должен включиться и в тех странах, где сейчас рождаемость заметно превышает смертность. Такой сценарий развития человечества Дольник считает самым мягким и желательным сценарием выхода из ситуации "демографического взрыва" [2].

Эрих Фромм полагал, что проблема агрессии будет решена в новом гуманистическом обществе. Исследователь сделал вывод, что большинство индивидов могут быть здоровыми и счастливыми, если здоровым будет общество. Это общество "гуманистического идеализма" должно быть основано на принципах гуманистической этики, активизации человека методами гуманистического управления, раскрепощении внутренних способностей человека к любви, вере и размышлению. В качестве социально приемлемого средства освобождения людей от иллюзий их бытия Фромм предлагал "гуманистический психоанализ". Сумеет ли человечество построить такое разумное общество зависит от желания человека [8].

А теперь обратимся к опыту Церкви. В отличие от Лоренца, Дольника и Фрейда, считающих невозможным или нецелесообразным искоренение агрессивности у человека, Церковь призывает каждого верующего проводить духовную работу по очищению своей души от страстей. Обуздание агрессивности и даже ее искоренение в принципе возможно, и в этом смысле позиции Церкви близка точка зрения Фромма. Гневу должно противопоставить кротость, уклонение от гневливых помыслов и от возмущения яростью, терпение, сердечный мир, тишину ума, незлобие, неощущение оскорблений. Сребролюбию необходимо противопоставить нестяжание, удовлетворение себя одним необходимым, ненависть к роскоши и неге, милосердие к нищим, любление нищеты Евангельской, упование на Промысел Божий, спокойствие и свободу духа, беспопечительство, мягкость сердца. С тщеславием следует бороться смирением, смиренномудрием, страхом Божиим, простодушием, молчанием перед обижающими [7].

Указывая на необходимость борьбы с собственными страстями, христианство учит, что победа над ними невозможна без благодатной помощи свыше. Об этом свидетельствует весь многовековой опыт Церкви. Эту благодатную помощь от Бога человек может получить посредством Церковных таинств, в первую очередь, через покаяние и причастие (если человек, конечно, принял крещение). Подготовка к покаянию и причастию - это колоссальная работа души. Основными требованиями к кающемуся грешнику являются: искренность покаяния, твердое намерение больше не грешить, вера во Христа и в Его милосердие. Тогда к человеческим усилиям по борьбе со страстями, с агрессивностью прибавится Божия благодать, и человек в синергии с Богом сможет обуздать греховные страсти и даже искоренить их. В этом пункте, а именно в необходимости Божией благодати - сверхъестественного фактора, христианское вероучение принципиально отличается от точек зрения Лоренца, Дольника, Фрейда и Фромма, учитывающих только естественные и человеческие факторы. Очищенная от страстей человеческая душа становится способной к Богообщению, а эта цель стоит неизмеримо выше, чем гонка по освоению природных ресурсов и реализация честолюбивых замыслов человека.

Заключение

Подведем итоги. Мы привели точки зрения некоторых крупных исследователей, в частности этологов К.Лоренца и В.Р.Дольника, психоаналитиков З.Фрейда и Э.Фромма, по проблеме агрессии у животных и у человека. Человечество должно задействовать все возможные факторы и средства для обуздания и контролирования агрессивности, в том числе социально приемлемое ее переориентирование, такое как юмор, спорт, мирное освоение космоса, организацию личных контактов между потенциальными соперниками, например, организацию международных и местных конференций на различные злободневные тематики; все это ослабит энергию агрессии. На наш взгляд, учитывая растущую численность верующих, обществу следует внимательно прислушаться к позиции Православной Церкви по этому вопросу. Автор разделяет позицию Церкви, как он ее понимает, и считает, что для борьбы с агрессивностью недостаточно привлекать только естественные и человеческие факторы, но необходима помощь фактора сверхъестественного - Божией благодати. А это уже является вопросом свободы совести и вероисповедания каждого человека.

 []

Рис. 1 - Финал футбольного чемпионата мира 2006. З.Зидан бодается.

Литература

1. К.Лоренц. Агрессия (так называемое "зло"). Пер. с нем. Г.Ф.Швейника. М.: "Прогресс", "Универс".

http://lib.ru/PSIHO/LORENC/agressiya.txt#1

2. В.Р.Дольник. Существуют ли биологические механизмы регуляции численности людей? Природа, ? 6, 1992.

http://ust-razvitie.narod.ru/Article.htm

3. В.Р.Дольник. Этологические экскурсии позапретным садам гуманитариев. Природа, ??1, 2, 3,1993.

http://tori4.livejournal.com/48758.html

4. З.Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия.// Я и Оно: сочинения. - М.: ЗАО Изд-во Эксмо-Пресс; Харьков: Изд-во "Фолио", 1999. - 1040 с.

http://elenakosilova.narod.ru/studia/Lust.htm

5. А.Эйнштейн и З.Фрейд Почему война? Париж. Международный институт интеллектуального сотрудничества, 1933.

6. Э.Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.

7. Перечень грехов с описанием духовной их сути. Издание Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, 2005.

http://www.ubrus.org/data/library/pages/580/Main.htm

8. Э.Фромм. Здоровое общество. Догмат о Христе. М.: Издательства: АСТ, Транзиткнига, 2006.

Февраль 2007 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"