Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

История представлений о Вселенной (часть 1)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Здесь приведена краткая история наших представлений о вселенной. Обсуждаются проблемы современного мировосприятия, проблемы современного человека. Уделено внимание развитию астрологии и уфологии.

ИСТОРИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВСЕЛЕННОЙ (часть 1)

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

(М.В. Ломоносов)

Введение

Смотрю на звездное небо и не перестаю восхищаться его красотой и величием. Помню, как в юношестве я с живым интересом исследовал неизвестные для меня созвездия, вставая в определенные часы ночи и пытаясь в городских условиях поймать ту или иную группу звезд. А созвездия всходили над горизонтом, показывались в промежутках между домами и спешили спрятаться. Искусственный свет и промышленный смог гасили слабое свечение далеких звезд...

Эволюционные биологии и антропологи твердят нам, что способность человека сочинять и рассказывать интересные сказки и мифы давала выигрыш при отборе по сравнению со скептиками и скучными рационалистами. Так что род человеческий теперь состоит в значительной мере из людей, склонных верить в сказочное, в мифическое, ведь мы - потомки тех, кто умел рассказывать и любил слушать, кто ценил сказку и миф. И потому, как считают ученые мужи, только усиленное продвижение естественнонаучного образования способно снизить долю иррационализма и религиозности среди населения.

Что ж, предположим, это так. Умение красиво сочинять и пересказывать сюжеты до сих пор привлекательно, а сухой рационализм и ныне способен вызвать скуку и ощущение неполноты бытия. И, слава Богу, до сих пор не вымерли те, кто ценит мудрую сказку, и кто созерцает истину в содержании мифа. Современное человечество переоценило значение рационального способа постижения бытия, поработив себя на техногенном пути развития. Если бы это утверждение было неверным, то почему мы так нуждаемся в обретении смысла жизни и душевного равновесия? Наши предки успешно воспроизвели жизнеспособное потомство, потому что умели воспринимать бытие не только интеллектом, но и чувствами, интуицией, духовным созерцанием и религиозной верой. В этом вы правы, эволюционные биологи и антропологи. Только дайте рецепт современному человечеству, отягощенному рационализмом, как ему поправить душевное здоровье!...

Вот с этого мы и начнем, говоря об истории наших представлений о вселенной. Во-первых, потому что сейчас эти представления опять переживают кризис. Во-вторых, потому что сегодня мы еще больше нуждаемся в гармоничном восприятии мироздания на фоне дисгармоничности нашего социального бытия.

1. Расщепленное мировосприятие

В 1743 г. Михаил Ломоносов сочинил оду в стихах под названием "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния" [1]. Строчки из оды я поместил в эпиграфе статьи. Перечитайте стихи и почувствуйте дух, которым они пропитаны. Здесь выдающийся ученый, мыслитель и поэт говорит с нами не только языком интеллекта, но языком религиозной веры, языком мифа. Здесь мы созерцаем не только научную картину вселенной, но переживаем красоту мироздания. Здесь разум догадывается о границах рационального способа познания бытия. Здесь человек еще не забыл о Творце...

 []

(Фото с инета.)

Можем ли мы уверенно утверждать, что постепенно приближаемся к познанию абсолютной истины, победно маршируя от одной относительной истины к другой истине, более точной и адекватной? Ведь, чем больше ответов мы получаем, тем еще больше возникает вопросов. Чем шире "круг" знания, тем больше длина "окружности" - периметра соприкосновения с неведомым. Чем точнее знание, тем больше новых важнейших элементов и смыслов открывается. Некоторые здесь проводят аналогию с изучением фрактальной структуры: если мы рассматриваем фрактальную структуру на более мелком масштабе, то сталкиваемся с неограниченным увеличением новых особенностей в этой структуре. Впрочем, и эти метафоры и аналогии могут вводить нас в заблуждение...

Драматизм современной ситуации в том, что в душе человека усилился раскол в системе идей о мироздании. Сейчас у нас расщепленное видение некогда прекрасного космоса. В наших представлениях о вселенной конкурируют и сочетаются несовместимые учения и теории. У нас в голове религиозные и мифические картины, научные модели, спекуляции псевдонаучные и оккультные.

Во многом, сама наука виновата в сложившейся ситуации, претендуя на монополию в методах познания истины. Наука, во-первых, стала изощренной, сложной и недоступной для понимания широких масс общества (даже физик, неспециалист в космологии, уже не в состоянии умом охватить космологическую область науки); во-вторых, научные представления о вселенной сами подошли к кризисному состоянию. После открытия "темной материи" и "темной энергии", которые доминируют во вселенной, и природа которых не ясна, возникают обоснованные сомнения. Можно ли считать адекватным наше знание о материальном мире, если известная нам материя (фотоны, протоны, нейтроны, электроны и др.) составляет лишь 4-5% от общего содержания в мире, причем это верно для каждого кубического сантиметра окружающего нас объема пространства? Правильно ли мы представляем процесс возникновения галактик и их скоплений, если почти в каждой галактике теперь обнаруживается сверхмассивная черная дыра, активная или неактивная? Это очень важно, ведь мы с вами живем в галактике, а не в пустоте между галактиками. Можем ли мы всерьез доверять моделям "хаотической инфляции" (А.Линде и др.), порождающей миры-пузыри, причинно не связанные друг с другом, но "объясняющие" основные свойства именно нашей Метагалактики? Можем ли мы доверять космологическим моделям, в которых время не отличается от пространственной координаты и не объясняется феномен необратимости времени (А.Эйнштейн, С.Хокинг и др.)? Ведь математическая красота тех или иных космологических теорий есть лишь необходимое условие их истинности, но отнюдь не достаточное. Не создает ли современная космология изощренный математический мираж?

Все эти сомнения вполне законны на фоне скромных успехов в освоении космического пространства. Нога человека, кроме Земли, ступала лишь на Луну. Пробы вещества взяты лишь с некоторых близких небесных тел. Внутренние проблемы человеческой цивилизации так велики, что финансирование более отдаленных миссий в космос под большим вопросом. Наверное, науке не хватает самокритичности, чтобы почувствовать где проходит современная граница возможностей рационального метода познания. Наверное, наука, скептичная в отношении других сфер человеческой культуры, нуждается в здоровом скепсисе по отношению к собственным далеко идущим теориям.

 []

(Фото с инета.)

Космология породила чудовище под названием "научная картина вселенной", которая плохо соответствует изначальному интуитивному понятию "космоса", некогда прекрасного, упорядоченного целого. Современная вселенная не управляется Богом, в ней не обитают ангелы-хранители, наоборот - она равнодушна к человеку. Она опасна непредсказуемой возможностью кометно-астероидной атаки, смертоносным излучением сверхновой, возрастающим жаром стареющего Солнца и пр. катаклизмами, против которых человек беззащитен. Но это чудовище - виртуальная вселенная, освященная авторитетом науки. А человек, перегруженный подобными тревогами, все сильнее нуждается в цельном, гармоничном восприятии вселенной, как космоса.

2. Астрология. Уфология...

В культурной сфере человека, в его восприятии космоса долгие века, и ныне снова, занимает большой сектор астрология. О массовой популярности астрологии в XX и начале XXI вв. писалось много. Этим феноменом были обеспокоены американские и советские (затем - российские) ученые, которые публиковали открытые обращения к общественности с критикой астрологии. Учеными проводились международные конференции с целью анализа ситуации и привлечения внимания человечества к этой проблеме (см., например, [2]).

Так в чем же дело? По всей видимости, проблема в том, что человек постхристианского времени уже не может удовлетворить свою глубокую потребность в цельном мироощущении, и не чувствует себя защищенным в этом гигантском равнодушном мире. Еще в середине XX в. известный физик В. Паули писал, что развитие естествознания в XVIII-XIX вв. изменило человеческое мышление в целом и вывело его из круга представлений христианской культуры [3]. Но лишь сугубые рационалисты способны жить в гигантской, равнодушной вселенной, не чувствуя тревоги и бессмысленности такого положения. К подобным рационалистам, к сожалению, и относятся большинство выдающихся ученых. К примеру, известный физик Р. Фейнман спокойно заявил, что религиозному представлению и смыслу предпочитает незнание, и совершенно не боится быть потерянным в загадочной вселенной, в которой нет смысла, ведь в ней действительно смысл отсутствует [3]. Как подметил один современный философ, рационалист нового и новейшего времени "преувеличил возможности науки... Научное познание, возвышенное до трона властелина человеческого духа и деятельности, попыталось распространить присущие лишь ему нормы и стандарты на все, в том числе и самые интимные сферы бытия и сознания. Но то, что работало в науке, далеко не всегда пошло на пользу иным культурным образованиям и способностям человека. Да и само познание много потеряло, чрезмерно уповая лишь на жестко рациональные процедуры" [4]. Теперь ничего удивительного нет в том, что потребность в "очеловеченной" вселенной, потребность в гармоничном космосе удовлетворяет астрология. Или уфология...

Рассмотрим же вкратце историю астрологии, как учения о вселенной и связи ее с человеком. Астрология нам рисует осмысленную вселенную, математически вычисляемую и прямо влияющую на земные события, под которые человек может как-то спрогнозировать свои действия.

 []

(Фото с инета.)

Принято считать, что родиной астрологии являются народы Месопотамии, начиная от шумеров и позднее - вавилоняне. Фигурируют такие даты зарождения халдейской астрологии - 5000-3000 гг. до н.э. (гипотетически) [5], или более поздние - ок. 2000-1530 гг. до н.э. (высказывания астрологического содержания обнаружены на глиняных табличках) [6]. Вавилонская астрология ввела в оборот зодиакальные созвездия и стала родоначальницей современной западной астрологии. Иначе говоря, эта астрологическая концепция стала основой астрологических техник поздней античности, распространилась в Египет, Иран, Индию, а впоследствии перешла к астрологам мусульманского и христианского мира. Независимо от нее развивалась китайская астрология [6]. Астрологические учения имелись и у коренных жителей Америки [7].

 []

(Зодиакальный круг. Фото с инета.)

И вот тут интересный вопрос: как получилось, что у народов, населяющих разные континенты, сформировались сложные астрологические учения? Ведь здесь не идет речь об единичных идеях, пришедших в голову разным людям, живущим далеко друг от друга. Здесь речь идет о целых системах представлений, предполагающих длительную традицию, и отличающихся как варианты одной, общей системы.

Мне представляется, что такое широкое распространение астрологии по всему древнему миру говорит о ее зарождении еще в Вавилоне времен библейского Нимрода, где человечество попыталось соорудить вавилонскую башню, и откуда люди расселились по всему земному шару (см. книгу Бытия, гл. 10-11). В древнейшем Вавилоне зародыш астрологии вызрел, чтобы развиться и породить плоды во многих народах. Возможно, одним из назначений вавилонской башни было осуществление религиозного культа с элементами астрологии. Этот первоначальный Вавилон должен быть древнее шумерской культуры, древнее всех известных культур. Остатки этого города нужно искать в более древних слоях вблизи того Вавилона, который мы знаем...

 []

(Фото с инета.)

Если вы знакомы с христианскими представлениями, то можете прийти к следующим заключениям: Бог создал небесные светила, в том числе, для потребностей человека в отсчете времен, а также для небесных знамений, по которым человек может узнать волю Божию (см. библейскую книгу Бытия, гл.1). О каких знамениях может идти речь? Человек всегда сильно зависел от погодно-климатических условий, поэтому небесно-атмосферные явления внимательно отслеживались. Мощный психологический эффект производили солнечные и лунные затмения, напоминавшие человеку о том, что все в этом сотворенном мире изменчиво и тленно, и только Творец-Вседержитель нетленен и вечен. Для народов, зависящих от моря, важное значение имели лунно-солнечные приливы и отливы, от которых зависела активность морских обитателей и условия навигации. Даже смена дня и ночи переживалась древним человеком острее, чем нами, в пользу чего говорят верования некоторых коренных народов Америки [8]. Древние народы догадывались о влиянии Луны на земную растительность и земные плоды, в пользу чего содержится намек в библейской книге Второзаконие, гл.33:14, хотя мы сейчас не вполне понимаем механизм этого влияния. Но тут возникает проблема грехопадения прародителей. Искаженный грехопадением разум человека извратил представления о Боге и о сотворенном Им мире. Следствием этого стало зарождение языческих представлений. Языческие религии соответствовали духовному, нравственному, интеллектуальному уровням тех народов, которые их породили. Богочеловеческий процесс взаимодействия Бога и человека предполагает стремление человека к Богу и снисхождение Бога к человеку. Можно прийти к выводу, что чем искреннее желание того или иного народа познать Бога и приблизиться к Нему, тем более Всевышний открывает Себя этому народу, тем истиннее религия этого народа. И, наоборот, чем более склонен народ к греховным страстям и обычаям, тем дальше от народа Всевышний, и тем искаженнее религия этого народа [9].

Известно, что главные боги шумерского пантеона (Ан - бог неба, Нанна - бог Луны, Утту - бог Солнца, Инанна - богиня Венеры) связаны с небесами и небесными светилами. В шумерский период существовал культ звезд [6]. Такое положение вещей следует рассматривать, как языческое искажение в религии. Аналогичный культ мог существовать в первоначальном, древнейшем Вавилоне времен Нимрода. Умение вычислять орбиты светил стало недостающим звеном для рождения астрологии. Человек поддался соблазну овладеть оккультным знанием, используя сведения о небесных светилах. Помраченный разум человека, помня общую задачу узнавать волю Божию по небесным знамениям, примешал к элементам истины массив лжи и домыслов. Так, в общих чертах, может выглядеть процесс рождения астрологии...

Как для древнего, так и для современного человека астрология удовлетворяет одни и те же потребности: в смысле жизни, в духовном росте; в причастности к некоторой тайне, к божественности; возможности прогнозировать будущее. В этом астрология, как псевдонаука, всегда выигрывала у рациональной науки. Наука стала тягостной для человека, поскольку декларирует независимость своих результатов и выводов от желаний человека, тогда как астрология нацелена на удовлетворение желаний человека. Кроме того, в современном обществе уже размывается понятие "истины", вскрываются случаи недобросовестности среди мужей официальной науки, так что наука все более и более проигрывает псевдонауке [10].

Чем астрология, как псевдонаука, отличается от науки? По всей видимости, они отличаются в целях: фундаментальная наука имеет целью получение объективного знания ради самого знания; псевдонаука, имитируя прикладное исследование, нацелена на удовлетворение различных гуманитарных потребностей своих клиентов и самих деятелей псевдонауки. При этом псевдонаука активно использует фрагменты объективного научного знания [2]. Здесь речь идет о гуманитарных потребностях, про которые сказано немного выше.

Из Месопотамии астрология попала в древнюю Грецию, и здесь она получила определение как "логия" к III в. до н.э. Известно, что в античной Александрии I-IV вв., на фоне эллинистического религиозного синкретизма, создана была обширная оккультная литература, названная герметической. В состав этой оккультной литературы вошла и астрология. Известное герметическое сочинение "Изумрудная скрижаль", созданное тогда же, продвигало идею о всеобщих таинственных связях между небесными светилами, металлами, драгоценными камнями, растениями и частями человеческого организма [11, 12]. Эта идея находит свою реализацию и в астрологии [12-14].

 []

(Связи частей организма и знаков Зодиака. Фото с инета.)

Одной из психологических основ астрологии, по всей видимости, явилось сложное движение планет на фоне равномерного вращения "сферы звезд". Уклонения планет от детерминированного движения звезд могли создавать впечатление, что в планетах проявляется живая самостоятельная сила [11].

В период господства христианства астрология и весь спектр оккультного были вытеснены из культуры, но сохранялись в тайных еретических учениях. Приведем пример. Английский мыслитель Р. Бэкон в XIII в. использовал в своих сочинениях астрологические и др. оккультные идеи, и он был заточен в монастырскую тюрьму по приказу церковных властей. Но уже в период ренессанса астрология, и оккультизм в целом, активно вышли на сцену [12- 14]. Христианство же теряло свои позиции.

Астрология стала довольно популярной и в России. Известно, что в XVI в. трудился в России ученый грек, богослов, преподобный Максим Грек. Так вот этому св.отцу пришлось написать нравоучительные и догматические сочинения против астрологии и астрологов [15], что подтверждает факт увлечения астрологией в стране.

Здесь нужно упомянуть такие личности, как Дж. Бруно и И. Кеплер. В некоторых публикациях утверждается, что среди увлечений Бруно оккультизмом была и астрология. Про Кеплера можно сказать вполне уверенно, что он составлял гороскопы и у него был свой вариант астрологии.

Джордано Бруно (1548-1600 гг.) - фигура мрачная и загадочная, как и философия герметизма, которую он исповедовал и продвигал. (Как и вид памятника, установленного ему в Риме на месте казни.) При желании Бруно можно изобразить борцом за научное мировоззрение и пропагандистом гелиоцентрической системы Коперника, а также ее "обобщителем" до гипотезы бесконечной, обитаемой вселенной. За это он был сожжен на костре по приговору инквизиции. Так это и провозглашалось официальным советским атеизмом. Но, читая множество материалов о нем, понимаешь, что здесь все не так просто.

 []

(Памятник Дж.Бруно. Фото с инета.)

Идея вселенной, населенной другими разумными существами (речь не идет об ангелах), с богословской позиции сомнительна, потому и стала одной из причин осуждения Бруно. Но дело здесь не только в указанной идее. (Например, М. Ломоносов тоже придерживался гипотезы о наличии других разумных обитателей во вселенной [16].) Можно предполагать, что мы недостаточно понимаем библейское откровение, и что кроме нас в мире могут жить другие разумные существа. Если бы Дж. Бруно только развивал идеи Коперника, то дело вряд ли бы дошло до казни философа. Но Бруно проявил себя яростным врагом Церкви, и обвинен он был в ереси против главных догматов христианства: догмата личностного Бога Троицы, догмата богочеловечности Христа, догмата о евхаристии, а такое уже не могло быть прощено. Ситуация осложнялась скверным характером самого Бруно, его умением сначала обаять сильных мира сего, а потом высокомерно оскорбить и высмеять. Тем самым философ нажил себе множество врагов. Бруно допускал презрительные выражения даже против самого Коперника, считая его теорию ограниченной на фоне собственной философской системы. Теория Коперника нужна была философу не ради научной истины, а для продвижения своей далеко идущей философии. Ведь в тот период никаких научных фактов в пользу вечной и бесконечной вселенной, обитаемой разумными существами, просто не существовало. Далекие звезды логично было изображать как сферу неподвижных звезд, потому что их годичный параллакс еще не был измерен, такие измерения еще долго были за пределами технических возможностей астрономии [17]. Далее, философия Бруно не была просто пантеизмом, отождествляющим Бога и природу, и не ограничивалась картиной бесконечной вселенной, населенной разумными тварями. Но его философия была пропитана герметизмом, магией, оккультным учением. Бруно претендовал на обоснование новой системы нравственности, переустройство земных порядков и души человека посредством астральной магии, философ не скрывал своей насмешки над христианством. Все это вместе взятое и привело Бруно на костер. Хотя, благодаря пропагандистской деятельности Дж. Бруно, гелиоцентрическая система Коперника стала известной широким кругам [18-23].

Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.) - выдающийся немецкий астроном и математик, открывший точные движения планет и создавший свой вариант астрологии. В понимании Кеплера, ученый-астроном есть служитель Божества. Сам Кеплер был набожным христианином. Космологическая модель Кеплера сочетала в себе три аспекта: небесную механическую машину; математическую гармонию; образец всеобщего теологического порядка [24]. Как же совмещалась христианская набожность Кеплера с его астрологическим учением? Ведь хорошо известно, что христианство всегда негативно относилось к астрологии, как оккультному учению. Ведь в христианском миропонимании не светила определяют земные события и судьбу человека, а промысел Божий. Господь Бог заботится о каждом человеке и о каждой твари. Астрология же, ложной надеждой на свой прогноз, гасит молитвенный порыв души к Богу, и подменяет другими ценностями заповеди Христовы. Вместо стремления ко Христу и Богу, астрология воспитывает вкус к оккультному, нацеливает на прагматический подход к мирозданию. Что касается Кеплера, то нужно сказать следующее: его христианское мировоззрение не было вполне ортодоксальным, например, он предполагал наличие души у каждой планеты, в том числе, у Земли. И его астрология не была "ортодоксальной". Кеплер полагал, что человеческая душа способна с помощью врожденного инстинкта (данного от Бога) реагировать на гармонические пропорции углов, образуемых лучами, идущими от небесных светил. Этот инстинкт подобен музыкальному инстинкту души, когда она воспринимает гармоничные музыкальные созвучия. С рождения в душу человека вливается некая предсуществующая форма, образованная лучами света от небесных светил на тот момент. Вот где причина влияния светил на человека. Основными носителями мировой гармонии у Кеплера являются души людей и души планет, сотворенные Богом. Своеобразные астрологические взгляды Кеплера не получили признания [25].

После эпохи ренессанса популярность астрологии была на высоком уровне, только в XIX в. происходило падение интереса к ней. Но уже в XX-XXI вв. популярность астрологии вновь возродилась. Сейчас у астрологии много приверженцев, астрологи активно используют новейшие достижения науки, часто ссылаясь на открытие солнечно-земных связей, на достижения биофизики и биоастрономии. У астрологии есть и свои заслуги перед культурой. Например, практически до начала XIX в. астрологи издавали регулярно уточняемые таблицы и эфемериды (календари), фиксирующие движение светил в каждом году [11].

Но как работает астрология? Движение и взаимное расположение светил с помощью довольно расплывчатых методов интерпретации астрологом "подгоняется" под реальную жизненную ситуацию конкретного человека - клиента. Например, планета Марс трактуется как носитель активного мужского, воинственного начала. Но эта активность может уменьшаться женственностью планеты Венеры, если последняя расположена под некоторым углом к Марсу, или если Марс подвергнется "охлаждению" со стороны созвездия Рыбы, в котором он окажется. Активность Марса, наоборот, может увеличиваться, если он окажется в созвездии Льва или у себя "дома" - в созвездии Овна. При этом Марс покровительствует всем, кто проливает кровь: воинам, поварам, врачам, палачам. Это "покровительство" опытным астрологом истолковывается клиенту так, чтобы удовлетворить тот или иной запрос клиента: во взаимоотношениях с людьми; прогнозе в служебной деятельности или бизнесе; прогнозе в личной жизни и т.п. Астрологический космос, таким образом, предстает как живой, связанный тайными симпатиями, где светила взирают друг на друга и на нас, и подают нам свой голос, то тихий и зашифрованный, то громкий и ясный [11].

Астрология всегда умело приспосабливалась под традиции и дух времени. В древней Месопотамии и Вавилоне астрологи утверждали, что светила заботятся только о судьбе царей и царств; в более демократической древней Греции светила тоже "демократизировались"; в имперском Риме астрологи считали, что только император не подчинен воле светил. Если старинные гороскопы ориентировались в основном на события и действия, то новейшие насыщены психологическим содержанием. Астрология всегда балансировала между идеей о детерминированности всего небесными светилами и идеей о некоторой свободе человека и возможности что-то изменить в судьбе и в психологическом самочувствии. В последние десятилетия выделилось направление "гуманистической астрологии", претендующей на роль философии жизни, которая выполняет социально-психологическую функцию защиты человека от бессмыслицы бытия и хронического стресса [11].

Итак, на астрологии нельзя основывать глубокое и адекватное представление о вселенной. Потому что астрология, как псевдонаука, не нацелена на познание истины, но она нацелена на удовлетворение клиента, а это - не одно и то же. Но астрология побуждает нас интересоваться еще не изученными космофизическими факторами, могущими влиять на биосферу Земли. Например, остаются необъясненными космофизические эффекты, обнаруженные известным биофизиком, историком науки, проф. Шнолем С.Э. Не совсем понятна суть др. космофизических явлений.

Перейдем к уфологии. Эта "логия" (наука?) исследует неопознанные летающие объекты (НЛО). Указанные объекты бывают чаще всего округлые, но встречаются и сигарообразные и др. формы. Ранние версии НЛО предполагали, что здесь мы имеем дело с космическими кораблями обитателей других планет. Но, позднее возникли сомнения даже в физической природе НЛО.

Слухи об НЛО появились в конце второй мировой войны. Сразу заговорили о новом оружии русских или американцев, чуть позже - о космических аппаратах пришельцев из космоса. Примерно через 10 лет (в конце 50-х XX в.) после начала бума на НЛО была опубликована серьезная книга об этом феномене К.Г. Юнга, известного швейцарского психолога, психиатра и мыслителя [26]. Своей актуальности это исследование не утратило до сих пор. Юнг подметил, что НЛО скорее не физический феномен, а психический. К аналогичному мнению позже пришли многие исследователи.

 []

(К.Г. Юнг. Фото с инета)

Но, сначала обеспокоенные правительства различных стран организовывали свои секретные и полусекретные программы изучения НЛО. Утверждается, что в США выполнялся исследовательский проект "Синяя книга" (1947-69 гг.), проекты "Сайн", "Градж", "Сигма" и др. В бывшем СССР в 1967 г. по указанию министра гражданской авиации сотрудники Аэрофлота должны были докладывать о каждом явлении НЛО. Тогда же создано отделение НЛО при ДОСААФ, которое, однако, вскоре было распущено. В 1968 г. в Академии наук СССР заявили, что общее наблюдение за НЛО осуществляет Академия. С 1978 г. в СССР стали еще больше уделять внимание НЛО. В Академии наук стала выполняться долгосрочная научно-исследовательская программа "Сетка-АН". Правда, отчеты по ней практически не публиковались. В 1980 г. был организован широкий сбор сведений по аномальным явлениям (АЯ), привлечены министерство обороны СССР, гражданская авиация, морской флот. Были созданы соответствующие инструкции и методички. Тогда же начали создаваться и общественные организации, занимающиеся НЛО - в Ленинграде (ныне С-Петербург), Москве, Киеве, Новосибирске, Горьком (ныне Нижний Новгород). Эти организации руководились ведущими учеными. Правда, и от них отчетов для широких кругов общества никто не увидел. Из результатов многих наблюдений стало ясно, что подавляющее большинство АЯ можно объяснить естественными причинами, и только меньшая часть их подходит под категорию НЛО. Но такие оценки давались не в письменных отчетах, а полуофициально, в форме высказываний отдельных ученых [27].

 []

(Фото с инета.)

Утверждается, что проводились секретные правительственные программы по изучению НЛО в Великобритании (с 1959 г.), Франции (с 1964 г.), Италии, Испании (с 1969 г.), Канаде, Аргентине, Японии, Китае, Австралии [27]. В декабре 2017 г. в СМИ появилось сообщение, что в США выполнялась программа Пентагона по изучению НЛО в период 2007-12 гг., причем ежегодно на это тратилось 22 млн. долларов [28].

Конечно, не все эти сообщения достоверно отражают ситуацию. Правительства стран, их военные ведомства и спецслужбы могли распускать дезинформацию, чтобы скрыть истинные мотивы и цели своей деятельности. И все-таки...

Официальная наука начала поиск внеземных цивилизаций, в основном, методами радиосвязи, радиоастрономии. В бывшем СССР в 1962 г. из мощного радиолокационного передатчика, расположенного в Евпатории, был послан сигнал для инопланетян. Там было зашифровано три слова: мир, Ленин, СССР. В 1974 г. из Пуэрто-Рико было послано целое сообщение с дешифратором для жителей др.планет. И до нынешнего дня радиотелескопы сканируют небеса и, в случае сигнала от разумных существ, ученые готовы их расшифровывать (см. www.YouTube.com по темам: Исследования Луны, Астронавты на Луне, Лунная гонка). В СМИ проскакивают сообщения, что американские астронавты на Луне тоже видели НЛО, которые их постоянно контролировали (там же).

Вернемся к Юнгу. Как психолог и психиатр, ученый почувствовал, что за НЛО стоит скорее психическая реальность, чем реальность физическая. Против физической реальности НЛО говорят такие особенности "инопланетных аппаратов": невозможные, резкие изменения их скорости, создающие запредельные перегрузки для живых существ и технических систем; появление НЛО в оптическом диапазоне при отсутствии на радарах и, наоборот, появление на радарах при видимом отсутствии; отсутствие надежно установленных обломков при "падениях" на землю. Психологически человечество уже было подготовлено к встрече с НЛО впечатлениями от дирижаблей, самолетов, постоянным стрессом от контакта с летающей техникой и пр. [26].

Согласно Юнгу, психологическая суть НЛО состоит в прорыве коллективного бессознательного в сознательную сферу человека, что вызывает различные видения и визионерские слухи в обществе. Обусловлено это мощным психическим напряжением, вызванным тревожным состоянием человека, ожиданием опасности и неудовлетворенной психической потребностью в цельности. По Юнгу, округлая форма НЛО - "мандала" - есть символ цельности. Дело в том, что в христианских странах (где курсируют основные слухи об НЛО) большинство людей уже утратили цельность религиозного мировосприятия, а техногенная действительность не создала взамен ничего цельного, но представляется даже угрожающей. Поэтому в личности человека возник душевный хаос, с которым душа борется силами коллективного бессознательного, порождая видения НЛО в форме технических устройств, приемлемой для сознания современного человека. А все контакты землян с "пришельцами" выявили путанность информации от разумных "инопланетян", демонстрируя скорее тайные желания контактеров, чем реальные сообщения из космоса [26].

Можно ли считать уфологию наукой, или ей больше соответствует понятие псевдонауки? Наверное, говорить об этом рано, ведь регулярные уфологические исследования ведутся только с середины XX в., и многие недостатки уфологии можно списать на болезни роста, на период становления. Настораживает, однако, тот факт, что уфологи не демонстрируют применение серьезной аппаратуры для изучения НЛО, и за все время не получили никаких новых серьезных фактов. Сообщения об НЛО сегодня мало чем отличаются от сообщений 50 лет назад, а ведь за этот период наука и техника сильно продвинулись. Кстати, подобный упрек высказал в адрес уфологии Станислав Лем [29]. Уфологи стараются в разряд наблюдений НЛО приписать отдельные случаи из древности и средневековья, и даже древние наскальные и пещерные рисунки. Многие из подобных фактов из далекого прошлого лишь с натяжкой подходят под описание НЛО. Делаются попытки подогнать под НЛО видения некоторых библейских пророков.

Из похожих на НЛО случаев из прошлого упомянем лишь так называемый Базельский листок. Базельский листок - это сообщение, составленное в 1566 г. неким Самуэлем Кокциусом, который в Базеле изучал Священное Писание и свободные искусства. Этот свидетель видел, как на рассвете 7 августа в воздухе появились большие черные шары, которые быстро летели к солнцу, а затем - обратно. Эти шары как будто сражались между собой, причем некоторые из шаров были управляемы, некоторые шары уменьшались и исчезали. Сохранился и соответствующий рисунок [30].

 []

(Базельский листок. Фото с инета.)

Подобные явления НЛО на небе и их стремительные движения наблюдают до сегодняшнего дня, ничего с тех пор не изменилось. В СМИ пишут, что только в США в 2017 г. зарегистрировано более 4880 случаев НЛО. Примерно столько же было случаев в остальных странах. Выделено 5 стран (кроме США), где чаще всего наблюдают НЛО: Чили, Англия, Австралия, Мексика, Россия [31].

Вернемся немного в прошлое. После Юнга серьезное, обоснованное мнение об НЛО высказал православный американец иеромонах Серафим Платинский. В 1975 г. вышла его книга "Православие и религия будущего", где целый раздел посвящен НЛО [32]. Эта работа является актуальной и до сих пор, ведь в ней был сделан следующий шаг в понимании сути НЛО.

 []

(Иеромонах Серафим Платинский (Роуз). Фото с инета)

К моменту написания книги о.Серафимом стала отчетливее выявляться инфернальная природа НЛО, и автор книги это заметил и сформулировал, как признак "постхристианской эры". В книге о.Серафима отмечено, что дух научной фантастики, особенно с конца XIX в., создал предпосылки для того, чтобы массы людей смогли воспринять НЛО. Ведь научная фантастика создала в воображении людей вселенную, в которой обитают расы разумных существ, населяющих множество планет. В такой вселенной уже нет личностного Бога, и практически отсутствуют христианские религиозные представления и ценности. Разумные существа в картинках фантастов эволюционируют, стремятся к совершенству и преодолевают ограничения человеческой личности. В некоторых фантастических произведениях присутствуют элементы оккультизма и демонической практики. Разумные существа общаются посредством телепатии, они могут дематериализоваться и материализоваться, создавать иллюзорную реальность силой мысли. В сложный исторический период человечества научная фантастика воспитала у людей надежду на "гостей из космоса", которые помогут нам решить наши земные проблемы [32].

Я помню, как сам в юности увлекался фантастикой. Особенно мне нравились произведения, где разыгрывался контакт с "братьями по разуму" из других миров. Это и в самом деле как бы восполняло недостаток добра в реальном человеческом обществе, создавая иллюзорное утешение. Но тогда я почти ничего не знал про НЛО...

А теперь о самих НЛО. Как правильно отметил о.Серафим, в большинстве случаев наблюдения НЛО ограничиваются рассматриванием с достаточно большого расстояния. Иначе бывает, когда НЛО появляются близко и чаще всего - ночью. Подобные контакты вызывают у свидетелей растерянность и ужас. В др.случаях после НЛО остаются отметины на земле, сожженная растительность, возникают неисправности двигателей автомобилей и электрических приборов, а у свидетелей может произойти онемение и временные параличи, и даже странные отметины на теле. Животные при таких контактах ведут себя очень беспокойно. Люди переживают весьма неприятные ощущения и ужас. Еще хуже обстоит дело при самых невероятных случаях, когда люди вступают в контакт с "пришельцами" очень тесно. Некоторым приходилось даже стрелять в "гуманоидов", но пули им не вредили; некоторых свидетелей "гуманоиды" похищали и "тестировали". У людей подобные контакты вызывали сильнейший психологический стресс, вплоть до потери памяти. Память удавалось восстановить только на сеансах гипноза у психиатра, но восстановленное содержимое памяти нельзя считать надежным (это признают сами психиатры). Почти во всех случаях "гуманоиды" ведут себя слишком странно и даже абсурдно: берут "пробы грунта", "ремонтируют" свой высокотехнологичный аппарат, проводят "тестирование" людей. Подобных примеров накопилось очень много, но никакого развития контактов не произошло за все время [32]. Нужно отметить, что и сегодняшние сообщения об НЛО ничем не отличаются от того, что описал о.Серафим.

Итак, как подчеркивает о.Серафим, близкие контакты с пришельцами, "пилотами" НЛО заметно связаны с оккультными феноменами. И др. исследователи стали замечать аналогию НЛО и спиритизма XIX в. Например, перед встречей с НЛО людям могут слышаться стуки в дверь, за которой никого нет (полтергейст). Свидетели могут получать от "пришельцев" телепатические сообщения. От встреч с НЛО могут происходить "чудесные исцеления", но часто бывает наоборот - заболевание радиационной болезнью, лейкемией, трагические психические травмы вплоть до безумия, суицида, деградации личности... Инфернальная сущность НЛО отчетливее проявляется именно при подобных близких контактах. Многие сцены общения с "гуманоидами" абсурдны, а сами контакты - удивительно бессмысленны. Некоторые из исследователей полагают, что абсурдность здесь является умышленным приемом "пришельцев" с целью ввести человека в гипнотический транс. Поскольку люди в большинстве своем отступили от христианства, утратили живую веру в Спасителя, то они ждут "спасителей" из космоса. Вот почему перед нами разыгрываются сцены с образами космических кораблей и инопланетян. Даже нехристиански настроенные ученые постепенно приходят к выводу, что НЛО - это многомерное парапсихологическое явление, которое в значительной степени принадлежит планете Земля [32].

Отсюда становится понятным, что всякие попытки подогнать под НЛО видения некоторых библейских пророков являются следствием отсутствия у таких интерпретаторов Библии понимания сути и специфики того, о чем говорится в Священном Писании. Иначе и не скажешь. Разве можно смешивать духовно-этическое содержание видений пророков с мутными, абсурдными сообщениями от "пришельцев"?...

Итак, о.Серафим делает вывод, что феномен НЛО есть демонический феномен. А истории людей, вовлеченных в контакт с НЛО, обнаруживают такие характеристики, которые отличают общение с демонами в области оккультного. Мы должны отдавать себе отчет, что даже созерцание НЛО издали опасно воздействуют на психику человека. НЛО преследуют цель подчинить себе человека, сделать его адептом культа НЛО, популяризатором НЛО. Душа человека при этом помрачается, а личность разрушается [32].

Православная аскетическая литература дает множество примеров явлений бесов, которые соответствуют сценариям явлений НЛО: мгновенная материализация и дематериализация; свечение; быстрое перемещение и полеты; гнетущее психическое состояние свидетелей; тяжелые психические последствия. Причина массового появления НЛО в последние десятилетия состоит в том, что христианское мировоззрение и мировосприятие уже не существуют, как единое целое, и инфернальные силы уже открыто действуют в мире. НЛО - одно из ужасных знамений с неба, о которых предупреждает Евангелие. С помощью НЛО дьявол уже вербует своих сторонников. "Поэтому, понимание истинной природы НЛО может послужить подспорьем для пробуждения православных христиан к сознательной духовной жизни", так подытоживает свою мысль иеромонах Серафим [32].

Предостережение о.Серафима должно отрезвить энтузиастов-уфологов и всех нас. Человеку крайне опасно стремиться к контакту с подобными "пришельцами". За все время контактов от "инопланетян" не получено никакой конструктивной информации, и никакой ценный контакт человека и цивилизации с "другой планеты" так и не состоялся. Уже это должно настораживать здравомыслящих людей...

Астрология и уфология не дают нам конструктивной картины мироздания. Астрология создает иллюзию цельного космоса, но это не есть истинный космос. Уфология опасно подошла к оккультным контактам, так и не успев стать подлинной наукой. Человек пока что не обнаружил реальных разумных обитателей вселенной, не считая падших ангелов. Ситуация крайне драматическая.

Но, у нас есть еще христианская картина мироздания, и у нас есть научная космология. На этом можно формировать свое мировоззрение. Мне представляется, что самым разумным является аскетическое самоограничение в отношении всего оккультного и сомнительного. Здоровый скепсис нужен в отношении космологических схем, как будто основанных на Священном Писании, потому что Библия очень скупо говорит об устройстве вселенной, а мы склонны наивно фантазировать. Очень нужен здоровый скепсис и в отношении далеко идущих теорий научной космологии, потому что в науке не берется в расчет эффект грехопадения и порчи мироздания.

Но, какова дальнейшая судьба астрологии и уфологии? В свете апокалиптического сценария, мы можем полагать, что астрология и уфология будут процветать до самого конца земной истории. Эти два учения будут занимать значительный сектор в культурной сфере человека. Но лично я очень не хотел бы, чтобы мои внуки и близкие попали под обаяние опасных иллюзий.

3. Вместо заключения

Звездное небо в наших широтах радует красивыми сочетаниями звезд. Особенно красив Орион, которого удобно наблюдать вечером и ночью в зимние месяцы. Слева от Ориона можно найти созвездия Малого Пса и Большого Пса, ярчайшая звезда последнего - Сириус. Сириус у нас самая яркая звезда на небе, не считая планет. Помню, как в юношестве я обнаружил левее Малого Пса звезду, превосходящую Сириус. "Открытие" мучило меня больше года, так что пришлось придумать новой звезде имя. Звезда, кстати, медленно сместилась за это время и затем исчезла из поля зрения. Но потом мне довелось беседовать с работником местного планетария, и он просветил меня, что в той области неба наблюдалась планета Сатурн. Вот такой курьез...

 []

(Фото с инета)

С тех пор я стал больше интересоваться наблюдением планет, и по прошествии многих лет понимаю, что движение яркого светила на фоне "сферы звезд" действительно вызывает сильное психологическое впечатление. Вавилонских астрологов можно понять...

P.S. В следующих статьях нам предстоит поговорить о христианском мировосприятии, о некоторых мифологических картинах мироздания, о научном понимании вселенной. Мы рассмотрим те крайности, упрощения и заблуждения, которые, к сожалению, не способствуют гармоничному мировосприятию и осознанию места человека во вселенной.

(Фото с инета)

Литература

1. М.В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. http://rvb.ru/18vek/lomonosov/01text/01text/02ody_d/031.htm.

2. Пружинин Б.И. Псевдонаука сегодня. Вестник РАН, том 75, ?2, 2005. - С.117-125. http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/ECCE/PSEUDO.HTM.

3. Нобелевские лауреаты о Боге. Автор монтажа Иван Новичков. www.YouTube.com.

4. Касавин И.Т. Постигая многообразие разума. В книге Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. - М.: Политиздат, 1990. - 464 с., С. 9-10.

5. Вронский С.А., альманах "ГЕРМЕС", М., 1992. История астрологии в самом кратком изложении. http://www.aquarun.ru/astr/vr_astrhist.html.

6. Вавилонская астрология, аккадская астрология. http://www.astrokot.kiev.ua/vid/strana/vavilon.htm.

7. Календарь майя. Астрология майя, ацтеков, инков. Энциклопедия мифологии. http://godsbay.ru/calendar.html.

8. Юнг К.Г. Америка: индейцы пуэбло. В книге Воспоминания, сновидения, размышления. - Мн.: ООО "Харвест", 2003, С. 241-247.

9. Скосарь В.Ю. О сущности религии и о ее происхождении // Свеча-2014. Том 26. Международная конференция "Религия и религиозность в локальном и глобальном измерении-II", 30.09.2014, Владимир, ВлГУ. - С.182-211.

10. Матецкая А.В. Псевдонаука и псевдорелигия в современном обществе // Свеча-2014. Том 26. Международная конференция "Религия и религиозность в локальном и глобальном измерении-II", 30.09.2014, Владимир, ВлГУ. - С.137-153.

11. Пружинин Б.И. "Звезды не лгут", или Астрология глазами методолога. В книге Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. - М.: Политиздат, 1990. - 464 с., С. 117-150.

12. Оккультизм. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. Изд-е 4-е. М.: Политиздат, 1980., С. 261.

13. Бэкон Роджер. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. Изд-е 4-е. М.: Политиздат, 1980., С. 43.

14. Оккультизм. Философский энциклопедический словарь, 2-е изд. М.: Сов.энциклопедия, 1989., С. 441.

15. Преподобный Максим Грек. Избранные творения / сост. Строганова М. - М.: Благовест, 2014, С. 66-110, 221-247.

16. Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния. Примечания. http://rvb.ru/18vek/lomonosov/02comm/031.htm#c1.

17. Параллакс. http://www.astronet.ru/db/msg/1190817/node42.html.

18. Джордано Бруно. В книге Мусский И.А. Сто великих мыслителей, М.: Вече, 2000, С. 209-219.

19. Коробков А.А. Джордано Бруно // Православная энциклопедия.- М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2003.- Т.VI.- С.269-273. http://www.pravenc.ru/text/153489.html.

20. Легойда В. За что сожгли Джордано Бруно. http://www.pravmir.ru/za-chto-sozhgli-dzhordano-bruno-1/.

21. Рассадин М.В. Джордано Бруно. Герметическая традиция и ренессансная магия. http://www.countries.ru/library/renesans/vzritbruno.htm.

22. Чанышев А.Н. Джордано Бруно. К 500летию со дня рождения // Здравый смысл, 2003, ?4 (29). http://razumru.ru/humanism/journal/29/chanyshev.htm.

23. Джордано Бруно. Пир на пепле. Диалог первый. http://renaissance.rchgi.spb.ru/Bruno/opus23.htm.

24. Холтон Дж. Тематический анализ науки. Пер. с англ. Общ. ред. и послесловие С.Р. Микулинского, М.: Прогресс, 1981, С. 46-72.

25. Паули В. Физические очерки. Сборник статей. М.: Наука, 1975, С. 137-175.

26. Юнг К.Г. Современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. В книге Воспоминания, сновидения, размышления. - Мн.: ООО "Харвест", 2003, С. 349-493.

27. Великие тайны НЛО XX века / Автор-сост. В.В. Потапов. - М.: Мартин, 2002, С. 161-228.

28. Пентагон подтвердил проведение секретной программы по изучению НЛО. http://www.interfax.ru/world/592181.

29. Великие тайны НЛО XX века / Автор-сост. В.В. Потапов. - М.: Мартин, 2002, С. 463.

30. Юнг К.Г. Современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. В книге Воспоминания, сновидения, размышления. - Мн.: ООО "Харвест", 2003, С. 457-458.

31. Славянская С. Охота за НЛО: Уфологи назвали 5 стран, которые регулярно посещают пришельцы. http://www.vladtime.ru/nauka/635688.

32. Иером. Серафим (Роуз). Православие и религия будущего. М.: Валаамское общество Америки, 2010, С. 129-192.

В.Ю. Скосарь, г. Днепр, февраль 2018 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"