Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Смерть белой кошечки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Смерть домашнего животного заставила меня задуматься о смерти как таковой и поделиться с Вами, читатель, своими соображениями. Я буду рассуждать, как христианин. И может быть это даже лучше, потому что именно христианин должен чаще задумываться о смерти, чем мирской человек. И рассуждения христианина об этом предмете должны быть глубже. Как Вы думаете, существует ли в перспективе компенсация за печаль расставания с нашими любимыми животными?

СМЕРТЬ БЕЛОЙ КОШЕЧКИ

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Мы любили эту кошечку. У нее была абсолютно белая шерсть без единого пятнышка и голубые глаза. Мы ее называли Мурочкой, потому что она громко мурчала.

Жена и дочка давно хотели купить кошечку, но я был против, поскольку не хотел проблем, связанных с уходом за животными. У меня уже был достаточный опыт общения с домашними животными, знал я и скорбь расставания с ними. Но тут вышло так, что я заболел нервами, и кто-то мне посоветовал, что хорошо успокаивает нервы общение с кошкой. И я неосторожно обмолвился жене, что неплохо бы завести кошечку. На следующий день в нашем доме уже был белый котенок. Так началась эта история.

Кошечка оказалась с характером. Хотя мы быстро научили ее ходить в туалет куда положено, но иногда она позволяла себе сделать лужу на домашние тапочки или на обувь жене или дочке. Меня она больше уважала - моя обувь почти ни разу не пострадала. Но наказывал ее чаще всего я. И однажды после очередного шлепка кошке, когда перепуганное моей строгостью животное спряталось в туалете, я увидел, что у кошки странная одышка. Так мы узнали, что она больная. Вначале мы надеялись, что это лишь кардионевроз, не опасный для здоровья. На том и успокоились. Кошечка, как я уже говорил, была с характером. Ласки она особо не любила. Когда ее попытаешься погладить, то чаще всего она показывала недовольство, отворачивалась от руки, могла даже слегка зубками прихватить руку - мол, не трогай, когда я не хочу. Я даже практиковал с ней игру: делал движение рукой в ее сторону, а она недовольно трогала мою руку лапой. Игра могла достигать разной степени накала: от вялотекущей с ленивыми движениями с обоих сторон, до ожесточенной, когда я легко прикасался кошки, а она прижимала уши от злости и била лапой сильно, выпустив когти. Так что у меня на руках часто были царапины. Но когда у нее было настроение, она сама приходила и позволяла себя гладить, громко мурча. Потому и назвали мы ее Мурочкой. Особенно она любила запрыгивать жене на колени, когда та садилась на стул или на диван. Любила залезть на грудь, если кто из нас ложился отдыхать. Одним из любимых ее мест был подоконник в кухне или спальне, где она садилась и долго наблюдала окружающий мир в окно. Чаще всего ее внимание привлекали птички за окном. Так проявлялся кошачий охотничий инстинкт. Порой подходишь к дому с улицы и видишь Мурочку на окне, как белое красивое изваяние. Мурочка была требовательной кошечкой. Когда она хотела есть или когда наступал период течки, она громко о себе заявляла. Особенно резкими и требовательными были крики кошки в период течки. Я даже удивлялся, что вроде бы маленькое создание, а такой мощный голос. Но когда мы принесли ей кота, она почему-то его не подпустила, но громко рычала на него, словно это была не домашняя кошечка, а по меньшей мере, дикая пума.

Однажды Мурочка пропала. Мы догадались, что кошка выпрыгнула со второго этажа с балкона. Две недели мы пытались ее найти, а она пряталась в подвале дома. Потом дочка ее обнаружила и смогла выманить перепуганное животное из подвала и взять на руки. Видимо, у кошки была очередная течка, но никого из котов к себе она не подпустила, а куда-то забилась в подвале в угол. По всему виду кошки было понятно, что она пережила сильный шок. Даже к нам она долго снова привыкала, была какая-то отстраненная, словно бы чужая. Тогда мы, еще не надеясь ее найти, купили другую кошечку - серого цвета. Назвали ее Бусинкой. Когда Мурочка нашлась, она быстро установила отношения с Бусинкой, заняв верхнее место в иерархии. Это выражалось в том, что в стычках Бусинка чаще всего уступала, повалившись на спину и выставив брюхо. Или в том, что к пище первой всегда приступала Мурочка, хотя у каждой кошечки было свое блюдце, а Бусинка начинала подобострастно лизать старшую по рангу, только потом принималась за еду.

Так мы прожили с Мурочкой примерно 6 лет. Она радовала наш взгляд. Мы ее воспринимали, как яркую индивидуальность. У нее был свой специфический характер. Нисколько не вызывает у нас сомнения, что у нее была своя индивидуальная душа, пусть не разумная, но душа, со своими эмоциями, характером, зачатками интеллекта. А у Бусинки - совсем другая душа, другая индивидуальность. Они с Бусинкой часто игрались, им вдвоем не было скучно. Они как бы дополняли друг друга - эти две разные кошечки. Мурочка могла чувствовать, если кто из нас болел. Тогда она приходила и ложилась рядом с болящим местом. Возможно, она распознавала больное место по еле уловимому повышению температуры, ведь кошки любят ложиться где теплее. А может быть надо искать другое объяснение этому феномену.

Постепенно болезнь Мурочки усилилась. Она стала чаще и сильнее задыхаться. Ветеринары сказали, что это сердечная или легочная недостаточность и предложили ее усыпить. Мы не согласились, решив, что, сколько Бог дал жизни кошечке, столько она и проживет. А мы не вправе отнимать жизнь у кошки. Тем более, что, когда приступ проходил, она возвращалась к нормальному состоянию, могла даже играться. Тогда нам предложили ей сделать серию уколов с какими-то лекарствами. Это особенно не помогло, и уколы кошке не нравились, так что мы вскоре отказались от них. Она не мучалась, как нам кажется, по крайней мере, до последних дней. В виду ее болезни, мы стали ей прощать ее выходки: то, что она могла подрать когтями жене сапоги или опять сделать лужу в обувь. В последний год кошка несколько раз сильно харкала кровью, так, что мы с тревогой и расстройством думали о ее неизбежной смерти. Но тот год она пережила. Только стала менее подвижной, более грустной. Мы понимали, что кошке недолго осталось, хотя жена еще питала надежду на выздоровление. За несколько дней до смерти приступы удушья у Мурочки усилились, и кошечка в такие моменты начинала стонать и даже вскрикивать. Видимо, в последние дни ей уже было больно. Мы тяжело переживали болезнь кошки, но ничего не могли сделать. Часто среди ночи мы слышали ее тяжелое дыхание и не могли заснуть. Ускорить же ее смерть путем обращения к ветеринару не решились. Бусинка молча и грустно наблюдала за болеющей подружкой. В день смерти Мурочки я был дома и все слышал. Я слышал сначала ее стоны, потом вскрикивания, но ушел в другую комнату, чтобы не видеть тяжелого зрелища. Потом кошечка как-то по-другому вскрикнула два раза и смолкла. Я догадался, что наступила смерть. Я лежал на диване и после этого на какое-то время заснул...

Потом пришла жена и обнаружила мертвую кошечку. Мы были расстроены горем. Дочке мы тогда не сказали о случившемся, она в то время была беременна и жила с мужем отдельно. Мы не хотели ее расстраивать, переживая за ее здоровье. Жена еще долго сидела возле мертвой Мурочки и гладила ее. Она говорила мне, что до сих пор любит эту красивую белую кошечку с голубыми глазами. Глаза кошечки были приоткрыты, словно бы для того, чтобы мы еще раз взглянули в них. Потом моя жена положила мертвую Мурочку в постельную наволочку и в последний раз погладила ее. Нам стало немного легче от сознания того, что кошечка уже не мучается. Удивительно, но я как-то сразу перестал воспринимать кошку как живое существо, когда увидел ее мертвой, и уже не хотел ее погладить. Жена же продолжала воспринимать мертвую кошечку как индивидуальность, в последний раз любовалась ее белой шерсткой, ее голубыми глазками, вспоминала ее характер, обращалась к кошечке как к живой. Мы немного по-разному восприняли смерть домашнего животного.

Вечером того же дня я вынес кошечку на песчаный пустырь и захоронил в одном из небольших оврагов, привалив то место камнем. Бусинка в первое время нюхала место, где в последний раз лежала Мурочка. Искала свою подругу, грустила несколько дней, плохо ела. Каждый из нас по-своему переживал потерю.

Смерть домашнего животного заставила меня задуматься о смерти как таковой и поделиться с Вами, читатель, своими соображениями. Я буду рассуждать, как христианин. И может быть это даже лучше, потому что именно христианин должен чаще задумываться о смерти, чем мирской человек. И рассуждения христианина об этом предмете должны быть глубже. Ведь христианин каждый момент своей жизни должен предстоять пред Богом и помнить, что Бог в любой момент может призвать человека к Себе. Я уже писал ранее о смерти уличной собаки ("Смерть собаки. Прав ли христианский эволюционизм?") и высказывал мысль, что Бог попустил ту случайную смерть под колесами машины не случайно, но для того, чтобы человек не забывал о смерти. Нет, я далек от мысли, что всеблагой Бог, заботящийся о каждой твари, специально загнал собачонку под колеса, как то возражал мне в комментариях один неверующий. Так думать кощунственно. Бог не желает ничьей смерти. Но попустить смерть Бог может. И Он попустил смерть собаки ради воспитания человека, Он не стал уберегать ее от колес проезжей машины, куда она сама неосторожно заскочила.

 []

Примерно такой была наша Мурочка

Взято с сайта: http://prodam.zab.slando.ru/

Христианство часто упрекают в том, что оно "слишком высоко" ценит человека, называет его царем природы, считает природу и все живые твари в ней созданными ради человека. И видят в этом человеческий эгоизм и антропоморфизм. И противопоставляют, например, буддизму, в котором к живым существам относятся с большим трепетом, чем в христианстве. Да, в буддизме веруют в переселение душ, в то, что в кошечке может воплотиться душа прежде жившего человека, и это одна из основных причин, почему к живым тварям в буддизме относятся более трепетно. Но в буддизме считается, что индивидуальное наполнение души при ее переселении не сохраняется, личность человека при переселении не сохраняется. В христианстве же признается качественное отличие человека от других тварей, ибо только человек был создан по образу Божию, и весь материальный мир создан именно ради человека. Человек имеет право пользоваться материальным миром, но пользоваться разумно. Это значит, что человек не должен мучить животных, не должен не заботиться о них, ибо это считается грехом в христианстве. Но человек может заставить служить животных себе, человек может питаться животными, которые предназначены ему в пищу. Вот как в христианстве. Более того, настоящий христианин любит не только Бога и ближнего, но и всю тварь. Этому учил преподобный Силуан Афонский и другие святые отцы. В христианстве признается разумная душа у человека и неразумная душа у животного. Одним из проявлений образа Божия в человеке считается бессмертие души человеческой, сохранение личности, ибо Первообраз имеет свойство бессмертия и свойство Личности. Потому и возможно Всеобщее воскресение мертвых в конце времен, ибо бессмертные души вновь воссоединятся со своими обновленными и преображенными телами. Но Всеобщее воскресение касается только людей и не относится к животным. Нигде в Священном Писании не говорится о воскресении животных. И хотя вопрос смертности неразумной души животных не является догматическим, но среди учителей Церкви есть высказывания, что душа животных смертна и распадается вместе со смертью тела. Так считал, например, Эней Газский (V век). Он говорил, что поскольку неразумная душа животных не несет в себе образа Божия, то она и не имеет бессмертия. Это следует признать логичным, ибо в конце времен души не должны остаться без тел, живой мир не должен остаться в неполном составе - без плоти, без тел, ибо по замыслу Божию живой мир должен иметь плоть. А именно это должно вытекать из посылки, что телесного воскресения животных не будет, но души их бессмертны. Потому отсюда следует вывод, что души животных смертны. Животные живут временно, один раз и до смерти телесной. Люди же живут вечно: душой и телом до телесной смерти, потом только душой до Всеобщего воскресения, а после воскресения - душой и преображенным бессмертным телом. Будут ли жить животные в новом преображенном мире? Видимо, да; те, которые доживут до конца этого мира, станут подобно людям бессмертными, ибо смерти в новом мире уже не будет. Из Ветхого Завета можно сделать вывод, что в новом мире упразднится вражда между животными и человеком, упразднится хищничество и насильственная смерть: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Ис. 11: 6-9). Из Нового Завета можно сделать более сильный вывод, что все твари станут бессмертными, как и люди: "Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" (Рим. 8: 19-23).

Но те животные, которые не сподобились дожить до конца времен, они уже не воскреснут и никогда жить не будут. Так я понимаю этот вопрос, как христианин. Прах многих человеческих тел устранится чудесным процессом Всеобщего воскресения мертвых, а прах животных устранится огнем преображения, который охватит всю землю в конце времен, о чем я писал ранее ("Есть ли у нас надежда?"). Индивидуальность, личность каждого человека восстановится. Но индивидуальность животных, живших ранее, уже не восстановится. Индивидуальная душа нашей кошечки Мурочки уже не восстановится. И здесь чувствуется трагедия. Ведь мы с женой прекрасно чувствовали индивидуальность нашей кошки. И думаю, все любители животных прекрасно чувствуют индивидуальность своих питомцев. Как же быть?

Мне кажется, Бог попустил болезнь и раннюю смерть нашей кошечки только с одной целью - целью воспитания человека. В этом выводе нет ничего нелогичного. Ведь, согласно Священному Писанию, смерть пришла в живой мир только по вине Адама и Евы. Животные стали умирать также, как и люди, только после грехопадения людей. Ведь "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих" (Прем. 1: 13). Бог попустил смерть, как естественное следствие отпадения человека от Бога. Но поскольку человек должен сохранять свое начальственное положение в мире, Бог наложил узы смерти и на животных. Человек и животные утратили доступ к благодатным животворящим энергиям Божиим, к древу жизни, и потому стали смертны. Смерть ограничивает грех человека и является воспитателем его. Человек, христианин, всегда должен помнить о смерти. Воспитывает человека и смерть животных, ибо напоминает ему о его вине перед всей тварью. Мы люди - виновны перед живой тварью за ее страдания и смерть - вот о чем говорит христианство. Потому не нужно обвинять христианство в эгоизме. Оно побуждает нас людей совершенствоваться, бороться с грехом - причиной смертности в мире.

Но как быть с тем, что мы уже никогда не увидим нашей белой кошечки, ее голубых глаз, никогда не погладим ее, не услышим мурчание нашей Мурочки?

Видимо, правильная мысль состоит в том, что Бог учит нас таким образом смирению и не привязываться к земному. Ничто земное не должно пленять нашу душу. Ведь мы, христиане, лишь пришельцы в этом мире, истинное отечество наше не здесь, но с Богом, в Его царствии. Мы должны готовить нашу душу прежде всего к общению с Богом. В Божием царствии нам предстоит созерцать прежде всего Бога и общаться с Его Матерью и Его святыми - всеми теми нашими ближними, кого Господь примет к Себе, как сохранивших образ Божий и созидавших в себе Его подобие, подражавших Его святости.

И в Боге, в Логосе-Христе мы найдем логосы-идеи всякой твари, жившей прежде на земле. Мы найдем в Логосе идеальные основания, прообразы каждого существа. Они извечно в Нем пребывают, но ныне нам недоступны. Ибо ныне мы как бы устранены от Бога, а в Его царствии приблизимся к Отцу небесному вплотную, причастимся Его нетварных энергий, постигнем премудрость и любовь Всевышнего. Там, в логосе-идее Творца мы сможем и созерцать зерно индивидуальности нашей кошечки, бессмертное и идеальное ее основание. И этого будет достаточно нашей душе. Ибо красота Божия, Его любовь и любовь ближних наших, совершенство царствия Божия так заполнят наше сердце, что уже не будет печали от невозможности видеть материальную предметность любимого домашнего животного. Так будут жить наши души до Второго пришествия Христова.

А когда Христос прийдет, когда мир Им преобразится, и все прежде жившие люди и мы будем Им воскрешены, и некоторые живые твари доживут до того дня, тогда будут новое небо и новая земля. И будет у человека бесконечная перспектива познания и творчества, познания Божиих идей и со-творчества Богу Творцу, создавшему все твари. И где-то там, в том бесконечном творчестве, наполненном любовью к Богу, к ближнему и ко всем тварям, при созерцании Божиих логосов-идей, находится разгадка тайны нашей встречи со всеми прежде жившими тварями...

Март 2011 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"