Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Дружеские беседы с атеистами. Книга первая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дорогой Друг! Давай с тобой порассуждаем о Боге. И хоть мы имеем разные точки зрения, но я хочу поделиться своими размышлениями. Наша тема настолько непростая, что лучше начать рассуждение с более доступных ее сторон. Как тебе кажется? В первой книге предлагаю обсудить такие моменты: 1) Бог невидим. Что это может означать с позиций науки и философии; 2) вера и знание. Обходится ли наука без веры; 3) удивительные моменты из жизни людей; 4) и самое тяжелое, но увы, неизбежное - проблема смертности человека. *** В следующих книгах постараемся обсудить более тонкие стороны нашего вопроса. Как бы кто не относился к теме веры в Бога, но в любом случае мы с тобой обнаружим богатую пищу для ума и сердца.

ДРУЖЕСКИЕ БЕСЕДЫ С АТЕИСТАМИ. КНИГА ПЕРВАЯ

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Введение

Я хочу поделиться с моими неверующими друзьями и всеми интересующимися читателями размышлениями о самом сложном и самом тонком в жизни человека - о бытии (или небытии?) Божием. Постараюсь быть максимально честным перед собой и всеми людьми.

Беседа 1. Бог - невидимый Дух

Люди неверующие утверждают, что Бога нет, потому что Его никто никогда не видел. Но достаточно ли убедителен такой аргумент? Ведь даже сам любимый ученик Христов апостол Иоанн Богослов говорил то же: "Бога не видел никто никогда" (Ин. 1: 18), но говорил это, как можно догадаться, не в качестве доказательства небытия Божия, а скорее наоборот - в утверждение нашей веры. Потому рассмотрим внимательнее обозначенную сторону вопроса: Бога невидим. Что это может означать?

Христиане веруют, что Бог есть Творец видимого и невидимого мира. Вот и мы позаимствуем примеры из мира невидимого, чтобы порассуждать о Боге.

Как известно, материя существует в двух основных видах: в виде вещества и в виде поля. Физическое поле, как физики его понимают, вид материи, характеризующейся непрерывностью и нулевой массой покоя. Наиболее известные поля - электромагнитное и гравитационное (существуют также поля слабых и ядерных сил). Поля можно описать непрерывными силовыми линиями, распределенными в пространстве и показывающими направление вектора напряженности поля. На микроскопическом субатомном уровне поле утрачивает непрерывный характер, и в нем проявляются дискретные образования - кванты поля. Физические поля не ограничены объемом, как вещество, но распространяются на все неограниченное пространство, постепенно убывая в напряженности. Физическое поле невидимо для глаз человека. Но можем ли мы утверждать, что его не существует? Нет, конечно.

Ты можешь возразить, что физическое поле можно как-то измерить современными приборами и даже в некоторых случаях "визуализировать", например, магнитное поле можно визуализировать, насыпав железные опилки на лист белой бумаги, под который можно поместить магнит и увидеть на листе, как опилки вытянутся вдоль магнитных силовых линий. Но и я могу, в свою очередь, возразить, что измерять поля приходится специальными приборами и устройствами, причем, чем сложнее себя ведет поле, тем сложнее должны быть эти приборы и устройства. А для "визуализации" мы используем специальную технологию, причем визуализируем мы не само поле, а лишь некоторые его проявления - силовые линии, которые объективно не существуют в природе, но являются лишь физико-математическим способом описания поля. Тем более, мы не можем увидеть или визуализировать кванты поля, которые также являются своего рода абстракциями, виртуальные фотоны или гравитоны.

И все же при определенных условиях мы можем увидеть, например, переменное электромагнитное поле. Если это поле распространяется в виде электромагнитных волн определенной частоты, то мы видим свет. Это физический свет, в котором виртуальные фотоны - кванты поля - становятся фотонами реальными. Но не является ли одним из предназначений электромагнитного поля и видимого света, чтобы напомнить нам о Господе Боге, Которого мы иногда называем светом или обитающим во свете? "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин. 1: 5) - учит апостол Иоанн Богослов, а апостол Павел говорит: Господь "обитает в неприступном свете" (1 Тим. 6: 16).

 []

Гюстав Доре. Небеса (фото взято с интернета)

Конечно, мы должны понимать, что свет видимый, физический отличается от света духовного, того, о котором говорят апостолы.

А теперь давай вместе поднимемся на несколько ступеней совершенства и рассмотрим другой пример из мира невидимого, чтобы порассуждать о Боге. Речь пойдет о мире не физическом, а духовном - о душе и духе человеческом. Видимы ли глазам нашим душа человека или его дух? Значит ли это, что у человека нет ни души, ни духа? Значит ли это, что не существуют физически незримые ум, воля и чувства, как проявления души, или такое проявление духа как совесть? А ведь о том, что лично у меня есть и ум, и воля и чувства, и даже пусть неразвитая, но все-таки совесть, об этом я знаю достаточно достоверно внутренним непосредственным самоочевидным знанием, тогда как о существовании окружающего видимого мира я знаю благодаря внешним чувствам. Но эти самоочевидные ум, воля, чувства и совесть остаются для нас невидимыми, ибо они проявления мира духовного. Так и Бог, как Существо духовное, невидим.

Правда, проявления души: ум, волю и чувства можно попытаться как-то "измерить", оценить, например, с помощью психологических тестов. А чувства еще заметны по вегетативным проявлениям, по наличию тех или иных гормонов в крови человека, переживающего те или иные сильные чувства. Но прочитать мысли человека объективно с помощью электроэнцефалографа или еще как-то мы не в состоянии. Разве что психологически догадаться по ситуации, используя интуицию и по аналогии, опираясь на внутренний процесс самопознания, каким мы познаем свои собственные душу и дух.

Что же получается? Получается, что как вещи мира невидимого не видны нашим телесным глазам и не слышны нашим телесным ушам, так и Бог невидим нами. Причем, чем совершеннее примеры из мира невидимого, тем труднее они для своей объективной визуализации или вовсе невозможны. А Бог, как всесовершенный Дух, не принадлежащий миру, находящийся Своим существом вне мира, но присутствующий в нем Своими энергиями, Бог невидим абсолютно.

Но поскольку Бог присутствует везде, то мы можем познавать Его и поклоняться Ему духом и истиной на всяком месте, как учил Христос женщину самарянку (Ин. 4: 21-24). Каким же образом мы можем познавать невидимого Бога? Бог открывается внутреннему душевно-духовному процессу, тому самому, которым мы познаем свои собственные невидимые душу и дух, если мы прислушиваемся к Божию голосу, звучащему в нас, в нашей душе, в нашей совести, если не заглушаем присущие каждому человеческому духу страх Божий - благоговейный трепет перед Божием величием и жажду Бога - стремление к Всесовершенному и Преблагому Духу.

Наверное, не всем дано постоянно ощущать Божие бытие. Многие на такое способны лишь в отдельных эпизодах своей жизни, а многим это представляется вообще недоступным. Однако, полная недоступность опытного ощущения присутствия Бога, как мне представляется, является вещью обусловленной. Связано это с нежеланием человека прислушиваться к Божию голосу внутри себя и с беспросветно греховным образом жизни. Такому человеку нужно изменить образ жизни и не заглушать внутренний голос Божий. А если человек опытно ощутил бытие Божие, хотя бы когда-то эпизодически, то это очень для него ценно и способствует укреплению его веры.

Но, несмотря на всю ценность персонального ощущения Бога, личный опыт отдельного человека является недостаточным. И ты, уважаемый Друг, вправе был бы упрекнуть верующего, если он опирается только на свой субъективный опыт.

Поэтому мы, верующие христиане, в познании невидимого Бога руководимся откровениями, которые Он Сам нам дал. Бог дал Свои откровения через избранных людей - пророков, отличающихся верой и благочестием, в душах которых Он говорил явственнее, чем в душах остальных людей. И самым высочайшим откровением мы чтим откровение, которое принес нам в этот мир Единородный Сын Божий - Иисус Христос, воплотившийся Бог, в Котором Божеское естество таинственным образом соединилось с естеством человеческим почти 2000 лет назад. До Своего воплощения Сын Божий - Бог Сын существовал извечно, непостижимо рождаясь от Бога Отца, и существовал как невидимый совершенный Дух.

 []

В.М.Васнецов. Единородный Сын Слово Божие (иллюстрация взята с интернета)

Но вот, в определенный исторический момент, согласно замыслу Божию, Бог Сын воплотился и принял на Себя человеческое естество и говорил с людьми лицом к лицу, обращаясь к их телесному слуху и к их телесным глазам. Так Христос явил Бога людям в телесном облике. Поэтому Иоанн Богослов говорил: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1: 18). Христос "был Свет истинный, Который просвещает всякого человека" (Ин. 1: 9). После воскресения и вознесения Сын Божий с плотью человеческой находится в недрах Бога Троицы и невидим обычным телесным глазам, но продолжает познаваться нашим внутренним душевно-духовным чувством.

После Боговоплощения мы можем утверждать, что мы знаем Бога и внутренним душевно-духовным процессом познания и внешними чувствами, ибо Христос оставил в память о Себе материальные следы - тексты Нового Завета, содержащего воспоминания очевидцев Его явления, и Свои изображения, такие как Туринская плащаница и Нерукотворный Спас (по крайней мере остались иконографические списки с него). Поэтому нас, христиан, нисколько не смутит утверждение людей неверующих, что Бога нет, потому что человек не видит Его телесными глазами. Бог есть! И Его бытие составляет предмет нашей веры.

Беседа 2. Подсознательная основа

веры в науке

Даже в науке не обойтись без веры. Можно показать, что научные исследования опираются на определенную веру. Особенно это ярко можно показать на примере астрономии и астрофизики. Можно ли плодотворно работать в этих научных направлениях, изыскивая состав отдаленных звезд и галактик, физические процессы на них, эволюцию их на протяжении длительных промежутков времени, если не иметь веры в некоторые определенные вещи? В какие? В то, что законы природы, установленные в лабораторных условиях на поверхности Земли в исторически короткое время, справедливы в равной мере для огромных пространств и временных промежутков. Сравните: законы ядерной физики и оптической спектроскопии проверены на поверхности Земного шара, имеющего радиус всего 6357-6378 км, в течение времени не более 150 лет, тогда как астрофизики и астрономы их смело экстраполируют на расстояния в 15 млрд. световых лет (9,5 на 10 в 12-ой степени км) и на времена до 15 млрд. лет.

 []

(фото взято с интернета)

Это означает, что пространственно-временная область экстраполяции (в кмгодах) на 17 порядков превышает область эмпирически установленных фактов! Это подобно даже не мальчику, заглядывающему в гигантский цирк через крохотную щелочку (сравнение, использованное архиепископом Нафанаилом (Львовым)), ибо если даже ширина щели всего 1 мм, то линейные размеры гигантского цирка должны быть 100 млрд. км! И несмотря на это, ученые смело утверждают о тех или иных наблюдаемых фактах, о наличии тех или иных химических элементов на далеких звездах, о той или иной температуре их поверхности, о той или иной стадии их эволюции и пр. Но при этом проверить непосредственно свои выводы, дотянувшись до звезды, ученые, конечно же, не могут. А вдруг эти законы там, вдали совсем другие? Или изменились за то огромное время, пока свет от далеких звезд достиг наших телескопов?

И все же ученые твердо уверены, твердо веруют, что материя везде и всегда имеет единую суть и единые законы. И строят на этом всю свою научную работу. В результате астрономия и астрофизика имеют множество разделов исследований, таких как методы астрофизических исследований, физика Солнца, физика тел Солнечной системы, небесная механика, физика звезд, внутреннее строение звезд, краткие и переменные звезды, исследование Галактики, внегалактическая астрономия, космологические модели Вселенной, эволюция галактик и звезд, планетная космогония и пр. И все это результат рассматривания гигантского цирка размером в 100 млрд. км через щелочку шириной в 1 мм... И логического размышления. И интуиции.

Итак, научные исследования опираются на определенную веру. Может быть ты возразишь, что наука опирается не на веру, а на опытом подтверждаемую уверенность. Но это слова синонимы. По одному из определений, вера - это уверенность в невидимом, подтверждаемая коллективным и личным духовным опытом. И здесь и там вера, и здесь и там невидимое - законы природы или законы духовного мира, и здесь и там личный и коллективный опыт.

Но откуда такая уверенность? Откуда такая вера?

Эта вера была воспитываема во всех ученых на протяжении всего развития науки. Вера в то, что Вселенная построена по единому плану, и в ней действуют единые законы природы. Эта вера является необходимым условием научной работы, особенно в таких областях, как астрономия и астрофизика, где она проявляется с необыкновенной яркостью.

А о чем может говорить факт единого плана строения Вселенной и единства действующих в ней законов? Не о Едином ли по существу Творце видимого и невидимого мира? Не Единый ли Законодатель дал нам законы природы и возможность их познавать?

Допустим, ты отрицаешь Единого Бога Творца. Но вера в существующее единство Вселенной и ее законов воспитана даже в неверующих, как, впрочем, и во всех нас, столетиями веры в Единого Бога. Именно христианство дало импульс развитию европейской науке, освободив умы исследователей от политеистической мифологии языческих вер, таких как древнегреческая, древнеримская, верования варварских народов. Христианство дало основу веры научного работника в единство Вселенной и ее законов, ибо Един Творец неба и земли.

 []

Гравюра Гюстава Доре "И сказал Бог: да будет свет"

(фото взято с интернета)

Многие столетия веры наших предков в Единого Бога Творца легли подсознательными пластами в нашу душу. И это есть подсознательная основа веры научных работников в единство законов природы. Без такой веры ни один научный работник не мог бы плодотворно работать.

P.S.

Еще немного о вере и неверии

Выше было сказано о научно-философской уверенности ученых в единообразии законов природы во Вселенной, об их вере в указанное единообразие и универсальность законов. При этом ученые доверяют пространственно-временной области экстраполяции, которая на 17 порядков превышает область эмпирически установленных фактов. Эта их вера основана на довольно бедном (по сравнению с громадным многообразием мира) лабораторном опыте.

А что можно сказать насчет веры в существование Бога или, наоборот, веры в Его отсутствие? Оказывается, одному человеку достаточно одного шанса из миллиардов, чтобы поверить, что Бога нет. А другому - наоборот - хватит даже одного шанса из миллиардов, чтобы жить уверенностью, что Бог есть, и пусть все остальные миллиарды шансов говорят против бытия Бога. Т.е. дело тут не в количестве шансов, а в изначальной установке человека. Вот яркий случай.

Священник Александр Захаров в одной из бесед со старшеклассниками Санкт-Петербургских школ рассказывал о телеологическом аргументе в пользу Бога - присутствие в мире целесообразности, разумности. Это означает, говорил он, существование Разумного Начала, устроившего мир, а не стихийности возникновения мира. В качестве иллюстрации было приведено высказывание Ж.Ж.Руссо, который сравнивал невероятность стихийного образования Вселенной с невероятностью возникновения поэмы Энеиды при высыпании типографскими рабочими шрифта из мешка, в результате чего буквы сами случайно составили этот текст. И вот после этого один старшеклассник вежливо спросил, что ведь существует же, если не один шанс из миллионов, так один из миллиардов, что буквы могли случайно составить поэму? Ведь такое можно же допустить, правда же? И священник ответил, что теоретически можно, но гораздо естественнее поверить, что поэма написана разумным человеком, автором.

Старшеклассник прямодушно искал возможность опровергнуть аргумент Руссо. И нашел. Бога нет, - такое вполне можно допустить, даже если на это один шанс из миллиардов!

Почему же для одних людей предпочтительнее одна установка, а для других другая?

Анекдот о вере в Бога и об уверенности в Его отсутствии

Идут по пустыне два атеиста и один христианин. Идут и все трое помирают от зноя и жажды. Христианин говорит двум своим спутникам: если я сейчас умолю Бога дать нам воды из камня, то вы уверуете? Атеисты отвечают: посмотрим.

Христианин молится: Боже, дай нам воды из этого камня, чтобы мы не погибли, а мои друзья уверовали в Тебя! И ударяет палкой по камню. И вдруг из места удара прорывается водный ключ.

Христианин кричит от радости: теперь вы верите? Атеисты отвечают: ничего особенного. Геологическая структура этой скалы допускает наличие близко расположенных вод. Бог здесь не причем. Так что двое против одного.

Все трое с радостью попили водички и пошли дальше.

Христианин восклицает: Господи, сделай так, чтобы дождь хлынул, и жара прекратилась, и чтобы друзья мои уверовали в Тебя! И вдруг налетают тучи, раздается гром, и идет дождь. Через час дождь прекращается. Становится не так жарко.

Христианин с надеждой спрашивает атеистов: ну, а теперь веруете? Те отвечают: причем тут Бог? Это вполне вероятная ситуация - дождь в пустыне после долгой засухи. Так что опять двое против одного. Все трое с облегчением отдохнули в прохладе и пошли дальше.

И тут христианин говорит двум атеистам: друзья! Если я сейчас умолю Бога показать Свой Лик и ответить нам голосом, то вы поверите, что Бог есть? Атеисты отвечают: ну что ж, давайте проэкспериментируем.

Христианин взывает к Богу: Господи, покажи Свой Лик, подай Свой голос! Скажи, что Ты есть! Вдруг с небес раздается оглушительный гром, потом падает на землю яркий поток света, и вдруг в этом ярком свете показывается контур Лица, и слышится мощный голос: вот Я! Я - Бог!

Христианин ликует: ну теперь вы уверовали, что Бог есть? Атеисты подумали-подумали и отвечают: теперь мнения разделились. Теперь двое против двоих...

***

А теперь давай на минуту остановимся и посмотрим, о чем мы рассуждали только что.

А мы обсуждали две взаимосвязанные вещи:

- Бог невидим, но это не означает, что окружающее нас бытие ограничивается лишь видимыми вещами, а невидимое просто не существует. Невидимое может быть постигнуто не прямыми методами наблюдения и понимания;

- Самая успешная наука обязательно строит некоторые абстракции, невидимые, но убедительные, причем основывает свои построения на вере - на уверенности в чем-то невидимом, а порой и недоказуемом.

***

Беседа 3. Письмо солдата к Богу

Как трудно бывает человеку, воспитанному в материализме, привыкшему к мысли, что нет Бога, вдруг признать, что Бог есть. Как правило, одних доводов рассудка и разумных аргументов здесь недостаточно. Потому что ум человеческий будет изворачиваться и искать контрдоводы, сопротивляясь возможности изменить привычное мировоззрение. Нужно, чтобы человек вдруг во вспышке озарения увидел истину - Бог существует и Бог любит его, человека, и хочет, чтобы человек жил праведно.

Но что нужно для того, чтобы такой человек вдруг почувствовал бытие Божие? Наверное, не привычная жизнь с ее размеренным течением, с ее суетой и заботами, и не благополучие и комфорт, но какое-то сильное душевное потрясение, страдание, осознание конечности своего земного бытия. В такие мгновения человек переоценивает всю свою жизнь и может, наконец, прийти к убеждению, что Бог существует. А в некоторых случаях понимание приходит после встречи со святыми людьми, способными своим личным примером убедить в истине Божия бытия. Но редко кому повезет встретить на жизненном пути святого человека...

Здесь мы поведаем о случае, когда именно душевное потрясение, внезапное ясное осознание конечности своего земного бытия и видение потрясающей красоты мироздания привели неверующего человека к вере в Бога.

О "Письме солдата к Богу" я узнал совсем недавно от ветерана боевых действий Андрея Ефремова. Вот что он пишет: "В сборнике "Свет и жизнь" (Брюссель. 1990г.) было опубликовано письмо простого советского солдата Александра Зайцева, погибшего в бою с немецко-фашистскими оккупантами. Это письмо было найдено в кармане простреленной шинели. Меня это письмо потрясло тем, что оно отличается от всех других подобных писем". И далее Андрей, не понаслышке знающий войну, замечает: "На Войне можно привыкнуть к страху смерти и даже не замечать его. Но мысли о том, что в любую секунду ты можешь потерять жизнь, конечно же приходят. И чаще всего приходят такие мысли именно в минуты или часы полного затишья - это хорошо отражено в письме. Ещё это письмо отличается от других подобных тем, что оно обращено не к матери, не к отцу, не к любимой, а к Богу".

В последние часы, а может быть, минуты своей земной жизни солдат вдруг осознал бытие Божие. Вот текст этого уникального письма:

Послушай, Бог... Ещё ни разу в жизни

С Тобой не говорил я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя,

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

Что нет Тебя, и я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

На небо звёздное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,

Но я Тебе скажу, и Ты меня поймёшь:

Не странно ль, что средь ужасающего ада

Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?

А кроме этого, мне нечего сказать,

Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно: Ты на нас глядишь...

Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.

Мне было хорошо с Тобой, ещё хочу сказать,

Что, как ты знаешь, битва будет злая

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,

Со мной случилось то, что нынче я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду! И вряд ли уж вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь!

(Александр Зайцев. Из сборника "Свет и жизнь". Брюссель. 1990 г.)

Нашего советского солдата воспитывали с убеждением, что Бога не существует, ибо он рос в годы воинствующего атеизма. Но на войне, перед самой смертью, он вдруг познал Бога. Бог внезапно открылся его уму и сердцу. И какой Бог! Не бог - абстрактный Абсолют, а Бог - Личность, к Которому можно обратиться, Который слышит голос нашего сердца, Который примет с любовью нашу покаявшуюся душу...

Но есть скептики, которые прочитав "Письмо солдата к Богу", говорят, что во время войны многие стали верующими, а потом, вернувшись с фронта, под влиянием атеистической пропаганды, от Бога отреклись. Возможно, так оно и было. Многие люди не стойкие в своей вере. Но Бог стучит в душу каждого человека, призывает к Себе каждого. И этот солдат Александр Зайцев уже не отречется. Ибо он вскоре после внезапного озарения закончил свой земной путь. Хорошо это или плохо? С христианской точки зрения хорошо, ибо теперь его душа созерцает Божественный свет и совершенствуется в познании Бога и Его Царствия, в познании Христа, Его Матери Марии и всех святых, которых он не успел познать в жизни земной...

Вера солдата была еще несовершенная, но уже искренняя. Это еще неполное совершенство веры правильно подметил Андрей Ефремов, который прокомментировал так: " "Прощай, мой Бог, иду! И вряд ли уж вернусь", - это слова всю жизнь не веровавшего, вернее уверовавшего в последние минуты своей земной жизни, человека, и это простительно. Позволю себе закончить письмо, через шестьдесят пять лет после Победы над нацисткой чумой, по-другому: "Здравствуй, Бог, иду! Сегодня я вернусь!" ". Действительно, "Здравствуй Бог, к Тебе иду, к Тебе возвращаюсь" - это уже слова православного христианина.

От первых ростков веры до ее развития и совершенства - долгий путь, путь трудов, скорбей и радостей. На этом пути бывают сомнения, бывают и падения. Но если человек искренне стремится к Богу, то Бог помогает ему и укрепляет его веру и вразумляет его. И на пути богопознания человеку на земле может посчастливиться, и может быть откроется истина, что путь к Отцу Небесному идет через Христа, через Его Церковь. Солдат Александр Зайцев, наверное, не успел постигнуть это здесь, на земле. Но у нас, православных христиан, есть все основания надеяться, что душа солдата по милости Божией познает это там, в том мире, ибо Бог примет ее - душу защитника Родины, душу человека, познавшего перед смертью Бога.

 []

P.S.

А еще я прочитал в книге "Несвятые святые" архимандрита Тихона (Шевкунова) аналогичную историю. Ветеран боевых действий, Иван Михайлович Воронов, за четыре года Великой Отечественной войны храбро прошел путь от Москвы до Берлина. И потом стал монахом и даже наместником Псково-Печерского монастыря, и уже бесстрашно защищал монастырь от хрущевских гонений, от давления властей и провокаций органов безопасности. А стал вот почему. По его признанию: "... Война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь. Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая все на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал... молиться. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, Которого он еще вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к Которому он когда-нибудь да придет...".

А еще я слышал от одного моего друга, что генералу Эйзенхауэру принадлежит фраза: "на войне, в окопах - атеистов нет". В некоторых источниках утверждается, что это сказано кем-то другим. А еще известны протесты со стороны атеистов, которые всячески стараются опровергнуть указанный тезис, даже специальный памятник установили воинам-атеистам.

Здесь, на острие проблемы - в условиях смертельной опасности, когда вся жизнь человека по-иному оценивается - здесь наиболее ярко может обнажиться истина... и наиболее остро выступить духовно-идеологическое противоречие и даже противостояние: между верующими и атеистами.

Но христианским подвижникам и святым отцам известно, что не только сильное душевное потрясение и страдание способны обратить человека лицом к Богу. Бывают ситуации и обстоятельства, когда осознание конечности своего земного бытия к человеку приходит постепенно, и это осознание оказывается благотворным, говоря прагматичным языком, такое осознание оказывается конструктивным, способствует духовному росту и совершенствованию человека.

Например, древние св.отцы говорили:

- "как хлеб необходимее всякой другой пищи, так память о смерти важнее всех дел", "одно из всех благ человеческих самое великое - это смирение сокрушенного сердца, всегда размышляющего о дне смерти" (свт. Иоанн Златоуст, 344/354 - 407 гг.);

- "добрый педагог и телу и душе есть незабвенная память о смерти, и то, чтобы, минуя все посреде сущее (т.е., от осознания до самого дня кончины), ее всегда перед собой зреть..." (прп. Исихий Иерусалимский, ум. после 451 г.);

- "всегда ожидай, но не бойся смерти; то и другое - истинные черты любомудрия" (прп. Нил Синайский, ум. около 450 г.).

Св.отцы, таким образом, говорили, что человеку очень полезно постоянное размышление и постоянная память о смерти, которая являются хорошим педагогом, учителем жизни и мудрости. Эта память не есть некое пессимистическое ожидание, не есть безысходность отчаявшегося человека. утратившего веру и надежду. Нет! Это трезвое состояние души, это постоянная готовность ответить на суде Божием, это постоянная надежда на Божию милость и вечные блага по окончании земной жизни.

Не удивительно, что есть некоторые убежденные люди, которые даже в минуты смертельной опасности не признают бытия Божия, и даже периодически видя рядом с собой смерть, не помнят о смерти постоянно, не думают о ней, заглушают мысли о ней. Не хотят вникать в тесную связь двух важнейших утверждений: во-первых, я - человек, и я смертен; во-вторых, существует живой Бог. Такие люди и поставили памятник воинам-атеистам. А неудивительно это потому, что они не в состоянии признать бытие Божие и полноценно признать свою телесную смертность, увязав тесно оба этих факта. Не в состоянии, потому что им это не дано свыше, ибо, как писал прп. Иоанн Лествичник (ок. 525-649 гг.), "должно знать, что память смертная, как и все другие блага, есть дар Божий...", т.е. дается свыше. Потому мы, верующие, не осуждаем таких атеистов. Бог не дал им осознавать постоянно свою смертность, и через призму этого - размышлять о Боге, стремиться к Богу. Если и помнят о своей смертности, то делают совсем другие выводы...

Я же обращаюсь к тебе, Друг: оставь для себя возможность порефлексировать над смертью в течение долгой своей жизни (дай Бог тебе здоровья!).

И под конец хочу показать, как св.отцы раскрывали душевно-духовный механизм благотворного влияния памяти о смерти. Прп. Исаак Сирин (7 век), один из самых глубоких мистиков и суровых аскетов, писал: "Первая мысль, которая по Божию человеколюбию входит в человека и руководствует душу к жизни, есть западающая в сердце мысль об исходе сего естества. За сим помыслом естественно следует пренебрежение к миру; и этим начинается в человеке всякое доброе движение, ведущее его к жизни. И как бы основание какое полагает в человеке сопутствующая ему Божественная сила, когда восхочет обнаружить в нем жизнь. И если человек эту сказанную нами мысль не угасит в себе житейскими связями и суесловием, но будет возращать ее в безмолвии, и остановится в ней созерцанием, и займется ею, то она поведет человека к глубокому созерцанию, которого никто не в состоянии изобразить словом. Сатана ненавидит сей помысл и всеми своими силами нападает, чтобы истребить его в человеке. И если бы можно было, отдал бы ему царство целого мира, только бы развлечением изгладить в уме человека таковой помысл. И если бы мог, как сказано, то сделал бы это охотно. Ибо знает коварный, что если помысл сей пребывает в человеке, то ум его стоит уже не на этой земле обольщения, и козни его к человеку не приближаются. Будем же разуметь это не о том первом помысле, который напоминанием своим возбуждает в нас память смертную, но о полноте сего дела, когда влагает оно в человека неотлучную память о смерти, и когда помышлением о ней человек поставляется в состояние непрестанного удивления. Первый помысл есть нечто телесное, а сей последний есть духовное созерцание и дивная благодать. Сие созерцание облечено светлыми мыслями. И кто имеет оное, тот уже не входит более в разыскания о сем мире, и не привязан к своему телу".

Проще говоря, если Бог по любви Своей даст человеку первое осознание смерти, пусть грубое и еще примитивное, и человек, задумавшись, начнет дальше сам работать над этой мыслью, часто помня о смерти, то Бог будет помогать человеку совершенствоваться. Человек постепенно освободится от суеты этого мира, которая будет стараться втянуть его обратно в болото мелочных забот (точнее, падший дух будет стараться усложнить обстоятельства жизни так, чтобы усилить суету). А побеждающий суету и врага духовного человек - достигнет светлого состояния духа, созерцания высших истин, ощущения Божией благодати, а значит, радости и крепости духа.

Беседа 4. Два близнеца: верующий и неверующий

Одной из важнейших тем дискуссии между верующими и неверующими, наряду с вопросом о бытии Бога, является проблема бессмертия души и жизни за гробом. Мы, христиане, веруем, что душа человеческая не умирает со смертью тела, а продолжает жить особой жизнью до момента Всеобщего Воскресения мертвых. А там уже, воссоединившись с воскресшим телом, душа и тело сподобятся вечной жизни или вечной смерти по Страшному суду Господню, т.е. человек с душой и телом наследует Царство Небесное или адские муки.

Каковы же аргументы неверующих против жизни души после смерти тела? Изложим основные из них. Неверующие говорят:

- во-первых, жизнь после смерти тела трудно или почти невозможно представить, ибо она предполагает непривычный порядок вещей, другие закономерности, которые представляются невероятными;

- во-вторых, оттуда еще никто не возвращался, так что нет надежных свидетельств о жизни после смерти;

- в-третьих, мы совсем не видим, не обнаруживаем Бога, Который должен обеспечить нам жизнь после смерти и Который, по словам верующих, поддерживает и эту нашу земную жизнь.

Достаточно и этих трех аргументов.

Что же на это обычно отвечают верующие? Примерно, следующее:

- во-первых, святые люди иногда созерцают прекрасные картины жизни души после смерти тела, несмотря на то, что там действительно другие закономерности, кажущиеся нам невероятными. Но это еще не значит, что жизнь за гробом невозможна, и что святые просто фантазируют;

- во-вторых, хотя и представляется, что возврата с того света нет, но это не значит, что нет загробной жизни. Более того, в истории Церкви известны случаи, когда умершие на время оживали и рассказывали то, что видели "там", причем речь идет не о клинической смерти, а о настоящей биологической смерти и временном воскрешении;

- в-третьих, настоящее наше ослепление и неспособность видеть Бога еще не означают Его небытия. Но умом и сердцем христианин созерцает и чувствует бытие Божие, Его заботу о нас, как в этой земной жизни, так и в жизни будущей, и радуется Богу и стремится к Нему.

Эти контраргументы верующих кажутся неверующим совсем не убедительными...

Ну что ж? Тогда предложим неверующим одну известную притчу о двух близнецах, в которой они, возможно, увидят ответ на свои недоумения. Конечно, притча - не доказательство бытия Божия и жизни души после смерти тела. Да и невозможно это доказать, пока сам "там" не побываешь или пока Бог не даст радостной возможности почувствовать Его уже здесь, в жизни земной. Но яркая притча дает возможность сквозь образы и иносказания прозреть некую истину, увидеть красоту и логичность того, что сейчас многим представлялось невероятным.

Итак, притча о двух близнецах в обработке известного барда Светланы Копыловой, поющей замечательные песни духовного содержания.

ДВА БЛИЗНЕЦА

Жили два близнеца в материнской утробе,

И другому один как-то высказал мысль:

- А ты знаешь, мне кажется, есть после родов

Удивительная и прекрасная жизнь!

И другой, потянувшись под маленьким сводом,

Тут улыбки беззубой своей не сдержал:

- Это просто смешно верить в жизнь после родов, -

Брату верующему в ответ он сказал:

- Как, по-твоему, жизнь может выглядеть эта?

- Я не знаю как точно, - близнец отвечал:

- Но мне кажется, там на земле больше света.

Я однажды во сне этот свет увидал.

Я, конечно, не знаю, как все это будет,

Но мы, может, своими ногами пойдем.

И еще, правда, это похоже на чудо,

Но, возможно, что мы даже есть будем ртом.

- Ерунда! Вот уж это никак невозможно.

Наша жизнь - пуповина - и так коротка.

А ногами ходить - представить-то сложно.

Нет, не сможем ходить мы ногами никак.

И оттуда никто еще не возвращался.

Что за бред у тебя, братец мой, на уме?

Все закончится родами, не обольщайся.

Наша жизнь - это только страданье во тьме...

- А мне кажется, брат, - первый не унимался, -

Что когда-нибудь сможем увидеть мы мать.

И мы временно здесь, чтобы мало по-малу

К жизни той - после родов - готовыми стать.

Брат неверующий лишь качал головою:

- Верить в мать, это просто за гранью идей!

Я не вижу ее, значит, нет ее вовсе.

Ну скажи, если умный, скажи: она где?

- Как ответить тебе, братец, даже не знаю.

Но я чувствую сердцем заботу ее.

И ночами, когда вокруг все затихает,

Она гладит наш мир и тихонько поет.

Все наполнено ей, и радость такая,

Словно в ней пребываю и ею живу.

И хоть точно про жизнь после родов не знаю,

Но я верю, что будет она наяву.

(текст песни Светланы Копыловой)

И действительно, для христианина телесная смерть - не рождение ли в другую жизнь? Таинственную, прекрасную и не такую, как короткая земная жизнь, полная страданий? И необратимость духовного возрастания человека во время земной жизни и после нее разве не является свидетельством существования следующего этапа развития личности? И Бог не сохраняет ли его в жизни земной и не будет ли сохранять в жизни загробной, как заботливая мать, сохраняющая ребенка во чреве, и заботящаяся о дитяти после его рождения?

Беседа 5. "Сашенька, что ты сотворил, что тебе надо было Бога убить?"

В этой беседе я предлагаю тебе, Друг, как-нибудь не в пылу дискуссии, но в спокойной обстановке, наедине с самим собой попытаться ответить для самого себя на вопрос: что может мешать людям неверующим поверить в бытие Божие? Какова та глубинная причина, может быть, спрятанная в тайниках памяти, в недрах бессознательного, которая не допускает неверующих признать хотя бы возможность бытия Божия? Причем, бытия не Бога абстрактного, который бы просто теоретически венчал собой мироздание, не имея ни влияния на мир и на людей, и который не судил бы человека за его грехи, в которых его обличает собственная совесть? Но уже и признание бытия Бога абстрактного - некий шаг вперед по сравнению с абсолютным непризнанием Бога. Однако же для жизни человека и дальнейшей его участи после телесной смерти имеет значение не признание Бога абстрактного, но вера в Бога-Личность, Бога, к Которому можно сказать "Ты", к Которому можно обратиться с молитвой, с просьбой, с благодарностью. К Которому можно относиться с благоговением, ну, хотя бы с уважением. Который признается Творцом этого мира, Промыслителем судеб человеческих и Судьей поступков, слов и мыслей человеческих.

Образованность мешает? Большой аналитический и пытливый ум? Но и среди верующих и даже святых были люди большой образованности, ясного аналитического ума и пытливо настроенные (например, св. апостол Фома). Значит дело не в уме, не в интеллекте. В чем же тогда?

Для размышлений предлагается следующий материал.

Вот, какую историю однажды поведал митрополит Антоний об одном человеке, который говорил, что он безбожник: "Он уже был в зрелом возрасте, лет сорока тогда, и объяснял, что он безбожник, потому что он такой ученый, и то читал, и там учился, дипломы такие-то... И вот старый священник в Париже на него посмотрел и сказал: "Сашенька! А какую ты гадость сотворил, что тебе надо было Бога убить?" Тот опешил, потому что он ожидал каких-то высоких доводов, а ему говорят таким языком, что ему нужно было Бога убить, потому что он гадость сотворил; как же так?... И он задумался. И он копался, копался, и ему вдруг вспомнился тот момент, когда ему нужно было, чтобы Бог куда-то ушел от него.

Они жили тогда в России, еще до революции, и мальчик ходил в церковь, и шел в церковь немножко раньше родителей; родители ему давали медный грош, чтобы он его положил в шапку нищего, который у паперти стоял. Он проходил, клал этот грош, здоровался с этим нищим, который был слепой, и они как-то дружили, все было тепло, радостно, он шел в церковь, становился посреди церкви перед иконостасом и смотрел, ну, смотрел на Бога. Все было хорошо, пока вдруг в одной из лавок не появилась деревянная лошадка, которая стоила шесть грошей. Он мечтал об этой лошадке, но грошей-то у него не было. Он знал, что на Пасху может быть получит в подарок лошадку, но Пасха когда-то еще будет... И вдруг ему пришло на мысль, что если бы он шесть недель сряду не клал свою милостыню в шапку этого старика, у него накопилось бы шесть грошей. И он проходил, вместо того чтобы класть медянку, он тормошил другие, чтобы был какой-то звук денежный, старик его благодарил за это, благословлял за доброту, он входил... Один грош, второй, третий... Когда дошло до пяти грошей, ему не терпелось, и вместо того, чтобы, как в предыдущие воскресенья, потормошить для видимости, он один грош украл. И когда он вошел в церковь, ему все показалось темным, ему страшно было перед Богом. И он ушел в угол, и потом в течение какого-то времени он стоял там в углу. А родители между собой разговаривали: "Как Саша повзрослел! Он раньше, как ребенок, стоял перед Богом, теперь он ушел внутрь, уходит вглубь себя, ему эта суета не нужна". А на самом деле суть была в том, что у него было шесть грошей, украденных у нищего. И потом, когда настали каникулы, приехал его брат из университета, который наслышался о безбожии и который ему стал объяснять, что Бога нет, что философы все доказали и т.д. И мальчик обрадовался: если Бога нет, на мне нет греха, я не совершил никакого зла, я имею право на эту лошадку и на радость... Он лошадку купил и радовался. И в течении каких-то сорока лет он жил без Бога, потому что он шесть грошей украл у нищего, чтобы купить лошадку.

А когда ему был поставлен этот вопрос, он стал вспоминать всю свою жизнь; а жизнь была долгая, он родился в царской России, учился вначале в школе, потом в университете, потом был в Белой армии, потом в эмиграции, так что было о чем подумать, когда это случилось. И вдруг он напал на это и увидел, что ему нужно было вывести Бога из существования, для того чтобы быть спокойным. Он тогда пошел, исповедовался, покаялся и нашел Бога".

Дорогой Друг! Может быть, и в твоей жизни была такая "деревянная лошадка", которая не пускает тебя к Богу? Это не обязательно какая-то вещь, материальный предмет. Это может быть некая душевная страсть, столь сильная и желанная, столь вожделенная в своих проявлениях, что ради нее человек готов отрицать Бога, убить Бога в своем сердце. Это может быть сластолюбие, неудержимое влечение к плотским утехам, и вообще - жажда какого-либо удовольствия, даже удовольствия духовного, это может быть скрытая обида, зависть, жажда богатства, жажда власти, тщеславие, и очень часто это - гордость.

Я не смею обвинять тебя, Друг, в грехе! Нет. Ибо не мне, который сам немало грешен, судить кого-либо. Но у меня есть уже некий опыт духовной христианской жизни, которым я и хотел поделиться с тобой. Опыт некоторого видения своих грехов и раскаяния в них. И надежды на Божье милосердие, на Христа Спасителя. И некоторого ощущения бытия Божия, Бога, Который любит нас и заботится о нас и ждет, когда мы к Нему обратимся...

***

После того, как мы познакомились с поучительными историями из жизни, давай вместе приступим к самому неприятному и тяжелому аспекту вопроса. К нашей с тобой смертности. Давай не будем обманываться. Ведь рано или поздно и ты и я - мы оба умрем. И наши дети умрут. И дети детей умрут...

Неужели мы с тобой рождаем детей на свет и воспитываем для того, чтобы они тоже умерли?

***

Беседа 6. Каждого ждет смерть

Друг! Поговорим о некоторых очевидных вещах, о которых мы часто как будто бы забываем и сознательно не придаем им должного значения. А зря, ведь речь пойдет о смерти. В конце жизни каждого человека ждет смерть телесная, после чего тело умершего начинает быстро разлагаться, истлевать. Тление тела умершего - феномен, сильно воздействующий на нас, особенно если речь идет о смерти близкого нам человека. Но мы не можем обойти эту весьма неприятную тему, ибо сильное негативное впечатление может дать толчок неожиданному озарению ума. Ибо грубая, жестокая и безобразная смерть может поставить живущих лицом к лицу с абсолютными, вечными ценностями. Нам необходимо преодолеть свое неприятие для постижения высокой истины. Проблеском этой истины является догадка или, правильнее сказать, желание победы над смертью и разложением; такой порядок в мире, когда не только прекратилась бы смерть, но когда разлагающиеся останки умерших вдруг прекратили бы разложение и в каком-то обратном процессе восстановились бы вновь в живые тела, чтобы не было в мире останков и разложения. Возможно ли такое? Есть ли надежда на это?

Итак, по окончании жизненного пути от человека остается разлагающийся труп. Это то, что мы можем видеть своими глазами, осязать своим обонянием. Если оставаться на атеистической позиции, то гниение и разложение трупа - последняя стадия человеческого существования. Стадия, которой заканчивается вся жизнь человека, все его достижения, все почести, которыми он венчается, вся его прижизненная красота и мудрость. Будучи на кладбище и всматриваясь в могилы (одни ухоженные, а другие совсем позабытые), невольно думаешь, - что где-то там, как бы в стороне, остается память об умерших в душах потомков, пока они сами еще живы, пока не прервалась преемственность, но здесь, на кладбище, мы остро осознаем, что от человека остались лишь распадающиеся останки.

Это не лучший ли урок для человеческого тщеславия и гордости? Для нашего чувства собственной важности, для нашего высокомерия? Можем ли мы перед лицом смерти безумно отрицать ее? Отворачиваться с брезгливостью и отвращением от мертвого тела и стараться как можно поскорее позабыть о том, что случилось с ближним, и что ждет нас самих?...

Сделаем здесь небольшое отступление. Святые отцы, христианские подвижники придавали памяти о смерти великое значение для духовного совершенствования человека. Эта память - одно из первых средств, которым Бог руководит человека к вечной жизни, к победе над грехом и смертью. С этой мысли о смерти, памяти о смерти человек начинает менять свою временную, земную жизнь к лучшему, пренебрегать суетой и пустыми развлечениями, но стремиться творить добро...

Но вернемся к мертвому телу и посмотрим, что с ним происходит. Скорость распада тела зависит от температуры, влажности, доступа воздуха, особенностей почвы могилы. В ближайшие часы после смерти происходит посмертное охлаждение тела, обезвоживание, увеличение вязкости крови, мышечное окоченение (возможен трупный спазм), бледность и обвисание кожи, скопление крови в капиллярной сети и образование трупных пятен из-за посмертного перераспределения крови в теле под действием силы тяжести. Происходят заметные изменения глаз покойного: роговица теряет прозрачность, появляется склеротическое пятно, глазное яблоко теряет упругость и проваливается из-за испарения внутриглазных жидкостей. Затем наступает разложение, вызванное гнилостными бактериями и сапрофитными грибками. На трупе появляется зеленое пятно, постепенно распространяющееся на все тело из-за воздействия сероводородной кислоты на гемоглобин крови, а также происходит потемнение поверхностных вен. Из-за скопления гнилостных газов сначала происходит вздутие кишечника, а потом и остальных тканей тела. Образуются такие газы, как сероводород, двуокись серы, метан, аммиак, метилмеркаптан, этилмеркаптан и др., которые и создают характерный гнилостно-трупный запах, от которого люди инстинктивно отшатываются, и который запоминается надолго, на всю жизнь. На более поздних стадиях разложения на коже появляются волдыри (пузыри), увеличивается растяжение брюшной полости, и ткани приобретают пористую структуру вследствие выделения газов; тело приобретает зеленовато-грязный цвет. Затем волдыри, органы и полости начинают лопаться, происходит сжижение мягких тканей, разрушение и исчезновение их; начинается и продолжается разрушение скелета. В результате от человека остается лишь частично сохранившийся скелет, который впоследствии может постепенно разрушиться в прах.

Если труп находится в условиях доступа к нему насекомых и червей, то он быстро поедается до костей насекомыми-трупоедами, личинками мух и земляными червями. Одновременно с этим труп подвергается уже описанному процессу гниения с выделением трупных газов.

Не правда ли - ужасное зрелище!...

Преподобный Ефрем Сирин, известный подвижник и проповедник древности, писал: "Придите, братия, посмотрите на это тление в гробах... посмотрите на этих червей, которые покрывают мертвые тела... лежат мертвые тела, изъеденные... червями, которые не уважают никакой гордыни, посрамляют всякого заблудшего, гонявшегося за суетами этого скорбного мира... Во гробе увидите страшное зрелище: сотлевает там всякая красота... и вместо благоухания, смрад тления гонит прочь всякого приходящего, почему никто не может туда взойти и посмотреть на ближнего своего..." (Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли). Зрелище смерти способно хотя бы на миг отрезвить любого "сильного мира сего", любого "умника", ибо перед смертью все равны.

Но вернемся к современному описанию. Итак, в редких случаях, в силу естественных (или иных) факторов, возможна частичная или полная сохранность тела: при обезвоживании сухим воздухом или при отсутствии микроорганизмов происходит естественная мумификация, частично сохраняющая тело; при замораживании в толще снега или льда полностью сохраняется тело (которое после извлечения из холода начинает разлагаться); при нахождении в воде или очень влажной земле без воздуха происходит омыление - подкожный жир разлагается, вступая в реакцию с солями, и превращается в трупный воск, который, если его высушить, приобретает твердую консистенцию и желтоватый оттенок. Но это довольно редкие случаи. Распад же тела - всеобщее правило тления, проявляющееся в подавляющем большинстве случаев.

Ужасно представить себе, как дорогой или близкий нам человек превращается в бесформенную гнилую зловонную биомассу, а потом в набор костей. Даже если тела умерших кремировать, то все равно мы увидим тление в начальной его стадии, увидим печать смерти. А если человек умер в одиночестве, то мы увидим разложение в полной мере. Кроме того, мы не избежим вида тления на примерах трупов животных, которых просто невозможно физически всех кремировать. Вид смерти, вид разложения неотступно находится перед нашими глазами.

Друг, загляни в свою душу! Не рождается ли в ней невольный протест против смерти? Не чувствует ли душа, что смерть есть нечто трагическое, нечто такое, чего не должно быть? Что окружающий мир, содержащий останки мертвых, в этом смысле несовершенен, или, точнее говоря, поврежден? Не может быть мир безусловно прекрасен, пока в нем накапливаются бренные останки. Когда вместе с благоухающими цветами в мире есть зловоние и разложение. Такое положение дел не следует ли считать временным, не вечным, не общим правилом, а каким-то недоразумением? Где душе обрести надежду, что разложение и тление когда-то прекратятся? Что тление будет побеждено? Что останков больше не будет?...

Есть такая надежда! Ее нам дарит христианское вероучение о воскресении мертвых. Только чаемое воскресение мертвых и будущее бессмертие может победить разложение в мире, избавит нас от вида тления. Мир будет восстановлен Богом от поврежденности. Только Бог способен преобразовать мир. И не будет больше ни смерти, ни кладбищ, ни крематориев. Христианское вероучение учит нас, что первоначальный мир, сотворенный Богом, был совершенен, и смерти и разложения не было в нем. Человеческая природа была бессмертна и не ведала болезней. Мир был безусловно прекрасен и благоухал красотами и цветами. Только такой мир был достоин всемогущего, всеблагого и премудрого Творца. Это высокая истина, и с ней радостно соглашается душа человека. Но воля первого человека уклонилась во зло, и мир повредился, появились смерть и тление. Смерть возникла в связи с тем, что человек злоупотребил свободой. Именно человек отвечает перед своей совестью и Богом, что ныне в мире есть смерть.

Что есть смерть с христианской позиции? Смерть есть разлучение души с телом: телу суждено истлеть в земле, а душе (духу) человеческой вознестись к Богу, который решит ее участь.

А чему учит атеизм? Атеизм учит, что душа - это психическая функция материи, тела. Со смертью тела душа исчезает. И все те духовные наработки, достижения человеческого духа, все знания, умения, искусство, почести и слава, вся доброта, честность - все это исчезает вместе со смертью тела. Не трагедия ли это? А как часто человек умирает внезапно! Не успев попрощаться с близкими. А как часто человек мучается перед смертью, не имея надежды! Это ли заслуженный итог человеческой жизни? А в конце что? Разлагающиеся останки - вот атеистический итог жизни человека. Атеисты говорят: человека помнят потомки и все человечество. Долгая ли память потомков и человечества? Если бы эта память была долгой, то не ветшали бы могилы, не оставались бы неухоженными. Мы еще помним наших бабушек и дедушек и приходим к ним на могилы, но уже следующие поколения о них естественно забывают. Это, что касается памяти потомков. Память человечества может быть дольше, не спорю. Но что до той памяти? Заменит ли сухая память потомков неповторимое своеобразие живой личности? Может ли память человечества обеспечить индивидуальное продолжение жизни личности? Не в генах потомства, ибо потомок не идентичен своему предку, а жизнь именно этого конкретного человека, которому предстоит ныне умереть? Нет, конечно. Личного бессмертия атеизм не предлагает. Он утешает памятью об умершем. Так марксистско-ленинская атеистическая философия (Философский энциклопедический словарь) говорит, что "трагизм смерти снимается именно тем, что индивид как носитель всеобщего остается жить в роде... человек и после смерти остается жить в результатах своего творчества", а также: "в марксистской философии конечность индивида рассматривается как диалектический момент существования человечества...". И в другом источнике (Настольная книга атеиста) говорится: "индивидуальное бессмертие есть иллюзия, ...бессмертие может быть только социальным".

 []

Фото с интернета

Атеизм не решает проблему индивидуальной смерти, но прикрывает ее тезисом о социальном бессмертии, о том, что человек живет в своем творчестве и в своих потомках. Но как жалко и слабо это "утешение"! Существование смерти и праха многочисленных поколений, истлевающего в земле, оправдывается диалектикой. Но как иллюзорно, по-настоящему иллюзорно это "оправдание"! Смерть и разложение - реальные вещи, и по сравнению с ними диалектика - всего лишь игра немощного ума человеческого... Да и может ли смысл жизни человека быть в его детях и пр. потомстве, если этому потомству тоже предстоит умереть и разложиться?...

Друг, не рождается ли в твоей душе смутная догадка, что плоть человеческая не должна вечно тлеть и разлагаться, как это происходит сейчас, но должен быть другой мировой порядок? В новом мировом порядке не только устранены должны быть тление, болезнь, старение и смерть, но и восстановлено все истлевшее, а значит - должно быть воскресение мертвых. Только воскресение мертвых и будущее бессмертие действительно разрешают противоречие нашей жизни - смерть.

Началом всеобщего воскресения мертвых следует считать воскресение распятого Богочеловека Иисуса Христа и появление Его в новом нетленном, духовном теле, сияющем славой Божией. Если остальные воскресшие обретались в своем обычном теле и потом снова умирали, то Христос после воскресения по Своему человечеству остался бессмертен. Именно бессмертие ожидает человека после Всеобщего Воскресения мертвых. Поэтому Христос, как говорит апостол Павел, "воскрес из мертвых, первенец из умерших", т.е. первый воскрес в преображенном, бессмертном теле. Мы, христиане, веруем в воскресение Иисуса Христа, как Богочеловека.

Но, допустим, ты не веришь в воскресение Христа. Какие факты можно предложить тебе по поводу предстоящего нетления тел? Эти факты существуют - нетленные мощи христианских святых. Не все святые мощи нетленные, ибо после святых могут остаться телесные останки, частично или полностью сохранившиеся нетленными, или только костные останки, также составляющие предмет почитания. Но, нетленные или чудотворящие мощи напоминают нам о предстоящем воскресении мертвых во плоти.

В христианстве телесное начало человека имеет определенную ценность, ибо Бог Христос пришел во плоти человеческой. Ценность телесного начала в христианстве является теоретическим основанием того, что именно в христианстве известно так много случаев нетления мощей святых, случаев мироточения мощей и исцеления от них верующих. От случаев естественной консервации тела мощи святых отличаются тем, что могут благоухать, источать благоухающее миро, а также чудотворить. Например, в Киево-Печерской Лавре (Святыни Киево-Печерской Лавры. Пещеры Киево-Печерской Лавры) хранятся десятки мощей святых, как обычных костных останков, так и нетленные мощи с частично сохранившимся телом. Причем тление останков вплоть до костей или, наоборот, нетление происходило в одинаковых условиях пещер. Нетленные мощи источают благоухание и подают исцеления верующим. Некоторые мощи мироточат, например в Дальних Пещерах Лавры хранятся мироточивые главы, которые, будучи сухи и непокрыты кожей, сверхъестественным образом источают благоухающее миро. Состав мира не одинаков и мироточение не одновременное. С верой помазующиеся этим миром получают исцеление от болезней. Безбожная наука пыталась исследовать феномен нетленности мощей в 1967-68, 1978-79, 1982, 1988-90 гг. Но оказалось, что значительные изменения суточной температуры в пещерах 7-9 град.С и большая относительная влажность 79-99 % крайне неблагоприятны для сохранности органических веществ, так что сохранность мощей нельзя объяснить естественными причинами. Кроме того, оказалось, что мощи обладают бактерицидными свойствами и очищают окружающий воздух. Тем более наука не смогла объяснить феномен мироточения. Она лишь констатировала факт, что миро является высокоочищенным маслом неизвестного происхождения, в котором в различной концентрации содержится белок, свойственный только живому организму. В истории Киево-Печерской Лавры известны случаи, когда сверхъестественное мироточение происходило прямо на глазах пораженных этим событием людей. Таким образом, можно сказать, что на примере останков святых Господь показывает победу над телесной смертью и разложением. Мощи святых предваряют Всеобщее Воскресение мертвых и Вечную Жизнь в нетленном теле. Мы еще поговорим подробнее о нетленных мощах святых в следующей беседе.

Настал момент подвести итог и ответить на вопрос: есть ли у нас надежда против смерти и тления? Мы отвечаем: да, такая надежда есть! Ее нам дарит христианское вероучение о втором пришествии Христа и Всеобщем Воскресении мертвых. Только воскресение мертвых избавит мир от множества тлеющих останков человеческих, от вида смерти и разложения. Тела живых и воскресших станут духовны и нетленны, и человечество предстанет на страшный суд Христов. И тогда праведные наследуют радость и жизнь вечную, а нераскаянные грешники - вечные мучения.

Атеизм не решает проблему человеческих останков. Мир атеизма есть мир без Бога, в котором не решается проблема индивидуальной смерти, мир, в котором тела наших родных и близких обезображиваются смертью и разлагаются у нас на глазах.

Но Христос победил смерть телесную, и мы веруем в Бога совершенного, всеблагого, премудрого и всемогущего, дающего нам жизнь вечную в Царствии Своем, и веруем во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, который в последний день воскресит всех нас.

Беседа 7. Нетление мощей христианских святых

В предыдущей беседе, Друг, мы говорили о неизбежности смерти тела, об ужасах разложения плоти человеческой, и о том, что наша плоть не должна вечно тлеть и разлагаться, как это происходит сейчас, но должен быть другой мировой порядок. Христианское вероучение дарит нам надежду на новый мировой порядок, согласно которому не только устраняется тление, болезнь, старение и смерть, но и будет восстановлено все истлевшее, будет воскресение мертвых. Только воскресение мертвых и будущее бессмертие действительно разрешают противоречие нашей жизни - смерть. И первым, Кто воскрес и стал бессмертен по телу человеческому, был Иисус Христос.

Но, допустим, ты не веришь в воскресение Христа. Какие факты можно предложить тебе по поводу предстоящего нетления тел?

Эти факты существуют - нетленные мощи христианских святых. Только в христианстве известно множество случаев нетления мощей святых угодников Божиих, чего нет ни в одной религии мира. Этого нет в иудаизме, хотя иудаизм признает воскресение мертвых, но иудаизм отверг Того, Кто воистину Воскрес - Христа Бога. Этого нет в мировой религии исламе, хотя и ислам признает воскресение мертвых, но ислам не признает Христа распятым и воскресшим, а ложно считает Его лишь пророком, вознесенным Аллахом живым на небеса. Этого нет и в такой мировой религии, как буддизм, ибо буддизм не знает воскресения мертвых, но учит о многократных переселениях души в разные тела, пока, наконец, душа не выпадет в нирвану. Правда, ты, Друг, можешь мне возразить: так было же недавно сообщение о нетленных мощах буддистского ламы Итыгелова! Но, во-первых, в прессе были сообщения, что тело этого ламы много лет пролежало в соли, что могло его естественно законсервировать. Во-вторых, даже, если мы допустим истинное нетление тела ламы Итыгелова и его праведную жизнь, то факт нетления скорее говорит в пользу ценности телесного начала в человеке и возможного воскресения тела, чем в пользу буддистского умаления плоти и многократного переселения души в разные тела.

Но в христианстве телесное начало человека имеет высокую ценность, выше, чем в любой другой религии, ибо Бог Христос пришел во плоти человеческой. Ни в одной религии нет исповедания уникального соединения божественной и человеческой природы, такого соединения, которое осуществил Спаситель, имея Божественный Дух и человеческие дух, душу и тело. И вот эта ценность телесного начала в христианстве является теоретическим основанием того, что именно в христианстве известно так много случаев нетления мощей святых, случаев мироточения мощей и исцеления от них верующих. От случаев естественной консервации тела мощи святых отличаются тем, что могут благоухать, источать благоухающее миро, а также чудотворить. Нетленные мощи - это залог будущего воскресения тел, полной победы над смертью и тлением. Если тело может сохраняться нетленным даже в самых неблагоприятных условиях, значит Бог силен. Бог силен не только сохранить тела, но и воскресить распавшиеся тела. И нетленные мощи святых ожидают своего славного воскресения, когда в них войдут дух и душа человеческие. А Божий Дух уже сейчас действует через эти мощи, когда они исцеляют верующих.

Поговорим о конкретных случаях обретения нетленных мощей.

Преподобный Евстратий Печерский взят был в плен половцами и потом продан еврею, который измучил его, на Пасху распял на кресте и бросил в море (1096 г.). Верующие отыскали его тело и привезли в Киев, где мощи Евстратия и поныне находятся в Антоньевых пещерах.

Гроб преподобного Сергия, преставившегося в 1391 г., найден в воде. Несмотря на пребывание во влаге 30 лет, тело святого осталось цело и светло, и даже не повредилась одежда.

Мощи Митрофана, первого епископа Воронежского, преставившегося в 1703 г., 128 лет находились во влажном черноземе и при торжественном открытии их в 1832 г. найдены совершенно нетленными.

В 1842 г. разбирали ветхий храм, в котором в склепе был погребен святой Тихон, епископ Воронежский (преставился в 1783 г.), и переносили гроб в другое место. При этом оказалось, что склеп святого от сырости обвалился, гробовая крышка была раздавлена кирпичами, гроб был близок к разрушению, а тело святителя, несмотря на 59 лет пребывания в сырости, обретено совершенно нетленным, даже облачение найдено целым.

Тело святого князя Глеба, убитого в 1015 г., лежало на берегу Днепра на открытом воздухе без всякой защиты около 5 лет и оказалось совершенно целым, белым и цветущим, когда Ярослав его мощи переносил в Вышгород. Вскоре после этого мощи святых Бориса и Глеба при бесчисленном множестве народа были выставлены и оказалось, что "по открытии рак мощей в новом храме, телеса обоих братьев были белы, как снег, и ангельские их лица сияли небесным светом; место все исполнилось благовония, как бы от обилия фимиама". Киевский митрополит Георгий, участвовавший в перенесении мощей и дотоле не совсем веривший святости и благочестию князей Бориса и Глеба, объятый ужасом, всенародно исповедовал свое заблуждение и с глубоким раскаянием молился мученикам о прощении. Он взял руку святого Глеба и облобызал ее, а потом прилагал к своим очам и сердцу и благословлял ею князей и народ.

Митрополит Киевский Макарий был зверски убит татарами и брошен в поле (1487 г.). Мощи его были привезены в Киев и до сих пор почивают в Софийском соборе.

Тело преподобного Антония Римлянина (преставился в 1147 г.) пролежало 450 лет в каменном гробе под полом, поверх земли. Его тело и одежду на нем нашли целыми и нетленными.

Великий князь Михаил Тверской был замучен в 1318 г. и погребен в Спасском монастыре. Впоследствии супруга его сына перенесла мощи князя в Тверь, и при стечении народа обнаружилось, что мощи его оказались нетленными и неповрежденными ни землей, ни при перевозке.

Мощи священномученика Автонома (преставился 313 г.) были найдены нетленными под грудой камней. Как писал один писатель 6 века об этих мощах: "Проникая иногда очами в гроб мученика, я видел святые мощи его, остававшиеся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в три дня разрушить весь состав живого существа, вот уже в продолжение 200 лет не могла уничтожить и волосы сего славного мужа; волосы его густы, лицо его бело, кожею хорошо обтянуто, усы его не повреждены, очи открыты... Во всем теле находятся в целости все составы его, так что ни от головы ничего не отпало, ни от прочих частей тела ничего не отделилось". Удивительно, что за 200 лет не истлели открытые глаза священномученика!

Некий священник Павел в житии святого Амвросия Медиоланского говорит о мощах святого Назария: "Мощи его, найденные за городом в вертограде, Амвросий перенес в церковь святых Апостолов. И мы видели во гробе, в котором лежали мощи мученика, кровь, как бы сегодня вытекшую; голова же с волосами и бородою так нетленны, что как бы сегодня положены во гроб; лицо его светло, как бы сейчас омыто; и мы такого исполнились благоухания, которое превосходит всякие ароматы".

Мощи святого Петра, митрополита Московского, преставившегося в 1326 г., находились в земле около 150 лет; в 1471 г. его мощи были перенесены в каменный гроб в соборный Успенский храм. Вскоре его каменный гроб был истреблен пожаром, а его тело осталось невредимым: "камень не выдержал силы огня, - говорит некий очевидец, - а мощи святого угодника в показание чудодейственной силы сохранились невредимыми".

В 1581 г., через 2 года после преставления, были обретены нетленными мощи преподобного Герасима, основателя Ново-Иерусалимского женского монастыря на о.Кефалонии. Поскольку католики сомневались в их нетлении, митрополит Филадельфийский Гавриил Север велел закопать их снова в землю на 8 месяцев. По прошествии 8-ми месяцев мощи были опять освидетельствованы, найдены нетленными и с честью перенесены в храм. Чудеса от святых мощей привели к тому, что патриарх Константинопольский через 40 лет внес имя Герасима в список святых Православной Церкви.

Во Владимирском кафедральном соборе находятся мощи князя Андрея Боголюбского, убитого в 1147 г. и сына его Глеба, мирно почившего незадолго до убиения отца. С момента смерти князя до 15 октября 1702 г. мощи обоих князей лежали в земле, а с указанного момента - лежат доступными для благочестивого чествования. Ни время, ни воздух, ни сырая земля не разрушили мощей. В свое время наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Антоний, живший еще в миру, сомневался в нетлении святых мощей. По его убедительной просьбе открыть ему мощи, соборный священник после трех земных поклонов перед мощами святого князя Глеба открыл их...; потом поднимал несколько раз руки угодника Божия, обнажив их по локоть. По воспоминаниям архиепископа Антония: "руки были в полном нетлении, все составы, самая кожа были целы, как у недавно умершего, только желтоватого цвета... При виде сих нетленных мощей ужас напал на меня, мороз прошел по коже... Я пламенно благодарил Бога, что Он благоволил так уверить меня в нетлении св.мощей, и просил Господа, чтобы Он не наказал меня за мое прежнее неверие".

Во Владимирском соборе почивают мощи великого князя Георгия II (Всеволодовича), убитого татарами в 1238 г. на поле брани. Ростовский епископ Кирилл нашел в куче мертвых тел обезглавленное тело князя, узнав его по княжескому платью, привез в Ростов и похоронил в храме Богоматери в каменном гробе. Глава князя была обретена позже и приложена к телу. Когда через 2 года по распоряжению брата Георгия князя Ярослава тело героя было перенесено во Владимир и положено в соборном храме, то свидетели торжественного действия увидели чудо - глава прильнула к телу так, что и следа отсечения не было на шее. В 1645 г. обретены были мощи князя Георгия нетленными и переложены в серебряную раку, на которой были высечены следующие слова: "всем зрящим бысть чудо преславно и удивления достойно, яко святая глава его совокупно прильпе к честному телеси его, якоже ни следа видети отсечения на шее его; но все составы его целы и неразлучны и доныне тако во гробе пребывают, от всех людей видимы и удивляемы". Все это лично видела и была поражена чудом императрица Еватерина II.

Святитель Спиридон Тримифунтский преставился в 348 г. Мощи этого святого по причине набега варваров из Малой Азии были перевезены в Константинополь в 7 веке. Во время завоевания Константинополя турками в 1453 г. некто грек Георгий взял мощи святителя и вместе с мощами блаженной царицы Феодоры вложил в мешки и в таком виде принес вначале в Албанию, а потом на о. Корфу. Мощи Феодоры с тех пор почивают в церкви святителя Николая, мощи же святителя Спиридона, как сокровище, хранятся у потомков грека Георгия на о. Корфу. Ученые естествоведы разных вероисповеданий и стран до сих пор приезжают на о. Корфу, чтобы исследовать нетленные мощи святителя и после своих изысканий единогласно решают, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить нетление мощей, более 1500 лет пребывающих неповрежденными. Так один ученый грек писал: "Тело святителя Спиридона и доселе составляет для физиологов предмет справедливого удивления: оно мягко и растяжимо и как бы живо, но вместе и плотно, не разложилось и не подверглось порче; выдающиеся части лица его расширяются и опять принимают свое прежнее положение, когда вынимают и полагают тело в ковчег, где оно стоит прямо для торжественного несения по городу. Ноги его четыре уже века в таком жарком климате, как Корфу, подверженные теплым и сырым испарениям, не потерпели ни малейшей перемены. Все это, как, по-видимому, ни противоречит общим законам физики, несомненно, непререкаемо и основательно дознано".

Так что оказывается, что нетление святых мощей не зависит ни от грунта, ни от климата, ни от действия физических сил.

Некоторые говорят, что тела святых иссушены долгим постом и потому, как сухие и без тучности сохраняются целыми и невредимыми. На это можно ответить, что жидкости в телах святых людей было достаточно для поддержания обмена веществ при жизни, для циркулирования крови и лимфы, которые проникали в самые мельчайшие сосуды, для испарины с целью теплообмена, иначе жизнь святых людей была бы невозможна. А значит, этой жидкости вполне могло хватить и для разложения тел, чего не наблюдается. Если взять, к примеру, египетские мумии, то из них извлекали влагу и их пропитывали различными клейкими и крепительными веществами и наглухо закладывали в пирамиды. И то, часть мумий, при извлечении на воздух, рассыпались или меняли свой вид в худшую сторону, чего не скажешь про тела святых. Есть и еще один контраргумент. Многие святые, чьи мощи сохраняются нетленными, жили среди мира и не изнуряли плоти строгим постом. А некоторые погибли насильственной смертью, имея перед этим цветущий внешний вид (с нормальным количеством жидкости в теле).

Нетленные мощи святых в советское время тайно исследовались, но современная наука до сих пор не в состоянии ответить на вопрос о нетлении мощей святых.

Не все нетленные мощи полностью сохраняются. На многих мощах видны следы частичного тления. В большинстве случаев мощи святых, как правило, мало отличаются от останков обычных людей, но лишь некоторым из них Бог даровал нетление, полное или частичное. Останки святых мы потому называем мощами, что они излучают мощь Божией силы, Божией благодати, благодати исцелений и чудотворений. Этим нетленные мощи святых отличаются от мумифицированных трупов обычных людей, тела которых попали в благоприятные для сохранности условия. Большой Московский собор 1667 г. постановил строго отличать нетленные тела не святых от нетленных мощей святых, предварительно скрупулезно исследуя вопрос о благочестивости проведенной жизни, о чудесах и исцелениях от мощей. К чудесам относят сверхъестественные события, когда истекает благоухающее миро от мощей, в том числе от голых костей, когда кто-то из неверующих внезапно вразумляется Божией силою и премудростью.

Некоторые неверующие думают, что миро подливают сами монахи или, что под миром выдают жидкость, конденсирующуюся из воздуха. Второе рассуждение сразу посчитаем невероятным, потому что на другие тела и тела обычных людей и пр. предметы никакая жидкость не конденсируется, а только на тела мироточивых святых. Так, в Киевских пещерах далеко не все мощи мироточат, но практически все находятся в одинаковых условиях пещер. А насчет первого рассуждения приведем исторический пример - случай, произошедший в 50-х годах 19 века в Киевских дальних пещерах. Один молодой инок, видя мироточение главы неизвестного святого, усомнился, хватит ли этого мира в блюде под главой для помазания богомольцев. И, недолго рассуждая, подлил в блюдо деревянного масла. На следующее утро в пещерах он увидел, что мироточивая глава вся покрылась зеленой плесенью. В страшном испуге инок доложил об увиденном блюстителю пещер. Тот догадался, что кто-то оскорбил святыню и, расспросив инока, узнал от него о добавлении деревянного масла. Тогда блюститель пещер распорядился немедленно омыть мироточивую главу и блюдо теплой водой и насухо вытереть полотенцем. Вскоре мироточивая глава опять источила свежее миро на блюдо, которого вполне достаточно оказалось для богомольцев.

Когда Богу становится угодно явить нетленные мощи святого, творятся различного рода чудеса: исцеления, связанные с молитвенным призыванием имени этого почившего праведника; явление усопшего праведника живым христианам во сне или наяву с повелением открыть нетленное тело; распространение над могилой праведника необычного благоухания. И только после протоколирования этих чудес, комиссия, назначенная Церковью, производит вскрытие могилы с мощами в присутствии народа. Церковь весьма осторожна в вопросе канонизации праведника, даже, если обнаружены его нетленные мощи. В настоящее время известны имена благочестивых усопших мужей, тела которых сияют нетлением, но которые Церковью не причислены к лику святых.

Порой святые мощи дивно охраняются Богом от наводнений, пожаров и набегов иноверцев. Такое не раз случалось в истории Церкви. Но были случаи и противоположного рода, например, при взятии Константинополя турками. Тогда некоторые мощи были преданы огню, а некоторые брошены в воду. Что на это можно сказать? Можно ответить лишь то, что по грехам человеческим нередко народ лишался своих святынь. Такое не раз случалось в истории с еврейским народом, как то свидетельствуют исторические книги Ветхого Завета, когда ковчег завета попадал в руки неверных, когда Иерусалимский храм был разрушен и т.п...

И в заключение скажу следующее. Дорогой Друг, давай вместе задумаемся о смерти, о быстром разложении человеческих тел и о нетленных мощах святых, веками почивающих в различных физических и климатических условиях земли. Вспомним о Христе, победившем смерть и тление, о Христе воскресшем. Значит, Бог все-таки есть! И значит, будет Всеобщее Воскресение мертвых.

Литература

1 Апологетические беседы: Бог есть Дух. Из книги "Архиепископ Нафанаил (Львов). Ключ к сокровищнице. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006".

2 Подсознательная вера научных работников. Из книги "Архиепископ Нафанаил (Львов). Ключ к сокровищнице. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006".

3 Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли. Том 10. Изд-е Московской духовной академии и Введенской оптиной пустыни, 2008. - 576 с.

4 Митрополит Сурожский Антоний. Брак и семья. Украинская православная церковь, Полтавская епархия, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2007. - 304 с.

5 Святыни Киево-Печерской Лавры. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев, 2007; Пещеры Киево-Печерской Лавры. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев, 2006.

6 Православие. Чудеса истинные и ложные. - Николаев: Лiтопис, 2009. - 368 с.

7 Философский энциклопедический словарь, 2-е изд., М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.

8 Настольная книга атеиста, 7-е изд., М.: Издательство политической литературы, 1983. - 448 с.

9 Ефремов Андрей Николаевич. О письме солдата http://zhurnal.lib.ru/e/efremow_a_n/

Конец, и Богу слава!


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"