Аннотация: Если тебе, Друг, размышление над первой книгой "Дружеских бесед..." не показалось излишней тратой времени, то давай продолжим. Настал черед обсудить более тонкие стороны нашего вопроса, и оценить некоторые аргументы мировой философской мысли. Погрузиться в глубины умозрения. Во второй книге предлагаю обсудить: 1) космологический аргумент в пользу бытия Божия; 2) телеологический аргумент в пользу существования Бога; 3) онтологический аргумент в пользу Бога. Сухие термины философии не должны тебя смущать, за ними ты обнаружишь избыток содержания, которое ждет осмысления и работы твоего пытливого ума и твоего, надеюсь, не остывшего сердца
ДРУЖЕСКИЕ БЕСЕДЫ С АТЕИСТАМИ. КНИГА ВТОРАЯ
В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск
Введение
Я не хочу утверждать - ни моим неверующим друзьям, ни моим братьям по вере, ни кому-либо из читателей, что можно логически неопровержимо доказать бытие и активное воздействие на мир Господа Бога. Попечение Его о человеке. Это вряд ли возможно. Притом, никто не сможет доказать и обратное - отсутствие Бога. Но я хочу, чтобы ты, Друг, оценил всю глубину и убедительность (или неубедительность?) трех известнейших аргументов в пользу Бога. И это лишь часть философских аргументов. Обещаю только одну вещь: буду стараться держаться искренности и честности.
Может ли современный образованный человек верить в Бога? Не доказывает ли наука, в частности, естествознание, что Бог не существует? Эти и подобные им вопросы не утратили актуальности, потому что практически любой человек в поисках смысла жизни иногда вопрошает о Боге, а ответом ему часто приходится слышать заявления неверующих, сделанные через средства массовой информации и печать, что современная наука опровергает бытие Бога.
Совсем недавно известный советский и российский физик Сергей Капица (ныне почивший), академик, телеведущий научно-популярной программы "Очевидное-невероятное", главный редактор журнала "В мире науки" в одном из интервью заявил, что он не верит в Бога, и что богом для него является наука, и что большинство ученых, Нобелевских лауреатов в Бога не верят. Казалось бы, из этого вытекает следствие, что чем образованнее человек, чем больше он вникает в устройство вселенной и чем успешнее он разрабатывает научные концепции, тем меньше для него вероятность признать бытие Бога, тем отчетливее его разум доказывает, что Бога нет. Но вот также недавно другой, не менее известный американский физик, лауреат Нобелевской премии Вильям Филипс заявил практически прямо противоположное, что он верит в Бога, Который сотворил мир, и что, беседуя с учеными на тему о Боге, он выявил, что большинство ученых серьезно относятся к Библии. Так как же? Веруют ли ученые в Бога?
Мы не обладаем сколько-нибудь исчерпывающей статистикой на этот счет, хотя академик В.Гинзбург (ныне почивший) и приводил некоторые примеры опросов среди ученых о предмете веры, но в приложении сделана подборка высказываний крупнейших ученых прошлого и современности о своей вере в Бога. Причем подбирались, в основном, высказывания, где звучало, что именно причинность, упорядоченность, гармония и красота, царящие во вселенной, побудили их веровать, что причиной всему является Бог. Ясно, что этот перечень далеко не полный. Но те великие имена верующих ученых, которые читатель встретит, наверняка заставят задуматься атеистов. Да, ученые веровали в Бога по-разному. Так, христианами были такие выдающиеся ученые, как Исаак Ньютон, Михайло Ломоносов, Майкл Фарадей, Леонард Эйлер, Николай Пирогов, Макс Планк, Николай и Сергей Вавиловы. Они веровали в Бога Творца, Бога - разумного Духа. Другие отождествляли Бога и природу, были верующими пантеистами, например Альберт Эйнштейн. Но они так или иначе признавали наличие разумного Начала, ответственного за причинность и упорядоченность в мире, и испытывали религиозные чувства. И пусть сухие цифры некоторых опросов среди ученых говорят в пользу того, что большинство их них в наше время в Бога не веруют, но количество далеко не всегда "весит" и значит больше, чем качество. А качество - в глубине религиозного чувства, в тайне веры.
За время культурной истории человечества научная и философская мысль сформулировали несколько сильных аргументов в пользу бытия Бога. В прошлом времени эти аргументы даже многими воспринимались, как доказательства существования Бога. Сейчас такого мнения придерживаются немногие. Я, например, считаю, что доказать логически бытие Бога невозможно, но также невозможно и логически опровергнуть Его бытие. А аргументы в пользу Бога имеют не доказательную силу, но способность убеждать. Эти аргументы делают весьма вероятной мысль, что Бог все-таки существует. Но кроме разума, человек еще наделен чувствами и интуицией. И они играют существенную роль в постижении реальной действительности. Интуиция и чувство многих ученых мужей говорили в пользу бытия Божия.
Чтобы быть более конкретными, сначала приведем два аргумента в пользу бытия Бога: космологический и телеологический. И попытаемся оценить их. Для этого нужно максимально задействовать силы своей души - разум и чувства (и интуицию). Ведь, как говорил выдающийся русский философ Иван Ильин, каждый человек рожден с разной способностью ощущать бытие Божие: кто-то чувствует Его присутствие непосредственно и отчетливо; кто-то временами чувствует Бога, а временами нет; и есть много таких, которые практически Его не ощущают, потому упорно не веруют. Но задача каждого человека - максимально развивать в себе чувство Божия присутствия. И на этом пути разум и чувства, голова и сердце должны гармонично взаимодействовать и дополнять друг друга.
Итак, космологический аргумент, впервые высказанный еще древнегреческим философом Платоном. Суть его состоит вот в чем. В мире присутствует причинность, как всеобщий закон бытия. Каждому событию предшествует причина (полностью детерминирующая или случайно-статистическая). Каждая причина, в свою очередь, является следствием другой причины. Причем ничто не самобытно, так как имеет причину своего бытия вне себя. Поэтому и весь мир, вся вселенная тоже не самобытны, но должны иметь первопричину своего бытия вне себя. Что же это за первопричина? Это может быть лишь некое Сверхбытие, которое самобытно, ничем не обусловлено, существует вечно и является причиной Самого Себя. Это Сверхбытие и есть Бог. Бог является Архитектором, Художником, Строителем мира.
Христиане веруют, что Бог есть Дух, разумная Личность, существующая вне пределов этого мира и сотворившая вселенную. Так думал и так веровал, например, Исаак Ньютон и др. ученые-христиане. Если же ты возразишь, что мир может быть вечным и сам по себе, то я тебе отвечу: тогда мир и является первопричиной самого себя и совпадает с Богом. Такое верование в Бога называют пантеизмом. В любом случае Бог - Первопричина мира, Нечто или Некто, Сверхбытие, стоящее у истоков мира.
Телеологический аргумент дополняет и развивает предыдущий. Суть аргумента в том, что в мире наблюдаются гармоничность его устройства, закономерность, свидетельствующие о целесообразности, разумности причины, стоящей у истоков мира, т.е. разумности Первопричины. Значит, Бог обладает разумом. Именно закономерность и гармония, наблюдаемые во вселенной, наводили и наводят ученых-естествоиспытателей на мысль о существовании разумного Бога Творца. Физики и математики, например, и возможно генетики, продвинулись дальше всех в признании гармоничности и закономерности в мире. Они столкнулись и постоянно сталкиваются с математичностью и красотой законов природы. Эта математичность и красота говорят в пользу того, что Бог построил этот мир в соответствии с разумным замыслом, согласно Своим божественным идеям.
В христианстве нашло дальнейшее развитие учение древнегреческого философа Платона о божественных идеях, которые были основанием сотворения мира. А если ты возразишь, что материя вселенной сама способна к самоорганизации и созданию гармоничных, упорядоченных форм, то я тебе отвечу: в таком случае нужно признать наличие разумных идей у самой материи, согласно которым она упорядочивается, т.е. нужно отождествить материю и Бога и прийти, опять же, к пантеизму Альберта Эйнштейна.
Итак, Друг, ты ознакомился с двумя важными аргументами в пользу бытия Бога. Эти аргументы делают весьма вероятной мысль о бытии Бога, как Бога-Природы пантеистов или как Бога, Который вне природы, Бога Духа, Бога Личности, в Которого веруют христиане. Но у христиан есть божественное Откровение, в котором Бог Сам раскрывает Себя человеку, чего не скажешь о пантеистах. Не все человечество, конечно, готово согласиться с такими выводами из космологического и телеологического аргументов, приведенных выше. Например, в некоторых религиозно-философских системах Востока эти аргументы практически игнорируются, поскольку считается, что физический космос - иллюзия, а не реальная упорядоченная система. Думается, что для европейского мышления такой поворот мысли вряд ли приемлем. Иначе европейская мысль не породила бы мощную науку и технологии, а Восток в этом существенно отстает.
Но и на Западе были сильные противники аргументов, основанных на упорядоченности вселенной. Так, в 18-ом веке Д.Дидро, который вначале сам же предложил обратить взор на наличие сложных упорядоченных структур в мире и видеть за этим Создателя, вскоре в "Письме о слепых..." высказал контраргумент устами слепорожденного мыслителя-математика - жертвы отсутствия порядка: мир - это сложное образование, подверженное бурным переменам, говорящим о постоянной тенденции к разрушению, мир - это быстрая смена живых существ, которые сталкиваются друг с другом и исчезают, мир - это мимолетная симметрия и быстротечный порядок. Достаточно законов материи для определения той упорядоченности, что мы наблюдаем, а Создатель не нужен. Что можно возразить Дидро? Ведь в мире, и в самом деле, гармония и дисгармония сосуществуют, созидание порядка и его разрушение сменяют друг друга, как соседствуют рядом красота и уродство. Указывая на упорядоченность вселенной, нельзя игнорировать проявления ее неупорядоченности и несовершенства. И здесь многое зависит от того, какой 'вес' каждый из нас придает двум полярным свойствам окружающего мира. Кто-то видит в полупустом стакане с водой - стакан, наполненный на половину водой. В гармоничном, но ущербном мире можно видеть постоянную склонность к разрушению и уродству, а можно - постоянный рост к созиданию совершенного и прекрасного. Например, божественное Откровение христиан утверждает, что сотворенный Богом мир вначале был совершенным и прекрасным, но после грехопадения человека мир потерпел некоторую порчу, и в нем возникли разрушительные силы и стремление к деградации. Этим и объясняется сочетание во вселенной противоположных тенденций, упорядоченности и хаотичности.
Эта беседа была краткой, и мои аргументы могли показаться тебе формальными. Я не буду прибегать к приемам красноречия, но предоставлю слово крупнейшим ученым прошлого и современности, которые смогли оценить всю глубину двух указанных аргументов в пользу бытия Бога. Это подскажет и ответ на вопрос: действительно ли наука, в частности, естествознание, доказывает, что Бог не существует? См. Приложение.
Беседа 9. Онтологический аргумент
Рано или поздно человеку может стать очевидной мысль, что весь материальный мир с его неопровержимой реальностью является реальным лишь настолько, насколько человеческий дух осознает его таковым. Материальное ощущается, воспринимается и познается реальным лишь через нематериальный дух человеческий. И этот свой, родной человеку дух, который нематериален, и его мысль, нематериальная, невидимая, являются вполне реальными, даже, может быть более реальными, чем вся внешняя для человека материя. И отсюда может быть признана высшая ценность человеческого духа, души человеческой, по сравнению со всем внешним материальным миром, ибо, как учил Христос: "...какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф. 16: 26).
В мире видимых вещей человек ориентируется благодаря своему духу, своим мыслям, чувствам, совести. И этот дух во всем своем опыте тянется к бесконечности, к бесконечности в знании, в жизни, в любви... Он желает преодолеть временность, конечность, ограниченность. Как пишет преподобный Иустин Попович: "В конце концов, во всех культурах и цивилизациях все муки человеческого духа сливаются в единое гигантское усилие: преодолеть смерть и смертность и обеспечить бессмертие и жизнь вечную, обеспечить любой ценой". Но откуда тогда это стремление духа человеческого "к бесконечности во всех направлениях"? Ведь не слабые же люди выразили ясно это стремление, не те, кому это можно навязать извне, но вполне глубокие и самостоятельные мыслители. Вопрос бесконечности и стремления к ней у самостоятельных мыслителей разработан до самой сложнейшей проблематики...
Все это говорит в пользу того, что в самой природе духа человеческого заложено стремление к бесконечности. Прп. Иустин Попович пишет: "Природа самого познания тянется к бесконечному знанию, природа самого ощущения тянется к бесконечности ощущения, природа самой жизни тянется к бесконечной жизни. Весь дух человеческий и через познание, и через ощущение, и через волю, и через жизнь желает быть бесконечным, а значит бессмертным. Жажда бесконечности, жажда бессмертия - исконная, метафизическая жажда духа человеческого. Она гнала дух человеческий к бесконечности, к бессмертию через разнообразные религии, философии, науки, муки и подвиги". Могла ли материальная природа вложить в человека это стремление к бесконечности? Природа изменчивая, ограниченная, не имеющая ни в чем такого стремления? Может быть, кому-нибудь покажется, что стремление к жизни, заложенное в природе - вот откуда могла быть заимствована идея бесконечности; например, когда зеленый росток упорно прорастает из сломанного ствола, наперекор смерти дерева, или из молодого пня. Но нужно заметить, что эта сила жизни ростка проявляется лишь в дереве, полном еще сил, но очень старые пни уже не прорастают, их жизненная сила исчерпана. Так что природа не демонстрирует вечной жизни в смысле вечности индивидуальной, но показывает лишь долговечность жизни родовой, реализуемой через смерть и смену поколений. В то же время человек стремится к вечности индивидуальной, к вечной жизни своей личности. И это стремление не могло быть подсказано человеку его материальным ограниченным телом, стареющим, болеющим и умирающим. Это стремление имеет исток внутри духа человеческого. Это стремление - в сущности самого духа человеческого.
Преподобный Иустин (Попович). Взято с инета
Созданный по образу Божиему, человек обнаруживает это стремление к бесконечности. Прп. Иустин Попович пишет: "Для боголикой души [духа] естественно тянуться к Богу как своему оригиналу. Это не априорное заключение, а совершенно апостериорное, так как всецелый опыт рода человеческого свидетельствует об этой мощной и таинственной тяге духа человеческого к бесконечности, к бессмертию, к вечной жизни, на этом или на том свете. Если, опираясь на всецелый опыт рода человеческого, мы сведем человека к его основным праэлементам, то наверняка обнаружим эту тягу к бессмертию как самый основной праэлемент, на котором покоится и благодаря которому онтологически может состояться человек. Создав человека по образу Своему, Бог тем самым разлил по его существу тягу к божественной бесконечности жизни, к божественной бесконечности познания, к божественной бесконечности совершенства. Поэтому эта алчущая тяга существа человеческого не может полностью удовлетвориться и насытиться ничем, кроме Бога. Объявляя божественное совершенство главной целью человеческого существования в мире, Господь Христос ответил на основное желание и потребность боголикого и богоустремленного человеческого существа...": "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5: 48). Т.е. цель человеческой жизни - Бог со всеми Своими божественными совершенствами.
Остановимся пока здесь на мысли, что дух человека стремится к бесконечному совершенству. Философски-богословская мысль Западной Церкви в свое время сформулировала так называемый онтологическийаргумент в пользу бытия Божия, который на Западе впервые высказал схоласт Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.), канонизированный Католической Церковью. Основная логика этого аргумента такова: если в нашем сознании есть понятие о Существе всесовершенном, то такое Существо и должно существовать, поскольку, не имея признака Своего бытия, Оно не было бы всесовершенным. Или, иначе понимая, всесовершенное Существо обязательно должно даровать человеку понятие о Себе, признак Своего бытия. Но встает вопрос: может ли понятие о всесовершенном Существе родиться в сознании человека от каких-то мирских источников, не от Самого Бога? По мнению Ансельма, идея Бога как Существа всесовершенного и вечного не могла произойти ни от впечатлений внешнего мира, ни как результат чисто мыслительной деятельности человека. Значит, источник этой идеи принадлежит Самому Богу.
Выдающийся ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.) добавил к этому аргументу довод о том, что Бог должен существовать, поскольку в понятии о Нем не содержится внутренних противоречий. Так логически, схоластически двигалась западная мысль.
Для меня же ближе и сердцу и уму рассуждения прп. Иустина Поповича, через которого можно рассматривать онтологический аргумент по-восточному, по-православному. Через сокровищницу мысли Восточной Православной Церкви, мысли, проявляющейся через ее святых сыновей.
Ансельм Кентерберийский. Взято с инета
Сущность онтологического аргумента скорее в стремлении духа человеческого к совершенству, к беспредельному совершенству, жажда Бога, не удовлетворяемая ничем и никем, но только Самим Богом. Значит, Бог должен существовать. Более того, как сейчас мы увидим, этот Бог должен существовать так, что возможен синтез Божиего и человеческого.
Человек не только стремится к Богу, но и сам боголик; боголикость есть сущность человеческого существа. Человек изначально был боголик, но, согрешив, отпал от Бога. Он восстал против боголикости своего собственного существа, оставил Бога и устремился к материи внешнего мира, к своему преимущественно плотскому существованию, к ценностям земным, к светскому гуманизму. Но даже в светском гуманизме проявляет свое действие образ Божий в человеке. Это выражено в стремлении к бесконечному прогрессу (в земном, техническом, социальном смысле), к тому же бесконечному знанию (хотя и знанию без Бога), к бесконечному совершенствованию (хотя и совершенствованию без Бога) и даже к бесконечному существованию - в своих детях, делах, творчестве, в памяти потомков. В этой гуманистической ностальгии по бесконечному человек на самом деле вопиет о Богочеловеке, о Боге в себе, в своем существе. Поэтому появление Богочеловека Христа в этом мире естественно, логично, необходимо. Как пишет прп. Иустин Попович: "Ведь только Богочеловек полностью отстраняет все муки духа человеческого, болеющего и обезбоженного гуманизмом. Он единый утоляет всю жажду боголикого существа человеческого: и жажду бесконечной жизни, и жажду бесконечной правды, и жажду бесконечной истины, и жажду бесконечного добра, и жажду вообще всех божественных бесконечностей. Самые существенные онтологические желания и потребности человеческого существа раз и навсегда получают свое удовлетворение только в одном - в личности Богочеловека Христа. Ибо на все желания и потребности человеческого духа, которые относятся к миру горнему, Богочеловек отвечает Богом по-человечески, а на все желания и потребности духа человеческого, которые относятся к миру около человека и под ним, Он отвечает человеком по-Божиему. Богочеловек освобождает потенциал богочеловечества в человеческом существе, связанный тиранией богоборческого гуманизма, и дает людям силу реализовать себя в своей бессмертной полноте. Человек, ведомый Богочеловеком, все измеряет Богом и в этом загадочном мире живет Богом; таким образом он достигает идеального совершенства и представляет собою идеальный синтез Божиего и человеческого, духовного и материального, посюстороннего и потустороннего".
Богочеловек Иисус Христос самым совершенным, точным, логическим и естественным образом решил проблему Бога и человека тем, что реально показал в Себе и Бога и человека: Бога, как абсолютную Истину, абсолютное Добро и абсолютную Любовь, а также абсолютную Справедливость; человека, как безгрешного человека, бессмертного и совершенного. Когда Христос вопросил Своих врагов: "Кто из вас обличит Меня в неправде?" (Ин. 8: 46), то никто не посмел осудить Его, никто не мог указать Ему на Его грех, ибо не было греха в Нем. Воплощением Бога Слова в человеческой природе вошла в человечество Божественная Премудрость, Божественный Ум: "...и Слово было Бог" (Ин. 1: 1), "И Слово стало плотию" (Ин. 1: 14). Христос показал в Себе синтез Божиего и человеческого, сверхъестественного и естественного, идеального и реального, в Нем сохранена гармония божественного и человеческого, автономия Бога и автономия человека. Только Христос мог о Себе искренне и точно сказать: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14: 6). И если вернуться к сущности нашего вопроса о жажде бесконечности - бесконечной жизни и бесконечного совершенства, то именно Богочеловек решил эту проблему, и только Он. Больше никто в истории существования человечества не умер и не воскрес после этого для вечной жизни в преображенном бессмертном теле. Только Христос - реальный владыка смерти. Только Он мог по праву сказать: "Я есмь воскресение и жизнь" (Ин. 11: 25).
Если бы Христос был не воплощенный Бог, то имел ли Он право говорить о Себе такие слова? Нет, не имел! Ведь никто из мировых Пророков Божиих и Учителей человечества никогда не говорил о себе таких слов, ибо они осознавали, что Бог бесконечно совершеннее их, что они - ограниченные люди, у которых есть свои грехи, свои недостатки. Но Христос, Который хотя и говорил, что Бог Отец более Него, Сына, тем не менее говорил и то, что Он - Христос - "от начала Сущий" (Ин. 8: 25), но ведь только Бог учил о Себе, говоря: "Я есмь Сущий" (Исх. 3: 14). Христос говорил: "Я и Отец - одно" (Ин. 10: 30), но таких слов о себе не говорил ни один из пророков Божиих. Они лишь свидетельствовали о себе, что посланы Богом, но никак не составляют с Богом единства, единосущия. И они признавали свои грехи, каялись в них, но никто не смел прямо вопрошать людей, более того, своих врагов: "Кто из вас обличит Меня в неправде?". Может быть среди Учителей человечества особняком стоит Будда, который тоже не ведал за собой изъяна, но Будда не верил в существование единого бессмертного Бога и, по крайней мере, не отрицал своей телесной смертности. Более того, Будда состарился и телесно умер, и его тело было кремировано, и пепел хранился или до сих пор хранится в буддистских ступах, а гроб Христов пуст, тело Христа воскрешено, соединено с Богом и находится одесную небесного Отца...
Если бы Христос не был воплощенным Богом, то сохранился бы бесконечный разрыв между Богом и человеком, бесконечная пропасть между Творцом и тварью. Ибо Бог - бесконечен, бессмертен и всесовершенен, а человек конечен, ограничен, смертен и имеет недостатки, а между бесконечностью и конечной величиной - бесконечная разница. Но именно Богочеловек Христос соединяет бесконечного Творца с конечной тварью. Если бы Христос не был воплощенным Богом, то у человека, образа Божия, не было бы надежды стать Божиим подобием, стать богом по благодати - достичь обожения. Ведь тогда человек смог лишь немного стать лучше, немного добрее и праведнее, оставаясь по сути конечной величиной в своем совершенстве, а значит, по-прежнему, бесконечно отстоя от бесконечно совершенного Бога, не достигая обожения, бытия Божия по благодати.
Вот каков онтологический аргумент в пользу бытия Божия, более того, в пользу Богочеловека Иисуса Христа. Решай сам, Друг: принимает твоя душа этот аргумент или нет? Думай: что означает тоска твоего духа по бесконечности, по бесконечному совершенству? Есть ли для этого объективное основание?
Литература
1 Чернышев. В.М. Религиоведение. Под ред. проф. Матвеева А.А. Киев: Общество любителей православной литературы, изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2009. - 336 с.
2 Фомин А.В. Составитель. Доказательства существования Бога. М.: Новая мысль, 2008. - 506 с.
Фомин А. В. Доказательства существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворения мира.
4 Преподобный Иустин (Попович). Философские пропасти. - 2-е изд., испр. - Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2005. - 288 с.
5 В.Ю.Скосарь. Космическое религиозное чувство Альберта Эйнштейна (на сайте автора).
ПРИЛОЖЕНИЕ
СВИДЕТЕЛЬСТВА КРУПНЕЙШИХ УЧЕНЫХ О ВЕРЕ В БОГА ТВОРЦА МИРА, БОГА, КОТОРЫЙ СТОИТ ЗА ПРИЧИННОСТЬЮ, УПОРЯДОЧЕННОСТЬЮ, ГАРМОНИЕЙ И КРАСОТОЙ В МИРЕ
1 Свидетельства крупнейших ученых, живших в прошлые века.
ИоганнКеплер (1571-1630 гг.),выдающийся немецкий астроном, оптик, математик, автор знаменитых 3-х законов Кеплера, был глубоко убежденным христианином. Он считал, что закончил труд своей жизни, если смог поведать людям математическую гармонию мира и славу Божиих творений, дальнейшее познание которых еще предстоит в будущем.
Галилео Галилей (1564-1642 гг.), выдающийся итальянский ученый-физик, астроном и механик, первооткрыватель законов инерции и свободного падения тел, изобретатель телескопа, открывший горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, говорил: "В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания".
Исаак Ньютон (1643-1727 гг.), великий английский физик и математик, основатель классической физики, был глубоко убежденным христианином, занимался богословием, говорил: "Чудесное устройство космоса и гармония в нем, могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего Существа. Вот - мое первое и последнее слово". И еще: "Небесный Владыка управляет всем миром, но не как душа его, а как Властитель Вселенной. Вследствие Его верховной власти мы называем Его верховным Богом. Он правит всем миром, тем, что есть, и тем, что может быть. Он всегда и везде Тот же Единый Бог. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся пред Ним по причине Его беспредельной власти. Бог же без верховной власти, без провидения и без цели в своих творениях был бы ничем иным, как роком или природой. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и все это соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа самобытного". Он также писал, что анатомия и свойства живых организмов свидетельствуют о том, что они произведены мудростью и искусством могущественного, вечно живого Бога.
"Много лет назад жил сэр Исаак Ньютон, и у него дома была точная модель нашей солнечной системы в миниатюре. В центре ее был расположен огромный золотой шар - Солнце, а вокруг него на осях разной длины вращались шары меньшего размера. Они представляли Меркурий, Венеру, Землю, Марс и другие планеты, и были соединены между собою крепле-- ниями и шнурами так, что могли синхронно двигаться вокруг "солнца". Однажды Ньютон изучал свою модель, и как раз в это время к нему заглянул друг, который не верил в библейскую концепцию творения. Восхищенно глядя на механизм и наблюдая за ученым, заставляющим небесные тела двигаться по своим орбитам, этот человек воскликнул: "Боже мой, Ньютон, что за изумительная вещь! Кто ее тебе сделал?". Сэр Исаак ответил, не глядя: "Никто". "Никто?" - переспросил друг. "Вот именно! Никто! Все эти крепления и шнуры, и детали просто случайно встретились вместе, и, о чудо, стали совершенно синхронно вращаться и встали на свои орбиты". Атеист все сразу понял! Глупо предполагать, что модель образовалась сама собой. Но еще меньше смысла в теории о том, что Земля и вся Вселенная появились случайно" (Р.В.Дехан).
Исаак Ньютон. Взято с инета
ВильгельмГотфрид Лейбниц (1646-1716 гг.), выдающийся немецкий философ, математик, языковед, писал, что Бог служит основанием всякого бытия.
БлезПаскаль (1623-1662 гг.), выдающийся французский математик и физик, религиозный мыслитель, был глубоко верующим христианином. Он писал, что Бог является не только Творцом геометрических истин и системы материальных элементов, но и влияет на жизнь людей и дарует душе человеческой утешение. Он также говорил: "Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему - люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его - эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его - это люди разумные, но еще несчастны".
Михайло Ломоносов (1711-1765 гг.), великий русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной науки и естествознания, писал:"Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие; в другой - Свою волю. Первая - видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга - Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению", и в другом месте: "Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога", и "не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию".
Карл Линней (1707-1778 гг.), выдающийся шведский естествоиспытатель, автор ныне используемого в биологии метода формирования научного названия для каждого из живых видов, писал: "Вечный, беспредельный, всеведущий и всемогущий Бог прошел мимо меня. Я не видал Его лицом к лицу; но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Явидел след Божий в Его творении; и везде, даже в самых мелких незаметных Его произведениях - что за сила! Что за мудрость! Что за неизреченное совершенство! Я наблюдал, как одушевленные существа, стоя на высшей ступени, связаны с царством растений, а растения, в свою очередь, с минералами, которые находятся в недрах земного шара, и как этот самый шар земной тяготеет к солнцу и в неизменном порядке обращается вокруг него, получая от него жизнь. Я видел, как солнце и все другие: звезды, вся солнечная система, бесконечное звездное небо движется в пространстве, поддерживается к пустоте, по воле непостижимого первоначального двигателя, Существа существ, Причины причин, правителя и хранителя мира, Господа и Создателя всякого творения..." и далее: "Все вещи носят на себе печать божественной мудрости и силы, в нихзаключается наше благо и источник нашего счастья. В пользе, какую они нам приносят, я вижу благость их Творца, и красота показывает Его мудрость, а их гармония - продолжение их существования, их точные размеры и неисчерпаемая производительность показывают могущество этого великого Бога! Не это ли вы называете провидением? Да, это и есть провидение, им только и объясняется устройство мира. Итак, справедливо верить, что есть Бог, существо беспредельное, вечное, ни от кого не происходящее, не сотворенное, без которого ничего не существует, которое создало и устроило мир. Онневидим для наших глаз, которые наполняет лучами своего света, мы только мысленно постигаем Его, и Его величие таится в глубоком святилище нашего духа".
Вильям Гершель (1738-1822 гг.), известный английский астроном, основоположник звездной астрономии, говорил: "Чем более раздвигается область науки, тем более является доказательств существования Вечного Творческого и Всемогущего Разума".
Хэмфри Дэви (1778-1829 гг.), известный английский физик, химик, президент Лондонского Королевского общества (в его честь Лондонское Королевское общество учредило награду для учёных - медаль Дэви), говорил: "До тошноты наслушавшись в лекционных залах речей физиологов-эволюционистов о постепенном развитии материи до степени одушевления собственной силой и даже о развитии ее до степени разумного существа, я, бывало, уходил в зеленые поля и рощи по берегу реки - к природе, безмолвно обращавшей мое сердце к Богу; я видел во всех силах орудия Божества... Новые идеи и бесконечные надежды тогда возникали в душе моей, и я чувствовал жажду бессмертия. Эти настроения обычно, конечно, относят к области поэзии, но я думаю, что они заключают в себе здоровое философское основание для веры в бессмертие".
Роберт Броун (1773-1858 гг.), известный английский ботаник, сделавший немало работ в области строения растений, но в историю науки вошедший благодаря открытию броуновского движения, писал: "Познание Бога в мире - это первое движение ума, пробуждающегося от житейской суеты".
Иоганн Берцелиус (1779-1843 гг.), известный шведский химик, говорил: "Вся органическая природа свидетельствует о существовании мудрой цели и является продуктом высшего разума... Таким образом, человек призван рассматривать свою высшую способность - способность мысли - в соответствии с Существом, которому он обязан своим существованием".
Чарлз Лайель (1797-1875 гг.), известный английский естествоиспытатель и геолог, писал:"Вкаком бы направлении мы ни производили свои исследования, повсюду мы открываем яснейшие доказательства творческого Высшего Ума и действия Премудрого Промысла Божия в природе".
Ампер Андре Мари (1775 - 1836 гг.), известный французский физик и математик, один из основателей электродинамики, выявивший тесную связь электрических и магнитных явлений и открывший закон Ампера,говорил: "В природе мы можем наблюдать дела Творца и от них возвышаться познанием к Творцу" и еще: "Самое убедительное доказательство бытия Бога - это гармония средств, при помощи которой поддерживается порядок в универсуме, благодаря этому порядку живые существа находят в своем организме все необходимое для развития и размножения своих и духовных способностей".
Майкл Фарадей (1791-1867 гг.), выдающийся английский физик, химик и физико-химик, основоположник учения об электромагнитном поле, член Лондонского королевского общества, открывший закон электромагнитной индукции, читая Библию, сказал: "Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудеснейшую книгу Откровения?"
Генрих Иоганн Мэдлер (1794-1874 гг.), известный немецкий астроном, создатель первой карты Луны, говорил: "Серьезный естествоиспытатель не может отрицать, что Бог существует. Тот, кто так глубоко заглянул в мастерскую Бога, кто мог в такой степени восхититься Божьей мудростью, не может не преклонить колени перед этим высшим Духом" и еще: "Кто ничего кроме случая не хочет видеть в этой гармонии, обнаруживающейся с такою очевидностью в строении звездного неба, тот должен этому случаю приписать Божественную мудрость. Истинный ученый не может быть неверующим, так как естественные законы и законы Бога - это одно и то же".
Христиан Эрстед (1777-1851 гг.), известный датский учёный, физик, исследователь явлений электромагнетизма, почетный член Петербургской АН, писал: "Всякое основательное знание природы ведет к познанию Бога. Все бытие есть сплошное творение Бога, всюду отпечатлевшее на себе бесконечно совершенный, неизменяемый Его разум. В нашем сознании это непрерывное действие Божественного разума и его вечное тождество с Собою делается законами природы. Достоверные знания о мироздании (а не догадки, предположения, гипотезы) не могут противоречить христианству. Даже если бы наука доказала осмысленное устройство Вселенной, которая произошла от случайного соединения разных космических частиц, газопылевого облака, неустроенного первовещества (ибо опять же вопрос - откуда появились эти частицы, пылинки, первовещество?), то и тогда следовало бы признание Бога-Творца. Ибо сам по себе хаос не может прийти в порядок, бессмыслица - обрести смысл, неразумное - произвести разум, слепая случайность - произвести, например, такой изумительный орган человека, как глаз".
Огюстен Луи Коши (1789-1857 гг.), великий французский математик, член Парижской академии наук, один из числа самых крупных математиков мира,внесший большой вклад в теорию аналитических функций, теорию дифференциальных уравнений, математическую физику, теорию чисел, геометрию, автор классических курсов математического анализа, был христианином и веровал, что гармоничное устройство мира обязано Творцу. Он писал: "Я - христианин, т. е. верую в Божество Иисуса Христа, как иТихо де Браге, Коперник, Декарт, Ньютон, Ферма, Лейбниц, Паскаль, Гримальди, Эйлер и другие; как все великие астрономы, физики иматематики прошлых веков".
Леонард Эйлер (1707-1783 гг.), выдающийсяроссийский, немецкий и швейцарский математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, был христианином и считал, что мировой порядок обусловлен Богом-Творцом. Он говорил: "Библия ничего не теряет от возражения неверующих, так же, как и геометрия, по отношению к которой тоже встречаются возражения. Если есть охотники возражать даже против геометрии, то по какому же праву неверующие могут требовать, чтобы мы отвергли тотчас и совсем Св. Писание вследствие возражений против него, которые притом чаще далеко не так важны, как те, которые делаются против геометрии".
Леонард Эйлер. Взято с инета
Карл Гаусс (1777-1855 гг.), великий немецкий математик, астроном и физик, считается одним из величайших математиков всех времён, "королём математиков", верил, что за порядком в мире стоит Бог: "Когда придет наш последний час, с какой неизъяснимой радостью мы устремим свой взор к Тому о присутствии Которого мы могли лишь догадываться в этом мире".
Юстус Либих (1803-1873 гг.), известный немецкий химик, основатель научной школы, один из создателей агрохимии, иностранный член корреспондент Петербургской АН, открыл изомерию, получил ряд органических соединений, писал: "Познание природы есть путь к благоговению перед Творцом" и "Величие и бесконечную премудрость Творца сможет постичь лишь тот, кто научился читать в великой книге, называемой природа".
Луи Пастер (1822-1895 гг.), выдающийся французский микробиолог и химик, член Французской академии, отец современной микробиологии и иммунологии писал: "Еще настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении пред делами Творца. Я молюсь во время своих работ в лаборатории". "Я много изучал и потому верую, как простой крестьянин. Если бы я сделался еще учёнее, то моя вера стала бы так же глубока и пламенна, как вера простой женщины-крестьянки".
Николай Пирогов (1810-1881 гг.), выдающийся русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, был глубоко верующим христианином. Он писал: "Вера в Высшее Существо как источник жизни, во вселенный Разум не противоречит научным убеждениям. Если бы я захотел не признать теперь существование Бога, то не смог бы этого сделать, не сойдя с ума. Современники утверждают, что случай за случаем доводит, переходя из одного вида в другой, до вида млекопитающего, а отсюда рукой подать до человека, ум которого открывает ему, наконец, что клетка, произведшая его, ничем существенным от другой живой клетки, и что только благодаря окружающей среде, случаю и времени, она вывела на свет его или сродную обезьяну. Приверженцы этой доктрины поставили на пьедестал случай, заменив им Бога, и отвергли как лишний хлам, и план и целесообразность в мироздании. В доктрине прошлое соглашено с настоящим, и это привлекательная ее сторона; все рождено, не сотворено. Но что такое этот случай без органической образовательной силы, влекущей к известного рода группировкам, - не знаю. Или нет вовсе случая, или между случаем и теми всеми действиями и причинами есть связь. Случай будет при таковом взгляде не более, как действие, причины которого не известны, а для многих событий, можно утверждать, и никогда не будут известны".
Матиас Шлейден (1804-1881 гг.), известный немецкий биолог, ботаник, один из основоположников клеточной теории строения живых организмов, говорил: "Истинный натуралист не может никогда сделаться материалистом и отрицать душу, свободу, Бога".
Жан Луи Родольф Агассис (1807-1873 гг.),известный естествоиспытатель, зоолог, геолог, палеонтолог, географ, путешественник, исследовавший роль ледников в истории Земли и создавший учение о ледниковых периодах, говорил: "Наука - перевод мыслей Творца на человеческий язык" и: "Мир есть самое наглядное доказательство бытия личного Бога, Творца всех вещей и Промыслителя мира".
Эрнст Вернер фон Сименс (Зименс) (1816-1892 гг.), известный немецкий инженер, изобретатель, учёный, промышленник, основатель электротехники, говорил: "Чем глубже мы постигаем естественные законы природы, тем скромнее становятся наши притязания... тем сильнее наше изумление перед Премудростью, организующей универсум".
Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889 гг.), выдающийся английский физик, член Лондонского королевского общества, экспериментально обосновал закон сохранения энергии, определил механический эквивалент теплоты, установил закон, названный законом Джоуля-Ленца, писал: "...перед нами великое разнообразие феноменов, которые явно свидетельствуют о мудрости и благости великого Архитектора вселенной".
Роберт Юлиус Майер (1814-1878 гг.), известный немецкий врач и физик, независимо от других сформулировавший закон сохранения энергии, писал: "Истинная наука и философия должны вести к вере".
2 Свидетельства крупнейших ученых, недавно живших или ныне здравствующих
Иоанн Рейнио (1849-1931 гг), известный профессор ботаники в Геттингенском университете, писал: " "Наше сердце не может найти покоя, пока не успокоится в Боге". Эти слова великого богослова, мыслителя и философа св. Августина, одного из самых глубоких знатоков человеческого сердца, важны для всякого мыслителя, ибо они выражают окончательный вывод бесчисленного множества людей, ученых и неученых, борющихся с сомнениями относительно существования Бога. Я, естественник, не могу отрицать Бога, напротив, вижу Его во всех проявлениях природы настолько, что для меня вся природа как бы дышит Божеством".
Петр Термье (1859-1930 гг.), известный профессор геологии в Горном институте, член французской Академии наук, исповедовал свою веру в книгах: "Радость познавать" и "Призвание ученого". В них он говорит: "Науки в их совокупности предрасполагают ум к познанию существования Бога, существования души, нравственного закона и нашего предназначения в сверхчеловеческой судьбе. В этом смысле можно сказать, что физический мир - природа, есть таинство Божие".
Жан Анри Фабр (1823-1915 гг.), известный французский учёный-энтомолог и писатель, автор ряда учебников и научно-популярных книг по естественным наукам,автор десятитомного издания "Энтомологические воспоминания", оставил такое свидетельство о своей вере в Бога: "Мир управляем бесконечным Разумом. Чем больше я наблюдаю, тем больше я открываю этот Разум, светящийся за тайной существующего. Я знаю, что надо мной будут смеяться, но я мало забочусь об этом, легче содрать с меня кожу, чем отнять у меня веру в Бога. Бог... мне не надо верить в Него - я вижу Его".
Лорд Кельвин (1824-1907 гг.), выдающийся английский физик, именем которого названа абсолютная шкала температур, известен тем, что занимался работой над первым трансатлантическим телеграфным кабелем и сформулировал второй закон термодинамики. Он сказал: "Зарождение жизни на Земле абсолютно не зависело от какого-то химического или электрического процесса и кристаллического группирования молекул. Мы должны остановиться и признать тайну и чудо сотворения живых организмов" и "Потрясающие доказательства мудрости и благонамерения даны нам. Вся природа свидетельствует о действии свободной Воли, и мы видим, что все мы зависим от вечного Господа-Творца".
Николай Вавилов (1887-1943 гг.), известный русский и советский биолог-генетик, академик, автор многих открытий, и его брат Сергей Вавилов (1891-1951 гг.), известный физик, основатель научной школы физической оптики, почетный член ряда зарубежных академий, всю жизнь сохраняли православную веру, согласно которой Бог - Творец мира и Управляющий миром (Промыслитель), и гармоничное и целесообразное устройство вселенной обязано премудрости и благости Божией.
Поль Сабатье (1854-1941 гг.), известный французский химик, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников органического катализа, писал: "Естественные науки и религию противопоставляют друг другу лишь люди плохо образованные как в том, так и в другом".
Томас Эдисон (1847-1931 гг.), всемирно известный американский изобретатель, в беседе с одним корреспондентом на вопрос о целесообразности в мире атомов дал такой ответ: "Неужели Вы думаете, что это совершается без всякого смысла? Атомы в гармоническом и полезном соединении принимают красивые и интересные очертания и цвета, словно выражая свое удовольствие. В болезни, смерти, разложении или гниении - несогласие составных атомов немедленно дает себя чувствовать дурными запахами. Соединенные в известных формах атомы образуют животных низших разрядов. Наконец, они соединяются в человеке, представляющем собою полную гармонию осмысленных атомов. - Но где первоначальный источник этой осмысленности? - В какой-то Силе превыше нас самих. - Итак, Вы верите в Создателя, в Бога? - Конечно, - ответил Эдисон, - существование Бога может даже быть доказано химическим путем". И еще: "...величайшее мое уважение и восхищение всем инженерам, особенно же самому великому из них - Богу!"
Анри Беккерель (1852-1908 гг.), выдающийся французский физик, лауреат Нобелевской премии,первооткрыватель радиоактивности, сказал: "Именно мои работы привели меня к Богу, к вере".
Джордж Стоке (1819-1903 гг.), известный английский физик и математик, крупный специалист по гидродинамике, оптике, математической физике, сказал:"Что касается утверждения, будто недавние научные изыскания показали, что Библия и религия ложны, то на это я отвечу прямо: этот взгляд совершенно ложен! Я не знаю никаких здравых выводов науки, которые бы противоречили христианской религии".
Уильям Рамзай (1852-1916 гг.), выдающийся британский химик и физик, лауреат Нобелевской премии, открывший аргон, криптон, ксенон, неон, писал: "По моему мнению, нет действительного столкновения между фактами науки и существенными учениями христианства".
Джон Уильям Рэлей (1842-1919 гг.), известный английский физик, член Лондонского королевского общества, один из создателей теории колебаний, автор фундаментальных трудов по молекулярному рассеиванию света, акустике и закона излучения абсолютно черного тела, писал: "Многие незаурядные люди не хотят ничего знать о естествознании, потому что оно будто бы ведёт к материализму. Что такое опасение может существовать, это не удивительно: в литературе есть много адвокатов науки, сделавших из распространения таких взглядов занятие. Нет сомнения, конечно, что и у представителей науки, как и у всех других людей, могут встречаться грубые понятия по высшим вопросам и об основах природы. Но чтобы расходились с духом науки религиозно-философские убеждения, которыми жили Ньютон, Фарадей, Максвелл, это, конечно, такое положение, опровержением которого я не считаю нужным заниматься".
Осборн Рейнольдс (1842-1912 гг.), известный английский физик и инженер, член Лондонского королевского общества, специалист по теории динамического подобия, течению вязкой жидкости, теориям турбулентности и смазки, говорил: "В результате научных изысканий последних лет я не вижу ничего такого, что заставило бы меня усомниться в непосредственном откровении Бога людям в разные времена; а христианство основано на этой вере".
Джозеф Томсон (1856-1940 гг.), выдающийся английский физик, открывший электрон, лауреат Нобелевской премии, сказал: "Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии".
Макс Планк (1858-1947 гг.), выдающийся физик, основатель квантовой теории, лауреат Нобелевской премии, один из основателей современной физики, писал: "И религия и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания - в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других - вершину построения любых мировоззренческих принципов" и далее: "Куда бы мы не обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией; мы скорее констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Первая представляет Его как основу вторая - как конец всякого феноменального представления о мире".
Камиль Фламмарион (1842-1925 гг.), известный французский астроном, популяризатор астрономии, исследовавший Луну, Марс, двойные звезды, в таком восторге исповедует величие и непостижимость Божию: "О Неведомое, Таинственное Существо! О Великое и Непостижимое! Верховный Виновник всей стройности и красоты! Кто же и что же такое Ты, если дела Твои столь велики? Жалкие человеческие существа, эти ничтожные муравьи, копошащиеся на поверхности их ничтожной планеты и уверенные, что знают Тебя, о Всевышний! И какое имя дать тем, кто отрицает Тебя, кто не живет мыслью о Тебе, кто никогда не чувствовал Твоего присутствия, Отец всей природы! Я с любовью преклоняюсь перед Тобой, о Божественное Начало: но я так ничтожен, что не смею думать, чтобы я мог быть услышан Тобою. Но Ты слышишь меня, Создатель, Ты, дающий красоту и благоухание полевому цветочку, внимаешь и мне. Голос океана не может заглушить для Тебя моего лепета, и моя мысль доходит до Тебя в этой общей молитве!" И в другом месте: "Если вы изучаете природу, небо, в котором бесчисленные миры тяготеют друг кдругу в лоне света и жизни, если вам известны законы и общий механизм этой природы, - можете ли вы не приветствовать Верховный Разум, громко говорящий через материальный покров? Математический порядок астрономической организации (вселенной) обязан своим происхождением Разуму, без сомнения высшему, чем разум астрономов, открывших выражение правящих миром законов. Природа не только показывает Бога, но и доказывает Его".
Джеймс Джинс (1877-1946 гг.), известный английский физик, астрофизик и космолог, говорил:"Примитивные космогонии рисовали Творца работающим во времени, выковывающим Солнце и Луну, и звезды из уже существующего сырого материала. Современная научная теория заставляет нас думать о Творце, работающем вне времени и пространства, которые являются частью Его творения, так же, как художник находится вне своего холста".
Альберт Эйнштейн. Взято с инета
Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.), великий физик-теоретик, один из основателей современной физики, автор специальной и обшей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля, лауреат Нобелевской премии. Судя по статьям Эйнштейна, напечатанным в советской литературе, ученый не был христианином и не питал любви к Церкви, но был верующим пантеистом, по представлениям которого во вселенной царствует Божественная гармония и разумность, и для которого вселенная и Бог фактически отождествляются. По мнению Эйнштейна, самая высшая ступень религии - "космическое религиозное чувство", которое редко встречается в чистом виде, и которое присутствует лишь в особенно развитых обществах и у особенно выдающихся личностей. Раскрывая суть этого чувства, великий физик писал: "индивидуум ощущает ничтожность человеческих желаний и целей, с одной стороны, и возвышенность и чудесный порядок, проявляющийся в природе и в мире идей, - с другой. Он начинает рассматривать свое существование как своего рода тюремное заключение и лишь всю Вселенную в целом воспринимает как нечто единое и осмысленное". Эйнштейн считал, что космическое религиозное чувство передается людям и воспитывается в людях благодаря искусству и науке. Он писал: "... я утверждаю, что космическое религиозное чувство является сильнейшей и благороднейшей из пружин научного исследования. Только те, кто сможет по достоинству оценить чудовищные усилия и, кроме того, самоотверженность, без которых не могла бы появиться ни одна научная работа, открывающая новые пути, сумеют понять, каким сильным должно быть чувство, способное само по себе вызвать к жизни работу, столь далекую от обычной практической жизни. Какой глубокой уверенностью в рациональном устройстве мира и какой жаждой познания даже мельчайших отблесков рациональности, проявляющейся в этом мире, должны были обладать Кеплер и Ньютон, если она позволила им затратить многие годы упорного труда на распутывание основных принципов небесной механики! Тем же, кто судит о научном исследовании главным образом по его результатам, нетрудно составить совершенно неверное представление о духовном мире людей, которые, находясь в скептически относящемся к ним окружении, сумели указать путь своим единомышленникам, рассеянным по всем землям и странам. Только тот, кто сам посвятил свою жизнь аналогичным целям, сумеет понять, что вдохновляет таких людей и дает им силы сохранять верность поставленной перед собой цели, несмотря на бесчисленные неудачи. Люди такого склада черпают силу в космическом религиозном чувстве. Один из наших современников сказал, и не без основания, что в наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди". Вот еще несколько цитат ученого: "Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную познаваемую сущность. Это убеждение зиждется на религиозном чувстве. Мое религиозное чувство - это почтительное восхищение тем порядком, который царит в небольшой части реальности, доступной нашему слабому разуму". "Каждый естествоиспытатель должен обладать своеобразным религиозным чувством, ибо он не может представить, что те взаимосвязи, которые он постигает, впервые придуманы именно им. Он ощущает себя ребенком, которым руководит кто-то из взрослых. Мы можем познавать Вселенную лишь посредством наших органов чувств, косвенно отражающих объекты реального мира". "Я смотрю на картину, но мое воображение не может воссоздать внешность ее творца. Я смотрю на часы, но не могу представить себе, как выглядит создавший их часовой мастер. Человеческий разум не способен воспринимать четыре измерения. Как же он может постичь Бога, для которого тысяча лет и тысяча измерений предстают как одно?". "Перед Богом мы все одинаково умны, точнее - одинаково глупы". "Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности. Оно лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне, если не мертвецом, то во всяком случае слепым. Способность воспринимать то непостижимое для нашего разума, что скрыто под непосредственными переживаниями, чья красота и совершенство доходят до нас лишь в виде косвенного слабого отзвука, - это и есть религиозность. В этом смысле я религиозен. Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего". "Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом. Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической стройности устройства вселенной и есть моя идея Бога". "Я не могу себе представить настоящего учёного, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку", ибо: "безбожная наука хромает". "В каждом, кто изучает природу, должно рождаться некое религиозное благоговение". "Каждый, кто серьёзно занимается наукой, убеждается в том, что в законах природы присутствует некий Дух, и этот Дух выше человека. По этой причине занятия наукой приводят человека крелигии". "Когда пропадает религиозное чувство, наука превращается в простое экспериментирование без вдохновения". "Истинную цель для человека определяет религия. Однако в вопросе о том, к каким средствам следует прибегнуть для достижения этой цели, есть что сказать и науке. Те, кто желает познать истину во всей полноте, придают науке форму, конструируют её, ставя её в определённые рамки. Однако в основе науки, в её началах опять же в значительной мере присутствует религия. Я не могу себе даже представить какого-либо учёного, лишённого глубокой веры".
Роберт Милликен (1868-1953 гг.), известный американский физик, лауреат Нобелевской премии, определивший элементарный электрический заряд, говорил: "Все, что я вижу, помогает мне доверять Богу во всем, чего я не вижу. За каждым часовым механизмом должен стоять часовщик, а, значит, и за точностью замысловатого механизма Вселенной должен стоять божественный Конструктор и Творец!".
Артур Комптон (1892-1962 гг.), известный американский физик,лауреат Нобелевской премии, говорил: "По моему мнению, вера начинается с осознания того, что Вселенная и Человек были сотворены Высшим Разумом. Такую веру мне иметь не сложно, ведь трудно поспорить с тем, что наличие плана доказывает наличие разума. Упорядоченная развернутая Вселенная свидетельствует об истинности самых величественных слов, произнесенных когда-то: "Вначале Бог...".
Виктор Гэсс (1883-1964 гг.), известный физик, геофизик, лауреат Нобелевской премии, писал: "Может ли настоящий ученый верить в Бога? Я думаю, что да... Я должен признать, что за все годы моей научной деятельности в области физики и геофизики мне не пришлось установить, чтобы результаты научных исследований противоречили бы вере в Бога-Творца".
Густав Ми (1868-1957 гг.), известный немецкий физик, сделал огромный вклад в развитие электродинамики и теории относительности, его имя связывают с изученным им феноменом рассеяния электромагнитных волн на диэлектрических частицах - рассеяние Ми. Он говорил: "Нужно сказать, что мыслящий естествоиспытатель по необходимости должен быть благочестивым человеком. Он должен благоговейно преклонить колени перед божественным Духом, который так ясно проявляет себя в природе".
Фридрих фон Хюне (1875-1969 гг.), известный немецкий палеонтолог и геолог, иностранный член-корреспондент АН СССР, внес вклад в палеонтологию по ископаемым пресмыкающимся, говорил: "Эта длинная история постепенно возвышающей себя жизни и есть повторение живого мира. Это деятельность Бога, направляющего, организующего, несущего, предусматривающего".
Эдгар Даке (1878-1945 гг.), известный немецкий палеонтолог, геолог и натуралист, профессор и хранитель Баварского палеонтологического музея в Мюнхене, писал: "Среди всех существ один лишь человек призван приблизить к себе Бога. Бог хочет, чтобы Его подобие познало Его, и это познание - встреча, утверждение".
Фридрих Дессауер (1881-1963 гг.), известный немецкий биофизик и натурфилософ, изобретатель и предприниматель, писал: "Если в течение последних 70 лет на нас обрушился шквал открытий и изобретений, это означает лишь, что Бог Творец говорит с нами более громко, более ясно, чем когда-либо".
Артур Стэнли Эддингтон (1882-1944 гг.), известный английский астроном, физик, член Лондонского королевского общества, осуществил первую экспериментальную проверку одного из эффектов общей теории относительности, говорил: "Современная физика по необходимости приводит к вере в Бога".
Джон Амброз Флеминг (1849-1945 гг.), известный английский физик и радиотехник, внес значительный вклад в развитие электроники, фотометрии, электрические измерения и радиотелеграфную связь, изобрел вакуумный диод Флеминга. Он говорил: "Великое множество современных открытий полностью разрушило старые материалистические представления... Универсум предстает сегодня перед нами как мысль. Но мысль предполагает наличие Мыслителя".
Вернер фон Браун (1912-1977 гг.), ведущий ракетостроитель программы ФАУ-2 в Германии времен Второй мировой войны, участник американской космической программы в 60-х годах 20-го столетия писал: "Мне настолько же трудно понять ученого, отвергающего присутствие Высшего Разума, стоящего за вселенной, как и уразуметь богослова, отвергающего достижения науки... Через науку человек пытается покорить окружающие его силы природы; через религию он пытается контролировать силы природы внутри себя и найти моральную силу и духовное водительство. Чтобы выполнить свою задачу, которую поставил перед ним Бог" и еще: "Распространено мнение, что в эпоху космических полетов мы уже так много знаем о природе, что нам более не нужно верить в Бога. Это мнение совершенно ошибочно. Лишь новое обращение к Богу может спасти мир от надвигающейся катастрофы. Наука и религия - это сестры, а не враги" и еще: "Законы природы во Вселенной настолько точны, что у нас нет трудностей с постройкой космического корабля для полета на Луну, и мы можем рассчитать полет по времени с точностью до доли секунды. Но эти законы должны были бы быть Кем-то установлены".
Джон Экклз (1903-1997 гг.), известный нейробиолог и нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии, автор нескольких книг по проблеме тела и разума, писал: "...Я вынужден думать, что существует нечто подобное сверхъестественному началу моего уникального, сознающегосебядуха и моей уникальной души... Идея сверхъестественного творения помогает мне избежать, очевидно, нелепого умозаключения о генетическом происхождении моего уникального "Я" ".
Аркадий Мигдал (1911-1991 гг.), известный советский физик-теоретик, академик, специалист в области квантовой теории поля, физики элементарных частиц и атомного ядра, на вопрос, что он думает о существовании Бога, ответил, что, исследуя причинность множества явлений материального мира, пришел к уверенности, что всему есть единая первопричина, то есть Бог.
Андрей Сахаров (1921-1989 гг.), выдающийся советский физик,лауреат Нобелевской премии, писал: "....Я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего начала, без источника духовной "теплоты", лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным".
Вернер Гейзенберг (1901-1976 гг.), выдающийся немецкий физик, один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии. Он много размышлял о благотворности религии для науки и всей культуры и пришел к выводу, что математические формулировки законов природы в некотором смысле божественны. "Эти математические законы, - писал он, - выступали зримым выражением Божественной воли... Кеплер загорался воодушевлением по поводу того, что он первым увидел через них красоту Божественного творения".
Борис Раушенбах (1915-2001 гг.), известный физик, академик, один из основоположников советской космонавтики, разделял веру во Христа, еще в безбожное советское время, несмотря на цензуру, высказал убеждение: "Вселенная не есть случайность".
Фред Хойл (1915-2001 гг.), выдающийся британский астрофизик (в 1997 г. награжденный премией Крафорда "за пионерский вклад в исследование звездной эволюции и ядерных процессов в звездах" - премией за фундаментальные исследования в области астрономии, математики, наук о жизни, наук о Земле, которой дополняют достижения, не предусмотренные Нобелевской премией), писал: "Представление о том, что программа, заложенная в живую клетку, могла развиться случайно в первобытном супе на Земле, в высшей степени абсурдно... У меня сложилось впечатление, что большинство биологов в глубине души понимают правду, но они настолько запуганы возможными последствиями, что готовы принять любую линию поведения, лишь бы только отойти от нее". Сэр Фред Хойл говорил: "Жизнь создана разумным Создателем и это так очевидно, что человек невольно задается вопросом, почему же многие не воспринимают эту правду. Причиной этого является не наука, а психологический фактор".
Фред Хойл. Взято с инета
Фрэнк Борман (род. в 1928 г.), американский астронавт, на заявление советского космонавта о том, что он не видел Бога в космосе, ответил так: "Я тоже Его не видел, но я видел следы Его присутствия".
Джек Лаусма, американский астронавт, писал: "Если я не могу поверить, что корабль, на котором я летаю, сам себя собрал, то как я могу поверить, что вселенная появилась сама по себе? Я убежден, что только разумный Бог мог сотворить подобную вселенную".
Джон Гленн (род. в 1921 г.), американский астронавт, обратил внимание на "порядок во всей окружающей вселенной", все "галактики движутся по установленным орбитам в определенном соотношении друг ко другу", что привело его к вопросу: "Могло ли это произойти просто случайно? Было ли это случайностью, что дрейфующие предметы вдруг сами себе начали перемещаться по этим орбитам?". И в ответ самому себе он сказал: "Я не могу в это поверить. Разумная Сила привела все эти предметы на орбиту и удерживает их там".
Джон Полкинхорн (род. в 1930 г.), профессор математической физики, принявший кафедру Ньютона в Кембриджском университете, физик-теоретик, работавший в области теории элементарных частиц и сыгравший важную роль в открытии кварков, в своей книге пишет: "Обнаруживаемый наукой разумный порядок настолько красив и разителен, что совершенно естественно рождается вопрос - а почему это так? Объяснение можно найти только в причине, достаточно разумной самой по себе. Это задано Разумом Творца... Мы также знаем, что мир наделен красотой, моральным долженствованием, и религиозным опытом, что тоже восходит к Творцу, Его радости, Его воле и Его присутствию".
Артур Л.Шолоу, профессор физики Стэнфордского университета, лауреат Нобелевской премии 1981 г. говорит: "Мне кажется, когда человек внезапно предстает перед какими-то чудесами жизни и вселенной, он должен задаться вопросом "Почему?", а не ограничиться вопросом "Как?" Единственные возможные ответы будут в области религии... Я вижу потребность в Боге как во вселенной, так и в собственной жизни".
Генри Шеффер, известный квантовый химик, директор Центра вычислительной квантовой химии при университете штата Джоржия, пять раз выдвигавшийся на Нобелевскую премию, и недавно признанный третьим наиболее цитируемым химиком в мире, сказал: "Смысл и радость моей науки приходят ко мне в те редкие моменты, когда я открываю что-то новое и говорю себе: "Так вот как Бог это сотворил!" Цель моя - лишь понять маленький уголок Божьего замысла".
Давид Р. Инглис,один из руководителей Национальной физической лаборатории США пишет: "Мы (физики) видели дело рук Создателя в этом мире, что неведомо другим людям... Это дает мне и многим моим сотрудникам чувство, что есть что-то великое и прекрасное. Это нечто является причиной создания Вселенной, и эта причина не может быть нами понята".
Жюль С. Дюшезн, председатель Департамента атомной и молекулярной физики (Бельгия) говорит: "Связь науки с религией никогда не была такой близкой и тесной, как в наше время. Ученые, изучающие космическое пространство, открыли так много прекрасного и неожиданного, что сегодня труднее убедить ученого, что Бог не существует...".
Элмер Энгстром, один из крупнейших американских ученых, пионер в области цветного телевидения, на вопрос о происхождении Вселенной ответил: "Я вижу хорошо продуманный и разработанный план, по которому было совершено Творение...".
Эльвинг Андерсон, один из виднейших американских генетиков, руководитель Института генетики (штат Миннесота), профессор, пишет: "Мы уже можем изменять соотношение генов. В будущем может открыться возможность делать их замену. Но генетический контроль может быть использован в злых целях. Вот почему важно пользоваться учением Библии при разработке программ генетического контроля... Как христианин я верю, что человек - больше, чем комбинация элементов физики и химии. Человек - духовное творение, созданное по образу и подобию Божию, и потому он должен считаться с Богом и нести ответственность перед Ним!"
Майкл Дж. Бехе, американский биохимик, профессор, сотрудник Университета Лихай города Бетлехем, штат Пенсильвания, пишет: "За последние 40 лет биохимия раскрыла множество важных тайн клетки. Десятки тысяч людей посвятили свою жизнь лабораторным исследованиям для того, чтобы раскрыть эти тайны. Все усилия, потраченные для изучения клетки, ясно дали один результат: ТВОРЕНИЕ. Не существует никакой состоятельной точки зрения, которая могла бы опровергнуть то, что все живое и неживое создано силой, обладающей разумом".
Вильям Филлипс (род. в 1948 г.), известный американский физик, лауреат Нобелевской премии, когда на одной из конференций узнал о присуждении ему и трем его коллегам Нобелевской премии за работы в области атомной физики, сказал: "Бог сотворил прекрасный мир, в котором мы живем и который мы можем исследовать. Я беседую о вопросах веры с учеными без того, чтобы убеждать их различного рода интеллектуальными аргументами. В устройстве вселенной я вижу руку Творца, другие этого не видят. Но должен сказать, что большинство ученых серьезно относятся к Библии".
Вернер Гитт (род. в 1937 г.), известный немецкий физик, профессор,руководитель Немецкого Федерального Института Физики и Технологии, пишет: "Все опыты показали, что для получения информации необходима независимая воля, умозаключение и творение Разума.... Нет ни одного закона природы, физического процесса или случая, обеспечивающего возможность создания информации материей".
Юрий Осипов (род. в 1936 г.),известный российский математик и механик, академик РАН, считает, что создание любой стройной научной системы неизбежно приводит к мысли о существовании Абсолютного бытия, или Бога. И мы ни вкоей мере не должны относиться презрительно к богоискательству ученых, как это требовала атеистическая идеология.
Чандра Уикрамасингх,известныйпрофессор прикладной математики и астрономии университета Кардифф, соавтор сэра Фреда Хойла в написании нескольких книг; их с Хойлом называют двумя самыми выдающимися учеными Британии;научное общество подчеркивает, что их исследование показало, что "Бог должен быть". Профессор говорит: "На протяжении всех лет обучения, полученного мною как ученым, я подвергся основательному "промыванию мозгов" о несовместимости понятия науки и понятия сознательного творения. Но теперь я не могу найти никакого аргумента против необходимости веры в Бога... Мы привыкли мыслить разумно и теперь убедились, что единственным логичным ответом на вопрос зарождения жизни может быть созидание, а не случайный хаос".