Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Академик Вернадский о взаимоотношениях науки, философии и религии. Academician Vernadsky about the relationship between science, philosophy and religion

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья вошла в сборник докладов VII-ой научно-практической конференции с международным участием "СОЦИАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ В СТРУКТУРАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ", г. Ижевск, октябрь 2015***Abstract. Presented and commented on the main ideas of Academician Vernadsky about the relationship between science, philosophy and religion. Keywords: science, philosophy and religion

АКАДЕМИК ВЕРНАДСКИЙ о ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ НАУКИ, ФИЛОСОФИИ и РЕЛИГИИ.
Academician Vernadsky about the relationship between science, philosophy and religion

В.Ю.Скосарь, г.Днепропетровск
Skosar Vyacheslav Jurjevich

В дискурсивном поле социальной реальности особое место занимают взаимоотношения между наукой и религией: сложные и противоречивые. В ходе мировой истории эти взаимоотношения претерпевали серьезные изменения [7.С.47]. Автор изложит (и позволит себе прокомментировать) основные идеи академика В.И.Вернадского (1863-1945 гг.) о взаимоотношениях науки, философии и религии. Выбор Вернадского в качестве авторитета обусловлен следующими причинами. Ученый-энциклопедист, сочетающий глубокий интерес к истории, с одной стороны, и к естествознанию на фундаментальном уровне, с другой стороны. В труднейшие времена социальных катастроф и смены власти Вернадский сыграл выдающуюся роль организатора науки на государственном уровне, оставаясь при этом в оппозиции к официальному диалектическому материализму (ему пришлось выдержать мощный идеологический прессинг). Вернадский был одним из первых мыслителей, кто уловил тенденции наступающего века глобализации и начал основательно разрабатывать соответствующие проблемы. Ученый не был верующим, себя он характеризовал как философа скептика. Но в зрелые годы он ощутил в себе "демона Сократа" [1].

Вернадский считал, что организованная научная мысль появилась в обществе тогда, когда личность смогла свободно проявить свою волю в отвлеченной работе по поиску научной истины ради нее самой, когда научная работа явилась самоцелью [2.С.304]. Мыслитель утверждал: "только в истории научного знания существование прогресса в ходе времени является доказанным", тогда как во всех остальных областях: человеческий быт, государственный и экономический строй, качество жизни человека, степень его счастья, моральное, философское и религиозное состояние общества - длительного прогресса не обнаруживается [2.С.281]. Зато рост научного знания, если взять во внимание все общество, а не только западную цивилизацию, был непрерывным примерно с VII в. до н.э., "и, с недлительными остановками, темп его все подымался и подымался" (там же). С начала XX в. этот темп можно охарактеризовать как "взрыв научного творчества" [2.С.274]. В некоторые периоды истории в разных цивилизациях наблюдались регрессивные явления в развитии научного мышления и даже упадок науки, когда в научное мировоззрение вторгаются религиозные или философские результаты деятельности, которые не входят в рамки научно познанного, но являются весьма важными и ценными для человечества. Так было в последние века жизни Римской империи и несколько раз в Средние века в Европе; так было в исламских государствах, в Индии и Китае. Мыслитель полагал, что причины регрессивных явлений в науке глубже, чем нашествия варварских племен. Причины - в изменении психологии обществ, изменении духовных интересов личности, ослаблении воли, направленной на научное искание и научную работу [2.С.240] и обращении "творческой мысли в область философии и религии, в художественные образы и формы" [2.С.306].

Вернадский постоянно подчеркивал непрерывное взаимодействие между различными сторонами духовного творчества: наукой, философией и религией. По его мнению, даже в современном научном мировоззрении есть части, которые "были достигнуты не путем научного искания или научной мысли - они вошли в науку извне: из религиозных идей, из философии, из общественной жизни, из искусства. Но они удержались в ней только потому, что выдержали пробу научного метода. Таково происхождение даже основных наиболее характерных черт точного знания..." [2.С.200]. Например, из религиозного вдохновения и поиска музыкальной гармонии, через философию Пифагора и пифагорейцев в науку вошло число и числовые соотношения. "С тех пор искание гармонии (в широком смысле), искание числовых соотношений является основным элементом научной работы. Найдя числовые соотношения, наш ум успокаивается, так как нам кажется, что вопрос, который нас мучил, - решен. В концепциях ученых нашего века число и числовое соотношение играет такую же мистическую роль, какую они играли в древних общинах, связанных религиозным культом, в созерцании служителей храмов, откуда они проникли и охватили научное мировоззрение. Здесь еще теперь видны и живы ясные следы древней связи науки с религией. От религии же, как и все другие духовные проявления человеческой личности, произошла наука" [2.С.201]. Религиозная энергия, религиозная мотивация часто нужны для выяснения научной истины. Например, Колумб, зная о возможной шарообразности Земли, искал морской путь в Азию, в Индию не ради торговой наживы, а ради победы в борьбе с исламом. Открытие Америки стало побочным результатом религиозного энтузиазма [1.С.270]. Религиозный долг перед Творцом побуждал христианских миссионеров скрупулезно описывать геологию, географию, биологию и этнографию новых земель и стран - как творения Божьего [1.С.271]. Но, с другой стороны, известен многовековой период борьбы "людей науки с притязаниями христианских, отчасти мусульманских теологов, - борьба, в которой окончательно определилась область, подлежащая научному ведению, и в результате которой религия, несомненно, очистилась от приставших к ней исторических нарастаний, по существу ничего с ней общего не имеющих" [2.С.210]. И далее: под влиянием науки "понимание христианства начинает принимать новые формы, и религия поднимается на такие высоты и спускается в такие глубины души, куда наука не может за ней последовать" [2.С.210]. Академик Вернадский - великий гуманист и романтик науки, не относящий себя к верующим, тем не менее, не считал, что наука подменит религию. Ученый-энциклопедист указывал, что в эпоху расцвета научного мышления забывается тесная связь всех течений духовной жизни человечества: науки, философии, религии. Отсюда и возникает ошибочное мнение, что научное мировоззрение подменит собой мировоззрение философское или религиозное. Конечно, наука расширяет сферу своих исследований и даже захватывает области, которые долгие века служили уделом исключительно философии или религии, подвергая все перепроверке научным методом, но из этого не следует, что наука вытесняет философию или религию. Даже наоборот: наука "питается" идеями и понятиями, которые возникли в области религии и философии [2.С.214]. "Рост науки неизбежно вызывает в свою очередь необычайное расширение границ философского и религиозного сознания человеческого духа: религия и философия, восприняв достигнутые научным мировоззрением данные, все дальше и дальше расширяет глубокие тайники человеческого сознания" [2.С.214]. "Создания философской мысли и религиозного созерцания не теряют при этом того своеобразного характера, который свойствен почти всем созданиям человеческого духа. На них лежит, если можно так выразиться, печать бесконечности" [2.С.215]. Связано это еще и с тем, что в науке, философии и религии действуют преимущественно разные стороны человеческой способности к познанию и творчеству [2.С.220]. Глубокая мысль Вернадского, по существу, противостоит философски наивной схеме о "вытеснении" наукой достижений философии или религии. Идея Вернадского также противостоит утверждениям официальной атеистической идеологии о том, что по мере развития науки и увеличения научного знания для религиозной сферы остается лишь то, что наука не успела освоить; а по мере роста научной и философской грамотности среди верующих будут оставаться лишь малограмотные люди (см., например, [11.С.394]).

Ученому приходилось даже отстаивать примат науки в своей, научной сфере деятельности, и отвергать диктат официального диалектического материализма. В письменной полемике с коммунистом акад. Дебориным в "Известиях АН СССР" (7-я серия, 1933, ?3) Вернадский заявлял: "Я философский скептик. Это значит, что я считаю, что ни одна философская система (в том числе и наша официальная философия) не может достигнуть той общеобязательности, которой достигает (только в некоторых определенных частях) наука. ...Я, как философский скептик, могу спокойно отбросить без вреда и с пользой для дела в ходе моей научной работы все философские системы, которые сейчас живы" [2.С.533]. И в других работах мыслитель неоднократно подчеркивал, что только научные результаты - факты и эмпирические обобщения науки - имеют общеобязательную силу, тогда как ни философия, ни религия, ни художественное творчество, ни здравый смысл не имеют такой бесспорности и общеобязательности [2.С.346]. Только наука "по существу, едина и одинакова для всех времен, социальных сред и государственных образований" [2.С.323], тогда как ни религия, ни государственные социальные образования, ни философия не смогли создать единства человечества и единого понимания смысла и цели жизни человека, и это доказано опытом тысячелетий мировой истории [2.С.324]. Очевидно, что в настоящее время религия переживает глубокий кризис и не сможет обеспечить единства человечества. Но и "маловероятно, чтобы атеистические представления, по существу тоже предмет веры, основанные на философских заключениях, могли бы стать столь сильны, чтобы дать человечеству единое представление. По существу, это те же религиозные концепции, основанные на вере. ...Еще менее может создать единство - вселенскость понимания - философская мысль. В основе ее всегда лежит сомнение и рационалистическое обоснование существующего. Никогда не существовало времени, когда бы одна какая-нибудь философия признавалась истинной" [2.С.325]. Согласно Вернадскому, типы творческих личностей всегда отвечают разным типам философии, потому типов философий всегда будет много [2.С.325]. Очевидно, что официальный "научный атеизм" ученый приравнивал к религиозной концепции. Мыслитель отмечал, что "религиозное сознание всего человечества переживает сейчас глубокий кризис, отчасти, но едва ли в основном, связанный с ростом научного знания и с несогласованностью его с научными достижениями, попытками с ним бороться" [2.С.331]. Проявляется это и в "государственных представлениях отрицания религии", но, фактически, государственный атеизм - это "социально-государственная религия" [2.С.332]. Вернадский не дает объяснения основных причин современного кризиса религии, но контекст его размышлений наводит на вывод (по аналогии с причинами прошлых регрессий в науке), что это определяется изменением психологии общества, изменением духовных интересов личности, ослаблением воли, направленной на религиозную жизнь.

Охватывая системным подходом геологические процессы, а также изменения, происходящие во всемирной истории, в частности, в развитии науки и технологии, Вернадский высказал философскую гипотезу о переходе биосферы в ноосферу - в "царство разума человеческого". Это должно определяться интенсивным ростом науки и наукоемкого человеческого труда, которые охватят все ареалы биосферы и даже ближний космос, открытием новых мощных источников энергии, отказом от войн, достижением определенного единства человечества, обеспечением разумных условий для развития личности и свободного научного творчества во всех странах [4]. Характеризуя растущую технологическую мощь человечества, Вернадский писал: "Мощь его связана... с его разумом и направленным этим разумом его трудом. В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление" [2.С.479]. И далее: "...Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера... Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой... Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету" [2.С.480]. Мыслитель полагал, что нашей цивилизации не грозит крах, несмотря на страшные явления двух мировых войн, поскольку: 1) человечество уже охватило почти всю биосферу и уже связано быстрыми видами информационной связи и транспорта, 2) интересы и благо всех людей уже становятся реальной государственной задачей, борьба с бедностью тоже вышла на научный и государственный уровень, 3) начато решение задачи сознательного регулирования рождаемости, продления жизни и ослабления болезней для всего человечества, 4) наука проникает во все человечество и становится интернациональной, а среди ученых растет сознание нравственной ответственности за использование научных результатов [2.С.283].

Далее автор позволит себе пространный комментарий. История человечества пошла не таким путем развития, но гораздо более драматичным. Мы вступили в процесс глобализации - всевозрастающего воздействия на социальную жизнь в каждой отдельной стране множества факторов международного значения: тесных экономических связей и политических взаимоотношений стран; культурного обмена и информационного взаимодействия. В результате происходит сближение экономик и норм общественной жизни даже в тех странах, в которых они имели ярко выраженные национальные черты. Но, глобализация не привела к гармоничному порядку взаимоотношений различных стран и народов на основе, например, равномерного развития экономик стран и различных регионов мира. Наоборот, процесс глобализации поставил на повестку дня глобальные проблемы выживания всего человечества: экологического и энергетического кризисов, демографического взрыва, военной и террористической опасности. Все эти общечеловеческие проблемы являются закономерными следствиями развития современной цивилизации с ее в целом технократически ориентированной культурой [8; 12].

В частности, в сфере экономики глобализация проявляется в стремительном увеличении потока товаров, капитала, инвестиций, кредитов, обменов людьми, которые уже качественно изменили взаимодействие отдельных национальных экономик. А в области культуры глобализация проявляется во все большем распространении индивидуалистических ценностей, материалистических взглядов, ценностей экономической эффективности и успеха в любой деятельности. Колыбелью этих мировоззренческих установок является Западная цивилизация [9]. В результате человечество стремится к состоянию какого-то гигантского, чудовищного рынка, где все продается и покупается, исходя из критерия экономической эффективности. Разрастается общемировое потребительское общество, в котором человек стремится, прежде всего, обладать, потреблять, получать максимум удовольствия. Потребительский фетишизм удовлетворяет не реальные потребности человека, а его тщеславие и желание заполнить духовную пустоту своей жизни [5.С.416]. Человек стал все более озабочен удовольствием: его получением, его доставлением, а также репрезентацией состояний удовольствия [3.С.241].

Таким образом, мы не наблюдаем тот переход биосферы в ноосферу, который предсказывал В.И.Вернадский. Лишь отдельные аспекты глобализации проявились так, как он предвидел: технологическое воздействие человечества охватило практически всю поверхность Земли, часть недр и океанских глубин, а также часть ближнего космоса. Но к чему движется человеческое общество, не наблюдается ли тенденция реализации самого худшего, апокалиптического сценария? Сценария, когда общество за счет эксплуатации ресурсов биосферы перерастает в чудовищную "Вавилонскую блудницу"? Образ "Вавилонской блудницы" берет начало в знаменитом Апокалипсисе (гл. 17-18) и толкуется в христианской духовной литературе. Текст Апокалипсиса изображает нам весьма значительный город, разбогатевший на торговле самыми престижными товарами и даже "телами и душами человеческими", живущий в самой изощренной роскоши. Этот "Вавилон" связан многими и прочными связями с "сильными мира сего". Идеология "Вавилона" - "блудодеяние" и "волшебство", политика его - притеснение и уничтожение всех тех, кто не разделяет ценностей и образа жизни "Вавилонской блудницы". "Вавилонская блудница" восседает на "багряном звере" - духовном противнике Бога. У святых отцов, в христианской духовной литературе интерпретация образа "Вавилонской блудницы" все более уточнялась по мере того, как проявлялась историческая конкретика. Но духовная основа "Вавилона" никогда не вызывала сомнений: "багряный зверь" есть духовный противник Бога. В XX в. доктор химич. наук, проф. Н.Е.Пестов, известный более как христианский писатель, составил свое толкование на Апокалипсис. Он считал, что в образе "Вавилонской блудницы" проявится вся та масса номинальных христиан и их "христианских" правителей, которые являются христианами лишь внешне, но полны пороков и творят много зла, и всегда так поступали. "Итак, вся кровь земли ставится в вину христианским Церквам. И действительно, если бы христианские правители и их советники были действительно учениками Христа, то давно бы ужасы войны были изжиты человечеством. Но так как громадное большинство правителей были лишь номинальными христианами и покровительствовали им также мнимо-христианские представители Церкви, то войны и заливали землю кровью на протяжении всей новозаветной истории" [10.С.187]. Пестов акцентирует внимание только на грехах христианского мира, который более всех ответственен за нынешнее положение дел. Действительно, можно говорить, что в последние пятьсот лет в мире доминировала военно-технологическая мощь "христианских" стран, которые и несут максимальную ответственность за кровопролития. Но есть и не менее важное духовно-этическое обоснование тезису Н.Е.Пестова. Ученики и последователи Христа получили ясные духовно-этические заповеди. А кому больше дано, с того и больше будет спрос...

А теперь поразмышляем: каким может оказаться взаимодействие науки, философии и религии в обществе духовного "Вавилона"? Вероятно, наука будет нацелена на эксплуатацию ресурсов биосферы и окружающего космоса ради удовлетворения ненасытных аппетитов человечества, а рядом с наукой будет процветать псевдонаука. Сосуществование науки и псевдонауки будет обусловлено размыванием в обществе понятия истины, низким уровнем добросовестности и порядочности ученого мира [6.С.151]. Философия будет оправдывать гедонистический и потребительский подход к жизни, обосновывать и воспевать диктат апокалиптического зверя над человечеством. Религия же переродится, истинно верующих останется крайне мало. Зато будут процветать различные псевдорелигии, оккультизм. Уже сегодня оккультизм притягателен для многих, потому что он "наукообразен" и не налагает на адептов аскетических ограничений, требуемых Христианством и другими традиционными религиями [6.С.145]. Зверь Апокалипсиса в новой религии заменит собой Бога. Вот как выглядит пессимистический прогноз, если человечество деградирует до состояния "Вавилонской блудницы"...

Но почему же В.И.Вернадский так ошибся в своем предсказании о будущем человечества, о переходе в состояние ноосферы?...

Настал момент подвести итоги. Во-первых, мысль академика Вернадского о взаимоотношениях науки, философии и религии по-другому освещала эту проблему, чем принято было в официальной идеологии. Вернадский глубже чувствовал сильную взаимосвязь между разными сторонами познавательно-творческой деятельности человечества. Он считал, что общая сфера познавательно-творческой деятельности человечества постоянно расширяется, и пока наука вытесняет религиозные представления в уже освоенных областях, философская и религиозная сферы успевают уйти дальше и охватить новые области неведомого, куда наука еще не скоро проникнет. Так что наука, философия и религия - это вечно развивающиеся направления духовной жизни человечества, которые никогда не заменят друг друга.

Во-вторых, даже наиболее проницательные представители гуманистической мысли, как академик Вернадский, всегда недооценивали степень греховной поврежденности человеческой природы: силы страстей алчности, агрессивности, властолюбия и склонности ко всяческим порокам. Они полагали, что человек только за счет ресурсов своего разума и силы воли сможет обосновать этические нормы и обустроить жизнь: рационально усовершенствовать государственные аспекты жизни, межгосударственные отношения и культурную сферу. Религиозная сфера духовной жизни, ее драматизм гуманистами недооценивались. Многие мыслители-гуманисты полагали, что секуляризация вскоре приведет к постепенному растворению религии в общем слое культуры. Христианский тезис о существовании фундаментальной духовной проблемы - греховной поврежденности человеческого естества (наряду с наличием благих качеств), склонности человека творить зло (наряду с добрыми поступками), этот христианский тезис гуманистами не признавался и не признается до сих пор. Но жизнь все более ставит нас лицом к лицу с глобальными вопросами, порожденными фундаментальной духовной проблемой. Сможем ли мы избежать пессимистического сценария развития, не окажутся ли наши дети и внуки в обществе духовного "Вавилона", которому Апокалипсис угрожает страшной катастрофой? Есть ли у нас возможность хотя бы отодвинуть это время, если сценарий нельзя предотвратить? Эти вопросы автор оставляет открытыми...

Список литературы

1. Аксенов Г.П. Вернадский / Геннадий Аксенов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 565 с.

2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И.Вернадский; предислов. Р.К.Баландина. - М.: Айри-прес, 2013. - 576 с.

3. Емельянов А.В. Проблема отражения гедонистических ценностей в постмодернистских теоретических концепциях. Материалы VI Международной научно-практической конференции "Социальная онтология в структурах теоретического знания", 30-31 мая 2014 г., г. Ижевск.

4. Казютинский В.В. Вернадский. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. Обществ.-науч. фонд; Предс. Научно-ред. совета В.С.Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Мысль, 2010. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/0593.html.

5. Кондрашов П.Н., Кручинина А.В. Тотальная ориентация на обладание и потребление. Материалы VI Международной научно-практической конференции "Социальная онтология в структурах теоретического знания", 30-31 мая 2014 г., г. Ижевск.

6. Матецкая А.В. Псевдонаука и псевдорелигия в современном обществе // Свеча-2014. Том 26. Международная конференция "Религия и религиозность в локальном и глобальном измерении-II", 30.09.2014, Владимир, ВлГУ.

7. Москаленко М.Р. Взаимоотношения между наукой и религией в дискурсивном поле социальной реальности. Материалы VI Международной научно-практической конференции "Социальная онтология в структурах теоретического знания", 30-31 мая 2014 г., г. Ижевск.

8. Мунтян М.А. Глобализм. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. Обществ.-науч. фонд; Предс. Научно-ред. совета В.С.Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Мысль, 2010. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/0802.html.

9. Насырова Л.Р., Литвиненко Н. Глобализация. Режим доступа: http://www.univer.omsk.ru/omsk/socstuds/glob/index.html.

10. Николай Пестов. Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом. М.: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2010. - 272 с.

11. Спекуляция религии на нерешенных вопросах науки. Настольная книга атеиста / С.Ф.Анисимов, Н.А.Аширов, М.С.Беленький и др.; под общ. ред. Сказкина. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1983. - 448 с.

12. Чумаков А.Н. Глобалистика. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. Обществ.-науч. фонд; Предс. Научно-ред. совета В.С.Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Мысль, 2010. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/0803.html.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"