Скосарь Вячеслав Юрьевич: другие произведения.

Загадки исчезнувших цивилизаций

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Какие мотивы двигали человечеством, создавшим великие памятники глубокой древности? Зачем люди тратили колоссальные усилия на возведение мегалитических построек, или тщательно выписывали пещерные фрески? Почему неандертальцы хоронили своих умерших в эмбриональной позе? Каким мог ощущать древний человек смысл своей жизни? Читаем: о культуре мегалита (Стоунхендж, Карнак); о пещерной живописи (фрески пещер Лако, Альтамира); о погребальных обрядах неандертальцев.

ЗАГАДКИ ИСЧЕЗНУВШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В.Ю.Скосарь, г. Днепр (Днепропетровск)

Введение

В наше время возводятся ряды сооружений, застраиваются целые кварталы, и, одновременно, идут под снос многие обветшавшие здания и постройки, от которых в итоге не остается ничего, кроме старых фотографий. Какой след останется в истории от нашего суетного времени? Сохранятся ли для будущих поколений памятники нашей жизни, и смогут ли потомки почувствовать вкус и смысл нашей с вами жизни и извлечь из этого что-нибудь для себя? Спорный вопрос...

Зато от древних цивилизаций сохранились великие памятники, которые впечатляют. Сколько усилий требовалось древним людям, чтобы создавать грандиозные и странные мегалитические строения и комплексы! Сколько тщательности требовалось, чтобы выписывать таинственные пещерные фрески в труднодоступных местах! Зачем, ради какой цели? И еще. Ради чего древнейшие неандертальцы хоронили своих умерших в эмбриональной позе и совершали погребальные обряды?

Быть может, таким образом человечество пыталось бороться со смертью? Пыталось восстановить отношения с Богом и преодолеть отчужденность от близких, подобных себе людей? Искало полноту и смысл жизни? Надеялось на Воскресение?...

Читаем в статье: о культуре мегалита (Стоунхендж, Карнак); о пещерной живописи (фрески пещер Лако, Альтамира); о погребальных обрядах неандертальцев.

1. Культура мегалита. Стоунхендж

В последний период существования первобытного мира (в эпоху неолита), отделяющий этот мир от древней цивилизации, государственности, письменности, обнаруживает себя странная культура, оставившая мегалиты - большие камни. Эти памятники найдены в Англии, Франции, Дании, Испании, Средиземноморье, Северном Кавказе, Абхазии, Сирии, Египте, Месопотамии, на берегах Индийского океана, в Индонезии, на островах Тихого океана. Возникновение этой культуры относят к моменту 6-5 тыс. лет до Р.Х. Мегалиты могут быть разнообразными: отдельные вертикальные поставленные камни высотой до 20 метров (менгиры); камни, поставленные кругами; дольмены - гигантские каменные глыбы по 10-20 тонн, сложенные в виде дома. Дольмены - это гробницы, они ранее были засыпаны землей, земля со временем была снесена, смыта процессами эрозии, и ныне от них остался лишь каменный каркас. Сюда приносили кремированные останки умерших. Существуют сомнения в назначении мегалитических каменных кругов. Некоторые ученые считают, что они обозначали границы примитивных культовых сооружений, мест коллективных собраний или астрономических обсерваторий (например, Стоунхендж). Но и астрономические обсерватории также считают связанными с религиозными церемониями.

Мегалиты ставили люди разных народов и культур. Это похоже на проявление некоей великой религии, охватившей все народы.

 []

Менгиры в Морбиане (Карнак, ок. 3 тыс. лет до Р.Х.). Взято из книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций.

По оценкам современных ученых, на постройку, например, Стоунхенджа при тогдашней технологии было потрачено 30 млн. человеко-часов. Столь же трудоемки были галерейные гробницы Ирландии. При этом на постройку небольшой гробницы, обслуживающей несколько семейных хуторов (так жили люди того века) должно быть затрачено не менее 10 тыс. человеко-часов. И это при условиях, когда при суровой природе людям надо было трудиться от зари до зари, чтобы пропитаться. Получается, что древний человек тратил огромные силы и время на строительство могильных сооружений, а сам при этом жил и ютился в скромных хижинах, от которых ныне почти ничего не осталось. Как это непохоже на современного человека, изредка посещающего кладбище!... Т.е. люди культуры мегалита тратили огромные силы на памятники усопшим. Зачем? Объяснение может быть таким: люди фактически тратили силы на преодоление смерти, на обеспечение будущего телесного воскресения из мертвых. Человек чувствовал, что только такой самозабвенной отдачей сил религиозному делу можно искупить вину перед Богом и надеяться на воскресение из мертвых. Кроме того, вполне возможно, что монументы рассматривались, как местопребывание душ мертвых, обеспечивающее их вечную загробную жизнь. Очень вероятно, что монументами пользовались и живые: мегалит был центром особой культовой площадки для церемониальных танцев, жертвоприношений и пр.

Символика позднейшего могильного кургана, могильного холма находит свои истоки именно в древней культуре мегалита. Вокруг кургана делалась система рвов и насыпей, и только через узкий проход была возможность зайти в гробницу. Все вместе это образовывало фигуру полной, беременной женщины с животом-курганом. Это прояснила контрастная аэрофотосъемка. Т.е. захоронение - это беременное чрево земли. Из этой земли ждут рождения в новую жизнь - воскрешения мертвых. Менгир, поставленный на вершину кургана, указывает на небо, связывая с ним умершего. Выход из кургана не только по форме имитировал детородные органы женщины, но еще и был ориентирован на точку восхода солнца в день зимнего солнцестояния (21-22 декабря), что означает рост солнца - победу над тьмой, зимой и смертью.

Некоторые исследователи отрицают существование "единой мегалитической религии", поскольку, по их мнению, элементы "мегалитических" верований наблюдаются во многих религиозных учениях и обычаях, как примитивных, так и развитых. Но в пользу "единой мегалитической религии" говорит то соображение, что во всех подобных верованиях особым образом оценивается сакральность монолитов - как связь с загробным существованием, и как ожидание воскресения из мертвых.

Думается, что не обосновано мнение некоторых ученых, предполагающих астрономическое назначение таких мегалитических комплексов, ибо не стал бы древний человек тратить столько сил на простое указание точки зимнего солнцестояния. Древние люди так ожидали воскресения мертвых и устремления их из чрева земли к солнцу, к свету, к небу, к Богу, давшему жизнь. Так люди хотели показать Божеству, что они не ищут земного, но ищут небесного.

Карнак.

Самый большой мегалитический памятник находится в Карнаке - деревне на южном побережье Бретани во Франции. Главные мегалитические постройки в Карнаке объединяют в три группы: Менек, Кармарио и Керлескан. В Менеке насчитывают 1099 менгиров, выстроенных в 11 рядов общей длиной более 900 м, в Кармарио насчитывают 1029 менгиров в 10 рядов общей длиной более 900 м и в Керлескане насчитывают 594 менгира в 13 рядов длиной более 810 м. Кроме них есть более мелкие и хуже сохранившиеся постройки: Пти-Менек, Керзеро и Сент-Барб. Существуют еще отдельно стоящие камни по всей округе. Средний вес камней составляет примерно одну-две тонны, но многие камни значительно тяжелее. Нужно понимать - то, что мы видим сегодня, являет собой лишь останки того, что в свое время представляло впечатляющее зрелище. Ведь многие из монолитов за прошедшее время были использованы как строительные материалы.

Одной из давних загадок для исследователей являются способы, с помощью которых менгиры Карнака перемещали и ставили на место. Однако, сравнительно недавно группа из 200 человек убедительно продемонстрировала, как можно перемещать блок весом более 30 т. При этом использовались предполагаемые орудия человека эпохи неолита: прочные веревки и качественное дерево для изготовления салазок, катков и рычагов. Используя наклонные плоскости, можно установить даже самые массивные менгиры.

 []

Дольмен Мане Керионед (Карнак, ок. 3 тыс. лет до Р.Х.). Взято из книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций.

Некоторые каменные блоки украшены примитивными рисунками. Ученые считают, что камни добывались относительно недалеко от сооружений - в той же области. Предполагается, что сооружение этих каменных комплексов происходило в течение нескольких десятилетий, в периоды больших религиозных собраний. Работой руководили опытные мастера и жрецы.

 []

Ряды монолитов в западной части комплекса в Менеке (Карнак, ок. 3 тыс. лет до Р.Х.). Взято из книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций.

Существуют различные гипотезы о назначении мегалитических построек. Например, еще в 19 веке считалось, что мегалитические комплексы Карнака кельтского или друидского происхождения, и связаны с культом предков. Известна и экстравагантная гипотеза, что это были места для посадки космических кораблей. Некоторые ученые приписывают памятнику в Карнаке астрономическое назначение. Но большинство исследователей считает, что главным назначением мегалитических построек было религиозное. Постройка памятника в Карнаке происходила в период в 3000-2500 лет до Р.Х.

Стоунхендж.

Знаменитый Стоунхендж расположен в нескольких милях от Солсбери в английском графстве Уилтшир. Это мегалитический комплекс каменных сооружений, относящихся ко времени между неолитом и бронзовым веком. В Стоунхендже лишь часть комплекса находится в прежнем вертикальном положении. Эта часть состоит из гигантских кромлехов - монолитов, выстроенных кругами. Сюда же входят несколько отдельно стоящих камней.

 []

Стоунхендж (ок. 1800 г. до Р.Х.). Взято из книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций.

Стоунхендж всегда производил на людей завораживающее впечатление, а то и наводил страх. Исследователей беспокоила загадка его происхождения и предназначения. Все известные версии до сих пор не развеяли сомнения. Порой выдвигались фантастические гипотезы.

Кое-что из истории открытия памятника. Считается, что впервые Стоунхендж упоминается примерно в 1136 г Гальфридом Монмутским в написанной им истории королей Британии. Согласно этому автору, в древности знаменитый комплекс построили великаны в Ирландии, после чего волшебник Мерлин (из легенды о короле Артуре) перенес его при помощи магических сил в нынешнее место. В истории Гальфрида сказано также, что камни чудодейственные и обладают свойством исцелять многие болезни. И до нынешнего времени есть некоторые группы людей, поклоняющиеся Стоунхенджу и верящие в то, что он имеет силу исцеления. Магическое притяжение Стоунхенджа не нравилось Западной Церкви, но она была принуждена мириться с этим. Более того, в 601 г. папа Григорий Великий постановил освятить этот храм древних бриттов.

 []

Стоунхендж. Взято с инета.

В этом поступке папы есть своя логика. Если Стоунхендж - древний храм Богу или богам, то пусть нынешнее поколение видит, что в языческие храмы теперь пришел истинный Бог. А может быть папа догадывался, что Стоунхендж - великая гробница, свидетельствующая о сохранении веры древними людьми в Божию силу, в то, что Он может воскресить мертвых и обеспечить им вечную жизнь?

Нужно сказать, что после открытия Стоунхенджа постепенно все более и более утверждалась теория о том, что он играл роль древнего храма. Правда, было не ясно: кто были люди, построившие его. Согласно наиболее распространенным версиям, комплекс имеет римское происхождение, или строителями памятника были захватчики из Скандинавии, или же Стоунхендж был создан друидами. В 1771 г. исследователь Джон Смит, на основании астрономических наблюдений, выдвинул версию, что комплекс использовали в качестве календаря. Позже, в середине XIX в. была выдвинута версия, что Стоунхендж построили греческие завоеватели. Но уже в конце XIX в. сооружение Стоунхенджа было приписано древним местным народам. Этой версии ныне придерживается большинство ученых. В XX в. была проведена радиоуглеродная датировка мегалитического комплекса, показавшая, что монолиты были воздвигнуты за 400-500 лет до микенских памятников.

 []

Стоунхендж. Взято из книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций.

В середине XX в. Р.Дж.С. Аткинсон показал, что памятник строился в несколько этапов, как сейчас принято считать, в четыре этапа. Первый этап (вторая половина 3-го тысячелетия до Р.Х.): был вырыт круглый ров шириной в 90 м с земляной насыпью по обеим сторонам, при этом вход в священный круг обозначали два крупных камня. Второй этап (проходивший несколько позже): по внутреннему краю земляной насыпи были вырыты 56 ям, причем находки костей могут предположительно указывать, что это было место кремации. Третий этап (конец 3-го и начало 2-го тысячелетий до Р.Х.): были выстроены в два ряда в форме подковы 80 блоков из голубого камня вулканического происхождения. Камни были привезены из копей на расстоянии сотни миль. Четвертый этап (предположительно XVI-XV вв. до Р.Х.): блоки из голубого камня были удалены. Вместо них поставили 30 больших монолитов из местного песчаника, причем монолиты были поставлены в круг и объединены большими поперечными камнями-балками. Внутри первого круга был воздвигнут второй круг из 40 блоков голубого камня. В центре второго круга были поставлены 5 огромных 6-метровых трилитов (два монолита, накрытые третьим) в форме подковы. Внутри этой подковы была сооружена еще одна подкова из голубых блоков. Центральное место в Стоунхендже занимал один плоский каменный блок - алтарный камень-жертвенник.

До сих пор некоторые ученые предполагают, что Стоунхендж имел астрономическое предназначение. Так в XX в. астроном Фред Хойл считал, что комплекс воздвигнут для предсказания затмений. Но эта версия должна считаться маловероятной. Главное назначение Стоунхенджа - религиозное, а астрономическое назначение было подчинено религиозной цели, как уже говорилось.

 []

Стоунхендж. Взято из книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций.

Итак, было сказано, что мегалитические комплексы имели религиозное назначение и связаны с захоронениями усопших. Астрономическая ориентация комплексов была подчинена религиозной цели - воскресению мертвых, вечной жизни после смерти. Такой напряженной религиозной жизнью жили люди культуры мегалита. Но не все. Разные народы проявляли разное усердие: одни строили огромные памятники, другие хоронили умерших простенько, а некоторые ставили менгирчики в 20 см величиной, имитируя ими гигантские мегалиты.

По мнению ряда исследователей, культура мегалита угасла в Западной Европе в целом примерно за 2 тыс. лет до Р.Х., и Европа снова стала дикой. Люди не выдержали колоссального напряжения сил, отдачи себя Богу, но поступили проще - предпочли удобный мир духов. Еще в период существования культуры мегалита порой встречались случаи соседского расположения одних племен, строящих мегалиты, и других, не тратящих силы на достижение небесных целей: эти племена, эти ценности разделяла какая-нибудь река.

2. Пещерная живопись

Первобытный мир хранит от нас множество загадок. Давайте перенесемся в глубокое прошлое и поговорим о пещерной живописи. Что это было за время? Это был исторический период от 35 тыс. лет до Р.Х до, может быть, 15-10 тыс. лет до Р.Х. Палеолит. Но иногда пещерные изображения являются более близкими к нам по времени и относятся к неолиту.

Итак, впервые пещерная живопись была обнаружена в 1886 г. случайно одним испанским дворянином, даже точнее, его маленькой дочкой, когда они расчистили вход в неизвестную пещеру и вошли под ее своды с фонарем. Это была пещера Альтамира. В ней отец с дочкой увидели изображения быков, лошадей, мамонтов. Через несколько лет научный мир установил доисторическое происхождение пещерной живописи.

 []

Скачущая лошадь. Пещера Лако (ок. 17-16 тыс. лет до Р.Х.). Взято с книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций.

К настоящему моменту уже известно много примеров пещерной живописи. В Европе, Африке, Азии, Австралии, Америке... Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). В бывшем СССР известна доисторическими рисунками Каповая пещера на Южном Урале. Особенностью пещерной живописи является та, что рисунки, как правило, расположены в самых глухих углах пещеры, в непроглядной тьме, причем некоторые рисунки бывают замурованы камнями. Явно это не искусство ради искусства или для удовлетворения эстетических вкусов.

Многие ученые посчитали это проявлением первобытной охотничьей магии, ведь на фресках много животных и изображений, как их поражают копья и стрелы. Но дело в том, что там встречается намного больше животных, которых никто не убивает. Далее. Там встречаются странные фантастические звери, несуществующие в природе или полуживотные-полулюди. И еще. На создание одной фрески, по оценкам ученых, уходило примерно полгода, такова ее тщательность и сложность: сначала изображение высекалось насечкой, затем минеральные красители (уголь, охра) растирались на органических жирах, крови и мозге животных. Краски наносились во много слоев, после высыхания предыдущих слоев. Потому и высоко их качество и сохранность, чего не скажешь, например, о средневековой живописи. Если бы это была охотничья магия, то человек давно бы умер с голоду. Охотничья магия современных дикарей известна: изображения делаются накануне охоты на открытых местах и после охоты уничтожаются, а совсем не так, как в этом случае: в дальних углах пещер, кропотливым методом и потом замуровывались. Наиболее правдоподобное предположение, что это религиозный ритуал, особо значимый для древнего человека, отсюда такая тщательность работы и меры по сохранности изображений. Вероятно, здесь символически изображен иной мир, куда человек должен вернуться, где изобилие пищи и жизни, и где вечно приносилась жертва. Идея жертвы для человечества была известна издревле. И древние люди не поклонялись тотемным животным (тотемизм), как многие исследователи думают, а скорее всего, эти животные предназначались в жертву Богу или богам. Мощные животные - мамонт, пещерный медведь - не нужны были в пищу группе охотников в 10-12 человек, поскольку хранить столько мяса древние люди не могли, и не было смысла так рисковать жизнью, охотясь на опасных зверей. Тем более, что на тушу убитого сразу соберется множество хищников. Найдены бивни мамонтов и их кости в древних захоронениях (верхний палеолит); найдены особые медвежьи пещеры, где еще неандертальцы хранили кости медведей, особенно их черепа. Это больше похоже на священнодействия, а не на обычную охоту. Мощные животные - это достойная жертва мощному Божеству или мощным богам, а не пища для них. Т.е. у древнего человека была сильная вера и сильное желание приносить жертву Богу или богам, было чувство собственной ущербности перед Богом, вины перед Ним. Все эти соображения органически связаны с древним преданием о Едином Боге, перед Которым человечество согрешило, и Который установил жертву за грех, как прообраз будущей жертвы Спасителя. Ведь хотя большинство людей отпали от истинного Бога, религиозное чувство жило в их душах, тревожило их совесть.

 []

Олень демонстрирует свои рога. Пещера Лако. Взято с книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций.

Другие такие знаменитые пещеры - пещеры Лако. И здесь тоже помог случай. Вообще в академической науке археологии самые громкие открытия были сделаны случайно или почти случайно. Пещеры Лако во Франции были открыты четверыми молодыми людьми из Монтиньяка близ Лако. Сначала 8 сентября 1940 г. юноши, прогуливаясь по лесу, наткнулись на глубокую расщелину, которую они бегло осмотрели. Но уже 13 сентября друзья вернулись к расселине, спустились туда и попали в огромную естественную нишу, которую осветили масляной лампой. Тогда они обнаружили, что главная пещера была помещением длиной около 30 м. В конце ее находился узкий коридор. Здесь они впервые обнаружили несколько разноцветных рисунков на стенах: странных животных различных размеров, довольно умело изображенных на стенах. Они сразу поняли, что нашли, ибо совсем недавно в Дордони были обнаружены другие пещеры с аналогичными настенными росписями, о чем обществу было широко известно. Так были найдены пещеры, где обитали доисторические люди эпохи палеолита. Юноши еще несколько раз приходили сюда и обнаруживали все новые открытия. Так, в самом низу молодые люди обнаружили то, что потом назвали "колодец" - крутую, сырую и холодную расщелину. Там было изображение раненого бизона, атакующего человека, стоящего с раскинутыми руками, в то время как справа от них уходил носорог. Один из юношей, Марсель Равида, убедил директора школы Леона Лаваля посетить пещеры, показав ему наброски обнаруженных рисунков. Лаваль быстро осознал всю ценность открытия и вышел на связь с аббатом Анри Брейлем, одним из главных специалистов по пещерной живописи. Аббат, осмотрев пещеры, сообщил о них в академических кругах. Тогда было объявлено о находке "Сикстинской капеллы доисторических времен".

Поскольку через 4 года был снят о пещерах фильм, а после Второй мировой войны пещеры стало посещать все больше и больше туристов, то это привело к негативным последствиям для живописи, в том числе распространению плесени на стенах пещер. В результате пещеры были закрыты для публики в 1963 г., и с тех пор они постоянно закрыты, так что посетители могут теперь видеть их точное воспроизведение, искусственно созданное неподалеку от них и расписанное по возможности точно, как сами пещеры. Аналогичным образом поступили с пещерами Альтамира в Испании.

 []

Загадочный рисунок с бизоном. Пещера Лако. Взято с книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций.

Пещеры Лако знамениты благодаря высокому качеству рисунков. Общая площадь пещер составляет примерно 100 кв. м. Рисунки выполнены единообразно. Возможно, они сделаны одной группой художников. Среди рисунков: группа животных - бизон; лошади; олени; крупный рогатый скот; каменный козел; кошачьи животные; носороги; северный олень. Рисунки сделаны минеральными красителями: углем и охрой и очень реалистичны.

 []

С потрясающим мастерством переданы реальные цвета звериных шкур. Пещера Лако. Взято с книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций.

Во всех пещерах рядом с фигурами животных изображены абстрактные знаки: линии, квадраты и прямоугольники. Значение этих знаков до настоящего времени остается невыясненным. Многие даже атеистические исследователи полагают, что пещеры были древним культовым центром.

Таковы загадки пещерной живописи. Таковы материальные свидетельства напряженной духовной жизни древних людей, свидетельства древней религии. Любопытно отметить, что хронологически первые серьезные произведения искусства - пещерные фрески - не имеют самостоятельного эстетического значения, а служат религии. Т.е. в древности искусство играло второстепенную роль по сравнению с религией в культурной деятельности человечества, в его миросозерцании.

 []

Жираф в Тадрарт Акакус. Тадрарт Акакус образует горный хребет в пустыне Сахара, в западной Ливии. Этот район известен своими наскальными рисунками с 12 000 до н.э. до 100 года. Взято с инета

 []

Расположенный на северной территории Австралии, Национальный парк Какаду содержит одну из самых больших концентраций произведений наскального искусства, созданных аборигенами. Считается, что самым старым работам 20 000 лет. Взято с инета

 []

Серра-да-Капивара - национальный парк на северо-востоке Бразилии. Здесь есть множество каменных убежищ, которые украшены наскальными рисунками, представляющими собой ритуальные сцены, охоту, деревья, животных. Полагают, что самые старые наскальные рисунки в этом парке созданы 25 000 лет назад. Взято с инета

А наиболее древние проявления религии относятся еще к неандертальцам - начиная с 250 тыс. лет до Р.Х. У этой деградировавшей ветви человечества, видимо, сохранилось предание о Едином Боге и вечной жизни после смерти. Это предание и эта надежда на вечную жизнь могли быть позаимствованы у основной ветви человечества. Ныне многие исследователи, даже атеистически настроенные, согласны с мыслью, что у неандертальцев были погребальные обряды и примитивные религиозные представления. Но это тема отдельного разговора...

И все-таки, вернемся к пещерной живописи. Почему же со временем она выродилась и исчезла? Может быть, ее вытеснило рисуночное письмо, более легкое по исполнению? Может быть, пещерная (наскальная) живопись стала вырождаться в охотничью магию? Здесь опять перед нами встает вопрос: не в том ли причина, что люди стали забывать Бога, и предпочли себе многих кумиров, и стали практиковать темные магические ритуалы...

3. Погребальные обряды неандертальцев

Примерно 250 тыс. лет до Р.Х. появился человек разумный неандертальский (homo sapiens neandertalensis), который претендует на роль нашего предка. Постепенно неандертальцы вымерли, уступив место человеку разумному современного типа (homo sapiens sapiens). Между тем, многие исследователи приходят к выводу, что неандерталец - наш ближайший сородич, мало чем отличающийся от современного человека, и что он не является нашим предком.

Первые люди (люди современного типа) общались с истинным Богом, сотворившем весь мир, в том числе и человека. Первые люди жили в земном раю, но согрешили и были изгнаны из рая. Постепенно люди множились, все больше грешили, и большинство из них отпадали от истинного Бога и теряли ведение о Нем. Лишь немногие, известные Священному Писанию праведники, сохраняли почитание Единого Бога. А все остальное человечество жило искаженной истиной о Боге, доверяя больше своим силам и своему разуму, гоняясь за плотскими, низкими удовольствиями, удовлетворяя греховные страсти, до крайнего развращения.

За это Богом был наслан невиданный Всемирный потоп, уничтоживший на Земле почти все живое. Спаслась лишь семья праведного Ноя и те пары животных, которые были взяты им на ковчег. От семьи Ноя и пошли следующие поколения людей, которые вначале почитали Единого истинного Бога. Но позже и они стали отпадать от Бога, творить кумиров и сочинять языческие вероучения и ложных богов. Разум их помрачился, многие уверовали в себя, Бога же поместили на второе место, заменив ложными богами и собой, а некоторые вообще стали безбожниками.

Но у всех людей жило хотя бы и смутное, но ощущение бытия Высшей Силы, врожденная идея Божества. Потому есть много общих элементов у различных религий, ибо все они - лишь искажения истинной религии, религии поклонения Единому Богу.

Но тут читатель может выразить недоумение: разве не доказано, что вначале появились примитивные религии, культ предков, поклонение стихиям, язычество, а лишь потом, на более зрелой стадии человеческой культуры появился монотеизм - вера в единого Бога? Как же автор утверждает, что вначале люди веровали в Единого Бога? Но дело в том, что эта эволюционистская картинка далеко не является научным фактом, и против нее есть достаточно много возражений. И, наоборот, существует множество фактов в пользу христианского понимания истории развития религий. А читатель, если хочет углубиться в этот вопрос, пусть самостоятельно перечитает современные публикации по истории религий...

Но вернемся к первому человеку. Если первый человек был человек разумный современного типа, то кто тогда предполагаемый наш "предок" неандерталец, хорошо сохранившихся останков которого достаточно много? Отсюда напрашивается вывод, что неандерталец не наш предок, а побочное ответвление от человека современного типа, ответвление, скорее всего, деградировавшее. Последние неандертальцы вымерли примерно 28 тыс. лет назад, долгое время живя по соседству с людьми современного типа, но отставая от них по развитию.

Ареал распространения неандертальцев выглядит примерно так, как показано ниже. Похоже, что неандертальцы населяли, в основном, предледниковую зону Европы. Они были как бы экологическим типом древнего человека, сформировавшимся в условиях сурового климата.

 []

Взято из обзора Маркова А.В. "Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, генетики, эволюционной психологии"

И вот, у этих самых неандертальцев обнаруживаются захоронения (впервые обнаружено в 1908 г.). Причем глубина захоронений далеко не всегда обеспечивала гигиенические требования, т.е. его неглубокие захоронения не избавляли от трупного запаха, неизбежного при этом. Значит, причина захоронений была отнюдь не гигиеническая. Поза захоронений соответствует позе сонного человека (на боку, колени слегка согнуты, правая рука под головой) или эмбриональной позе (ноги согнуты в коленях и касаются подбородка, голова наклонена, пятки касаются ягодиц); могилы часто овальной формы, напоминающей матку. Откуда у неандертальцев представления о необходимости хоронить в земле, о смерти, как временном сне, за которым возможно пробуждение, рождение в новую жизнь? Почему в руку усопшего вкладывали обожженные кости животного (остатки жареного мяса) и рубило, которым обычно пользовались? Не являются ли они символами жизни, жизни после смерти? Ведь символы - древнейший способ человечества изобразить неизобразимую духовную реальность. Далее. Вокруг головы одного усопшего неандертальца найдены положенные куски кремния, годные и для приготовления новых орудий и для высекания огня. Но огонь издревле использовался человечеством как связь с небом, с Божеством, а не только для приготовления пищи.

 []

Погребение неандертальца. Взято с сайта: http://evolutionism.ucoz.ru/faq/11

На этой реконструкции можно видеть:

а - Тело умершего в позе спящего.
б - Тело ориентировано в направлении восток-запад.
в - Голова повернута в южном направлении.
г - Каменная подушка.
д - Сожженные кости.
е - Орудия из камня.
ж - Подстилка из лесного хвоща.
з - Цветы.

Ныне многие исследователи, даже атеистически настроенные, согласны с мыслью, что у неандертальцев были погребальные обряды и примитивные религиозные представления. Но эти представления не могли возникнуть спонтанно, а вернее всего полагать, что неандерталец - деградировавшее ответвление человечества - позаимствовал предание о смысле смерти и будущей жизни от основной ветви человечества, от Адама. Ведь еще Адаму Бог сказал, что он - прах, земля, и в землю вернется после смерти. С тех пор, видимо, людей стали хоронить в земле. А надежда на вечную жизнь не покидала человека после его изгнания из рая, после того, как он лишился бессмертия. Потому и смерть воспринималась как временный сон и рождение в новую жизнь. Трудно сказать, каковы были представления неандертальца о жизни после смерти. Ведь даже основная ветвь человечества не имела четких представлений о жизни после смерти: о загробной жизни души, о всеобщем Воскресении мертвых. По крайней мере, в библейской книге Бытия не сказано, чтобы Бог открывал человеку об этом. Но Священное Писание, свидетельствующее, что ветхозаветные патриархи и после Адама общались с Богом, зафиксировало далеко не все устное предание человечества. Очень вероятно, что какие-то пусть неопределенные, но представления о вечной жизни могли быть у Адама и последующих патриархов. Иначе им было бы крайне тяжело переносить тяготы жизни земной. Так что следует склониться к мысли, что надежда на вечную жизнь была древнему человечеству не чуждой, и неандертальцы позаимствовали это предание у основной ветви человечества.

Нужно отметить следующее. Если атеистически настроенные исследователи нехотя готовы признать наличие примитивных религиозных представлений у неандертальцев, то ученым-христианам очевиднее другое: у неандертальцев существовало глубокое религиозное чувство и, возможно, идея нового рождения после смерти с телом (идея Воскресения), о чем и говорят эмбриональные позы умерших и др. факты. И еще. При наличии столь глубокой основополагающей религиозной идеи у неандертальцев почти нет искусства. Они лишь украшают цветами (пыльца которых обнаружена) могилы, что есть лишь начальный элемент искусства. Очевидно, что в древности искусство играло лишь вторичную, вспомогательную роль при религии и, фактически, было порождено религией.

Так идея Единого истинного Бога и надежда на воскресение из мертвых и вечную жизнь проявлялась у древних неандертальцев.

Впрочем, неандертальцам не дано было сохранить ревностную веру в единого Бога, и они навсегда исчезли с лица земли...

Заключение

Когда-то древние римляне, глядя на колоссальные египетские пирамиды в Гизе, задавали себе вопрос о фараонах, их построивших. Наши предки думали о своих предшественниках также, как и мы порой думаем о своих предках. А может быть даже чаще нас думали...

Человек всегда чувствовал, что его история имеет смысл лишь тогда, когда она является органической частью истории всего человеческого рода: прошлого, настоящего и созидающегося будущего. Это верно и для нас, современных людей. Лишь при таком подходе приходит осознание смысла отдельной человеческой жизни и переживание полноты жизни.

Человек всегда понимал: если хочешь лучше узнать себя, свое время, тебе нужно постараться познать прошлое, жизнь предков. А еще нужно оставить потомкам нечто важное из своей жизни, достойную память о себе и своем времени. История человечества, его жизни, радостей и страданий преподносит нам уроки для настоящих дней и готовит нас к приходу будущего.

Вот мы созерцали памятники прошлого. Что же случилось с теми народами, от которых остались эти памятники?

Изучение прошлого показывает нам следующую картину: в разные времена и в самых разных местах люди были склонны поклоняться своим богам и духам похожим образом, и вели войны друг с другом, как правило, с одними и теми же целями. Лишь иногда случались периоды духовного просветления, и люди вспоминали Бога.

Быть может, когда люди часто забывали Бога, то и Бог оставлял целые народы, прекращал защищать их от ударов стихии, от врагов, от голода и смертельных эпидемий. И целые древние цивилизации навсегда канули в вечность...

Как важно нам, в наши суетные дни понять уроки истории!

(Январь 2017 г.)

Литература

1. А.Б.Зубов. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге. М.: Никея, 2009. - 142 с.

2. Великолепие исчезнувших цивилизаций. Под общей ред. Ф.Бурбона и Валерии М. де Фабианис, М.: БММ АО, 2001. - 352 с.

3. Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий, 1975. http://readr.ru/mircha-eliade-istoriya-veri-i-religioznih-idey-tom-1-ot-kamennogo-veka-do-elevsinskih-misteriy.html

4. Пещерная живопись. http://animalworld.com.ua/news/Peshhernaja-zhivopis

5. Пещерная живопись. http://www.bcetyt.ru/culture/pictures/peschera.html

6. Марков А.В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, генетики, эволюционной психологии.

http://www.evolbiol.ru/main_questions/922

7. Врублевский Г. Неандертальцы. Обзор по материалам интернета. http://evolbiol.ru/document/1698


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Межзвездный мезальянс. Право на ошибку" С.Ролдугина "Кофейные истории" Л.Каури "Стрекоза для покойника" А.Сокол "Первый ученик" К.Вран "Поступь инферно" Е.Смолина "Одинокий фонарь" Л.Черникова "Невеста принца и волшебные бабочки" Н.Яблочкова "О боже, какие мужчины! Знакомство" В.Южная "Тебя уволят, детка!" А.Федотовская "Лучшая роль для принцессы" В.Прягин "Волнолом"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"