Скрыпник Александр Павлович : другие произведения.

Любовь. На руинах стереотипов. Глава 8. Любовь И Влюбленность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Глава 8. ЛЮБОВЬ И ВЛЮБЛЕННОСТЬ
  
  Иные люди только потому и влюбляются, что они наслышаны о любви
  Франсуа де Ларошфуко
  
   Мы с Вами сегодня настолько информированные люди, что, вероятно, даже ребенок знает, что таких разных между собой женщину и мужчину "толкает" навстречу друг другу половой инстинкт, инстинкт продолжения рода.
   Артур Шопенгауэр достаточно безаппеляционно заявил об этом в "Метафизике половой любви": "...всякая влюбленность, каким бы эфирным созданием она не представала, коренится всецело в половом влечении, да и сама она есть лишь точнее определенное половое влечение, специфицированное, индивидуализированное (в самом точном смысле этого слова)".
   А.И. Фет в своей книге "Инстинкт и социальное поведение" - отмечает:"... в человеческой природе есть древнейший слой, определяемый инстинктами, то есть генетической наследственностью. Этот слой не может быть изменен культурой, хотя формы проявления инстинктов зависят от культуры и определяют облик этой культуры. Биологическое в человеке всегда противилось формальному подходу и считалось "иррациональным"".
   Некоторые этологи идут ещё дальше и практически всю человеческую культуру, всё человеческое поведение выводят из инстинктивных "программ".
   Их трактовка приблизительно такова: Разделение полов понадобилось Природе как механизм улучшения рода. Эффективный естественный отбор будет, если более совершенные особи будут иметь привилегию размножаться. Это позволяет ускорить и ужесточить отбор (и это дается по приемлемой цене), увеличить разнообразие претендентов на размножение. Для этого Природа придумала роли Самца и Самки. Самцы соревнуются друг с другом, и лучшим из них самки дают возможность оставить потомство. Это и есть половой отбор, основанный на различной роли полов.
  Это задание требует от самцов и самок определенного поведения. Главное задание самца - соревноваться с другими самцами; самец хочет, чтобы его, как победителя, одобрили самки, и в самках его интересует, прежде всего, количество: если он действительно хорош, то Природе нужно, чтобы от него было как можно больше потомства. Главное задание самки - вырастить потомство. Но она хочет, чтобы это было самое лучшее потомство, стало быть - от самого лучшего самца. Самка хочет, чтобы как можно больше самцов боролись за нее, но подпустит она к себе лишь одного - самого лучшего.
   Природа говорит с человеком на подсознательном языке, человек ощущает ее веления в виде эмоций, а также в виде двойных стандартов и кривологики. Природа рассчитывает на то, что каждое существо будет стараться выполнить свое задание, и в равнодействии усилий всех существ и всех программ планы Природы реализуются. Природе вовсе не нужно, чтобы какое-то существо знало ее план, она не доверяет своим чадам, да и незачем.
   Природа вовсе не заинтересована, чтобы человек был счастлив. Природе важно чтобы существа выполняли ее задание, и главный способ, каким Природа объявляет существу свою волю - это "хочется, и все тут!". Даже напротив: несчастливым существом легче помыкать. И "помыкает" нами Природа посредством инстинктов.
   Задания Природы нашли отображения в предрассудках социума.
   А что такое "инстинкт"?
   Как пишет Леонард Берковиц в работе "Агрессия: причины, последствия и контроль", - "... нужно сперва прояснить значение термина "инстинкт". Это слово используется совершенно по-разному, и не всегда можно с уверенностью утверждать, что именно подразумевают, когда говорят об инстинктивном поведении. Мы иногда слышим, что человек под влиянием внезапно возникшей ситуации действовал инстинктивно". Значит ли это, что он отреагировал генетически запрограммированным способом или что он или она отреагировали на неожиданную ситуацию не подумав?".
   Биологи называют врожденные способы поведения словом "инстинкт", от латинского instinctus, означающего "побуждение".
   Вот как определяет инстинкт Википедия:
   Инстинкт - Целенаправленная приспособительная деятельность, обусловленная врожденными механизмами и характеризующаяся постоянством ответных реакций на действие определенных раздражителей.
   Философский словарь даёт следующее определение: Инстинкт (лат. - побуждение, стимул) - естественное влечение; свойственная роду и виду врожденная, т.е. наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий. Осуществляется автоматически или вследствие внешнего раздражения, определяя исход более или менее сложных, "целенаправленных" действий, но так, что необходимое сознательное предвидение исхода рассматриваемых инстинктивных действий - не говоря уже об осознании их целесообразности или необходимости - отсутствует. Такими инстинктами, постоянно связанными с определенной склонностью, являются в основном инстинкт питания, чистоты, спаривания, случки, откладывания яиц, заботы о потомстве, общения, защиты и перелётов. Инстинкты необъяснимы из опыта отдельного индивида; будучи врожденными, они вместе с тем могут усиливаться или ослабляться в течение жизни. О происхождении инстинктов существует много гипотез, ни одна из которых не является вполне удовлетворительной. Инстинктивные действия отличаются от сознательных главным образом тем, что они совершаются и имеют смысл только в определенных (обычных, естественных) условиях и при резком изменении этих условий могут исчезнуть или стать нецелесообразными. Какую роль инстинкты играют в жизни человека, выяснено недостаточно. Точно известно, что, с одной стороны, сознательное мышление и воля в их глубочайшей основе направляются инстинктами, с другой стороны, вызывающая сожаление лабильность современного культурного человека по отношению к угасанию жизненно необходимых для него инстинктов основывается на образе его жизни, что уже отличает человека от животных. При этом нужно думать, что как раз эта лабильность, эта изменчивость всех склонностей и способностей открывает разуму возможность неограниченной деятельности и очень важна для человека. У Паскаля инстинкт - "внутренний опыт, основывающийся на интуиции и движимый ею".
   Леонард Берковиц, озаглавив раздел в своей книге "Что такое инстинкт?", на мой взгляд, так и не сумел дать ему какого-то четкого определения.
   Он приводит взгляды Дарвина на эту проблему. "...Дарвин: тот рассматривал инстинкты то как драйвы, побуждающие человека к особенному типу поведения, то как поведенческие тенденции (например, кураж) или проявление чувств (таких, как симпатия), или придерживался более близкого современной науки взгляда, определяя инстинкты как стереотипные поведенческие паттерны, характерные для данного вида (например, строительство улья у пчел) ... Дарвин рассматривал инстинкт в основном как влечение или импульс, побуждающий животное стремиться к определенной цели".
   Далее Берковиц обращается к психоанализу. Инстинкты в рамках психоанализа рассматривались как наследственные (неприобретённые) тенденции, играющие роль мотивационных сил сложных человеческих моделей поведения. Первым психологом, включившим инстинкт в психологическую теорию, был всё тот же Зигмунд Фрейд. Фрейд выделял два основных инстинкта - инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). В основании "инстинкта смерти", считал Фрейд, лежит биологический механизм, общий для всех форм жизни. Каждый организм, размышлял он, стремится снизить нервное возбуждение до минимума. Смерть полностью снимает всякое внутреннее напряжение, и, таким образом, все органические формы жизни стремятся к смерти. (Эту точку зрения Фрейда критиковали уже его ближайшие последователи. Поэтому, я себя критикой этой концепции утруждать здесь не буду).
   Затем Берковиц вспоминает родоначальника этологии Конрада Лоренца. О взглядах этологов на проблему инстинктов я уже упоминал выше. Здесь же кратко очерчем взгляд самого Лоренца. Он придерживался мнения, что инстинктивные действия по большей части детерминированы эндогенно как у животных, так и у людей, и они не являются главным образом реакцией на внешние события. В инстинктивных центрах нервной системы организма спонтанно накапливается неизвестное вещество или возбуждение, и оно заставляет организм реагировать на ситуативный стимул особенным способом. Лоренц не приравнивает эту стимуляцию к рефлексам. Организм не побуждается внешними событиями. Эта концепция Конрада Лоренца получила название гидравлической по аналогии с накапливанием и давлением воды на какие-либо препятствия.
  Возникла даже так называемая гормическая психология. Американский психолог Уильям Мак-Дуггал ввёл понятие "горме" - особой нематериальной силы, которая является источником мотивации и проявляется в виде инстинктов. Он же разработал собственную классификацию инстинктов:
  - бегство (страх);
  - неприятие (отвращение);
  - любознательность (удивление);
  - агрессивность (гнев);
  - самоуничижение (смущение);
  - самоутверждение (воодушевление);
  - родительский инстинкт (нежность);
  - пищевой инстинкт;
  - стадный инстинкт;
   (Лично мне не совсем понятно, как, например, удивление, смущение, воодушевление, отвращение можно считать инстинктами? Но...).
   Таким образом, в обиходе мы достаточно часто оперируем словом "инстинкт", хотя на сегодня так и не найдено чёткого ответа на вопрос, - а что же это, собственно, такое? Завершить короткий экскурс в проблему "инстинкта" хотелось бы словами того же Леонарда Берковица:
   "Специалисты и ученые часто не соглашаются друг с другом относительно смысла этого термина (авт. - инстинкта)".
   У Вас может возникнуть закономерный вопрос, - "Зачем столько времени уделять проблеме "инстинкта" в главе, которая озаглавлена ""ЛЮБОВЬ И ВЛЮБЛЕННОСТЬ"?".
   Во-первых, мне хотелось таким образом объяснить Вам причину того, почему я не начал рассмотрения процесса "осуществления Любви", соединения женщины и мужчины, с рассмотрения полового влечения и сексуального инстинкта как физиологических процессов. Это был бы очень упрощенный ответ на вопрос, - как соединяются такие различные "носители Любви".
   А во-вторых, ... Ну, - что, во-вторых, вы поймете из содержания этой главы. Помните знаменитую фразу Франсуа де Ларошфуко, - "Любовь одна, а подделок под неё тысячи? Вы согласитесь довольствоваться "подделкой"? Как отличить "подделку" от "оригинального произведения"?
   Для этого мы с Вами должны проанализировать ту "роковую ошибку человечества", которая, несмотря на то, что огромное количество исследователей акцентирует на ней внимание, продолжает господствовать в умах людей и, к огромному сожалению, зачастую приводит к трагическим последствиям.
   Виктор Доброславович в своей книге "Любовь или влюбленность? Роковая ошибка Человечества!" ставит, на первый взгляд простые, но, тем не менее, имеющие огромное значение вопросы:
  "И зачем только люди влюбляются???".
  "Что во влюбленности такого уж заманчивого???".
  "Влюбленность - это хорошее состояние???". Далее он приводит определение понятия "влюбленность" по словарям С.Ожегова и В. Даля и ставит следующие вопросы.
  "...по словарю С. Ожегова: ВЛЮБИТЬСЯ - страстно полюбить кого-нибудь.
  ВЛЮБЛЕННЫЙ - испытывающий страстную любовь, влечение к кому-нибудь.
  - полный любви.
  В словаре В. Даля чуть иначе:
  ВЛЮБИТЬСЯ - полюбить страстно, обычно о любви половой. ВЛЮБЧИВЫЙ - склонный к безотчетной, изменчивой любви.
  - легко и скоро влюбляющийся.
  Но все равно получается, что влюбленность - это нечто приятное. Тогда почему после нее часто бывают страдания, и даже смерть???".
  Для рассмотрения принципиальных различий между любовью и влюбленностью Доброславович делает следующую предпосылку:
  "При знакомствах, да и после них, мужчины и женщины начинают оценивать друг друга по разным параметрам. По моим представлениям их семь:
  ДУША ХАРАКТЕР УМ
  ДОЛЖНОСТЬ ДЕНЬГИ ТЕЛО СЕКС
  Что же обозначают здесь разные слова? Начну с самого низа:
  СЕКС - будет обозначать только интимные отношения, в основном прикосновения и половой акт.
  ТЕЛО - все, что касается внешних данных, иногда можно сюда отнести и одежду. ДЕНЬЕИ - материальное благосостояние: зарплата, квартира, машина, дача, яхта, вертолет, остров в Тихом океане, и т.п.
  ДОЛЖНОСТЬ - социальное положение: рабочий, директор фирмы, манекенщица, преподаватель и т.п.
  УМ - ум, разум, интеллект, менталитет и т.д. - кто как понимает.
  ХАРАКТЕР - качества личности: доброта, суровость, веселость, мрачность,
  стойкость, плаксивость, раздражительность, терпеливость и т.д.
  ДУША - качества внефизического мира, духовные проявления в человеке."
  И затем он констатирует: "Все дальнейшее, написанное в книге, будет базироваться именно на таком разделении. "Любовь" - это Любовь.
  А "влюбленность" - это все остальное: симпатия, влечение, страсть и т.п. Давайте и на нашем постоянном рисунке проведем разделение.
  Влюбленность Любовь
  ДУША ДУША*
  "ХАРАКТЕР* ХАРАКТЕР
  *УМ* УМ
  ДОЛЖНОСТЬ ДОЛЖНОСТЬ
  ДЕНЬГИ ДЕНЬГИ
  *ТЕЛО* ТЕЛО
  СЕКС СЕКС
   Разделяя понятия "любовь" и "влюбленность" Доброславович перечисляет те действия, которые отсутствуют и не проявляются при Любви, но обязательно бывают при влюбленности. Это, -
  1. ОБМАНЫВАЮТ.
  2. ОХМУРЯЮТ.
  3. ОПЬЯНЯЕТ.
  4. ВЫБИРАЮТ.
  5. СРАВНИВАЮТ.
  6. ПРИНИЖАЮТ.
  7. ПРЕНЕБРЕГАЮТ.
  8. ПЕРЕДЕЛЫВАЮТ.
  9. КАК К ВЕЩИ.
  10. ТРЕБУЮТ ДОКАЗАТЬ "любовь".
  11. ЖДУТ НАГРАДЫ за "любовь".
  12. ЖДУТ СЛОВА О "любви".
  13. НАДО БЫТЬ РЯДОМ.
  14. СОМНЕВАЮТСЯ.
  15. НЕ ДОВЕРЯЮТ.
  16. БОЯТСЯ ОБМАНА.
  17. БОЯТСЯ ПОТЕРЯТЬ.
  18. СТРАДАЮТ.
  19. ССОРЯТСЯ.
  20. НАДОЕДАЮТ ДРУГ ДРУГУ.
  21. ОТНОШЕНИЯ ПРОХОДЯТ.
   Подводя итог анализу "влюбленности" Доброславович пишет: "... влюбленность и эгоизм - это, в общем, синонимы, совершенно одно и то же. Слова только разные, да разве что влюбленность несколько более широкое понятие". (На ошибку Виктора Доброславовича в понимании категории "эгоизм" я уже указывал в главе "ОТПРАВНАЯ ТОЧКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛЮБВИ - ЛЮБОВЬ К СЕБЕ". Поэтому считаю, что понятие "влюбленность" всё-таки ближе понятию "эгоцентризм").
   Далее, позволю себе достаточно обширную цитату из книги Валерио Альбисетти "Как оставаться вместе всю жизнь", в которой он, на мой взгляд, достаточно объёмно характеризует признаки "влюбленности".
   "Почти все путают любовь с влюблённостью. Женские журналы, телепередачи, фильмы, литература (за исключением некоторых авторов) превозносят момент влюблённости, как будто в ней суть настоящей любви. А ведь достаточно иметь немного здравого смысля, чтобы понять, что переживание влюблённости сильно отличается от постоянной любви.
   Сегодня мы живём в таком обществе, в котором ценность всякой вещи зависит от рыночного спроса, имидж продукта важнее самого продукта, средства массовой информации стали настолько могущественными, что создают самые настоящие поведенческие модели. Любовь же, путь личностного роста, дух почти повсюду на земном шаре имеют мало значения, не ценятся. В этом обществе влюблённость переживается как любовь, потому что важен образ индивида, но не его зрелость. Средства массовой информации оказывают программирующее действие на мысли и чувства: теперь все люди одинаково думают и любят - или считают, что любят. Непохожесть - то, что отходит от общепринятой модели, - воспринимается как тревожный знак, отклонение. В таком обществе, в котором жизнь человека поглощается работой и другими обязанностями, ощущение одиночесгва и покинутости неудержимо распространяется, я общение между людьми почти совсем исчезло, секс нередко считается единственным актом, способным дать видимость общения, тепля, единения между человеческими существами.
   ... Ощущая сексуальное влечение к партнёру, человек верит, что нашёл большую любовь. Более того, это принимается за доказательство интенсивности и правильности отношений, в то время как на самом деле являет собой всего лишь доказательство глубокой неспособности общаться другими способами. Итак, мы путаем влюблённость с любовью.
   Я перечислю некоторые свойства и того и другого, чтобы читатель мог понять, переживает ли он моменты влюблённости или идёт по пути любви.
   Влюблённость принадлежит к животной природе человека, любовь - к его зрелости. Для того чтобы влюбиться, не нужно мужества: достаточно пустить всё на самотёк и дать себе волю. Но я обращаюсь к людям, которые хотят использовать свой разум и способность к трансцендентности. А иначе, чем бы мы отличались от животных? Для влюблённости секс имеет решающее значение, в отношениях любви он необязателен. Многие люди считают себя "хитрыми", живя так, как они живут: больше во влюблённости, чем в любви. Но они ведут себя так только потому, что не хотят признать бедности своих эмоций и своей неспособности общаться каким-либо иным способом, кроме сексуального.
   Во влюблённости человек видоизменяет, искажает реальную действительность, приспосабливая её к этим отношениям; в любви реальность становится неотъемлемой частью отношений, возвышая и укрепляя их.
   В состоянии влюблённости образ другого человека становится наваждением, без него жизнь кончена; в любви партнёр всегда присутствует, отношения с ним продолжаются всё время, потому что мы построили или строим вместе с ним замысел, саму жизнь.
   Влюблённость - это не замысел, это лишь восторженность момента, даже если она продолжается месяцы или годы.
   Влюблённость покрывает глубокое внутреннее одиночество, человек стремится быть вместе с партнёром для того, чтобы чувствовать себя живым; в любви наш духовный мир - автономный, независимый от партнёра - в результате свободного выбора соединяется с миром любимого человека, чтобы идти дальше вместе.
   Влюблённость - это искра, принимаемая за огонь; любовь - это пламя, которое постоянно поддерживается.
   Во влюблённости восторженное состояние возможно только в присутствии партнёра; в любви счастье составляет постоянную основу жизни.
   Влюблённость создаёт иллюзию роста, будучи только остановкой, временным прекращением невроза; любовь по определению являет собой личностный и, как следствие, совместный рост.
   По окончании влюблённости человек испытывает ощущение огромной пустоты: возможно, оно всего лишь открывает пустоту, которая была и прежде, а теперь стала ещё более горькой. Любовь же, о которой я говорю, не видит конца, потому что пустоты не было никогда, даже до её начала.
   Влюблённость боится смерти; в любви переживается много смертей, но все они растворяются благодаря умению во всём видеть смысл, значение.
   Во влюблённости отрицается предел; в любви предел ищут, признают, принимают и превозносят.
   Во влюблённости благоразумие изгоняется; в любви оно играет важную роль. Влюблённость по самой своей природе исключительна; любовь универсальна. Влюблённость - это обладание; любовь -дар.
   Влюблённость господствует над людьми, переживающими её; идущие по пути любви вместе управляют своей любовью, а не управляются ею.
   Влюблённый человек стремится к слиянию: обычно он одержимо воспроизводит в уме образ партнёра, его глаза, лицо... В любви постоянно делается выбор.
   Сомнения ранят влюблённость, но укрепляют любовь.
   Влюблённость состоит в основном из ощущений; любовь, помимо этого, включает в себя волю.
   Влюблённость по существу созвучия психологии ребёнка, который в своём детском стремлении ко "всемогуществу" желает получить всё и сразу любовь - удел зрелых людей, которые не боятся времени, но напротив, принимают его в расчёт.
   Влюблённость поверхностна и довольствуется наружностью; любовь черпает силы из глубины личности партнёра. Любовь никогда не бывает поверхностной.
   Влюблённости присуща потребительская логика; любви - логика бытия, познания.
   Страдание убивает влюблённость; любовь включает его в себя.
   Во влюблённости двое превращаются в ничто; в любви они умножаются.
   Влюблённость легка, но она опустошает; любовь трудна, но она наполняет"!.
   А вот, что пишет о влюбленности Морган Скотт Пек в своей книге "Непроторённая дорога. Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного развития": "Среди всех заблуждений относительно любви самым действенным и распространенным оказывается представление, что влюбленность - это тоже любовь или, по меньшей мере, одно из ее проявлений. Действенным это заблуждение является потому, что влюбленность субъективно переживается так же ярко, как и любовь".
   И далее, - "возникают две проблемы.
   Во-первых, влюбленность - это специфическое, сексуально ориентированное, эротическое переживание. Мы не влюбляемся в своих детей, хотя можем очень сильно любить их. Мы не влюбляемся в друзей одного с нами пола - если только мы не гомосексуально ориентированы, - хотя можем преданно заботиться о них. Мы влюбляемся только тогда, когда это сексуально мотивировано, - не имеет значения, осознается это или нет.
   Во-вторых, переживание влюбленности всегда непродолжительно. В кого бы мы ни влюбились, раньше или позже это состояние проходит, если отношения продолжаются. Я не хочу сказать, что мы неминуемо перестаем любить человека, в которого влюбились. Но экстатичное, бурное чувство, собственно влюбленность, проходит всегда. Медовый месяц всегда быстротечен. Цветы романтики неминуемо увядают.
   ... Сущность феномена влюбленности заключается в том, что на некотором участке рушатся границы эго и мы можем слить свою личность с личностью другого человека. Внезапное освобождение себя от себя, взрыв, объединение с любящим существом и - вместе с этим коллапсом границ эго - драматическое прекращение одиночества. Все это большинством людей переживается как экстаз, наше чувство любви, когда мы влюблены, является ошибочным, субъективное ощущение любовного переживания - иллюзорно, корни настоящей любви - не в состоянии влюбленности.
  Влюбленность не является результатом волевого акта, сознательного выбора. Влюбленность - это не расширение наших границ и пределов; это лишь частичное и временное разрушение их. Расширение пределов личности невозможно без усилий - влюбленность усилий не требует.
   ... У влюбленности мало общего с сознательным, целенаправленным духовным развитием. ... Если влюбленность - не любовь, то, что же она тогда представляет собой, кроме временного частичного разрушения границ эго? Я не знаю. Однако сексуальная специфика явления заставляет предположить, что это генетически определенный инстинктивный компонент брачного поведения. Другими словами, временное падение границ эго, представляющее собой влюбленность, - это стереотипная реакция человеческого существа на некую совокупность внутренних сексуальных побуждений и внешних сексуальных стимулов; эта реакция повышает вероятность сексуального сближения и совокупления, то есть служит выживанию человеческого рода. Или, выражаясь еще прямее, влюбленность - это обман, трюк, который гены проделывают над нашим рассудком (в других случаях более сообразительным), чтобы одурачить нас и заманить в ловушку бракосочетания".
   Возможно, после этой фразы Моргана Скотта Пека Вам, уважаемый читатель, станет понятно, - почему я начал рассмотрение этой темы с рассмотрения проблемы "инстинкта". Я согласен с Пеком в том, что влюбленность - это генетически определенный инстинктивный компонент брачного поведения. Если понимать в данном контексте "инстинкт" как генетически обусловленное побуждение человека к определенному действию.
   Зачастую можно встретить информацию о так называемой "химии любви". Словосочетание, безусловно, симпатичное, но всё, что при этом подаётся в качестве информативных сигналов, относится не к Любви, а к влюбленности. Поэтому корректней говорить о "химии или биохимии влюбленности".
  Влюбленность имеет свои признаки. Вот некоторые из них:
  - Сердце начинает биться учащенно и просто готово выпрыгнуть из груди;
  - Вас бросает то в жар, то в холод, а ладони начинают потеть;
  - Вам кажется, что в животе у вас что-то подрагивает и трепещет;
  - По телу пробегают мурашки;
  - Ваши зрачки непроизвольно расширяются;
  - Вас не покидает ощущение полета;
  - Все чувства обостряются;
  - У вас полностью пропадает аппетит;
  - Проходит простуда, мучавшая вас не одну неделю;
  - Вам кажется, что вы все время немного пьяны;
  - Вы ощущаете ощущение необычного подъема, вы можете "свернуть горы";
  - Вы не можете ни на чем сосредоточиться;
  - Вы перестаете ругаться и спорить с окружающими, ощущая к ним необычную любовь;
  - Вам хочется петь, сходить с ума и вообще делать что-то необычное;
  - Вы можете спать по несколько часов в сутки и при этом не чувствовать усталости;
   Участвуют в возникновении влюбленности не только нервные клетки, но и некоторые специфические химические соединения. Главную скрипку здесь играет фенилэтиленамин или ФЭН. Именно он отвечает за большинство физических ощущений, сопровождающих влюбленность. Именно этот самый ФЭН и заставляет наше сердце биться с такой сумасшедшей скоростью, ладони потеть, зрачки расширяться и т. д.
   Кроме того, в результате влюбленности в крови повышается уровень адреналина, который ускоряет биение сердца, обостряет все чувства и вызывает ощущение общего подъема. Еще в это же время на нас воздействуют эндорфины, активизирующие иммунную систему.
   Ученые также обнаружили, что в организации сумасшедшего фейерверка эмоций участвуют такие нейромедиаторы, как дофамин и эндорфины. Они вызывают эйфорию, стимулируют внутреннюю энергию, повышают сексуальную возбудимость, улучшают настроение, одновременно снижая аппетит и потребность во сне, подавляют тревоги. Фенилэтиламин вызывает романтические настроения. В то же время падает уровень серотонина, что, с одной стороны, усиливает половое влечение, а с другой - снижает объективность оценок.
   Действие всех этих "проводников" влюбленности, по мнению французского нейробиолога Люси Венсан, нужно, чтобы скрепить пару, поскольку в это время партнеры не замечают недостатков друг друга.
   Специалист-антрополог из американского Университета Рутгерс Хелен Фишер даже опубликовала книгу "Почему мы любим: природа и химия романтической любви", где показала многостадийность этого чувства. По ее мнению, есть три этапа: вожделение, романтическая любовь и долговременная привязанность. Все три этапа обусловлены эволюционными хитростями: первый - поиск партнера для возможного зачатия ребенка, второй - влюбленность в найденный объект, эйфория, в традиционных обществах - зачатие ребенка, третий этап - привязанность.
   Исследования Хелен Фишер позволили ей заявить, что, как правило, первый этап длится от нескольких часов до нескольких дней. Второй - до 30 месяцев. Третий может быть как коротким, так и длинным в зависимости от того, сформируются ли устойчивые отношения после того, как пройдет влюбленность, а ребенок станет достаточно самостоятельным. (Вероятнее, Фишер оказалась бы более права, если бы назвала книгу "Почему мы влюбляемся?").
   Ученые из Лондонского университета исследовали влюбленных студентов, изучая их мозговую активность. Сканирование мозга обескуражило ученых: оказалось, что всеобъемлющее чувство "занимает" весьма небольшую часть мозга, отвечающую за инстинктивные чувства и генерацию эйфории. Складывается впечатление, что влюбленность пользуется теми механизмами нервной системы, которые обычно задействуются в наркотической зависимости.
   Вся эта пляска нейромедиаторов не может длиться долго, поскольку она способна исчерпать энергетические возможности человека и довести его до настоящего сумасшествия или до гроба. По-видимому, обозначенный Хелен Фишер 30-месячный предел - это оптимум.
  Не исключаю, что Фредерик Бегбедер, когда писал свой роман "Любовь живёт три года", был знаком с изысканиями Хелен Фишер и подобных ей исследователей. (Как Вы думаете, - как бы покупался роман Бегбедера, если бы он назвал его "Влюбленность живёт три года"? Мне лично кажется, что продажи были бы значительно ниже...). И путаницы в вопросах Любви только добавилось...
   Вы, не сомневаюсь, неоднократно слышали похожие высказывания: "Любовь - это такое восхитительное чувство!", "Меня охватило чувство любви!", "Я чувствую, что люблю его (её)!" и т.д. и т.п. Даже великие умы, увы, ошибались.
   "Любовь - самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом", - считал Вольтер.
   "Любовь - это самое интимное, самое индивидуальное чувство. Это все равно, что цветок, который в какое-то время можно отдать только кому-нибудь одному. Когда любишь, нужно отдавать всего себя и чувствовать, что тебя принимают, - а в любви принять все, может быть еще труднее, чем все отдать. Мы знаем, что отдаем, но не знаем, что получим", - писал Ричард Олдингтон.
   "Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих, и тогда оно составляет начало и залог того общественного благоденствия, которое обещается нам, в будущем развитии человечества водворением братства и личной равноправности между людьми", - утверждал Николай Александрович Добролюбов.
   Является ли Любовь страстью? Является ли Любовь чувством? А что такое "чувство"?
   Евгений Павлович Ильин в своей работе "Эмоции и чувства" пишет: "Житейское понимание слова "чувство" настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это и обозначение ощущений ("чувство боли"), и возвращение сознания после обморока (прийти в чувство"), и самооценка (чувство собственного достоинства, чувство собственной неполноценности) и т. п. Многофункциональное использование слова "чувство" выражается и в словах "чувствовать", "предчувствовать", "чувствительность". Так, говорят "я почувствовал", вместо того чтобы сказать "я ощутил", или "я чувствую" вместо того чтобы сказать "я думаю (полагаю, предвижу)"".
   А как определяют "чувство" научная литература?
  Чувство (sense) -
  способность воспринимать и различать любые внешние раздражители, такие как свет, звук, запах или прикосновение.
  Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г.
  (Следовательно, чувство - это способность воспринимать и различать?).
  Чувство (sentiment) -
  Организованная система эмоциональных диспозиций, собранных вокруг идеи о неком объекте - McDougall (1908). Он полагал, что существует три чувства: любовь, ненависть и эгоизм.
  Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа
  (Чувство - это организованная система эмоциональных диспозиций? Организованная кем и как? Что означает "эмоциональных"? И не получаем мы ответ: "Любовь - это чувство, а чувство - это любовь? Правда, есть ещё ненависть и эгоизм... Тоже, - чувства?).
  Чувство -
  1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-нибудь зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Органы чувств. "...Материя есть то, что, действуя ня наши органы чувств, производит ощущение.." Ленин.
  2. преим. мн., ед. в том же знач., что мн. состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. Лишиться чувств (от какого-нибудь потрясения). Привести кого-нибудь в чувство. Прийти в чувство. Упасть без чувств. "Он покачнулся и без чувств повалился на ступени". Чехов. "Чувство жизни ни когда не покидает его (т.е. он всегда чувствует жизнь). Чувство жизни вечно ново". К. Аксаков. Он обладал редкой способностью чувства новизны (умел чувствовать новое).
  3. чего и какое. Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает. Чувство голода. Чувство сытости. Чувство холода. Чувство боли. Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни. Чувство любви. Чувство жалости. Чувство гордости. Чувство собственного достоинства. Чувство злобы. Чувство зависти. "Чувство скуки ему незнакомо". Чехов. "В душе твоей кроткой и нежной злое чувство проснулось вдруг". Некрасов. "И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал". Пушкин.
  4. Любовь, испытываемая кем-нибудь к кому-нибудь (разг.). "Выдумал это, чтоб испытать ее, узнать, есть ли в ней чувство к нему". Гончаров.
  5. преим. мн. Способность деятельно переживать что-нибудь. Толковый словарь Ушакова
  Чувство -
  1) Чувство - Философский смысл термина: Чувство, душевное состояние, способность ощущения, восприятие, ум, здравый смысл, настроение (Цицерон); смысл или значение слова (Овидий); мысль, понятие, идея (Веллий Патеркул).
  2) Чувство - 1) в рационализме: чисто субъективное эмоциональное переживание, не имеющее серьезного значения; но у М. Шелера чувство - нечто большее, оно вводит в мир ценностей, позволяет их постичь. Это сопричастность бытию, переживание духовного опыта, а не эмоциональное вовлечение или "вчувствование".
  2) В экзистенциализме: "чувство абсурда", "чувстве заброшенности" и т.п.
  3) В христианской мысли: "духовные чувства" возникают при встречах с Высшим и нужны для распознания путей Провидения, путей к вечной жизни. Ф. Шлейермахер писал о "чувстве абсолютной зависимости", "чувстве Бесконечного" как сути религиозного сознания, Р. Отто - о "чувстве Святого", И. Ильин - о "чувстве духовного ранга" и "чувстве ответственности" в религиозном опыте. К духовным (или тонким) чувствам относят также внутренний слух и внутреннее зрение. Они нуждаются в пробуждении и очищении благодатью. С помощью "тонких чувств" духовный человек улавливает присутствие Божие, слышит Его голос и понимает Его замысел и действия. Нередки рассуждения о "чувстве Мы" (принадлежности к религиозной общине), чувстве служения, миссии. 4) Спиритизм у немалого числа участников вызывал чувство нечистоты, а оккультизм - чувство греха. 5) Аскетика предлагает пути и методы "собирания" внутренних чувств и их преображения благодатью. Для христианства важнее, однако, чувство усыновленности через Иисуса Христа Творцом мира как Отцом. 7) "Народ чует душой" (К. Победоносцев) - нередко простому народу приписывается как вполне достаточное и не нуждающееся в развитии инстинктивное "религиозное чутье", которое отстоит далеко от подлинных духовных исканий, подвижнического труда и понимающей веры, ограничивается обычно бытом, легендами и обрядами и "дорожит исконным и коренным больше, чем истинным" (о. Г.Флоровский). Подобное противопоставление "чувства" разуму и поиску истины обычно служит оправданию обскурантизма.
  3) Чувство - способность живого существа ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само ощущение; способность понимать на основе ощущений.
  4) Чувство - состояние того, кто чувствует что-либо, способность, возможность воспринимать сознательно деятельность внешнего мира через око - видение, ухо - слух, слушание, нос - чутье, обонянье, язык - вкус, вкушение, вся кожа - ощупь, осязание. Чувства в психологии - особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. В этом смысле чувства связаны с представлением о некотором объекте - конкретном или обобщенном (например, чувство любви к человеку, к Родине). Как устойчивое эмоциональное отношение к объекту чувство может не совпадать с эмоциональной реакцией на него в конкретной преходящей ситуации. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуальные действия и т.п.). Чувства возникают в онтогенезе как результат обобщения конкретных ситуативных дифференцированных эмоций. Они отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе (нравственное, интеллектуальное, эстетическое, родительское и др.); чувства отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно воспринимаемой ситуации. Чувствовать - ощущать, познавать телесными, плотскими способностями, средствами, познавать нравственно, внутренне, понимать, сознавать духовно.
  5) Чувство - в психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний Я (радость, печаль, взволнованность, отвращение) в нас самих и в других. Чувства являются особым видом гешталът качеств и относятся к группе свойств сущности (сущностных свойств). Гештальт качества сознания в целом, т.е. всего непосредственно переживаемого в данный момент, включая и внешний мир (названные Феликсом Крюгером "комплексными качествами" (качествами комплекса), т.е. свойствами нерасчлененного целого), обозначаются настроением. Чувства и чувственные явления могут быть подчинены различным сферам сознания: сознанию в целом, сфере Я или частичным сферам созерцаемого мира. Последняя из этих трех сфер (изолируемых друг от друга только в целях исследования, методически) важна с эволюционно-исторической точки зрения, ибо для первобытного мышления вещи также были живыми (см. Анимизм; см. также Одухотворение), потому что они сами "чувствовали", потому что, следовательно, было возможно вчувствование в вещи, сущность которых нужно было открыть (отсюда также воздействие на вещи посредством заклинания и т. п.; см. Магия, Первобытные формы религии). Поэтому для первобытного мышления и для детей чувство является преобладающим элементом душевной жизни и естественным способом познания (см. также Любовь). Сильные и быстро протекающие чувства называются аффектами (см. Аффект). Слово "чувство" или "чувствование" только с XVIII века стало специально философским термином; до этого проблема чувства разрабатывалась в философии и психологии в разделе о "страстях души" (лат. passiones animal). Философский словарь
  Чувство -
  высший продукт развития эмоций человека, которые возникают в онтогенезе как результат конкретных ситуативных эмоций. Чувства отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе (патриотические, нравственные, эстетические, родительские, дружеские и др.). В отличие от эмоций чувствам присущи стабильность, независимость от функционального состояния организма и конкретной ситуации. Личности свойственна иерархичная система чувств, содержание доминирующих чувств определяет направленность личности. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. Сформированные чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций. Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Так, чувство глубокой любви или ненависти к другому человеку при определенных обстоятельствах может порождать эмоцию радости, гнева или печали. В формировании и развитии высших человеческих чувств значительную роль играют социальные институты, социальная символика, обряды, обычаи и церемонии. Так же, как и эмоции, чувства человека, имея свои природные предпосылки, являются продуктом его жизни в обществе, результатом общения и воспитания. Отличительной чертой чувств является то, что они несут функцию приспособления к общественной среде с точки зрения не только личности, но и общества. Социологический словарь
  Чувство -
  1) Чувство - Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия
  2) Чувство - Эмоция, переживание
  3) Чувство - Состояние, в котором человек способен сознавать, воспринимать окружающее
  4) Чувство - Осознанное отношение к чему-нибудь
  5) Чувство - См. любовь N1
  6) Чувство - Само такое ощущение Словарь Ожегова
  Чувство -
  Чувство есть прежде всего процесс, происходящий между эго и каким-нибудь данным содержанием, притом процесс, придающий содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его ("удовольствие" или "неудовольствие"), но далее это также процесс, который помимо определенного содержания сознания или ощущений данного момента может возникнуть, так сказать, изолированно, в качестве настроения. Этот последний процесс может стоять в причинной связи с более ранними содержаниями сознания, хотя необходимости в этом нет, ибо он столь же легко возникает и из бессознательных содержаний, что вполне доказывается психопатологией. Однако и настроение - будь оно общим или же лишь частичным чувством - свидетельствует об оценке, но об оценке не определенного, единичного содержания сознания, а всего наличного в настоящий момент состояния сознания, притом опять-таки в смысле принятия или отвержения его. Поэтому чувство есть прежде всего вполне субъективный процесс, который может быть во всех отношениях независим от внешнего раздражения, хотя он пристегивается к каждому ощущению.
  ... чувство есть также разновидность суждения, отличающаяся, однако, от интеллектуального суждения постольку, поскольку оно составляется не для установления логической связи, а для установления прежде всего субъективного принятия или отвержения. Оценка при помощи чувства распространяется на всякое содержание сознания, какого бы рода оно ни было. Если интенсивность чувства повышается, то возникает аффект (см.), который есть состояние чувства с заметными телесными иннервациями. Чувство отличается от аффекта тем, что оно не вызывает заметных телесных иннервации, то есть вызывает их не больше и не меньше, чем обычный мыслительный процесс. Карл Густав Юнг. Словарь терминов
   Давайте с Вами поэкспериментируем, - предположим, что мы согласились с положением, что "любовь - это чувство". Теперь попробуем подставить слово "любовь" в некоторые из приведенных определений понятия "чувство".
   Что получается?
   "Любовь - способность воспринимать и различать любые внешние раздражители... "
   "Любовь - высший продукт развития эмоций человека, которые возникают в онтогенезе как результат конкретных ситуативных эмоций".
   (Теперь, что получается, - "любовь - это продукт эмоций"?).
   "Любовь - в рационализме: чисто субъективное эмоциональное переживание, не имеющее серьезного значения...".
   "Любовь - есть, прежде всего, процесс, происходящий между эго и каким-нибудь данным содержанием, притом процесс, придающий содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его ("удовольствие" или "неудовольствие"), но далее это также процесс, который помимо определенного содержания сознания или ощущений данного момента может возникнуть, так сказать, изолированно, в качестве настроения".
   Думаю, продолжать далее нет необходимости!
   Попробуем сделать ещё один шаг. Если, любовь - это чувство, а чувство - продукт развития эмоций. То возникает вопрос, - а что такое "эмоции"?
   Попытки развести понятия "чувство" и "эмоция" делались давно. Еще У. Мак-Дугалл писал, что "термины "эмоция" и "чувство"... употребляются с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности и разнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся".
   Мы опять сталкиваемся с "замечательной" фразой, - "До сего времени среди учёных нет единства ни в определении эмоций, ни в их классификации. И это неслучайно. Проявления эмоций могут иметь настолько много оттенков, что порой их очень трудно как-то собрать воедино". Вот так, - эмоции, вроде бы, как и есть, а четкого определения, что же это такое, - нет!
   Современных ученых, рассматривающих соотношение чувств и эмоций, можно разделить на четыре группы:
  - Первая группа отождествляет чувства и эмоции или дает чувствам такое же определение, какое другие психологи дают эмоциям;
  - Вторая считает чувства одним из видов эмоций (эмоциональных явлений);
  - Третья группа определяет чувства как родовое понятие, объединяющее различные виды эмоций как формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства);
  - Четвертая - разделяет чувства и эмоции.
   Все это приводит к тому, что возникает не только терминологическая путаница, но и полная неразбериха в описании того и другого явления.
   Одни ученые считают, что эмоции - это реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний.
   Другие называют эмоциями такие чувственные переживания человека, характерными примерами которых являются страх, ужас, радость, горе, типичными для них является наличие целого ряда телесных изменений.
   Для многих психологов (например: Шварц, Иванов) понятия "эмоции" и "чувства" являются синонимичными.
   В "Курсе общей, возрастной и педагогической психологии" написано, что в широком смысле понятия "чувство" и "эмоция" - синонимы, а в узком - они различны. В книге А. И. Захарова любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание называются автором то чувствами, то эмоциями. Все это примеры инерции бытового отождествления понятий "эмоция" и "чувства".
   Такая же тенденция прослеживается и в западной психологии. Так, в американском учебнике В. Квин написано следующее: 'Эмоции - это субъективное отношение человека к миру, переживаемое как удовлетворение или неудовлетворение потребностей. Эти чувства могут быть приятными, неприятными и смешанными. Люди очень редко испытывают эмоции в чистом виде". Немецкий психоаналитик Питер Куттер употребляет слово "чувство" в самом широком значении, в том числе и для обозначения эмоций.
   По словам Дарвина: "Эмоции - пережитки прошлого, либо продукты разложения инстинкта, дезорганизующие всякую человеческую деятельность, либо неотлучные спутники инстинктов".
  (Упс! Двигаясь этим путём, мы пришли к тому, что любовь - "продукт разложения инстинкта").
  Одни учёные склонны связывать эмоции с потребностями, другие отождествляют с инстинктами.
   Немецкий психолог и философ Феликс Крюгер в статье "Сущность эмоционального переживания" сделал любопытное замечание, - "Как только наука с ее анализом и схематическими абстракциями, с ее разрушающим действительность разделением труда поколебала простодушное серьезное отношение к "делам сердца", так наиболее глубокие и внутренние переживания человека перестали поддаваться пониманию".
   Жан-Поль Сартр в "Очерке теории эмоций" не без лёгкого сарказма констатирует: "... психолог, спрошенный об эмоции, гордо отвечает: "Она есть. Почему? Я об этом ничего не знаю, я это просто констатирую. Я не знаю за ней никакого значения".
   Э. Клапаред в своей работе "Чувства и эмоции" пишет: "Психология аффективных процессов - наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми - конечными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и изменяющимися только количественно. Другие же в противоположность этому полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности. ... Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы". Он констатирует: "Бесполезность или даже вредность эмоции известна каждому. ...С функциональной точки зрения эмоция представляется регрессией поведения".
   Эмоции - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия (от лат. "emoveo" - волную).
   Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов. Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт. Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции - это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях.
   Пол Э. Гриффитс в статье "Базисные эмоции, сложные эмоции, Макиавеллистские эмоции" пишет, - "Идея эмоций, своим появлением обязана удовлетворенности или неудовлетворенности желаний".
   Наиболее четкое разделение эмоций и чувств дано А. Н. Леонтьевым. Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т. е. выражает оценочное отношение к наличной или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный "предметный" (объектный) характер. Чувство - это устойчивое эмоциональное отношение. Существенно и замечание А. Н. Леонтьева, что эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева).
   Прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и тоже чувство может выражаться в разных эмоциях.
   Е.П. Ильин пишет, что "должны быть какие-то... дифференцирующие признаки (чтобы отделить чувства от эмоций), и ими, с моей точки зрения, являются:
  - отношение к объекту, а не ситуации, притом объекту личностно значимому;
  - устойчивость этого отношения;
  - соответствующее отношению поведение (ухаживание влюбленного, проявление сердечности (поглаживание, поцелуи), агрессия при ненависти, проявление уважения и почитания при благоволении, проявление надменности при призрении, заботливости и защиты при любви и т. п.)".
  Он считает, что "в отличие от эмоций, связанных с конкретными ситуациями и проявляемыми "здесь и сейчас", чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности объекты, имеющие для человека стабильную мотивационную значимость. Это значит, что в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь".
   И далее он приводит следующую сравнительную таблицу:
  Таблица: Сравнительная характеристика эмоций и чувств
  Эмоции Чувства
  Возникли в процессе эволюции раньше. Возникли в процессе эволюции позже.
  Присущи животным и человеку В основном присущи человеку.
  Привязаны к ситуациям и событиям. Привязаны к объектам
  Ситуативны и кратковременны. Устойчивы и длительны.
  Выделяют явления, имеющие значение "здесь и сейчас". Выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость
  Одна и та же эмоция проявляется в разных чувствах Одно и то же чувство проявляется в разных эмоциях.
   "Специфика чувства как эмоциональной установки заключается в том, что оно является долговременным эмоциогенным фактором, вызывающим эмоциональный отклик в тот момент, когда в поле сознания появляется объект этого чувства", - говорит Ильин.
   И немного ниже по тексту, - "чувство не является эмоцией".
   Уильям Джеймс в своей работе "Что такое эмоция?" писал: "Мой тезис, ... состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за ВОСПРИЯТИЕМ волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и ЯВЛЯЕТСЯ эмоцией.
  ... Я продолжаю настаивать на основной мысли своей теории, которая состоит в следующем. Если мы представим себе некоторую сильную эмоцию и затем постараемся удалить из сознания переживания всех тех телесных симптомов, которые ей свойственны, окажется, что ничего не осталось, нет никакого "психического материала", из которого эта эмоция могла бы образоваться, и что сохраняется лишь холодное и безразличное состояние интеллектуального восприятия.
  ... мне все больше кажется, что если бы мое тело перестало быть чувствительным, я оказался бы лишен всех эмоциональных переживаний, и грубых, и нежных, и влачил бы существование, способное лишь на познание и интеллектуальную деятельность.
  ... эмоция и появляется, и исчезает одновременно с тем, что называют ее последствиями или проявлениями. Она не имеет другого психического статуса, как в форме переживания этих проявлений или в форме их представления. Поэтому телесные проявления составляют все ее основание, весь ее субстрат и инвентарь.
  ... Каждый акт восприятия должен вести к некоторому нервному возбуждению. Если им будет нормальное выражение эмоции, оно скоро пройдет, и наступит естественное успокоение. Но если нормальный выход почему-то заблокирован, нервные сигналы могут при определенных обстоятельствах пойти по другим путям, вызывая другие и худшие следствия".
   Клапаред, критикуя Джеймса, заявляет: "... насколько... антипсихологическим является классическое "центральное" понимание эмоций: Мы дрожим, потому что боимся, мы плачем, потому что огорчены, мы сжимаем зубы, потому что сердимся...
   Фактически оно предполагает, что мы при помощи простого интеллектуального восприятия можем установить, что ситуация, в которой мы находимся, "опасная", "угрожающая", "огорчающая" и т. д. Но "опасность", "огорчение" и т. д. не являются фактами сознания, вызываемыми внешними воздействиями, какими являются, например, ощущения цвета или температуры. Это мы сами окрашиваем вещи или внешние ситуации, проецируя на них те чувства, которые они у нас порождают и которые они возбуждают, вызывая реакцию нашего организма".
   Интересно трактует понятие "эмоция" Жан-Поль Сартр. В "Очерке теории эмоций" он пишет: "Эмоция есть некоторый способ понимания (apprehender) мира.
  ... Теперь мы можем понять, что такое эмоция. Это превращение мира.
  ... Эмоциональное поведение не лежит в том же плане, что все другие поведения, оно не является эффективным.
  ... Эмоция есть то, во что верят.
  ...В эмоции сознание деградирует и внезапно преобразует мир причинных связей, в котором мы живем, в магический мир. ...Мы будем называть эмоцию внезапным падением сознания в магическое".
   Рассмотрим обобщенно взгляды различных западных теоретиков на эмоции, которые они называют базовыми.
  Базовые эмоции: взгляды западных теоретиков
  Автор Базовые эмоции Основание дли включении
  Arnold Гнев, отвращение, храбрость, уныние, желание, отчаяние, страх, ненависть, надежда, любовь, печаль Связь с стремлением к выполнению действия
  Ekman, Friesen, and Ellsworth Гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление Универсальные выражения лица
  Frijda Желание, счастье, интерес, удивление, изумление, горе Формы готовности к выполнению действия
  Gray Ярость и ужас, беспокойство, радость Непосредственно связанные
  Izard Гнев, презрение, отвращение, бедствие, страх, вина, интерес, радость, позор, удивление Непосредственно связанные
  James Страх, печаль, любовь, ярость Физическая зависимость
  McDougall Гнев, отвращение, эйфория, страх, подчинение, чуткая эмоция, удивление Отношение к инстинктам
  Mowrer Боль, удовольствие Незаученные эмоциональные состояние
  Oatley and Johnson-Laird Гнев, отвращение, беспокойство, счастье, печаль Никогда не требуют логического содержания
  Panksepp Предвкушение, страх, ярость, паника Непосредственно связанные
  Plutchik Принятие, гнев, ожидание, отвращение, радость, страх, печаль, удивление Отношение к адаптивным биологическим процессам
  Tomkins Гнев, интерес, презрение, отвращение, бедствие, страх, радость, позор, удивление Интенсивное нервное возбуждение
  Watson Страх, любовь, ярость Непосредственно связанные
  Weiner and Graham Счастье, печаль Независимое отнесение (атрибуция)
  (Эта таблица приведена из статьи "Базовые эмоции").
   Как мы видим, многие авторы включают любовь в перечень "первичных базовых эмоций", наряду с радостью, удивлением, гневом, печалью и страхом. Таким образом, любовь получает ещё статус не только "чувства", а ещё и "базовой первичной эмоции".
   Может быть лучше прислушаться к Гермесу Трисмегисту, который в "Изумрудных скрижалях" призывал истребить "весь хаос своих эмоций - и обретёшь тогда ты гармонию в жизни"?
   Впрочем, вначале кое-какие интересные мысли по поводу "страсти", - "К чувствам принято относить страсть, но это не вид чувства, а степень его выраженности. Можно страстно любить, но можно страстно и ненавидеть". Иммануил Кант довольно точно и красочно показал отличие страсти от аффекта, когда писал, что аффект - это неожиданность, он возникает внезапно, стремительно достигает того уровня, при котором исключено обдумывание, является безрассудством. Страсти необходимо время для того, чтобы глубоко пустить корни, она более обдуманна, но может быть стремительной в достижении своей цели. Аффект он сравнил с действием потока воды, сокрушающего дамбу, а страсть - с глубоководным течением, которое несется по определенному руслу.
   Многие авторы подчеркивают активную, действенную сторону страсти. Питер Куттер, например, пишет: "Страсть охватывает человека с головы до ног и... ориентирована строго на объект: страстная любовь влечет нас к ближнему, страстная ненависть отталкивает от него. Страсть полна энергии. Она волнует и возбуждает. Страсть настойчива и упорна, сконцентрирована на своей цели вне зависимости от того, идет ли речь об азартных играх, рыбалке, общественных мероприятиях, дельтапланеризме". Далее он пишет, что в отличие от влечений страсти не обязательно ведут к непосредственной разрядке. Поэтому страстный человек постоянно находится в напряжении. "Пружина его влечений всегда на взводе", - пишет П. Куттер.
   Отношение к страстям с давних пор было "полем битвы" философов и теологов. Еще предшественники Сократа заявляли: "Остерегайтесь будить страсти". Аристотель, описывая в "Никомаховой этике" такие страсти ("душевные порывы"), как алчность, ярость, радость, ненависть, зависть, клеймил их за "безудержность", считая это свойство "изъяном".
   Стоики тоже отвергали страсти, считая их "интеллектуальным изъяном", "безрассудными душевными порывами". Однако, согласно Фоме Аквинскому, страсти ни хороши и ни дурны. Все зависит от того, насколько они подчинены контролю рассудка. С этой точкой зрения резко контрастируют суждения средневековых отцов церкви. По их мнению, страсти - это смертный грех в глазах Бога.
   В новейшее время Ф. Ницше заявил: "Без наслаждения нет жизни". Он полагал, что моральные заповеди церкви, объявившие страсти дьявольским наслаждением, направлены против счастья человека.
   Если мы уж тут говорим о страсти, не грех ещё раз вспомнить и об Анри Бейле, писавшем под псевдонимом Стендаль. В своём произведении "О любви", выделяя четыре рода любви, первой из них он называет любовь-страсть (три оставшихся - любовь-влечение, физическая любовь и любовь-тщеславие). Замечательное по своему изяществу произведение, к сожалению, ничего, кроме путаницы, в непростую проблему исследования любви не привносит.
   Я позволю себе не согласиться с гениальным французским романистом и утверждать, что "деление" любви на какие-то там виды и роды суть величайшее заблуждение, которое уводит нас от попытки понять сущность явления к рассмотрению его различных форм проявления. А форм проявления может быть несчётное множество. Ну, например, по количеству живущих на планете Земля людей.
   Понятия "эмоция" и "страсть" объединяются в следующем определении влюбленности:
   Влюбленность - это относительно устойчивое эмоциональное отношение, отражающее страстное влечение к кому-нибудь.
   Как часто такое состояние мы и принимаем за Любовь! Действительно, - роковая ошибка!
   Федор Михайлович Достоевский очень верно заметил: "Влюбиться - не значит любить... Влюбиться можно и ненавидя".
   Здесь уместно вспомнить очень важное замечание Эриха Фромма. Он пишет, что влюбленность принято считать вершиной любви, на самом же деле она только начало и только возможность обретения любви.
   Хочу акцентировать Ваше внимание на словосочетании "только возможность", которая, увы, далеко не всегда претворяется в действительность.
   Ещё раз повторю, на мой взгляд, очень важный тезис Валерио Альбисетти:
  "Влюблённости присуща потребительская логика; любви - логика бытия, познания".
   Я бы выразил его в более краткой форме: влюбленность - это "иметь"", а Любовь- это "быть".
   Именно поэтому, влюбленность проходит (у Хелен Фишер 30-месячный предел, у Бегбедера - три года и т.п.), а Любовь - нет! По очень простой причине, - состояние "быть" пройти не может!
  Именно поэтому, категории "эмоция", "чувство", "страсти" относятся к "сфере деятельности" влюбленности и никакого отношения к любви не имеют. Любовь - это не чувство! Любовь - это не эмоция! Любовь - это не страсть!
   Влюблённость - это фрагмент существовании. Любовь - это полнота Бытии! Именно поэтому, влюбленность (иметь) зачастую порождает различные формы зависимости, а любовь (быть) немыслима без свободы. И далее, - о СВОБОДЕ...
  
  
  
  1. А. Шопенгауэр "Метафизика половой любви" - http://koncheev.narod.ru/glava44.htm
  2. А.И. Фет "Инстинкт и социальное поведение" - http://modernproblems.org.ru/capital/85-instinct1.html
  3. Л. Берковиц "Агрессия: причины, последствия и контроль" - http://book.tr200.net/v.php?id=2504716
  4. Л. Берковиц "Что такое инстинкт?" - http://flogiston.ru/library/bercovitz
  5. К. Лоренц "Агрессия" - http://lib.ru/PSIHO/LORENC/agressiya.txt
  6. В. Доброславович. "Любовь или влюбленность? Роковая ошибка Человечества!" - http://bookz.ru/authors/viktor-dobroslavovi4/dobrslvkt01/1-dobrslvkt01.html
  7. Валерио Альбисетти "Как оставаться вместе всю жизнь" - http://www.docme.ru/doc/117324/valerio-al._bisetti%2C-lyubov._.-kak-ostavat._sya-vmeste-vsyu-zhizn._
  8. М.С. Пек "Непроторенная Дорога" - http://www.gramotey.com/?open_file=1269045541#TOC_idm139675841889200
  9. Х. Фишер "Почему мы любим: природа и химия романтической любви" - http://knigobook.net/8490-pochemu-my-ljubim-priroda-i-himija-romanticheskoj.html
  10. Ф. Бегбедер "Любовь живёт три года" - http://www.loveread.ec/read_book.php?id=4660&p=1
  11. Е. П. Ильин "Эмоции и чувства" - http://log-in.ru/books/emocsii-i-chuvstva-ilin-e-p-obshaya-psikhologiya/#read
  12. У. Мак-Дугалл "Различение эмоции и чувства" - http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=158
  13. С.Л. Рубинштейн "Основы общей психологии" - http://rushkolnik.ru/docs/150/index-6960-1.html?page=41
  14. Ф. Крюгер "Сущность эмоционального переживания" - http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=173
  15. Жан-Поль Сартр "Очерк теории эмоций" - http://www.gennadij.pavlenko.name/ex-book?text=846
  16. Э. Клапаред "Чувства и эмоции" - http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=142
  17. Пол Э. Гриффитс "Базисные эмоции, сложные эмоции, Макиавеллистские эмоции" - http://www.psychology-online.net/articles/doc-954.html
  18. А. Н. Леонтьев "Потребности, мотивы и эмоции" - http://flogiston.ru/library/leontev
  19. У. Джеймс "Что такое эмоция?" - http://www.psychology-online.net/articles/doc-1288.html
  20. П.Куттер "Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей" - http://www.psychol-ok.ru/lib/kutter_p/lnzr/lnzr_03.html
  21. Ф. Ницше "Человеческое, слишком человеческое" - http://lib.ru/NICSHE/chelowecheskoe.txt
  22. Стендаль "О любви" - http://www.aquarun.ru/psih/psex/ps2.html
  23. Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы" - http://www.magister.msk.ru/library/dostoevs/dostf01.htm
  24. Э. Фромм "Искусство любить" - http://psylib.org.ua/books/fromm03/index.htm
  
  
  
  РЕКОМЕНДУЮ: - http://maxpark.com/community/5639/content/2098544
  
   - http://maxpark.com/community/5639/content/2102150
  
   - http://maxpark.com/community/5639/content/2103847
  
   - http://maxpark.com/community/5639/content/2105701
  
   - http://maxpark.com/community/5639/content/2107553
  
   - http://maxpark.com/community/5639/content/2109476
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"