Книга вторая. От Камы и Волги мы коней поднимали в поход
Предисловие
В основе первой книги цикла лежит теория Русского каганата, точнее - её положения о появлении в верховьях Дона русского государства гораздо раньше образования Киевской Руси. Однако это далеко не единственная теория, переносящая истоки начала земли русской глубоко в прошлое, в отличие от широко распространённой и крепко вбитой в наши головы версии, основанной на Повести Временных Лет.
Повторять все аргументы за и против ПВЛ и Киевской Руси занятие неблагодарное. Да и сама идея о карпатском или ином, появившемся из небытия, племени с названием Русь (анты, склавены, венты и т.д.), вдруг сумевшем взять под свой контроль огромные территории, да при этом их ещё заселить и ассимилировать многочисленные народы, проживающие на них, выглядит несколько неубедительной.
Таким же неубедительным выглядит добровольное приглашение заморских бомжей (с точки зрения современного человека, место жительства Рюрика не установлено, и вообще не определён как его статус - наёмник, конунг, пират, так и национальность - русский, швед, финн, немец) и бандитов для управления своими землями.
Как и прочие теории, основывающиеся на любом богоизбранном народе (тюрки, евреи, немцы и т.д.), вдруг появившемся из небытия и сумевшем повести всех за собой в светлое будущее. Правда, всякий раз это оказывается движение по дороге, ведущей вниз.
Стоит отметить, что появляется всё больше и больше новых, как и возрождается старых, казалось бы, давно забытых теорий, согласно которым русское государство существовало задолго до образования Киевской Руси. И зачастую создавалось оно не усилиями одного народа, а совместным трудом людей разных племён.
В этой связи стоит вспомнить труды арабского автора X века Аль-Балхи, который писал: "Русы состоят из трёх племён, из которых одно, ближайшее к Булгару, а царь его живёт в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее отдалённое из них, называется Славия. Ещё племя называется Артания, а царь его живёт в городе Арте. Люди отправляются торговать в Куябу, что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтобы кто-нибудь из иностранцев присутствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, вступившего на их землю. Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их (или присоединиться к ним) и вступить в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец".
Этот текст дополняется сообщением Гаркави: "Арта находится между Хазаром и великим Булгаром".
Таким образом, получается, что нет какого-то одного народа или центра, приведшего к образованию русского государства. И хотя упомянутые сведения приведены у автора X века, это совсем не означает, что подобное не произошло или не могло произойти гораздо раньше. А три центра свидетельствуют, что только совместными согласованными усилиями разных народов возможно создание единого государства.
В этом случае следует говорить о симбиозе, слиянии, обеспечившем появление нового народа (этноса), впитавшего всё лучшее от каждого из своих предков. Возможно, в этом и кроется неистребимое дружелюбие, доброжелательность и терпимость русских людей.
Другим, не менее интересным, является факт освоения местным, оседлым населением всех удобных для проживания земель к моменту прихода чужаков. Конечно, часто пришельцы сгоняли их с насиженных мест и становились новой доминирующей силой, но такое происходило далеко не всегда. И порой именно они ассимилировались и принимали образ жизни коренных обитателей, испокон веков проживающих на осваиваемых чужаками землях.
Как пример можно посмотреть на карту территорий, занятых ананьинскими племенами в Приуралье, из которой видно, что практически все долины рек, а именно они в это время в первую очередь использовались для проживания, заняты автохтонным, местным населением.
Карта расселения ананьинских племён в Приуралье
И третьим известным историческим фактом, на основании которого написано данное произведение, является раскол среди скифов, упоминаемый Геродотом. Произошло это в момент их возвращения после покорения Малой Азии. По сообщениям "отца истории", часть скифов откололась от остальных и ушла кочевать на север в район Среднего Поволжья.
Итак, вот три точно известных факта:
- упоминание Аль-Балхи о трёх центрах (племенах), образующих страну русов;
- упоминание Геродотом о расколе среди скифов и уходе их части в степи Среднего Поволжья;
- образование в Приуралье, и не только там, автохтонной цивилизации достаточно высокого уровня.
На основе их, собственно говоря, и написана эта книга. Всё, кроме упомянутого, является авторским вымыслом, иногда совпадающим с реальными событиями, иногда нет. Поэтому и следует воспринимать данный текст как фантастическое произведение, а не как попытку осчастливить всех живущих открытием глубоких тайн древности. Хорошего вам прочтения!
Часть 1
Глава 1
В степях между Черным и Каспийским морями, 600 лет до н.э.
По степи рядом, слегка кивая в такт шагам головами, двигались два коня, легко и уверенно неся восседавших на них всадников. Они явно были воинами, и далеко не простыми. Об этом свидетельствовала их броня - на каждом был чешуйчатый доспех, причём не с костяными, а с железными пластинами. На левом бедре у каждого располагался горитос - комбинированный колчан-саадак, одновременно служащий для хранения лука и стрел. С правой стороны на поясе находился акинак - короткий меч.
-Значит, всё-таки уходишь, Канит? Не передумаешь? - спросил один другого.
- Ухожу, Спадака. Мне непонятно только одно, почему это вызывает у тебя беспокойство. Мы же кочевники, и наш дом - широкая степь. Или за годы войны со всякими ассирийцами и вавилонянами ты забыл об этом?
- Конечно нет, Канит. Но перед нами те же степи, и если тебе так надоели чужие места, здесь ты можешь полностью о них забыть. А почему мне не хочется с тобой расставаться, должно быть понятно и так. Ты слишком хороший воин и умеешь учиться сам и учить своих воинов всяким военным хитростям, даже если они придуманы врагами. А в результате последнего предательства, когда было убито большинство наших вождей на пиру, каждый такой предводитель для меня, как командира всего войска, очень ценен.
Мы с тобой не один раз обсуждали и думали, как нам воевать дальше, когда перед нами стоят чужие города, закрытые огромными каменными стенами. А теперь ты хочешь уйти куда-то в степь и забыть обо всём, что было за эти годы?
- Я кочевник, Спадака, и принадлежу, как и ты, к роду царских скифов. И мой дом - степь, только там я чувствую себя хорошо. В городах, горах и лесах мне просто не хватает воздуха, там нечем дышать. А это место, хоть оно и такое же, как привычная степь, почему-то кажется чужим. Не моё оно, надо идти дальше и искать то, где я буду чувствовать себя хорошо.
- Ну и куда же ты пойдёшь?
- Пойду на север. Там, у берегов реки Ра должны быть места, в своё время покинутые предками. Как говорят предания, они разделились, часть осталась на месте, а мы ушли. И хоть я там не бывал, но почему-то мне хочется их посетить. Думаю, моё переселение в новые места не будет простым, и повоевать мне придётся не меньше, чем тебе. Но со мной будет весь род, все воины, да ещё возьму пахарей и пастухов, заберу свои стада, женщин, детей и пойду на землю предков.
- Ну что же, Канит, отговаривать тебя бесполезно, так что кочуй, может, ещё свидимся.
- Обязательно встретимся, если что - приду на помощь. Да и сам надеюсь на твою поддержку.
На этом скифские цари закончили обсуждение перекочёвки одного из них на новое место, повернули в лагерь, и дальнейший их разговор касался повседневных забот племени.
Царь скифов Канит медленно двигался вслед за неторопливо бредущими табунами и стадами. С момента разговора со Спадакой прошло два месяца, и сейчас его род кочевал по степи в поисках места, на котором можно будет прожить какое-то время, прежде чем отправиться искать следующее. Надо сказать, что в дорогу с Канитом ушло порядка двадцати тысяч человек со всеми принадлежащими им стадами.
Вся эта огромная масса людей и животных перемещалась несколькими группами, в дневное время они, пусть и с небольшой скоростью, но двигались в нужном направлении, а ближе к вечеру вставали на ночёвку и давали возможность скотине спокойно пастись. Конечно, всё происходило не само по себе, а подчинялось установленному порядку.
Канит был хорошим воином и кочевником и не оставлял без внимания ни единой мелочи. Ведь они могут привести к гибели в бою или, что равносильно, плохо сказаться на животных. А именно в них заключена жизнь и смерть всех степных людей. Правда, в последнее время в привычном образе жизни степных обитателей, стали происходить существенные изменения. Пусть не очень много, но среди скифов стало увеличиваться число пахарей. Обычно обработкой земли начинали заниматься те, чьи стада погибли или из-за своей малочисленности не обеспечивали выживание семьи.
Такие люди были всегда, достаточно просто вспомнить о разделении народа на царей, пахарей и пастухов. Да и как говорят предания, первыми среди небесных подарков, вручённых богами скифам, были ярмо и плуг. Но тем не менее, за время войны и отсутствия многих воинов, число пахарей начало расти, тем более, что из-за ухода мужчин на войну, оставшимся больше времени пришлось проводить на одном месте или перекочёвывать на малые расстояния. А значит, появлялись постоянные стоянки, что позволяло обрабатывать вокруг них землю.
Теперь же, благодаря неуёмной тяге своего правителя к кочевому образу жизни, все отправились в путь. Из общего числа ушедших половину составляли женщины, дети и пастухи, кроме них шло ещё около шести тысяч пахарей, а также немногочисленные мастера. Остальные были воинами. Именно воинами, а не просто вооружёнными пастухами, их основным и единственным занятием являлась война и защита людей племени.
И хотя они не отличались многочисленностью, но зато имели богатый опыт - сражались с войсками ассирийцев, доходили до Египта и внесли свою лепту в разгром царства Урарту. За это время Канит добился от них полного подчинения своим приказам, привил жесточайшую дисциплину и обучил многим дополнительным тонкостям, подсмотренным в действиях противника и совершенно нехарактерным для воинов других родов.
Впереди, как в хорошо организованном войске, шли разведчики, определяя наиболее удобные маршруты движения и места стоянок. Позади них двигалась тысяча воинов, готовая принять на себя удар любого противника, замыкала движение ещё тысяча бойцов. Остальные люди шли отдельными группами вместе со стадами и табунами. А ещё одна сотня воинов двигалась далеко впереди, она должна была выяснить, что ждёт их на новом месте, правда его ещё требовалось найти.
Сам Канит в одиночестве двигался несколько в стороне и впереди первой группы переселенцев. Ему нужно было одиночество, вернее то единение с окружающей степью, которое оно давало. И сейчас Канит находился именно в таком состоянии. То, что это происходило во время движения верхом, не имело никакого значения, любой скиф с самого рождения чувствует себя единым со своим скакуном, может на нём проводить целые сутки, спать, есть, воевать и просто отдыхать.
А сейчас перед внутренним взором скифского царя появлялись многочисленные видения, словно сама Степь разворачивала настоящее представление, напоминая ему об истории народа, его появлении и прошедших годах, ближайшем и возможном отдалённом будущем. Ему виделись степные просторы, по которым свободно разгуливал ветер, заставляя поверхность травяного моря колыхаться и гоняя по ней необычные волны, рождаемые его прихотью и покровом растительности. А рядом вода - большая, просто огромная по меркам степного жителя, река.
И по этому простору двигаются стада животных, охраняемые пастухами и воинами скифов, с малых лет впитывающими в себя свободу, даваемую степью. Но она, свобода, требует постоянной борьбы за выживание, своё и своих животных, с окружающим жестоким, но таким прекрасным миром степи. Мороз, солнце, ветер, хищники - всё может быть твоим противником, но и они же, если суметь их понять и подружиться, обеспечат тебе жизнь.
По мере увеличения количества людей, всё больше их уходило в другие земли, давая начало многим народам. И в видениях Канита появляются отряды воинов, бывших когда-то едиными, а сейчас готовых вцепиться друг в друга из-за новых пастбищ. Чтобы не допустить смертей, пусть и отдалённых, но всё же сородичей, кому-то приходится уступить.
И опять в навеянных степью картинах видны движущиеся в сопровождении пастухов и воинов табуны и стада, но только идущие на заход солнца. Снова встречи с другими, ещё более отдалёнными родственниками, но в этот раз выбор предстоит сделать местным жителям - уйти на новые места или присоединиться к пришельцам, тем самым увеличив их силу. Большинство местных решили уйти. В результате этого все степи, расположенные между двумя морями и тянущиеся далеко за заход солнца, теперь принадлежат скифам.
Но не все встречи с новыми людьми заканчиваются миром. В видениях Канита одно сражение сменяет другое, мчатся кони, небо закрывают тучи стрел, горят чужие города и поля. И всегда, ну почти всегда, победа остаётся за скифами. Сказывается их превосходство в верховой езде и стрельбе из лука, а особенно умение стрелять на скаку. А напоследок царь увидел себя, движущегося в места, откуда в давние времена ушли предки - в степи, окружающие широкую реку.
Встряхнув головой, Канит попытался избавиться от навеянных степью видений. Но как ни тряси головой, получается, что заканчивается когда-то, в отдалённые времена начатая предками дорога, племя возвращается в те места, откуда всё началось, а значит, ему предстоит вступить на новый, ещё неизвестный путь, где впереди будут битвы, встречи с неизвестными народами и новая жизнь.
Приуралье, устье реки Вятка, 600 г. до н.э.
Кузнец сунул железную заготовку в рдеющие угли и начал качать меха. Когда железо раскалилось добела, ухватил его клещами и перенёс на наковальню. Заготовка представляла собой металлическую пластину в форме трапеции. Несколькими ударами молота края, прилегающие к узкой стороне, были загнуты вверх, и их концы соединены между собой. Ещё несколькими ударами была оттянута кромка вдоль большего основания, в результате чего она приобрела необходимую остроту. Вот и получилась мотыга, а ручку уж хозяева насадить сами смогут.
Ош отложил готовое изделие в сторону, подошёл к стоящему на деревянном обрубке кувшину, отпил воды и вышел на улицу. Смеркалось, можно сказать, наступил вечер. Присев на лежащий у входа камень, кузнец оглядел городище. Оно было небольшое, размером где-то пятьдесят на сорок метров и располагалось на высоком берегу реки. Со стороны леса проходили ров и земляной вал с установленной поверх него городьбой, со стороны реки только городьба.
Внутри огороженного пространства стояли три больших дома, длиной двадцать и шириной пять метров. Каждый такой дом представлял собой полуземлянку, яму, углублённую в землю где-то на полметра, поверх которой была установлена двускатная крыша. Она держалась на нескольких вкопанных столбах, удерживающих кровлю и деревянную обшивку, располагающуюся между ними и земляными стенами.
Пространство в центре оставалось свободным, там в линию размещались шесть очагов, а вдоль стен - деревянные лавки. В каждом таком доме проживало около шестидесяти человек, как правило - одна семья, ну и все те, кто был в неё принят.
Оставшееся в городище свободное место занимали хозяйственные постройки и загон, в котором держали скотину. Вот её и гнали пастухи на ночёвку. Пришло время, и в поселение возвращались все, кто в течение дня занимался делами за оградой. Шли охотники с добычей, женщины и дети с травами и клубнями, найденными в лесу, от реки поднимались рыбаки, неся корзины со своим уловом.
Таких поселений было много, и располагались они сравнительно недалеко друг от друга. Жители многих из них находились в родственных отношениях между собой, как-никак, мужчины и женщины часто переходили из одной семьи в другую. Однако всё было не так просто, за этим строго следили мудрые старухи. И хотя их власть уже не была такой, как прежде, и большую силу заимели мужики, но в вопросах родственных отношений все беспрекословно подчинялись женщинам.
И как в каждой семье, во многих из них порой не обходилось без ссор, ругани и обиды. За каждым родом тянулся длинный шлейф уже установившихся отношений с соседями, порой мирных и дружественных, порой враждебных и неприязненных. Но до кровавых столкновений, убийств и войн между поселениями доходило редко. Однако в последнее время всё стало меняться, и порой не в лучшую сторону. Теперь каждое поселение обзавелось городьбой, хотя старики рассказывали, что раньше такого не было.
От огорчения Ош даже головой помотал, надеясь прогнать навязчивые мысли, одолевающие его уже не в первый раз. И дело не в тех опасностях и угрозах, что таит в себе лес. Хотя по мере увеличения количества скотины, её охрана, особенно в зимнее время, становилась крайне необходимой. Но в первую очередь имело смысл охранять свою жизнь от посягательств людей из отдалённых поселений. Во многих из них появились военные вожди, собирающие под своей рукой всё больше и больше воинов.
Происходящие изменения привели к тому, что власть мудрых старух начала уменьшаться, и силу стали забирать старейшины. Это и понятно, для выживания рода важнее работы, с которыми лучше справляются мужчины. А сильный всегда берёт себе самый сладкий и большой кусок, даже если он ему и не нужен. Если этого не сделать, то значит, кто-то начнёт сомневаться в твоём праве взять его. И первыми среди сильных стали старейшины и воины.
А им многое нужно, и порой значительно проще не обменять нужную тебе вещь на добытую шкуру зверя, а просто отнять. Или отобрать у соседа скотину, женщин и меха. А сосед, чтобы сохранить своё добро, тоже начнёт готовить воинов и ставить стены вокруг своих поселений. И чем больше становится нового железного оружия и инструментов, тем больше появляется людей, готовых отобрать нужное им у других.
Ош, как и всякий кузнец, был умным человеком и мог не только работать с железом, но и делать правильные выводы из происходящего. А они было достаточно просты - в последнее время приходилось ковать много оружия. Наконечники для копий и стрел, кинжалы и мечи, боевые топоры - всего этого требовалось всё в больших и больших количествах. О подобном рассказывали и другие кузнецы. А значит, стоило ожидать, что кто-то применит оружие против тебя.
Так что теперь, кроме проблемы обеспечения людей едой, насущной задачей становилось обеспечить их защитой от нападений со стороны. Вот такие невесёлые мысли крутились в голове кузнеца Оша при виде его городища, готовившегося к мирному сну в набирающих силу сумерках.
Среднее течение Оки, окрестности поселения Венье, 600 г. до н.э.
Тропинка петляла самым причудливым образом, порой выписывая настоящие кружева, но у леса свои дороги, и тому, кто выбирает его местом своего обитания, лучше всего научиться пользоваться ими, а не торить свои. Здесь нет прямых дорог, как нет тихого и спокойного существования. Каждое мгновение в этом мире идёт борьба - за воду, за место, за солнечный свет или тень - за всё, что необходимо любому живому существу, без разницы - растению или животному, для его выживания.
И в этой борьбе выживали только сильнейшие. Вон плотной стеной стоят сосны, дубы и вязы, перекрывая дорогу пожелавшему вторгнуться в их мир. Порой лишь несколько человек смогут обхватить ствол такого великана. А на месте павшего поднималась молодая поросль, готовая со временем встать в строй вместо выбывшего из битвы. Внизу корни прикрывали бесчисленные кусты малины, ежевики и прочих ползучих и колючих растений, переплетающихся между собой в почти непреодолимую стену, поддающуюся только огню или железу.
А тропинка, вильнув в очередной раз и оставив позади сумрак леса, вышла на высокий берег реки, откуда просматривались подступающие просторы степи и неторопливо накатывающая вода. Несмотря на свой неспешный бег и внешнюю беззаботность и красоту, трудно найти более страшного противника, чем вода. Мало что или кто мог справиться с её непоказной мощью.
И вот в этом месте, где сошлись степь с её просторами и свободой, лес с его мощью и стойкостью и вода с её силой и упорством, поселились люди. Небольшое городище, за стенами которого располагались два десятка домов, по имени его старейшины соседи называли Венье. Каждый такой дом был местом обитания одной семьи, обычно достигающей нескольких десятков человек.
Его устройство было простым - предварительно выкапывали яму, прямоугольную или квадратную подходящего размера и глубиной не более одного метра. По её углам, а также в центре, ставили опорные столбы, на которые опиралась двускатная крыша. Между ними и земляной стеной, где это было возможно, закреплялись доски или расколотые пополам небольшие брёвна.
В противоположном от входа углу располагалась небольшая печка, в некоторых домах её изготавливали из камней, в других ставили глинобитную. Все жилища были похожи друг на друга, и среди них выделялась только землянка кузнеца. Из неё постоянно шёл дым, и доносились звуки ударов молота по железу. Род всегда нуждался в оружии и инструментах.
Живя в месте, где сходились несколько различных природных зон, люди восприняли от них всё самое лучшее - свободу степи, стойкость леса, силу и упорство воды. Подобное было характерно не только для этого рода, но и других, проживающих в таких местах. По сути дела, здесь сходились пути людей разных народов, ищущих новые земли, пригодные для проживания, или спасающих свою жизнь.
Последние, как правило, шли с полуденной стороны. Там, в степных просторах часто сталкивались различные племёна в борьбе за лучшие места для себя и своих животных. И тем, кто проиграл, но сумел выжить в этой борьбе, не оставалось ничего другого, как с женщинами, детьми и скотиной бежать как можно дальше. Даже если не было войны и не проливалась кровь, уходили многие, не согласные жить рядом с пришельцами. Первыми такими беженцами были, как они сами себя называли, киммерийцы.
Вот только они, как и многие до и после них, ошибались, считая, что где-то ещё есть свободные земли. Везде, где было удобно, уже жили люди. Но местные отличались великодушием и широтой души, они принимали всех, не требуя от них ничего, кроме соблюдения принятых у них правил. И с полуденной стороны поток переселенцев никогда не кончался, пусть их было немного, но они шли и шли. Им даже порой приходилось менять привычный образ жизни, отказываясь от кочевой жизни и занимаясь земледелием.
А были ещё пришельцы с полуночной стороны. Но у них всё было по-другому. По большей части это были охотники, которые искали богатые дичью и рыбой места, и готовые идти за ними в любую даль. Но найдя новых людей и присмотревшись к их образу жизни, принимали новые обычаи и способы добывания еды. И пусть пришельцев с полуночной стороны было меньше, но и они признавали правила и обычаи местных жителей и увеличивали их силу.
Также приходили в эти места люди с закатной стороны. Всё как обычно, среди них были и те, кто бежал от новых хозяев земель, и те, кто искал свободные территории. В любом случае, каждый из них, если хотел, получал право на новую жизнь. От всех пришельцев была ещё одна польза - кроме того, что они увеличивали силу рода, каждый из них приносил новые знания и умения. Это касалось инструментов, оружия, способов войны и ухода за животными, а также обработки земли. Так что род благодаря дружескому отношению к пришельцам только креп и усиливался.
Ориентировочная (обзорная) карта расселения упоминаемых племён в 600 г. до н.э
Глава 2
Район Самарской Луки, 595 г. до н.э., Канит
Это оказалось именно то место, где мне хотелось кочевать. Дорога сюда заняла достаточно много времени, да и идти пришлось с перерывами. Дело в том, что зима тут более снежная, и порой снега оказывается так много, что животные не могут добраться до травы. Об этом нас предупредили разведчики, шедшие впереди. Так что мы остановились для зимовки в более тёплых местах и спокойно провели там холодное время, а с приходом тепла продолжили движение.
Мы кочевники и сами выбираем, куда идти и где зимовать. За время пути наши разведчики смогли изучить не только выбранные для кочевий земли, но и познакомиться с возможными соседями. Их было немного, здесь бывали только отдельные семьи народов, пасущих свои стада восточней. Они были достаточно осторожны, и чувствуя нашу силу, вели себя дружелюбно по отношению к пришедшим чужакам.
Вообще это место оказалось совсем не простым, и жить в нём гораздо труднее, чем в более южных землях. Главная трудность - достаточно суровые зимы с обильными снегопадами и сильными морозами. Дополнительные сложности вызывали соседи, пусть их было немного, но среди них попадались считающие, что им позволено многое. Так что пришлось пару раз их проучить и показать, кому принадлежат эти земли. Да, я считал их уже своими и именно об этом сейчас и собирался вести разговор с сыном и командиром преданной лично мне сотни воинов.
Обычно у нас такое было не принято, каждый сражался сам за себя, на врагов мы нападали все вместе, главное наше оружие - луки и умение хорошо стрелять, в том числе на скаку. Но участвуя во многих схватках, я заметил, что если по одной цели стреляют несколько воинов одновременно, они всегда побеждают, и даже если этого не происходит, чаще других остаются живыми. Да и у врагов видел что-то подобное, они нападали и отбивались целыми отрядами, подчиняющимися своим командирам. Поэтому я и стал собирать своих воинов в такие отряды, по сотне человек.
Как я уже говорил, подобное построение другими не использовалось, но меня это мало заботило. Самое главное - я заметил, что такая сотня порой сильнее гораздо большей толпы воинов, а установив это, занимался их обучением и обеспечивал дополнительной долей при распределении добычи. В результате получилось, что сотня вместе с её командиром Дандаром предана и подчиняется только мне. Хотя было интересно посмотреть на то, как чужой попытался бы командовать любыми воинами моего рода.
Ну вот, наконец-то подъехали сын Витак и сотник Дандар, теперь можно обсудить текущие дела и планы на будущее. Они оба были молодыми, но уже достаточно опытными и храбрыми воинами, к тому же научившимися командовать своими отрядами.
- Я уже стар, сын, и мне уже осталось недолго кочевать по степи. Так что скоро именно тебе, Витак, придётся управлять нашим родом. Ну а тебе, Дандар, - быть ему верным помощником. Я верю, что у вас получится сохранить и укрепить род. А теперь выслушайте меня, я скажу, что вам надо для этого сделать.
- Отец, ты ещё силён и не выглядишь тем, кто готовится умирать.
- Дело не в том, когда это случится. Надо уже сейчас подумать о нашем будущем. И хотя мы достаточно сильны, но силы много не бывает, завтра может прийти кто-то другой, и у него окажется больше воинов, или он будет сражаться другим оружием. Надо готовиться к встрече любого врага, она может произойти в самый неожиданный момент, и как с ней справиться, я сейчас скажу, а вы начнёте заниматься этим уже сейчас.
В первую очередь надо организовать всех наших воинов в такие же отряды, как твоя сотня, Дандар. Они должны уметь скакать и стрелять вместе, как один человек. И подчиняться приказам своего командира. Нам нужно иметь не просто много воинов, умеющих обращаться с оружием, но они должны уметь действовать совместно. На руке пять пальцев, но удар одним кулаком гораздо сильнее, чем пальцами. Вот каждый отряд должен стать таким кулаком.
У нас принято, что воинами могут быть только царские скифы, хотя порой приходится сражаться и остальным - пахарям и пастухам. Но это не дело. Вспомните, в походе мы видели, да и сами так поступали, когда вместо своих сражаются чужие вои. Их зовут наёмниками. Вот и нам надо для увеличения своей силы использовать таких воинов. Мне кажется, нужно искать совсем молодых среди окружающих нас племён, принимать их к себе и учить, как я уже сказал.
- И ты думаешь, вождь, что из пришельцев получатся такие же бойцы, как из наших юношей? - спросил Дандар.
- Вполне возможно, что и они научатся воевать, и вам надо сделать так, чтобы это выполнялось хорошо. А из наших воинов надо отбирать особо умелых, умных и преданных, собирать в такие отряды, как твой. Они должны пользоваться особым доверием, чтобы им можно было поручить сложные и секретные задания. И называться такой отряд будет дружиной, а воин дружинником. Простых бойцов надо набирать везде, где только можно, собирать в отряды по десять человек, давать им старшего из наших, и обучать воевать.
- Отец, а зачем нам чужаки? Мы всегда справлялись своими силами, будут рождаться новые дети, из них и наберём воинов.
- Это само собой, род должен только расти. Чем больше будет воинов, тем спокойней будет жизнь. Вспомни, с какими большими армиями нам приходилось сталкиваться, вспомни, сколько скифов ушло на войну, и ты поймёшь, какие силы могут использовать против нас враги. И какие силы потребуются для того, чтобы с ними справиться. Вот к этому и надо готовиться.
- Ты хочешь, чтобы наш род мог выставить воинов больше всех? - спросил Витак.
- Если это будет возможно, то да. Но чтобы содержать такое войско, потребуется много усилий, и вот это будет вашей следующей задачей. Сейчас эти земли свободны, и мы можем ими распоряжаться, как нам захочется. Живут тут какие-то племена пахарей и охотников на севере, и кочуют отдельные семьи на востоке, где кончаются горы. Но так будет не всегда. Раньше на этих землях кочевали наши предки, а за рекой Яик - родственные племена.
В тех краях, восточней, вообще живёт много самых разных людей, их число постоянно увеличивается, и им нужны новые территории. Чтобы избежать войны с родственниками, в своё время наши предки двинулись на запад и заняли те места, откуда мы сейчас ушли. Но жить гораздо легче в южных краях, а не в этих землях, из-за чего они пока свободны.
Мы живём тут уже пять лет и знаем, что на зиму надо делать запасы корма. Значит, необходимо строить зимовья, и там их хранить. А для выполнения такой работы нужны те, кто может работать на земле - пахари. А раз они начнут пахать землю, то тут и жить будут, поэтому поставят поселение, и его надо будет защищать. Кроме того, есть много подобных мест, в которых проживают люди других племён.
Вот и нужно заставить всех их платить нам дань, на которую можно дополнительно нанять воинов и построить свои зимовья. Так что начинайте поиск мест, где будут стоять наши поселения, позволяющие жить в нём отдельной семье, а окружающие их земли обеспечивать прокорм всех принадлежащих ей животных. У нас должны получиться такие кочевья, на которых можно жить круглый год, летом стада будут пастись в степи, зимовать - в поселениях.
Кроме того, тебе, Дандар, придётся отправиться на север, надо, чтобы все живущие там племена, подчинились нам. Что придётся делать - убивать жителей, сжигать их поселения или просто напугать - реши сам. Но они должны признать нашу силу и подчиниться. От этого будет зависеть уже выживание нашего народа.
- Я понял, всё будет исполнено.
- Сейчас я рассказал вам о том, что надо сделать в первую очередь. Но это далеко не всё, что нам предстоит. Чтобы справиться с теми, кто захочет забрать наши стада и наши жизни, нам придётся приложить много усилий, но о том, что делать, я расскажу в следующий раз.
Городище Арт, 590 г. до н.э., старейшина Ош
Ну вот и дождались, пришли какие-то чужаки, на этот раз с юга. Много пришло, пожалуй, сотни две будет. Все конные, с луками, стреляют не останавливаясь, прямо на скаку. Раньше всё больше с севера и востока приходили, и не так много их было, и отбиться не составляло большого труда, главное, вовремя надо было их обнаружить. А сейчас к нам добрались другие.
Рассказывали охотники, что в степи появились новые люди, пришедшие далеко со стороны полудня. Может, это они и есть? Странные они какие-то. Стрелять стреляют, да как-то лениво, будто только пугают. И хоть подобраться к ограде можно только с одной стороны, это не должно для них представлять трудностей, на лошадях да под прикрытием стрелков добраться можно достаточно просто. Вон, какой-то воин выехал вперёд и кричит, вызывает на разговор.
- Эй, там, за городьбой, живы ещё?
- А приди, проверь, - ответил ему кто-то из воинов.
Всадник засмеялся и продолжил.
- Молодцы, боевой вы народ оказывается! Ну ладно, пошутили, побаловались, пора дело делать. Я сотник Дандар, послан царём скифов Канитом. Пусть ваш старший выйдет, говорить будем.
- Нам и здесь хорошо, если хочешь говорить, и такой храбрый, то подходи ближе. Не боись, один приходи, не тронем, - ответил сотнику тот же голос.
- А и подойду, не думай, не испугаюсь. Если кто-то из вас со страху выстрелит, сожгу всё городище и никого живым не оставлю.
- Не грозись, сотник, никто тебя не тронет. Это я тебе обещаю, старейшина Ош. Подъезжай ближе, не бойся.
Сотник повернулся к своим воинам, что-то им сказал, и не торопясь отправился ближе к воротам. Не доезжая до них нескольких метров, остановился и прокричал:
- Ну что, старейшина Ош, выходи, говорить будем, или ты думаешь за стенами отсидеться?
Я тоже сел на лошадь и через приоткрытые ворота выехал навстречу.
- Слушай меня, старейшина. Мы не хотим воевать и убивать вас. Как ты сам понимаешь, если потребуется, мы это городище возьмём. У вас просто не хватит воинов, чтобы защитить его стены. Но царь Канит в своей милости предлагает вам свою защиту. Конечно, не за просто так. Вы будете платить нам, скифам, десятую часть своего дохода, а в остальном живите, как хотите.
Если же возникнет угроза вашим поселениям или на них нападут чужаки, мы поможем вам справиться с этими неприятностями. Наши воины будут сражаться вместе с вами, а вместе мы сможем одолеть любого врага.
Надо признать, я совсем не ожидал такого предложения. Обычно, когда нападающие не хотят сражаться, они готовы взять выкуп и уйти, причём зачастую этот выкуп бывает велик. Здесь же предлагалось откупиться совсем небольшой ценой, да при том ещё предоставлялась возможность воспользоваться военной помощью чужаков. Конечно, это могла быть и ловушка, но в словах сотника была своя правда - пришельцам не составит труда взять приступом наше городище.
Мы конечно могли бы отбиться от врагов, но только в том случае, если их будет не слишком много. Но если нападающих окажется значительно больше, чем защитников, то у нас просто не хватит сил удержать стены во всех местах. А если враг сумеет прорваться вовнутрь, то обычно выживших не остаётся. Так что выбор у меня был небольшой - умереть или согласиться, и похоже, сотник это понимал.
- И что мы должны будем вам отдавать? - спросил я.
- В первую очередь зерно и другие продукты, можно оружие, например наконечники или другое какое, но его делать надо по нашим образцам. Остальное, сверх вашей дани, мы можем у вас покупать. Нам многое чего надо. Однако если один раз забрать силой, то потом уже долго ничего не возьмёшь. Лучше уж получить меньше, но зато добровольно и не один раз. И такой обмен может быть выгоден каждому - вы получите доход, мы получим нужный товар.
И ещё сразу скажу - вы не единственные, кто станет платить нам дань. Все поселения в округе, а также расположенные по этим рекам, подчинятся нам. Теперь это наша земля, и мы станем её защищать от всех чужаков. Просто мы пришли к тебе первому.
- А если я откажусь?
- Тогда мы просто уничтожим городище, заберём всё, что нам нужно, а всех выживших уведём к себе и заставим пахать землю. Мы получим всё, что нам надо, вот только вас уже никого в живых не будет.
- Но многим из твоих воинов придётся тоже умереть, сотник. Не будет ли это слишком большой платой за небольшую добычу?
- Ну не так уж и много, посмотри на мои доспехи и скажи, смогут ли твои стрелы с костяными наконечниками их пробить? Не смогут. А стоит ли за свою гордость платить жизнями людей твоего племени? Мы ведь не мешаем вам жить так, как вы хотите. А наша защита и спокойствие твоего городища, жизнь твоих родичей стоят гораздо больше, чем десятая часть доходов.
- Похоже, сотник, у меня нет выбора.
- Ну почему же. Если ты, старейшина, вместе со всеми своими людьми хочешь умереть, то можешь отказаться, если вы хотите жить - то придётся принимать моё предложение.
- Хорошо, что я должен сделать, если соглашусь принять защиту царя?
- Да в общем-то ничего, достаточно принять моих людей. Я оставлю там, за рекой, пока десяток своих воинов, они потом вместе с тобой осмотрят твои земли и определят, сколько надо заплатить. Потом в этом лагере будет стоять сотня воинов, она, если что, поможет в защите ваших земель. Осенью доставите в него плату. Если что-то захотите продать, скажите десятнику, он уже решит, покупать или нет.
На этом наши переговоры закончились, скифы отправились к другому поселению, а я поведал своим родичам о появлении у нас защитников и о наложенной на нас дани.
Поселение Венье, 590 г. до н.э., старейшина Ермил
Буквально нырнув рыбкой в еле заметный проход среди переплетённых ветвей ежевичника, создающих непроходимое препятствие на пути почти любого живого существа, мальчишка, извиваясь как червяк и работая руками, шустро пробирался через непреодолимое препятствие, вставшее на пути преследовавшего его воина. Выскочив на тропинку, пацанёнок дал такого стрекача, что только сверкали пятки.
- Старейшина, старейшина, там чужаки вооружённые идут, они сейчас за осинником, скоро здесь будут, - закричал вестник, влетая в поселение.
- Сколько их там? - поинтересовался я у мальчонки, соображая, что надо делать в первую очередь.
- Много, наверное столько же, сколько у нас в трёх домах живёт.
- Так, значит человек пятьдесят. Ничего, должны справиться. Эй, пацанята, подавайте дымовой сигнал и отправляйтесь собирать мужиков, кто в городище или рядом находится.
Солнце уже подбиралось к полудню, когда пришельцы выбрались из леса на поляну перед городищем. Они оказались нам незнакомы, какие-то новые чужаки пришли с запада. Было их всего около трёх десятков, в основном вооруженные копьями с металлическими наконечниками и топорами. Лучников оказалось мало, всего десяток. Из брони лишь у некоторых имелись кожаные доспехи.
Нас тоже собралось около тридцати человек, остальные, не успев добраться до городища, увидев дымовой сигнал, прятались в лесных убежищах. Лучников среди поселян оказалось больше, доспехов, правда, не было, но у каждого мужика имелось копьё и топор. Все заняли места за оградой, ожидая, что предпримут чужаки. Не успели мы их в чистом поле встретить, да и мало нас.
Мы надеялись, что мужики, оставшиеся в лесу, сообразят объединиться и ударить пришельцам в спину. Среди тех, кто оказался за городьбой, был Ильмер, он воин добрый, всегда раньше что-то придумывал, как врагов удивить. А они не торопились. Увидев, что захватить городище с налёту не удалось и ворота закрыты, стали чего-то выжидать. Я уж думал, что они посидят-посидят, да отправятся обратно, ан нет, из леса вышло ещё полтора десятка человек, тащивших бревно для выбивания ворот и пару сучковатых брёвен вместо лестниц.
Значит, придётся драться. Ничего, не впервой, да и стоит городище удобно, на мысу, с двух сторон высокий речной берег, а с другой городьба в два человеческих роста. Ну, вот и началось, несколько человек, схватившись за бревно, бросились выбивать ворота, а их лучники начали обстреливать стены. Наши стрелки разделились, половина перестреливалась с чужаками, а другие, прикрываясь городьбой, пытались остановить воинов, бежавших с тараном.
Получалось плохо, доспехи, хоть и кожаные, но с нашитыми накладками, позволяли защититься от стрел с костяными наконечниками. А тут ещё сбоку враги поставили брёвна как лестницу и попытались по ним взобраться на стены. Пришлось отправить туда пятерых мужиков. Но городище держалось, из чужаков с тараном стрелки смогли убить или ранить пятерых, а также перестали стрелять трое вражеских лучников.
И в этот момент из леса выбежало два десятка мужиков и без всяких криков бегом бросились в атаку на врага. Это Ильмер собрал всех, кто был в лесу, и ударил в спину противнику. Они пока этой атаки не замечали и продолжали попытки выбить ворота, но после того, как началась схватка, все бросились на Ильмера.
- Ну что, мужики, наш черёд пришёл ударить по ворогу. В воротах остаётся десяток, а остальные - на помощь Ильмеру.
Ему приходилось тяжело, враги навалились на него со всех сторон, и он с трудом, но отбивался. Хорошую поддержку оказывали лучники со стен, то один, то другой враг падал, пронзённый стрелой.
Вот приоткрылись ворота, и наш отряд, выставив копья, ударил в спину врагу. И закрутилась смертельная коловерть, когда надеяться стоит только на мастерство и удачу. Удар, чужак начинает падать, надо успеть выдернуть копьё и повернуться боком, пропуская остриё чужого оружия, разворачиваться некогда, тупой стороной удар в грудь другого противника сзади, сбивая его с ног и давая возможность своим его добить.
Пригнуться, пропуская над головой топор, удар копьём по ногам заставляет врага упасть, шаг в сторону с разворотом, и железо опять пьёт чью-то кровь. А вот это плохо, молодой парнишка слишком увлёкся и вырвался впёрёд, подставившись под удар мечника. Приходится бросать копьё, пробивая врагу грудь. Так, своего спас, но копья лишился, некогда его подбирать, теперь выдернуть топор из-за пояса, и удар сверху вниз по чужаку, пытавшемуся уклониться от удара. Всё, этот тоже готов, подпрыгнуть, пропуская вражеский удар по ногам, и нанести свой сверху.
И слышен только звериный рык, рвущийся из горла, да мольбы раненых и умирающих. А в чистом голубом небе кружат стервятники, надеясь на поживу. Ну вот и всё. Последнего врага добил Ильмер, так что можно остановиться и отдышаться. А то уже воздуха не хватает, хотя грудь ходит как кузнечные меха. И опять мы победили. Слава богам и предкам.
У нас было убито семь человек, и ещё десяток получили нетяжёлые ранения. Так что победа нам далась достаточно легко. Трупы наших погибших были сожжены, прах помещён в горшки и захоронен в землю. А тела врагов закинуты в дальний овраг, о них лес сам позаботится. После тризны по погибшим Ильмер подошёл ко мне и спросил:
- Что думаешь по поводу боя, старейшина?
Честно говоря, я давно ждал этого разговора, нужно было понять, что делать дальше и как обеспечить выживание рода. Похоже, эти чужаки были только первой волной переселенцев, идущих на нас с запада.
- В этот раз отбились - и хорошо, но вот допускать подобного больше нельзя. Слишком мы спокойными стали и оказались не готовы к войне.
- Вот и я о том же подумал, надо нам сейчас думать, как с врагами в следующий раз будем биться.
Ильмер хороший воин, он и раньше им был, воевал в полуденных странах, но несмотря на это, спасая свою семью, ему пришлось бежать из тех мест. Так он оказался среди нас и стал членом рода. Но было заметно, что Ильмеру приятней заниматься с оружием, чем хозяйственными делами. Ничего страшного я в этом не видел, но видимо пришла пора найти применение его умениям.
- Мы с тобой почти об одном и том же думаем, Ильмер. Сегодня нам повезло, мальчонка успел предупредить о подходе врагов. Иначе они сумели бы ворваться в городище, вот тогда и была бы беда.
- Ты к чему это разговор ведёшь, старейшина?
- А пора нам своих воинов собирать, учить их воевать и доверить именно им охрану городища и всей нашей земли.
- Так это же сколько людей потребуется, где их взять? Хотя я давно о таком подумываю, и если ты позволишь, займусь подготовкой воев.
- Не сразу, Ильмер, не сразу. Пока городище не может выделить для защиты более десяти человек, и то почти одних отроков. Об этом, конечно, ещё надо будет говорить с другими старейшинами, но думаю, создание большого отряда можно начинать с одного десятка. Тем более, для него у нас почти всё есть.
- Что есть?
- Оружие и доспехи. Я думаю, воинов надо будет защитить броней, у нас есть и своя кожаная, так ещё и от врагов досталась. Хоть она и кожаная, но усилена костяными накладками и вполне способна защитить от стрел и не очень сильного удара. Вот её и дадим воинам. Надо будет вооружить их луками, копьями и топорами.
- Я хотел дать воинам мечей и щитов.
- Топор ничем не хуже меча, да и для многих он более привычен. А щит это хорошо, только надо будет всех учить работать с таким оружием.
- Если доверишь создавать этот отряд мне, то научу всему, что знаю, и один наш воин будет стоить троих чужих.
- Вот и договорились, принимайся за создание отряда, а я потом посмотрю, что у тебя получится. И не взыщи, судить буду строго.
Глава 3
Правый берег реки Яик, среднее течение, 550 г. до н.э., Ханаг, разведчик скифов
Не сказать, что в этот раз мы забрались далеко, бывало, хаживали и дальше. Нас часто отправляли в подобные походы, требовалось знать, что творится не только вблизи, но и в отдалённых местах от наших земель. Обычно в такой рейд уходят опытные воины, готовые к встрече с любыми неожиданностями. Но в этот раз меня отправили на разведку с молодыми, ещё не завершившими своё обучение отроками.
Возможно я ошибся, учить надо было молодых безо всяких скидок, но сказалось общее спокойствие и отсутствие какой-либо опасности. Уже который день мы двигались в полном одиночестве, не встречая никого. Эти земли всегда были пустынными, тут редко кто кочевал, если честно, то я вообще здесь никого не встречал. Только гораздо восточнее появлялись люди, пасущие в степи свои табуны и стада.
Поэтому для всех нас стало неожиданностью, когда объехав очередной холм и попав в лощину, мы почти наткнулись на небольшой табун и пастуха около него. Мы все буквально замерли, осматривая друг друга, но незнакомец пришёл в себя гораздо быстрее, схватил рог и подал сигнал, после чего в его руках появился лук, и он приготовился стрелять. Понимая, что нас приняли за разбойников, я приказал всем оставаться на своих местах, а сам, разведя в стороны пустые руки, поехал навстречу пастуху.
В таких походах мы старались избегать схваток, хотя если их нам навязывали, то принимали бой. От нас в первую очередь требовалось узнать всё о встреченных нами людях, а не воевать с ними. Тем более, я видел, что на помощь пастуху от расположенной в стороне кибитки мчится не менее десяти человек.
- Не надо стрелять, не бойся, нам не нужен твой табун, мы не ищем добычи, а просто хотим узнать, с кем пришлось встретиться, - первым заговорил я. - Мы воины скифов и движемся по своим делам.
В это время к пастуху на подмогу подскакало несколько человек, но видя, что мы мирно разговариваем, мои руки без оружия, а остальные воины стоят неподвижно в стороне и никому не угрожают, успокоились и не стали нападать первыми. Один из них выехал вперёд и спросил:
- Кто вы такие и что вам здесь надо?
- Мы скифы и едем по своим делам, встретились с вами случайно, и ничего от вас нам не надо. Конечно, нам любопытно, кто решился пасти свои табуны в таком месте, но пока это всё, что мы хотим знать.
- Давай поговорим, я не возражаю, - ответил выехавший вперёд незнакомец. - Я Марак, воин племени сарматов, сюда пришёл со стороны восхода, там стало много народу, и в поисках свободных пастбищ я добрался в эти места. А что здесь не так, эти земли кому-то уже принадлежат?
- Меня зовут Ханаг, я воин племени скифов, со своими бойцами осматриваю земли племени. Эти места наши, вообще все территории западнее реки Яик принадлежат скифам, но пока мы сюда не добрались, обычно не возражаем, если кто-то порой пасёт здесь свои стада. Конечно, если это происходит случайно. А чтобы жить здесь, надо договариваться с нашим царём или его советниками.
- А где их можно найти?
- Вон там, - я махнул рукой в сторону запада, - находится город Канит. Там их и надо искать. А где кочует ваше племя?
- Нас много, и наши табуны можно встретить в самых разных местах, начиная от берега реки и дальше на восток и на юг, а также в низовьях реки Ра.
- Странно, что раньше нам не приходилось сталкиваться с вами, мы постоянно патрулируем здешние места, но никогда никого здесь не замечали.
- Обычно все держатся дальше от берегов Яика, но сейчас в степи сухо, травы мало, а народу становится всё больше и больше. Вот и пришлось зайти сюда.
- Ну, о пребывании здесь надо договариваться со старейшинами, моё дело найти таких, как вы, и сообщить вам о том, что это наши земли, а также старейшинам о появлении чужаков. А что делать - они решат без меня. Так что удачи тебе, Марак, в переговорах, а мне пора двигаться дальше.
Канит, столица Северной Скифии, 550 г. до н.э., Витак, царь скифов
Да, именно так - Северная Скифия - стали называть занятую нами территорию в отличие от той, что располагается на юге, у моря. Теперь мы полностью контролировали всю землю по реке Ра и Каме до самых гор. Все поселения, расположенные на этих реках, подчинились нам, и самое главное, пусть они и были несколько недовольны необходимостью платить дань, но не слишком сильно.
За прошедшие годы нам пришлось несколько раз отбивать нападение на городищи, но это оказалось не слишком сложно сделать, воевать приходилось с дикими племенами, пришедшими с севера. У них имелось преимущество - их было много, но у нас оказалось больше стрел. Так что теперь на эту землю никто из ближних соседей не покушается, все знают, что поселения и городища находятся под нашей защитой.
Они теперь очень сильно изменились, стали больше, и многие из них начали делать вещи, которые предназначены именно для нас. Да, мы теперь покупаем необходимые нам товары сверх положенной дани или вымениваем на другие товары. Это оказалось гораздо выгодней, чем брать силой. Взять добычу можно один раз, а так подчиняющиеся тебе племена постоянно делают всё новые и новые вещи.
Конечно, можно их просто отнять, одно время мы так и пытались делать, но потом выяснилось, что в этом случае дань становится меньше, а сами товары хуже. И только когда начали покупать изделия, то с поселений стали собирать больше дани, а всё, что они делают, стало значительно лучше. И теперь наши отношения с поселениями устраивают друг друга - мы получаем дань и защищаем городища, а в них изготавливают для нас товары и растят зерно.
Надо сказать, что в большей степени нас интересуют зерно и железо. Конечно, в качестве дани мы берём и что-то другое, ту же скотину, рыбу или меха, но в первую очередь нашим кузнецам нужно железо, ну и кормить надо воинов и животных. Так что поселения в основном занимаются выращиванием зерна и добычей металла. Они пользуется спросом, и не только у нас, но и у других народов. Для многих поселений один из этих товаров является основным. А запас еды и оружия позволяет поселениям расти.
Даже стали появляться смешанные семьи. И вообще наш народ стал меняться, одни старики говорят, что мы забыли заветы предков и ничего хорошего от этого не будет. Другие говорят, что жизнь меняется, и даже само небо меняется, порой не по одному разу за день. Так что ничего страшного в происходящих изменениях нет.
А по сути дела, наш народ стал потихоньку прекращать кочевать и начал привыкать жить на одном месте. Чтобы пережить зиму, пришлось делать запасы кормов для животных - косить траву и выращивать зерно. Чтобы их сберечь, потребовалось создавать зимние стоянки, где всё это хранилось, а также располагались животные. Постепенно стоянки превратились в поселения, каждая семья получила свои пастбища, вот на этих землях люди и селились.
А потом вокруг них стали распахивать землю, начали обустраиваться пахари, как свои, так и пришедшие со стороны, появились мастера, в первую очередь кузнецы. И сейчас такие поселения во многом похожи на обычные городища пахарей, а не скифов.
Но с другой стороны, благодаря этим зимовьям наш род значительно усилился. В несколько раз увеличилось количество людей, и стало возможным содержать больше воинов. Теперь у нас каждая семья платит налог на обеспечение армии и отправляет в неё одного человека от каждых десяти мужчин. Все они проходят обучение, после чего попадают в воинские отряды. Кроме того, каждая семья в зависимости от возможностей имеет свой отряд, который следит за порядком на принадлежащих ей землях.
Так что теперь мы постоянно содержим семь тысяч конных лучников, не считая находящихся в семейных отрядах. Все наши бойцы ни в чём не уступают своим предкам и способны не только отлично стрелять на скаку, но и сражаться в строю. И среди них есть не только скифы, но и люди из других народов, готовые воевать за деньги или отправленные своими старейшинами в уплату за товары или за долги.
Несмотря на такие особенности их появления в наших рядах, отношение к ним вполне доброжелательное, да и в сражении они ведут себя достойно, это проверено в многочисленных стычках с похитителями скотины. Особо стоит выделить дружинников, самых лучших воинов, которые, по сути дела, стали моими глазами, ушами и руками в самых отдалённых местах. Им можно доверить как ведение боевых действий, так и строительство новых поселений. Ну а сейчас надо с советниками обсудить дела племени.
Их у меня трое - Маммар, занимающийся всеми делами внутри рода, а также взаимоотношениями семей и поселений, Олкаб, которому подчиняется армия, и Патей, ведущий торговлю.
- Ну что, советники, давайте обсудим, что творится в наших землях. Начинай, Маммар.
- Всё у нас в порядке, нет никаких изменений. Дань платят все, людей для наших отрядов выделяют, но появилась одна проблема.
- И что же тебя тревожит?
- Многие семьи растут, и им уже выделенных земель становится мало. Всё больше и больше старейшин обращается с просьбой выделить им новые, и чем быстрее мы это сделаем, тем будет лучше.
- У нас же есть свободные земли, причём даже на этом, левом берегу реки.
Тут к обсуждению распределения новых пастбищ подключился Олкаб:
- Можно мне высказаться по этому поводу?
- Слушаю тебя, Олкаб.
- Тут разведка доносит, что в предгорьях появились какие-то чужаки, которые занимают нашу землю и считают себя её хозяевами. Никаких переговоров с нами вести не хотят. По сведениям, полученным при допросах пленных, мы сумели выяснить, что они пришли из-за гор, называют себя уграми и считают своими родственниками неизвестные нам могучие племена на востоке. Иметь с ними какие-то дела невозможно, слишком они гордые, хотя ничего не умеют и оружие у них плохое.
Совсем другая история произошла у реки Яик. Там наш дозор встретился с одной семьёй из племени сарматов. Эти, наоборот, наши дальние родственники, относятся к нам хорошо, и с ними можно вести общие дела. У них очень интересное оружие - длинные копья и мечи. Как они рассказали, врага можно атаковать, выставив копьё перед конём, мчащимся на полном скаку. А длинным мечом гораздо удобней рубить в схватке. По нашему заказу кузнецы сделали такое оружие, и мы сейчас его проверяем.
Я к чему разговор веду - раз в дальних местах стали появляться неизвестные люди и племена, то может быть, именно там начать выделять кочевья, чтобы в тех краях появились наши городища и взяли на себя их охрану.
- Да, это хорошая мысль, совместить освоение земель и их охрану. Я думаю, начать надо как раз с тех мест, где появились чужаки.
- Я ещё хотел сказать, - продолжил Олкаб, - раз это наши родственники, то возможно мы сможем привлечь их на свою сторону? У них там на востоке стало мало земель, негде уже пасти скотину. Их, правда, пока мало, появляются только первые смельчаки, готовые отправиться в новые места, но через несколько лет таких станет гораздо больше. Может, выделить им участки на границе, чтобы они защищали наши земли от вторжения чужаков?
- И это хорошая мысль, только среди таких поселений должны быть наши люди, чтобы следили за соблюдением наших обычаев.
- Думаю, можно будет на первое время послать туда дружинников, хоть одного на каждое поселение.
- Хорошо, делайте так. Только в предгорья сначала отправьте тысячу воинов, пусть воспитают чужаков так, чтобы навсегда забыли дорогу в эти места. А с сарматами устанавливайте нормальные отношения и привлекайте на свою сторону. Если они хорошие воины - нанимайте в нашу армию.
- Государь, хотел бы немного затронуть проблему дани, - заговорил Патей.
- Затрагивай, - разрешил я.
- Для того, чтобы улучшить её сбор, я предлагаю поставить поселение в устье Камы. Сейчас такие городища есть в устье Вятки и Белой, и в них приходят торговать даже люди из тех племён, что не дают нам дань. Они покупают железные изделия, посуду, ткань, платят за это мехами, рассказывают о новых местах.
Но я хотел сказать не об этом. Если мы поставим поселение в устье Камы, то люди будут приходить ещё и туда, тогда и доход увеличится. А кроме того, по реке проще и удобней доставлять дань, ведь почти все подчинённые нам городища стоят на реке.
- Я понял тебя, Патей. Ставь поселение, вернее острог, в котором будет постоянно находиться сотня воинов. Отправь туда десяток дружинников, пусть посмотрят, что ещё можно сделать в тех местах полезное.
- Понял, государь. Ещё хотел бы коснуться другой проблемы. На берегах морей, откуда мы ушли, появились города чужеземцев, которых называют греками или эллинами. Говорят, они покупают и дают хорошую цену за зерно, оружие, меха, да и за многие другие товары. Надо бы отправить в те места небольшой караван, проверить эти слухи, да и дорогу узнать.
- Хорошо, готовь караван, бери сотню воинов и можешь отправляться в дорогу. Такие слухи надо проверять, тем более, идти не в чужие края, а в знакомые места.
Поселение Арт, 550г до н.э, старейшина Микит
Жизнь стала спокойней и безопасней. Я ещё мальчонкой был, помню, все вокруг постоянно оглядывались, ожидая нападения чужаков, да и разговоры то и дело сворачивали на эту тему - кто и когда приходил с набегом и кого убили или увели с собой. А сейчас разговоры всё о том, сколько земли распахать и сколько скотины держать, сколько кормов заготовить и какой будет урожай.
Правда, часть урожая и добычи приходится отдавать, но это небольшая плата за спокойствие и безопасность. Помню, раньше отбирали почти всё, оставив только чуть-чуть еды, чтобы не умерли от голода, но потом, видимо, нашлась умная голова, подсказала, что если скотину не кормить, то она и сдохнуть может. В конце концов оказалось, что размер дани в десятую часть дохода является самой подходящей - и данникам не в тягость, и хозяев устраивает.
Так что уже давно никто не пробует сломать сложившуюся систему, наоборот, люди из разных племён начинают сближаться. Ведь у скифов главные воины, как они себя называют, царские скифы, а остальные - пахари и пастухи - такие же как и мы подневольные люди, полностью подчиняются воинам. И вот некоторые из них стали мешать свою кровь с нами, кто девку к себе в семью возьмёт, кто наоборот свою в нашу отдаст. У них ведь тоже старухи следят за чистотой крови, так что свежая всегда на пользу роду идёт.
Гораздо тяжелее для рода отдавать мужиков на службу в эту самую армию. Но тут ничего не поделаешь, как бы дела ни складывались, с этим приходится мириться. Защита нужна, это все понимают. Правда, из наших мужиков какие-то необычные для скифов отряды готовят - пешцев и стрелков. Ну, что касается стрельбы из луков, это для наших не в диковинку, сами кого угодно могут поучить. В лесу ведь без лука очень тяжело выжить.
А вот с копьями работать мужикам приходится учиться, хотя многие с подобным оружием обращаться умеют. Копьё, оно в лесу луку помощник, хотя бывает и наоборот. Так что не особо и в тягость мужикам эта армия, зато род в безопасности. И ещё одна польза от этих скифов есть - торговля у нас завелась добрая. Она всем оказалась выгодна. Пахари сколько зерна ни вырастят, всё продадут, скотины сколько ни выкормят - купцы всё скупают.
У мастеров любой товар не залёживается - кожи, ткани, горшки, оружие и железо, посуда. Так что у народа достаток появился, никто не голодает, знай только не ленись. Правда, уже и люди стали все разные. У каждого теперь свои заботы - каждый ремеслом своим больше озабочен, но друг другу помогают и за род готовы биться. Но вот только кто-то ради этого готов отдать голову, а другие только золото.
Но людей больше становится, и все разные. Поселения растут, многие уже на выселки уходят, кто в леса, кто дальше по рекам идёт, но все ещё помнят свои места и сложившиеся обычаи и порядки. Так что жив род и в последнее время только крепнет, не придётся перед предками оправдываться, что беду ему принёс.
Где-то в среднем течении Оки, 550 г.до н.э., Наволод, военный вождь поселения Венье
Вёсла на ладьях тихо шевелились, удерживая их на месте. Если посмотреть со стороны, то создавалось впечатление, что затаились могучие хищные рыбы, выбирая для атаки жертву или удобный момент. Так стоит щука, укрывшись среди травы или коряг, и только шевелящиеся плавники свидетельствуют, что речной охотник не спит и от него стоит ожидать стремительной атаки на выбранную жертву.
На вершине холма располагались два человека, внешний вид которых говорил о том, что это воины. Тело было прикрыто чешуйчатыми доспехами, на голове - такой же шлем, на ногах - кожаные сапоги, в которые заправлены штаны. Они внимательно следили, как в отдалении чужаки штурмуют поселение, которое пока успешно отбивается от всех атак. Но врагов было гораздо больше, и конечный результат не вызывал сомнения - поселение будет захвачено, если ему не окажут своевременную помощь.
Именно для этого сюда и прибыли две ладьи с воинами, отозвавшись на призыв, доставленный лесными тропами быстроногими гонцами.
- Добрый воин Радим, вон как хорошо оборону держит, да и воев своих правильно обучил - проговорил один из наблюдателей. - Да всяко не удержать ему городище, сила силу ломит.
- Ты прав, Наволод, помочь ему надо. Что делать будем?
- Поможем, конечно, Творила, для чего же мы сюда прибыли. Значит так, бери свою сотню и вон от того леса ударь чужакам в спину. Ладью свою отгоните в ту сторону, - и я показал рукой куда, - там её оставите и на берег выйдете. Но начинай только после меня. Я прямо на ладье подойду к лодкам чужаков и ударю сначала по охране, потом тоже буду бить в спину. Охрану надо уничтожить в первую очередь, а то они смогут раньше времени шум поднять.
Сначала бить будем сулицами, потом рубитесь топорами. Мы сделаем то же самое. Думаю, Радим всё правильно поймёт, и сумеет нас поддержать сначала стрельбой из-за стен, а потом ударит по врагам в нужный момент. Так что давай, Творила, высаживай свою сотню, и прячьтесь в лесу. Время вам до тех пор, пока солнце вон над той сосной не встанет. Всё, начали.
Меня не пугала предстоящая схватка. Их уже было немало, в последнее время всё больше и больше чужаков пыталось проникнуть в эти места. Пройти-то сюда им удавалось, а вот выйти - нет, некому было. Ещё нашими предками было принято решение о создании отрядов воинов, занимавшихся защитой городищ. Первоначально такие воев было немного, но со временем их становилось всё больше и больше.
И сейчас наше городище Венье содержит три сотни воинов. Одна осталась охранять город, а две отправились на помощь соседям. Как-никак, это наши родственники, бывшие жители городища, переселившиеся на новое место. Таких поселений по реке уже много, места тут удобные для проживания, если расчистить лес, земля хорошие урожаи даёт, правда надо потрудиться и руки приложить. Есть места для выпаса скотины, охоты и рыбной ловли, в лесах много железной руды, так что мастерам некогда отдыхать.
Вот всё это и привлекает сюда чужаков. Там, на западе, как рассказывают беженцы и наши прознатчики, начинается борьба за землю, со стороны заходных и полуночных стран идут какие-то новые люди, мол им не хватает уже места в своих краях и они ищут себе новые. А здесь уже всё подготовлено для жизни, поля расчищены, пастбища обустроены, осталось только отобрать всё у хозяев, да пользоваться самим.
Да только наши предки давно поняли, что помощи нам ждать будет не от кого, и начали готовить воев для защиты городищ. Вначале это требовало больших усилий, не хватало всего - оружия, еды, одежды, но постепенно дело наладилось, и теперь мы можем содержать и больше трёх сотен воинов. Ну вот, и пришло время для начала веселья с чужаками. Как я и думал, десяток людей, оставшихся караулить лодки, собрался у кромки откоса на берегу и увлечённо наблюдал за штурмом.