Смута 3 книга 3 Индейцы всех племён объединяйтесь
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Продолжение приключений попаданцев в XVII веке. После создания русско-индейского государства на Миссисипи наши герои обнаруживают первые английские и французские поселения на восточном побережье Американского континента. Это они воспринимают как начало экспансии ведущих европейских государств на новые территории. Итогом, как считают попаданцы, станет создание США в нашей реальности. Вот тут-то и возникает желание этому воспрепятствовать.
|
Скворцов Владимир Николаевич
Смута
Книга третья
Аннотация
Продолжение приключений попаданцев в XVII веке. После создания русско-индейского государства на Миссисипи наши герои обнаруживают первые английские и французские поселения на восточном побережье Американского континента. Это они воспринимают как начало экспансии ведущих европейских государств на новые территории. Итогом, как считают попаданцы, станет создание США в нашей реальности. Вот тут-то и возникает желание этому воспрепятствовать.
Индейцы всех племён, объединяйтесь!
Часть 1
Глава 1
Молчановск, август 1624 г., Головин Семён
Ну да, уже шестнадцать лет мы в этом мире. Срок довольно значительный, но если учесть, что мы сюда попали пожизненно, то сущий мизер. И вообще, кой чёрт занёс нас в эту Америку? Отправились бы куда-нибудь на Урал, нашли там потаённое местечко и горя бы не знали. Так нет ведь, страну надо спасать, историю менять! Прогрессоры недоделанные.
Это я про себя в первую очередь. Сегодня опять не удалось добиться нормальной работы новой антенны и схемы радиостанции, вот и прорывается моё неудовольствие всем и вся. А вообще-то, нам грех жаловаться. За прошедшее после переноса время мы многое успели сделать. Что-то вышло коряво, что-то получилось не так, как хотелось, но одно можно сказать точно - укоренились мы в этой жизни крепко.
У нас своя земля, на которой полным ходом идёт создание нового государства и строительство промышленности. Причём мы изготавливаем вещи, неизвестные в это время - необычное оружие, корабли, моторы, радиосвязь. Правда, наша работа напоминает производство уникальных изделий - мы можем сделать почти всё, но по большей части в единственном экземпляре.
Подковать блоху - нет проблем, но вот подковать сотню блошек уже проблематично? Так и у нас. Главная трудность - массовое производство. Единичные образцы многих новинок давно готовы, а вот обеспечить их устойчивый выпуск в нужных объёмах - проблема номер раз. Более-менее в достаточном количестве удается получать сталь, медный провод и черный порох.
А большинство остальных изделий изготавливаются в единичных экземплярах, или правильней будет сказать, штучно, правда уже есть некоторые из них, по которым начат вполне устойчивый выпуск, пусть и в небольших количествах. В первую очередь речь идёт о паровых турбинах, ДВС (дизель, бензиновый и газогенераторный моторы) и электромоторах и генераторах.
Потребность в двигателях и машинах оказалась просто колоссальной, и это понятно и объяснимо, но более-менее устойчиво, хоть и в малых количествах, выходили паровые турбины, электрогенераторы и электромоторы. Исключением, пожалуй, будут товары для населения - котлы, ножи, топоры и прочий инструмент изготавливаются в максимальных объёмах, какие только может обеспечить производство.
Да и немудрено. Можно сказать, это приоритетное направление. При всей важности для страны и её развития, а также безопасности, например моторов и радиосвязи, авторитет белых пришельцев зиждется на тех же самых топорах, котлах и прочих скобяных изделиях. В первую очередь широкое внедрение в повседневную жизнь самых обычных вещей и способствовало налаживанию дружеских отношений с индейцами.
Нам достаточно трудно оценить те ощущения, которые охватывают человека, начинающего пользоваться обычным стальным топором или ножом вместо каменного аналога. Или даже просто готовить еду в железном котелке или хотя бы глиняном горшке. Вернее, понять мы можем, но самим пережить все чувства, с какими связан подобный переход, вряд ли кому из нас захочется.
Так что самые обычные бытовые вещи можно считать нашим главным рычагом воздействия на индейцев в борьбе за их дружеское отношение. Разговор про огнестрельное оружие надо вести отдельно. Правда, и здесь не всё гладко. Устойчиво и в достаточном количестве изготавливается порох, как черный, так и пироксилиновый. Налажен процесс доработки всех трофейных ружей под принятый у нас на стандарт - винтовку Фергюсона.
Какой бы сложной в изготовлении она ни была, но давала огромное преимущество по сравнению со всеми другими дульнозарядными ружьями. А это дорогого стоит, впрочем, надо признать, военная техника никогда не была дешёвой. Остаётся только сказать, что выпуск магазинных винтовок (по типу "мосинки") и карабинов пока не вышел на устойчивый уровень.
Тут скорее проблема с патронами, для их изготовления пока не удаётся оснастить производство необходимым количеством хотя бы полуавтоматов. Так что среди стрелковки у нас царит самая настоящая анархия - есть и прекрасно себя зарекомендовавшие кремнёвые казнозарядные винтовки Фергюсона (как гладкоствольные, так и нарезные), имеются магазинные винтовки под унитарный патрон с пистоном, появились карабины под такой же патрон. Причина подобного разнообразия одна - желание вояк как можно скорее получить лучшее оружие.
В этом аспекте стоит упомянуть налаженное, пусть и небольшое, но устойчиво работающее производство револьверов. По принятому у нас стандарту каждому бойцу необходимо иметь их две штуки, как-никак, но четырнадцать выстрелов в ближнем бою - это аргумент, против которого трудно что-либо возразить.
Примерно такое же разнообразие, как в стрелковке, царит и среди артиллерии. Основу сейчас составляют семидесятишестимиллиметровые казнозарядные пушки. Правда, их изготавливают в небольших количествах, есть проблемы с литьём стволов, но они в конце концов будут решены, и тогда мы сумеем полностью оснастить все свои корабли и береговые форты самым мощным оружием.
А пока по большей части приходится пользоваться сорокапятимиллиметровыми казнозарядными пищалями, которые для нас изготавливают в Устюжне, да затинными пищалями. Из оружейных новинок надо упомянуть и миномёты, оказавшиеся достаточно простыми в изготовлении, пригодными к транспортировке на лошадях и значительно усилившими боевые возможности наших отрядов.
В этом производстве самым трудным для нас оказалось изготовление мин. Но после сборки необходимого количества станков для их обработки и обучения рабочих, проблему удалось снять. Правда, пока изготавливаемые объёмы невелики, скажем так, это та вундервафля, которая просто есть и ждёт своего часа.
Кроме всех проблем, связанных с тем или иным производством, изготовление станков является для нас приоритетной задачей. Любая работа начинается с того, что для неё делаются станки и нужная оснастка. А на каждый станок надо поставить электромотор, а для его питания нужно электричество. Так что производство не успевает делать электромоторы и генераторы, уходят как горячие пирожки. Пора уже задумываться о кардинальном увеличении их выпуска и строительстве новых фабрик.
А если взглянуть на весь наш промышленный комплекс в целом, то больше всего сил ушло на обеспечение бесперебойной работы производства стали и меди. Основная часть всех новых мастеров, хоть как-то работающих с металлом, перебирающихся к нам из-за моря, первое время после соответствующего обучения направлялась трудиться на эти участки. Отчасти именно этим можно объяснить отставание в других направлениях, хотя, как я уже говорил, определённый задел есть во всех областях.
И в первую очередь надо отметить транспорт. Довольно успешно у нас развивается кораблестроение. Правда, нашим кораблям по размерам далеко до "Титаника", но зато они и не тонут, как он. Строим мы в основном парусно-моторные шхуны, их первоочередное назначение - плавание в Европу и доставка выкупленных из плена рабов. Ну и торговля, разумеется, она для нас является одним из основных источников формирования бюджета.
Размеры наших кораблей небольшие, сорок с небольшим метров, но они постоянно растут. И несмотря на свои относительно скромные размеры, эти суда почти по сотне людей из-за океана за раз доставляют. В последнее время, после того, как более-менее освоились с технологией изготовления подобных шхун, заложили первые боевые корабли.
Ими станут канонерские лодки, вооружить которые планируется шестью семидесятишестимиллиметровыми пушками. Пора подумать и о защите побережья, а то плавают тут всякие. Кроме боевых кораблей строятся и гражданские, в первую очередь что-то вроде рыболовных сейнеров или шхун. Они предназначены для ловли рыбы в прибрежной зоне. Понятно, что лучше бы идти за рыбой к Ньюфаундленду, но для этого пока не пришло время.
Кроме строительства морских кораблей, много приходится спускать на воду и речных. Наши поселения разбросаны широко, но в основном стоят по берегам рек. Так что потихоньку развиваем речное сообщение, для перевозки населения и военных используем небольшие, не более двадцати метров длиной, плоскодонные суда. А грузы и разные товары на баржах таскают буксиры. Ну и разнообразные моторные катера, куда же без них.
Ещё одним массовым проектом является развитие наземного транспорта. Правда и здесь пока рано рапортовать о достижениях, но кое-какие результаты есть. Создан и успешно работает уже не один трактор, внешне напоминающий знаменитый "Фордзон-Путиловец". Для упрощения производства использован гибридный движитель - турбина крутит генератор, а на колёсах стоят электромоторы.
Может, и не самое лучшее техническое решение, но позволяет обойтись без изготовления трансмиссий, различных шестерёнок и резиновых шлангов. Вот, в общем-то, вкратце и все наши основные достижения за прошедшие годы. Конечно, сделано ещё много чего интересного, в частности, создана и успешно испытана искровая радиосвязь, но обо всём сразу и не расскажешь. Лучше я потом, при случае, коснусь отдельно самых интересных проектов.
Новоустюжинск, август 1624 г., Воротынская Ольга
Наш городок небольшой, в нём постоянно проживает не более пятисот человек. В это число входят русские, индейцы и прочие представители рода людского, перебравшиеся за океан. В покинутом нами мире это была бы хорошая деревня, но никак не город. А тут всё по-взрослому - не просто город, а центр по адаптации и расселению колонистов.
Именно здесь все перебравшиеся через Атлантику впервые ступают на берег и начинают новую жизнь. И у каждого, попавшего в эти места, в душе теплится вера в лучшую жизнь и надежда, что все беды остались там, далеко за морем. Люди здесь попадаются разные - кто-то надеется избавиться от непомерных податей, жадности бояр и монастырских служителей, а кто-то покинул рабские загоны и мечтает о новой, свободной жизни.
Наша задача - не обмануть людских надежд, отогреть застывшие души и поддержать смутные и порой неопределённые ожидания лучшей жизни. Ведь даже земля, превратившаяся порой под лучами солнца в сплошной камень, способна при бережном и любовном к ней отношении стать чудесным садом или пшеничным полем. Вот мы и пытаемся всеми доступными нам средствами оживить эту выжженную пустыню в людских душах.
Как говорится, первые впечатления самые яркие и сильные, вот для новых колонистов их обеспечивает наш небольшой городок и его жители. Конечно, никто не бегает за новичками с криками "уси-пуси, мой хороший", у каждого из местных свои заботы и проблемы, но это не заставляет их относиться к приезжим с пренебрежением, мол "понаехали тут". Все здесь живущие сами прошли через то же самое.
Наоборот, при всём дружелюбном отношении к новичкам, никто из местных с ними не рассусоливается и не сюсюкает. Но и не отталкивает и ничего не скрывает. Каждый желающий и умеющий видеть может воочию наблюдать повседневную трудную и порой опасную жизнь в этих местах. Такой подход срабатывает гораздо лучше, чем бесконечное описание ожидающих их благ.
За эти годы жизнь у нас, можно сказать, упорядочилась и ничем не напоминает аврал периода строительства города. Да и живём мы сыто. У каждой семьи свой дом. Это конечно относится только к постоянным жителям, кто прожил на этой земле не менее пяти лет, подчиняясь действующим законам и правилам.
При каждом доме есть приличный участок, на котором у большинства располагается огород и несколько фруктовых деревьев, хлев для скотины и птичник. Нормальный хозяин как минимум имеет лошадь, а то и не одну, коров, свиней, овец. Понятно, что появляется всё это не вдруг и не как манна небесная, но зато любой может видеть, ради чего приходится работать.
Кроме обычных сельских подворий, работают кузницы, целый ряд мастерских - делают бочки, различную тару, есть лесопилка, гончарная мастерская, корабельные верфи. В городе изготавливают бумагу, выделывают шкуры, промышляют рыбаки. Порт принимает и отправляет корабли за океан, катера снуют по рекам, буксиры таскают баржи с грузом, как говорится - движуха идёт полным ходом.
Каждый из прибывших найдёт себе работу, порой не самую престижную, но зато сытую и спокойную. Кто-то идёт в работники к зажиточным хозяевам, надеясь таким образом пересидеть в тихом месте обязательные пять лет первичного проживания, после чего у него появятся новые возможности по устройству в нашем государстве.
Кто-то сразу идёт в армию, там риска конечно больше, но и перспективы куда значительней. К таким людям и отношение совсем другое, более уважительное, особенно если они показывают себя с лучшей стороны. По этому пути обычно идут стрельцы и казаки, бывшие вольные люди и разбойники с большой дороги. Ничего, армия всех принимает и учит правильно надевать сапоги с утра на свежую голову.
Другие устраиваются на стройки, многочисленные производства, на которых всегда нужны рабочие руки. Но независимо от выбранной деятельности каждый проходит первичное обучение - учится писать, считать и читать. И только после этого может выбирать, где и как он будет трудиться. Ну да, не каждому удаётся это осилить, особенно в зрелом возрасте, но во всяком случае, попытка научить делается.
Но многие, пройдя первичное обучение, получают направление на освоение новых профессий - технических специалистов, станочников, механиков, моряков, ну и целого ряда других. Рабочие руки нужны везде, причём желательно привлекать квалифицированных специалистов. Из воздуха, как манна небесная, они не появляются, так что приходится работать с тем, что есть.
Их готовят несколько училищ, правда нельзя сказать, что там они осваивают все тонкости выбранной профессии. Такие учреждения работают по принципу лётных училищ во время войны - взлёт и посадку освоил - давай на фронт, там тебя и научат, если выживешь. Так и здесь - навыки работы по профессии получил, с техникой безопасности ознакомился - тогда вперёд и с песней.
Иное отношение к детям, особенно сиротам. Таких также много выкупают из рабства, но отправляются они в интернаты, где их обучают и кормят до шестнадцати лет, дают навыки работы по основным профессиям, да не по одной каждому, а уж после этого помогают устроиться в новой жизни. Но и тогда они не остаются предоставленными сами себе - у каждого есть свой наставник, и если что - спрос будет с него.
Вот так мы и живём, работаем, учимся, встречаем новых колонистов и объясняем им, что к чему. Трудно объять необъятное, но я не ставила себе целью сразу рассказать обо всём произошедшем за эти годы. Самое главное событие - мы нашли своё место в этом мире, смогли наладить совместную жизнь с индейцами и теперь пытаемся вместе идти по новой для них и нас дороге. Пусть порой получается и корявенько, но всё делаем в меру своего понимания и для собственного удобства.
Историческая ремарка 1
Общая картина заселения Северной Америки к 1624 году
Несмотря на достаточно длительное время, прошедшее после открытия нового континента, он по большей части оставался неизвестным. Франция, Голландия, Англия были больше озабочены своими внутренними проблемами, чем заморскими колониями. Только испанцы в Южной Америке и на территории будущей Мексики занимались поиском золота и серебра, а также их переправкой в метрополию.
Наиболее частыми гостями в прибрежных водах Северной Америки были рыбаки, занимавшиеся промыслом вблизи Ньюфаундленда. Уж больно богаты рыбой были те места. Ну и порой кто-то из них продвигался дальше или высаживался на берег, пополняя запасы провизии и воды. Хотя по большей части это оказывались вынужденные действия и никаких последствий для дела освоения новых земель не имели.
В то же время такие заходы в неизвестные места порой порождали фантастические слухи о них. Правда, надо отдать должное французам, они делали неоднократные попытки найти северо-западный проход (аналог пролива Магеллана), позволяющий, как считалось в то время, кораблям обойти земли, преградившие путь в сказочную Индию.
В ходе этих поисков был открыт залив Святого Лаврентия и одноимённая река. Первоначально именно они считались началом обходной водной дороги в Индию, но потом стало ясно, что это только река, ведущая во внутренние области континента. Тем не менее, с течением времени, по тем или иным причинам на территории Северной Америки возникли поселения белых людей. И к этим событиям оказались причастны все великие державы того времени - Франция, Голландия, Англия.
Кто-то из колонистов бежал на новые земли от преследования католиков, кто-то получил новые земли в награду от своего монарха, а кто-то решил подзаработать и заиметь доход от новых территорий. К моменту нашего повествования можно говорить о следующих поселениях на территории Северной Америки (так было в реальной истории её колонизации):
- Джеймстаун, основанный в устье реки Джеймс и являющийся столицей колонии Виргиния, принадлежащей Англии;
- будущий город Квебек, французская колония на реке Святого Лаврентия;
- голландская колония Новые Нидерланды, а затем и город Новый Амстердам (будущий Нью-Йорк);
- город Плимут, английская колония.
И надо иметь в виду, что это были не современные мегаполисы, а скромные поселения, в лучшем случае, в несколько сотен человек.
Глава 2
Р. Джеймс, август 1624, бивуак воинского отряда, десятник Пыхов Никон
После длительного дневного перехода и позднего ужина большинство бойцов спало, кому положено - находились в нарядах, кто-то просто наслаждался теплом у костра, как-никак, лето заканчивалось, и от реки тянуло промозглой сыростью и холодом. Из таких любителей погреться выделялись двое - сам десятник, бывший стрелец, раненый в одной из многочисленных сшибок со степняками и попавший в плен, а впоследствии выкупленный и отправившийся отрабатывать свою свободу за море.
Это был уже немолодой, но крепкий воин, способный легко переносить тяготы и невзгоды солдатской службы. И мальчишка, скорее даже отрок лет шестнадцати, недавно выпущенный одним из многочисленных интернатов, в котором провёл многие годы. Тоже бывший раб и тоже выкупленный, правда было ему тогда лет восемь и никого из родных у него не осталось.
Вот и пришлось мальчонке расти в интернате, правда ничего плохого об этом времени он сказать не мог, кормили вкусно и досыта, одежда была добротная, отношение приветливое, и можно сказать, ласковое. Но всё когда-нибудь заканчивается, вот и Федька, так звали мальчонку, вырос, и пришла пора отдавать долги, так что попал он в армию и теперь служил под началом бывшего стрельца, относившегося к парнишке с теплотой и заботой.
- Дядька Никон, а расскажи, как вы англов побили, - прервал затянувшееся молчание Федька.
- Да я уж сколько раз тебе рассказывал, ты уж, поди, сам знаешь всё лучше меня.
- Скажешь тоже, дядька! А повторение - мать учения, нам так учительница говорила. И ещё она говорила: - "Помните, дети, на ваших глазах творится история. Когда-нибудь об этих временах ваши внуки будут читать в учебниках". Вот я и учу, чтобы лучше помнить.
- Ох и хитёр, бобёр, ну что с тобой сделаешь, слушай. Это старая история, и думаю, она ещё не окончилась. Приплыл когда-то много лет назад из-за моря корабль с белыми людьми. Осмотрелись они вокруг, показалось им, что место тут хорошее, и высадились на незнакомом берегу. Это были англичане, и решились они строить здесь город. И назвали его Джеймстаун, в честь своего короля. Неприветливо их встретила здешняя земля, да и сами пришельцы оказались не готовы к новой жизни.
Тут ведь как - попал в новое место, работать надо от зари до зари, себя не жалея. Вон как наши мужики себя не жалеют - одна борода только и осталась, всё остальное в работу ушло. А эти так не могут, или не хотят, себя жалеют. Вот и начали они потихоньку умирать, голод начался. Лишь некоторые из них пытались что-то сажать, да разве с кондачка такие дела делаются?
Вот и у них ничего и не вышло. Но пришли им на помощь местные жители, индейцы.
- Дядька Никон, а из какого они племени были? - спросил Федька.
- Поухатан.
- Большое и сильное племя было, - утвердительно протянул парнишка.
- Ты правильно сказал, было. Но давай всё по порядку, а то сам себе будешь рассказывать.
- Молчу, молчу, дядька.
- Увидели индейцы, что чудные белые люди умирают, и пришли им на помощь. Научили, как землю обрабатывать, рассказали, что и как сажать надо, семена дали, еду. И хоть белые продолжали умирать, но только те, кто не хотел работать. Малая часть пришельцев благодаря помощи индейцев выжила. А потом из-за моря опять приплыли корабли и привезли новых людей, еды и диковинное оружие.
Стало англичан много, забыли они помощь, которую им оказали индейцы, начали их прогонять со своей земли и отнимать её. Индейцы терпели, пытались договориться, но англам они были уже не нужны, им земля требовалась, на ней хорошо табак рос, а за него в далёкой Англии давали немалые деньги. Долго тянулось это безобразие, пока не умер старый вождь.
- А почему они так долго терпели? Нам всегда говорили, что индейцы не прощают обид, а виноватый в этом становится для них врагом. И обиду можно смыть только кровью, - опять не выдержал Федька.
- Так дочка этого вождя была замужем за одним из этих англичан. Вот и терпели индейцы, а пришельцы безобразничали всё больше и больше, ведь никто им не оказывал сопротивления. Но старый вождь умер, его дочь уплыла за море со своим белым мужем, а вождём стал брат умершего. А вот он никакого уважения и любви к англичанам не испытывал.
К этому моменту белые уже начали расползаться по земле поухатан, основывали новые поселения, захватывали землю, силой заставляли индейцев работать на себя. В конце концов они и не выдержали. Один белый торговец похитил индейских детей и стал требовать за них выкуп. Его убили, а заодно уничтожили и посёлок, поставленный на самовольно захваченной земле.
- Так им и надо, проклятым англичанам, - Федька был категоричен в своих оценках.
- Однако англичане и не думали сдаваться. У них были ружья, а у индейцев луки. И кроме того, индейцы не умели сражаться так, как белые. А они привыкли уничтожать всех, и старых, и малых. Так что, выбрав подходящий момент, англичане напали на индейский лагерь, где были только женщины, дети, старики, и всех их убили.
- Вот сволочи! - опять не выдержал Федька.
- Вот такая война и продолжалась дальше. Индейцы нападали на мужчин, воинов, англичане на стариков и женщин. И постепенно стало понятно, что англичане побеждают. Не за счёт своего воинского умения или лучшего оружия, а из-за жестокости к мирным жителям и уничтожения припасов у индейцев. И тогда они в последней надежде обратились к нам, точнее к индейцам чикасо, мол, помогите братья.
И наши отцы-командиры решили помочь. К индейцам поухатан пошли две сотни наших егерей. Среди них большинство было индейцы, нас, русских, оказалось всего человек двадцать. И первое время мы не воевали, а учили поухатан нашим правилам ведения войны.
- И что, индейцы сразу научились? Ведь любой индеец считает, что признать кого-то лучше себя - оскорбление, - не унимался Федька. - Нас так в школе учили.
- Нет конечно, они и сейчас толком дисциплину и порядок не соблюдают. Но нас слушались, особенного после того, когда посмотрели, как мы воюем.
- Ну а дальше-то что, дядька Никон?
- Да в общем-то и ничего. Войны как таковой и не было. Как говорил наш командир, для того, чтобы победить врага, не обязательно лезть под пули. Против англичан применили ту же тактику, что и они против индейцев. Им не давали выйти из поселений, мужчин сразу отстреливали снайперы, женщин и всех прочих загоняли обратно.
Поля с урожаем сожгли. Скоро у англичан начался голод, а затем они все побежали в свой город - Джеймстаун. Им не мешали, чем больше их соберётся в одном месте, тем быстрее у них кончится еда. Так и получилось, скоро среди англичан начался голод, а тут и зима пришла, так что вскоре они сдались, а город был разрушен.
- И вы победили? - Федьке надо было знать всё абсолютно точно.
- Не мы, а индейцы поухатан. Мы только их научили, как надо воевать, да немного помогли с точной стрельбой.
- И что, так и не было никаких сражений?
- Я же тебе говорил, что лучшая победа та, когда не сделано ни одного выстрела. Но пострелять всё же пришлось. Но тут была уже совсем другая война. Одно время англичане повадились отправлять крупные отряды прочёсывать окрестности. Но в такой войне индейцам нет равных. Они устраивали засады, два-три выстрела, у врага один-два убитых или раненых - и нападающие исчезли. Так что вскоре англичане отказались от патрулирования, а сражаться с ними в чистом поле никто и не собирался.
- Ну да, зато теперь индейцы поухатан считают нас своими друзьями, а проклятых англичан не осталось и в помине.
- Спи уж, аника-воин, завтра нам опять предстоит трудный денёк.
Молчановск, конец августа 1624 г, Фёдорыч со товарищи
- Ну что же, друзья-товарищи, давайте начнём. Пришло, как говорится, время подвести некоторые итоги, обсудить текущие дела и наметить перспективные планы, - открыл я общее собрание, скажем так, учредителей нашего Союза.
"Посидим рядком, поговорил ладком, - чёрт, какие-то дурацкие мысли в голову лезут".
Бюрократия рулит. У нас всё как положено - у каждого из племён, вошедших в наш Союз, много прав, они, по сути, полностью независимы от кого бы то ни было, но в то же время отвечают перед всеми остальными за порученное дело и порядок, развитие своих территорий. А к выполнению обещаний здесь относятся очень серьёзно, как говорится, "потерять лицо" очень просто, а вот восстановить авторитет после этого практически невозможно.
Так что у нас принято отчитываться о проделанной работе, и подобное совещание далеко не редкость. Правда, на него собирались не всенародно избранные делегаты, а руководители племён и общин. Скорее всего, происходящее можно назвать партхозактивом. А сейчас для нас положение складывалось довольно-таки благоприятное, и это надо было использовать.
- Давайте я начну. Можно сказать, что наш Союз создан и успешно развивается. На сегодняшний день есть полная ясность с его участниками, это чероки, чикасо, чокто, маскоги и русские. Возможно, в ближайшее время могут присоединиться ещё индейцы племени поухатан. После совместной победы над англичанами и уничтожения города Джеймстаун они поверили в силу Союза, и можно сказать, готовы влиться в наши ряды, но пока спешить не будем.
"Постой, паровоз, не стучите, колёса, кондуктор, нажми на тормоза".
Мы сейчас контролируем территорию от Рио-Гранде на юге до реки Джеймс на севере (вдоль побережья Атлантики), на западе - по Миссури и границе прерий. На Западном побережье континента у нас основаны два города - Шаховск и Мстиславск на месте Лос-Анджелеса и Сан-Франциско. Заложены и успешно развиваются множество поселений в самых разных местах - на Миссисипи, Миссури, Огайо, Теннеси, на реке Саванна и других.
Про нашу территорию вы всё прекрасно знаете и сами, а говорю я об этом, чтобы каждый из вас проникся масштабом той задачи, которую нам предстоит реализовать в кратчайшие сроки.
- Ну и какое у нас "планов громадьё"? - поинтересовался Трубецкой.
Казалось бы, самый простой и очевидный вопрос, а за ним столько стоит, что не знаешь, за что хвататься. И ведь нельзя ни от чего отмахнуться, наоборот, надо как можно подробней разбираться во всём происходящем. Не зря же говорят, что дьявол кроется в мелочах. Всё как в истории с чемоданом без ручки - и бросить жалко, и тащить тяжело.
- Теперь осталось всю эту территорию превратить в единое государство. Надо дать людям общие законы и приучить их соблюдать, надо суметь защитить свою землю, для чего требуется мощная армия и флот. Нужна промышленность, которая обеспечит потребности людей, необходимы дороги, благодаря которым любой участок нашей территории станет легкодоступным для жителей Союза.
Я уж не говорю о сельском хозяйстве, способном обеспечить всех продовольствием, развитии образования, медицины и общих моральных ценностях.
- Впечатляет, - согласился Трубецкой. - Но только всё это лозунги. Вот скажи мне, Фёдорыч, что необходимо сделать конкретно, чтобы, как ты сказал, "дать людям общие законы и приучить их соблюдать"? Кто за это будет отвечать? И на какие шиши всё это реализовывать? Ты скажи, "скока точно в граммах мерить?"
"А как всё хорошо начиналось, - подумал ёжик, слезая с кактуса".
- Никита, ты взрослый мужик, а порой рассуждаешь как ребёнок. Нет у меня волшебных волосков, как у Хотабыча, чтобы их разорвать, сказать волшебные слова "трах-тибидох-тибидох" и получить желаемое на блюдечке с голубой каёмочкой. Я излагаю своё видение проблемы, если ошибаюсь - вы меня поправите. А что делать - будем садиться и вместе решать.
- Да я в общем-то ничего против такого подхода не имею, думал, ты что-то конкретное сейчас предложишь.
- А конкретики у нас выше крыши. Всё, что мы делаем - и есть та самая конкретика. Всё происходящее вокруг - прецедент, ложащийся в основу тех законов, что будут написаны в будущем. Именно это и есть то, что я назвал "дать людям общие законы и приучить их соблюдать" и над чем ты пытаешься похохмить.
"Ну что тебе ещё сказать? Скалиться я и сам могу, а ты вот лучше бы вышел на моё место и научил, что делать. А так из толпы каждый может рулить".
Но есть одна немаловажная проблема, над которой нам придётся всем поработать. И откладывать её решение на будущее не стоит, чем позже мы за неё возьмёмся, тем будет хуже.
- Фёдорыч, ты только скажи, мы "враз прибудем, с лопатами и вилами" и наведём конституционный порядок, - это как всегда Ваньша со своим неуёмным оптимизмом.
- Первое, что нам необходимо - очистить эту землю от всех желающих прибрать её к своим рукам. Я говорю в первую очередь об Англии и Франции. Именно с ними необходимо начинать борьбу сейчас, пока они не пустили здесь корни. И второе, не менее важное - признание нашего государства, а также всех других, которые могут быть созданы на этой территории, сильными мира сего.
- Ого, ну и цели у тебя, Фёдорыч! - не удержался Трубецкой.
"Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой".
- Не у меня, Никита, у нас.
Тут поднял руку вождь чероки, видно, и у него появились вопросы.
- Слушаю тебя, Танцующий огонь.
- Бегущий Поток, я правильно понял, что ты предлагаешь нам воевать с другими белыми, англичанами и французами?
"Правильный вопрос. Только вот не к месту он сейчас. Чёрт, мысли какие-то посторонние лезут в голову. Но надо отвечать".
- Не совсем так, вождь. Я не предлагаю всем нападать на них, я хочу, чтобы мы поступили так же, как и племя поухатан. Надо создать такие условия, чтобы чужаки не смогли жить на этой земле. И у них должен быть выбор - уехать обратно или умереть. Нашей задачей не является убийство всех тех, кто самовольно пришёл на эту землю. Думаю, выражу общее мнение - нам надо, чтобы здешняя земля принадлежала только нам.
- Но ведь на ней нет других белых кроме русских. Нам что, ради уничтожения нескольких англичан придётся воевать с гуронами или ирокезами? Только на их земле ещё живут англичане.
"А кто-то считает этих людей дикарями. Они прекрасно разбираются в человеческих отношениях и понимают, что кроется за красивыми словами".
- Нет конечно. Ни с кем из индейских племён мы воевать не будем. С ними надо договариваться о совместных действиях. Не думаю, что это будет просто, но в первую очередь нам нужна встреча с индейскими вождями независимых племён. Я думаю, нам надо обратиться к ирокезам, гуронам и могиканам, хватит им убивать друг друга, надо объединять свои силы.
И я бы хотел, чтобы ты, Никита, свозил вождей или их доверенных лиц в Европу, показал им, сколько там людей, как они живут, а заодно пусть наши друзья посмотрят на цены, по которым продаются вывезенные отсюда меха.
- Ты думаешь, это поможет?
- Я на это надеюсь. В крайнем случае, вожди будут понимать, с кем им придётся столкнуться при начале полномасштабной колонизации. И вдобавок ко всему, будут знать цены на свои и чужие товары. Не думаю, что от этого станет хуже.
- Да в общем-то, для меня не составит значительных трудов сбегать в Европу.
- А вот затем мы можем говорить о тех целях, которые ставят европейцы, пытаясь проникнуть сюда. Хотя один пример уже есть - достаточно посмотреть, как ведут себя тут испанцы, и многое станет ясным. Организовать такую встречу - вот ваша задача, - я посмотрел на наших индейских союзников, вождя чероков Танцующий огонь, вождя чокто Ускользающий в ночи и чикасо - Сильный ветер. Кстати, если есть желание, то и сами можете отправиться за море и убедиться в справедливости моих слов.
- Мы поняли, что надо сделать, - был единодушный ответ индейцев.
"Как я рад, как я рад, что поеду в Ленинград!".
- Тебе же, Никита, надо обеспечить этот круиз и подумать, что показать. Я думаю, в первую очередь вожди должны увидеть, какова численность населения европейских стран, а уж что будет с ними, если все эти люди отправятся за море, они поймут сами.
- Подумаю, - согласился Трубецкой. - Только их безопасностью пусть кто-то другой занимается, вон давай Ивана тоже за море отправляй.
- Партия скажет - надо, армия ответит - есть, - Ваньша, как всегда, в своём репертуаре.
- Теперь что касается тебя, батюшка. Тебе тоже придётся потрудиться. Пора нам образовывать самостоятельную епархию. Уж слишком большой становится наша территория, и слишком много верующих живёт на этих землях. Думаю, надо бы тебе в Москву податься, похлопотать о новой епархии. С тобой пусть и Савелий поедет, ему придётся с грамотой от нас побегать по иноземному приказу.
Может быть, новый царь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский вспомнит, как мы вместе против супостата сражались, и признает нас сирых.
- Мы готовы, Фёдорыч, - был их единодушный ответ.
Ну а дальше пошло обсуждение текущих дел и уточнение множества вопросов, связанных с выполнением намеченных заданий. А наш план действий на ближайшее время был сформирован.
Историческая ремарка 2
Лига ирокезов
Обычно на рядом расположенных территориях проживают родственные племена. Поэтому нет ничего удивительного, что многие из них заключали союзы, основанные на близости языков и родственных связях. К моменту настоящего повествования на рассматриваемой территории (район великих озёр вблизи Онтарио, Эри и Гурона) среди группы ирокезских племён (а их было гораздо больше десяти) существовало несколько союзов.
Один из них, хорошо знакомый по многим произведениям - гуроны, располагался между северным побережьем озера Гурон и северо-западным озера Онтарио. Другое объединение, получившее у историков наименование "нейтральные", занимало земли к северу от озера Эри. Но наибольшую известность получила так называемая конфедерация ирокезов или "Лига ирокезов" - союз пяти племён: сенеки, каюги, онондаго, онейды и мохавки.
Их земли располагались к югу от озера Онтарио. По данным историков, "Лига ирокезов" образовалась где-то в 1550-1570 гг. Первоначальной целью объединения было недопущение войн между родственными племенами и защита от внешней агрессии, но со временем многое поменялось. Причём основной причиной этого стало близкое знакомство с европейцами. Первыми из них, подтолкнувшими ирокезов на путь экспансии и расширения территории, стали голландцы.
Они были заинтересованы в получении как можно большего количества мехов, в первую очередь бобровых шкурок. Голландцы продали ирокезам огнестрельное оружие и порох. А также приучили к европейским товарам - стальным топорам, ножам, котлам, тканям, еде и многому другому, без чего индейцы прекрасно обходились раньше.
В погоне за мехами сначала были истреблены все бобры на подконтрольной ирокезам территории, а потом началась серия войн с соседями, в ходе которых те были уничтожены или порабощены, а их земли перешли под контроль ирокезов.
На пике своего могущества (1700 г.) ирокезы контролировали огромную площадь, захватывающую территории современных штатов Нью-Йорк, Делавэр, Мэриленд, Нью-Джерси, Пенсильвания, Виргиния, Огайо, Кентукки, Северный Теннеси, части штатов Иллинойс, Индиана, Мичиган и части юго-восточной Канады (провинции Онтарио и Квебек).
А весь этот геноцид индейских племён был спровоцирован и оплачен голландскими и английскими колонизаторами. Лига ирокезов рассматривалась историками как вершина развития родового общинного строя, и рядом исследователей по своему уровню ставилась выше государства ацтеков.
Главным источником существования ирокезов в доколониальный период было обыкновенное огородничество и подсечное земледелие. Ну и охота конечно. Основными возделываемыми культурами были маис, бобы и тыква, но кроме этого выращивались кабачки, табак, подсолнечник и целый ряд других культур. Мужчины по большей части занимались подготовкой полей (вырубкой леса) и охотой, а все остальные работы выполняли женщины.
Основным жилищем у ирокезов был так называемый "длинный дом", в котором проживало десять-двенадцать семей, у каждой из них была небольшая комната, открытая со стороны центрального прохода, где для обогрева и приготовления пищи горели костры. Всё имущество, а также дети, принадлежали женщине и передавались по наследству по материнской линии.
Женщины вообще обладали большим влиянием, именно они выдвигали кандидатуры на избрание вождей, и если вождь не удовлетворял их требованиям, могли добиться его переизбрания.
Управлялась Лига ирокезов советом вождей из пятидесяти человек. Представительство каждого племени в совете различалось, так от племени онондаго присутствовало четырнадцать человек, а от сенека - восемь. Верховных вождей было два, а всех остальных условно можно разделить на три группы:
- аристократия - наследственные вожди (по материнской линии), продвинутые туда женщинами;
- военная аристократия - вожди, попавшие в совет благодаря своим воинским заслугам;
- представители от народа - вожди, выступавшие в совете от имени женщин (сами они, несмотря на всё своё влияние, в совете не выступали), простых воинов и всех остальных жителей племени.
Глава 3
Где-то на просторах юго-восточной части прерий, октябрь 1624 г.
- Слышь, Пахом, что-то тревожно мне, - обратился возчик передней телеги небольшого обоза, двигавшегося на запад между невысоких холмов, обильно поросших травой и кустарником. Такие поросли нередко сменялись небольшими дубравами и перелесками, готовыми предложить отдых усталым путникам.
- Да и мне неспокойно, Митяй. Так и кажется, быть беде, - ответил подъехавший всадник. Манера держаться, уверенное поведение, готовность действовать при намеке на опасность - всё говорило, что это бывший военный. Да и остальные возчики и всадники, кружащиеся вокруг него, не выглядели растерянными.
Обоз был небольшой, пяток телег и десяток всадников. Двигались уверенно и без излишней суеты, нисколько не пугаясь неизведанной местности.
- Сколько нам ещё до места идти, десятник? - не мог успокоиться Митяй.
- Да не десятник я уже, сколько тебе можно говорить. Мы с тобой теперь переселенцы, отслужили своё, будем хозяйство поднимать.
- Что ты ни говори, Пахом, а для всех наших ты навсегда останешься десятником. Ведь поверили тебе люди, ушёл ты со службы, и они пошли за тобой. Вместе выжили на войне, теперь вместе будем хозяйство строить. Так что не спорь с людьми по-пустому, десятник ты.
- Ладно, пусть будет по-вашему, раз сами меня старшим назначили, теперь терпите. А какая это будет должность - десятник или староста, вообще-то не важно.
- И это правильно, за десять лет мы как-то привыкли к своему десятку, так что не надо новые порядки наводить, они сами собой появятся. А пока, тем более в дороге по новым местам, чувствую себя как в патруле.
- Да и у меня такие же чувства. Я уже отправил вперёд Миху, пусть посмотрит, что там творится.
- О, вон смотри, Миха летит, коня не жалеет, знать, что-то увидел.
Подскакавший всадник, едва переводя дух, прокричал:
- Индейцы, много, сюда едут!
- А ну не суетись и народ не баламуть! Подумаешь, индейцы. Мы их уже столько перевидали, и живых и мёртвых, так что нас не запугаешь. Рассказывай спокойно, сколько их, откуда и куда движутся, когда будут здесь.
- Ага, всё понял. Значит так, человек пятьдесят, одни воины, ни стариков, ни женщин не видно, похоже, в набег куда-то собрались, а мы им навстречу попались. Про нас не знают, едут не торопясь, ничего не опасаются. Увидел их с холма, отсюда до них километра три будет.
- Так, бойцы, - по привычке скомандовал бывший десятник. Телеги и лошадей у холма с этой стороны располагайте. С обозом останется Митяй, собери всех ездовых и организуй оборону. Остальные со мной наверх, выбирать позиции.
Это действительно были бывшие военные. Отслужив два контракта и став полноправными жителями Союза, решили взять положенную по закону землю и всё остальное. Получили, и в немалом количестве, правда, далеко на западе, где частенько индейцы шалят. Каждому поселенцу предоставлялся участок раза в два больший, чем в обжитой и заселённой части государства.
Кроме этого каждой семье переселенцев дополнительно выделили корову и лошадь, семена и инструмент, как для строительства домов, так и обработки земли. И продовольствия на первые три месяца жизни на новом месте. Можно сказать, что поселенцам повезло, условия были гораздо более щедрые, чем для обычных колонистов, отправляющихся на освоение новых территорий.
Просто в тех краях собирались основывать очередной острог-поселение, так что туда отправлялась сотня регулярных войск для несения службы на новом месте. Этот острог располагался далеко на западе от обжитых мест, и по задумке станет центром вновь создаваемой губернии. Лишь наши попаданцы могли сказать, что собирались взять под контроль территорию, известную в оставленном ими мире как Техас. На эту землю никто не предъявлял свои права.
Ну а бывшие егеря теперь стали как бы мирным населением. Только вот многие хорошо усвоили одну истину - плохая из волка караульная собака, так что подобное мирное население порой и регулярным войскам фору даст. Те, которых в оставленной ими стране называли казаками, не боялись столкновений с индейцами. Тем более, что подлежащие освоению места оставались дики и пустынны, разве что изредка там пробирался одинокий путник или отряд охотников забредал в эти края.
Ветераны конечно не являлись единственными колонистами, переселявшимися на новые земли, но как самых лучших воинов из всех остальных, их отправили в первой партии. А позади с основным отрядом двигались семьи, женщины и дети, а также большой обоз со всем необходимым для организации жизни на новом месте.
Сейчас полтора десятка человек отправились впереди основного отряда, выступая в роли своеобразных квартирьеров. Их задачей была подготовка места для обустройства, пусть и временного, всех остальных, а также начальная планировка поселения и обстоятельная разведка новой территории. Предварительная была проведена давно, и тогда же определено место для поселения на берегу реки.
Так что лошадей быстро стреножили и расположили вместе с обозом у подножия невысокого холма, что прикрыло их от индейцев. А сами бывшие егеря вместе с десятником взобрались на холм и оттуда оглядели место предстоящей схватки. Впереди хорошо просматривалась равнина, на которой случайным порядком располагались отдельные холмы. Место было ровное, только кусты, по большей части растущие у их подножий, давали хоть какую-то защиту и укрытие от противника.
Пахом, расположившийся с бойцами на вершине холма, хорошо видел группу индейцев, человек пятьдесят, направлявшихся куда-то мимо поселенцев по своим делам. Вдруг ритм движения отряда изменился. К ним быстро мчался один из индейцев, видимо выступавший разведчиком и передвигавшийся впереди остальных. Сейчас он, приблизившись к основному отряду, что-то говорил вождю, порой показывая на холм, за которым укрылись колонисты.
- Заметили нас, - с сожалением произнёс десятник.
- Как есть заметили, - согласился один из егерей, располагавшийся поблизости. - Видимо, этот глазастый обоз со стороны углядел.
А индейцы тем временам разделились на три группы. В обход холма с двух сторон двинулись по пять всадников, а основная группа осталась на месте. На приличном расстоянии разведчики обошли холм, после чего, убедившись в том, что там действительно укрыт обоз, вернулись к остальным.
- Это команчи, - произнёс тот же воин, что высказывался об обнаружении обоза. - А для них самое главное - умереть в бою. Они считают, что мужчина рождается для того, чтобы стать воином и умереть в сражении. Ничего больше их не интересует. Так что нам предстоит потрудиться.
- Ничего, не первый раз, справимся, - ответил Пахом и огляделся вокруг. Все бывшие егеря нашли себе подходящие укрытия. Большая часть разместилась между кустами, приготовившись к стрельбе из положения лёжа. У них на вооружении были винтовки Фергюсона, позволяющие вести огонь и таким образом. - Их всего пятьдесят человек, по пять на каждого из нас. А у нас кроме винтовок есть ещё гранаты и револьверы.
После недолгого совещания индейцы всей толпой двинулись в сторону холма. В конечной цели всех этих манёвров ни у кого не возникло никаких сомнений - им нужна добыча, а что может быть лучшим вариантом, чем захват обоза переселенцев? Возможность поговорить была, но индейцы ей не воспользовались, так что теперь разговаривать будут ружья. Или стрелы, смотря у кого что есть.
Приблизившись на расстояние километра, индейцы начали ускоряться, надеясь быстрее добраться до переселенцев, укрывшихся на вершине холма. Даже если им не известно, куда делись хозяева обоза, самое разумное в такой ситуации - взобраться повыше и осмотреть окрестности.
- Бойцы, - прокричал, приподнявшись, Пахом, - стреляем быстро, но точно. Когда индейцы доберутся до подножия холма, Митяй, Миха, метнёте по одной гранате. Револьверы держать наготове. Всё поняли? А теперь - огонь!
Ни гранаты, ни револьверы не понадобились. Эти индейцы, видимо, были ещё не пуганы и не знали, на что способны наши винтовки. Шесть выстрелов в минуту, тогда как противник может сделать за это время в лучшем случае один - это подавляющее преимущество. А если учесть, что точность стрельбы из таких винтовок по существующим меркам просто невероятная, а дистанция поражения как минимум в два раза превышает возможности противника, то результат вполне предсказуем.
Ещё какое-то время потребовалось на сбор разбежавшихся лошадей, добивание выживших и погрузку трофеев. А после этого обоз двинулся дальше. О произошедшем никто и не вспоминал, обычная история, одна из многих, в которых пришлось поучаствовать этим людям за долгие годы службы.
Где-то в предгорьях Скалистых гор, ноябрь 1624 г.
-Вон за тем пригорком и будет "Приют", - проговорил возница, обращаясь к сопровождающему, сидевшему рядом с ним.
- "Приют"? - переспросил тот.
- Так называется торговый пост перед дорогой через Скалистые горы, - охотно пояснил возница. - Ты ведь в первый раз по этой дороге идёшь?
- Ну да.
- А я почти во всех переходах участвовал. Раньше по другой дороге ходили, она гораздо ниже проходит. Но по ней дольше идти, да и индейцы там чаще нападают, те места под контролем команчей, а здесь земли шайенов. Да и легче эта дорога. Тут ведь часть пути удаётся на баржах пройти по Миссури.
- А вообще мы зачем куда-то идём? Мне говорили, что там, за горами, наши города стоят, ну а нам-то до них что? Живут люди и пусть живут.
- Вот и видно сразу, что ты жизни не знаешь. Тут люди старшим поверили, ведь они многих из рабства у турок и татар выкупили. Так что все знают, что наши своих не бросают. А зачем нам те города? Я многого конечно не понимаю, но помотаться пришлось, да и с людьми поговорил, и даже старших послушал. Я тебе скажу, паря, как сам понимаю.
Тут болтают, что вокруг этой земли море-окиян. На одном берегу мы уже укрепились, там Новоустижинск стоит. И оттуда торгуем с кем только можем. А на другом берегу, куда мы идём, уже другое море, и как говорят наши отцы-командиры, там за ним необычные люди живут. Дорогу туда давно испанцы и англы ищут. Есть она, и уже хорошо известна, но надо морем далеко на юг плыть.
Да и трудна слишком она, как говорят люди. А вот с тех наших новых городов добраться до неизведанных земель гораздо проще. Опять же, сам я там не был, а вот отцы-командиры всё знают, и они так говорили, своими ушами слышал. Эти новые земли дадут нам диковинные товары, а значит, их хорошо продать можно будет. Деньги нам очень нужны, на них православных из неволи можно выкупить.
И будет нас больше, а значит, станем мы ещё сильнее. И жить будет спокойней. Ты что думаешь, тут всё само собой случилось? Нет, паря, много пришлось потрудиться, пока мы свою силу нашли и заставили себя уважать. Но сделано далеко не всё, так что и нам работы хватит, чтобы наши дети и внуки жили спокойно. Вот поэтому мы с тобой и идём через все эти земли, перебираемся через горы, чтобы выйти на другой берег моря-окияна. Там мы новую силу можем найти. Так умные люди и старшие говорят.
Чувствуется, что возница любит поговорить. Да и побродить ему по белу свету пришлось немало, пообщаться с самыми разными людьми и поднабраться от них ума-разума. Вот и рассуждал он о том, до чего обычному человеку и дела нет. Но слушать его было интересно, и молоденький парнишка так и не заметил, как караван добрался до "Приюта".
Шло в караване ни много ни мало, а полсотни телег, один трактор и сотня бойцов охраны. А путь их лежал в город Мстиславск, расположенный на том месте, где никогда не будет построен Сан-Франциско. И хотя дорога предстояла трудная, но никто не сомневался, что караван успешно дойдёт до своей цели. Уж очень ждали его груз на побережье Тихого океана.
Пушки, станки, моторы, горючее, порох, оружие, немного металла - всё крайне нужное для развития далёкой колонии. Такие караваны ходили раза три-четыре за год, но всё, что они могли перевезти - просто капля в море из того, что требовалось. Но самое главное - с этим караваном шли специалисты, подготовленные за прошедшие годы. Им и предстояло создавать новый город на тихоокеанском побережье континента.
А пока там строились дома для будущих жителей, налаживались отношения с местными индейцами и осваивались ближайшие окрестности. Распахивались поля, плодились стада и строились лодки для добычи рыбы и охоты на морского зверя. К восточному побережью уже начал пробивать дорогу пока ещё слабый ручеёк пушнины - шкурки морского бобра, калана, пользовались огромным спросом у европейцев.
- Слышь, дядька, а как тут догадались построить такой "Приют"? И что это за название такое, что оно означает? - поинтересовался новик, увидев дома, выплывающие из-за бугра по мере того, как телега преодолевала подъём.
- Как я тебе говорил, раньше караван ходил по другой дороге и выходил к городу Шаховск (город, расположенный приблизительно на месте Лос-Анджелеса). Но потом с помощью индейцев нашли вот эту дорогу, более короткую и выходящую прямо на Мстиславск. Дорога трудная, идёт порой по дну ущелий среди высоченных скал, иногда приходится ехать прямо по дну рек, по воде или по склонам гор, того и гляди, телега кувырком вниз покатится.
Вот перед такой дорогой обычно делается остановка на день или два, чтобы люди отдохнули, телеги надо проверить и отремонтировать, лошадей при необходимости перековать. Да мало ли что нужно сделать перед трудной дорогой, те же припасы пополнить. Вот и стали такие остановки проводить в этом месте. А что, удобно. На берегу речки, перелески рядом, место тихое и спокойное.
- А что, и мы тоже здесь стоять будем? Вот здорово, можно будет всё вокруг осмотреть! - не удержался новик.
- Ты не перебивай лучше, а слушай, - недовольно пробурчал возчик. - Ходил с нами тогда боец, у него срок контракта заканчивался. Звали его Никодим, вот он и попросил у отцов-командиров разрешение после окончания своего контракта построить тут торговый пост. Место уединённое, народ тут редко бывает, только с караванами приходит. А так кроме индейцев никого. Вот ему и разрешили поставить тут торговую заимку, да назвали её "Приют". Мол, приютит и обогреет всех, кому ещё долго до дому добираться.
И даже десяток воинов для охраны выделили. Вот Никодим и развернулся. Тут раньше шайены свои охотничьи лагеря ставили, так он договорился с ними, выкупил у них землю и поставил свою заимку. Теперь торгует с индейцами, они со всех окрестных мест к нему с добычей идут. Он всё скупает - мясо, шкуры, зерно. И цену даёт хорошую, индейцы довольны.
А ещё платит за проход каждого каравана по земле шайенов, так, чтобы никаких неприятностей в пути не было. И хорошо платит, насколько я слышал - бочонок пороха за каждый караван. Так что индейцы сами охраняют обоз от всех неприятностей, даже порой помогают перебраться через трудные места.
- И откуда у него столько денег? - поинтересовался юнец.
- А это ему отцы командиры в долг выдали, вот он их и отрабатывает. Мясо, зерно на прокорм караванов уходит, да ещё с собой в дорогу запас берут, шкуры и меха отправляются в Новоустюжинск, а оттуда везут стальные изделия - ножи, топоры, котлы, иглы, лопаты, мотыги, ружья и всё прочее, что индейцам в хозяйстве нужно.
Так, за разговорами, совсем незаметно караван подошёл к "Приюту". А он располагался на довольно большом участке, ограждённом со всех сторон высоким, больше человеческого роста, забором из цельных брёвен. Отдельно, перед самой заимкой, располагалась лавка, в которой покупатели могли прицениться к предлагаемым товарам и показать свои.
А все склады и хозяйственные постройки находились за забором. Там же и располагался на отдых караван, для чего специально было построено с десяток домиков, способных вместить до десяти человек одновременно. У попаданцев, задумавших эту дорогу, были свои представления об отдыхе, так что количество домиков постоянно росло. Там же, за оградой, располагались конюшни, кузница и прочие хозяйственные постройки, так что у караванщиков была полная возможность отдохнуть от тягот прошедшего пути и подготовиться к новой дороге.
Кроме магазина перед заимкой располагалась и часовенка, в которой каждый желающий мог вознести свои молитвы к всевышнему. Вот так и жила эта заимка, от каравана к каравану, накапливая силу и припасы для очередных гостей, уходивших в трудную дорогу и заглянувших на краткий миг в "Приют", предоставляющий отдых странникам.
Глава 4
Мстиславск, февраль 1625 г., Семён Головин
- И куда сегодня, Семён Васильевич, направимся? - поинтересовался Пыхов Никон, старший воинский начальник Мстиславска и его окрестностей, а заодно и мэр этого поселения. Как-то оно ещё не дотягивало до города, но перспективы есть, есть.
- А никуда, каждый занимается своими делами. Мне надо переговорить с местными мастерами, ну или теми, кто пытается ими стать. Хотя, думаю, и тебе, Никон, как местному начальнику будет полезно присутствовать при этом разговоре.
- Да какой из меня начальник, Семён Васильевич! Я солдат, и больше привык убивать, чем создавать.
- Во всяком случае, у меня создалось впечатление, что свои таланты и умения по части "создавать" ты хорошо скрываешь. Но тем не менее, за прошедшие годы сумел сохранить своих людей и построить совсем не малый посёлок. Да и порядок у тебя тут. Хочу, чтобы ты знал, буду ходатайствовать перед советом о твоем назначении губернатором этих мест.
Думаю, моё предложение примут, некому тут работать, поэтому каждый умный и проверенный человек ценен. Так что готовься командовать всеми здешними землями, а не только своей сотней. Исходя из этих соображений, твоё присутствие при сегодняшнем разговоре будет далеко не лишним.
В общем-то в этих местах ничего необычного не происходило. Имелась задача - создать город, способный в дальнейшем стать центром развития всего тихоокеанского побережья. А вот людей, с которыми предстояло эту задачу решать, катастрофически не хватало. Физически их не было, даже тех, кто способен только просто копать землю или переносить круглое или катать квадратное.
Большая часть индейцев восточного побережья в той или иной мере уже была привлечена к различным проектам, так что рассчитывать на значительный приток людей с этой стороны не приходилось. Честно говоря, я просто не знал, что делать дальше. Складывалось какое-то дурацкое положение, издалека, с другого побережья разобраться с происходящим здесь не получалось, вот меня Фёдорыч с компанией и отправил сюда вникнуть в ситуацию и принять меры.
Тоже мне, нашли новоявленного Лаврентия Берию, лучшего кризис-менеджера своей эпохи. А куда деваться? Разбираться, или хотя бы узнать, в чём состоит проблема, кому-то надо, вот и выпало мне разгребать эту кучу. Но нас учили, что если куча нуждаётся в разгрёбке, она будет разгрёбана. Чем ваш покорный слуга и занимается. После того, как я три месяца вникал в здешнее положение, теперь пришла пора принимать решения.
Вот только одно плохо - выполнять их тут некому. Как ни печальна была ситуация на восточном побережье Атлантики, где мы высадились, по части подбора и обучения людей, здесь она ещё хуже. Эти места населяли индейцы племён помо и майду. И оказались они чистыми собирателями, то есть не вели никакой обработки земли, а только собирали то, что она давала. Ну и корешки разные выкапывали.
Основным продуктом питания у них были жёлуди. И как вы себе представляете процесс строительства светлого будущего с такими специалистами? Я с трудом. С другой стороны, полюбить людей, когда они белые и пушистые, может всякий. А вот когда они грязные и шипят на тебя, гораздо труднее. А надо полюбить именно таких. Требуется их отмыть, успокоить и накормить, а уж только потом вести разговоры о светлом будущем.
А время-то у нас ограничено, нет его почти, торопиться надо. Насколько я помню, скоро сюда Кук приплывёт. Плавает ещё, не съели его аборигены. Так что к тому моменту в здешних местах должны располагаться хорошо благоустроенные земли, а также иметься мощный флот и развитая промышленность.