Есть отличные рассказы с занимательной идеей, грамотно написанные, которым сразу ставлю не ниже 7 баллов. Есть такие, в которых присутствует хорошая идея, но они грешат стилистическими и логическими ошибками или просто скучно написаны. Им выше 6 баллов поставить не могу. Есть те, которые написаны грамотно, но идея настолько пресна и банальна, что оценка падает до 4 баллов. Наконец, есть рассказы, где, мягко скажем, хромает все, им ставлю минимум.
1 Логос Г. Ак хали катума
2 Томах Т.В. В тридесятом царстве, в тридевятом времени
3 Русинов А.Д. Исправление
4 Хигаду Концессия
5 Авдеев В.В. Хиж-2: Моё чудо
6 Хайрулина Е. Завоеватели
7 Дьяченко Н.О. Остров дураков
8 Сорокин А.В. Хиж-2: Шашлык
9 Almaz Хиж-2: Сон разума
10 Киселев С.А. Айсберги Над Хижинами
11 Гарридо А. Строитель мостов
12 Щерба Н.V. Хиж-2: Переступить барьер
1.Генри Логос Ак хали катума
Идея понравилась. Эдакий "барашек в коробке" Сент-Экзюпери. Но в избыточной и немного занудной лирике идея, к сожалению, тонет. Когда выяснилось, что пирамида из цельного камня, вздохнул с облегчением: слава Богу, не закончилось какими-нибудь "костями" или "спящей красавицей". Раз вспомнили Экзюпери, так вспомним и Чехова: если в первом акте на сцене висит ружье, то... Зачем автору понадобилась тангайка Икси? Рассказ не пострадал бы от ее отсутствия.
И некоторые "ляпы". "Ко мне наведалась очередная мысль" ...и я стал ее думать. Из армейского юмора.
2. Томах Т.В. В тридесятом царстве, в тридевятом времени
Куда приводят мечты - это уже не вопрос. Вопрос: кто такой все-таки Жила - может быть, от него хоть перышко от крыльев где-то затерялось...
"Ляпы" рассматривать не буду: если выбрана такая стилистика "a-la балагур - прыгаю со слова на слово", то так тому и быть.
Оценка 4.
3 Русинов А.Д. Исправление
Идея занятна тем, что герои реальны, Теофраст Парацельс, Лютер. Тем же, видимо, и скучна: долгое-долгое, как дорога сквозь время, повествование. Очень понравилось: "Посмотри на дома вокруг. Нижний этаж меньше верхнего, чтобы меньше платить за землю городу. Эти люди думают, что могут относиться к Господу, как к нерадивoму бургомистру. Они хотят заплатить ему малый налог в виде фальшивых ритуалов и индульгенций, в то время как грехи, будто огромный второй этаж, нависают над их душами".
Серьезных "ляпов" не узрел.
Оценка 5.
4 Хигаду Концессия
Хороший рассказ. Сразу в сборник добротной фантастики. Конечно, можно говорить о том, что все мы уже устали от идеи "дальних планет, используемых под добычу полезных ископаемых". Однако суть в другом. Она в этих замечательных концовках, которые меняют все. Ох, уж эти бизнесмены-концессионеры, хитры на выдумки! Как и автор, с чем его и поздравляю.
И немного о "ляпах". "Относительно тонкой, но длинной шее" - почему "но"? Тонкой может быть любая шея. Много потерянных запятых.
Оценка 7.
5 Авдеев В.В. Хиж-2: Моё чудо
Вечная тема. Что-то чудесное и удивительное скрыто в каждом из нас. К сожалению, не увидел уникальной идеи. Фантастика пострадала.
И некоторые "ляпы". "Я жаловалась ей про своё стеснение" - неправильно.
"Лабиринты депрессивных дней и ночей окружили меня и моё сознание. Окружали долго, пока я не встретила Ваню". Попытка сказать красиво, увы, не удалась в части "долгого окружения".
"Ушёл ненадолго, на несколько дней, которые я просидела в слезах, проклиная их". Слезы или дни?
"Ангелинка и проч." - обращения выделяются запятой.
Оценка 2.
6 Хайрулина Е. Завоеватели
Замечательный диалог главного бога со старейшинами. Весь! Но одно место не поленюсь и приведу целиком: "Это поле мы забираем как жертву, которую вы должны были нам принести, - главный Бог воздел руки к небу. "Но зачем богам наша жертва?". Сразу в альманах афоризмов. Но весь рассказ, к сожалению, не в сборник фантастики.
И некоторые "ляпы". "Сначала Хасер решил, что туземцы решили... все оказалось значительно сложнее. Оказалось, что еще". Одни повторы "решили, оказалось"!
"По этому он не пришел на встречу" - слитно: поэтому, навстречу. Ошибок масса.
Оценка 2.
7 Дьяченко Н.О. Остров дураков
Мало кто пишет о дураках. Тем более в жанре "фэнтези". Местами смешно, но органичного произведения, к сожалению, не получилось.
Причина - вот такие "перлы": "После того, как загнанные бурей на остров орки пообщались с местными попугаями, которых всё-таки попытались им всучить неугомонные торговцы и чуть не лишились жизни - лишившись нескольких нужных конечностей - магические попугаи были оставлены в покое". Кто чуть не лишился жизни и лишился нескольких конечностей? Орки, попугаи или торговцы? Удивительное предложение, требующее полной переделки!
"Словить" можно оплеуху.
"Он сам варил себе пиво, причём, рискнувшие отведать его тут же травились" Кого отведать: героя или пиво? И это только небольшой фрагмент текста.
Оценка 2.
8 Сорокин А.В. Хиж-2: Шашлык
Планеты, путешествия по инозвездным джунглям - это замечательно, это понравилось. Чувствуется, что автор, как афористично говорил один преподаватель литературы, рисовал то, что пишет. Не удержусь от шутки: особенно в плане желания свежего мяса. Но, к сожалению, ничего нового я для себя не нашел. Охотник станет добычей - из философии. Убитый разумный - из Стругацких. Мы - звери - тоже из чьего-то давно описанного фантастического зоопарка.
И некоторые "ляпы". "Огонь прогорит до углей" - прогорают дрова.
"С Джоанн я познакомился шесть лет назад в Париже. Мы сидели с друзьями в кафешантане на Елисейских полях и выпивали". А лучше распивали. Портвейн 777.
Вообще чересчур много деепричастных оборотов. Как говорил все тот же преподаватель, наверное, было бы замечательно написать нечто, вроде "Проснувшись, побрившись и одевшись, я вышел на улицу" - но это неправильно. Впрочем, сам этим грешу, потому и не сержусь.
Оценка 4.
9 Almaz Хиж-2: Сон разума
Удивительный рассказ. Читаешь, спешишь вперед, к развязке, думаешь: "Ну, уж это мы читали! Это мистика?! Он из прошлого. Нет, из будущего!" - а тут - ба-бах! - и развязка. Интересно, что без описания глобальной катастрофы и прочего, удалось заставить думать о бренности нашего мира.
И некоторые "ляпы" из пролога. "Проселочная дорога неторопливо уходит за горизонт". Неторопливо - не про дорогу.
"На встречу" - конечно, слитно. Совет: почитайте правила написания диалогов.
" - спросил, - подумал" - все с маленькой буквы. Много ошибок.
Тем не менее оценка 7.
10 Киселев С.А. Айсберги Над Хижинами
Свежая идея - в фантастике почти забытое явление. Вы смогли. Это интересно. Единственное, все написано "от А до Я". Увидел, поехал и познал тайну. Может, стоит отойти от этих стереотипов и - как завернуть на эту же идею что-нибудь многоплановое: где начало и конец соединятся лишь в развязке, когда разгадка тайны будет в трех строчках от читателя, и он погонится за ней, как безумный, а, когда все-таки догонит, то скажет что-нибудь классическое, вроде "Ай да, Киселев..."
И некоторые "ляпы". "Сперва" - отдайте бабушкам на лавке; сами используйте литературные слова.
"Мрачная пустыня вокруг озарилась сиянием поистине неземным". Инверсия красива, но лучше "озарилась поистине неземным сиянием".
"Сдав смену напарнику и сославшись на семейные дела" - много деепричастных оборотов. И потом есть золотое правило: никогда не начинать с них абзац - получается трудночитаемое начало.
Оценка 5 (за идею).
11 Гарридо А. Строитель мостов
Вот чудеса-то! Зачитаешься таким рассказом... На что уж я и тюлень, но на гитаре зажигаю, хотя и не пью. И жена моя, красавица, оценила душевно. Говорит: "Рассказ Горридо - красота есть и романтика замечательная!" У таких, как мы, соседи тоже редко бывают. Некогда нам - читаем "Строитель мостов". Да охаем от радости-то невиданной!
Если серьезно, один только вопрос: пока он мост держал, жена, Мэри, садик и дом "держала"? Как там у вас: "...и я по тому настилу к ней - и на руки подхватил, сам не знаю, как успел, не должен был успеть. Но схватил ее, держу, а сам назад пячусь и обернуться боюсь. Есть ли еще куда пятиться, или остались мы с Мэри на огрызочке моста, в один шаг длиной, между двумя берегами, которых уже и нет... А Мэри висит головой на плече моем и сладким таким голосом приговаривает: яблони наши... дом... хорошо-то как..."
"Ляпы" упустил - зачитался. Хотя проверить никогда не излишне. Эка невидаль, орфография!
Оценка 10.
12 Щерба Н.V. Хиж-2: Переступить барьер
Хатизма - это что-то новое. Но триллер перекрывает фантастичную идею. В тайнах мозга нам еще разбираться и разбираться. Хотя заставляет задуматься: ведь действительно меняется что-то в человеке, и как не переступить последнюю черту... Это из философии всех времен и народов.
Серьезных "ляпов" не нашел. Видимо, стиль такой и хорошая работа автора, но, по причине затянутости повествования читал наискосок.