Смирнитский Сергей Алексеевич : другие произведения.

Протестантская этика и дух капитализма

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.96*8  Ваша оценка:


Протестантская этика и дух капитализма.

Предисловие.

   Данная работа посвящена той же теме, что и одноимённый труд Макса Вебера. Нас интересует возникновение буржуазного промышленного капитализма с его рацио-нальной организацией свободного труда, а в культурно-историческом аспекте возникновение западной буржу-азии во всем ее своеобразии, явление, которое, правда, находится в тесной связи с возникновением капиталисти-ческой организации труда, но не может считаться пол-ностью идентичным ему. Тема этой работы - капитализм, как экономическая система, его возникновение и развитие в тесной связи с новыми протестантскими идеями.
   Вебер отмечает несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предприни-мателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих, и, прежде всего, среди высшего техни-ческого и коммерческого персонала современных пред-приятий. В подобной ситуации можно предположить зависимость в развитии экономической системы капитализма от особой протестантской этики, о которой речь также пойдёт в данной работе.
   Таким образом, цель данной работы состоит в определении взаимоотношения, в котором находится капитализм и новая идеологическая и религиозная система протестантства. Мы стремимся установить лишь сле-дующее: играло ли также и религиозное влияние и в какой степени определенную роль в качественном фор-мировании и количественной экспансии капиталистиче-ского духа, и какие конкретные стороны сложившейся на капиталистической основе культуры восходят к этому религиозному влиянию.
   В качестве источников я использовал труд Жана Кальвина О Христианской жизни, О свободе христианина Мартина Лютера и Вестминстерское исповедание веры - документ, определяющий основные положения кальвинизма.
   Главные догматы нового учения Жан Кальвин определил в своём сочинении под названием Наставление в христианской вере, мною использовалась часть этого монументального труда - О христианской жизни. Я укажу лишь некий план, которым должен руководствоваться христианин, направляясь к верной цели благоустроения своей жизни. Именно в этой части своей книги Кальвин говорит о призвании (нем. Beruf, англ. Calling). Это понятие является одним из ключевых во всей этике протестантства и чрезвычайно важно для этой работы.
   Свобода христианина Мартина Лютера - одна из важнейших книг, определившая новое христианское самосознание протестанта. Лютер пишет о свободе совести, его работа определяет развитие идей индивидуализма, что для новой этики также немаловажно.
   Вестминстерское исповедание веры, как уже было сказано выше, это документ определяющий догматы кальвинизма, созданный в Вестминстере в период с1643-его по 1649-ый годы на ассамблее христианских протестантских богословов. Основные каноны кальвинизма в исповедании приняли свою окончательную форму в виде новых христианских законов.
   Некоторое количество источников было использовано мной из книги Макса Вебера, что в основном относится к пуританам и пресвитерианам более позднего времени. Без таких важных источников, как Франклин или Бакстер моя работа была бы неполной.
   В качестве литературы по данной теме, помимо уже неоднократно упомянутого мной Вебера, был использован фрагмент из книги Генри Митера Основные идеи кальвинизма под названием Человеческая культура. Автор затрагивает вопрос связи между кальвинизмом и общественной жизнью человека, говорит о культуре, социальном восприятии протестантства, что немаловажно для понимания сути общественного влияния Реформации.
   Моя работа подразделена на две главы: в первой определен смысл понятия капиталистический дух и определены основные особенности капитализма, как экономической системы; во второй - рассмотрен вопрос связи новой этической системы протестантства с развитием капитализма в Европе.
  
   Глава 1.

Определение понятия капитализм и словосочетания дух капитализма для данной работы.

   Для того чтобы с полной уверенностью употреблять слово капитализм в данной работе, необходимо определить его, как понятие. Капиталистическим мы здесь будем называть такое ве-дение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретательства. Капитализм - понятие сугубо экономическое, никак не относящееся к политической или социальной сферам. Для определения понятия важно лишь то, что хозяй-ственная деятельность действительно ориентирована из сопоставления дохода и издержек в денежном выраже-нии, как бы примитивно это ни совершалось. Вебер уточняет свою мысль: Однако ориентированная на товарный --> рынок[Author:B] , а не на политическую борьбу или иррациональную спекуляцию рациональная организация предприятия не единствен-ная особенность западного капитализма... речь идет об обусловленности хозяйственного мышления, этоса данной формы хозяйства определенной религиозной на-правленностью. Это уточнение необходимо, потому что В рамках ориентированного на политику (прежде всего фискального) капитализма уже в средиземноморских и восточных государствах древности, а также в Китае и Индии возникали длительно действую-щие предприятия, где ведение бухгалтерских книг (до нас дошли лишь небольшие их отрывки), по всей видимости, носило рацио-нальный характер. Вебер пишет о разнице между экономическими системами в древности, близкими к капиталистическим, и классическим капитализмом XVI -XVII веков: Однако ему <капитализму времён до Реформации> недоставало, как мы увидим из дальнейшего, именно того своеобразного этоса. Автор изначально подчёркивает именно религиозно-этическую сторону существования капитализма, принадлежность к определенному вероисповеданию выступает не как при-чина экономических явлений, а до известной степени как их следствие. Перед нами зависимость как бы двустороннего характера, с одной стороны зависимость рода занятий, связанных с капитализмом от изначально кальвинистского мировоззрения, с другой - зависимость выбора и принятия протестантства от вовлечённости в капиталистические отношения. Причём вторая зависимость интересует Вебера ничуть не меньше первой: в чем причина этой столь сильной пред-расположенности экономически наиболее развитых об-ластей к церковной революции? Немаловажно и само понятие дух капитализма, смысл употребления этого словосочетания в данной работе. Первоначально необходимо отметить, что страсть к накопительству, связанная с торговлей или иным родственным экономическим занятием была присуще людям и до Реформационного времени. Однако, капитализм это вовсе не желание накопить как можно больше денег. Напротив, капитализм может быть идентичным обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае, его рациональному регла-ментированию. Вебер не определяет прямо понятие капиталистического духа, однако наиболее близкими к определению являются слова Бенджамина Франклина, приводимые автором в своей книге. Я цитирую фрагмент целиком, ввиду несомненной его важности: Помни, что время деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шил-лингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен если он расходует на себя всего только шесть пенсов учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов.
   Помни, что кредит деньги. Тот, кто оставляет у меня еще на некоторое время свои деньги, после того как я должен был вернуть их ему, дарит мне проценты или столько, сколько я могу выручить с их помощью за это время. А это может составить значительную сумму, если у человека хороший и обширный кредит и если он умело пользуется им.
   Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги. Деньги могут родить деньги, их отпрыски могут породить еще больше и так далее. Пять шиллингов, пущенные в оборот, дают шесть, а если эти последние опять пустить в оборот, будет семь шиллингов три пенса и так далее, пока не получится сто фунтов. Чем больше у тебя денег, тем больше по-рождают они в обороте, так что прибыль растет все быстрее и быстрее. Тот, кто убивает супоросную свинью, уничтожает все ее потомство до тысячного ее члена. Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, уби-вает (!) все, что она могла бы произвести: целые ко-лонны фунтов.
   Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих дру-зей деньги, которые им в данный момент не нужны.
   А это бывает очень выгодно. Наряду с прилежанием и умеренностью ничто так не помогает молодому чело-веку завоевать себе положение в обществе, как пунк-туальность и справедливость во всех его делах. Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег ни на один час сверх установленного срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек.
   Следует учитывать, что самые незначительные дей-ствия оказывают влияние на кредит. Стук твоего мо-лотка, который твой кредитор слышит в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых шесть месяцев; но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты должен быть за работой, то он на следующее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окажется.
   Кроме того, аккуратность показывает, что ты пом-нишь о своих долгах, то есть что ты не только пункту-альный, но и честный человек, а это увеличивает твой кредит.
   Остерегайся считать своей собственностью все, что ты имеешь, и жить сообразно с этим. В этот самообман впадают многие люди, имеющие кредит. Чтобы избегнуть этого, веди точный счет своим расходам и доходам. Если ты дашь себе труд обращать внимание на все мелочи, то это будет иметь следующий хороший результат: ты установишь, сколь ничтожные издержки вырастают в огромные суммы, и обнаружишь, что можно было бы сберечь в прошлом и что можно будет сберечь в бу-дущем...
   За 6 фунтов годового процента ты можешь получить в пользование 100 фунтов, если только ты известен как человек умный и честный. Кто зря тратит 4 пенса в день, тот в год тратит бесплодно 6 фунтов, а это плата за право пользования 100 фунтами. Кто ежедневно тратит часть своего времени стоимостью в 4 пенса пусть это будет всего несколько минут, тот теряет в общей сумме дней возможность использовать 100 фунтов в течение года.
   Тот, кто бесплодно растрачивает время стоимостью в 5 шиллингов, теряет 5 шиллингов и мог бы с тем же успехом бросить их в море. Тот, кто потерял 5 шиллин-гов, утратил не только эту сумму, но и всю прибыль, которая могла быть получена, если вложить эти деньги в дело, что к тому времени, когда молодой человек состарится, могло бы обратиться в значительную сумму.
   Важно отметить, что в этом отрывке Франклин не говорит о накоплении денег ради собственно богатства и состоятельности. Он говорит о несомненных возможностях его накопления, о том, что рационально использованное время приносит прибыль. Он пишет о необходимости, о формальном долге эти деньги зарабатывать. Речь идет не только о практической мудрости (это было бы не ново), но о выражении некоего этоса, а именно в таком аспекте данная философия нас и интересует.
   Вебер оговаривается, это отнюдь не означает, что в них содержится все то, из чего складывается этот дух. Однако слова Франклина передают смысл самой идеи. Представления о долге, необходимости, наконец, о призвании - всё это входит в понятие капиталистического духа. Самому предпринимателю такого типа богатство ничего не дает, разве что иррациональное ощущение хорошо исполненного долга в рамках своего призвания.
   Вопросу призвания и непосредственной связи этого понятия протестантской философии с развитием капитализма посвящена вторая глава.
  
   Глава 2.

Влияние протестантской идеи призвания на развитие капитализма.

Эпиграф: Ибо мы занимаемся своими делами так, будто устанавливаем бессмертие на земле.

Кальвин, О христианской жизни.

   Первым противником, с которым пришлось столк-нуться духу капитализма и который являл собой опре-деленный стиль жизни, нормативно обусловленный и выступающий в этическом обличье, был тип восприя-тия и поведения, который может быть назван традицио-нализмом". Ведь человек по своей природе не склонен зарабатывать деньги, все больше и больше денег, он хочет просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколь-ко необходимо для такой жизни. Очень важно различать современную ментальность в этом отношении и ментальность человека средневекового. Мнение чем больше денег - тем лучше - исключительно современное и сформировано именно реформационной позицией кальвинистов. Уже испанцам было известно, что ересь (то есть нидерландский каль-винизм) способствует развитию торгового духа.
   Кальвинистами были развиты идеи Лютера, проповедовавшего уважение к любому из мирских занятий и профессий: ведь все свершается по воле Твоей (Божьей). И корову доят, и лю-бое ничтожнейшее дело выполняют, и все дела, как великие, так и ничтожные, равны перед лицом Твоим, эта позиция была полностью противопоставлена средневековой монашеской, связанной с отрицанием всего мирского. Однако верующие должны приучать себя к презрению к земной жизни вовсе не до такой степени, чтобы от этого зародилась ненависть к ней, то есть неблагодарность к Богу. Ведь эта жизнь, хотя и наполнена бесчисленными горестями, справедливо причислена к Божьим благодеяниям, которые не могут быть презираемы. Это вовсе не означает отказ от аскетизма, схожего с монашеским, напротив, Вебер пишет: Реформация означала не полное устра-нение господства церкви в повседневной жизни, а лишь замену прежней формы господства иной; причем замену господства необременительного, практически в те вре-мена малоощутимого, подчас едва ли не чисто фор-мального, в высшей степени тягостной и жесткой рег-ламентацией всего поведения, глубоко проникающей во все сферы частной и общественной жизни. По этой причине, дабы мы не хвалились обилием благ, не упивались почестями, дабы ни телесные, ни душевные достоинства не порождали в нас гордости и распущенности, Господь предписал и определил, чтобы дерзость нашей плоти укрощалась, обуздывалась и исцелялась крестом.
   Жизнь каждого конкретного человека не только аскетична, она преследует более высокую цель: in majorem gloriarn Dei*. Кальвин говорит об этом так: Мы принадлежим Господу: будем жить и умирать для Него. Цель мирской жизни - служение Богу, а жизнь абсолютно праведная и совершенная - лучший способ показать свою любовь Господу. Разумеется, нам необходимо иметь перед глазами эту цель, на неё должны быть направлены все наши поступки: то есть нам следует стремиться к заповеданному Богом совершенству. И я призываю, чтобы вы прилагали усилия и надеялись достичь цели.
   Любая деятельность, не связанная так или иначе с аскетизмом и восхвалением Господа, представлялась невозможной, пури-тане клеймили всякую иррациональную деятельность, лишенную определенной цели и тем самым направленную не на достижение аскетических идеалов и не на приумно-жение славы Господней. А добиться приумножения этой самой славы можно, отлично выполняя своё призвание, особую миссию на этой Земле. Отсюда к нам придёт высшее утешение: ибо не будет на земле дела столь презренного и нечистого, которое не засияло бы пред Богом и не стало бы чрезвычайно драгоценным, лишь бы им мы послужили нашему призванию. Это утешение очень просто - каждый на своём месте, любой труд почётен, и чем более ты в нём преуспеваешь, тем больше ты угождаешь Богу.
   Бог установил различия между сословиями и их образом жизни, указал каждому своё дело. И дабы никто не преступил случайно их границ, Он назвал каждый из способов жить "призванием. Провидение Гос-подне дало каждому профессию (calling), которую он должен принять и на стезе которой должен трудиться; это профессиональное призвание здесь не судьба, с кото-рой надо примириться и которой надо покорно следовать (как в лютеранстве), а требование Бога к каждому человеку трудиться к вящей славе Его.
   Подобная религиозная система освобождала приобретательство от психоло-гического гнета традиционалистской этики, разрывала оковы, ограничивавшие стремление к наживе, превращая его не только в законное, но и в угодное Богу (в указан-ном выше смысле) занятие.
   Религиозный энтузиазм восприятия новых протестантских идей среди предпринимателей был колоссален. Не случайно наибольшее количество сторонников кальвинизм приобрёл в Нидерландах - главной капиталистической стране Европы того времени. Появившаяся свобода действий представляла собой, в том числе, и свободу совести: Один Бог есть Господь совести, Он предоставил ей свободу от учений и установлений человеческих. Свобода совести не ограничена, прежде всего, потому, что Достаточно понять, что Божье призвание должно быть для нас принципом и основанием для достижения блага во всём; и что человек, который не руководствуется призванием, никогда не отыщет верного пути к надлежащему исполнению своих обязанностей. Безжизненные же дела не могут прославить Бога. Другого верного пути кроме пути призвания, служения Господу, всё равно не существует, так что выбор всегда очевиден.
   Кроме того, ситуация двойственна - исполнение призвания - это ещё и способ доказать самому себе собственную избранность. В качестве наилучшего средства для обретения внутрен-ней уверенности в спасении рассматривается неутомимая деятельность в рамках своей профессии48. Она, и только она, прогоняет сомнения религиозного характера и дает уверенность в своем избранничестве. Здесь же находит своё место аскетизм, связанный с идеей призвания, контролирующий её воплощение: Систематизация в сфере практической жизненной этики, свойственная как кальвинистскому протестан-тизму, так и католическим орденам с их рациональными формами жизни, находит в кальвинизме свое внешнее выражение в том способе, посредством которого пе-дантичный пуританин постоянно контролирует свое избранничество. Кальвин в этом ещё более строг: ведь жить это как стоять на посту, куда поставил нас Господь и где мы должны оставаться до тех пор, пока Он не отзовёт обратно.
   В среде капитализма зависимость успеха от аскетического образа жизни прослеживается наиболее явно. Заработанные деньги капиталист не тратит на себя, инвестируя в производство всё больше и больше, - получает прибыль и начинает всё сначала. Препятст-вия на пути к потреблению нажитого богатства неминуемо должны были служить его производительному исполь-зованию в качестве инвестируемого капитала.
   Пусть верующие постоянно отказываются от любого излишества и суетного выставления напоказ своего изобилия, не говоря уже о том, что они должны соблюдать умеренность; и пусть они бдительно оберегают себя от того, чтобы превращать в помеху то, что должно им помогать. Деньги - это как раз пример той помехи, которая при правильном использовании превращается в нечто полезное, в капитал. Труд должен производить не просто изменения, но улучшения.
   Первоначальные идеи Кальвина были развиты кальвинистами разных стран, наиболее близкие и важные для нашей работы принадлежат английскому пуританскому идеологу Бакстеру, к которому обращается Вебер: Если Бог указует вам этот путь, следуя которому вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим, законным способом заработать больше, чем на каком-либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то вы тем самым препятствуете осуществлению одной из целей вашего призвания (calling), вы отказываетесь быть уп-равляющим (steward) Бога и принимать дары его для того, чтобы иметь возможность употребить их на благо Ему, когда Он того пожелает. Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть. Мы обязаны призывать всех христиан к тому, чтобы они наживали столько, сколько можно, и сберегали все, что можно, то есть стремились к богатству.
   Таким образом, стремления к наживанию богатства и участию в экономической жизни оказались не только оправданными новой верой, но и ею канонизированы. Поэтому, как пишет Вебер, он <предприниматель> обязан был соблюдать свои деловые инте-ресы. Более того, религиозная аскеза предоставляла в его распоряжение трезвых, добросовестных, чрезвычайно трудолюбивых рабочих, рассматривавших свою деятель-ность как угодную Богу цель жизни. Особенные условия капитализма заключались ещё и в том, что он приносил наибольший доход, что важно, так как: полезность профессии и, следовательно, ее угодность Богу в первую очередь определяются с нравственной точки зрения, затем степенью важности, которую производимые в ее рамках блага имеют для всего общества; однако в качестве третьего и безусловно наиболее важного критерия выступает ее доходность.
   Подобные условия не могли не повлиять на резкий скачок в развитии капитализма, именно после принятия большинством будущих капиталистов протестантских идей, стало возможным проникновение торгового рынка в производство и первоначально накопление капитала.
   В данном случае наблюдается взаимное влияние протестантских идей (в целом сформировавших новую этическую мировоззренческую систему) и экономического роста, обеспечившего большое и активное распространение этих идей в Европе.
  
  
  
  

Библиография и примечания.

      -- Макс Вебер - Протестантская этика и дух капитализма / www.gorod.org.ru
      -- Жан Кальвин - О христианской жизни / www.calvin.tvcom.ru
      -- Вестминстерское исповедание веры / www.calvin.tvcom.ru
      -- Мартин Лютер - Свобода христианина / www.calvin.tvcom.ru
      -- Генри Митер - Основные идеи кальвинизма / www.calvin.tvcom.ru
  
  
  
   * К вящей славе Господней (лат.).
  
   Весь курсив: Макс Вебер
  
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.5
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.9
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.32
   Кальвин - О христианской жизни/ с.8
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.3
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.3
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.4
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.7
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.9
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.16
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.9
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.10
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.2-3
   Бенджамин Франклин, цит. по Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.13-14
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.15
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.15
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.23
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.18
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.19
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.12
   Лютер, цит. по Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.54
   Кальвин - О христианской жизни/ с.23
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.10
   Кальвин - О христианской жизни/ с.18
   Кальвин - О христианской жизни/ с.10
   Кальвин - О христианской жизни/ с.9
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.84
   Кальвин - О христианской жизни/ с.29
   Кальвин - О христианской жизни/ с.28
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.79-80
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.84
   Вестминстерское исповедание веры/ с.11
   Кальвин - О христианской жизни/ с.29
   Лютер - О свободе христианина/ с.5
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.59
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.65
   Кальвин - О христианской жизни/ с.24
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.85
   Кальвин - О христианской жизни/ с.27
   Митер - Человеческая культура/ с.2
   Бакстер, цит. по Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.82
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.86
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.87
   Вебер - Протестантская этика и дух капитализма/ с.82
  
  
Оценка: 3.96*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"