Отношения, которые складываются между учениками младших классов и их первой учительницей очень важны. От них зависит многое: будет ли ребенок любить учебу, сложится ли у него дружба с одноклассниками и другие, как завершится процесс формирования его личности. Конечно же, какими будут эти отношения, прежде всего, зависит от учителя. Дети бывают разные, в возрасте 6-8 лет это уже маленькие личности, со своими индивидуальными особенностями характера. Важно, чтобы учитель сумел найти к каждому ребенку индивидуальный подход. К сожалению, это не всегда происходит. Нередко возникают длительные конфликтные ситуации, которые могут привести к самым печальным последствиям для вашего сына или дочери. Как правило, решить их мирным путем не удается.
Я хочу рассказать историю, которая не так давно произошла с сыном моей знакомой. (Разумеется, все имена изменены) Мальчик поступил на обучение во второй класс одной из престижных школ Рыбинска, его родители переехали из другого города. Алеша - способный и развитый ребенок, но с живым и непосредственным характером, яркая индивидуальность. Он почему-то сразу же не понравился классной руководительнице. Одноклассники отнеслись к новичку настороженно.
С первых же недель учебы, страницы дневника мальчика заполнились пятерками и ....бесконечными замечаниями: "Плохо ведет себя на уроке! Выкрикивает с места! Бегает по коридору на перемене!" Родителей стали вызывать в школу чуть ли не каждую неделю. Алешу дома ругали за плохое поведение, призывали к порядку, а замечаний на страницах его дневника становилось все больше и больше. Мальчик плакал и говорил, что исправился, а его учительница утверждала обратное...
Что бы не случилось в классе, ссора или драка, классная руководительница во всем обвиняла Алешу. Она, очевидно, решила, новый ученик - "корень всех зол". Женщина искренне убедила себя, что до прихода Алеши у нее в классе царила "тишь да гладь". Более того, она так невзлюбила мальчика, что если он задавал на уроке какой-то вопрос, то отвечала ему резко и грубо, опускаясь до непедагогичных выражений типа: "По кочану!" и других просторечий.
Проверяя его работы и не находя там ошибок, она выходила из себя и начинала сама допускать непозволительные ляпсусы. Так,однажды, в упражнении по русскому языку в слове "поручик", она красной ручкой вставила перед "ч" букву "т" и поставила за работу "четверку". Подобных случаев было немало. Конечно, такое отношение не могло не сказаться на хрупкой детской психике. Алеша стал нервным, раздражительным, у него появились головные боли и носовые кровотечения. Разумеется, и учиться мальчик стал хуже. Он занимался не меньше обычного, но учительница утверждала, что он не учит уроки, а "выезжает" за счет способностей и хорошей памяти. Постоянно ругая мальчика в присутствии одноклассников и на родительских собраниях, учительница постепенно добилась того, что Алеша стал в классе "изгоем", "козлом отпущения". Два года ребенок прожил в этом унизительном положении...
Последней каплей, переполнившей чашу терпения родителей стал случай с дракой между мальчишками в классе, в которой Алеша участвовал, но вовсе не был зачинщиком. Всех родителей детей замешанных в "рукопашной разборке" вызвали в школу, при этом учительница составила "петицию" от имени родителей, чтобы Алешу исключили из школы. Но ни одна мама, не смотря на уговоры классной руководительницы, не подписала этот пасквиль.
После этого случая родители мальчики пошли в школу, чтобы побеседовать с администрацией о переводе Алеши в другое учебное заведение. Но так как учебный год близился к концу, а в следующем пятом классе классный руководитель должен был смениться, они все-таки решили оставить сына в этой школе...
В следующем учебном году для Алеши все изменилось к лучшему: пришли другие, доброжелательные и справедливые учителя, да и с одноклассниками отношения наладились. У мальчика появилось много друзей, он стал учиться еще лучше, принимать участие в предметных олимпиадах.
К счастью, этот конфликт между учеником и педагогом разрешился сам собой, и довольно благополучно, но все равно, где-то в глубине души ребенка остались обида и непонимание, вопрос: "за что?", на который никто не сможет дать ответа...
Поэтому, мой совет родителям: если ваш ребенок попадет в подобную ситуацию, станет объектом ненависти учителя и насмешек одноклассников, не теряйте времени - немедленно переводите его в другой класс. А еще лучше в другую, пусть даже менее престижную школу. Дети гораздо острее взрослых чувствуют нелюбовь к себе, болезненно переживают несправедливость. В ответ на такое отношение, некоторые ребята замыкаются в себе, впадают в депрессию, другие - становятся агрессивными, злобными...
Помните, знания - это конечно хорошо, но гораздо важнее душевное и физическое здоровье вашего сына или дочери. Да и к тому же, ни один ребенок не сможет успешно учиться, если постоянно испытывает в классе психологический дискомфорт, чувствует несправедливость учителя.