Смолина Алла Николаевна: другие произведения.

Старые фото Кёнигсберга и Калининграда (часть 3). Площадь Победы и Северный вокзал

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa

  
  
  
  
  

  Тексты о любимом городе:
  
  - "Старые названия улиц и районов Кёнигсберга/ Kалининграда, а также областных поселений"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009a0.shtml
  
  - "Старые фото Кёнигсберга и Калининграда (часть 1). Остров Канта"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009ab.shtml
  
  - "Старые фото Кёнигсберга и Калининграда (часть 2). Ленинский проспект"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b.shtml
  
  - "Старые фото Кёнигсберга и Калининграда (часть 3). Площадь Победы и Северный вокзал"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b2.shtml
  
  - "Старые фото Кёнигсберга и Калининграда (часть 4). Проспект Мира, драмтеатр, зоопарк"
  здесь: (работаю)
  
  - "Старые фото Кёнигсберга и Калининграда (часть 5). Проспект Победы, парк отдыха, кукольный театр"
  здесь: (работаю)
  
  - "Старые фото Кёнигсберга и Калининграда (часть 6). Советский проспект"
  здесь: (работаю)
  
  - "Старые фото Кёнигсберга и Калининграда (часть 7). Московский проспект"
  здесь: (работаю)
  
  - "Старые фото Кёнигсберга и Калининграда (часть 8). Южный вокзал"
  здесь: (работаю)
  
  - "Старые фото Кёнигсберга и Калининграда (часть 9). Другие достопримечательности"
  здесь: (работаю)
  
  - "1. Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml
  
  - "2. Калининград и янтарь. Песчаные дюны и разрывные течения. Пляжники и морские пехотинцы. Президент и дворец"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg1.shtml
  
  - "3. Калининград. Как зарождалась"Сельма". Дважды Краснознамённый Балтийский флот"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg5.shtml
  
  - "Калининград, мундиаль-2018"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/zz.shtml

  

Фото постоянно дополняются ...

  
  
  
  
  

Площадь Ганзейская / Гитлера / Сталина / Трёх Маршалов / Победы

  
  Несмотря на то, что Википедия и многие сайты сообщают, что: "До начала XX века на месте нынешней площади Победы располагались Штайндаммские и Трагхаймские ворота городских укреплений", всё же и те и другие ворота находились в стороне от нынешней главной площади Калининграда.
  
  Причиной появления Штайндаммских и Трагхаймских ворот стал Указ от 5 апреля 1843 года прусского короля Фридриха Вильгельма IV, распорядившегося создать вокруг Кёнигсберга Второе вальное укрепление:
  
   []
  1. Схема Второго вального укрепления Кёнигсберга 1843-1862
  
  
  
  Кёнигсберг был окружён семью бастионными фронтами, этакими гранями многоугольного крепостного пояса, с включением в них бастионов с соединяющим их земляным валом. Встроенные в вал и вынесенные за его пределы люнеты, кавальеры, редуты и отдельные редюиты должны были стать вспомогательными оборонительными сооружениями. В систему включались также рвы, питаемые водой, оба рукава Преголи и другие водоёмы. Отдельными элементами оборонительного обвода являлись ворота.
  
  Все десять городских ворот Кёнигсберга запирались на ночь и выставлялся караул. Вход в город от заката до рассвета был запрещён. Исключение составляли только врачи и священники.
  
  На сегодня в Калининграде существует семь кёнигсбергских ворот: Россгартенские, Королевские, Закхаймские, Фридландские, Бранденбургские (Берлинские), Фридрихсбургские, Железнодорожные, Аусфальские (Пропускные). Ещё одни сохранившиеся - Фридрихсбургские ворота - не относились к городским и вели в одноименную крепость.
  
  А тех двух ворот, которые якобы стояли на месте нынешней площади Победы -Штайндаммские и Трагхаймские - до наших дней не сохранилось. Трагхаймские ворота, располагавшиеся на пересечении 3-й Флиссштрассе и Валльринг (в районе нынешней ул. Профессора Баранова), снесли в 1910 году. К сожалению, я не нашла ни одного их изображения.
  
  Зато много фотографий Штайндаммских ворот:
  
   []
  2.
  
  Они построены в 1853 году и считались самыми красивыми воротами Кёнигсберга. Штайндаммские ворота располагались там, где сейчас кассы Северного вокзала - между нынешней улицей Гаражной и Советским проспектом (ранее - пересечение Штайндамм и Краузенэкше Валль-штрассе).
  
  Штайндаммские ворота имели два проезда и два пешеходных прохода. С внутренней стороны были украшены статуей Фридриха Вильгельма IV, выполненной скульптором Вольфом из жёлтого песчаника, а также четырьмя гербами.
  Гранёные башенки, расположенные симметрично, были увенчаны изящными крестоцветами - стилизованными каменными цветами:
  
   []
  3.
  
  
   []
  4.
  
  
   []
  5.
  
  
   []
  6.
  
  
   []
  7.
  
  
  Штайндаммские ворота были демонтированы в 1912 году - при реконструкции вальных укреплений. Практичные немцы решили, что в качестве фортификационного сооружения ворота - в эпоху мощной дальнобойной артиллерии - никакого значения не имеют, а вот городскую застройку и транспортные потоки - тормозят.
  
  При этом статую короля перенесли в Крепостной музей, а красоту "каменных цветов" уничтожили.
  
  На аэрофотоснимках того времени видна широкая полоса совершенно пустой земли, протянувшаяся от Преголи на север, и сначала никакой площади не было. Новую территорию осваивали военные - близ вала возникали капитальные казармы с толстыми стенами, построили манеж для кавалеристов (нынешний Центральный рынок), разровняли плацы для построений и тренировок. Ещё в 1900 году ничто здесь не намекало на будущую центральную площадь, а из её архитектурного ансамбля те времена помнят только дома на углу ул. Черняховского, да и то смутно, так как с тех пор к ним пристроили новые этажи и не раз поменяли кровли. Вот они, нынешние дома 1-5 по Ленинскому проспекту, на фотоснимке рубежа веков:
  
   []
  8. Перекрёсток улиц Штайндамм (Ленинский проспект) и Врангель штрассе (улица Черняховского), вид со стороны Штайндаммерваль (около 1900 года)
  
  Рабочие с лестницей налаживают фонарь газового освещения. Слева, на другой стороне улицы, стоят два приземистых низких дома того типа, который назывался труднопереводимым словом Wagenhauser — что-то вроде семейных общежитий. Сейчас это место — площадка перед "Кловером".
  Ещё левее (уже за краем снимка) находится кузница, тренировочный плац, который позже назовут Барабанной площадью, - сейчас он занят торговым центром "Европа" - и массивная, как крепость, казарма кирасирского полка.
  Если же повернуть вправо и пройти по нынешней улице Черняховского, то на месте "Кловера" и "Рэдиссона" мы увидели бы Старое Трагхаймское кладбище.
  Прямо пути ещё нет - там парк, вал, ров…
  
  Быстрому освоению новых территорий помешала Первая мировая война.
  
  Поэтому только в начале 1920-х на этих землях стали строить, а название "площадь" прозвучало в начале 1930-х годов - после дооформления пространства возле ярмарки зданиями нынешнего КГТУ (новый корпус суда) и Северного вокзала (Деловой центр). И так как средневековый Кёнигсберг входил в Ганзейский союз, то площадь назвали Ганзейской (Hansaplatz).
  
  Площадь Ганзейская (Ханзаплатц, Hansaplatz) стала важнейшим перекрёстком и развязкой транспортных путей на севере города. На запад, в сторону просторного и активно развивающегося Хуфена, вела широкая улица Ханзаринг (Ганзейское кольцо), в сторону Кранца и Раушена - на север - пролегла другая магистраль, Фухсбергер аллее (нынешний Советский проспект). К самой площади были протянуты железнодорожные пути двух курортных направлений, которые раньше упирались в две небольшие станции недалеко от нынешней улиц Озерова.
  
  В качестве "сердца города" Ганзейская площадь стала гораздо актуальнее, чем старый центр - пульс жизни звучал именно здесь; а район Замка с собором, площадью Гезекуса, почтамтом, стильной панорамой Хундегатта - оставался скорее магнитом для туристов.
  
  В 1912-1914 годах неподалеку от снесённых незадолго до этого Штайндаммских ворот было возведено здание полицейского президиума. Сейчас это управление ФСБ (угол ул. Генделя и Советского проспекта):
  
   []
  15. Полицайпрезидиум, 1920-е годы
  
  
  
   []
  16. Портал Полицайпрезидиума до войны украшали две скульптуры
  
  Здание оформлено в неоренессансном стиле, основные детали которого прекрасно сохранились. Это красивая лепнина на фасадах со стороны Советского проспекта, декоративный герб на фронтоне, пышное оформление парадного входа со скульптурной головой воина и портиком на уровне второго этажа, шары и волюты на ярусах возвышающегося «горкой» фасада.
  
  Здание удивляет тем, что каждый его угол, изгиб, дворик, выступ с балконом, каждый корпус — это отдельный «сюжет» архитектуры, а все вместе они составляют гармоничное целое, идеально вписанное в геометрию улиц, пролегающих здесь под «сложными» углами.
  
  В своём оригинальном виде постройка увенчивалась семьёй башенок, главная из которых возвышалась над всем ансамблем и виртуозно завершала композицию здания. Дом очень неплохо сохранился, но лишился башенок и оригинальной высокой крыши. Хочется надеяться, что при очередном капитальном ремонте эту красоту не поленятся восстановить.
  
   []
  20. Наши дни. При немцах здесь находилось гестапо. После войны - НКВД, КГБ ФСБ
  
  
  
   []
  21. Портал нынешнего здания ФСБ сегодня скульптуры не украшают, погибли под бомбёжками. Но всё равно кое-что удалось сохранить
  
  В 1917 году на Ганзейской площади (Hansaplatz) возводят здание земельного суда:
  
   []
  22.
  
  
  Места было много и строительство планировалось с размахом - здание строилось просторным, перед ним был запланирован обширный сквер - в Кёнигсберге до этого не было таких больших площадей.
  
  В 1929-1931 годах построили восточное крыло земельного и административного суда.
  К 1933 году достроили судебную тюрьму к северо-западу от основного здания - комплекс стал завершённым.
  
  Сейчас весь этот квартал сохранился, в здании суда находится КГТУ (Калининградский государственный технический университет), в здании тюрьмы - следственный изолятор. То есть здание с одной стороны обучает и воспитывает, с другой - несёт наказание. Из окон университета хорошо просматривается внутренние дворы следственного изолятора и это не сюр:
  
   []
  23. У арестантов целый день крутят торжественные мелодии (чтоб не перекрикивались),
  а студенты тем временем грызут гранит науки
  
  
  
   []
  24. Университетские окна впритык с тюремными
  
  
  
   []
  25.
  
  
  
   []
  26.
  
  

* * *

  
  

Фото постоянно дополняются ...

  Но с университетом я заскочила вперёд, возвращаемся к Ганзейской площади (Hansaplatz) началa двадцатого века. Главным для этого района проектом было строительство в 1921-1923 годах Восточно-прусской ярмарки.
  Немцы быстро смекнули, что превратившаяся в эксклав Восточная Пруссия со всех сторон окружена "развивающимися странами", которые отчаянно нуждались в современной технике, коей у немцев всегда было хоть отбавляй. Так в межвоенное время в Кёнигсберге сложилась Восточная ярмарка, вторая по величине в Германии после Лейпцигской и оказавшая огромное влияние на индустриализацию в СССР.
  
   []
  29. Комплекс торговых павильонов Восточной ярмарки, главные ворота которой располагались на северной оконечности площади (открытка 1920 года)
  
  На противоположной стороне площади архитектором Гансом Хопп было выстроено здание торговых представительств, которое с 1927 года стало использоваться кёнигсбергским городским правлением (городская управа).
  
   []
  30. Городская Управа, 1930 год. Пятиэтажное здание в стиле "Баухаус" построено за рекордно короткий срок - всего за 7 месяцев немецким архитектором Густавом Карлом Ханнсом Хоппом (выдающийся немецкий архитектор-функционалист)
  
  
  
   []
  31. Hansaplatz 1930-е годы. Левое здание - городская управа (сегодня мэрия). Cправа через дорогу - ярмарочный комплекс
  
  
  
   []
  32. Слева - Штадтхаус (администрация города), справа - главный вход Восточной ярмарки (1929 год)
  
  
  
   []
  33. Здание Магистрата (слева) на Ганзейской площади Кёнигсберга
  
  
  
   []
  34. Здание Магистрата в Кёнигсберге
  
  
  
   []
  35. Здание Магистрата в Кёнигсберге
  
  
  
   []
  36. Боковой вход в Штадтхаус (Магистрат) со стороны кузниц (примерно на месте ресторана "Переполох") был оформлен рельефами в экспрессионистском стиле
  
  

* * *

  
  

Фото постоянно дополняются ...

  После прихода в Германии нацистов к власти площадь была переименована в Адольф-Гитлер-Плац (площадь Адольфа Гитлера):
  
   []
  37. Адольф-Гитлер-Платц, 1935 год. Прямо - здание Земельного суда (сегодня - университет), правее его торчит башенка здания гестапо (сегодня - ФСБ), а праве здание - это Северный вокзал, речь о котором пойдёт ниже
  
  
  
   []
  38. Площадь Адольфа Гитлера
  
  
  
   []
  39. Площадь Адольфа Гитлера
  
  
  
   []
  40. Кёнигсберг, Адольф Гитлер-платц. 26 мая 1939 годa
  
  

* * *

  
  Во время штурма Кёнигсберга на площади шли жестокие бои, площадь сильно пострадала, многие здания выгорели.
  
   []
  41. Так площадь Адольфа Гитлера выглядела после взятия Кёнигсберга
  
  
  
   []
  42. Так после штурма Кёнигсберга выглядело здание Земельного суда (ныне университет).
  Правее его - развалины гестапо (ныне - ФСБ)
  
  
  
   []
  43. Так после штурма Кёнигсберга выглядело здание бывшего Магистрата Кёнигсберга (фото 1945 года)
  
  Что интересно, 10 апреля 1945 года, на следующий день после окончания штурма Кёнигсберга, все уцелевшие сотрудники Магистрата города Кёнигсберга вышли на работу. Советское командование не возражало и приняло их помощь в налаживании мирной жизни города. Направили, конечно, не в Магистрат, а туда, где требовались дополнительные рабочие руки.
  
  Причём, если верить этому источнику, то апрель 1945-го - месяц взятия Кёнигсберга советскими войсками - здание пережило неплохо. Во время штурма города-крепости в него не попала ни одна авиабомба, ни один крупный снаряд, но осколками были выбиты окна и посекло фасад.
  
  Зато 10 апреля, после парада советских войск, пьяный солдат прошёлся с огнемётом по пустым кабинетам городских чиновников. Пожар уничтожил не только добротную мебель и коммунальную и архивную документацию, но и всё здание. Тогда было не жалко, никто не думал, что победители останутся в городе на долгие годы.
  
  
   []
  44. Почётная трибуна возле разрушенного здания магистрата Кёнигсберга (нынешняя администрация Калининграда). 1 мая 1947 года
  
  
  
   []
  45. Первомайская демонстрация. 1947 год
  На заднем плане — здание нынешнего Калининградского государственного технического университета
  
  
  
   []
  46. Праздничный парад 7 ноября 1947 года.
  На заднем плане — здание нынешнего Калининградского государственного технического университета
  
  

* * *

  
  

Фото постоянно дополняются ...

  Выгоревшая, чёрная от копоти коробка бывшего магистрата (без мансардной крыши, но с заложенными кирпичом окнами верхних этажей), пустовала после войны много лет.
  
  Пустовала не потому, что не было возможностей восстанавливать здание, нет, и возможности и рабочие руки имелись, а если бы не хватало, то завезли ли бы с разных концов бескрайней родины. Просто на тот период советское правительство не было уверено в долгосрочном владении чужой территорией. А народ... народ наоборот уничтожал "фашистское" имущество везде, куда дотягивались шаловливые руки. Вот и торчал несколько лет обгоревший остов большого здания посреди города, пока не поняли, что пора восстанавливать.
  
  Позже остов здания передали рыбакам и они восстановили его, приспособив под общежитие. Несколько комнат заняли кабинеты Базы экспедиционного флота и, на некоторое время, службы китобойного, а так же тунцеловного флотов.
  
  В 1960-е годы здание перестроили в упрощённом виде, на первом этаже разместились столовая, ресторан "Чайка" и Центральный гастроном, названный народом "ЦГ":
  
   []
  48.
  
  
  
   []
  49. Фото 1950-х годов. Как видим, на стенах "мэрии" ещё просматривается кёнигсбергский кирпич. Позднее его навсегда упрячут под штукатурку
  
  
  
   []
  50.
  
  
  
   []
  51.
  
  
  Со временем уже отремонтированное и частично обжитое здание приглянулось функционерам горисполкома и горкома КПСС. Тут же нашлись деньги на ремонт фасада - его отреставрировали, при этом все архитектурные формы, созданные Хоппом - были сохранены. Правда, в начале 1970-х здание горисполкома, отделанное немецким клинкерным кирпичом, одели в "шубу" из штукатурки:
  
   []
  52.
  
  
  
   []
  53.
  
  
  
   []
  54. Тут уже видим ресторан "Чайка" (чтоб партийным боссам было где отмечать свои партийные достижения?)
  
  А в 1990-х, когда глава Калининграда Юрий Савенко задумал серьёзный ремонт мэрии, специалисты предлагали "шубу" снять и вернуть памятнику истории первозданный облик. Реставрация потребовала бы не больше средств, чем сооружение "козырька" над парадным входом и аляповатых колонн-подпорок. Но Савенко предпочёл иное решение - и теперь мэрия наглухо "задраена" в штукатурку и пластик. Единственное напоминание о замысле Хоппа - стрельчатые окна, которые можно увидеть, если зайти во двор. Наверное этого мало, чтобы по достоинству оценить былое архитектурное величие. Так что лишь на фотографиях мы можем видеть настоящий облик экс-Торгового двора. И понять, почему же Ханс Хопп сделал столь блестящую и стремительную карьеру, превратившись из приезжего молодого инженера-строителя в кёнигсбергского "архитектора номер один".
  
  Ныне здесь находится Администрация городского округа "Город Калининград", в простонародье - "мэрия".
  
  

* * *

  
  Главная городская площадь несколько раз меняла название. Как помним, после прихода нацистов к власти Ганзейская площадь стала называться Адольф-Гитлер-Плац (площадь Адольфа Гитлера).
  
  После войны ей дали имя Сталина, но народ прозвал Площадью Трёх Маршалов - из-за висевших портретов Василевского, Жукова, Рокоссовского.
  
  В 1947 году официально переименовали в Площадь Победы.
  
   []
  65. Площадь Трёх Маршалов и на ней ещё находится памятник Сталину.
  Hачало 1950-х годов
  
  
  
   []
  66. В 1958 году памятник Сталина заменят фигурой Ленина работы скульптора Топуридзе
  
  
  
   []
  67. Ленин простоит до конца "лихих" 1990-х
  
  
  
   []
  68. Площадь Победы, 1962 год
  
  
  
   []
  69. Тот же ракурс, что и на предыдущем фото, только в зимнее время
  
  
  
   []
  70. Реконструкция площади Победы в 1980-х годах. Убирают кёнигсбергскую брусчатку, чтоб застелить плитами
  
  
  
   []
  71. Площадь Победы после реконструкции застелена плитами, 1988 год
  
  
  
   []
  72. Как видим, в 1990 году машин в городе было не так много
  
  

* * *

  
  

Фото постоянно дополняются ...

  В 1996 году рядом с площадью началось строительство Храма Христа Спасителя. В преддверии 750-летнего юбилея Калининграда площадь была капитальным образом реконструирована. С площади убрали памятник Ленину (после реставрации его перенесли в сквер перед Домом искусств, бывший кинотеатр "Октябрь"), также снесли трибуны:
  
   []
  76. Начало строительства Храма Христа Спасителя
  
  В ходе реконструкции на площади устроили фонтаны и установили Триумфальную колонну, напоминающую Александровскую колонну в Санкт-Петербурге:
  
   []
  77.
  
  
  Украшением площади являются два рядом стоящие храма-новодела Христа Спасителя и Петра и Февронии Муромских:
  
   []
  78.
  
  
  
   []
  79. Храм Христа Спасителя
  
   Храм Христа Спасителя — главный православный храм Калининграда рассчитан на 3000 человек. Высота (до креста) достигает 73 метров. Храм построен в стиле Владимиро-Суздальского храмового зодчества. Освящён в 2006 году. Нижний храм является храмом-памятником в память о русских воинах, погибших в Семилетнюю войну, Наполеоновские войны, Первую мировую войну и Вторую мировую войну в Восточной Пруссии.
  
  Храм Петра и Февронии открыт в 2010 году. Храм, созданный в таком же Владимиро-Суздальском стиле, построен в честь святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, символизирующих семью, любовь и верность:
  
   []
  83. "Целующиеся" и как бы слившиеся купола храма Петра и Февронии Муромских символизируют неразрывность единства любящих супругов
  
  
  
   []
  84. Xрама Петра и Февронии Муромских
  
  Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. День Петра и Февронии - православный и светский российский праздник. Отмечается 25 июня (8 июля) как день семьи, любви и верности.
  
  В последнее время РПЦ усиленно пытается заменить этим праздником популярный в России день Святого Валентина. Так сказать, наш православный ответ бездуховному Западу, или, как сейчас модно говорить - импортозамещение.
  
  
   []
  85. Так сейчас выглядит площадь Победы, бывшая площадь Адольфа Гитлера, а ещё перед этим - площадь Ганзейская
  
  
  
   []
  86. Так сейчас выглядит площадь Победы, бывшая площадь Адольфа Гитлера, а ещё перед этим - площадь Ганзейская
  
  
  
   []
  87. Вблизи площади Победы находится памятник-часовня воинам, павшим в боях и пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны
  
  
  
  

Северный вокзал

  

Фото постоянно дополняются ...

  
  Железная дорога пришла в Кёнигсберг в 1853 году. И первый вокзал разместили в удобной близости Штайндаммских ворот, о которых речь шла выше, назвав его Кранцер банхоф, в честь немецкого курорта (Зеленоградск до 1946 года назывался Кранц, немецкий Cranz, польский Kranc, литовский Krantas).
  Рвы и насыпи не позволяли проложить ветку по городским улицам, пришлось укладывать рельсы под стенами бастиона Трагхайм. Первый городской вокзал стоял там, где сейчас находятся "верхние" платформы станции Калининград-Северный. Зеленоградский путь до сих пор не покинул ложа, определённого ему в 1885 году:
  
   []
  99. Движение по новой ветке открыли под новый 1886-й год
  
  
   Вторым направлением в 1890-е годы стала железнодорожная ветка в сторону курорта Раушен, так до 1947 года назывался Светлогорск (немецкий Rauschen). Работы шли около восьми лет, пришлось привлекать на помощь даже кёнигсбергские инженерные войска, и 14 июня 1900 года к Раушену отправились первые поезда. Для нового направления построили отдельный вокзал, который получил название Замланд банхоф:
  
   []
  100. Вокзал Замланд банхоф, 1900-е годы
  
  
  Снос оборонительных валов, ворот и бастионов на северо-западе Кёнигсберга был огромным городским событием, однако Северный вокзал (современный Деловой центр) воздвигли лишь в 1930 году. Его сооружение стало частью тотального переустройства железных дорог в Кёнигсберге, старомодные павильончики Замландского и Кранцевского вокзалов пришлось убирать, а Хуфенский ручей, чтобы он не нарушал плоскость рельсового поля, пришлось помещать в трубу.
  
  У нового Северного вокзала, помимо основных наземных платформ, откуда уходили поезда в сторону морских курортов, появилась "нижняя" платформа — ветка, соединившая наконец пути южной части города (Главный вокзал) с путями замландского направления. По тем временам это было смелое решение — пропустить железнодорожную ветку под площадью и массивным зданием вокзала:
  
   []
  101.
  
  
  
   []
  102.
  
  
  
   []
  103.
  
  
  
   []
  104. Железнодорожная ветка от "нижней" платформы Северного вокзала ведёт к Южному (Главному) вокзалу
  
  
  
   []
  105. Железнодорожная ветка от "нижней" платформы Северного вокзала ведёт к Южному (Главному) вокзалу
  
  
  
   []
  106. Семья железнодорожника. Кёнигсберг 1930-е годы
  
  
  Первоначально Северный вокзал располагал монументальным четырёхэтажным зданием, выходящим на Ганза-Плац (нынешняя площадь Победы). Здание было спроектировано архитекторами Шеффом и Штальманом в функциональном стиле баз каких-либо декоративных украшений. Посередине здания находилась высокая ниша (во всю высоту здания) с колоннами квадратного сечения, что придавало зданию монументальный вид:
  
   []
  107. Вокзальная площадь, имевшая первоначальное название "Ганзейская", после прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-Платц
  
  
  
   []
  108. Вокзальная площадь, имевшая первоначальное название "Ганзейская", после прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-Платц
  
  
  
   []
  109.
  
  
  
   []
  110. Площадь перед входом в Северный вокзал в Кёнигсберге имела первоначальное название "Ганзейская", после прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-Платц
  
  Больше фотографий этой площади поставлено в предыдущем разделе "Площадь Ганзейская / Гитлера / Сталина / Трёх Маршалов / Победы" (см. выше).
  
   []
  111. Модницы Кёнигсберга
  
  
  
  Внутри здания находились зал ожидания, кассы, служебные помещения и магазины:
  
   []
  112. Вход и фойе Северного вокзала Кёнигсберга
  
  
  
   []
  113. Вход и фойе Северного вокзала Кёнигсберга
  
  
  
   []
  114. В левой части здания Северного вокзала так же находился отель "Хоспис"
  
  
  
   []
  115. Холл отеля "Хоспис" непосредственно в здании Северного вокзала
  
  
  
   []
  116. Гостевые комнаты в отеле "Хоспис" непосредственно в здании Северного вокзала
  
  

* * *

  
  

Фото постоянно дополняются ...

  Во время штурма Кёнигсберга на площади шли жестокие бои, площадь сильно пострадала, многие здания выгорели.
  
   []
  117. Это фото поставлено и наверху, но здесь повторяю, чтоб показать руины Северного вокзала в 1945 году
  
  
  
   []
  118. Парадный строй советских войск перед разрушенным зданием Северного вокзала, 1945 год вокзала
  
  
  
   []
  119. Нижняя платформа Северного вокзала. Пути уже восстановлены. На заднем плане - разрушенное здание Северного вокзала, а под ним туннель, проходящий под всей площадью Победы. Эта ветка соединена с Южным вокзалом
  
  
  
   []
  120. Нижняя платформа Северного вокзала. 1945 год
  
  
  
   []
  121. Hижняя платформа Северного вокзала. 1945 год. Поезд подходит от Южного вокзала и пойдёт в направлении приморских курортов. Немецкое здание Северного вокзала ещё не восстановлено, но вокзалом оно уже не будет
  
  
  
   []
  122. Северный вокзал в 1947 году
  
  
  
  

* * *

  
  

Фото постоянно дополняются ...

  После войны здание немецкого Северного вокзала было восстановлено в довольно близком к довоенному состоянию виде, только крыша была сделана более крутой, а над портиком был выстроен более высокий карниз. Но как вокзал уже не использовалось. До 1998 годa в нём находился Межрейсовый дом моряков:
  
   []
  123. До 1998 годa в немецком здании Северного вокзала находился Межрейсовый дом моряков
  
  
  
   []
  124. До 1998 годa в немецком здании Северного вокзала находился Межрейсовый дом моряков
  
  
  Несколько послевоенных лет железнодорожные пути Северного вокзала использовали только под грузовые составы, а пассажирские пустили лишь в 1964 году. С тех пор с Северного вокзала Калининграда можно уехать в направлении приморских курортов - в Светлогорск и в Пионерский. Так как историческое здание как вокзал не работает, для пассажиров построены отдельные павильоны с кассами и турникетами:
  
   []
  125. В советское время проход к электричкам выглядел так
  
  
  
   []
  126. Позднее открыли новый турникетный павильон
  
  
  
   []
  127. Сегодня кассовый зал Северного вокзала Калининграда выглядит так
  
  
  Платформы Северного вокзала, как и при немцах, находятся в двух уровнях. Те, от которых отъезжать к морю, находятся наверху, a платформа, с которой поезда идут к Южному вокалу, так и называется "нижней":
  
   []
  128. На нижней платформе находится сквозной путь, до Южного вокзала
  
  
  Cамо здание Кёнигсбергского Северного вокзала сейчас используют под Калининградский деловой центр, помещения которого сдаются в аренду различным фирмам и организациям:
  
   []
  129. Так сейчас выглядит здание бывшего Кёнигсбергского Северного вокзала
  
  
  P.S.
  
  Часто, гораздо чаще чем бы хотелось, читаю в сети, что при советской власти город угроблен. Конечно существуют какие-то недочёты и недоделки, но в целом город создаёт прекрасное впечатление, о чём у меня есть обширный фотоочерк "Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?", поставленный
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml
  
  Как по мне, так Калининград - лучший город России!
  
  И ещё. Помните мерзкую ситуацию с увольнением стюардессы, назвавшей Калининград "Кёнигсбергом"?
  Тем рейсом летел очередной профессиональный "стукач", настучавший куда надо, и бедную девушку уволили:
  
   []
  130.
  
  Хотя в чём проблема, если Кёнигсберг упоминается не только в названиях разных фирм, например "Кёнигавто", но и на городских указателях:
  
   []
  131. Сейчас электрички, идущие в сторону моря, делают остановки и в черте города, например, эта железнодорожная платформа вместе с железнодорожными кассами находится возле рынка "Сельма"
  
  
  * - в нумерации фотографий оставляю зазоры, чтоб при добавлении не менять все цифры. Потому кол-во фото не совпадают с цифрами.
  
  
  

Продолжение следует "Проспект Мира, драмтеатр, зоопарк" ...

  
  _________________________________________________________________
  
  - https://rugrad.eu/communication/blogs/Konigsberg_archive/8092/
  - http://www.etoretro.ru/pic52051.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
  - https://sites.google.com/site/mojkenigsbergkaliningrad/dovoennye-fotografii/vokzaly-keenigsberga/nordbahnhof
  - https://sites.google.com/site/mojkenigsbergkaliningrad/dovoennye-fotografii/platz/hansaplatz
  - http://travelfotokor.ru/kalininobl/kaliningrad/picbig/30victory.htm
  - http://kaliningrad365.ru/info/ploshhad-pobedy-v-kaliningrade.html
  - http://www.klgd.ru/city/history/mercanie/pravo.php
  - http://travelkap.ru/rossija1/vorota/index.html
  - https://rumyantsevphoto.livejournal.com/208031.html?view=7429535#t7429535
  - http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=28&t=1380
  - http://caravan.su/novosti/istorii/artur-krupin-meriya-s-istoricheskim-fasadom-poka-ne-v-prioritetakh-/
  - http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=22088
  - https://kgd.ru/news/society/item/48845-kjonigsberg-v-detalyah-severnyj-vokzal
  - https://varandej.livejournal.com/540083.html
  
  
  
  
  
  
  

Популярное на LitNet.com Л.Джонсон "Колдунья"(Боевое фэнтези) Т.Ильясов "Знамение. Вертиго"(Постапокалипсис) А.Кутищев "Мультикласс "Союз оступившихся""(ЛитРПГ) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) Л.Маре "Менталистка. Отступница"(Боевое фэнтези) А.Найт, "Капкан для Ректора"(Любовное фэнтези) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) А.Тополян "Механист"(Боевик) Ю.Васильева "По ту сторону Стикса"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"