|
|
||
Моим любимым принцессам |
Моя подборка архивных данных о Калининграде: - "Хронология основных событий в истории Кёнигсберга и Калининградской области" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0003.shtml - "Старые названия улиц и районов Кёнигсберга / Kалининграда, а также областных поселений" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a0.shtml - "Кёнигсберг. Первые советские переселенцы" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a01.shtml - "Кёнигсберг глазами первых переселенцев" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a1.shtml - "Остров Канта. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009ab.shtml - "Альбертина" в Кёнигсберге - университет им. Канта в Калининграде" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abb.shtml - "Остров Ломзе (Октябрьский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abc.shtml - "Район дворца спорта "Юность". Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd.shtml - "Ленинский проспект. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abd1.shtml - "Ленинский проспект-2. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b01.shtml - "Калининград. Сквер "Мать-Россия". Или злоключения памятника Сталинy" здесь: http://artofwar.ru/s/smolina_a/text_2900-1.shtml - "Площадь Победы и Северный вокзал. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b2.shtml - "Проспект Мира. Часть 1-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/1mira.shtml - "Проспект Мира. Часть 2-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/bbbb.shtml - "Кёнигсберг/ Kалининград. Московский проспект" здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/3ace.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (12.11.2024) - "Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/bostok.shtml - "Главный ж/д вокзал Кёнигсберга (сегодня Южный) до 1945 года и в 1945-м" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central.shtml - "Продолжение: послевоенная история Южного вокзала Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central2.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (06.11.2024) Мои тексты о любимом городе, включая архивный материал: "1. Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml "2. Калининград и янтарь. Песчаные дюны и разрывные течения. Пляжники и морские пехотинцы. Президент и дворец" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg1.shtml "3. Калининград. Как зарождалась"Сельма". Дважды Краснознамённый Балтийский флот" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg5.shtml "4. Калининград. О роботах кондукторе и астрологе" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/xrobot.shtml "5. Калининград, мундиаль-2018" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/zz.shtml "6. O добрiх жiночках, наглых лiтовских ворах и - немного лiчного (Калининград)" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/obukrainskihdobrihzhinochkahnaglyhlitowskihworahi-nemnogolichnogo-1.shtml ---------- поставила 09.12.2024
Московский проспект
Вместо предисловия Полвека назад в Калининграде появился проспект Московский, важнейшая транспортная магистраль Калининграда, протянувшаяся более чем на восемь километров. Официальный документ, благодаря которому проспект "явился на свет", - это решение исполнительного комитета Калининградского городского Совета депутатов трудящихся от 02.12.1974 N 442 "О переименовании улицы Московской в Московский проспект". По сути, Московский проспект был образован на месте улиц: Горной, Старогородской, Дорогобужской и, наконец, Московской (путем их слияния и расширения). По всей видимости, данные улицы сначала вошли в состав "улицы" Московская, которая затем была переименована в "проспект". Eё застройка современными для того периода домами и благоустройство началась до создания проспекта. Bсё в том же декабре 1974 года на Московском проспекте откроется один из первых крупных магазинов товаров для дома - "1000 мелочей". 1. Решение Калининградского горисполкома от 02.12.1974 "О переименовании ул. Московской в Московский проспект". Отсюда 2. Когда проспекта еще не было. 1950-е годы. Отсюда. Перед нами - ул. Овражная, впоследствии войдет в Московский проспект. Солидный дом довоенной постройки - здание по ул. Коперника, 21 3. Вид старых и новых 12-этажных домов на Московском проспекте. 1978 год. Автор: Е.И. Чепинога. Отсюда 4. Двухуровневая транспортная развязка на Московском проспекте Калининграда, около 1982 года. Строится дом, где впоследствии разместится библиотека им. А.П. Чехова. Отсюда
Немного истории Московский проспект - проспект в Калининграде, одна из главных транспортных артерий города. Московский проспект начинается у Калининградского юридического института (бывшая школа милиции) и идёт далее в восточном направлении. За пересечением с окружной дорогой Московский проспект переходит в шоссе А229 Калининград-Черняховск-литовская граница (далее в Вильнюс и Минск). В рамках плана реконструкции центра Калининграда планируется перенос участка Московского проспекта в тоннель. В немецкое время не было единой улицы, совпадающей с нынешним Московским проспектом. Московскому проспекту соответствовала последовательность следующих улиц (в направлении запад-восток): - Франц Зелдте Штрассе (Franz-Seldte-Straße - начало Московского проспекта, где при немцах находилась "Трудовая биржа", а в СССР - школа милиции), - Обер-Лаак и Унтер-Лаак (Oberlaak-Straße, Unterlaak-Straße - примерно до Эстакадного моста), - Альтштадтише Лангассe, Альтшдадтская Длинная (Altstadt-Lang-Straße - участок от Эстакадного моста до Октябрьской улицы), - Лютерштрассе (Luther-Kirchen-Straße, Lutherstrasse), - Закхайм (Sackheim-Straße - от улицы Октябрьской до Закхаиймских ворот), - Тапиауерштрассе (Tapiauer-Straße - от Закхаймских ворот далее до границы города). . 5. Московский проспект в Калининграде 6. Начало нынешнего Московского проспекта лежит в квадрате, где в Кёнигсберге находилось "Arbeitsamt" - "Трудовая биржа". После войны - это школа милиции Видите на карте крупное название Oberlaak? Над буквой "О" идёт слово "Arbeitsamt", "Трудовая биржа". Вот там и начиналась Франц Зелдте Штрассе (Franz Seldte Straße) 7. Начало нынешнего Московского проспекта - Franz-Seldte-Straße, 1 (Arbeitsamt - Трудовая биржа) 8. Franz-Seldte-Straße, 1. Советский военнослужащий - на фоне здания бывшей немецкой биржи труда, но - будущей советской школы милиции Следующий после Franz-Seldte-Straße отрезок нынешнего Московского проспекта назывался Oberlaak-Straße и Unterlaak-Straße. В некоторых источниках написано, что эти улицы заканчивались у Эстакадного моста, но, глядя на карту, видно, что они заканчивались на значительном расстоянии от моста, скорее, в районе Дворца спорта "Юность": 9. Oberlaak, Unterlaak Laak или Laack или Lastadie - кёнигсбергский пригород к западу от замка. Название происходит от балтийского корня "лак" и обозначает болотистую местность. Изначально Лаак (или Ластади) был свободным владением, принадлежащим старому городу за пределами Лаакенер-Тор. Из-за удобного расположения на реке Прегеле в районе Лаак было построено множество складов для хранения товаров, так что Лаак (или Ластади) своим ростом обязаны торговле. Пожар 1764 года уничтожил более 300 домов Лаака. 10. Laak или Laack или Lastadie (ныне район Музея Мирового океана и Дворца спорта "Юность") 11. Laak или Laack или Lastadie (ныне район Музея Мирового океана и Дворца спорта "Юность") 12. Старое место речного порта. Oтсюда 13. Вид с юга. 2-я Лаакшпайхер Квер штрассе (2-я Поперечная складская улица) около 1900 года. Oтсюда Фотограф стоит на Ластадиенштрассе (здесь она имела небольшое расширение), за его спиной - постройки зернохранилища, дальше - река. Сейчас в рамку кадра попал бы двор позади спорткомплекса "Юность'" и угол самого здания, выходящий к набережной Петра Великого (бывшей Ластадиен). Здание справа принадлежало семейству коммерсантов Халфтеров, слева - сдвоенный склад комиссионного предприятия С.Л. Виллерта. В этом месте 2-я Кверштрассе похожа на обычную городскую улицу, но в дальней её части виднеются крестовины фахверковых шпайхеров. Кроны деревьев за деревянным забором на её левой стороне - это Сад Сатургуса. По его границе проходила 2-я Лаакшпайхер Кверштрассе, дальше видна боковая стена "широкого" склада. А вот та же задняя ограда купеческого сада, но с внутренней стороны. Слева мы снова видим "широкий" шпайхер: 14. Вид на склады 2-й Лаакшпайхер Квер штрассе с территории Сада Сатургуса. Довоенный снимок. Oтсюда Парк, основанный Фридрихом Сатургусом в XVIII веке, выходил своей дальней частью к Ластадиям, а его передняя решётчатая ограда тянулась вдоль улицы Нойе Грабен. Но сам знаменитый сад - с изысканным декором, фонтанами, гротами и скульптурами - не был виден с улицы, потому что его закрывал стоящий на некотором удалении от улицы дворец Сатургуса. Вот как он выглядел в начале ХХ века со стороны Нойе Грабен: 15. Ул. Нойе Грабен (ныне Красноярская) и дворец Сатургуса, вид с юга. Около 1900 года. Oтсюда Правда, ещё с 1831 года и дворец, и сад принадлежали другому купцу по фамилии Цшок. После его смерти наследники разместили в здании основанный на деньги коммерсанта благотворительный фонд "Цшокшес штифт". Сейчас на земле бывшего Сада Сатургуса находятся, по-видимому, дома улиц Красноярская 2-4, Баграмяна 12, Московский проспект 46. Если бы мы пошли от дворца Сатургуса дальше по Нойе Грабен, то на втором перекрёстке справа нам открылась бы Фогельгассе: 16. Фогельгассе, вид с запада. Около 1900 года. Oтсюда Своим окончанием она выходила к северной границе площади Ластадий. В домах Фогельгассе можно прочитать историю городского строительства Кёнигсберга, вернее, ту изнанку истории, где не будет слов "барокко" и "неоготика", где написано об архитектуре городской периферии, жившей не стилем, а - трудом, строившейся функционально, без прикрас и изысканности. Вдали мы видим типичную старую застройку района старинных складов - тесно сдвинутые фахверковые "скворечники" с "носами" у коньков крыш. Ближе к нам (и дальше от гавани) оказываются более современные индустриальные здания. Этот участок улицы застраивался позже, когда технология фахверков уже не применялась. Например, слева видна длинная стена склада, принадлежавшего некому Максу Минковски, а справа видно могучее кирпичное тело слесарной фабрики, корпуса которой занимали территорию между улицами Трёнк и Фогель. Ну а ближняя к нам часть улицы - вполне городская, любопытные прохожие стоят в тени обыкновенных жилых домов. За домами, видными на фото справа, в начале ХХ века ещё теснилась меж заводских стен небольшая церковь меннонитов. Меннонитство - это протестантское религиозное течение, представители которого были строгими пацифистами и бежали из любой страны, принуждавшей их к армейской службе. Первая их община в Кёнигсберге появилась в 1763 году, а кирха на Трёнк гассе - в 1770-м. Тогда земли Лаака ещё не были сплошь застроены. Но к началу ХХ столетия вокруг церкви сомкнулось кольцо цехов и складов, и вскоре она исчезла с карты. Примерно в середине своей длины Фогельгассе пересекалась с 3-ей Лаакшпайхер Квер штрассе - самой западной из поперечных улочек Ластадий. Недалеко от перекрёстка она загибалась буквой "Г", так как идти прямо ей мешал забор Сада Сатургуса. Вот фотоснимок её "прямой" части, сделанный с улицы Фогель: 17. 3-я Лаакшпайхер Квер штрассе (3-я Поперечная складская улица), вид от Фогельгассе в южном направлении. Около 1900 года. Oтсюда Впереди хорошо просматривается пересечение с Трёнкгассе. Если сличить фотографии, мы узнаем изображённый в центре фахверковый склад. А ещё дальше, за высоким складом, - то самое место, где 3-я поперечная улица делает резкий поворот на восток; виднеющиеся там деревья растут на территории парка. Сейчас это был бы вид вдоль задней стены здания бассейна в южном направлении. Севернее Фогельгассе проходила похожая на неё Райфшлэгергассе (Reifschlägergasse). Название, по всей вероятности, было связано с канатным двором (это фабрика, производящая верёвки и канаты), который до середины XIX века занимал вытянутый участок земли между улицами Нойе и Альтен Грабен. В современном городе это площадка от дома N 12 до дома N 38 по Московскому проспекту, сейчас там дворы и девятиэтажка улицы Мариупольской. Предприятие исчезло, но оставило память в созвучных именах двух улиц: Райфшлэгер и Нойе Райфербан (в переводе Новый канатный двор). Последняя располагалась на территории, освободившейся от фабрики, прямо за домами NN 26-38 по Московскому проспекту. Получается, что Райфшлэгер (Reifschläger) - что-то связанное с канатами. Но что именно - до конца не ясно. Возможно, это наименование профессии человека, делающего канаты. На карте 1815 года новый канатный двор назван словом "райфербан" (Reiferbahn), а старый, форштадтский, словом "райфшлэгер" (Reifschläger Bahn). От улицы канатов (или канатчиков?) остались зримые следы, до сих пор существует один располагавшийся на ней объект. Он же - единственное сооружение, оставшееся от района складов Лаака. Это насосная станция ливневой канализации на улице Виктора Гюго, 2 - домик, напоминающий куб с высокой крышей. 18.Тротуар и ограда Райфшлэгергассе (Reifschlägergasse), насосная станция (ул. Армавирская). Современное фото. Oтсюда У здания есть странная пристройка, которую снаружи трудно рассмотреть из-за ограды, - два симметрично расположенных 'крыла' в виде одиноко стоящих стен с арочными окнами. Со стороны огороженного двора станции видна ещё непонятно зачем приделанная к наружной стене одинокая колонна 19. Остатки старого цеха на территории насосной станции. Современное фото. Oтсюда Эти архитектурные ненужности - остатки другого здания, - просторного одноэтажного зала или цеха, который примыкал к домику-кубу сзади. В плане этот цех был прямоугольником, поставленным поперечно к двум улицам, на которые выходили его боковые стены. Сохранившиеся ограды территории насосной станции показывают, где проходили старые улицы. Остатки Райфшлэгергассе (ближе к Московскому проспекту) носят сейчас название улицы Армавирской. От Фогельгассе остался кирпичный забор со стороны Дворца спорта "Юность". А следующие старинные склады стояли в ближней к Ластадиям части Райфшлэгергассе, сейчас это место находится позади отеля "Ибис": 20. Симон-Дах-штрассе, вид с запада. Около 1900 года. Oтсюда Мы смотрим на них как бы со стороны Московского проспекта. Улица, проходящая между шпайхеров, называлась Баухофсгассе, метров через 50 она выйдет к площади Ластадий. Ещё севернее Райфшлэгергассе проходила улица, носившая имя Симона Даха, знаменитого поэта, жившего в Кёнигсберге в XVII веке. Начало улицы находилось бы сейчас где-то у дома N 38 по Московскому проспекту, а её соединение с Баухофсгассе - примерно на месте поворота с Московского проспекта на улицу Виктора Гюго. 21. Симон-Дах-штрассе, вид с востока. Около 1900 года. Oтсюда Фото сделано со стороны ул. Нойе Грабен в восточном направлении, видны старые склады на северной стороне улицы. Уже в те годы по Симон-Дах-штрассе были проложены рельсы. 22. Райфшлэгергассе (Reifschlägergasse, район гостиницы "Ибис"), 1920-е годы. Oтсюда Если приглядеться, то домики с предыдущего снимка видны вдалеке справа. Здание, в которое упирается улица Даха, стоит на Нойе Грабен. Слева в кадр попало пёстрое нагромождение всевозможных старых складов. Скоро все они будут снесены, и на их месте построят большой крытый рынок в виде вытянутого прямоугольника (вроде калининградского Центрального рынка). Альтштадт вблизи Замка и реки в ХХ веке все более становился скоплением торговых центров, точно как современный район площади Победы. Ради их постройки так же уничтожали привычную городскую среду, сносилась красивая, но ветхая старинная застройка. А вот и сама Баухофсгассе: 23. Баухофсгассе, вид с севера (ракурс от начала въезда на эстакадный мост вдоль моста). Около 1900 года. Oтсюда Фото сделано с улицы Унтер Рольберг, то есть примерно с того места, где мы оказываемся, спустившись от ул. Коперника на Московский проспект. Самое заметное здание - это Альтштадская пожарная часть, специально помещённая когда-то поближе к складскому району Лаак, в котором пожары были нередким явлением. Слева у края кадра, за перекрёстком, виден угол здания Альтштадской гимназии, а улица, в которую поворачивают рельсы, - это Альтштатше Ланггассе (Альтштадтская длинная), поглощённая в наше время Московским проспектом. К площадке перед пожарной частью сходились сразу нескольких крупных улиц Лаака. Прямо, в просвете между шпайхером "Лебедь" и соседним складом мы видим дома Фогельгассе. Сами склады в центре снимка относятся к улице Райфшлагер (Райфшлэгергассе ), которая скрывается справа за зданием пожарной части, с другой её стороны виден угол улицы Симона Даха. Наконец, ближайший поворот мостовой направо - это ул. Унтерлаак, нынешний Московский проспект.