Смолина Алла Николаевна : другие произведения.

Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Моим любимым принцессам

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Подборка архивных данных о Кёнигсбергe и Калининграде:
  
  
  - "Хронология основных событий в истории Кёнигсберга и Калининградской области"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0003.shtml
  
  - "Старые названия улиц и районов Кёнигсберга / Kалининграда, а также областных поселений"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009a0.shtml
  
  - "Кёнигсберг. Первые советские переселенцы"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009a01.shtml
  
  - "Кёнигсберг глазами первых переселенцев"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009a1.shtml
  
  - "Остров Канта. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009ab.shtml
  
  - "Альбертина" в Кёнигсберге - университет им. Канта в Калининграде"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abb.shtml
  
  - "Остров Ломзе (Октябрьский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abc.shtml
  
  - "Район дворца спорта "Юность". Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd.shtml
  
  *
  
  Дорогие калининградцы, что-то случилось со страницей и "Ленинский проспект" перешёл на новый адрес:
  
  - "Ленинский проспект-1. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd1.shtml
  
  - "Ленинский проспект-2. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b01.shtml
  
  *
  
  - "Калининград. Сквер "Мать-Россия". Или злоключения памятника Сталинy"
  здесь: http://artofwar.ru/editors/s/smolina_a/text_2900-1.shtml
  
  - "Северный вокзал. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b10.shtml
  
  - "Площадь Ганзейская/Гитлера/Сталина/Трёх Маршалов/Победы. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b2.shtml
  
  - "Проспект Мира. Часть 1-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/1mira.shtml
  
  - "Проспект Мира. Часть 2-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/bbbb.shtml
  
  - "Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/bostok.shtml
  
  - "Главный ж/д вокзал Кёнигсберга (сегодня Южный) до 1945 года и в 1945-м"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/central.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (29.09.2023)
  
  
  
  
  
   Мои тексты о любимом городе, включая архивный материал:
  
  
  - "1. Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml
  
  - "2. Калининград и янтарь. Песчаные дюны и разрывные течения. Пляжники и морские пехотинцы. Президент и дворец"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg1.shtml
  
  - "3. Калининград. Как зарождалась"Сельма". Дважды Краснознамённый Балтийский флот"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg5.shtml
  
  4. "Калининград. О роботe-кондукторе и роботe-астрологе"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/xrobot.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (17.09.2023)
  
  5. "Калининград, мундиаль-2018"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/zz.shtml
  
  
  
  
  
  
  

Постоянно дополняется ...

  
  

  
  Вместо предисловия

  
  Кёнигсберг по праву считался не только городом мостов, но и городом вокзалов и железной колеи. В расписании на лето 1939 года в Кёнигсберге (Пруссия) обслуживались следующие вокзалы (станции):
  
  Центральный вокзал (станция)
  Северный вокзал (станция)
  Шарлоттенбург
  Холландербаум
  Юдиттен
  Марэнехоф
  Понарт
  Ратсхоф
  Ротенштейн
  
  Отсюда
  
  При послевоенной реконструкции городских улиц металлические рельсы были найдены даже возле рынка напротив Дома Техники:
  
  
   []
  
  1. Отсюда
  
  
  "Попалась на глаза эта фотография и вспомнил сразу про "поворотный круг" из темы обсуждений про узкоколейку. На фотографии "поворотный круг" хорошо виден. От него идёт путь прямо в ворота Дома Техники. Слева под неправильным углом (скос на ограде) к нему подходит колея нормальной ширины. Она хорошо видна на известной фотографии, где штурмовики маршируют на фоне Дома Техники. Из детских воспоминаний я хорошо помню этот путь, пересекающий трамвайные пути, но дальше его направление терялось."
  
  Отсюда

  
  Восточный вокзал - Ostbahnhof

  
  В Кёнигсберге насчитывалось более десятка вокзалов и предисловием к тексту об Южном вокзале, которым сегодня пользуются калининградцы и гости города, я хотела коротко рассказать о первом городском вокзале - Восточном. Однако я не знала, что рядом с Восточным вокзалом находился и старый Южный. "В 1863 году в Кёнигсберге был построен старый Южный вокзал - с юга от Восточного вокзала на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка)".
  
   Пришлось вникать в тему. Из комментариев на форуме:
  
  "Уже видел такую фотографию. Под ней было написано что это Восточный и Южный вокзалы в районе нынешней базы на Полоцкой. И базу и район этот хорошо знаю, но сориентироваться как и что к чему - не получается. У двух складов старых имеются рампы, значит, к ним подавали вагоны? А, может быть, раньше это были и не склады?"
  
  "Совершенно верно! Склады на Полоцкой это и есть остатки двух железнодорожных вокзалов Кёнигсберга - Южного и Восточного. Поезд из Берлина прибывал именно сюда с юга. И сегодня можно увидеть пути идущие под мостом на ул. Железнодорожной. Далее поезд шел на Пиллау через небольшой мост (ныне разведен) и налево. Рельсы так же сохранились. Сегодня на том месте возле двухъярусного моста находится Управление Таможни. Вокзалы были упразднены к началу 20 века. Вместо них был построен новый - Гаупбаннхофф / нынешний Южный Вокзал".
  
  
   []
  
  2. Местоположение Восточного вокзала Кёнигсберга я отметила жёлтым цветом.
  Как видим, Южный (старый, его сегодня нет) находился рядом. Карту нашла здесь.
  Красным я подчеркнула место расположения нынешнего Южного вокзала
  
  
  
  
  

* * *

  
  Первый вокзал - Восточный - возвели в 1853 году, недалеко от Философской дамбы, где когда-то любил гулять Кант, а ныне - это территория улицы Полоцкой, отданная под оптово-розничные торговые павильоны. Находящиеся там железнодорожные пути упираются в улицу Портовую, то есть доходят до Преголи. ГДЕ это сегодня в Калининграде? Перешли Эстакадный мост в направлении от гостиницы "Калининград" в сторону вокзала. Первой после моста по правую руку будет улица Портовая, а улица Полоцкая идёт следующей.
  
  Вот там до 1929 года находился Восточный вокзал Кёнигсберга. Вокзал, имеющий станционный зал 126 метров в длину и 33 метра в ширину, получил статус Главного городского вокзала и по тем временам считался в Европе самым современным. Центральная платформа и две боковые платформы принимали 4 поезда. Два края платформы находились за пределами станции, что говорило о дальнейшем планах на развитие. С крыльца вокзала, украшенного колоннами, можно было добраться до багажного отделения, билетных касс и отделённых тогда по классам залов ожидания.
  
  В комнатах на верхнем этаже располагались служебные помещения.
  
  
   []
  
  3. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
  Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
   Отсюда
  
  
  
   []
  
  4. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
  Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
   Отсюда
  
  
  
   []
  
  5. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. 1908 год.
  Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
   Отсюда
  
  
  
   []
  
  6. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
  Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
  Фото около 1910 года. Отсюда
  
  
  
   []
  
  7. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. 1908 год.
  Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
   Отсюда
  
  
  
   []
  
  8. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. 1908 год.
  Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
   Отсюда
  
  
  
   []
  
  9. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
  Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
   Отсюда
  
  
  
   []
  
  10. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
  Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
   Отсюда
  
  
  
   []
  
  11. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
  Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
   Отсюда
  
  
  
   []
  
  12. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
  Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
   Отсюда
  
  
  
   []
  
  13. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
  Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
   Отсюда
  
  
  
   []
  
  14. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
  Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
   Отсюда
  
  
  
   []
  
  15. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
  Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
   Отсюда
  
  
  
   []
  
  16. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
  Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
   Отсюда
  
  
  
   []
  
  17. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
  Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
   Отсюда
  
  
  
  

* * *

  
   []
  
  18. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
  Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
   Отсюда
  
  
  
  Из комментариев:
  
  DELETED:
  "... не знала, что и такой был. А сейчас есть? Где он находился или находится?"
  
  Alexander:
  "Елена, находился в районе ул. Полоцкой".
  
  DELETED:
  "Александр, трудно вообразить где именно).
  Улицу Полоцкой представляю, но не представляю где именно там мог располагаться Восточный вокзал...
  А Западный вокзал был?"
  
  Alexander:
  "Елена, примерно где склады,
  Западный и сейчас возле "вагонки".
  
  Igor Jurjevitj:
  "Елена, мост на Вагоностроительной около вокзала не менее легендарный".
  
  DELETED:
  "Это такой железный с двумя будками?"
  
  DELETED:
  "Игорь, там на этом вокзале, как я понимаю, садятся в электрички на Балтийск, так?"
  
  Andrej Sinilnikov:
  "Елена, да".
  
  Andrej Sinilnikov:
  "А район Полоцкой - один из самых контрастных в плане.
  Какой был и какой стал.
  В Кёнигсберге это был безумно красивый и цветущий район.
  А у нас... "Склады на Полоцкой".
  
  Igor Jurjevitj:
  "Елена, а в районе улиц Полоцкой и Эльблонгской было депо с круговым механизмом.
  Не город, а одна история!"
  
  Jelena Kasnauskas:
  "Никто так и не сказал: Западный и Восточный - железнодорожные вокзалы были в Кёнигсберге?"
  
  Igor Jurjevitj:
  "Лена, да, ж/д вокзалы.
  Их в Кёнигсберге было гораздо больше, чем сейчас в Калининграде.
  Западный и сейчас возле "вагонки".
  
  DELETED2:
  "Не забывайте кое что. В настоящее время ветка от вокзала идет параллельно улице Железнодорожной к улице Портовой - там происходит выгрузка контейнеров с жд платформ - и там много путей для отстоя вагонов. Так что все примерно как и у немцев."
  
  Jevgenij Tokar:
  "Если не ошибаюсь, то этот вокзал был снесён немцами, как и крепость Фридрихсбургск, в угоду оптимизации железнодорожного движения в городе. Так же в этот период был построен двухъярусный мост и Южный вокзал".
  
  Отсюда
  
  
  Последний комментатор прав. Вокзал Восточный за ненадобностью действительно разобрали в 1929 году, а женская скульптурная композиция, украшавшая вокзал, была перенесена на здание Дирекции имперских железных дорог на Langgasse 117/121 (Ленинский проспект 111-117). Композиция представляла из себя две сидячие женские фигуры из ракушечника, несущие колесо, левая фигура прежде держала телеграфный шток. По задумке архитектора они должны олицетворять "движение" и "время".
  
  
   []
  
  25. Форштедтише Ланггассе. Дирекция (Управление) имперских железных дорог в Кёнигсберге находилaсь на Langgasse 117/121. До этого - доходный дом, построенный на месте школы, где в 1730-е годы учился Кант. Здание сохранилось до наших дней, сейчас это жилой дом с расположенным внизу магазином "Юко" (Ленинский проспект 111-117). После войны улица была значительно расширена за счёт сноса всех строений с левой стороны
  
  
  
  
   []
  
  26. Может, кому пригодится. Нашла здесь
  
  

  Южный вокзал (старый) - Bahnhof Holländerbaum

  
  
  Как сообщают источники, через 10 лет в Кёнигсберге недалеко от Восточного вокзала появился ещё один. "В 1863 году в Кёнигсберге был построен старый Южный вокзал - с юга от Восточного вокзала на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка)". И по фотографии можно узнать его название.
  
  
   []
  
  27. Местоположение Южного (старого, его сегодня нет) вокзала Кёнигсберга я отметила синим цветом.
  Как видим, Восточный находился рядом. Карту нашла здесь.
  Красным я подчеркнула место расположения нынешнего Южного вокзала
  
  
  
   []
  
  28. Значит, cтарый Южный вокзал назывался Bahnhof Holländerbaum.
  Отсюда
  
  
  
   []
  
  29. Cхема вокзала Holländerbaum c тоннелями для людей и багажа, а также лифтом для багажа.
   Отсюда
  
  
  Здание вокзала - кирпичное, двухэтажное.
  Оно состоит из двух строительных объёмов с двумя ризалитами по бокам. Ризалиты представляют собой выступы на уровне второго этажа (эркеры), опирающиеся на четыре колонны каждый.
  
  Здание было крыто черепичной крышей, над крышей поднималась башенка с часами.
  Слева у вокзального здания имелась пристройка с рестораном и служебными помещениями.
  
  Вход в здание находился между двумя ризалитами, посередине здания.
  Через три двери пассажиры попадали в высокий (в два этажа) кассовый зал.
  Слева от него располагалось два зала ожидания, справа - билетные кассы и выдача багажа.
  
  Также несколько касс располагалось снаружи вокзала, под правым ризалитом, эти кассы использовались в летнее время во время притока пассажиров, отправлявшихся поездом к морю.
  
  Чтобы попасть из кассового зала к перронам, пассажиры должны были пройти через турникеты, спуститься на одиннадцать ступеней, ведущих к тоннелю. Тоннель оканчивался лестницами по семнадцать ступеней, ведущими к перронам.
  
  Станция имела два перрона и четыре железнодорожных пути.
  
  Отсюда
  
  За станцией железная дорога разветвляется, одна ветка вела к Nordbahnhof (Северный вокзал) в центре Кёнигсберга, другая - в Пиллау (ныне Балтийск).
  
  
  
   []
  
  30. Отсюда
  
  
  
   []
  
  31. Отсюда
  
  
  
   []
  
  32. Фото подписано: "Станция Holländerbaum видна за последним вагоном поезда. После Первой мировой войны и отделения Восточной Пруссии от Рейха вся железнодорожная сеть Кенигсберга была модернизирована". Отсюда
  
  
  После войны здание вокзала перестроили в упрощённом виде. Красивая крыша не была восстановлена, с неё исчезла башня с часами. Высокий кассовый зал переделали в двухэтажный. Главный вход закрыли, сегодня вход в здание бывшего вокзала осуществляется через современное здание, пристроенное к нему справа (с северной стороны).
  
  
   []
  
  33. Сегодня в здании кёнигсбергского вокзала Holländerbaum находится администрация калининградской таможни (рядом с двухъярусным мостом). Отсюда
  
  
  
   []
  
  34. Сегодня в здании кёнигсбергского вокзала Holländerbaum находится администрация калининградской таможни
  
  
  
   []
  
  35. Сегодня в здании кёнигсбергского вокзала Holländerbaum находится администрация калининградской таможни (рядом с двухъярусным мостом). Отсюда
  
  

  Из обсуждений на форуме

  
  Сообщение Хаберберг:
  
  "Если посмотреть на карту Кенига от 1883 г., время расцвета Восточного и Южного вокзалов, получается, что сегодняшние ул. Полоцкая и Краснооктябрьская вплоть до этого времени были совсем даже не улицами, а водными артериями".
  
  
  
   []
  
  36.
  
  
   []
  
  37.
  
  
   []
  
  38.
  
  
  
  Сообщение uran238:
  
  "Так обсуждали же уже, что в том месте много каналов было, которые были в последствии засыпаны".
  
  Отсюда
  
  

  Лицентский (Пиллауский) вокзал

  
  
   []
  
  39. Лицентский (Пиллауский) вокзал Кёнигсберга на карте мной помечен зелёным цветом.
  Карту нашла здесь.
  Красным я подчеркнула место расположения нынешнего Южного вокзала
  
  
  
  В Кёнигсберге Лицентский (Lizentbahnhof) или Пиллауский (Pillauer Bahnhof) вокзал находился около нынешнего Музея мирового океана, в весьма любопытном ныне месте, где между современными панельными многоэтажками проходят старые железнодорожные пути.
  
  Вокзал был открыт в 1865 году для обслуживания поездов в Пиллау (ныне Балтийск), отсюда и название.
  Другое название вокзала - Лицентский - связано с тем, что находился он на улице Лицентграбенштрассе (Lizentgrabenstrasse в районе Лаак, примерно соответствует улице Мариупольской между Московским проспектом и набережной Баграмяна) в районе Лаак.
  
  В 1882 году был построен железнодорожный мост через Прегель, который связал Лицентский вокзал с Восточным вокзалом.
  
  В 1895 году Лицентский вокзал стал одним из конечных пунктов первой линии кёнигсбергского электрического трамвая. Эта линия, связавшая вокзал с Новым рынком (Нойермаркт, несколько восточнее нынешнего памятника военным морякам) начала работать 31 мая 1891 года.
  
  В конце двадцатых годов была проведена реконструкция кёнигсбергского железнодорожного узла, в ходе которой Южный и Восточный вокзалы были заменены Главным вокзалом (ныне Калининград-пассажирский), а Кранцевский и Земландский - Северным вокзалом. Между этими двумя вокзалами была построена соединительная железная дорога, проходившая по новому Райхсбанскому мосту (ныне Двухъярусный мост).
  
  Реконструкция была завершена в 1929 году.
  
  После этого Лицентский вокзал стал функционировать только как грузовая станция, утратив функцию пассажирского вокзала.
  
  После Второй мировой войны проходившая через вокзал железнодорожная ветка перестала использоваться и была законсервирована. Эта ветка шла от моста (рядом с Музеем Мирового океана, проходила через дворы домов, расположенных между Московским проспектом и набережной Баграмяна, пересекала Московский проспект и, проходя через Железнодорожные ворота, сливалась с действующими железнодорожными путями.
  
  Отсюда
  
  
  
   []
  
  40. Кёнигсберг. Лицентский (Пиллауский) вокзал.
   Отсюда
  
  
  
   []
  
  41. Кёнигсберг. Лицентский (Пиллауский) вокзал. 1908 год.
   Отсюда
  
  
  
   []
  
  42. Кёнигсберг. Лицентский (Пиллауский) вокзал.
  На заднем плане - Нойроссгартенская кирха. Отсюда
  
  
  
   []
  
  43. Здание правее вокзала - это пакгауз, грузовой терминал.
  После ликвидации вокзала на его месте построили жилой дом для ж/д служащих: Lizentgraben Strаssе, 24
  Отсюда
  
  
  
   []
  
  44. Калининград. Остатки Пиллауского вокзала.
  Отсюда
  
  
  
   []
  
  45. Калининград. Остатки Пиллауского вокзала.
  Отсюда
  
  
  
  

  Продолжение "Южный вокзал на ул. Железнодорожной" идёт следующим.
  
  Нашла очень много фотографий, которые мелькают не часто.
  

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список