|
|
||
Моим любимым принцессам |
Моя подборка архивных данных о Калининграде: - "Хронология основных событий в истории Кёнигсберга и Калининградской области" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0003.shtml - "Старые названия улиц и районов Кёнигсберга / Kалининграда, а также областных поселений" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a0.shtml - "Кёнигсберг. Первые советские переселенцы" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a01.shtml - "Кёнигсберг глазами первых переселенцев" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a1.shtml - "Остров Канта. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009ab.shtml - "Альбертина" в Кёнигсберге - университет им. Канта в Калининграде" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abb.shtml - "Остров Ломзе (Октябрьский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abc.shtml - "Район дворца спорта "Юность". Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd.shtml - "Ленинский проспект. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abd1.shtml - "Ленинский проспект-2. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b01.shtml - "Калининград. Сквер "Мать-Россия". Или злоключения памятника Сталинy" здесь: http://artofwar.ru/s/smolina_a/text_2900-1.shtml - "Площадь Победы и Северный вокзал. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b2.shtml - "Проспект Мира. Часть 1-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/1mira.shtml - "Проспект Мира. Часть 2-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/bbbb.shtml - "Кёнигсберг/ Kалининград. Московский проспект" здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/3ace.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (12.11.2024) - "Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/bostok.shtml - "Главный ж/д вокзал Кёнигсберга (сегодня Южный) до 1945 года и в 1945-м" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central.shtml - "Продолжение: послевоенная история Южного вокзала Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central2.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (06.11.2024) Мои тексты о любимом городе, включая архивный материал: "1. Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml "2. Калининград и янтарь. Песчаные дюны и разрывные течения. Пляжники и морские пехотинцы. Президент и дворец" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg1.shtml "3. Калининград. Как зарождалась"Сельма". Дважды Краснознамённый Балтийский флот" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg5.shtml "4. Калининград. О роботах кондукторе и астрологе" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/xrobot.shtml "5. Калининград, мундиаль-2018" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/zz.shtml "6. O добрiх жiночках, наглых лiтовских ворах и - немного лiчного (Калининград)" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/obukrainskihdobrihzhinochkahnaglyhlitowskihworahi-nemnogolichnogo-1.shtml ---------- поставила 09.12.2024
Вместо предисловия Кёнигсберг по праву считался не только городом мостов, но и городом вокзалов и железной колеи. В расписании на лето 1939 года в Кёнигсберге (Пруссия) обслуживались следующие вокзалы (станции): Центральный вокзал (станция) Северный вокзал (станция) Шарлоттенбург Холландербаум Юдиттен Марэнехоф Понарт Ратсхоф Ротенштейн Отсюда При послевоенной реконструкции городских улиц металлические рельсы были найдены даже возле рынка напротив Дома Техники: 1. Отсюда "Попалась на глаза эта фотография и вспомнил сразу про "поворотный круг" из темы обсуждений про узкоколейку. На фотографии "поворотный круг" хорошо виден. От него идёт путь прямо в ворота Дома Техники. Слева под неправильным углом (скос на ограде) к нему подходит колея нормальной ширины. Она хорошо видна на известной фотографии, где штурмовики маршируют на фоне Дома Техники. Из детских воспоминаний я хорошо помню этот путь, пересекающий трамвайные пути, но дальше его направление терялось." Отсюда
Восточный вокзал - Ostbahnhof В Кёнигсберге насчитывалось более десятка вокзалов и предисловием к тексту об Южном вокзале, которым сегодня пользуются калининградцы и гости города, я хотела коротко рассказать о первом городском вокзале - Восточном. Однако я не знала, что рядом с Восточным вокзалом находился и старый Южный. "В 1863 году в Кёнигсберге был построен старый Южный вокзал - с юга от Восточного вокзала на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка)". Пришлось вникать в тему. Из комментариев на форуме: "Уже видел такую фотографию. Под ней было написано что это Восточный и Южный вокзалы в районе нынешней базы на Полоцкой. И базу и район этот хорошо знаю, но сориентироваться как и что к чему - не получается. У двух складов старых имеются рампы, значит, к ним подавали вагоны? А, может быть, раньше это были и не склады?" "Совершенно верно! Склады на Полоцкой это и есть остатки двух железнодорожных вокзалов Кёнигсберга - Южного и Восточного. Поезд из Берлина прибывал именно сюда с юга. И сегодня можно увидеть пути идущие под мостом на ул. Железнодорожной. Далее поезд шел на Пиллау через небольшой мост (ныне разведен) и налево. Рельсы так же сохранились. Сегодня на том месте возле двухъярусного моста находится Управление Таможни. Вокзалы были упразднены к началу 20 века. Вместо них был построен новый - Гаупбаннхофф / нынешний Южный Вокзал". 2. Местоположение Восточного вокзала Кёнигсберга я отметила жёлтым цветом. Как видим, Южный (старый, его сегодня нет) находился рядом. Карту нашла здесь. Красным я подчеркнула место расположения нынешнего Южного вокзала
* * * Первый вокзал - Восточный - возвели в 1853 году, недалеко от Философской дамбы, где когда-то любил гулять Кант, а ныне - это территория улицы Полоцкой, отданная под оптово-розничные торговые павильоны. Находящиеся там железнодорожные пути упираются в улицу Портовую, то есть доходят до Преголи. ГДЕ это сегодня в Калининграде? Перешли Эстакадный мост в направлении от гостиницы "Калининград" в сторону вокзала. Первой после моста по правую руку будет улица Портовая, а улица Полоцкая идёт следующей. Вот там до 1929 года находился Восточный вокзал Кёнигсберга. Вокзал, имеющий станционный зал 126 метров в длину и 33 метра в ширину, получил статус Главного городского вокзала и по тем временам считался в Европе самым современным. Центральная платформа и две боковые платформы принимали 4 поезда. Два края платформы находились за пределами станции, что говорило о дальнейшем планах на развитие. С крыльца вокзала, украшенного колоннами, можно было добраться до багажного отделения, билетных касс и отделённых тогда по классам залов ожидания. В комнатах на верхнем этаже располагались служебные помещения. 3. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 4. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 5. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. 1908 год. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 6. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Фото около 1910 года. Отсюда 7. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. 1908 год. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 8. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. 1908 год. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 9. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 10. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 11. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 12. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 13. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 14. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 15. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 16. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 17. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда
* * * 18. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда Из комментариев: DELETED: "... не знала, что и такой был. А сейчас есть? Где он находился или находится?" Alexander: "Елена, находился в районе ул. Полоцкой". DELETED: "Александр, трудно вообразить где именно). Улицу Полоцкой представляю, но не представляю где именно там мог располагаться Восточный вокзал... А Западный вокзал был?" Alexander: "Елена, примерно где склады, Западный и сейчас возле "вагонки". Igor Jurjevitj: "Елена, мост на Вагоностроительной около вокзала не менее легендарный". DELETED: "Это такой железный с двумя будками?" DELETED: "Игорь, там на этом вокзале, как я понимаю, садятся в электрички на Балтийск, так?" Andrej Sinilnikov: "Елена, да". Andrej Sinilnikov: "А район Полоцкой - один из самых контрастных в плане. Какой был и какой стал. В Кёнигсберге это был безумно красивый и цветущий район. А у нас... "Склады на Полоцкой". Igor Jurjevitj: "Елена, а в районе улиц Полоцкой и Эльблонгской было депо с круговым механизмом. Не город, а одна история!" Jelena Kasnauskas: "Никто так и не сказал: Западный и Восточный - железнодорожные вокзалы были в Кёнигсберге?" Igor Jurjevitj: "Лена, да, ж/д вокзалы. Их в Кёнигсберге было гораздо больше, чем сейчас в Калининграде. Западный и сейчас возле "вагонки". DELETED2: "Не забывайте кое что. В настоящее время ветка от вокзала идет параллельно улице Железнодорожной к улице Портовой - там происходит выгрузка контейнеров с жд платформ - и там много путей для отстоя вагонов. Так что все примерно как и у немцев." Jevgenij Tokar: "Если не ошибаюсь, то этот вокзал был снесён немцами, как и крепость Фридрихсбургск, в угоду оптимизации железнодорожного движения в городе. Так же в этот период был построен двухъярусный мост и Южный вокзал". Отсюда Последний комментатор прав. Вокзал Восточный за ненадобностью действительно разобрали в 1929 году, а женская скульптурная композиция, украшавшая вокзал, была перенесена на здание Дирекции имперских железных дорог на Langgasse 117/121 (Ленинский проспект 111-117). Композиция представляла из себя две сидячие женские фигуры из ракушечника, несущие колесо, левая фигура прежде держала телеграфный шток. По задумке архитектора они должны олицетворять "движение" и "время". 25. Форштедтише Ланггассе. Дирекция (Управление) имперских железных дорог в Кёнигсберге находилaсь на Langgasse 117/121. До этого - доходный дом, построенный на месте школы, где в 1730-е годы учился Кант. Здание сохранилось до наших дней, сейчас это жилой дом с расположенным внизу магазином "Юко" (Ленинский проспект 111-117). После войны улица была значительно расширена за счёт сноса всех строений с левой стороны 26. Может, кому пригодится. Нашла здесь
Южный вокзал (старый) - Bahnhof Holländerbaum Как сообщают источники, через 10 лет в Кёнигсберге недалеко от Восточного вокзала появился ещё один. "В 1863 году в Кёнигсберге был построен старый Южный вокзал - с юга от Восточного вокзала на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка)". И по фотографии можно узнать его название. 27. Местоположение Южного (старого, его сегодня нет) вокзала Кёнигсберга я отметила синим цветом. Как видим, Восточный находился рядом. Карту нашла здесь. Красным я подчеркнула место расположения нынешнего Южного вокзала 28. Значит, cтарый Южный вокзал назывался Bahnhof Holländerbaum. Отсюда 29. Cхема вокзала Holländerbaum c тоннелями для людей и багажа, а также лифтом для багажа. Отсюда Здание вокзала - кирпичное, двухэтажное. Оно состоит из двух строительных объёмов с двумя ризалитами по бокам. Ризалиты представляют собой выступы на уровне второго этажа (эркеры), опирающиеся на четыре колонны каждый. Здание было крыто черепичной крышей, над крышей поднималась башенка с часами. Слева у вокзального здания имелась пристройка с рестораном и служебными помещениями. Вход в здание находился между двумя ризалитами, посередине здания. Через три двери пассажиры попадали в высокий (в два этажа) кассовый зал. Слева от него располагалось два зала ожидания, справа - билетные кассы и выдача багажа. Также несколько касс располагалось снаружи вокзала, под правым ризалитом, эти кассы использовались в летнее время во время притока пассажиров, отправлявшихся поездом к морю. Чтобы попасть из кассового зала к перронам, пассажиры должны были пройти через турникеты, спуститься на одиннадцать ступеней, ведущих к тоннелю. Тоннель оканчивался лестницами по семнадцать ступеней, ведущими к перронам. Станция имела два перрона и четыре железнодорожных пути. Отсюда За станцией железная дорога разветвляется, одна ветка вела к Nordbahnhof (Северный вокзал) в центре Кёнигсберга, другая - в Пиллау (ныне Балтийск). 30. Отсюда 31. Отсюда 32. Фото подписано: "Станция Holländerbaum видна за последним вагоном поезда. После Первой мировой войны и отделения Восточной Пруссии от Рейха вся железнодорожная сеть Кенигсберга была модернизирована". Отсюда После войны здание вокзала перестроили в упрощённом виде. Красивая крыша не была восстановлена, с неё исчезла башня с часами. Высокий кассовый зал переделали в двухэтажный. Главный вход закрыли, сегодня вход в здание бывшего вокзала осуществляется через современное здание, пристроенное к нему справа (с северной стороны). 33. Сегодня в здании кёнигсбергского вокзала Holländerbaum находится администрация калининградской таможни (рядом с двухъярусным мостом). Отсюда 34. Сегодня в здании кёнигсбергского вокзала Holländerbaum находится администрация калининградской таможни 35. Сегодня в здании кёнигсбергского вокзала Holländerbaum находится администрация калининградской таможни (рядом с двухъярусным мостом). Отсюда
Из обсуждений на форуме Сообщение Хаберберг: "Если посмотреть на карту Кенига от 1883 г., время расцвета Восточного и Южного вокзалов, получается, что сегодняшние ул. Полоцкая и Краснооктябрьская вплоть до этого времени были совсем даже не улицами, а водными артериями". 36. 37. 38. Сообщение uran238: "Так обсуждали же уже, что в том месте много каналов было, которые были в последствии засыпаны". Отсюда
Лицентский (Пиллауский) вокзал 39. Лицентский (Пиллауский) вокзал Кёнигсберга на карте мной помечен зелёным цветом. Карту нашла здесь. Красным я подчеркнула место расположения нынешнего Южного вокзала В Кёнигсберге Лицентский (Lizentbahnhof) или Пиллауский (Pillauer Bahnhof) вокзал находился около нынешнего Музея мирового океана, в весьма любопытном ныне месте, где между современными панельными многоэтажками проходят старые железнодорожные пути. Вокзал был открыт в 1865 году для обслуживания поездов в Пиллау (ныне Балтийск), отсюда и название. Другое название вокзала - Лицентский - связано с тем, что находился он на улице Лицентграбенштрассе (Lizentgrabenstrasse в районе Лаак, примерно соответствует улице Мариупольской между Московским проспектом и набережной Баграмяна) в районе Лаак. В 1882 году был построен железнодорожный мост через Прегель, который связал Лицентский вокзал с Восточным вокзалом. В 1895 году Лицентский вокзал стал одним из конечных пунктов первой линии кёнигсбергского электрического трамвая. Эта линия, связавшая вокзал с Новым рынком (Нойермаркт, несколько восточнее нынешнего памятника военным морякам) начала работать 31 мая 1891 года. В конце двадцатых годов была проведена реконструкция кёнигсбергского железнодорожного узла, в ходе которой Южный и Восточный вокзалы были заменены Главным вокзалом (ныне Калининград-пассажирский), а Кранцевский и Земландский - Северным вокзалом. Между этими двумя вокзалами была построена соединительная железная дорога, проходившая по новому Райхсбанскому мосту (ныне Двухъярусный мост). Реконструкция была завершена в 1929 году. После этого Лицентский вокзал стал функционировать только как грузовая станция, утратив функцию пассажирского вокзала. После Второй мировой войны проходившая через вокзал железнодорожная ветка перестала использоваться и была законсервирована. Эта ветка шла от моста (рядом с Музеем Мирового океана, проходила через дворы домов, расположенных между Московским проспектом и набережной Баграмяна, пересекала Московский проспект и, проходя через Железнодорожные ворота, сливалась с действующими железнодорожными путями. Отсюда