Смолина Алла Николаевна : другие произведения.

Буера в обороне Ленинграда

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Вместо предисловия
  
  Я уже рассказывала, что какой-то период участвовала в проекте по сбору воспоминаний советских ветеранов Второй мировой войны, волею судьбы занесённых в Швецию, а после на своей странице создала отдельный раздел. Там внесены не все советские "шведские" ветераны, а лишь те, с кем контактировала я.
  
  При этом, как выяснилось, большинство ветеранов, проживающих в Швеции, оказались ленинградцами, живыми свидетелями блокады, а отсюда обилие блокадного материала, включая отдельные для меня открытия, как, например, существование "Дороги Победы". Если и слышала о ней ранее, то наверняка она у меня ассоциировалась с "Дорогой жизни". А это, получается, абсолютно разные темы. О чём прочла в воспоминаниях Владимира Ивановича Автономова.
  
  После, казалось, по теме блокадного Ленинграда уж точно не будет никаких открытий. Ан нет. Случайно наткнулась в Твиттере:
  
  
   []
  
  Как видим, и здесь человек не упоминает "Дороги Победы".
  Xотя открывает другую интересную тему -- о военных буерах
  
  
  Буер (голл. boeier) - кабина (или платформа), установленная на коньках или колёсах, передвигающаяся по льду или суше с ровным рельефом при помощи парусов и применяемая для спортивных и туристических целей.
  Первые Б. (парусная шлюпка на полозьях) появились в России в VIII веке; затем шлюпку заменила треугольная рама. Такие Б. северные поморы и рыбаки Онежского озера применяли для промысловых целей.
  Первые спортивные гонки на Б. в России состоялись в 1890 году в петербургском речном яхт-клубе. Несколько ранее получил признание буерный спорт в США, где первый спорт. Б. был построен в 1790 году, а в 1856 году организован буерный клуб.
  В 1875-м впервые учреждён международный приз в гонках, разработаны правила соревнований и определены классы Б.
  С начала ХХ века буерный спорт стал пользоваться большой популярностью в Прибалтике — в Хаапсалу (Эстония) буерные гонки проводятся с 1904 года
  В 1931-м создан Европейский буерный союз (ЕЕУ).
  В СССР в 1946-м в Риге проведено первое всесоюзное соревнование, а с 1947 годa чемпионаты СССР проводятся регулярно.
  В современном спорте Б. к корпусу (кабина или платформа для размещения членов экипажа) крепятся рулевой конёк (колесо), соединённый с румпелем или штурвалом, и поперечный брус с двумя боковыми коньками (колёсами) по концам, что обеспечивает необходимую yстойчивость и хорошую управляемость. На корпус устанавливается мачта с парусом. Б. на коньках обычно развивает скорость от 60 до 80 км/час.
  Во время Великой Отечественной войны буера использовались как средство разведки, связи и транспорта, в частности, при поддержании связи с осажденным Ленинградом по "Дороге жизни" через Ладожское озеро. (Коровельский Д. Н., Буерный спорт, М., 1969)
  
  
   []
  
  
   []
  
  
  Заинтересовало. Пришлось искать материал. Для меня Ленинград - это не географическая точка на карте, а - родная сторона фамильной линии по маме, отсюда возможное участие родственников в тех или иных событиях.
  
  
  
  
  Буера в обороне Ленинграда
  
  
  Из воспоминаний адмирала Ю.А. ПАНТЕЛЕЕВА, бывшего начальника штаба Краснознамёного Балтийского флота, принимавшего непосредственное участие в прокладке ледовой трассы для буеров по Ладожскому озеру:
  
  "Осень сорок первого года. Все железные дороги под Ленинградом перерезаны, и доставлять продовольствие в блокированный фашистами город можно только через Ладожское озеро. Ладога замерзала быстро, и уже в первой половине ноября встал вопрос о прокладке ледовой трассы. Прежде всего требовались точные данные о толщине льда.
  
  По приказанию командующего флотом я выехал в район маяка Осиновец и здесь встретился с Е.П. Чуровым. Ему, тогда еще молодому лейтенанту-гидрографу, поручалось проведение предварительной разведки всей намечаемой трассы через озеро. Е.П. Чуров, ныне доктор технических наук, любил и знал паруса и отчётливо представлял возможности буера на Ладоге. Это был очень скромный, хорошо знающий своё дело гидрограф. Под стать ему были и помощники — лейтенанты В.И. Дмитриев и С.В. Дуев, старший лейтенант В.С. Купрюхин и старший матрос Королев. Они блестяще выполнили задачу и прошли на лыжах от Осиновца до Кобоны на южном берегу озера. Местами лёд колебался под ногами разведчиков, как мёртвая зыбь в море, толщина его не превышала 10 сантиметров. Разведка была проведена отлично, и сразу же началась разметка всей трассы ацетиленовыми фонарями и мигалками.
  
  На базе нынешнего яхт-клуба "Труд" был сформирован специальный отряд из спортсменов и молодых матросов, знакомых с парусом. Отряду передали 19 буеров как гоночного типа для разведки, так и более тяжёлых, бравших на себя до 10 человек или соответствующее количество грузов. Командование отрядом поручили опытному яхтсмену, капитан-лейтенанту запаса И.И. Сметанину, комиссаром назначили буериста А.А. Шокина, а старшиною команды — М.А. Михайлова. Отряд разместился на западном берегу в деревне Кокорево. Подчинён он был начальнику ледовой дороги капитану 2 ранга Нефедову.
  
  Военным Советом Ленфронта 19 ноября было принято решение организовать через озеро автомобильную дорогу, и буера немедленно приступили к патрулированию трассы. Её протяжённость составляла 35 км. Пролегала она в 16 км от линии фронта и находилась под постоянным артиллерийским огнём фашистов, не говоря об их авиации, днём и ночью пытавшейся нарушить всякое движение по дороге.
  
  Вспоминается такой случай. В первых числах декабря из Кобоны в Осиновец вышел санный обоз с мукой для Ленинграда. Морозы стояли лютые. Лошади выбивались из сил, скользили, падали и многие не могли уже подняться. Для охраны были высланы буера. Они несли на себе небольшие команды, вооружённые автоматами и ручными пулеметами. Фашисты, обнаружив своей воздушной разведкой движение обоза, немедленно открыли артиллерийский огонь. Взрывы взламывали лёд, оставляя большие промоины. Эти промоины быстро заметало снегом и обнаружить их было очень трудно. Буера шли впереди, часто проваливаясь в ледяную воду, и предупреждали обоз об опасности.
  
  В результате обстрела, а затем и бомбежки часть лошадей пала. На льду оставались десятки мешков с мукой. Буеристы хорошо знали, что значит каждый такой мешок для голодающего Ленинграда. Командир отряда Сметанин немедленно выслал на озеро все свои 19 буеров для спасения продовольствия. Мешки уже начали примерзать ко льду, но буеристы сумели спасти весь груз и доставить его в осаждённый город.
  
  Лёд крепчал, становился толще. При первой же возможности на трассу вышли грузовые машины с продовольствием. Фашисты артобстрелом пытались прервать эти перевозки, их самолёты гонялись буквально за каждым грузовиком. Пытались фашистские стервятники бомбить и буера, поняв, какую важную роль играют они в разведке льда, но большая скорость (иногда до ста километров в час) и малая заметность с воздуха делали буер неуязвимым.
  
  Автомобильные перевозки требовали много топлива, а беспрерывные обстрелы и бомбёжки дороги часто срывали его доставку. Как-то на западном берегу скопились машины без топлива, его срочно надо было переправить с южного берега. Начальник ледовой дороги Нефедов поручил выполнение этого задания мастеру своего дела, энергичному командиру отделения буеров Е.И. Лодкину, ныне инженер-полковнику флота, и командирам буеров опытным спортсменам М.А. Михайлову, К.И. Александрову и В.К. Кочегину. Шел с ними и командир отряда И.И. Сметанин на своем гоночном буере. Команды понимали срочность задания. Придя в Кобону, буеристы приняли по две бочки бензина на каждый буер и, хорошо их укрепив, вышли на озеро.
  
  "Шли ночью в лавировку, — писал И.И. Сметанин. — Тяжел был этот путь. Фашисты методически обстреливали дорогу, а обнаруживать ночью майны, даже при луне, было значительно тяжелее, чем днем. Буера часто с полного хода влетали в ледяную воду".
  
  Вытаскивать буера с бочками из майн было очень тяжело, кромки льда крошились, люди вновь проваливались в воду (а мороз стоял около 30®), одежда покрылась ледяной коркой, но отряд упорно продвигался вперёд и к утру подошел к западному берегу.
  
  Вспоминая прошлое, буеристы рассказывают, что у многих из них особо сильное впечатление осталось от перевозки на Большую землю больных и обессиленных ленинградцев. Были случаи гибели машин подо льдом, и слухи об этом распространялись среди нуждающихся в эвакуации. И вот, перейдя на буере через Ладогу за каких-нибудь 20--25 минут, люди не верили этому, просили не покидать их и идти дальше, сомневаясь в том, что они уже на Большой земле. Многие женщины плакали, убежденные в том, что их хотят оставить на льду, а через десять минут, оказавшись в теплой избе, обнимали и горячо благодарили наших буеристов. На переходах ни один буер не стал жертвою фашистских налётов и не попал в майну.
  
  Писатель Александр Кикнадзе в своей книге "Тот длинный тайм" (Москва, 1969 г., стр. 45) писал: "С большим уважением смотрел я на буеристов. Двадцать пять дней, проведённых на Ладоге, убедили меня в том, что это не только большие мастера своего дела, но и люди храбрости необыкновенной".
  
  Упрямо, героически шли машины через озеро и днём, и ночью. Буера охраняли их путь, предупреждали о вновь появившихся майнах. Буеристы В. Храмцов, М. Антонов, В. Петряков и Ю. Глушков спасли не один десяток людей с грузовых машин, застрявших в майнах.
  
  Когда начались снегопады и буера не могли больше выходить на озеро, весь отряд немедленно стал на лыжи, продолжая нести в пургу и морозы охрану "Дороги жизни", оказывая помощь застрявшим в майнах машинам и спасая людей.
  
  Буеристы вписали славную страницу в героическую летопись "Дороги жизни". Хотелось бы, чтобы в Военно-морском музее или в его филиале в районе маяка Осиновец на видном месте стоял буер под парусами, как дань нашего уважения ратному подвигу ленинградских яхтсменов".
  
  Отсюда
  
  Следующие два фото журнальных страниц не читайте. Вот это что сверху - и есть их перепечатка. А фото поставила как память о статье.
  
  
   []
   []
  
  1974 год. Журнал "Катера и яхты" N 47
  
  
  
  
¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤
  
  
  
  О буерах применительно к развитию армии и флота вспомнили только в 1930-х годах. Идея напрашивалась сама собой, к тому же, многие офицеры Балтфлота занимались буерным спортом. Затем на зимних учениях Балтийского флота несколько буеров попробовали использовать для связи и ледовой разведки. Они показали себя хорошо, но военные отнеслись к новшеству с осторожностью. Полная зависимость от ветра и короткий период использования (только зимний) делала буеры менее привлекательными. Привычные аэросани, модели которых активно разрабатывались в то время, выглядели более надёжными.
  
  Поэтому до конца 1930-х годов буеры привлекались к выполнению учебно-боевых задач в основном "по блату". Но, как правило, их активно применяли только те, кто занимался буерным спортом и представлял себе возможности наиболее эффективного использования этого транспорта. Были и попытки ввести буера в войска на постоянной основе. Известно, что в марте 1937 года моряки Балтийского флота провели 1000-километровый поход на буерах по льду Онежского озера.
  
  Впоследствии эта практика весьма пригодилась в финской компании. Зимой 1939-1940 годов акваторию Финского залива сковало льдом от Ленинграда почти до Хельсинки, что создало прекрасные возможности использования буеров для проведения разведывательно-диверсионных и контрдиверсионных операций. В штабе Балтфлота был сформирован буерный разведотряд
  
  Реальная эффективность буеров поразила военное командование. Оказалась, что огромная акватория легко контролируется двумя-тремя буерными дозорами и при этом решаем ряд взаимосвязанных задач. Во-первых, с берегового охранения можно было снять целые батальоны, заменив их мобильными контрдиверсионными группами, перебрасываемыми буерами. Отпала нужда в ведении воздушной разведки, кроме того экономилось всегда нужное во время войны горючее. Буер оказался идеальной машиной для скрытного подхода и выброски десантирования собственных разведывательно-диверсионных групп на берег противника. Боевое охранение финнов, как правило, действовало на аэросанях. На тот момент и советские и финские модели боевых "моторных саней" уступали буерам в скорости, хотя при непосредственном боевом соприкосновении буер ничего не мог противопоставить легкобронированным и вооружённым пулемётом аэросаням. Но подобных задач перед экипажами буеров никто и не ставил.
  
  Финский опыт был использован во время блокады Ленинграда. В начале зимы 1941 года сформировали два буерных отряда по 100 человек в каждом. Один отряд имел на вооружении 19 буеров, второй - 16. Команды состояли из ленинградских спортсменов, в числе их были известные яхтсмены старший лейтенант И.П. Матвеев (позже заслуженный мастер спорта), младший лейтенант Б.П. Дмитриев, старшина 1-й статьи Н.Е. Астратов.
  
  Боевой экипаж состоял из пулемётного расчёта и рулевого, обладающего опытом вождения яхты. Буера в основном были тяжёлого русского типа, построенные по чертежам конструктора Н.Ю. Людевига (умер от голода в блокадном Ленинграде в 1942 году.) Каждый из буеров нёс паруса площадью до шестидесяти квадратных метров. На решетчатой платформе размещались шесть -- десять автоматчиков. Вместо десанта можно было брать пять-шесть мешков муки (400 -- 600 кг). При хорошем ветре буер успевал за день сделать от четырёх до шести рейсов (3500 кг муки, а это 7 000 буханок хлеба или 28 000 накормленных по блокадным нормам людей).
  
  * * *
  
  Особый буерный отряд работал на Ладоге, на "Дороге жизни". В первый год блокады активно разрабатывались планы организации снабжения города. Так был построен подводный топливный трубопровод, по которому в город ежедневно перекачивалось 450 тонн горючего. Возникали самые различные, даже экзотические и заведомо невыполнимые решения. В частности, профессор Н. Бутников предложил Исполкому Ленинградского совета использовать троллейбусы. "Не исключена, - писал он, - возможность устройства троллейбусной линии, питаемой током от Волховской гидростанции через трансформатор, для чего можно использовать все городские вагоны троллейбусов, сняв диваны. Столбы для проводов легко вморозить в лед".
  
  Коллектив Ленинградского отделения Научного инженерно-технического общества машиностроителей (ЛОНИТОМАШ) предложил использовать буеры для перевозки грузов и людей по Ладоге. В докладной записке говорилось, что инженерами общества разработана конструкция грузового буера грузоподъемностью 0,75-1т с крейсерской скоростью 40-50 км в час. Предлагалось создать флотилию из 300 буеров, что по расчетам специалистов смогла бы ежедневно доставлять в блокадный город 900-1 200 т грузов и переправлять через озеро 8 400 человек. "Буерная флотилия указанных размеров, - говорилось в записке, - заменит не менее 600-700 машин ГАЗ-АА, не требуя для перевозки бензина".
  
  Однако, хотя буеры не зависели от бензина, зато зависели от силы ветра. Потому и не стали использоать большие грузовые буеры. Попытки использовать их на конной тяге были половинчатым решением.
  
  Зато маленькие парусные буеры способны идти под любым ветром, использовались в военных и вспомогательных целях. В специальный буерный отряд вошли 75 моряков-спортсменов во главе с известным яхтсменом лейтенантом И.И. Сметаниным. В их распоряжении было 19 ледовых яхт.
  
  Буера постепенно осваивали и акваторию Ладожского озера. Контр-адмирал Ю. А. Пантелеев (сам спортсмен-буерист, чьи журнальные воспоминания находятся выше) получил приказ выявить среди военных моряков опытных яхтсменов-буеристов, переправить на озеро все имеющиеся в Ленинграде буера и использовать их для парализации разведывательных групп фашистов.
  
  Более того, для защиты ледовой "Дороги жизни" пришлось создавать отдельный фронт. Ни на каких картах он не значился, однако после того, как дозоры обнаружили повышенную активность небольших немецких групп на озере, стало понятно, что Дорога требует усиленного внимания. Для её защиты привлекли около 37 000 бойцов и командиров.
  
  Однако держать подразделения под постоянным обстрелом на голом льду - где ни спрятаться, ни окопаться - было элементарным убийством тысяч людей. "Снова вспомнили о наших ледовых яхтах, - пишет в своих воспоминаниях Ю.А. Пантелеев. - Отряд из 18 буеров входил в состав ОВРа базы, другой отряд в составе 19 буеров - в состав корпуса ПВО. Команды буеров, как я уже говорил, состояли из ленинградских спортсменов, в числе их были известные яхтсмены старший лейтенант И.П. Матвеев (ныне заслуженный мастер спорта), младший лейтенант Б.П. Дмитриев, старшина 1-й статьи Н.Е. Астратов. На буерах стояли ручные пулеметы, но главное достоинство было в скорости, делавшей их малоуязвимыми для противника. В начале зимы лёд походил на зеркало, буера сразу же начали проводить разведку района Морского канала и всего "ледового фронта". Они же поддерживали связь с четырьмя баржами ПВО, вмерзшими в лед Невской губы".
  
  ...Диверсионная группа немцев была обнаружена уже в ходе первого ледового поиска. Обстреляв противника из пулеметов, ледовый дозор тут же унесся прочь, а через несколько минут ошеломлённых немцев накрыла артиллерия. В войне буеристов с немецкими корректировщиками огня и диверсантами, которая продолжалась почти всё время работы ледовой дороги, победа осталась за нашими. Боестолкновения происходили каждый день, обстановка была крайне напряжённой, доходило до рукопашных схваток. Дозоры должны были контролировать обстановку постоянно. Когда ухудшалась видимость и выпадал снег, коньки меняли на лыжи и работа продолжалась.
  
  ...Самой яркой боевой операций буеристов называют разминирование Морского канала, связывающего Ленинград с Кронштадтом. Немецкие лыжные группы заминировали канал. Советское военное командование минированию не мешало. После ухода немцев на трассу вышли буера с глубинными бомбами малой мощности. Они обходили проделанные немцами лунки, сапёр бросал под лёд "глубинку" и буер стремительно уходил. "Глубинка" детонировала заложенные немцами бомбы. Фарватер был очищен практически полностью и хотя несколько подрывов впоследствии всё же произошло, все суда остались на плаву.
  
  
   []
  
  Спортсмен, лейтенант С.С. Гаскевич во время дозорной службы на буере на льду Финского залива.
  Вооружён пистолетом-пулемётом ППД
  
  
  
  Отсюда
  Отсюда
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"