Смолина Алла Николаевна: другие произведения.

Можем повторить? Автопром С C C P - аналоги Запада

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa

  
  
  
  
  
  
  
  
  
   []
  
  
  
  
  
  
  Здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/81.shtml
  "Можем повторить? С С С Р. Плагиат даже Mосковский Кремль"
  
  
  Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo1.shtml
  "Можем повторить? Автопром СCCP - аналоги Запада"
  
  
   Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo2.shtml
  "Можем повторить? СССР. Атомная бомба. Военная техника. Космос. Буровые платформы. Аналоги Запада"
  
  
   Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo3.shtml
  "Можем повторить? СССР. Электроника. Фотоаппараты. Бытовая техника. Аналоги Запада"
  
  
   Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo3a.shtml
  "Можем повторить? СССР. Игровые автоматы - аналоги Запада"
  
  
   Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo4.shtml
  "Можем повторить? СССР. Детская электроника. Настольные игры. Аналоги Запада"
  
  
   Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo5.shtml
  "Можем повторить? CCCP. Детские игрушки - аналоги Запада"
  
  
   Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/pt.shtml
  "Можем повторить? CCCP. Детские книжки - аналоги Запада"
  
  
  Здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/pt1.shtml
  "Можем повторить? СССР. Художественные фильмы - аналоги Запада"
  
  
  Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/pt9.shtml
  "Можем повторить? CCCP. Продуктовые аналоги Запада (ч. 1)"
  
  
  Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/sw7.shtml
  "Можем повторить? CCCP. Продуктовые аналоги Запада (ч. 2)"
  
  
  Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/text_0041ashtml.shtml
  "Можем повторить? CCCP. Продуктовые аналоги Запада (ч. 3)"
  
  
  Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/z1.shtml
  "Можем повторить? CCCP. Музыкальные произведения - аналоги Запада"
  
  
  
  
  
  
Москва. 13 апреля 2018. INTERFAX.RU - Россия сможет производить товары без разрешения правообладателей в США и в поддерживающих их странах.
  
  Такая норма содержится во внесенном в Госдуму законопроекте, который предусматривает ответные меры на американские санкции.
  
  К мерам воздействия на США и поддерживающие их в антироссийских действиях страны предлагается отнести "исчерпание исключительного права на товарные знаки в отношении товаров по перечню, определенному правительством РФ, правообладателями которых являются граждане США и иных иностранных государств, организации, находящиеся под юрисдикцией США и иных иностранных государств, а также организации, в капитале которых прямо или косвенно, в том числе, через третьих лиц (преобладающее участие более 25% в капитале) участвуют организации, находящиеся под юрисдикцией США и иных иностранных государств".
  
  Первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов пояснил "Интерфаксу", что речь идет о том, что эта норма фактически означает, что "мы сможем сами производить ту продукцию, если мы обладаем технологией, без разрешения правообладателя".
  
  "То есть мы бьем под дых американцам, поскольку все успехи и, прежде всего, доминирование англо-саксонского, западного мира обеспечивается именно правом интеллектуальной собственности, и мы наносим удар по этому праву", - сказал Емельянов.   
  
 
  Накажем Запад: будем красть у них технологии и товарные знаки?
  Но такое уже былo!
  
  Разве это не вредительство???
  
  Ведь прогресс непрерывно ускоряется. И если в каменном веке за несколько столетий не менялось вообще ничего, то сейчас каждый год происходят колоссальные сдвиги в технологиях. Потратить пару лет на копирование означает получить в результате безнадёжно устаревшее и практически бесполезное устройство...
  
  
  
  
  

А В Т О П Р О М

  Копирование иностранных автомобилей началось с самых первых советских легковых автомобилей, производимых по лицензии Ford. Со временем копирование происходило чаще всего без разрешения западных автозаводов. Говоря простым языком, СССР занимался воровством и плагиатом.
  
  Научно-исследовательский автомобильный институт СССР закупал на Западе сразу несколько передовых моделей «для изучения» и через несколько лет с конвейеров сходил советский аналог. Правда, часто к тому времени западный прототип уже был снят с производства, а советская копия, выпускаемая не одно десятилетие, для Запада считалась уже устаревшей.
  
  
   []
  29.01.1932 года с конвейера Нижегородского (позже Горьковского) автозавода, сошёл первый грузовой автомобиль НАЗ-АА (с октября 1932 года - ГАЗ-АА) - легендарная "Полуторка", в девичестве американский "Ford Model AA"
  
  
  

  ГАЗ А (1932)

  Первый массовый легковой автомобиль СССР позаимствовал у американского автопрома. ГАЗ-А — лицензионная копия американского Ford-A. СССР купил у американской фирмы оборудование и документы на производство в 1929 году, а через два года выпуск Ford-A прекратили. Ещё через год, в 1932 году, выпустили первые автомобили ГАЗ-А.
  
  Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, они уже изначально несколько отличались от американских прототипов:
  
   []
  ГАЗ-А (1932 год) — Ford-A (1927 год)
  
  
   []
  
  Но после 1936 года в Москве и Ленинграде эксплуатация устаревшего ГАЗ-А была запрещена. Малочисленным автовладельцам предписывалось сдать ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М1.
  
  

  ГАЗ-М-1 «Эмка» (1936-1943)

  ГАЗ-М1, в свою очередь, конструировали по образцам Ford Model B (Model 40A) 1934 года, документация по которому была передана ГАЗу американской стороной по условиям договора:
  
   []
  ГАЗ-М1 (1936 год) — Ford Model B (Model 40A) (1934 год)
  
  
   []
  
  В ходе адаптации модели к отечественным условиям эксплуатации автомобиль был в значительной степени перепроектирован советскими специалистами. Эмка по отдельным позициям превзошла более позднюю продукцию «Форда».
  
  

  КИМ-10 (1940-1941)

  Первым советским серийным малолитражным автомобилем должен был стать КИМ-10, за основу которого при разработке взяли британский Ford Prefect:
  
   []
  КИМ-10 (1940 год) — Ford Prefect (1938 год)
  
  
   []
  
  В США изготовили штампы и разработали чертежи кузова по моделям советского художника-конструктора. В 1940 году завод начал производство этой модели. КИМ-10 должен был стать первым по-настоящему «народным» советским автомобилем, однако воплощению в жизнь амбициозного плана руководства страны по обеспечению большинства граждан личными машинами помешала Великая Отечественная войнa.
  
  
  
  

  Л1 «Красный путиловец» (1933) и ЗИС-101 (1936-1941)

  Следующий советский экспериментальный легковой автомобиль Ленинград-1 представлял собой практически точную копию автомобиля Buick-32-90:
  
   []
  Ленинград-1 (1933 год) — Buick-32-90 (1931 год)
  
  
   []
  
  Завод «Красный путиловец», ранее выпускавший трактора Fordson, выпустил 6 экземпляров Л1 в 1933 году. Значительная часть автомобилей не смогла своим ходом дойти до Москвы без серьёзных поломок. В итоге, «Красный Путиловец» был переориентирован на выпуск тракторов и танков, а доработку Л1 передали на московский «ЗИС».
  
  Так как кузов «Бьюика» уже не соответствовал моде середины 30-х годов, на ЗИСе спроектировали его заново. Американское кузовное ателье Budd Company на основе советских эскизов спроектировало элегантный и внешне современный для тех лет кузов. Это обошлось государству в полмиллиона долларов и заняло 16 месяцев.
  
  
  
  

  ЗИС-110 (1945-1958)

  Дизайн кузова первого советского послевоенного легкового автомобиля представительского класса практически полностью имитировал американские «Паккарды» «старших» (Senior) серий предвоенного выпуска.
  
  Вплоть до мелочей ЗИС-110 был похож на Packard 180 c кузовом Touring Sedan последней довоенном модели 1942 года.
  
  Самостоятельной советской разработке, специально предали внешность американского Паккарда в соответствии со вкусовыми предпочтениями высшего руководства страны и, главным образом, лично Сталина:
  
   []
  
  Ходовая часть ЗИС-110 при этом была оригинальной разработкой. Вряд ли американской фирме нравилось подобное творческое развитие её идей в оформлении советского автомобиля, однако никаких претензий с её стороны в те годы не последовало, тем более что производство больших «Паккардов» после войны прекратилось.
  
  
  
  

  Москвич-400, Москвич-401 (1946-1956)

  Великая Отечественная Война лишь подстегнула копирование и клонирование. После Второй мировой войны только из Германии в СССР вывезли 2.885 заводов, 96 электростанций, 340.000 станков, 200.000 электромоторов, около тысячи заводов перевезли в СССР из Маньчжурии и Кореи.
  
  Всего за один год демонтировали и вывезли 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран.
  
  В результате у нас появился Москвич 400. Советская малолитражка был полным аналогом автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937-1940 годах в Германии на немецком филиале Opel американского концерна General Motors:
  
   []
  Москвич 400 (1946 год) — Opel Kadett K38 (1937 год)
  
  
   []
  
  Основная часть оборудования для выпуска автомобиля была вывезена с завода «Опель» в Рюссельхайме (находившегося в американской оккупационной зоне) и смонтировано в СССР.
  
  Значительная часть утраченной документации и оснастки для производства была воссоздана заново, причём работы производились в Германии по заказу Советской военной администрации силами смешанных трудовых коллективов, состоявших из откомандированных советских и вольнонаёмных немецких специалистов, работавших в созданных после войны конструкторских бюро.
  
  Последующие три поколения «Москвичей» будут с отставанием повторять продукцию фирмы Opel.
  
  
  
  

  Москвич-402 (1956-1964)

  Облик легкового автомобиля малого класса повторял модель Opel Olympia Rekord (1947-1953) – преемницу Opel Kadett K38. Участие специалистов с ГАЗа, где полным ходом шла разработка «Волги» ГАЗ-21 оказало сильное влияние на проектирующийся автомобиль. «Москвич» перенял от неё многие элементы своего дизайна:
  
   []
  
  Серийное производство «Москвича-402» было свёрнуто в мае 1958 года.
  
  
  
  

  Москвич-408 (1964-1975)

  Родоначальник третьего поколения автомобилей «Москвич» стал подражанием Opel Kadett A (1962):
  
   []
  
  По сравнению с предшественниками, выросли длина и ширина автомобиля при одновременном значительном снижении его высоты. Ощутимо возросли вместительность и комфортабельность салона.
  
  Выпускался в Москве на заводе МЗМА (АЗЛК). С 1964 по 1967 год он был основной моделью завода, после чего его сменил в этой роли «Москвич-412», хотя и после этого они ещё долго выпускались параллельно.
  
  Также он выпускался в Ижевске с 1966 по 1967 год, там было собрано лишь около 4000 автомобилей этой модели, после чего Ижевский завод, в отличие от МЗМА-АЗЛК, полностью перешёл на выпуск модернизированной модели «Москвич-412».
  
  
  В 1967 году на заводе МЗМА (АЗЛК) соберут ДВА экземпляра экспериментального купе-кабриолета "Москвич-408 Турист":
  
   []
  
  
  Правда, существует информация об ещё трёх собранных на МЗМА экземплярах "Туриста" - до общего числа пять.
  
  Однако в других источниках эти сведения рассматриваются как легенда, возникшая в результате того, что имевшиеся на заводе два опытных образца в процессе эксплуатации многократно ремонтировались и неоднократно перекрашивались, в результате чего могли восприниматься сотрудниками завода, не задействованными непосредственно в работах по этому направлению, как разные машины. За "Туриста" могли приниматься и развозные пикапы, переделывавшиеся из бракованных кузовов седанов и использовавшихся для внутризаводских нужд.
  
  Опытные экземпляры "Туриста" широко использовались в качестве носителей разрабатывавшихся на МЗМА перспективных агрегатов - вариантов "412-го" двигателя, новых коробок передач и других узлов. До настоящего времени они не сохранились.
  
  Интересно, что на самом раннем этапе наряду с открытым "Туристом" прорабатывалась и концепция "туристического" трёхдверного универсала. Однако практической реализации её не последовало.
  
  
  
  

  Москвич-412 (1967-1976)

  Пришёл на замену устаревшей модели М-408 и стал результатом глубокой модернизации своего предшественника под вдохновением Opel Kadett B (1965):
  
   []
  
  Москвич-412 стал более престижной версией М-408: повысилась мощность двигателя и максимальная скорость, улучшилась пассивная безопасность, которая теперь соответствовала нормам ЕЭК ООН, что было подтверждено крэш-тестами во Франции.
  
  
  
  

  Москвич-427 (1967-1976)

  
   []
  
  Советский Москвич-427 на выставке в Париже в 1971 году.
  Девушка - английская актриса Джули Десмонд
  
  
  
  

  Москвич-2140 (1976-1988)

  
  
  Москвич-2140 — советский заднеприводный автомобиль III группы малого класса с кузовом типа седан, выпускавшийся в Москве на заводе АЗЛК с 1976 по 1988 год.
  
  Представлял собой глубоко модернизированный вариант модели «Москвич-412».
  
   []
  
  
  
   []
  
  
  
  

  Москвич-2141 (1986-1998)

  Замену Москвичу-412 удалось спроектировать только в 1980-е годы и это был уже совершенно другой автомобиль, — Москвич-2141, переднеприводный хэтчбэк, созданный на базе кузова французской «Симки» и уже устаревшего к тому времени двигателя УЗАМ.
  
  Экспортное наименование — Aleko, от Автозавод Ленинского Комсомола.
  
  В качестве наилучшего прообраза для ускорения проектирования нового автомобиля Минавтопрому виделась недавно появившаяся франко-американская модель Simca-1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler. Дизайнерам приказали скопировать автомобиль вплоть до «железа»:
  
   []
  Москвич-2141 (1986 год) — Simca-1308 (1975 год)
  
  
   []
  
  Однако в процессе разработки кузов «Москвича» был спроектирован заново, в результате чего экстерьер автомобиля существенно отличался от французского образца и, хоть и с некоторой натяжкой, но соответствовал уровню середины восьмидесятых годов.
  
  
  
  

  ГАЗ-12 (ГАЗ-М-12, ЗИМ, ЗИМ-12) 1950-1959

  Шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом «шестиоконный длиннобазный седан» разрабатывали на основе Buick Super.
  
  Серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959 (некоторые модификации — по 1960 год).
  
  Заводу настоятельно рекомендовали полностью скопировать «Бьюик» образца 1948 года, но инженеры на основе предлагаемой модели спроектировали автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии:
  
   []
  
  В октябре 1950 года была собрана первая промышленная партия ГАЗ-12. В 1951 году проведены государственные испытания трёх автомобилей с полной нагрузкой. Автомобиль выпускался до 1959 года.
  
  
  
  

  Волга-ГАЗ-21 (1956-1972)

  
   []
  10.10.1956 года с конвейера сошли первые три автомобиля модели ГАЗ-21 "Волга"
  
  
  
  Внешне копировал преимущественно американские модели начала 1950-х годов. В ходе разработки изучались конструкции иностранных автомобилей: Ford Mainline (1954), Chevrolet 210 (1953), Plymouth Savoy (1953), Henry J (Kaiser-Frazer)(1952), Standard Vanguard (1952) и Opel Kapitän (1951).
  
  ГАЗ-21 серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год:
  
   []
  
  К моменту начала серийного производства по мировым меркам дизайн «Волги» уже стал как минимум рядовым, и на фоне серийных иномарок тех лет уже особо не выделялся. Уже к 1960 году «Волга» была автомобилем с безнадёжно устаревшим дизайном.
  
  
  
  

  Волга-ГАЗ-24 (1969-1992)

  Легковой автомобиль среднего класса стал гибридом североамериканского Ford Falcon (1962) и Plymouth Valiant (1962):
  
   []
  
  Серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1969 по 1992 год. Внешность и конструкция автомобиля были достаточно стандартными для этого направления, технические характеристики были также приблизительно на среднем уровне. Большая часть «Волг» не была предназначена для продажи в личное пользование и эксплуатировались в таксопарках и иных государственных организациях).
  
  
  
  

  Чайка-ГАЗ-13 (1959-1981)

  Представительский легковой автомобиль большого класса, созданный под явным влиянием новейших моделей американской фирмы Packard, которые в те годы как раз изучались в НАМИ (кабриолет Packard Caribbean и седан Packard Patrician, оба 1956 модельного года).
  
  «Чайка» была создана с явной ориентацией на веяния американского стиля, как и вся продукция ГАЗа тех лет, но не был стопроцентной «стилистической копией» или модернизацией Пэккарда:
  
   []
  
  Автомобиль выпускался малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Всего было изготовлено 3.189 автомобилей этой модели.
  
  «Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как составная часть положенного «пакета» привилегий.
  
  И седаны, и кабриолеты «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения.
  
  Также, «Чайки» поступали в «Интурист», где, в свою очередь, их могли заказать все желающие для использования в качестве свадебных лимузинов.
  
  
  
  

  ЗИЛ-111 (1959-1967)

  Копирование американского дизайна на разных советских заводах привело к тому, что облик автомобиля ЗИЛ-111 создавался по тем же образцам, что и «Чайка». В результате в стране одновременно производились внешне похожие автомобили. ЗИЛ-111 часто принимают за более распространённую «Чайку»:
  
   []
  
  Легковой автомобиль высшего класса стилистически представлял собой компиляцию различных элементов американских автомобилей среднего и высшего класса первой половины 1950-х годов — преимущественно напоминал «Cadillac», «Packard» и «Buick».
  
  В основу внешнего оформления ЗИЛ-111, как и «Чайки», лёг дизайн моделей американской фирмы «Packard» 1955-1956 годов. Но по сравнению с моделями «Packard», «ЗИЛ» был больше по всем габаритам, выглядел намного строже и «квадратнее», со спрямлёнными линиями, имел более сложный и детализированный декор.
  
  С 1959 по 1967 годы было собрано всего 112 экземпляров этого автомобиля.
  
  
  
  

  ЗИЛ-114 (1967-1978)

  Малосерийный представительский легковой автомобиль высшего класса с кузовом «лимузин». Несмотря, на стремление отойти от американской автомобильной моды, сделанный «с нуля» ЗИЛ-114, все равно частично копировал американский Lincoln Lehmann-Peterson Limousine:
  
   []
  
  Всего было собрано 113 экземпляров правительственного лимузина.
  
  
  
  

  ЗИЛ-115 (ЗИЛ-4104) (1978-1983)

  В 1978 году на смену ЗИЛ-114 пришёл новый автомобиль под заводским индексом «115», впоследствии получивший официальное название ЗИЛ-4104. Инициатором разработки модели был Леонид Брежнев, любивший качественные автомобили и утомившись от десятилетней эксплуатации ЗИЛ-114. Для творческого переосмысления нашим конструкторам предоставили Cadillac Fleetwood 75, в работе отечественным автомобилестроителям помогали британцы из «Carso». В результате совместной работы британских и советских конструкторов в 1978 г. родился ЗИЛ 115. Он же по новым ГОСТам классифицировался как ЗИЛ 4104:
  
   []
  
  Интерьер создавался с учётом целевого использования автомобилей — для государственных деятелей высокого ранга.
  
  Конец 1970-х — это разгар холодной войны, что не могло не сказаться на автомобиле, перевозящем первых лиц страны. ЗИЛ–115 мог стать убежищем на случай атомной войны. Прямое попадание он, конечно, не выдержал бы, но от сильного радиационного фона защита на автомобиле имелась. Кроме того, предусматривалась возможность установки навесной брони.
  
  
  
  

   ЗАЗ-965 (1960-1969)

  Почти все советские автомобили очень много заимствовали у зарубежных аналогов.
  Xорошо известный советский горбатый запорожец, который преподносили в СССР как пример современного микролитражного советского автомобиля — ЗАЗ-965, созданный в 1960-м году:
  
   []
  
  
  А это созданный пятью годами ранее, 1955 год, Fiat-600:
  
   []
  
  
   []
  ЗАЗ-965 (1960 год) — Fiat 600 (1955 год)
  
  
   []
  
  
  
  
  
  

  ЗАЗ-966 (1966-1974)

  Легковой автомобиль особо малого класса "ушастый" запорожец ЗАЗ-966:
  
   []
  ЗАЗ-966 (1967 год)
  
  В книге "От РУССО-БАЛТА до КамАЗа" автомобиль получил похвалу за то, что во избежание опрокидывания от встречного воздушного потока, в отличие от прежней модели, у ЗАЗ-966 двери открываются в "нужную сторону", что является огромным достижением советских конструкторов.
  
  Всё бы ничего, если бы ЗАЗ-966 не демонстрировал поразительное сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 года), которая в свою повторяет часто копируемый американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года:
  
   []
  
  
  
   []
  ЗАЗ-966 (1967 год) — Fiat 600 (1961 год)
  
  
   []
  
  
  Конструкция автомобиля мало изменилась по сравнению с предыдущим поколением. Но на ЗАЗ-966 появились знаменитые «уши» (воздухозаборники на боковинах кузова):
  
   []
  
  
  Известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод (по другой версии — на Мелитопольский моторный) с целью изучения системы охлаждения двигателя:
  
   []
  Chevrolet Corvair (1960-1969)
  
  
  
  

   ВАЗ-2101 (1970-1988)

  
   []
   19.04.1970 года с главного конвейера Волжского автозавода в Тольятти сходит первый серийный автомобиль ВАЗ-2101 (легендарная «Копейка»), в «девичестве» - FIAT 124 модели 1966 года
  
  
  ВАЗ-2101 «Жигули» — заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан является полным аналогом модели Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года»:
  
   []
  ВАЗ-2101 (1970 год) — Fiat 124 (1966 год)
  
  
   []
  
  По соглашению советского Внешторга и компанией Fiat, итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.
  
  ВАЗ-2101 был подвергнут серьёзным изменениям. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. «Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надёжности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.
  
  
  
  

   ВАЗ-2103 (1972-1984)

  По соглашению советского Внешторга и компанией Fiat, итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.
  
  Модель ВАЗ-2103, заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан, разработали совместно с итальянской фирмой Fiat на базе моделей Fiat 124 и Fiat 125:
  
   []
  ВАЗ-2103 (1972 год) — Fiat 125 (1967 год)
  
  
   []
  
  Позднее, на базе ВАЗ-2103 разработали «проект 21031» впоследствии переименованный в ВАЗ-2106
  
  
  
  

   У А З

   []
  
  У "уазика" - ноль изменений, в то время как его прототип "Фольксваген" претерпел значительные улучшения
  
  
  
  

   К A M А З

  
  16.02.1976 года с конвейера автозавода "КамАЗ" сошёл первый грузовик КамАЗ-5320, в девичестве американский International COF-220:
  
   []
  
  
  Показать из чего собирают КамАЗ сегодня?
  
   []
  В кабине автомобиля - Владимир Путин, посетивший завод КамАЗ в декабре 2019 года
  
  
  
  СЕГОДНЯ: Шведская компания отказалась обслуживать своё оборудование на ГАЗе.
  ГАЗ признал, что заменить это оборудование нечем.
  
  
  
  
  

М О Т О Ц И К Л Ы

  Урал, развитие военного мотоцикла М-72, советского тяжёлого мотоцикла, который представлял собой полную копию немецкого BMW R 71 (BMW-750).
  
  Его начали делать ещё до войны — сначала наши отправили на стажировку в BMW Н.П. Сердюкова (видимо, без кражи документации не обошлось), который позже стал руководителем «конструкторского бюро» по тяжёлому мотоциклостроению.
  
  Затем СССР анонимно купил 5 мотоциклов в Швеции и в 1941 году развернул производство «отечественного» мотоцикла под маркой М-72 на Московском мотоциклетном заводе:
  
   []
  Мотоцикл М-72
  
  
   []
  Мотоцикл BMW R 71 (BMW-750)
  
  
  В 1946 году из-под Дрездена был практически целиком вывезен в Ижевск небольшой мотоциклетный завод «DKW». Чтобы наладить выпуск мотоциклов, на завод привезли группу немецких инженеров. В том же году по чертежам немецкого мотоцикла «DKW NZ-350», конструкции Г. Вебера, завод освоил производство мотоцикла «Иж-350». Он представлял собой смесь разных версий немецкого мотоцикла:
  
   []
  Мотоцикл «Иж-350»
  
  
  В 1951 году без остановки производства был осуществлён переход на массовый выпуск мотоциклов «Иж-49», который завоевал большую любовь у населения. В 1958 году выпуск Иж-49 был прекращён, так как с 1955 года уже выпускалась новая модель — Иж-56. Всего было построено 507.603 мотоциклов «Иж-49»:
  
   []
  Мотоцикл «Иж-49»
  
  
  
   []
  
  
  
   []
  
  
  
   []
  
  
  
   []
  
  
  
  
  

Э П И Л О Г

  И это всё — лишь вершина айсберга. Список клонов можно продолжать чуть ли не до бесконечности. В него войдут утюги, военная техника, промышленное оборудование, электроника — львиная доля того, что мы считали своим. Такой масштаб заимствований обескураживает и даже пугает. Как пугает и железобетонная уверенность подавляющего большинства населения, что всё советское — это наше, родное, и к тому же отличное. Что мы впереди планеты всей, хотя на самом деле последние 100 лет плетёмся в фарватере мировой технической мысли.
  
  Но главное в этой истории другое.
  
  Подделки и лицензионные копии всегда выпускались с опозданием. Что-то запаздывало на пару лет, что-то — на полтора десятилетия. При этом большинство советских подделок при внешней схожести с прототипом оказывались хуже оригинала. У этого было сразу несколько причин: попытки отечественных «кулибиных» удешевить производство, отсутствие необходимых материалов или производственного оборудования, а так же низкая культура производства — раздолбайство, плохая подготовка специалистов, штурмовщина и прочие последствия непрофессионального менеджмента.
  
  Прогресс непрерывно ускоряется. И если в каменном веке за несколько столетий не менялось вообще ничего, то сейчас каждый год происходят колоссальные сдвиги в технологиях. Потратить пару лет на копирование компьютера или смартфона означает получить в результате безнадёжно устаревшее и практически бесполезное устройство.
  
  Цена «входного билета» в мир высоких технологий растёт. Чтобы скопировать современный процессор, сначала нужно скопировать фабрику с соответствующим техпроцессом. А чтобы скопировать фабрику, нужно скопировать целую машиностроительную отрасль.
  
  Колоссальные инвестиции в исследования и производство требуют колоссальных рынков сбыта, чтобы окупиться. Даже если представить себе, что героическим напряжением сил с опозданием в несколько лет мы чудом построим целую индустрию и научимся производить аналог импортного высокотехнологичного продукта, только качеством чуть похуже, кто его купит? Запертые в экономическом гетто и нищающие россияне? Больше ведь никому впарить устаревший и некачественный продукт не удастся даже без всяких санкций. А без больших объемов производства и продаж на каждую единицу продукции лягут все издержки, сделав этот продукт буквально золотым.
  
  Его, разумеется, можно субсидировать, пока не кончатся деньги в резервах. А они кончатся, и кончатся быстро. И тогда либо на него придётся копить деньги полжизни, либо неизбежно возникнет старый добрый советский дефицит — с пустыми полками, очередями и «блатом».
  
  Уже сейчас без западных технологий мы даже не можем извлечь нефть из наших недр. Поэтому в XXI веке идея изоляции от мировой экономики — это опасный бред, который на практике ничем, кроме тотальной экономической катастрофы, закончиться не может...
  
  
   []
  
  
  
  
* * *
  
  
  

  Немного исторических снимков:

  
  
   []
  Английский автобус "Лейланд" 08.08.1924.
  В Москве начал работать 1-й регулярный автобусный маршрут Каланчевская площадь - Белорусский вокзал
  
  
  
   []
  Москва, подметально-уборочные машины на Садово-Кудринской.
  1938 год (отсюда: https://varlamov.ru/)
  
  
  
   []
  А это город Боровичи, ранее Ленинградкой области, после - Новгородской
  (отсюда: http://world.lib.ru/s/smolina/1e1.shtml)
  
  
  
   []
  Первый советский гоночный автомобиль ГАЗ-ГЛ-1.
  СССР, 1938 год
  
  
  
   []
  Советский опытный паровоз 2-3-2, изготовленный по типу американского NYC Hudson 4-6-4.
  Выполнял рейсы Москва-Ленинград. СССР, 1939 год (не автопром, но пока ставлю сюда, к историческим снимкам)
  
  
  
   []
  НАТИ-23А - опытный газогенераторный грузовой автомобиль на базе ЗИС-5,
  предназначенный для работы на антраците, 1939 год
  
  
  
   []
  СССР купил у английской фирмы English Electric Cоmpany один двухэтажный троллейбус.
  Манежная площадь, Москва. 1939 год
  
  
  
   []
  Московский двухэтажный троллейбус. Фото - Томас МакЭвой.
  Москва, 1947 год
  
  
  
   []
  Парикмахерская на колёсах, СССР
  
  
  
   []
  Раздача кваса в детском саду с грузового мотороллера "Вятка" МГ-150-Ц (цистерна).
  СССР, 1959 год
  
  
  
   []
  Советская инвалидная коляска СМЗ С-3А с цельнометаллическим кузовом. 1959 год
  (отсюда: https://www.kolesa.ru/article/massovye-i-neizvestnye-sovetskie-invalidki-i-ih-konkurenty)
  
  
  
   []  []
  Слева: интерьер кабины с круглым рулем и ручными органами управления (фото Lane Museum).
   Справа: 346-кубовый мотоциклетный двигатель в заднем моторном отсеке (фото Lane Museum)
  
  
  
   []
  Кадр из легендарного фильма с участием актера Евгения Моргунова и "инвалидки" С-3А, прозванной "моргуновкой"
  
  
  
   []
  Экспериментальное такси.
  СССР, 1964 год
  
  
  
   []
  Предупреждающая надпись сообщает, что машины советской марки "Лада" не обслуживаются, пока СССР не уйдёт из Афганистана
  Торонто, 1984 год.
  
  
  

  Продолжение "СССР. Военная техника. Космос. Буровые платформы. Аналоги Запада"
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo2.shtml

  
  
  
  _____________________________________________________________________________
  
  Интересный материал Максима Мировича "Так что же СССР дал миру?" находится здесь:
  https://maxim-nm.livejournal.com/443449.html?utm_source=twsharing&utm_medium=social
  
  Oтсюда: https://twitter.com/historyfoto
  
  Oтсюда: http://neznal.ru/20130118_sovietauto
  
  Oтсюда: https://zhartun.me/2018/04/copypaste.html
  
  Oтсюда: https://oleg-leusenko.livejournal.com/9051101.html
  
  Oтсюда: https://maxim-nm.livejournal.com/?skip=10
  
  Oтсюда: https://topwar.ru/82386-nemeckie-specialisty-v-izhevske-1946-1952.html
  
  А это чтоб посмеяться. Так сказать, импортозаменили:
   https://twitter.com/Vitauskas_A/status/984934737272819712
  
  
  
  
  

Популярное на LitNet.com Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) Ю.Васильева "По ту сторону Стикса"(Антиутопия) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) Г.Елена "Душа в подарок"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) О.Коротаева "Моя очаровательная экономка"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"