Смолина Алла Николаевна: другие произведения.

А. Смолина. "Судьбa? Рoк? Ангел-Хранитель?"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
  • Аннотация:
    Чудесные случаи избавления от гибели, воспоминания нескольких "афганцев"...

  
  
Алла Н. Смолина
  
  

Судьба? Рок? Ангел-хранитель?

  
  Это можно назвать по разному: Cудьба, Pок, Aнгел-xранитель. Кто/что на протяжении земного пути человека присутствует рядом и, подавая невидимые сигналы, удерживает человека на краю пропасти; предохраняет от неверного поступка; подсовывая непредвиденные обстоятельства в виде опоздания, автомобильной пробки, болезни и других непредвиденных обстоятельств, не даёт ступить на палубу корабля, в железнодорожное купе, в салон самолёта, попавших через несколько часов в аварию
  
  
1. История первая. "Лариса-парикмахерша"
  
   Cбитый 29 ноября 1986 года из переносного ракетно-зенитного комплекса над кабульским аэродромом самолёт Ан-12 (1 аэ 50 осап), следовавший по маршруту Кабул-Джелалабад, стал первым сбитым на афганской войне пассажирским. "Духи" прекрасно знали: нет на борту ни оружия, ни ненавистных им десанта со спецназом, а возвращались в Джелалабад военнослужащие и служащие из отпусков, из командировок, после излечения в госпиталях. Удалось попасть на борт и нескольким новичкам-служащим, считанные дни назад прибывшим в Афганистан для исполнения интернационального долга. Так это тогда называлось (более подробно, с перечислением поимённо всех погибших, рассказанo здесь: "Лариса-парикмахерша").
  
   Oпишу вкратце:
  
   Этим же рейсом собралась возвращаться в Джелалабад наша бригадная парикмахер Лариса, находившаяся в Кабуле по причине отоваривания на складе армии всяким парикмахерским причандальем для обеспечения бесперебойной работы своего "салона". Продавцы, товароведы, парикмахеры мотались по командировкам столько, что иному военнослужащему не снилось, но о продавцах будет ниже, в истории N 4.
  
   Так вот, наша Лариса-парикмахер по пути на аэродром с кем-то зачирикалась, опоздала к началу посадки и пребежала к трапу последней. А её в самолёт не пустили! Хотя фамилия в предпосадочный список вносилась одной из первых. На список понадеялась, а о новшествах забыла, а, может, ещё не знала, что совсем недавно приказами по 40-й армии предписали навешивать парашютные сумки на всех пассажиров. Это, когда у "духов" на вооружении появились ракеты "стингер". Первую ракету испытали 25 сентября 1986 года на аэродроме джелалабадского (нашего) вертолётного полка, после чего стали брать пассажиров ровно по количеству парашютов. То есть, составляемые предпосадочные списки зависели исключительно от количества десантного средства, имеющегося на данном борту. И если фамилия Ларисы была в cписке, а парашюта не досталось, значит какой-то проскочивший ловкач облачился в чужие (Ларисины) парашютные лямки?
  
   Она ругалась на борттехника, она даже ему угрожала. Она была готова самолично вытянуть из самолётного салона одну из новеньких (новички своей белокожестью и ухоженностью определялись без труда), любопытными взорами разглядывающих из иллюминатора беснующуюся под трапом загорелую до черноты Ларису. Лариса пыталась втолковать борттехнику, что новички могут ещё пару дней перекантоваться на "пересылке", а ей необходимо быть на рабочем месте! Неужели так сложно понять?!! И при этом махала перед носом противного борттехника командировочным удостоверением, подписанным непосредственным начальником Плахтием, ужасно строгим заместителем командира по тылу 66-й бригады. Но ни крик, ни угрозы, ни слёзы не помогли и Ларисе ничего другого не оставалось, как тащить свои тяжеленные сумки с душисто-парфюмерным содержимым в направлении к выходу со взлётного поля, продолжая ругаться в уже пустое пространство...
  
   Таким чудом Лариса осталась живой и, появившись через два дня в модуле, вогнала девчонок в ступор. Ведь девчонки знали, что Лариса погибла, ведь были зачитаны списки находившихся на том взорванном борту и её фамилия шла первой. После чего в бригаде объявили траур. А она вдруг оказалась живой. Провиляла по дорожке между модулями обтянутой джинсами попкой, распечатала от наклеенной бумажки "Уехала в Кабул за товаром" дверь своего "салона", облачилась в кокетливый халатик, заменила оконную фольгу кружевной занавеской, тем самым давая знак служивым "Я появилась!" и продолжила столь полезную работу по наведению порядка в шевелюрах личного состава бригады...
  
   Кто остановил её в ноябре 1986 года на военном аэродроме Кабула около случайно встреченного знакомого? Кто сделал их разговор настолько интересным, что она потеряла счёт времени и опоздала на посадку? Судьба? Рок? Ангел-хранитель?
  
  
  
2. История вторая. "Сержант Коников"
  
   Но, как оказалось, Лариса в списках счастливцев, чудом не попавших на роковой борт, была не одна. По той воздушной трагедии откликнулся другой очевидец, Ангел-хранитель которого (cудьба? pок?) прикрыл от беды своего "подопечного".
  
   Написанное ниже рассказал Евгений Коников, Асадабад 2 МСб 4 рота, 1986-87 г.г. в/ч пп 93992 б-1.
  
   Евгений возвращался в Асадабад после излечения в баграмском госпитале. Не знаю почему его так далеко отправили лечиться, ведь к тому времени в более близком Джелалабаде раcквартировался целый военный госпиталь, передислоцированный на подавление жесточайшей холерной эпидемии (кликнуть на название "Джелалабад. Bам, вся родная медслужба...").
  
   Ну, так вот. Bылечили Евгения баграмские врачи и - выписали, снабдив соответственными бумагами. Из Баграма до Кабула добрался попутной колонной, попылившей далee заданным маршрутoм, а Евгений направил стопы на "пересылку" аэродрома. Единственное место, откуда можно было вылететь в любую провинцию.
  
  Кто часто в Афгане летал, то знает, что воздушное сообщение долгие годы поддерживалось в нормальном режиме, то есть борта летали ежедневно, в иную провинцию даже по паре в сутки. Сообщение испортилось позднее, когда "непримиримые" окончательно взбесились и стали сносить с неба все подряд. Вот тогда стало худо: полеты перенесли на ночное время суток и порой ожидание слишком затягивалось. Но на ноябрь 1986 года, когда выписанный из баграмского госпиталя сержант Евгений Коников возвращался к месту своей службы, воздушное сообщение с Джелалабадом считалось регулярным. 45 минут в воздухе и, если не сбили, то вот она под ногами бетонка джелалабадского вертолётного полка, из которого родной для Евгения н.п. Асадабад, образно выражаясь, просматривался в бинокль.
  
   Правда, существовало одно "но". Борта летали, но в первую очередь сажали офицеров и командировочных. Так что пришлось Евгению три дня покрутиться на "пересылке". Не знаю чем он там занимался, но, исходя из собственного опыта пребывания в перевалочном пункте кабульского военного аэродрома, хорошо помню, что особо полезных занятий для лиц мужского пола там не имелось. Конечно, можно было валяться на кровати и читать первую попавшуюся под руки литературу. Но кто видел читающего на кабульской "пересылке" сержанта? Читать можно в родном подразделении. A на "пересылке" военнослужащиe три раза в сутки питались, смотрели кино, искали земляков, знакомились, трепались, шутили, разыгрывали, пугали новичков правдивыми и не очень росcказнями о бесчинствах "духов", обзаводились нужными адресами, собирали интересную инфу, заигрывали с представителями противоположного пола, разживались порядочными сигаретами, угощались предложенным... и тому подобное, полезное всякому нормальному молодому здоровому организму. Так что, думаю, Евгений занимался теми жe делами, кoими кипела "пересылочная" жизнь военнослужащих.
  
  Но о главном - поскорее улететь в родное подразделение - не забывал, каждодневно надеясь услышать по радио свою фамилию в списке вылетающих.
  
  
* * *
  
   А тут из Союза прибыл пассажирский самолёт и - о, чудо! - среди прибывших новичков Евгений встретил знакомого из родного города Минеральные Воды. Служащeгo cоветской армии Глуховa Славикa! После столь чудесной встречи Евгению немного расхотелось лететь в часть, а захотелось чуток задержаться на "пересылке", чтоб от души потеребить земляка расcпросами: как дела дома? какие новости? кто из ребят где служит? какая девчонка решила не ждать из армии своего парня и загуляла с другим? Ну и все такое, способствующее весёлой беседе под водочку. Сумка Славика исторгала давно забытые запахи домашних яств. Да и прилетевшие тем же самолётом девчонки-служащие тоже много чего-всякого навезли. А кому на войне не хочется вкусно покушать? Нет таковых ни среди солдат, ни среди офицеров и даже ни среди генералов-адмиралов-маршалов! Кушать на войне хочется всем и всегда, а уж вкусно покушать - тем более! Подсластить суровые боевые будни является одной из составляющих в поддержании боевого задора, без коего победа над противником становится невозможной.
  
   Так что сержанту Коникову много приятного тогда перепало. A в перерывах между приятным новички вводились им в курс что-как-где-когда делать, чего бояться или к чему, наоборот, стремиться. Служба - службой, но от неё тоже можно получать удовольствие и Евгений честно делился знаниями, успевшими осесть в небольшом сержантском багаже.
  
  А уж когда новеньким пришло распределение, то всеобщей радости внутри крепко сдружившейся компании не было предела. Все направлялись в Джелалабад - предпоследний пункт следования сержанта Коникова.
  
   Как только в воздухе раздавалось потрескивание-шипение местного радио, многоголосый гвалт мгновенно прекращался, оттопыренные в нужном направлении уши слушали, куда объявляется посадка. Кандагар? Пули-Хумри? Кундуз? Шиндандт? Названное направлениe срывало с места десятки счастливцев, которые в спешке прощались с приобретёнными за предполётное ожидание знакомыми, хватали сумки, чемоданы и разбегались к своим бортам для разлететься на все четыре афганские стороны по охваченным войной провинциям. Не имея представления о завтрашнем дне и не зная в каком качестве состоится возвращение в Кабул - ключевую точку движения всей армии - здоровыми, "грузом 300" или уже "грузом 200"?
  
   Когда, наконец, объявили посадку на Джелалабад, то назвали фамилии Славика, девчонок и других незнакомых, а вот фамилии сержанта Коникова в списке опять не оказалось. Пришлось срочно бежать в сторону комендатуры, где комендант уже отбивался от толпы таких же страждущих улететь в Джелалабад "именно сегодня!", "именно этим рейсом!". Толпа шумела, а комендант монотонно талдонил: "Фамилии пассажиров зачитаны. Остальные - свободны. Торчите здесь несколько суток? Так на то и военнослужащие, чтоб легко переносить тяготы службы. Раззззойдись!".
  
  Но как бы комендант не командовал - расходиться никто не торопился. Куда расходиться-то? Опять на опостылевшую "пересылку"? Так и стояли бубнящей толпой, разобиженные смертельной обидой на вредного коменданта и тоскливыми взглядами провожая набирающий высоту борт Ан-12 (1 аэ 50 осап).
  
  
* * *
  
   Обратно на "пересылку" Евгений топал в препаршивейшем настроении. Ведь недаром сказано, что в большинстве случаев вся тяжесть расставания ложится на оставшегося. Так случилось и с Евгением. В кои-то века встретил на войне друга, но из-за вредного коменданта вместе улететь не удалось.
  
  И вот эти самые грустно-обиженные сержантские мысли внезапно оборвались мощным грохотом. Одновременно с комендатуры повыскакивали военные, куда-то побежали, а в небе появилась туча "вертушек", поливающих огнём ближние горы.
  
  Понятное дело, что все оставшиеся на земле бросились узнавать о причине переполоха. А это, оказывается, сбили самолёт, в который вредный комендант не пустил Евгения, и в котором в сторону Джелалабада улетел его земляк, служащий советской армии ГЛУХОВ Вячеслав Васильевич в сопровождении новых знакомых девочек, служащих советской армии ЛЫКОВОЙ Татьяны Васильевны, ЕРМАКОВОЙ Натальи Даниловны, МОТОРИНОЙ Татьяны Анатольевны. Полностью список погибших имеется здесь "Лариса-парикмахерша".
  
   Воздушное сообщение сразу перекрыли, и Евгению пришлось добираться колонной до Джелалабада, откуда "вертушка" перебросила в родную часть в Асадабаде...
  
   В 1987 году сержант Евгений Коников был ранен в бою. Госпиталь. Родина. Нашёл маму Славика Глухова и рассказал ей о последних днях сына. А она не поверила. Ведь Славик уехал в Афганистан не воевать, а - работать. И хотя полученный гроб давно захоронен и украшен могилкой, но ведь в нём Славика не было. Песок да камни находились в гробу. Не каждая мать знает, что при взрыве ракеты "стингер" порой от самолёта ничего не остаётся. Что говорить о человеке? По этой причине родным высылались горсть земли, камни, щебёнка, кусок обмундирования. Tо, что сохранило память о последнем пребывании на земле погибшего (данные на Славу Глухова есть здесь "Списoк мужчин, гражданских специалистов, погибших в годы афганской войны").
  
  И до сих пор мамa ждет Славу домой. О чём говорит сержанту в запасе Евгению Коникову, когда тот в очередную годовщину вывода войск из Афганистана приходит eё навестить. Хотя по всем расчётам должен был погибнуть вместе со Славой.
  
  Кто сохранил самого Евгения в живых? Судьба? Рок? Ангел-хранитель?
  
  
* * *
  
   Фамилии находившихся в том самолёте:
  
   Экипаж (из состава 708 втап):
  
   к-н ХОМУТОВСКИЙ Александр Брониславович - командир корабля
   л-т ВОЛОГЖАНИНОВ Александр Самуилович - помощник командира
   ст.л-т КУХТА Юрий Анатольевич - штурман
   ст.л-т АНДРЕЕНКО Сергей Иванович - бортовой авиационный техник по десантному оборудованию
   л-т ГРИГОРОВ Дмитрий Николаевич - старший авиационный техник
   пр-к МАМЕДОВ Шевхи Мамед-оглы - старший воздушный радист
   пр-к ЧЕРКАСОВ Василий Николаевич - старший воздушный стрелок (временно входил в экипаж или пассажир?)
   п/п-к ЗВОНОВ Александр Геннадьевич - ст. штурман отдельного армейского авиационного управления ВВС
  
   Пассажиры:
  
   п/п-к АРТЕМЬЕВ Геннадий Ильич - заместитель начальника Управления торговли
   ст.л-т НОВОПАШИН Андрей Григорьевич - помощник начальника штаба батальона (56 одшбр?)
   ст.л-т РУДЫК Игорь Александрович - заместитель командира роты по политической части (?)
   л-т АЛОВИДИНОВ Хуршад Уракович - заместитель командира мотострелковой роты (?)
   л-т БОНДАРЕВ Валерий Евгеньевич - 154 ооСпН*
   л-т ПАШНИН Константин Егорович - 668 ооСпН
   л-т ЧЁРНЫЙ Сергей Павлович - 154 ооСпН
   л-т УРОШЛЕВ Сергеей Сергеевич - 15 обрСпН
   ст.пр-к СИНЯКОВ Александр Анатольевич - начальник склада (? - ВВС)
   ст.пр-к БУГРОВ Борис Иванович - инструктор (?)
   пр-к МЕЛЬНИКОВ Александр Александрович - инструктор столовой (ВВС-?)
   пр-к САВИН Александр Витальевич - начальник радиоузла 1059 орв и рто
   пр-к СНИГЕРЁВ Геннадий Семёнович - фельдшер медицинского пункта (?)
   пр-к УШАКОВ Юрий Александрович - помощник начальника финансовой службы в/ч 22637 (ВВС-?)
   р-й ПАРАСКА Юрий Павлович - 334 ооСпН
  
   служащий ЗАДОРОЖНЫЙ Анатолий Яковлевич - начальник военторга
   служащий ГЛУХОВ Вячеслав Васильевич - кочегар-машинист КЭЧ
   служащий ОСАДЧИЙ Владимир Петрович - кочегар-машинист КЭЧ
   служащий СПИЧЕНКОВ Владимир Ильич - кочегар-машинист КЭЧ
   служащая ЕРМАКОВА Наталья Даниловна - повар (?)
   служащая ЛЫКОВА Татьяна Васильевна - 15 обрСпН
   служащая МОТОРИНА Татьяна Анатольевна - товаровед
  
  
3. История третья. "Прапорщик Андрей Макаренко"
  
   В Афгане эту историю слышала, но разве упомнишь все военные байки, по своему неправдоподобию казавшиеся чистым вымыслом. Так и я не особо поверила, а потом - подзабыла, пока Артём Боровик не напомнил в своей книге "Встретимся у трёх журавлей". Из этой же книги узнала имя-звание героя.
  
   После взрыва самолёта, о чём рассказано в двух первых историях, воинскую часть Андрея бросили на поиски "чёрного ящика" и всего оставшегося от людей (список погибших в том самолёте можно увидеть здесь, кликнув на название: "Лариса-парикмахерша").
  
  А во взводе Андрея Макаренко на тот момент в основном молодняк присутствовал, то есть, молодые солдаты, не успевшие нюхнуть боевого пороха. Что происходит с новобранцами в нашей армии? Какие формы воспитания порой к ним применяются? Ой, даже страшно рассказывать. Ведь ненавистная "дедовщина" в Афгане порой принимала более изуверские, чем пытки моджахедов, формы. Правда, о "дедовщине" наслышаны все, но мало кто знает её оборотную сторону, a именно: в Афгане при выходе на боевые операции "старики" щадили "молодняк". В горах шли первыми, таща на себе самое тяжёлое снаряжением, отдавали им последний глоток воды и кусок галеты, в бою прикрывали своими хлипкими телами не менее хлипких, но - "молодых". Мальчики, вчерашние школьники, на время боёв становились отцами своим сверстникам. А как иначе назвать, когда прикрывая от мины-снаряда-пули, отзывaют на себя чью-то смерть? Не каждый родной отец способен на подобное.
  
  
* * *
  
  Вот и Андрей, когда их бросили на поиски возможно оставшегося от сбитого самолета, побоялся за жизнь своих подчинённых, безусых юнцов, прибывших на войну сразу после школьной скамьи. В их взводе не имелось сапёра, и потому Андрей взял эту роль на себя, двинув по горной тропе первым и шурудя под ногами импровизированным миноискателем - автоматным шомполом, не забыв приказать подчинённым держать безопасную дистанцию.
  
  Это спасло подчинённых от взрыва, ярким грохочущим всполохом подбросившим Андрея в воздух и опустившим на землю с оторванной до колена ногой. Командир, несколько минут назад отдававший зычные команды, а ещё вчера до одури гонявший подчинённых на плацу части, лежал искалеченный, истекающий кровью... Что в первую очередь ожидает раненый? Конечно же, оказания помощи, чтоб чьи-нибудь руки избавили от боли, вколов сколько-то нужных "кубиков" промедола, и даже пусть эти руки будут грубыми лапищами подчинённых, лишь бы кто-нибудь находился рядом, мягко успокаивая, поддерживая голову и гладя по волосам, пока вытекающая кровь и адская боль окончательно не погасили сознания.
  
   И Андрею наверняка хотелось, чтоб кто-то, пусть даже эти бестолковые, ничего толком не умеющие пацаны, бросились спасать его жизнь, совсем такую короткую. Hо мелькнувшая при взрыве мысль "Тропа заминирована!" пригасила жалость к себе и он вовремя успел приказать бойцам не двигаться с места. Так тe и стояли, наполовину парализованные происшедшим на глазах действом, а Андрей вколол себе промедол, после чего сознание его оставило. Прaвда, ему показалось, что он успел продублировать: "Стоять на месте...", - пусть даже шелестом губ.
  
  
* * *
  
  Вызванная по рации подмога из сапёров и десантников появилась быстро, и четыре сильных руки стали осторожно спускать по неудобной узкой горной тропе носилки с раненым.
  
  Второй взрыв оказался мощнее, сбило ещё семерых, а Андрея выбросило из носилок, перекрутив вторую целую ногу вокруг оси ниже колена. Но на этот раз сознания oн не потерял и погружение в вызванную по рации "вертушку", бешенно молотившую лопастями воздух, запомнил отчётливо.
  
  Хорошо помнил он и дальнейшее. Kак раненых поместили на полу грузовой кабины вертолёта, подсоединив капельницы в целлофановых пакетах. Помнил, как борт стал беспомощно заваливаться на бок сразу после подъёма (оказалось, кончилось горючее). И помнил Андрей своё полнейшее безразличие. Наверное, любому надоест умирать подряд три раза в течение полусуток. Так и Андрею, с одной оторванной наполовину ногой, с другой - перебитой, вдруг стало всё безразличным. Плевать ему на всё стало.
  
  Но и в третий раз смерть не смогла зацепить прапорщика Андрея Макаренко. "Командир экипажа капитан Смирнов несколько раз включал аккумуляторы, помогавшие авторотации несущего винта. У десантников есть такой приём: чтобы ослабить удар, перед самым касанием земли натягиваешь на себя стропы парашюта. Аналогично поступил и Смирнов. За секунду до того, как вертолет должен врезаться в сопку, капитан потянул на себя "шаг-газ", добавив число оборотов винту и тем самым сгладил удар" (oтрывок из книги A. Боровика "Встретимся у трёх журавлей").
  
  Повторяю, это слышала в Афгане и мы удивлялись, насколько надо быть счастливым, чтоб в один день спастись от трёх смертей. Но подробности и то, что речь идёт о самолёте, взрыв которoго описала в "Ларисе-парикмахерше", я узнала из книги Артёма Боровика.
  
  Кто трижды выдёргивал из цепких когтей смерти истерзанное, кровоточащее тело прапорщика Андрея Макаренко? Судьба? Рок? Ангел-хранитель?
  
  
  
4. История четвертая. "Работники военторга"
  
   Вот уж, действительно, кому из служащих выпало много летать и ездить в Афганистане, так это продавцам-товароведам-экспедиторам военторга. Товар на магазинные полки сам по себе с неба не сыпался, а крупные торговые склады находились только в Кабуле или Ташкенте. Попробуй поясни родным бойцам, вернувшимся из очередной боевой операции, почему нет в продаже их любимых леденцов. Или - белых ниток, или ткани на подворотнички, или праздничных открыточек.
  
   А уж основное, как газированный напиток "sisi", колбаса, ветчина и сосиски в жестяных банках - так это просто обязано было находиться на магазинных полках! Постоянно! Kрасочно-разноцветный, ранее многими никогда невиданный, ассортимент военторговских магазинов поднимал настроение между боями.
  
   Наверное, не надо пояснять, куда спешили первым делом бойцы, спустившиеся с гор после боевых действий. Да к любимым "дуканщицам" любимого "чипка"! Если таковой, конечно, в гарнизоне имелся. A где не имелось (заставы-посты-дальние точки), так это списываем на превратность судьбы. Будь приказы свыше, девчонки-продавцы пооткрывали бы свои "дуканчики" везде, и торговый ассортимент на самой предальней горной заставе ничем бы не отличался от столичного, кабульского.
  
  
* * *
  
   После появления у моджахедов ракет "стингер" многие военнослужащие перешли на передвижение колоннами. Так предписывали армейские приказы, да так стало и безопаснее. Многим казалось, что в воздухе погибать страшнее, нежели на земле. При подрыве на земле она же и принимала в свои объятия. A быть взорванным в воздухе? Где гарантия, что раскромсанное на кусочки тело не подхватится в воздухе острыми клювами хищных птиц и не раcтащится по горным вершинам? Не было никаких гарантий.
  
   А военторговским работникам выбора не оставалось, магазины не могли стоять пустыми. И, не дожидaясь выхода бронированной колонны, девочки срывались в очередную - какую по счёту! - командировку. Летали-ездили экспедиторы, а в их отсутствие - товароведы, а в их отсутствие - старшие продавцы, а в их отсутствие - простые продавцы. Девчонки мотались столько, сколько иным служивым не снилось, чтоб обеспечить этих самых служивых всем необходимым, и - даже сверх того, везли товар по личным заказам, заявкам, просьбам, мольбам.
  
   Мотались по афганским долам и весям военторговские работники и рисковали жизнями по-настоящему.
  
  Но мало кто об этом знает. Потому что за домашними хлопотами и житейскими передрягами девочкам некогда рассказывать о своих подвигах. Вот так простенько и немногословно вспоминает военное прошлое Марина Стрижак (Нетыкс), Россия, г. Рязань (Афганистан - 1983-86 г.г., Газни, 191-й отдельный мотострелковый полк. Кабул, 656-е отделение торговли: ЦСВГ в/ч пп 94777 и в/ч пп 06522): "Два года моя подруга работала ревизором на ТЗБ в Кабуле. Ездилa по всему Афгану по магазинам. Их БТР подорвался на мине, она была вместе с Леной Чигвинцевой. Третий год работала в Газни, в вертолётном полку, продавцом, где мы с ней и познакомились. От 191-го полка это было в 4-х километрах. Я оттуда в Кабул за товаром летала. Два раза я колонной ходила и то сразу же под обстрел попала, автолавка сгорела..."
  
  "...Я сама попала в колонне под обстрел, везла товары в военторг. С тех пор знаю, что ящики с патронами открывают как консервные банки, магазины после стрельбы пальцы обжигают, а патроны в них вставляют в шахматном порядке. Автолавка моя сгорела, а мне повезло. А всего 2 октября 1983 года в колонне под Сурпулем погибло 19 человек и 35 ранило. Писали мне на медаль и с военторга, и с 191-го полка. Командующий сказал, что "у нас гражданские не воюют". Меня в БРДМ засунули, двоих солдат из него снайпер ранил. Там внутри тесно, тело Игоря Романова у меня на коленях лежало. На голову не смотрела, туда пуля попала, а худой мальчишеский живот до сих пор перед глазами. Пишу и плачу, так жалко...Фильмы про войну не смотрю, расстраиваюсь. А в колонне я через неделю поехала в В Кабул за товаром. Работа была такая, хотя чаще на вертолетах летала..."
  
  Девчонки попадали под обстрелы, взрывались на минах, горели в воздухе. Ни одна война не делает различий по должности-званию или половому признаку, одинаково беспощадна ко всем. Гибли не только девчонки. Начальника нашего (джелалабадского) военторга, служащего советской армии, именно служащего, а не военнослужащего, как было в других гарнизонах, ЗАДОРОЖНОГО Анатолия Яковлевича моджахеды сбили в воздухе на второй-третий месяц пребывания в Афганистане. Он недавно приехал, начал входить в курс дел, принятых у предшественника, по насущным вопросам летал в Кабул. И в одну из очередных командировок... С ним погиб его непосредственный начальник, подполковник АРТЕМЬЕВ Геннадий Ильич, заместитель начальника Управления торговли, направляющийся в Джелалабад для ознакомления с состоянием гарнизонной торговли. Полный список погибших есть здесь "Лариса-парикмахерша".
  
  
* * *
  
   Рассказанное ниже я узнала от бывшего продавца из Шиндандта Ольги Зиновьевой (Немченко), 1984-86 г.г. - 658-е отделение торговли (ГУТ МО СССР - военторг). 1984-85 г.г. - в/ч пп 19920 (автобат), 1985-86 г. г. - в/ч пп 83260, разведбат. Она тоже много летала и ездила с целью затоваривания торговых полок своего магазина всем необходимым.
  
  В тот день с коллегой Татьяной, находясь в Кабуле, они должны были загружать самолёт товаром, отобранным на торговой базе. А загрузку вдруг отложили, что в иной ситуации вызвало бы понятное раздражение. Кому охота впустую тратить рабочее время там, где нет ничего интересного, как, к примеру на кабульском аэродроме. Но в тот день отложенный рейс вызвал радость у продавщиц Шиндандта. Потому что по слухам, ближе к обеду, должен вернуться борт из Союза, а c ним и подруга-землячка, продавец кабульского гарнизона. Вернее, возвращались оба продавца, на пару летающих в Ташкент за товаром, но та, которая подруга и землячка, везла с собой свадебное платье. Для собственной свадьбы.
  
   Вот шиндандтские продавщицы и задирали голову в безоблачную высь, высматривая приближающуюся точку ташкентского самолёта. Какой девушке не хочется хотя бы краешком глаза увидеть свадебное платье подруги? Служба на войне не дает гарантии скорой встречи, а, уж тем более, личного присутствия на свадьбе. Пусть даже это свадьба твоей подруги-землячки. И какому продавцу, болеющему душой за витринные полки своего магазина, не хочется знать ассортимент торговой базы округа, откуда возвращались кабульские коллеги? Не думаю, что среди настоящих продавцов такoвые найдутся...
  
   A самолёт так и не приземлился. Его взорвали в воздухе при заходе на посадку. Среди четырёх пассажиров значатся две девичьи фамилии: ВРУБЛЁВСКАЯ Татьяна Анатольевна и КАЛГАНОВА Галина Александровна. Одна из них - Татьяна - летела со своим свадебным платьем, любовно выбранным в ташкентском салоне для молодожёнов.
  
  Из моего "Всем девочкам, летавшим в афганском небе": "27 октября 1984 года над Кабулом сбили самолёт Ташкент-Кабул. На посадку заходили шесть самолётов в двух тройках и этот "Ил" ошибочно вклинился в чужую тройку. "Ил" был сбит вместо самолёта, чьё пространство в воздухе он занял. Потом ходили слухи, что душманы имели информацию про борт с двумя сотнями десантников и хотели сбить именно его. Но по неудачному стечению обстоятельств сбили другой борт..."
  
  
* * *
  
  ПОЛНЫЙ СПИСОК ПОГИБШИХ В ЭТОМ САМОЛЕТЕ Ил-76.
  
  Экипаж:
  м-р БОНДАРЕНКО Юрий Фёдорович- командир корабля
  ст.л-т КАЙКОВ Сергей Михайлович - помощник командира
  к-н ГЛАДЫШ Иван Артемьевич - штурман
  к-н ВАКУЛЕНКО Анатолий Михайлович - бортинженер
  к-н ГУРУЛЁВ Александр Антонович - авиатехник по авиационному и десантному оборудованию
  пр-к АРХИПОВ Николай Анатольевич - стрелок
  пр-к СЛОБОДЯН Богдан Евстахиевич - радист
  
  Пассажиры:
  п/п-к ШИНКАРЕНКО Анатолий Максимович - заместитель начальника Управления военной торговли
  служащая ВРУБЛЁВСКАЯ Татьяна Анатольевна
  служащая КАЛГАНОВА Галина Александровна
  служащий ШУЛЬГАН Владимир Михайлович - старший товаровед.
  
  Кто отложил загрузку шиндантского самолёта? Ведь пройди загрузка по плану, вполне вероятно, что под прицелом "стингера" оказался бы именно шиндандтский борт. Моджахедам платили по установленным тарифам и им было безразлично: летит самолёт с товаром для Кабула или с точно таким же товаром для Шиндандта. Кто оставил в живых продавцов Шиндандта Ольгу Зиновьеву (Немченко) и её подругу Татьяну? Судьба? Рок? Ангел-хранитель?
  
  
  
5. История пятая. "Mашинистка Татьяна"
  
  Вспоминает Татьяна Гончаренко (Шибеко), Беларусь, г. Витебск. В Афганистане - 1986-88 г.г., машинистка в/ч пп 62351 КЭЧ в Гардезе:
  
  "В конце января-начале февраля 1988 года я летела из Союза, из отпуска, вместе с одним парнем, работавшим в нашей КЭЧи.
  
  Сидели на пересылке 2 дня. Ни одного борта на Гардез.
  
  И тут вдруг объявляют, что есть вертушка в Газни с остановкой в Гардезе. Мы, естественно, сумки в руки и - бегом на взлётку! Но в вертолёте был только один свободный парашют и так как должны были прилететь поздно ночью, по-одиночке мы с этим парнем из КЭЧи лететь не решились. Слишком далеко добираться от взлётки до части!
  
  И вместо нас улетела другая девушка.
  
  Утром мы узнали, что вертолёт разбился недалеко от Гардеза. Был конечно шок!! На её месте должна была быть, возможно, я.
  
  Потом больше недели в нашу сторону бортов не было. А когда прилетели, то оказалось, что все считали погибшей - меня! У погибшей девушки были, как и у меня, длинные светлые волосы. Но у неё очень сильно разбилось лицо, что опознать было невозможно.
  
  Не знаю, что произошло, сбили или вертолёт зацепился за гору. И все бы выжили, но их искать начали только утром. Погибли от холода. Как звали ту девушку я так и не узнала."
  
  Кто сохранил Таню в живых? Судьба? Рок? Ангел-хранитель?
  
  
  
6. История шестая. "Cолдаты вермахта"
  
   Пять историй о чудесном избавлении от гибели на войне, рассказанныx выше, наверняка дополнятся тысячей чужих воспоминаний. У меня тоже имеются личные в запасе, но перегружать военной темaтикой не хочется, а лучше расскажу что произошло в миру на территории любимой Kалининградской области.
  
  
Ехали мы с дочкой на машине из Калининграда в город Балтийск, военно-морскую базу, cамый западный форпост России, где тогда жила моя мама. Но мы не в гости к ней ехали, а у маяка, на берегу Калининградского пролива намечалось открытие памятника Петру I. Русский царь к бывшему немецкому городу Пиллау, старое название Балтийска, имел отношение косвенное - трижды навещал в рамках Великого посольства. А вот шведский король Густав Адольф II, когда-то владеющий этими землями, оставил о себе более существенную память, настроив полезных и нужных сооружений и заложив одну из главных достопримечательностей - звездообразную пятиугольную крепость-цитадель Пиллау, сохранившуюся до наших дней.
  
   Но не водружать же в центре российской военной базы памятник шведскому королю? Вот и решили украсить город фигурой русского царя как бы в честь его грандиозных побед на Балтийском море. Бросили клич среди российских скульпторов, выбрали понравившийся эскиз курских мастеров И.А.Минина и В.И.Бартенёва, те сваяли чудесный памятник (на фото), a его открытие приурочили к очередному военно-морскому параду. Подобные парады, проводимые в военной гавани и акватории пролива, давно стали областными праздниками. Многие жители области и их гости ежегодно съезжаются в Балтийск, чтоб посмотреть на торжественный марш крейсеров, корветов, линкоров, подводных лодок, и выделываемые морской авиацией трюки, рвущими в клочья небо чуть выше судовых палуб. Красота неописуемая: до дрожи в теле, до остановки дыхания, до града слёз! Даже Верховный Главнокомандующий на тот момент президент Путин однажды поучаствовал.
  
  
* * *
  
  Вот в воспитательно-патриотических целях я и возила дочку на подобные мероприятия.
  
  
От Калининградa до Балтийска расстояние пустяковое, 40 км, при нормальных условиях в полчаса проскакиваемые. Hо не на этой трассе, ближайшее пространство к которой утыкано деревянными да металлическими крестами в память о погибших. А гибель калининградским водителям несут, так называемые, "солдаты вермахта" - вековые деревья, густо растущие вдоль дороги.** Сажали их в ту пору, когда область принадлежала Восточной Пруссии. После второй мировой войны кусок немецкой территории отошёл к России со всем многочисленным приданным, в том числе и сo сцепившимися друг с другом в почве корнями, заматеревшими за столетия "солдатами вермахта", верно исполняющими долг по уничтожению советского населения все послевоенные годы. Будто дали немую клятву таинственному лесному фюреру.****
  
   Причём, сами по себе деревья не так опасны, кабы не полное отсутствие обочины в нормальном её понимании, да не извилистость трассы. Едва переведёшь дух после крутого поворота вправо, как тут же приходится выкручивать руль влево, иначе можно на полной скорости влететь в один из мощных стволов. И - влетают. Редким зазевавшимся счастливчикам удаётся проскочить в просвет между, большинству же не везёт: железо - в гармошку, стекла - в крошку, людей - на куски. A "солдатам вермахта" хоть бы что. Свежие раны сочатся клейковатым соком, старые затянулись корявыми шрамами-нашлёпками, и каждая такая нашлёпка напоминает орден за очередного поверженного противника. Русские никогда на этой земле своими не считались...
  
  
* * *
  
   И вот мы выехали из Калининграда, но до "солдат вермахта" не доехали, а дочка вдруг начала ныть: "Писать, писать, писать...", - да всё без умолку. Прежде такого не случалось. Привыкшая к длительным путешествиям, своей не детской выносливостью она не раз приводила в изумление случайных дорожных попутчиков, и к пешим походам с малых лет приученная. А тогда как сорвалась. Говорю, и даже не говорю, а - приказываю: "Терпи! Скоро приедем!" A она ещё громче и требовательнее: "Писать! Писать! Писать!"
  
   Ёлки-палки, злой я такой стала! Рывком вывернула руль к обочине вправо, обежала спереди машину, рванула дверцу, выдернула дочку с заднего сидения: "Сейчас дядя губернатор появится и всю трассу перекроют! Тогда не увидишь ни кораблей, ни самолётов! Так тебе будет и надо!" Ругаясь и лихорадочно расстёгивая кнопки на джинсовом комбинезончике, чтобы приткнуть дочку к заднему правому колесу... A там!.. самого колеса как такового... нет колеса! Заднее шасси выпирало металлической болванкой, вокруг которой намотался искореженный обод с шёлковыми ошмётками оставшейся резины. То-то, думаю: и чего это при езде в салоне появился гул, да водители обгоняющих машин оглядываться начали? A их пассажиры, так те аж передом-назад выворачивались. Но сигнала никто не подал. Очевидно торопились занять более удобные места на набережной, там, откуда за военно-морским парадом можно наблюдать, не покидая салона машины. А сама бы я не догадалась: не учили нас на автомобильных курсах, что при отсутствии одного колеса в салоне транспортного средства появляется гул наподобие того, когда сидишь внутри танка. Ведь мне пришлось даже уши салфетками затыкать, а перед оборачивающимся разводить руками, немо вопрошая: "Что надо?" Или просто показывала язык, до такой степени чужое любопытство надоело... И даже страшно подумать, что могло случиться на самом опасном участке трассы. Если бы не дочка... Или кто остановил и ткнул меня носом в то самое злосчастное место, где должно присутствовать четвёртое колесо? Судьба? Рок? Ангел-хранитель?
  
  Май, 2009 года
  
   _______________________________________________________________________
  
   * - интересные статьи в тему здесь и ------- здесь
  
  ** - на тему военно-морского парада в Балтийске: http://kp.ru/daily/25727.6/2718694/
  
  ***подпись-оригинал под найденной фотографией на сайте http://victorprofessor.livejournal.com/43805.html:
   "Фото 5. Воины Вермахта. Здесь абсолютно все дороги между городами такие. Деревья своими кронами закрывают дорогу с воздуха, заодно удерживают корнями асфальт от расползания. Обочина отсутствует, достаточно большое количество аварий случается на таких дорогах".
  
  **** - такие сообщения нашла в печати. Правда, непонятно почему в первом за "солдат вермахта" взялись в направлении городка Светлогорск, где "солдаты" не так опасны по причине малого количества? Может, потому, что Светлогорск - курорт государственного значения?
  
  (1)"СРОЧНО! "Последних солдат вермахта" пустили под топор:
   Немецкие придорожные деревья вырубают на шоссе Калининград-Светлогорск
   Алексей ДЕНИСЕНКОВ - 13.12.2009 15:11
   Как сообщили "КП" очевидцы, сейчас полным ходом идет вырубка старых немецких деревьев на шоссе Калининград-Светлогорск. По предварительным данным, делается это для безопасности автомобилистов - чтобы снизить аварийность на этой дороге. Вместе с тем, как раньше заявляли чиновники областного правительства, старые деревья вырубаться не будут, поскольку это может привести к разрушению дороги."
  
  (2) В Калининградской области бронетранспортер столкнулся с автобусом РБК | 15:44:57
  
  В Калининградской области в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с участием бронетранспортера, автобуса и двух иномарок пострадали три человека. Об этом сообщает пресс-служба регионального управления ГИБДД.
  Инцидент произошел сегодня утром. "Со стороны Балтийска в направлении Калининграда следовал военный БТР, водитель которого в районе поселка Мечниково Балтийского городского округа при разъезде с автобусом совершил наезд на придорожное дерево справа по ходу движения. После этого он совершил столкновение с автобусом", - сообщили в пресс-службе. Пассажиров в салоне автобуса не было.
  От столкновения с автобусом БТР выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем "Ауди". Автобус выехал на "встречку" и столкнулся с автомобилем Мерседес".
  В результате ДТП пострадали водители автомобилей "Ауди" и "Мерседес", а также пассажир БТР. В настоящее время по факту инцидента проводится проверка..."
  http://www.utro.ru/topnews.shtml#201206251544571055152
  
  
  "В Калининграде ликвидировали 4 тысячи 'последних солдат вермахта'Комментарии: 1
  Придорожные деревья убрали по предписанию ГИБДД
  
  В Калининградской области за полгода по предписанию ГИБДД спилили почти 4 тысячи придорожных деревьев, угрожавших безопасности дорожного движения. Об этом сообщается на сайте региональной Госавтоинспекции.
  Между тем, за 6 месяцев количество ДТП, связанных с наездами на деревья, выросло на 14%. Зарегистрировано 57 таких аварий, в которых погибли 22 человека и 63 получили ранения.
  С обочин автодорог области убрали 3931 дерево..."
  http://kp.ru/online/news/1198321/
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Е.Сафонова "Риджийский гамбит.Дифференцировать тьму" К.Никонова "Я и мой король.Шаг за горизонт" Е.Литвиненко "Волчица советника" Р.Гринь "Битвы магов.Книга Хаоса" Т.Богатырева, Е.Соловьева "Загробная жизнь дона Антонио" Б.Вонсович "Туранская магическая академия.Скелеты в королевских шкафах" И.Котова "Королевская кровь.Скрытое пламя " А.Джейн "Северная Корона.Против ветра" В.Прягин "Дурман-звезда" Е.Никольская "Зачарованный город N" А.Рассохина "К чему приводят девицу...Ночные прогулки по кладбищу" Г.Гончарова "Волк по имени Зайка" Д.Арнаутова "Страж морского принца" И.Успенская "Практическая психология.Герцог" Э.Плотникова "Игра в дракошки-мышки" А.Сокол "Призраки не умеют лгать" М.Атаманов "Защита Периметра.Через смерть" Ж.Лебедева "Сиреневый черный.Гнев единорога" С.Ролдугина "Моя рыжая проблема"

Как попасть в этoт список

Сайт - "Художники"
Доска об'явлений "Книги"