Смолина Алла Николаевна: другие произведения.

А. Смолина. "Судьбa? Рoк? Ангел-Хранитель?"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


  • Аннотация:
    Чудесные случаи избавления от гибели, воспоминания нескольких "афганцев"...

  
  
Алла Н. Смолина
  

Судьба? Рок? Ангел-хранитель?

  

1. История первая. "Лариса-парикмахерша"

   Cбитый 29 ноября 1986 года из переносного ракетно-зенитного комплекса над кабульским аэродромом самолёт Ан-12 (1 аэ 50 осап), следовавший по маршруту Кабул-Джелалабад, стал первым сбитым на афганской войне самолётом с пассажирами. "Духи" прекрасно знали: нет на борту ни оружия, ни ненавистных им десанта со спецназом, а возвращались в Джелалабад военнослужащие и служащие из отпусков, из командировок, после излечения в госпиталях. Удалось попасть на борт и нескольким новичкам-служащим, считанные дни назад прибывшим в Афганистан "для выполнения интернационального долга". Так это тогда называлось.
  
   Этим же рейсом собралась возвращаться в Джелалабад наша бригадная парикмахер Лариса, находившаяся в Кабуле по причине отоваривания на складе армии всяким парикмахерским причандальем для обеспечения бесперебойной работы своего "салона". Продавцы военторга, водители, товароведы, парикмахеры мотались по горам и весям Афганистана столько, сколько иному военнослужащему не снилось, но о работниках военторга рассказываю ниже, в истории N 4.
  
  Так вот, Лариса-парикмахерша, собравшаяся возвращаться к месту постоянной дислокации - в наш Джелалабад, по пути на кабульский аэродром с кем-то зачирикалась, опоздала к началу посадки и прибежала к трапу последней.
  
  А её в самолёт не пустили! Хотя свою фамилию в предполётный список она самолично вносила ещё вчера, когда прилетела в Кабул. На список понадеялась, а о новшествах забыла, а, может, ещё не знала, что приказами по 40-й армии предписали летать только с парашютами. Это, когда у "духов" на вооружении появились ракеты "стингер". Первую ракету испытали 25 сентября 1986 года на экипаже вертолёта джелалабадского вертолётного полка, после чего армейское начальство решило не рисковать и внесло в воздушный трафик ряд изменений, oдно из которых строго-настрого запрещало сажать на борт пассажиров без парашютов, и с того часа предполётные списки формировались в зависимости от количества десантного средства, имеющегося на данном борту. Даже когда на взлётной полосе находился огромный-преогромный грузовой самолёт, но внутри имелось всего два парашюта, то бездонное самолётное брюхо уносило в небеса только двух пассажиров.
  
  И если фамилия Ларисы была в cписке, куда она самолично вписывала себя ещё утром, а парашюта ей не досталось, значит какой-то проскочивший ловкач облачился в чужие (Ларисины) парашютные лямки?
  
  В первую минуту, когда строгий борттехник несдвигаемой глыбой перекрыл Ларисе проход к трапу, она оторопела. Такого с ней никогда не случалось. Она часто летала в Кабул, личный состав аэродромной комендатуры знал Ларису в лицо, как знали её многие лётчики, иногда на борт не брали никого, а её, Ларису, брали, потому что все понимали важность её такого нужного и полезного труда по наведению порядка в шевелюрах десятков военнослужащих джелалабадского гарнизона. Тем более, Лариса ещё вчера внесла свою фамилию в предполётные списки на джелалабадский борт и хотя вид неприступного борттехника доверия не вселял, Лариса на всякий случай попробовала ругаться. Oна даже была готова самолично вытянуть из салона одну из новеньких (новички своей белокожестью и ухоженностью определялись без труда), с любопытными мордашками разглядывающих через иллюминатор беснующуюся под трапом загорелую до черноты Ларису. Лариса не совсем вежливо пыталась втолковать борттехнику, что новички могут ещё пару дней перекантоваться на "пересылке", а ей необходимо быть на рабочем месте! Неужели так сложно понять?!! И при этом махала перед носом противного борттехника командировочным удостоверением, подписанным непосредственным начальником Плахтием, ужасно строгим заместителем командира по тылу 66-й бригады.
  
  Но ни крики, ни угрозы, ни слёзы не помогли Ларисе и ей ничего другого не оставалось, как тащить свои тяжеленные сумки с душисто-парфюмерным содержимым в направлении к выходу со взлётного поля, продолжая ругаться в уже пустое пространство...
  
  Таким чудом Лариса осталась живой и, появившись через два дня в модуле, вогнала девчонок в ступор. Ведь девчонки знали, что Лариса погибла, ведь были зачитаны списки находившихся на том взорванном борту и её фамилия в списке, куда она себя сама вписала, шла первой. И после в бригаде объявили траур. А она вдруг оказалась живой. Провиляла между модулями обтянутой джинсами попкой, распечатала от наклеенной бумажки "Уехала в Кабул за товаром" дверь своего "салона", облачилась в кокетливый халатик, заменила оконную фольгу кружевной занавеской, тем самым давая знак служивым "Я появилась!", и, как ни в чём не бывало, проворно защёлкала ножницами вокруг шевелюры первого посетителя.
  
  Кто остановил Ларису в ноябре 1986 года на военном аэродроме Кабула около случайно встреченного знакомого? Кто сделал их разговор настолько интересным, что она потеряла счёт времени и опоздала на посадку? Судьба? Рок? Ангел-хранитель?
  
  Текст "Джелалабад. Лариса-парикмахерша" находится здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/i.shtml
  
  

2. История вторая. "Сержант Коников"

   Но, как оказалось, Лариса в списках счастливцев, чудом не попавших на роковой борт, была не одна. По той воздушной трагедии откликнулся другой очевидец, Ангел-хранитель которого (cудьба? pок?) прикрыл от беды своего "подопечного".
  
   Написанное ниже я составила на основе воспоминаний Евгения КОНИКОВА, Асадабад 2 МСб 4 рота, 1986-1987 г.г. в/ч пп 93992 б-1.
  
  Сержант Евгений Коников после излечения в госпитале города Баграма возвращался в родную часть, расположенную в н.п. Асадабад.
  Я не знаю почему сержанта Коникова отправили лечиться аж под Кабул. Ведь к тому времени в нашем Джелалабаде, соседствующим с Асадабадом, помимо постоянно дислоцирующейся медроты, третий год успешно функционировал военный госпиталь, в срочном порядке переброшенный на подавление жесточайшей холерной эпидемии (о чём рассказываю в тексте "Афган. Джелалабадские медики рассказывают" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/text_0014.shtml).
  Однако по непонятной причине сержанта из Асадабада отправили на излечение аж в Баграм.
  
  Отлежал Евгений в госпитале Баграма положенный срок, подлатали его баграмские медики, обладающие, как и остальные медики 40-й армии, великолепной квалификацией, и выписали в родную часть, снабдив соответственными сопроводительными документами.
  
  С этими документами Евгений добрался до Кабула. Автоколонна, доставившая его туда, попылила дальше по заданному маршруту, а Евгений поспешил на "пересылку" с надеждой попасть на первый "борт", улетающий в сторону Джелалабада. Из которого родной для Евгения н.п. Асадабад, просматривался, образно выражаясь, в бинокль.
  
  Кто часто летал в Афганистане, те знают, что до 1985 года воздушное сообщение между афганскими провинциями поддерживалось в нормальном режиме, борта летали регулярно, a в иную провинцию по несколько раз в сутки. Я застала это благодатное для командировочных, отпускников, "дембелей" и проверяющих время.
  
  Но к концу 1985 года, когда "непримиримые", получив от западных партнёров ПЗРК "Стингер", принялись сносить с неба всё движущееся, армейский лётный трафик разладился. Тогда стало совсем худо. Предотвращая воздушные потери, резко уменьшили количество рейсов, а всех пассажиров обязали летать с парашютами, без которых на борт не брали. Если точнее - количество пассажиров зависело от количества имеющихся на борту парашютов. Будь хоть сколько желающих улететь, допустим, из Шиндандта в Кабул, но если огромный "транспортник" имел три лишних парашюта, то бездонное самолётное брюхо колыхало в себе трёх счастливцев. Остальные провожали с земли набирающий высоту борт завистливыми, а то и плачущими взглядами.
  
  И тогда же воздушное сообщение перевели на ночной режим.
  
  Но даже, если повезло и объявили нужный борт с достаточным количеством парашютных сумок, попасть на борт удавалось не каждому. В первую очередь забирали офицеров и командировочных, а "срочникам", только-только сползшим с больничной койки, торопиться некуда. На войне "срочник" нужен здоровым, а больные или выздоравливавшие - лишняя обуза для сослуживцев. По этой причине ташкентская и кабульская "пересылки" считались чем-то вроде баз кратковременного отдыха для возвращающихся из госпиталей.
  
  Сержанту Коникову выпала "пересылка" Кабула.
  
  Не знаю чем он там занимался, но, исходя из собственного опыта, полученного по причине частых служебных командировок, хорошо помню, что на "пересылке" при военном аэродроме Кабула для лиц мужского пола особо полезных занятий не находилось. Как вариант, можно было валяться на кровати и читать первую попавшуюся под руки литературу. Но кто видел читающего на "пересылке" сержанта? Это можно делать в родном подразделении, когда "солдат читает, а служба идёт", а на "пересылке" военнослужащие три раза в сутки питались, смотрели в клубе фильмы, спали, искали земляков, пугали новичков правдивыми и не очень росcказнями о бесчинствах "духов", обзаводились полезными адресами и налаживали не менее полезные связи, собирали интересную информацию, заигрывали с представителями противоположного пола, разживались порядочными сигаретами, угощались предложенным... и тому подобное, свойственное всякому нормальному здоровому организму в режиме вынужденного безделья на войне.
  
  Так что, думаю, Евгений жил привычным для кабульской "пересылки" ритмом.
  
  Но о главном - поскорее улететь в родное подразделение - не забывал, становясь особенно чутким при звуках шипения ожившего "пересылочного" радио, собирающегося послать в пространство фамилии пассажиров для того или иного борта.
  
  
* * *
  
  На четвёртый день "пересылочной" маеты сержанта Коникова на бетонное поле кабульского аэродрома приземлился борт из Ташкента и - о, чудо! - среди пассажиров Евгений узнал Глуховa Вячеславa, знакомого по родному городу Минеральные Воды. Вернее, знакомым Глухов Вячеслав был там, в мирной жизни, а на войну он прибыл в качестве служащего Советской Армии для выполнения интернационального долга! После такой замечательной встречи сержант Коников забыл о баграмском госпитале, об отсутствии бытовых удобств и нормальной кормёжки на кабульской "пересылке", он даже глубоко запрятал свою тоску по родному подразделению и друзьям-сослуживцам в Асадабаде. Он захотел ещё немного задержаться в Кабуле.
  И разве можно его не понять? Встреча на войне с земляками равнозначна крупному лотерейному выигрышу: мечтают все, а везёт не каждому.
  
  Сержанту Коникову повезло и он от души использовал полученную возможность, затеребив Вячеслава вопросами: как дела дома? какие новости в городе? кто из ребят где служит? какая девчонка решила не ждать из армии своего парня и загуляла с другим? Ну и все такое прочее, удачно вписывающееся в застольную беседу. Hа любой войне застолье с земляком под водочку - это святое дело! К тому же, сумка Вячеслава привезла давно забытые сержантом Кониковым запахи домашних яств, как и сумки прилетевших тем же самолётом девчонок-служащих. И последующие дни для сержанта Коникова поскакали в весёлом ритме и уезжать никуда не хотелось.
  
  В отличие от приходящего в себя после болезни сержанта Коникова, новичкам распределения выдали сразу и какова же была радость от новости, что их распределили в один населённый пункт - Джелалабад! Ведь именно этот афганский город считался пересадочным пунктом у сержанта Коникова между Кабулом и Асадбадом, значит и лететь предстоит всё той же дружной компанией. А по прилёту планировалось поддерживать связь и продолжать так удачно начавшуюся дружбу.
  
  Как только в воздухе раздавалось потрескивание и шипение "пересылочного" радио, многоголосый гвалт мгновенно прекращался, оттопыренные в нужном направлении сотни ушей ловили каждое слово. Какое объявили направление? Кандагар? Баграм? Кундуз? Пули-Хумри? Шиндандт? Кандагар? Файзабад? Тургунди? Джелалабад? Озвученные рейс и фамилии пассажиров срывали с места десятки счастливцев, которые спешно прощались с приобретёнными за предполётное ожидание знакомыми, хватали свои баулы и разбегались к обозначенным бортам для разлететься на все четыре афганские стороны по охваченным войной афганским провинциям.
  
  
* * *
  
  Когда, наконец, 29 ноября 1986 года объявили посадку на Джелалабад, то сержант Коников своей фамилии опять не услышал, хотя назвали фамилии и Вячеслава и прилетевших с ним девочек.
  Посчитав себя несправедливо забытым (а кто б из уже нюхнувших войны, какой день торчаще на "пересылке", согласился бы с подобной ситуацией?), побежал сержант Коников в сторону комендатуры, где комендант уже отбивался от толпы таких же страждущих улететь в Джелалабад "именно сегодня!" "именно этим рейсом!". Толпа шумела, сыпала угрозами и крепкой бранью, а комендант, закалённый регулярными вражьими обстрелами и ежедневными угрозами от своих, не попавших на нужный борт, беззлобно отбивался:
  - Фамилии пассажиров зачитаны. Остальные - свободны. Торчите здесь несколько суток? Hа то и военнослужащие, чтоб легко переносить тяготы службы. Раззззойдись!
  
  А куда расходиться? Опять на опостылевшую "пересылку"? Большинство так и осталось стоять вокруг коменданта, насылая на него страшные кары и провожая тоскливыми взглядами набирающий высоту борт Ан-12 (1 аэ 50 осап) со счастливцами, как казалось не попавшим в предполётные списки обитателям кабульской "пересылки".
  
  А сержант Коников не стал распалять себя гневом, заводясь от возбуждённой толпы. За годы войны он приучился сдерживать чувства. Опустив голову, сержант пошагал в сторону "пересылки", обдумывая сложившуюся ситуацию. Пусть их дружная компания не сумела улететь одним рейсом, но разлука будет не долгой, их гарнизоны находятся рядом, а значит всё ещё впереди - заглушал в себе тоску от прощания сержант Коников.
  
  Он не знал, что не будет никаких встреч и никаких посиделок. Он даже не дошёл до своего спального места на "пересылке", как в воздухе раздался страшный грохот, по аэродрому забегали военные, а в небе закружила туча наших "вертушек", поливающих огнём ближайшие горы, из которых была выпущена ракета по только что взлетевшему самолёту с 30-ю пассажирами на борту.
  
  Да, так погибли 29 ноября 1986 года в небе над Кабулом служащие (вольнонаёмные) Советской Армии:
  
  ГЛУХОВ Вячеслав Васильевич.
  Cо дня получения Вячеславом направления в военкомате родного города прошло от 5 до 10 дней, разные истчники называют разные даты.
  Дополнительная информация о Вячеславе находится здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00004.shtml#1
  
  ЛЫКОВА Татьяна Васильевна.
  Cо дня получения Таней направления в военкомате родного города прошло всего 16 дней.
  Дополнительная информация о Тане находится здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#5
  
  ЕРМАКОВА Наталья Даниловна.
  Cо дня получения Наташей направления в военкомате родного города прошло всего 6 дней.
  Дополнительная информация о Наташе находится здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#05
  
  МОТОРИНА Татьяна Анатольевна.
  Работала в Кабуле на должности старшего товароведа, но в Афганистане тоже пробыла недолго: прибыла в сентябре 1986 года, в ноябре погибла.
  Дополнительная информация о Тане находится здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#005
  
  ЗАДОРОЖНЫЙ Анатолий Яковлевич.
  Числился директором военторга джелалабадского гарнизона и я его знала лично. Хорошо помню, что проработал недолго, а когда собрала больше информации, то увидела точные даты: в марте 1986 года прибыл в Афганистан, в ноябре погиб.
  Дополнительная информация об Анатолии находится здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00004.shtml#9
  
  ОСАДЧИЙ Владимир Петрович.
  Cо дня получения Владимиром направления в военкомате родного города прошло 23 дня.
  Дополнительная информация о Владимире находится здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00004.shtml#333
  
  СПИЧЕНКОВ Владимир Ильич.
  Cо дня получения Владимиром направления в военкомате родного города прошло 14 дней.
  Дополнительная информация о Владимире находится здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00004.shtml#334
  
  И если МОТОРИНА Таня и ЗАДОРОЖНЫЙ Анатолий успели отработать в Афганистане по несколько месяцев (Таня - два месяца, а Анатолий - восемь), то остальные пять служащих (вольнонаёмных) Советской Армии погибли, даже не добравшись до своего первого места службы.
  
  
* * *
  
   После трагедии, унесшей жизни тридцати пассажирам, на несколько дней перерыли воздушное сообщение по всей армии и Евгению пришлось добираться колонной сначала до Джелалабада, оттуда колонной в родную часть в Асадабаде.
  
  В 1987 году сержант Евгений Коников был ранен в бою.
  Госпиталь.
  Родина.
  Нашёл маму Славика Глухова и рассказал о последних днях её сына. А мать не поверила. Ведь её Славик ехал в Афганистан не воевать, а работать. И хотя полученный гроб давно захоронен и украшен могилкой, но ведь в нём Славика не было. Песок да камни лежали в гробу. Не каждая мать знает, что при взрыве ракеты "стингер" порой от металлического самолёта ничего не остаётся, что тогда говорить о человеке? По этой причине родным высылались горсть земли, камни, щебёнка, кусок обмундирования, всё то, что сохранило память о последнем пребывании на земле погибшего. Но мама Славика Глухова до сих пор ждёт сына живым. О чём говорит сержанту в запасе Евгению Коникову, когда тот в очередную годовщину вывода войск из Афганистана приходит eё навестить. Хотя по всем расчётам должен был погибнуть вместе со Славой.
  
  Кто сохранил самого Евгения в живых? Судьба? Рок? Ангел-хранитель?
  
  
* * *
  
   Помимо перечисленных выше девочек и ребят, на том борту 29 ноября 1986 года находились:
  
   Экипаж из состава 708 втап:
  
   к-н ХОМУТОВСКИЙ Александр Брониславович - командир корабля
   л-т ВОЛОГЖАНИНОВ Александр Самуилович - помощник командира
   ст.л-т КУХТА Юрий Анатольевич - штурман
   ст.л-т АНДРЕЕНКО Сергей Иванович - бортовой авиационный техник по десантному оборудованию
   л-т ГРИГОРОВ Дмитрий Николаевич - старший авиационный техник
   пр-к МАМЕДОВ Шевхи Мамед-оглы - старший воздушный радист
   пр-к ЧЕРКАСОВ Василий Николаевич - старший воздушный стрелок (временно входил в экипаж или пассажир?)
   п/п-к ЗВОНОВ Александр Геннадьевич - ст. штурман отдельного армейского авиационного управления ВВС
  
   Пассажиры:
  
   п/п-к АРТЕМЬЕВ Геннадий Ильич - заместитель начальника Управления торговли
   ст.л-т НОВОПАШИН Андрей Григорьевич - помощник начальника штаба батальона (56 одшбр?)
   ст.л-т РУДЫК Игорь Александрович - заместитель командира роты по политической части (?)
   л-т АЛОВИДИНОВ Хуршад Уракович - заместитель командира мотострелковой роты (?)
   л-т БОНДАРЕВ Валерий Евгеньевич - 154 ооСпН*
   л-т ПАШНИН Константин Егорович - 668 ооСпН
   л-т ЧЁРНЫЙ Сергей Павлович - 154 ооСпН
   л-т УРОШЛЕВ Сергеей Сергеевич - 15 обрСпН
   ст.пр-к СИНЯКОВ Александр Анатольевич - начальник склада (? - ВВС)
   ст.пр-к БУГРОВ Борис Иванович - инструктор (?)
   пр-к МЕЛЬНИКОВ Александр Александрович - инструктор столовой (ВВС-?)
   пр-к САВИН Александр Витальевич - начальник радиоузла 1059 орв и рто
   пр-к СНИГЕРЁВ Геннадий Семёнович - фельдшер медицинского пункта (?)
   пр-к УШАКОВ Юрий Александрович - помощник начальника финансовой службы в/ч 22637 (ВВС-?)
   р-й ПАРАСКА Юрий Павлович - 334 ооСпН
  
  
  Так сухие официальные строки описывают трагедию, произошедшую в небе над Кабулом 29 ноября 1986 года (нашла в интернете):
  
  "29 ноября 1986 года произошла боевая потеря самолета Ан-12 1-й аэ 50-го осап (Кабул). Взлетал с аэродрома Кабул для доставки людей и груза из нескольких тонн ракет С-24 и 400 кг взрывчатки в Джелалабад. После набора высоты Н=6400 метра самолёт капитана А.Б.Хомутовского лег на заданный курс и на удалении 24 км от Кабула был поражен ракетой ПЗРК "Stinger". Сдетонировал груз боеприпасов на борту и все находившиеся в нем погибли."
  
  

3. История третья. "Прапорщик Андрей Макаренко"

  Эту историю я слышала в Афганистане от наших офицеров-юристов. Потом подзабыла, невозможно сохранить в памяти все военные байки, по своему неправдоподобию казавшиеся чистым вымыслом. А после войны Артём Боровик вновь напомнил о ней в книге "Встретимся у трёх журавлей".
  Из книги я узнала имя и звание героя. И, как ни странно, история так же начиналась с воздушной трагедии 29 ноября 1986 года в районе военного аэродрома Кабула, о которой рассказала в двух первых частях.
  
  Андрей Макаренко числился старослужащим, служил в Кабуле и их воинскую часть 29 ноября 1986 года после взрыва самолёта АН-12 бросили на поиски "чёрного ящика" и всего оставшегося от людей после взрыва (список погибших в том самолёте находится выше).
  
  В этом плане Андрею не повезло, его взвод на днях пополнился молодыми солдатами, вчерашними школьниками. Что происходит с новобранцами в нашей армии? Какие формы воспитания порой к ним применяются? Ой, даже страшно рассказывать, порой ненавистная "дедовщина" принимает формы более изуверские, чем пытки моджахедов. Причём о "дедовщине" наслышаны все, но мало кто знает её оборотную сторону, a именно: в Афганистане при выходе на боевые операции "старики" щадили "молодняк". В горах "старики" шли первыми, готовые принять на себя первую пулю, несли на себе тяжёлое снаряжение, отдавали молодым последний глоток воды и последний кусок галеты, в бою прикрывали хлипкие тела "молодых" не менее хлипкими своими. Одни мальчики становились отцами другим таким же мальчикам.
  
  Так и Андрей Макаренко не стал рисковать молодым пополнением, а, выстроив взвод цепочкой, приказал держать безопасную дистанцию и по возможности ступать след в след, начал горный подъём первым, шурудя перед сбой импровизированным миноискателем - автоматным шомполом. На тот момент их сапёр погиб, а замены ему ещё не прислали. Так что Андрей был и командиром и сапёром.
  
  Соблюдение безопасной дистанции спасло подчинённых от взрыва, грохочущим всполохом подбросившим Андрея в воздух и опустившим на землю с оторванной до колена ногой. Командир, несколько минут назад уверенно отдававший зычные команды, а ещё вчера до одури гонявший подчинённых на плацу, сейчас лежал беспомощный, искалеченный, истекающий кровью. Чего в первую очередь ожидает любой раненый? Конечно же оказания помощи, чтоб чьи-нибудь руки избавили от боли, вколов сколько-то нужных "кубиков" промедола, и даже пусть эти руки будут грубыми лапищами подчинённых, лишь бы кто-нибудь находился рядом, мягко успокаивая, поддерживая голову и гладя по волосам, пока адская боль окончательно не погасила сознания.
  
  И Андрею наверняка хотелось, чтоб кто-то, пусть даже эти бестолковые, ничего толком не умеющие пацаны, бросились спасать его жизнь, совсем такую короткую, но мелькнувшая при взрыве мысль "Тропа заминирована!" погасила жалость к себе и он успел приказать бойцам не двигаться с места, ожидая вызванной по рации подмоги. Так тe и стояли, парализованные страхом, а Андрей сам вколол себе промедол, после чего потерял сознание. Правда, шелестом губ он успел продублировать свой приказ: "Стоять на месте до прибытия подмоги..." Или ему показалось, что он приказал?
  
  
* * *
  
  Прибывшие на помощь десантники принесли с собой носилки и четыре сильных мужских руки осторожно стали эвакуировать Андрея вниз по узкой горной тропе. Второй взрыв оказался мощнее, он зацепил ещё семерых, а Андрея вышвырнуло из носилок, перекрутив вторую ногу вокруг оси ниже колена. На этот раз сознание его не оставило и погружение в вызванную по рации "вертушку", бешено молотившую лопастями воздух, запомнил отчётливо. Помнил, как всех раненых, в том числе и его, разложили на полу грузовой кабины вертолёта, подсоединив к каждому раненому капельницу в целлофановом пакете. Помнил, как борт сразу после подъёма стал беспомощно заваливаться на бок и кто-то кричал о закончившемся горючем. И помнил Андрей своё полнейшее безразличие. Наверняка любому надоест умирать три раза подряд в течение каких-то пары часов. Надоело Андрею, с одной оторванной наполовину ногой, с другой - перебитой, дважды взорванному, ему вдруг стало на всё плевать.
  
  Но и в третий раз смерть не смогла зацепить прапорщика Андрея Макаренко.
  "Командир экипажа капитан Смирнов несколько раз включал аккумуляторы, помогавшие авторотации несущего винта. У десантников есть такой приём: чтобы ослабить удар, перед самым касанием земли натягиваешь на себя стропы парашюта. Аналогично поступил и Смирнов. За секунду до того, как вертолет должен врезаться в сопку, капитан потянул на себя "шаг-газ", добавив число оборотов винту и тем самым сгладил удар".
  (Oтрывок из книги A. Боровика "Встретимся у трёх журавлей".)
  
  Да, они упали, но, благодаря мастерству пилота, сумевшего смягчить удар о землю, никто не погиб. Когда я слышала эту историю в Афганистане, то, помню, радовалась за незнакомого парня, самым невероятным образом в один день избежавшего три своих разных смерти. Но в Афганистане я не знала подробностей, не знала, что речь идёт о самолёте, взрыв которого унёс жизни тридцати человек, летевших в наш Джелалабад. Подробности прочитала позднее в книге Артёма Боровика.
  
  Кто трижды выдёргивал из цепких когтей смерти истерзанное, кровоточащее тело прапорщика Андрея Макаренко? Судьба? Рок? Ангел-хранитель?
  
  

4. История четвёртая. "Работники военторга"

   Вот уж действительно кому выпало много летать и ездить в Афганистане, так это работникам военторга. Товар на магазинные полки сам по себе с неба не сыпался, а крупные торговые склады находились только в Кабуле, Ташкенте и Термезе. Попробуй поясни родным бойцам, вернувшимся после сражения или удачной засады, почему в гарнизонном магазинчике нет в продаже их любимых леденцов. Или - белых ниток, или ткани на подворотнички, или праздничных открыток.
  
   А уж основное, как сладкая газированная вода "sisi", копчёная колбаса, сытные импортные ветчина и сосиски в жестяных банках - так это просто обязано находиться на магазинных полках постоянно! Красочно-разноцветный, ранее многими никогда невиданный ассортимент военторговских магазинов поднимал настроение бойцов перед боем и после боя.
  
   Наверное, не надо пояснять, куда первым делом спешили бойцы. Ну, после того, как помылись, побрились и взворошили свои "пёрышки". Правильно, спешили к любимым "дуканщицам" любимого "чипка"! Если таковой, конечно, в гарнизоне имелся. A где не имелось (горные заставы, дальние посты, высокогорные точки), так это нужно списать на несправедливую превратность судьбы. Будь приказы свыше, девчонки-продавцы пооткрывали бы свои "дуканчики" везде и торговый ассортимент на самой предальней горной заставе ничем бы не отличался от столичного кабульского.
  
  
* * *
  
   После появления у моджахедов ракет "стингер" многие военнослужащие перешли на наземное передвижение. Не только во исполнение строгих армейских приказов, разрешающих использование воздушного трафика лишь в исключительно особых случаях, но и потому, что гибель на земле казалась более человечной, христианской, нежели гибель в небе от взрыва ракеты. На земле даже после взрыва можно было найти фрагменты тела, чтоб затем отправить на родину для прощания с родными. А что оставалось от тех, кто погибал от ракеты в воздухе? К тому же, где гарантия, что разорванное ракетой человеческое тело не станет пищей хищным птицам или, страшно подумать, жалким ободранным шакалам? Не было никаких гарантий.
  
   А у военторговских работников выбора не оставалось, магазины не могли стоять пустыми и, не дожидаясь выхода бронированной колонны, девочки срывались в очередную - какую по счёту! - командировку. Летали (ездили) экспедиторы, а если экспедитор отсутствовал, то летели (ехали) товароведы, а в отсутствие товароведов за товаром летели (ехали) старшие продавцы, а порой и младшие. Работники военторга мотались столько, сколько иным служивым не снилось, чтоб обеспечить этих самых служивых всем необходимым, и - даже сверх того, везли товар по личным заказам, заявкам, просьбам, мольбам.
  
   Если посмотреть списки погибших вольнонаёмных девочек (здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml) и вольнонаёмных ребят ( здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00004.shtml), то можно видеть, что среди них погибло больше всего работников военторга.
  
  Но мало кто об этом знает. За домашними хлопотами и житейскими передрягами девочкам некогда рассказывать о своих подвигах. Вот так простенько и немногословно вспоминает военное прошлое Марина СТРИЖАК (НЕТЫКС), Афганистан - 1983-86 г.г., Газни, 191-й отдельный мотострелковый полк. Кабул, 656-е отделение торговли: ЦСВГ в/ч пп 94777 и в/ч пп 06522:
  
   "Два года моя подруга работала ревизором на ТЗБ в Кабуле. Ездилa по всему Афгану по магазинам. Их БТР подорвался на мине, она была вместе с Леной Чигвинцевой. Третий год работала в Газни, в вертолётном полку, продавцом, где мы с ней и познакомились. От 191-го полка это было в 4-х километрах. Я оттуда в Кабул за товаром летала. Два раза я колонной ходила и то сразу же под обстрел попала, автолавка сгорела...
  
  ...Я сама попала в колонне под обстрел, везла товары в военторг. С тех пор знаю, что ящики с патронами открывают как консервные банки, магазины после стрельбы пальцы обжигают, а патроны в них вставляют в шахматном порядке. Автолавка моя сгорела, а мне повезло. А всего 2 октября 1983 года в колонне под Сурпулем погибло 19 человек и 35 ранило. Писали мне на медаль и с военторга, и с 191-го полка. Командующий сказал, что "у нас гражданские не воюют". Меня в БРДМ засунули, двоих солдат из него снайпер ранил. Там внутри тесно, тело Игоря Романова у меня на коленях лежало. На голову не смотрела, туда пуля попала, а худой мальчишеский живот до сих пор перед глазами. Пишу и плачу, так жалко...Фильмы про войну не смотрю, расстраиваюсь. А в колонне я через неделю поехала в В Кабул за товаром. Работа была такая, хотя чаще на вертолетах летала..."
  
  
* * *
  
   Рассказанное ниже я узнала от бывшего продавца из Шиндандта Ольги ЗИНОВЬЕВОЙ (НЕМЧЕНКО), 1984-86 г.г. - 658-е отделение торговли (ГУТ МО СССР - военторг). 1984-85 г.г. - в/ч пп 19920 (автобат), 1985-86 г. г. - в/ч пп 83260, разведбат. Она тоже много летала и ездила с целью затоваривания торговых полок своего магазина всем необходимым.
  
  27 октября 1984 года Ольга с коллегой Татьяной должны были загружать самолёт товаром, отобранным на торговой базе Кабула. А загрузку вдруг отложили, что в иной ситуации вызвало бы понятное раздражение. Кому хочется впустую тратить свободное время там, где нет ничего интересного, как, к примеру, на кабульском аэродроме.
  
   Но в тот день для девчoнок из Шиндандта отложенный рейс оказался как никогда кстати. По слухам, ближе к обеду, должен вернуться борт из Союза, а c ним должна прилететь Ольгина подруга-землячка, товаровед торгово-закупочной базы военторга в Управлении тыла 40-й армии Татьяна Врублёвская. Вернее, должны вернуться несколько работников военторга, но Татьяна Врублёвская, которая подруга и землячка, везла с собой свадебное платье. Для собственной свадьбы.
  
   Вот шиндандтские продавщицы Ольга и Татьянa задирали головы в безоблачную высь, высматривая приближающуюся точку ташкентского самолёта. Какой девушке не хочется хотя бы краешком глаза увидеть свадебное платье подруги? Служба на войне не гарантирует возможности скорой встречи, а, уж тем более, личного присутствия на свадьбе, пусть даже это свадьба твоей подруги-землячки. И какому продавцу, болеющему душой за витринные полки своего магазина, не хочется знать ассортимент торговой базы ТУРКВо, откуда возвращались кабульские коллеги? Не думаю, что среди настоящих продавцов такoвые найдутся...
  
   A самолёт из Ташкента Ил-76М не приземлился. Так сухие официальные строки описывают трагедию, произошедшую в небе над Кабулом 27 октября 1984 года (нашла в интернете):
  
  "27 октября 1984 года произошла боевая потеря самолёта Ил-76М N 86739 128-го гв. втап (Паневежис). Самолёт майора Ю.Ф. Бондаренко совершал рейс Ташкент-Кабул в составе тройки.
   Одновременно с авиабазы Карши шли три Тартуских борта. По полученным душманами разведданным третий заходящий на посадку Ил-76 перевозит в двухпалубном варианте более 200 человек личного состава ВДВ, его и выбрали целью атаки.
   Экипаж Бондаренко должен был заходить на посадку четвёртым, но по случайности вклинился в первую тройку, став третьим в очереди и был сбит ПЗРК "Стрела" в 20 км юго-западнее Кабула. Ракета попала между первым и вторым двигателями. Все находившиеся на борту погибли.
   Временно самолёты данного типа к полетам в ДРА не привлекались, а вся нагрузка была распределена между Ан-12 и Ан-26."
  
  На борту находилось всего четыре пассажира и все они были работниками военторга:
  
  ВРУБЛЁВСКАЯ Татьяна Анатольевна, служащая (вольнонаёмная) Советской Армии.
  Дополнительная информация о Татьяне находится здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#23
  
  КАЛГАНОВА Галина Александровна, служащая (вольнонаёмная) Советской Армии.
  Дополнительная информация о Галине находится здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#24
  
  ШУЛЬГАН Владимир Михайлович, служащий (вольнонаёмный) Советской Армии.
  Дополнительная информация о Владимире находится здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00004.shtml#340
  
  ШИНКАРЕНКО Анатолий Максимович, подполковник, заместитель начальника Управления военной торговли
  
  
  Экипаж взорванного над Кабулом 27 октября 1984 года самолёта Ил-76:
  
  м-р БОНДАРЕНКО Юрий Фёдорович- командир корабля
  ст.л-т КАЙКОВ Сергей Михайлович - помощник командира
  к-н ГЛАДЫШ Иван Артемьевич - штурман
  к-н ВАКУЛЕНКО Анатолий Михайлович - бортинженер
  к-н ГУРУЛЁВ Александр Антонович - авиатехник по авиационному и десантному оборудованию
  пр-к АРХИПОВ Николай Анатольевич - стрелок
  пр-к СЛОБОДЯН Богдан Евстахиевич - радист
  
  
  Кто решил обойтись малой кровью и осуществил эту адскую подмену? Кто заменил борт с двумя сотнями десантников на борт с четырьмя работниками военторга?
  
   К тому же, сама Ольга, рассказавшая эту историю, считает, что, пройди их загрузка по плану, вполне вероятно под прицелом "стингера" оказался бы именно шиндандтский борт. Кто оставил в живых продавцов Шиндандта Ольгу Зиновьеву (Немченко) и её подругу Татьяну? Судьба? Рок? Ангел-хранитель?
  

   5. История пятая. "Mашинистка Татьяна"

  С героиней следующего счастливого избавления от гибели я познакомилась в сети и она, в довольно резкой форме, выразила мне недоверие, мол, она служила в прокуратуре Джелалабадского гарнизона и меня там не видела.
  
   Самое интересное, что и я Татьяну не встречала, при том, что я, зачисленная в штат прокуратуры вторым после прокурора приказом, оказалась первой и единственной начальником канцелярии той самой прокуратуры.
  
   После короткой переписки и сопоставления дат выяснилось, что Татьяна была прислана к нам на замену машинистки Лили ШАМОВОЙ, но по некоторым причинам решила поменять наш Джелалабад на Гардез, а на её место из Гардеза прилетела тоже Татьяна, но МИХАЙЛОВА. Кстати, также чудом спасшаяся от гибели в воздухе при том самом перелёте из Гардеза в Джелалабад, о чём я рассказываю в тексте "Когда мама становится Ангелом-хранителем", поставленном здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/p.shtml
  
  И почему же мы не повстречались с Таней ГОНЧАРЕНКО (ШИБЕКО)? А меня в тот момент в Афганистане не было - или летала на зимнюю сессию, или была в отпуске, или находилась в командировке в Союзе. Не помню. A когда вернулась, то за столом машинистки уже восседала Татьяна МИХАЙЛОВА.
  
  Итак, вспоминает Татьяна ГОНЧАРЕНКО (ШИБЕКО), Беларусь, г. Витебск. В Афганистане - 1986-88 г.г., машинистка в/ч пп 62351 КЭЧ в Гардезе:
  
  "В конце января-начале февраля 1988 года я летела из Союза, из отпуска, вместе с одним парнем, работавшим в нашей КЭЧи.
  Сидели на пересылке 2 дня. Ни одного борта на Гардез.
  И тут вдруг объявляют, что есть вертушка в Газни с остановкой в Гардезе. Мы, естественно, сумки в руки и - бегом на взлётку! Но в вертолёте был только один свободный парашют и так как должны были прилететь поздно ночью, по-одиночке мы с этим парнем из КЭЧи лететь не решились. Слишком далеко добираться от взлётки до части!
  И вместо нас улетела другая девушка.
  Утром мы узнали, что вертолёт разбился недалеко от Гардеза. Был конечно шок! На её месте должна была быть, возможно, я.
  Потом больше недели в нашу сторону бортов не было. А когда прилетели, то оказалось, что все считали погибшей - меня! У погибшей девушки были, как и у меня, длинные волосы. Но у неё очень сильно разбилось лицо, что опознать было невозможно.
  Не знаю, что произошло, сбили или вертолёт зацепился за гору. И все бы выжили, но их искать начали только утром. Погибли от холода. Как звали ту девушку я так и не узнала."
  
  Так сухие официальные строки описывают трагедию, произошедшую в афганском небе между Кабулом и Гардезом 21 января 1988 года (нашла в интернете):
  
  " 21 января 1988 года произошла боевая потеря вертолёта Ми-8МТ 4-й вэ 50-го осап (Кабул). Пара совершала транспортный рейс по маршруту Кабул-Гардез, ведущим шёл зам.командира полка п/п-к Дарьин Ю.В., ведомым шёл нач.альник разведки полка м-р Пискайкин А.Г.
  При перелёте хребта к северу от аэродрома Гардез вертолёт ведомого попал под огонь зенитных средств и, потеряв управление, упал на землю. Погиб экипаж из трёх человек, влючая командира, лётчика-штурмана ст. л-та С.Путенко и борттехника ст. л-та А.Кучеренко, а так же четыре пассажира."
  
  Кто сохранил Таню ГОНЧАРЕНКО (ШИБЕКО) в живых? Судьба? Рок? Ангел-хранитель?
  
  Погибшая в том вертолёте девушка, на чьём месте должна оказаться Татьяна, была МИРОШНИЧЕНКО Ольга Павловна, зав. столовой войсковой части пп 21076, Газни. Дополнительная информация об Ольге находится здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003.shtml#1
  и здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/00003aab.shtml#1000
  

   6. История шестая. "Cолдаты вермахта"

  Наверняка многие из прошедших войну могут поделиться похожим воспоминанием, когда оставались в живых только благодаря внезапно изменившимся планам. У меня тоже имеются в запасе, но перегружать военной темaтикой не хочется, а лучше расскажу произошедшее в миру на территории Kалининградской области.
  
  Ехали мы с дочкой на машине из Калининграда в город Балтийск, военно-морскую базу, cамый западный форпост России, где намечалось открытие памятника Петру I. Русский царь к бывшему немецкому городу Пиллау (старое название Балтийска) имел отношение косвенное - трижды навещал в рамках Великого посольства. Зато шведский король Густав Адольф II, когда-то владеющий этими землями, оставил о себе более существенную память, настроив полезных и нужных сооружений и заложив одну из главных достопримечательностей - звездообразную пятиугольную крепость-цитадель Пиллау, сохранившуюся до наших дней.
  
   Но не водружать же в центре западного форпоста России памятник шведскому королю? Pешили украсить город фигурой русского царя как бы в честь его грандиозных побед на Балтийском море. Бросили клич среди российских скульпторов, выбрали понравившийся эскиз курских мастеров И.А. Минина и В.И. Бартенёва, те сваяли чудесный памятник, a его открытие приурочили к очередному военно-морскому параду.
  
  
* * *
  
  Вот в воспитательно-патриотических целях я и везла дочку в Балтийск.
  
  От Калининградa до Балтийска расстояние пустяковое в 40 км, при нормальных условиях проскакиваемые в полчаса. Hо не на этой трассе, ближайшее пространство к которой утыкано деревянными да металлическими крестами в память о погибших. А гибель водителям несут, так называемые, "солдаты вермахта", вековые деревья вдоль дорожных обочин, после окончания войны перешедшие в Калининградскую область вместе с остальным немецким "приданным" и продолжающие исполнять долг по уничтожению советского населения все послевоенные годы. Вроде дали немую клятву таинственному лесному фюреру.****
  
   Причём, сами по себе деревья не так опасны, кабы не полное отсутствие обочины в нормальном её понимании, да не извилистость трассы. Старожилы привыкли, все повороты знают и то, бывает, погибают именно на этом участке. Что говорить о новичках, в разудалом веселье стремящихся к морю? Едва переведут дух после крутого правого поворота, как тут же приходится выкручивать руль влево, иначе можно на полной скорости влететь в один из мощных стволов.
  И - влетают. Мало кому удаётся проскочить в просвет между, большинству же не везёт: железо - в гармошку, стекла - в крошку, людей - на куски.
  
  A "солдатам вермахта" хоть бы что. Свежие раны сочатся клейковатым соком, старые затянулись корявыми шрамами-нашлёпками, и каждая такая нашлёпка напоминает орден за очередного поверженного "противника"...
  
  
   []
  Фото не моё, подписано: "Воины Вермахта. Здесь абсолютно все дороги между городами такие. Деревья своими кронами закрывают дорогу с воздуха, заодно удерживают корнями асфальт от расползания. Обочина отсутствует, достаточно большое количество аварий случается на таких дорогах."
  Найдено здесь: http://victorborisov.livejournal.com/43805.html
  
  
  
* * *
  
   И вот мы выехали из Калининграда, но до "солдат вермахта" ещё не доехали, а дочка вдруг начала ныть:
   - Писать, писать, писать... - да всё без умолку. Прежде такого не случалось. Привыкшая к длительным путешествиям, своей не детской выносливостью она не раз приводила в изумление случайных дорожных попутчиков. И к пешим походам с малых лет приученная.
   А тогда, как ключиком заведённая, без умолку.
  
   Говорю, и даже не говорю, а - приказываю:
   - Терпи! Скоро приедем!
   A она ещё громче и требовательнее:
   - Писать! Писать! Писать!
  
   Ёлки-палки, злой я такой стала! Рывком вывернула руль к обочине вправо, обежала капот, рванула заднюю дверцу, выдернула дочку с детского креслица:
   - Сейчас дядя губернатор появится и всю трассу перекроют! Тогда не увидишь ни кораблей, ни самолётов! Так тебе будет и надо! - ругаюсь, а сама лихорадочно расстёгиваю кнопки на джинсовом комбинезончике, спеша поскорее приткнуть дочку к заднему правому колесу.
   A там!.. самого колеса... нет колеса! Заднее шасси выпирало металлической болванкой, вокруг которой намотался искореженный обод с шёлковыми ошмётками оставшейся резины. Вот, оказывается, отчего в салоне гудело, а водители и пассажиры обгоняющего транспорта аж передом-назад выворачивались. Но сигнала никто не подал. Очевидно торопились занять более удобные места на набережной, там, откуда за военно-морским парадом можно наблюдать, не вылезая из салона машины.
  
   А сама бы я ни за что не догадалась, не учили нас на автомобильных курсах, что при отсутствии одного колеса в салоне транспортного средства появляется гул наподобие танкового. Так гудело, что я уши бумажными салфетками заткнула, а перед любопытными физиономиями, выглядывающими из обгоняющих нас машин, разводила руками, зло вопрошая:
  - Что надо?!
   Или просто показывала язык, до такой степени чужое любопытство надоело...
  
   Kто остановил нас и ткнул меня носом в то самое злосчастное место, где должно присутствовать четвёртое колесо?
  
  Май, 2009 года
  
   _______________________________________________________________________
  
   * - интересные статьи в тему здесь и ------- здесь
  
  ** - на тему военно-морского парада в Балтийске: http://kp.ru/daily/25727.6/2718694/
  
  ***подпись-оригинал под найденной фотографией на сайте http://victorprofessor.livejournal.com/43805.html:
   "Фото 5. Воины Вермахта. Здесь абсолютно все дороги между городами такие. Деревья своими кронами закрывают дорогу с воздуха, заодно удерживают корнями асфальт от расползания. Обочина отсутствует, достаточно большое количество аварий случается на таких дорогах".
  
  **** - такие сообщения нашла в печати. Правда, непонятно почему в первом за "солдат вермахта" взялись в направлении городка Светлогорск, где "солдаты" не так опасны по причине малого количества? Может, потому, что Светлогорск - курорт государственного значения?
  
  (1)"СРОЧНО! "Последних солдат вермахта" пустили под топор:
   Немецкие придорожные деревья вырубают на шоссе Калининград-Светлогорск
   Алексей ДЕНИСЕНКОВ - 13.12.2009 15:11
   Как сообщили "КП" очевидцы, сейчас полным ходом идет вырубка старых немецких деревьев на шоссе Калининград-Светлогорск. По предварительным данным, делается это для безопасности автомобилистов - чтобы снизить аварийность на этой дороге. Вместе с тем, как раньше заявляли чиновники областного правительства, старые деревья вырубаться не будут, поскольку это может привести к разрушению дороги."
  
  (2) В Калининградской области бронетранспортер столкнулся с автобусом РБК | 15:44:57
  
  В Калининградской области в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с участием бронетранспортера, автобуса и двух иномарок пострадали три человека. Об этом сообщает пресс-служба регионального управления ГИБДД.
  Инцидент произошел сегодня утром. "Со стороны Балтийска в направлении Калининграда следовал военный БТР, водитель которого в районе поселка Мечниково Балтийского городского округа при разъезде с автобусом совершил наезд на придорожное дерево справа по ходу движения. После этого он совершил столкновение с автобусом", - сообщили в пресс-службе. Пассажиров в салоне автобуса не было.
  От столкновения с автобусом БТР выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем "Ауди". Автобус выехал на "встречку" и столкнулся с автомобилем Мерседес".
  В результате ДТП пострадали водители автомобилей "Ауди" и "Мерседес", а также пассажир БТР. В настоящее время по факту инцидента проводится проверка..."
  http://www.utro.ru/topnews.shtml#201206251544571055152
  
  
  "В Калининграде ликвидировали 4 тысячи 'последних солдат вермахта'
  Придорожные деревья убрали по предписанию ГИБДД
  
  В Калининградской области за полгода по предписанию ГИБДД спилили почти 4 тысячи придорожных деревьев, угрожавших безопасности дорожного движения. Об этом сообщается на сайте региональной Госавтоинспекции.
  Между тем, за 6 месяцев количество ДТП, связанных с наездами на деревья, выросло на 14%. Зарегистрировано 57 таких аварий, в которых погибли 22 человека и 63 получили ранения.
  С обочин автодорог области убрали 3931 дерево..."
  http://kp.ru/online/news/1198321/
  
  

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  А.Эванс "Сбежавшая игрушка" (Любовное фэнтези) | | А.Грин "Курсантка с фермы" (Любовная фантастика) | | Т.Катерина "Я - адептка. Книга 1" (Фэнтези) | | А.Максимова "Ангел для Демона" (Попаданцы в другие миры) | | Н.Волгина "Беглый жених, или Как тут не свихнуться" (Попаданцы в другие миры) | | О.Обская "Единственный, или Семь принцев Анастасии" (Попаданцы в другие миры) | | Н.Самсонова "Запрещенный обряд или встань со мной на крыло" (Приключенческое фэнтези) | | У.Гринь "Швабра и шампанское, или Танцуют все!" (Женский роман) | | Н.Соболевская "Темная страсть" (Любовное фэнтези) | | Л.Ангель "Серая мышка и стриптизер" (Современный любовный роман) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Котова "Королевская кровь.Связанные судьбы" В.Чернованова "Пепел погасшей звезды" А.Крут, В.Осенняя "Книжный клуб заблудших душ" С.Бакшеев "Неуловимые тени" Е.Тебнева "Тяжело в учении" А.Медведева "Когда не везет,или Попаданка на выданье" Т.Орлова "Пари на пятьдесят золотых" М.Боталова "Во власти демонов" А.Рай "Любовь-не преступление" А.Сычева "Доказательства вины" Е.Боброва "Ледяная княжна" К.Вран "Восхождение" А.Лис "Путь гейши" А.Лисина "Академия высокого искусства.Адептка" А.Полянская "Магистерия"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"