Смолина Алла Николаевна : другие произведения.

Лётные происшествия в небe Афганистана (1988-1989)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  
  
  
  
  
  

  
  "Лётные происшествия в небe Афганистана (1979-1983)" находится
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/text_1979-1984.shtml
  
  
  "Лётные происшествия в небe Афганистана (1984-1985)" находится
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/text_1984-1985.shtml
  
  
  "Лётные происшествия в небe Афганистана (1986-1987)" находится
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/text_1986-1987.shtml

  
  
  
  
  

Лётные происшествия в небе Афганистана в 1988-1989 годах

1988 год

  
  12 января 1988 г. боевая потеря Су-17м4 274-го апиб (Калинин).
  Вылет с аэродрома Баграм, ком. аэ Юрчук Сергей.
  Работа в горном районе Пандшерского ущелья.
  
  Официально - на высоте 4 500 сбит из ПРЗК 65 км северо-восточнее Баграма (Аз=65).
  Летчик катапультировался, приземлился высоко в горах в глубокий снег.
  Духов рядом не было.
  
  Подходящей площадки рядом с местом приземления не оказалось и забрать его вертолетом оказалось не возможно.
  Попытались сбросить летчику теплую одежду и продукты, но весь груз улетел в пропасть.
  Обнаружили подходящую площадку ниже по склону.
  
  Чтобы помочь летчику, к нему на парашюте со 100 м прыгнул прапорщик Н. Скрипкин из группы ПСС, вдвоем они спустились к площадке.
  Подобраны парой вертолетов Ми-8МТ м-р Ю. Власов - м-р А. Макаревич из ПСО 262-й овэ.
  
   A.C.: Аналогичная сводка имеется за 12.01.1987:
  "12 января 1987 г. авария самолёта Су-17М4, аэродром Баграм, лётчик Юрчук С.
  Лётчик выполнял вылет на боевое задание по штурмовке целей в Пандшерском ущелье.
  Имеется 2 версии ЛП:
   - по официальной версии: на высоте 4 500 м сбит из ПРЗК в 65 км северо-восточнее Баграма, летчик благополучно катапультировался, приземлился высоко в горах в глубокий снег и был подобран вертолетами ПСО;
   - по неофициальной версии: сорвался в штопор после вывода из атаки из-за несброса АБ и невключения форсажа при этом".
  
   Когда на самом деле случилось ЛП?
  
   A.C.: Майор ПСО Мокаревич А.И. из Баграма упоминается в сводке за 11.08.1987.
  Возможно, один и тот же, ошибки в написании фамилий допускались часто.
  
   A.C.: Скрипкин упоминается в сводке за 24.06.1988 (см. ниже).
  
  * * *
  
  17 января 1988 г. боевая потеря двух вертолетов Ми-24 23-го оап авиации погранвойск (Душанбе).
  Огневое прикрытие высадки десанта в районе кишлака Якатут.
  
  Погибли к-р эскадрильи м-р Карпов В.А., штурман эскадрильи к-н Окомашенко Н.П., к-н Красовский П.С., пр-к Чекмарев Э.Ю., ст. л-т Леонов И.А.
  
  * * *
  
  21 января 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 4-й вэ 50-го осап (Кабул).
  Пара совершала транспортный рейс по маршруту Кабул-Гардез, ведущим шел зам. командира полка п/п-к Дарьин Ю.В., ведомым нач. разведки полка м-р Пискайкин А.Г.
  
  При перелете хребта к северу от аэродрома Гардез вертолет ведомого попал под огонь зенитных средств и, потеряв управление, упал на землю.
  
  Погиб экипаж из 3-х человек, влючая командира, летчика-штурмана ст. л-та С. Путенко и борттехника ст. л-та А. Кучеренко, а так же четыре пассажира, один из которых - к-н, зам. ком-ра 266 ОРАТО по политчасти.
  
   A.C.: В этом самолёте погибла Ольга Павловна МИРОШНИЧЕНКО, зав. столовой гарнизона Газни.
  Возвращалась из Союза после похорон мамы, военная командировка - около семи месяцев.
  Ольга упомянута в моём тексте "О девочках, гражданских специалистах Министерства Обороны, погибших в афганском небе".
  
  A.C.: П/п-к Дарьин Ю.В. упоминается в сводке за 27.08.1988 (см. ниже)
  
  * * *
  
  6 февраля 1988 г. катастрофа вертолета Ми-8МТ N 30 /зав.94551 3-й вэ 280-го овп (Кандагар).
  
  Во время проведения армейской операции "Юг-88" на севере провинции Гильменд экипаж командира звена м-ра Виктора Вахрушева совершал ночью 3-й боевой вылет за сутки на эвакуацию раненых спецназовцев 370-го ОоСпН.
  
  Взяв на борт трех раненых разведчиков и тела двух погибших, экипаж приступил к взлёту с площадки в 32 км северо-восточнее н.п. Гиришик (от аэродрома Лашкаргах Аз=320R, Д=65 км).
  Cтараясь быстрее выйти из зоны огня противника, лётчик превысил допустимый угол тангажа, после чего машина потеряла скорость и упала на землю.
  
  Командир и летчик-штурман ст. л-т С. Макаров погибли сразу, а борттехник ст. пр-к Ю. Светличный был тяжело ранен и после эвакуации вертолётом ПСС умер от полученных ран в госпитале 10-го февраля.
  Из находившихся на борту в живых после катастрофы остался только один раненый разведчик сержант Л. Булыга.
  
  * * *
  
  16 февраля 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-24В N 37/зав.22176 3-го отряда 205-й овэ (Кандагар).
  Действие в составе пары ком отряда м-р Балашов (ведущий), к-н Беляев (ведомый).
  
  Вертолет совершал полет на малой высоте 15 м, когда был поражен выстрелом РПГ в ХБ, после чего просел и столкнулся с землей.
  Экипаж в составе к-на А.Е. Беляева и старшего штурмана м-ра М.Н. Хабибулина погиб.
  
  * * *
  
  26 февраля 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-24В 335-го обвп (Джелалабад).
  Экипаж: командир к-н Н. Захаров, оператор ст. л-т Г. Пономарев.
  
  Ведущим пары вертолётов Ми-24 выполнял боевую задачу по обеспечению прикрытия транспортного вертолёта Ми-8МТ, доставлявшего оружие и боеприпасы на сторожевые заставы в районе Асадабада провинции Кунар.
  
  В 6 км юго-восточнее н.п. Асадабад (пост N 2) вертолёт был сбит ракетой ПЗРК.
  Лётчик предпринял попытку выполнения вынужденной посадки, но вертолёт взорвался и экипаж погиб.
  Все произошло настолько быстро, что ведомый (командир к-н Владимир Вдовин и летчик-оператор ст. л-т Латыпов Ханиф) не понял, что произошло с ведущим.
  
  После этого введен временный запрет полетов в р-не с формулировкой "провести огневое обеспечение всего маршрута пролета".
  
  A.C.: Командир к-н Владимир Вдовин и летчик-оператор ст. л-т Ханиф Латыпов упоминаются в сводке за 27.11.1987.
  Правда, там В. Вдовин ещё в звании ст. лейтенанта.
  
  * * *
  
  29 февраля 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-24 262-й овэ (Баграм).
  Вылет на обеспечение постов у кишлаков Джарчи и Петава.
  
  Вертолет был поражен ракетой ПЗРК "Stinger", причем попадание отмечено прямо в район расположения работающей станции помех "Липа".
  Подбитый вертолет упал в 10 км ю.-з. Баграма.
  
  Экипаж в составе к-на А. Самсонникова и ст. л-та А. Азимова погиб.
  
  * * *
  
  17 марта 1988 г. боевая потеря самолета Су-25 378-го ошап (Баграм).
  Штурмовик, пилотируемый ст. л-том А.В. Кудрявцевым, был поврежден в результате близкого взрыва (по разным данным либо самоподрыв своего боеприпаса, либо попадание ракеты ПЗРК).
  Лётчик катапультировался в районе аэродрома Баграм и был эвакуирован спасательными службами.
  
  A.C.: Ст. л-т Кудрявцев А.В. упоминаются в сводке за 04.08.1988 (см. ниже).
  
  * * *
  
  19 марта 1988 г. авария вертолета Ми-6 N 42 181-го овп (Кундуз).
  Полет по маршруту Кундуз-Файзабад.
  
  При выполнении ночной посадки на а/э Файзабад лейтенант Захарченко рано снизился на посадочной прямой и на скорости 120 км/ч зацепился передней стойкой шасси за дувал.
  Несмотря на то, что вертолет был разбит полностью, на борту все остались живы.
  
  * * *
  
  Mарт 1988 г. поломка самолета МиГ-23УБ 168-го иап (Староконстантинов).
  Посадка на аэродроме Баграм.
  Самолет МиГ-23уб на посадке столкнулся с МиГ-23млд Михаила Царева, в результате оба получили серьезные повреждения.
  
  * * *
  
  17 апреля 1988 г. боевое повреждение вертолета Ми-8МТ 239-й овэ (Газни).
  При атаке каравана противника у н.п. Бараки вертолет был обстрелян из стрелкового оружия и получил повреждения.
  Погиб бортовой техник ст. л-т Абморшев И.А.
  
  * * *
  
  18 апреля 1988 г. катастрофа самолета МиГ-23МЛД N 40 2-й аэ 979-го иап (Щучин), взлет с аэродрома Кандагар.
  Пара ком. звена к-н Сажин Евгений Васильевич, ведомый ст. л-т Кругляков Павел Николаевич.
  
  Возвращались после нанесения БШУ по скоплению душманов, юго-западнее Кандагара на Н=5 000 м, войдя в зону аэродрома, перешли на снижение с углом пикирования 60R.
  Ha Н=1 500 м ведущий вышел из снижения, а ведомый, не выходя из пикирования, столкнулся с землей.
  Летчик погиб.
  
  Среди возможных причин ошибка летчика или ухудшение самочувствия.
  
  * * *
  
  18 апреля 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-24 335-го обвп (Джелалабад).
  Разведка караванных троп в провинции Лагман.
  Пара Ми-24 прикрывала транспортно-десантные вертолеты Ми-8МТ с досмотровой группой.
  
  После обнаружения каравана завязался бой, во время которого вертолеты прикрытия выполнили несколько заходов на цель.
  В ходе одной из атак Ми-24 ком звена к-на С.В. Гусева был сбит двумя попаданиями ракет ПЗРК "Stinger" и упал в районе кишлака Шивукала.
  
  Погибли командир экипажа и летчик-оператор л-т П.А. Щипанов (был еще жив после падения и добит моджахедами позже).
  По различным причинам операция по спасению начата только через 4 часа 20 минут.
  
  * * *
  
  23 апреля 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-24 3-й вэ 50-го осап (Кабул).
  Экипаж к-на В.В. Подпалова осуществлял непосредственную поддержку войск, попал под сосредоточенный огонь стрелкового оружия и ДШК, в результате чего был сбит.
  Экипаж жив.
  
  * * *
  
  25 апреля 1988 г. боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (313 орап Вазиани), вылет с аэродрома Баграм.
  На Н=400 м попадание птицы и остановка двигателя.
  Летчик катапультировался и подобран вертолетами ПСО.
  
  Неофициально - испытание новых ИК ловушек "Гроздь" (рассчитаны чисто против "Стингер").
  Старые ловушки сразу срабатывали, новые сначала вылетали, потом срабатывали, испытывали на полигоне, который находился на кругу полетов.
  Ведомый, видимо, поймал несколько ловушек и успел катапультироваться у самой земли.
  
   A.C.: Точно такая информация находится в сводке зa 25 апреля 1987 года.
  Когда в действительности произошло ЛП?
  
  * * *
  
  20 мая 1988 г. боевая потеря Су-17м4 274-го апиб (Калинин).
  Аэродром Шиндант.
  Самолет сгорел на стоянке, единственный выпущенный РС угодил в него, самолет потушить не удалось.
  
  Неофициально - бойцы сливали керосин, чтобы продать и отметить близкий вывод полка домой.
  Ночь, решили подсветить, начался пожар, самолет был полностью готов к вылету с подвешенными АБ.
  Тушить желающих не нашлось, когда подкатили пожарки, начали рваться БК в пушках.
  
  * * *
  
  25 мая 1988 г. катастрофа вертолета Ми-8МТ N 86 2-й вэ 335-го обвп (Джелалабад).
  Вертолет к-на С.А. Коруевского, в составе выводимой аэ, осуществлял перелет из Афганистана в Союз.
  
  На этапе Пугачев-Саратов сработала сигнальная лампа малого давления масла в главном редукторе.
  На сигнализацию внимания не обратили (она часто срабатывала ложно) и вскоре редуктор заклинило.
  
  Вертолет потерял управление и упал в реку Волгу у села Сабуровка.
  Погибли командир в-та, летчик-штурман Титов Евгений, борттехник Стекачев Владимир, авиатехники и авиамеханики ст. л-т А. Манцевич, А. Крылов, Н. Листратов, ст. пр-к А. Медведев.
  Были почти дома...
  
   A.C.: В распространённой версии их гибели сказано, что погибли в бою. Так часто поступали командиры, стараясь хоть чем-то помочь родным погибшего. За погибшего в бою могли быть начислены дополнительные финансовые выплаты.
  
  Но я не знала реальных обстоятельств гибели этого экипажа, и когда предложили написать газетный очерк о последнем бое героя, то согласилась. За три года "своей" афганской войны с массой командировочных полётов имею представление о службе пилотов в зоне боевых действий, потому, всё отложив, стала искать сослуживцев, чтоб составить портрет погибшего, собрать детали, найти дополнительную информацию.
  
  Вот сослуживцы и рассказали правду.
  И я отказалась от написания очерка: как можно рассказывать о бое, которого не было?
  И после задавалась вопросом: правильно ли поступила?
  Ответа не знаю до сих пор.
  
  * * *
  
  7 июня 1988 г., аэродром Кандагар, Афганистан.
  В результате обстрела аэродрома душманами полностью сгорел самолёт Су-25.
  При этом погиб часовой.
  
  Один из самолетов также загорелся, его успели потушить.
  Разлет висевших под крылом 6 НАР С-24 длился около 40 минут.
  
  * * *
  
  10 июня 1988 г. боевое повреждение вертолета Ми-8МТ N 54/зав.93092 2-й вэ 280-го овп (Кандагар).
  Получил повреждения при обстреле РС аэродрома базирования.
  Восстановлен.
  Кроме того, осколочные повреждения обнаружены на вертолетах Ми-6А N 87, Ми-6 N 94 и Ми-24 N 06.
  
  * * *
  
  15 июня 1988 г. катастрофа самолета Су-22м4 N 444 355-го апиб ВВС ДРА (Баграм).
  
  Самолет, совершивший посадку, бросило с полосы и он столкнулся с автомашиной КамАЗ, без разрешения выехавшей на боковую полосу безопасности.
  В результате столкновения погибли трое советских военнослужащих из ТЭЧ 378-го ошап, направлявшимися на грузовике на другую сторону аэродрома.
  Самолёт получил значительные повреждения носовой части, в результате чего был списан.
  
  * * *
  
  21 июня 1988 г. боевая потеря самолета Су-25 378-го ошап (Кандагар).
  При обстреле аэродрома Кандагар прямым попаданием неуправляемого реактивного снаряда уничтожен штурмовик Су-25.
  
  * * *
  
  23 июня 1988 г., аэродром Кабул, Афганистан.
  В результате обстрела душманами аэродрома полностью сгорели 8 самолётов Су-25.
  Ещё 2 самолёта получили серьезные повреждения, но были восстановлены.
  
  * * *
  
  24 июня 1988 г. катастрофа самолёта Ан-26.
  Сбит душманами, самолёт столкнулся с землёй близ авиабазы Баграм.
  Экипаж погиб.
  
  * * *
  
  24 июня 1988 г. 04:00 боевая потеря самолета Ан-26 N 29 1-й аэ 50-го осап (Кабул).
  
  Самолет, пилотируемый экипажем м-ра В. Косоловича (место командира занял ком. аэ п/п-к А. Косьяненко), совершал рейс Кабул-Баграм.
  
  На предпосадочной прямой борт был обстрелян моджахедами и, перевернувшись, упал прямо перед ВПП.
  
  Погибли комэск, командир самолета, летчик ст. л-т Р. Шайхутдинов, штурман к-н С. Никифоров, борттехник л-т А. Ефименко, радист пр-к В. Полищук.
  
  Уцелел в катастрофе только бортмеханик пр-к С.В. Попов, он был обнаружен группой ПСО (Владимир Борзяк, Владимир Воробьев, Цветков, Устюжанцев, Скрипкин) и эвакуирован вертолетом в Баграмский госпиталь "Электрон", а затем переправлен в Ташкент.
  
  Согласно отчету комиссии, причиной катастрофы стал огонь стрелкового оружия, повредивший органы управления.
  
   A.C.: Скрипкин упоминается в сводке за 12.01.1988 (см. выше).
  
  * * *
  
  24 июня 1988 г. боевая потеря 8 Су-25 378-го ошап (Кабул).
  В результате попадания реактивного снаряда выпущенного мятежниками на стоянке самолетов-штурмовиков возник пожар, уничтоживший 8 Су-25.
  
  * * *
  
  18 июля 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-24 17-го оап авиации погранвойск (Мары).
  
  Экипаж в составе командира в-та к-на Г.А. Каторгина, летчика-оператора к-на В.М. Курмака, борттехника пр-ка М.А. Полищука и бортмеханика ряд. Р.Р. Замалетдинова погиб в результате падения вертолета на взлете с площадки ММГ "Карези-Ильяз" (р-н крепости Зульфагар провинции Герат).
  
  Борт полностью сгорел.
  
  * * *
  
  3 августа 1988 г., aвария вертолета Ми-8МТ N 56 302-й овэ (Шинданд).
  
  При посадке возле штаба 5-й мсд вертолет задел передней стойкой шасси стоящий автомобиль "Урал".
  При падении были повреждены кабина экипажа и стойки шасси.
  Экипаж и пассажиры (предположительно комиссия Минобороны, возвращавшаяся из Герата) живы.
  
  Командиру экипажа при падении сломало ногу (ноги?).
  
  Вертолет восстанавливали силами ТЭЧ эскадрильи, но вскоре оборудование вертолета было передано в Кабул для ввода в строй вертолетов 50-го ОСАП, поврежденных при обстреле стоянки 1-го сентября.
  Дальнейшие работы по восстановлению борта были прекращены.
  
  * * *
  
  4 августа 1988 г. авария самолёта Су-25, лётчик зам. командующего ВВС 40-й ОА п-к Руцкой А.В.
   При нанесении удара восьмеркой Су-25 под прикрытием четверки МиГ-23 вблизи границы с Пакистаном в районе города Хост самолет Руцкого А.В. был сбит двумя ракетами AIM-9L "Сайдвиндер", выпущенными с пакистанского истребителя F-16A.
  
  Летчик катапультировался.
   Самолет упал на пакистанской территории.
  
  Летчик попал в пакистанский плен и впоследствии был обменян.
  
  Указом Председателя Президиума Верховного Совета СССР от 8 декабря 1988 г. п-ку Руцкому А.В. присвоено звание Героя Советского Союза.
   Это было второе за 2 года катапультирование Руцкого А.В. в Афганистане.
  
  То же самое лётное происшествие:
  
  4 августа 1988 г. боевая потеря самолета Су-25 N 03 378-го ошап (Баграм).
  Пара самолетов п-к А. Руцкой - ст. л-т А. Кудрявцев произвела взлет в 19:05 с целью обеспечения удара группы штурмовиков по базе душманов южнее города Хост.
  
  В районе цели, в 19:42, самолет Руцкого был атакован двумя ракетами и сбит.
  Летчик катапультировался над территорией Пакистана и пытался в течение двух дней добраться до границы с Афганистаном, но был схвачен у деревни Харсин.
  Возвращен на родину в результате переговоров.
  
  По пакистанским данным, штурмовик сбили истребители F-16A с авиабазы Камра (обломки крыла Су-25 выставлены на входе базы).
  
  A.C.: Ст. л-т Кудрявцев А.В. упоминаются в сводке за 17.03.1988 (см. выше).
  
  * * *
  
  10 августа 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 254-й овэ (Пули-Хумри).
  При обстреле вертолётной площадки Пули-Хумри были повреждены 7 вертолётов Ми-8МТ и 7 вертолётов Ми-24.
  При этом один вертолёт Ми-8 сгорел полностью, на восстановление остальных потребовалось 5-6 дней.
  
  * * *
  
  15 августа 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-24В 3-й вэ 50 осап (Кабул).
  Экипаж к-на Г.И. Матвеева покинул вертолет после отказа топливной автоматики левого
  Экипаж жив и подобран группой ПСС.
  
  * * *
  
  27 августа 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-24В 3-й вэ 50-го осап (Кабул).
  
  Экипаж к-на А. Литвиненко получил задание атаковать моджахедов, обстреливающих высокогорный сторожевой пост.
  Над полем боя вертолет был подбит ракетой ПЗРК и загорелся.
  
  Командир и оператор ст. л-т А. Мошков покинули машину, но высоты для раскрытия парашютов не хватило, в результате чего оба погибли.
  
  Осуществлявшие ПСР вертолеты п-ка А. Голованова и п/п-ка Ю. Дарьина, так же попали под сплошной заградительный огонь, но сумели забрать тела погибших, при этом по взлетающему вертолету п-ка Голованова был произведен пуск ракеты ПЗРК, от которой летчик сумел уклониться.
  
  A.C.: П/п-к Дарьин Ю.В. упоминается в сводке за 21.01.1988 (см. выше)
  
  * * *
  
  27 августа 1988 г. катастрофа самолёта Ан-12, аэродром Кабул.
   Экипаж погиб.
  
  * * *
  
  1 сентября 1988 г. боевая потеря 2-х вертолетов Ми-8МТ 4-й вэ 50-го осап (Кабул).
  Уничтожены при обстреле противником РС аэродрома базирования.
  В этот день противником выпущено 48 ракет из района в 5 км юго-восточнее аэропорта.
  
  * * *
  
  4 сентября 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 254-й овэ (Кундуз).
  
  В ходе осуществления эвакуации раненых с площадки Джаркудук у н.п. Чаугани, в предместье Пули-Хумри, вертолет попал под обстрел противника.
  Экипажу удалось произвести взлет и маневром выйти из зоны поражения, но из-за повреждений пришлось тут же идти на вынужденную посадку.
  При приземлении плохо управляемый вертолет опрокинулся на борт и загорелся.
  
  Погибли ком. звена м-р Д.Д. Гайдуков, летчик-штурман л-т В.А. Ульянов и борттехник к-н В.И. Брусенцов.
  
  * * *
  
  12 сентября 1988 г. боевое повреждение МиГ-23МЛД N 55 120-го иап (Домна), вылет в составе группы с аэродрома Баграм.
  
  При нанесении удара по Кунарскому ущелью в районе Асадабада ударная группа подверглась атаке пары пакистанских истребителей F-16.
  В результате близкого разрыва ракеты "Сайдуиндер" был поврежден самолет к-на Сергея Привалова.
  
  Летчик сумел привести поврежденный самолет на свою базу.
  
  * * *
  
  1 октября 1988 г. 07:52 боевая потеря вертолета Ми-8МТ 4-й вэ 50-го осап (Кабул).
  
  Командир вертолета к-н М. Хрипач, летчик-штурман ст. л-т С. Ашихмин, борттехник ст. пр-к Ю. Гаврисевич.
  В составе тройки возвращались на базу после выполнения боевого задания.
  
  При пересечении дороги Кабул-Газни (25 км южнее Кабула), на высоте полета 7 м, вертолет был поражен в левый двигатель ракетой ПЗРК "Stinger", после чего упал на землю и взорвался.
  Экипаж погиб.
  
   A.C.: Доказательство скептикам, не верящим, что после получения моджахедами ПЗРК "стингер" вертолёты летали в Афганистане почти над самой землёй. Не все, конечно, и не всегда, но иные летали.
  
  * * *
  
  27 октября 1988 г. авария самолёта Су-25, аэродром Баграм.
  При посадке до полосы самолёт снес все три стойки шасси, проскользил на фюзеляже несколько сот метров и остановился, стесав его по самую бронекабину.
  Летчик не пострадал, самолёт восстановлению не подлежал.
  
  * * *
  
  8 ноября 1988 г. боевая потеря МиГ-23МЛД N 54 120-го иап (Домна), посадка на аэродроме Баграм.
  
  После касания земли самолет м-ра Кривошапко В.Е. сошел с полосы и снес переднюю стойку.
  Носовая часть самолета получила серьезные повреждения и самолет списали.
  
  Причина аварии дефект в механизме разворота колес.
  
  * * *
  
  Oсень 1988 г. поломка вертолета Ми-8МТ N 49/зав.94459 4-й вэ 50-го осап (Кабул).
  
  Вертолет, только что перевезший командующего 40-й Армии ген. Б. Громова, отправился на очередное задание по эвакуации раненых с площадки в районе операции у н.п. Гардез.
  
  На снижении поднятое пылевое облако ухудшило видимость и вертолет приземлился на наклонную поверхность, начав скатываться вниз по склону.
  Хвостовая балка зацепила землю и обломилась, сразу началась тряска.
  Экипаж еще какое то время управлял машиной, пытаясь "вылезти" на горку, но Ми-8 перешел во вращение и упал на правый борт.
  
  Экипаж получил различные травмы, но больше всех пострадал борттехник, который был доставлен в Кабульский госпиталь без сознания.
  Экипаж полностью: командир к-н Сергей Блохин, летчик-штурман л-т Виктор Бойко, борттехник ст.л-т Юрий Южаков.
  
  Вертолет был эвакуирован и после местного ремонта продолжал вяло эксплуатироваться 50-м осап до вывода из Афганистана.
  Уже после Афганистана вертолет попал на ремонтный завод, где его списали из-за "плохого тех. состояния".
  
  A.C.: В. Бойко упоминается в сводке за 09.06.1987.
  Правда, в 1987 году Бойко В. носит звание ст. л-та, а здесь, в сводке за 1988 год, помечен как л-т.
  Ошибка писаря в звании и это один офицер?
  Или разные с одинаковой фамилией?
  
  

1989 год

  
  
  7 января 1989 г. (по другим данным 23 января 1989 г.) катастрофа самолёта Су-25, летчик ст. л-т Гордиенко Б.В.
  Самолет сбит в ходе операции "Тайфун", проводившейся на севере страны в районе п. Пагман вблизи Кабула.
  Лётчик погиб.
  
  В ходе расследования высказывалась версия, что летчик не пристегнул шланг кислородной маски к прибору КП (такие случаи были неоднократно) и при полете на большой высоте началось кислородное голодание.
   Это был последний Су-25, потерянный в Афганистане.
  
  * * *
  
  11 января 1989 г. боевая потеря самолета МиГ-23млд N 42 120-го иап (Домна), вылет с аэродрома Шинданд.
  
  Полет парой ведущий А. Лактионов - ведомый С. Лубенцов, в результате отказа подкачивающего насоса ДЦН-76, двигатель на самолете капитана Сергея Лубенцова выключился и самолет упал в 110 км от Шинданда.
  
   Летчик катапультировался и был подобран вертолетами ПСС, останки самолета уничтожены НУРСами.
  
  * * *
  
  19 января 1989 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ N 37 23-го оап погранвойск (Душанбе).
  
  Пара: ведущий к-н И. Шарипов (штурман отряда ст. л-т И. Бариев, борттехник ст. л-т А. Щеняев, бортмеханики ст. пр-к С. Клименко, ст. пр-к И. Залетдинов, возд. оператор ст. л-т В. Долгарев) - ведомый к-н В. Попков (летчик-штурман к-н А. Рыжов, борттехник к-н Р. Гильметдинов, бортрадист пр-к А. Дудник, старший возд. оператор м-р С. Шустиков, бортмеханики пр-к Э. Курбанов, пр-к С. Макаренко) выполняла разведывательный полет в приграничном районе.
  
  Из-за низкой облачности летели на высоте около 200 м под нижней кромкой.
   B районе н.п. Ханабад по ведущему произвели пуск ракеты ПЗРК "Stinger", после чего вертолет загорелся и стал заваливаться на правый борт.
  Экипаж по команде стал покидать вертолет, но спастись удалось лишь командиру.
  
  При покидании борттехником Р. Щеняевым парашют раскрылся рано и он стропами зацепился за ферму подвески.
  
  Ведомый наблюдал падение вертолета ведущего и тут же пошел на подбор.
  
  Под огнем моджахедов к-н Попков подсел у места падения, но спасать было некого.
  
  Поднявшись и выполняя облет р-на, обнаружили выжившего к-на Ильгиза Шарипова, под огнем стрелкового оружия удалось его спасти.
  Вертолет получил 21 пулевую пробоину, повреждение топливной системы.
  
  Тела погибших по договоренности с главарем банды через три дня передали советской стороне.
  
  * * *
  
  22 января 1989 г. боевая потеря самолета Ан-26М N 09 2-й аэ 50-го осап (Кабул).
  
  Забиравший в Кандагаре раненых самолет попал под ракетный обстрел.
  В результате близкого разрыва реактивного снаряда борт получил множественные осколочные повреждения, экипаж бросил машину и был эвакуирован другим Ан-26.
  
  В составе экипажа борта "09-красный" был врач лейтенант Юрий Наумов.
  
  * * *
  
  23 января 1989 г. боевая потеря самолета Ан-12БП N 11987 930-го втап (Завитинск).
  Рейс Кабул-Кандагар.
  
  Ночью, в условиях сильного противодействия ПВО противника, потерпел аварию и полностью разрушился самолет к-на Ганусевича С.Ф.
  У Ан-12 оторвало хвостовую часть и выбросило с ВПП, экипаж не пострадал, а брошенный самолет оставался в Кандагаре до 2002 г.
  
  * * *
  
  1 февраля 1989 г. катастрофа вертолета Ми-24П N 01 (зав.23783) 3-й вэ 50 осап (Кабул), НСМУ.
  Полет по маршруту Кабул-Пули-Хумри.
  Взлет в 22:05.
  
  Вертолет ком. АП п-ка А.С. Голованова (позывной 940) осуществлял прокладку маршрута вывода части и разведку погоды.
  Через 25 минут полета связь с экипажем прервалась, последнее, что передал в эфир: "Погода на перелет соответствует, выпуск группы по плану разрешаю", больше на запросы не отвечал.
  
  После трех дней поисков, было обнаружено место падения в 8 км от перевала Саланг.
  Экипаж в составе ком АП и вылетевшего с ним летчика-оператора ст. л-та С. Пешеходько погиб.
  
  Согласно результатам расследования, столкновение с горой произошло в условиях плохой видимости.
  
  * * *
  
  9 февраля 1989 г. боевая потеря 2-х вертолетов Ми-8МТ 254-й овэ (Пули-Хумри).
  
  Паре вертолётов Ми-8, под прикрытием пары боевых вертолётов Ми-24, была поставлена задача лететь в Македонское ущелье для эвакуации тяжелораненых из района БД.
  Экипаж к-на Шишкина выполнял вылет, будучи ведомым у м-ра Сидорова.
  
  По докладу лётчиков пары прикрытия на вертолётах Ми-24, после входа в узкое ущелье пары вертолётов Ми-8, они оба зацепили несущими винтами за скалы.
  Ведущий м-р Сидоров сумел посадить повреждённый вертолёт на склон в 8 км северо-восточнее н.п. Ташкурган.
  Экипаж едва успел покинуть упавший набок и загоревшийся вертолёт.
  
  Экипаж ведомого (в составе командира к-на О. Шишкина, летчика-штурмана л-та П. Крохи и борттехника ст. л-та А. Слушаева) сгорел в вертолёте.
  
  Вход в узкое ущелье оказался настолько неожиданным, что ведущий пары прикрытия сам едва успел увести вертолёт от столкновения со скалой, резко взяв на себя ручку управления.
  
  
  Отсюда (редактирование моё, как и исправление опечаток, ошибок, особо резанувших глаз)
  
  
  

Н а ч а л о (1979-1983) находится
  
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/text_1979-1984.shtml

  
  
  A.C.: Меж некоторыми датами 1988-1989 годов большие пропуски.
  Ничего не случалось или не учтено?
  
  Если подвести итог меж зарегистрированными лётными происшествиями, то их случилось:
  
  1979 - 3
  1980 - 52
  1981 - 22
  1982 - 30
  1983 - 29
  1984 - 59
  1985 - 77
  1986 - 78
  1987 - 90
  1988 - 39
  1989 - 7
  
  При этом нужно учитывать, что некоторые ЛП ошибочно записаны дважды в разные годы.
   Я править не стала, а подсчитала как записано.
   Так же допускаю, что часть ЛП не учтена.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список