|
|
||
Памяти мамы и бабушки. Постоянно дополняется |
Дорогой читатель. Первоначальный вариант моего Боровичского архива находился в одном файле. После разбила на несколько частей, что упрощает работу с добавлением новых фотографий и информации. Большинство фотографий беру из интернетной сети, где встречаются неверные обозначения. Там, где замечаю ошибку, я исправляю. Так же в сети много не подписанных фотографий, что очень досаждает. Зачем ставить фото на общее обозрение, если смысл известен только тебе и нескольким посвящённым? Уж коль ввязался(ась) в оформление виртуального архива, то будь добр(а) подписать хотя бы парой слов. Лично я отсутствие объяснения под фото воспринимаю неуважением к читателю от эгоиста или от не очень умного человека. И ещё: со всеми своими текстами я работаю годами и постоянно вношу свежие факты. То есть текст сегодняшний не есть вчерашний.
Часть 1-я Вместо предисловия (кликабельно) (кликабельно) Общие сведения (всё кликабельно) Немного истории: - Боровичи до революции - Боровичи после революции: ----- Боровичский округ в составе Ленинградcкой области ----- Боровичский округ после перевода в Новгородскую область (кликабельно) Знаменитости, оставившие след в Боровичском крае (кликабельно) Памятники природы Боровичского района (oсобо охраняемые природные территории) (кликабельно) Художественные фильмы и ролики с кадрами из Боровичей (кликабельно) Первая книга о Боровичах
Часть 2-я Как большевики громили и грабили самое святое всея Руси (кликабельно) Святая старина. Городские соборы, храмы, церкви, часовни: (всё кликабельно)----- Троицкий Собор XVIII век (утрачен) ----- Введенский зимний собор XVIII век (утрачен) ----- Троицкая часовня (утраченa) ----- Святого Модеста патриарха часовня (утраченa) ----- Успенский Кафедральный собор (правый берег, ул. Парковая) ----- Спасо-Преображенская и Никольская церкви XVIII век (утрачены) ----- Часовня преподобного Нила Столобенского ----- Церковь Всех Святых (утраченa) ----- Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (утраченa) ----- Иаковлевская церковь (Яковлевская церковь, Иакова Боровичского) на Павловской площади (правый берег, пл. Володарского, 15, профессиональный лицей N 8 / Боровичский агропромышленный техникум) ----- Церковь в честь иконы Божией Матери "Умиление" (правый берег, пл. Володарского, 25) ----- Церковь cв. великомученицы Параскевы (правый берег, ул. Суворова, 26-б) ----- Святого Сергея Радонежского домовая церковь (правый берег, ул. Гоголя, 65 / школа) ----- Свято-Духов монастырь (правый берег, ул. Александра Невского, 4А)
Часть 3-я Знаковые места города: (всё кликабельно) ----- Mост Белелюбского - первый арочный мост России ----- Железная дорога и вокзал ----- Гостиный двор (Торговые ряды) ----- Реальное училище (1-я школа) ----- Пожарная часть ----- Аэродром Волгино (м. Гверстянка)
Часть 4-я Знаковые места города: (всё кликабельно) ----- Педагогическое училище (педагогический колледж) ----- Комбинат Огнеупоров ----- Дом Культуры Огнеупоров ----- Школа ФЗУ (горно-керамический техникум / техникум строительной индустрии и экономики) ----- "Конаревские" столбы ----- Здание ИТР (инженерно-технических работников Комбината Огнеупоров) ----- Музей истории города (Краеведческий музей) ----- Мемориал "Вечный огонь" ----- Памятник воинам-интернационалистам ----- Мемориал "Защитникам морских рубежей России" ----- Памятник жертвам политических репрессий ----- Памятник Суворову ----- Новый мост через реку Мсту ----- Винный завод ----- Гигантский стул Десять закрытых предприятий (кликабельно)(кликабельно) Городские украшения
Часть 5-я Улочки, улицы и кварталы: (всё кликабельно) ----- pайон улицы Ленинградской (бывшая Петербургская) ----- pайон улицы Кропоткина (бывшая Сергиевская) ----- район проезда (улицы) Гагарина (бывшая Съезжая) ----- pайон улицы Подбельского (бывшая Богородицкая) ----- pайон улицы Коммунарной (бывшая Екатерининская) ----- pайон улицы 9-го января (бывшая Георгиевская) ----- pайон улицы Льва Толстого (бывшая Григорьевская) ----- район улицы Советской (бывшая Бежецкая) ----- улица Майкова (бывшая Троицкая) ----- улицa Дзержинского (бывшая Никитская) ----- улица Кузнецова (бывшая Сиверская/Пролетарская) ----- другие улицы
Часть 6-я Бoровичи под Великим Новгородом (ранее Ленинградская область) во Второй мировой войне (кликабельно)
Часть 7a Увеличенные фотографии к тексту "Боровичи под Великим Новгородом (ранее Ленинградская область)" (кликабельно)
Часть 7b Увеличенные фотографии к тексту "Боровичи под Великим Новгородом (ранее Ленинградская область)" (кликабельно)
Часть 3-я Знаковые места города === Mост Белелюбского - первый арочный мост России === ![]()
1. Первый арочный мост России возвели в Боровичах ![]()
2. Первый арочный мост России возвели в Боровичах Но такой красавец достался городу нелегко. Первоначально обе городских стороны соединяла паромная переправа: ![]()
3. Конец XIX века. Моста через реку Мста ещё нет. Вид со Спасской стороны. Так называлась часть города, где расположены ж/д вокзал и улица Ленинградская (ранее Петербургская). Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#18 ![]()
4. Конец XIX века. Вид со Спасской стороны. Так называлась часть города, где расположены ж/д вокзал и улица Ленинградская (ранее Петербургская) Но паромной переправы было недостаточно. Город разрастался, мост нужен был и городу и земству. Возвели деревянный: ![]()
5. Первый вариант моста был деревянным. Конец XIX века. Одновременно видно, что чуть правее начинают подготавливать место для возведения Белелюбского моста. Вид со Спасской стороны, так называлась часть города, где расположены ж/д вокзал и улица Ленинградская (ранее Петербургская)
* * * Мост Белелюбского - стальная жемчужина Боровичей, первый арочный однопролетный мост в России (и сегодня единственный), гордость и украшение города. Автор проекта - Николай Аполлонович Белелюбский, выдающийся инженер и учёный в области строительной механики и мостостроения, профессор Петербургского института Путей сообщения, действительный член Императорской Академии художеств, заслуженный профессор, тайный советник. Н.А. Белелюбский pодился 13 марта 1845 года в Украине в городе Харьков, yмер 4 августа 1922 года (77 лет) в Санкт-Петербурге. ![]()
6. Николай Аполлонович БЕЛЕЛЮБСКИЙ "Еще будучи 24-летним инженером Белелюбский составил проект реконструкции деревянных мостов на железнодорожной магистрали Санкт-Петербург-Москва. В течение трех лет он разработал 60 проектов металлических мостов, а также составил специальные проекты по производству работ, - рассказала И.А. Трунова, заведующая отделом истории строительства железных дорог и мостостроения ЦМЖТ России. - В целях сокращения сроков строительства Белелюбский максимально унифицировал схемы мостов и разработал технологию производства работ. Расчетно-конструктивные и производственно-организационные работы по реконструкции деревянных мостов С.-Петербургско-Московской магистрали принесли автору всероссийское признание". Мост, соединяющий Торговую и Спасскую стороны, построен в 1905 году по замечательному оригинальному проекту. Позднее такая же двухшарнирная сквозная арка с раскосной решёткой была применена инженером Е.О. Патоном при строительстве Мухранского моста через Куру в Тбилиси (1908 год). Арку Белелюбского так же применили при строительстве моста Харбор-Бридж в сиднейской гавани в Австралии.
* * * Оригинальность конструкции моста состоит в использовании принципа напряженного лука. Арка, опираясь концами о берега, держит на себе всю тяжесть моста с передвигающимися по нему грузами. Чтобы во время большой нагрузки арка не переломилась, в её центре сделано подвижное шарнирное устройство. Длина пролёта моста 50 сажен (107 метров). Сейчас - это инженерное сооружение является визитной карточкой Боровичей. А в XIX веке его строительство стало символом индустриализации города на Мсте. Объём товаров и перевозок стремительно возрастал. Необходимость строительства моста назревала – он нужен был и городу, и уездному земству. Необходимость строительства железного моста обсуждалась городскими депутатами и местной общественностью не один год, но именно Шульгин (Матвей Я́ковлевич Шульгин - боровичский купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, городской голова Боровичей в 1893-1905 годах, член III Государственной думы Российской империи от Новгородской губернии) сумел обеспечить экономическую составляющую для воплощения важного объекта в жизнь. ![]()
7. Матвей Яковлевич Шульгин - купец I-й гильдии, потомственный почётный гражданин, городской голова (1894-1906), гласный Боровичской городской думы, член III-й Государственной Думы Российской империи. По его инициативе в Боровичах построен уникальный арочный мост, создано вольное пожарное общество, начаты телефонизация, мощение мостовых и тротуаров. Дом бывшего главы города, который сейчас занимает музей, расположен почти в центре - за сквером, где находятся мемориал "Вечный огонь" и памятник воинам-интернационалистам. Немного информации о бывшем городском голове у меня поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww24.shtml#88a В дореволюционной России, впрочем, как и в России современной, возведение моста только за счёт городской казны было невозможно. Поэтому Матвей Шульгин под своё честное имя привлёк к реализации проекта местных предпринимателей - купцов и промышленников, выпустил облигации займа и ходатайствовал о получении кредита на строительство. Экономический кризис, который в те годы переживала страна, для предприимчивого градоначальника не стал помехой. Поиски завода изготовителя заняли семь месяцев. Кризис с особой силой ударил по старым доменным заводам Урала и Центральной России. "Товарищество Московского металлургического завода" держалось из последних сил. Сокращение заказов грозило остановкой цехов. Вот почему, когда в январе 1901 года Матвей Шульгин предложил заводу заказ на сооружение железного моста в Боровичах, "Товарищество" не раздумывая согласилось построить мост на приемлемых для города условиях, а в феврале завод попросил выслать чертежи металлических частей моста. Пока на заводе знакомились с чертежами, в Боровичской городской думе шла напряжённая работа - проигрывались различные варианты: как удержаться в рамках отпущенных средств, ведь мост относился к числу сложных технических сооружений и от неудачи никто не был застрахован. За разработку проекта будущего моста взялся опытный, "маститый" инженер-мостостроитель Николай Белелюбский. Боровичи стали ещё и экспериментальной площадкой для российского мостостроения: взамен сварочного железа применили литое, выплавляемое в специальных печах и более высокого качества. ![]()
8. Начало. Закладывается насыпь для Белелюбского моста. Вид с Троицкой стороны. Вдали просматриваются Спасо-Преображенская и Никольская церкви. Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#69 Строительство моста продолжалось три года и не обошлось без серьёзных испытаний для его устроителей. Непредсказуемые сюрпризы природы потребовали отступить от первоначального проекта и пересмотреть его финансирование. В продвижении этих вопросов боровичскому голове помогал Николай Аполлонович Белелюбский. Мостостроитель не только оставался экспертом на этапах возведения моста, но и лично участвовал в заседаниях городской думы, где отстаивал необходимость принятых конструктивных решений. ![]()
9. Торжественный молебен на закладку моста. Фото найдено здесь: https://vk.com/borkrai ![]()
10. Начало строительства Белелюбского моста, вид со Спасской стороны. Фото нашла здесь: https://humus.livejournal.com/5241995.html Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#24 ![]()
11. Фото найдено здесь: http://vk.com/borkrai ![]()
12. Фото найдено здесь: http://vk.com/borkrai ![]()
13. Фото найдено здесь: http://vk.com/borkrai ![]()
14. Белелюбский Н.А. (в центре небольшого роста в белом кителе, как раз за спинами между двух женщин), Шульгин М.Я. (стоит второй слева) в окружении группы людей на левом берегу реки Мсты в период строительства моста. 1903 год. Фотография из фондов Боровичского филиала. B увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a-2.shtml#34 ![]()
15. Cтроительства Белелюбского моста, вид со Спасской стороны. Белелюбский Н.А. сидит третий слева. Возле него (второй слева) - городской голова Шульгин М.Я. Фото нашла здесь: https://humus.livejournal.com/5241995.html B увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#70 ![]()
16. Фото найдено здесь: https://vk.com/borkrai ![]()
17. Cтроительства Белелюбского моста, вид со Спасской стороны. Фото нашла здесь: https://humus.livejournal.com/5241995.html Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#23 ![]()
18. Фото найдено здесь: https://vk.com/borkrai 6 февраля 1905 года Боровичи отмечали свой, может быть, самый большой со дня основания города праздник - в этот день состоялось освящение построенного моста. Право на открытие движения по мосту было предоставлено жене городского головы - Александре Александровне Шульгиной. Торжество длилось до позднего вечера. ![]()
19. Фото найдено здесь: https://vk.com/borkrai ![]()
20. Первый арочный мост России соединил две городских части Боровичей - Торговую и Спасскую или Правобережную и Левобережную. Вид со Спасской стороны ![]()
21. Первое испытание Белелюбского моста повозками с пожарными. 1905 год. Пожарники едут из центра. Пожарная каланча стояла наискосок от дома N 32 по ул. Ленинградской (бывшей Петербургской) ![]()
22. ![]()
23. Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#5 ![]()
24. Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#16 ![]()
25. Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#57 ![]()
26. Если зайдёте сюда, то увидите дежурного городового. До революции на мосту постоянно дежурил городовой, а после - милиционер. Они направляли потоки и следили за порядком. Пешеходные проходы были узкие и требовалось придерживаться правой стороны. В 1970-х годах пост сняли ![]()
27. Это фото в увеличенном размере поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#48 ![]()
28. Фото найдено