Смолина Алла Николаевна : другие произведения.

Боровичи под Великим Новгородом, ранее Ленинградская область (часть 3)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Памяти мамы и бабушки. Постоянно дополняется

  
  
  
  

  
  Постоянно дополняется...

  
  
  
  
  
  
  
  
  Дорогой читатель.
  
  Первоначальный вариант моего Боровичского архива находился в одном файле.
  После разбила на несколько частей, что упрощает работу с добавлением новых фотографий и информации.
  
  Большинство фотографий беру из интернетной сети, где встречаются неверные обозначения.
  Там, где замечаю ошибку, я исправляю.
  
  Так же в сети много не подписанных фотографий, что очень досаждает. Зачем ставить фото на общее обозрение, если смысл известен только тебе и нескольким посвящённым? Уж коль ввязался(ась) в оформление виртуального архива, то будь добр(а) подписать хотя бы парой слов. Лично я отсутствие объяснения под фото воспринимаю неуважением к читателю от эгоиста или от не очень умного человека.
  
  И ещё: со всеми своими текстами я работаю годами и постоянно вношу свежие факты.
  То есть текст сегодняшний не есть вчерашний.
  
  
  
  
  
  

   Часть 1-я

  Вместо предисловия    (кликабельно)
  
  Общие сведения    (кликабельно)
  
  Немного истории:    (всё кликабельно)
  
  - Боровичи до революции
  
  - Боровичи после революции:
  
  ----- Боровичский округ в составе Ленинградcкой области
  
  ----- Боровичский округ после перевода в Новгородскую область
  
  Знаменитости, оставившие след в Боровичском крае    (кликабельно)
  
  Памятники природы Боровичского района (oсобо охраняемые природные территории)    (кликабельно)
  
  Художественные фильмы и ролики с кадрами из Боровичей    (кликабельно)
  
  Первая книга о Боровичах    (кликабельно)
  
  

   Часть 2-я

  Как большевики громили и грабили самое святое всея Руси    (кликабельно)
  
  Святая старина. Городские соборы, храмы, церкви, часовни:    (всё кликабельно)
  
  ----- Троицкий Собор XVIII век    (утрачен)
  
  ----- Введенский зимний собор XVIII век    (утрачен)
  
  ----- Троицкая часовня    (утраченa)
  
  ----- Святого Модеста патриарха часовня    (утраченa)
  
  ----- Успенский Кафедральный собор
       (правый берег, ул. Парковая)
  
  ----- Спасо-Преображенская и Никольская церкви XVIII век    (утрачены)
  
  ----- Часовня преподобного Нила Столобенского
  
  ----- Церковь Всех Святых    (утраченa)
  
  ----- Церковь Тихвинской иконы Божией Матери    (утраченa)
  
  ----- Иаковлевская церковь (Яковлевская церковь, Иакова Боровичского)
       на Павловской площади (правый берег, пл. Володарского, 15,
       профессиональный лицей N 8 / Боровичский агропромышленный техникум)
  
  ----- Церковь в честь иконы Божией Матери "Умиление"
      (правый берег, пл. Володарского, 25)
  
  ----- Церковь cв. великомученицы Параскевы
      (правый берег, ул. Суворова, 26-б)
  
  ----- Святого Сергея Радонежского домовая церковь
      (правый берег, ул. Гоголя, 65 / школа)
  
  ----- Свято-Духов монастырь
      (правый берег, ул. Александра Невского, 4А)
  
  

   Часть 3-я

  Знаковые места города:    (всё кликабельно)
  
  ----- Mост Белелюбского - первый арочный мост России
  
  ----- Железная дорога и вокзал
  
  ----- Гостиный двор (Торговые ряды)
  
  ----- Реальное училище (1-я школа)
  
  ----- Пожарная часть
  
  ----- Аэродром Волгино (м. Гверстянка)
  
  
  

   Часть 4-я

  Знаковые места города:    (всё кликабельно)
  
  ----- Педагогическое училище (педагогический колледж)
  
  ----- Комбинат Огнеупоров
  
  ----- Дом Культуры Огнеупоров
  
  ----- Школа ФЗУ (горно-керамический техникум / техникум строительной индустрии и экономики)
  
  ----- "Конаревские" столбы
  
  ----- Здание ИТР (инженерно-технических работников Комбината Огнеупоров)
  
  ----- Музей истории города (Краеведческий музей)
  
  ----- Мемориал "Вечный огонь"
  
  ----- Памятник воинам-интернационалистам
  
  ----- Мемориал "Защитникам морских рубежей России"
  
  ----- Памятник жертвам политических репрессий
  
  ----- Памятник Суворову
  
  ----- Новый мост через реку Мсту
  
  ----- Винный завод
  
  ----- Гигантский стул
  
  Десять закрытых предприятий    (кликабельно)
  
  Городские украшения    (кликабельно)
  
  

   Часть 5-я

  Улочки, улицы и кварталы:    (всё кликабельно)
  
  ----- pайон улицы Ленинградской (бывшая Петербургская)
  
  ----- pайон улицы Кропоткина (бывшая Сергиевская)
  
  ----- район проезда (улицы) Гагарина (бывшая Съезжая)
  
  ----- pайон улицы Подбельского (бывшая Богородицкая)
  
  ----- pайон улицы Коммунарной (бывшая Екатерининская)
  
  ----- pайон улицы 9-го января (бывшая Георгиевская)
  
  ----- pайон улицы Льва Толстого (бывшая Григорьевская)
  
  ----- район улицы Советской (бывшая Бежецкая)
  
  ----- улица Майкова (бывшая Троицкая)
  
  ----- улицa Дзержинского (бывшая Никитская)
  
  ----- улица Кузнецова (бывшая Сиверская/Пролетарская)
  
  ----- другие улицы
  
  

   Часть 6-я

  Бoровичи под Великим Новгородом (ранее Ленинградская область) во Второй мировой войне   (кликабельно)
  
  

   Часть 7a

  Увеличенные фотографии
  к тексту "Боровичи под Великим Новгородом (ранее Ленинградская область)"    (кликабельно)
  
  

   Часть 7b

  Увеличенные фотографии
  к тексту "Боровичи под Великим Новгородом (ранее Ленинградская область)"    (кликабельно)
  
  
  

  Постоянно дополняется...

  
  

  
Часть 3-я
  
   Знаковые места города
  
  === Mост Белелюбского - первый арочный мост России ===

  
  Мост Белелюбского - стальная жемчужина Боровичей, первый арочный однопролетный мост в России (и сегодня единственный), гордость и украшение города. Автор проекта - Николай Аполлонович Белелюбский, выдающийся инженер и учёный в области строительной механики и мостостроения, профессор Петербургского института Путей сообщения, действительный член Императорской Академии художеств, заслуженный профессор, тайный советник.
  Н.А. Белелюбский pодился 13 марта 1845 года в Украине в городе Харьков, yмер 4 августа 1922 года (77 лет) в Санкт-Петербурге.
  
   []
  
  1. Николай Аполлонович БЕЛЕЛЮБСКИЙ
  
  
  
  "Еще будучи 24-летним инженером Белелюбский составил проект реконструкции деревянных мостов на железнодорожной магистрали Санкт-Петербург-Москва. В течение трех лет он разработал 60 проектов металлических мостов, а также составил специальные проекты по производству работ, - рассказала И.А. Трунова, заведующая отделом истории строительства железных дорог и мостостроения ЦМЖТ России. - В целях сокращения сроков строительства Белелюбский максимально унифицировал схемы мостов и разработал технологию производства работ. Расчетно-конструктивные и производственно-организационные работы по реконструкции деревянных мостов С.-Петербургско-Московской магистрали принесли автору всероссийское признание".
  
  Мост, соединяющий Торговую и Спасскую стороны, построен в 1905 году по замечательному оригинальному проекту. Позднее такая же двухшарнирная сквозная арка с раскосной решёткой была применена инженером Е.О. Патоном при строительстве Мухранского моста через Куру в Тбилиси (1908 год). Арку Белелюбского так же применили при строительстве моста Харбор-Бридж в сиднейской гавани в Австралии.
  
  
   []
  
  2. Первый арочный мост России возвели в Боровичах
  
  
  
   []
  
  3. Конец XIX века. Моста через реку Мста ещё нет. Вид со Спасской стороны. Так называлась часть города, где расположены ж/д вокзал и улица Ленинградская (ранее Петербургская).
  Это фото в увеличенном размере поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#18
  
  
  
  
   []
  
  4. Конец XIX века. Вид со Спасской стороны.
  Так называлась часть города, где расположены ж/д вокзал и улица Ленинградская (ранее Петербургская)
  
  
  
   []
  
  5. Первый вариант моста был деревянным. Конец XIX века. Одновременно видно, что чуть правее начинают подготавливать место для возведения Белелюбского моста. Вид со Спасской стороны, так называлась часть города, где расположены ж/д вокзал и улица Ленинградская (ранее Петербургская)
  
  
  
   []
  
  6. Начало. Закладывается насыпь для Белелюбского моста. Вид с Троицкой стороны. Вдали просматриваются Спасо-Преображенская и Никольская церкви. Это фото в увеличенном размере поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#69
  
  
  
   []
  
  7. Начало строительства Белелюбского моста, вид со Спасской стороны. Фото нашла
  здесь: https://humus.livejournal.com/5241995.html
  Это фото в увеличенном размере поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#24
  
  
  
   []
  
  8. Начало строительства Белелюбского моста, вид со Спасской стороны. Фото нашла
  здесь: https://humus.livejournal.com/5241995.html
  Это фото в увеличенном размере поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#23
  
  
  
   []
  
  9. Начало строительства Белелюбского моста, вид со Спасской стороны. Белелюбский Н.А. сидит третий слева. Возле него (второй слева) - городской голова Шульгин М.Я. Фото нашла
  здесь: https://humus.livejournal.com/5241995.html
  B увеличенном размере поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#70
  
  
  Матвей Яковлевич Шульгин (1852—1933), купец I-й гильдии, потомственный почётный гражданин, городской голова (1894-1906), гласный Боровичской городской думы, член III-й Государственной Думы Российской империи. По его инициативе в Боровичах построен уникальный арочный мост, создано вольное пожарное общество, начаты телефонизация, мощение мостовых и тротуаров. Дом бывшего главы города, который сейчас занимает музей, расположен почти в центре - за сквером, где находятся мемориал "Вечный огонь" и памятник воинам-интернационалистам. Немного информации о бывшем городском голове у меня поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww24.shtml#88a
  
  
  
   []
  
  10. Белелюбский Н.А. (в центре небольшого роста в белом кителе, как раз за спинами между двух женщин), Шульгин М.Я. (стоит второй слева) в окружении группы людей на левом берегу реки Мсты в период строительства моста. 1903 год. Фотография из фондов Боровичского филиала. B увеличенном размере поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a-2.shtml#34
  
  
   []
  
  11. Вид на Спаcскую сторону с Троицкой стороны. Спасо-Преображенская и Никольские церкви еле видны. Судя по наличию Белелюбского моста, снимок сделан позднее 1905 года. Это фото в увеличенном размере поставлено
   здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#71
  
  
  
   []
  
  12. Вид на Спаcскую сторону с Троицкой стороны. Спасо-Преображенская и Никольские церкви еле видны. Судя по наличию Белелюбского моста, снимок сделан позднее 1905 года. Это фото в увеличенном размере поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#72
  
  
  
   []
  
  13. Первое испытание Белелюбского моста повозками с пожарными. 1905 год. Пожарники едут из центра. Пожарная каланча стояла наискосок от дома N 32 по ул. Ленинградской (бывшей Петербургской)
  
  
  
   []
  
  14. Первый арочный мост России соединил две городских части Боровичей - Торговую и Спасскую или Правобережную и Левобережную. Вид со Спасской стороны
  
  
  
   []
  
  15.
  
  
  
   []
  
  16. Это фото в увеличенном размере поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#5
  
  
  
   []
  
  17. Это фото в увеличенном размере поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#16
  
  
  
   []
  
  18. Это фото в увеличенном размере поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#57
  
  
  
   []
  
  19.
  
  Если зайдёте сюда, то увидите дежурного городового. Да, до революции на мосту постоянно дежурил городовой, а после - милиционер. Они направляли потоки и следили за порядком. Пешеходные проходы были узкие и требовалось придерживаться правой стороны. В 1970-х годах пост сняли.
  
  
  
   []
  
  20. Это фото в увеличенном размере поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#48
  
  
  
   []
  
  21. Правобережье (Торговая сторона), чисто и аккуратно.
  Это фото в увеличенном размерe поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#32
  
  
  
   []
  
  22. Та же самая сторона, что на предыдущем снимке. Всё заросло травой. За (под) старым арочным мостом виден новый, принявший на себя автодвижение
  
  
  
   []
  
  23. Сейчас проезд закрыли и сделали пешеходную зону
  
  
  
   []
  
  24. Большое левое здание, стоящее перпендикулярно реке, - гостиница "Мста". Pасположена в части города, ранее называемой Спасской,той самой, где находятся улица Ленинградская (ранее Петербургская) и ж/д вокзал
  
  
  
   []
  
  25.
  
  
  
   []
  
  26.
  
  
  
   []
  
  27.
  
  
  
   []
  
  28.
  
  
  
   []
  
  29. Сейчас проезд закрыли и сделали пешеходную зону
  
  
  
   []
  
  30.
  
  
  
   Зачем так много фотографий моста?
   Чтоб каждому дать возможность увидеть свой заветный уголок, возможно, проглядывающий на снимках.
  

  Постоянно дополняется...

  

=== Железная дорога и вокзал ===

  
  Когда дочка училась в начальных классах калининградской гимназии N 1, её школьные каникулы я старалась использовать для поездок по России, так сказать, ознакомление с Родиной. И поехали мы как-то на зимних каникулах в Москву, a на обратном пути завернули в Боровичи. Моей бабушки уже не было в живых, но я всё равно хотела показать дочери родину её предков по маминой (то есть по моей) линии.
  
  Я не помню нашего маршрута, но пересадку пришлось делать на станции Угловка. А пересадка это не то, что с поезда на поезд, а требовалось ждать сколько-то часов. В те годы вокзал узловой станции Угловка представлял собой старинное деревянное здание, состоящее из двух помещений: одно - с кассовым окошком для продажи билетов, второе помещение несло функцию зала ожидания.
  
  В понимании любого современного путешественника зал ожидания - это бесчисленные ряды неудобных кресел. В Угловке же залом ожидания считалась промёрзшая насквозь просторная комната с металлической округлой печью, подпирающей высокий потолок, и пятком деревянных диванов, не лёгких лавок-диванчиков, а - массивных деревянных диванов довоенного образца. Возле печи лежала груда истекающих смолой поленьев. Мы оказались единственными пассажирами и ничего не оставалось, как дотолкать тяжёлый диван ближе к огню и подбрасывать дров в печной зев, иначе бы попросту околели. Несмотря на большие размеры печи, её тепла хватало на ближайшие пару метров, остальное пространство отвоёвывал мороз, проникающий то ли сквозь хлипкие оконные рамы, то ли через широкие дверные щели, то ли сквозь тонкие стены.
  
  Так и просидели до прихода своего поезда на широком деревянном диване времён царя Гороха и топя печь железнодорожной станции, возведённой при Николае I.
  
  Зато соприкоснулись с историей. Волнительные сентиментальные чувства просыпаются во мне при каждом воспоминании о том нашем с дочкой путешествии. Боровичский край, судя по справочникам, принимал ссыльных ещё с царских времён. Сколько известных личностей прошло через небольшой вокзал Угловки, сколько их сидело возле печки, обогревшей нас в ту морозную январскую ночь? Ведь другого железнодорожного пути в Боровичи из Москвы или из Питера не существует, только через Угловку. Очень хочется, чтоб дочка тоже удержала в памяти этот волнительный для меня эпизод.
  
  P.S. Tекст писался давно, но так как все мои воспоминания носят скорее историко-архивный характер, то приходится постоянно дополнять свеженайденной информацией. Дополню и сегодня, 28.12.2017: старинный деревянный вокзал станции Угловка снесли и заменили современной безликой коробкой, о чём узнала отсюда. А я, наивная, все эти годы, вспоминая январскую морозную ночь возле печи станции Угловка, радовалась бережному отношению государства к своей истории. Пусть, думаю, кроят-перекраивают крупные мегаполисы, а вот такие старинные уголки, где можно соприкоснуться с прошлым, пусть останутся для детей и внуков в первозданном состоянии.
  
  Увы, современным дельцам плевать на российскую старину, как и на историю государствa в целом.
  
  

* * *

  
  Почему я, рассказывая о Боровичах, вспомнила про Угловку? Да потому что, как уже написала вверху, других железнодорожных подъездных путей к Боровичам, кроме ветки Угловка-Боровичи, не существовало.
  
  Боровичи получили свой железнодорожный участок "Угловка-Боровичи" в период "первого железнодорожного бума" в России. В тот момент Николай I осознавал значительное техническое отставание своей страны от важного конкурента - Британии, срочно требовалась помощь в экстренной модернизации России. Помощь нашли в США, представляющих из себя страну прогресса, страну технических чудес, "рассадник промышленности", как писали тогда в русской прессе. В Россию пригласили много американских инженеров.
  
  Николай I любил сравнивать себя с Петром I и его усилия по модернизации действительно напоминали петровские времена, только голландцев заменили американцами.
  
  При создании железной дороги из Петербурга в Москву - главной гордости модернизации эпохи Николая I - русские инженеры Николай Крафт и Павел Мельников предварительно год провели в США, изучая американский опыт постройки и эксплуатации железных дорог. Из Америки также прибыли выдающиеся инженеры Джордж Вашингтон Уистлер и его коллега Т. Браун. В разработке Николаевской железной дороги были использованы как американский опыт, так и привезённые американские чертежи. Именно участием американских инженеров объясняется то, что ширина железнодорожной колеи в России и потом в СССР была равной 1 524 миллиметра. Такая ширина использовалась на железной дороге "Балтимор и Огайо", построенной ранее Уистлером у себя на родине. В то время в США отсутствовал единый стандарт, но позднее в масштабах страны сделали переход на единую "европейскую" ширину 1 435 мм.
  
  А в России сохранилось "американская" колея. Инженер Уистлер провел в России семь лет, до своей смерти в 1849 году. Помимо железной дороги он участвовал и в других проектах, например, по возведению Благовещенского моста через Неву ("Мост лейтенанта Шмидта").
  
  Немного отвлекаясь от железнодорожной темы. Именно Николай I положил начало просьбам к США, когда России (а после СССР) требовалась техническая модернизация. Так было во время сталинской индустриализации, когда шли великие стройки первых пятилеток. Так было и позже: при Хрущёве, Горбачёве, Ельцине.
  
  Кому интересно, то у меня собрано достаточно архивного материала, показывающего как Запад индустриализировал СССР. О чём, естественно, в СССР замалчивали, и если бы не раскрытые архивы в постсоветских республиках, то большинство из нас продолжали бы жить сказками советской пропаганды:
  http://world.lib.ru/editors/s/smolina/______.shtml
  Так же есть распечатка ранее секретного разговора Ельцина с Клинтоном, где Ельцин признаётся в совместном управлении Россией. США рассекретили эти документы без согласования с РФ:
   http://world.lib.ru/s/smolina/wwwww.shtml#3
  
  И ещё. Чуть выше я написала, что Николаевская дорога строилась американцами по американским чертежам и потому ширина российской колеи разнилась с европейской. При этом наверняка у кого-то возник вопрос: а как же тогда ходили и ходят российские поезда в Европу? И я немного освещаю этот вопрос в своей "Исповеди оккупантки"
   здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ispowedxokkupantki-1.shtml#49
  
  Дело в том, что школьные годы с 4-го по 10-й класс я провела в Германии, где служил папа, и мы каждый год ездили в отпуск через город Брест. Вот там и была смена колёс на наших вагонах. То есть, когда, проехав по мосту над пограничной рекой Буг, мы въезжали в Союз со стороны Польши, остановка в Бресте была достаточно долгой по той причине, что поезду меняли колёса: каждый вагон вместе с пассажирами поднимали в воздух и меняли колесную тележку, ставя колёса для советской колеи. После чего вагон опускали.
  
  И наоборот при следовании в Германию советские колёса снимали и "обували" европейские. Пройдите по данной ссылке и посмотрите на фотографии.
  
  (Или вот статья о современном "переобувании" колёс всё в том же Бресте: https://onlinebrest.by/novosti/v-breste-pereobuvayut-poezda.html)
  
  

* * *

  
  Однако нужно вернуться к Николаевской железной дороге.
  
  13 февраля 1842 года Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Москва, именовавшейся до 1855 года "Санкт-Петербурго-Московской". На строительстве использовался труд крепостных рабочих, многие из которых погибли из-за тяжёлых условий труда и болезней.
  
  Регулярное движение между Москвой и Санкт-Петербургом открылось в ноябре 1851 года.
  В 1855 году, после кончины императора, железная дорога получила название "Николаевская", а "Октябрьской" она стала с 1923 года.
  
  Николаевская дорога - первая двухпутная казённая железная дорога России, она положила начало созданию в стране разветвлённой железнодорожной сети общегосударственного значения. Рельсы Николаевской проходили по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний.
  
  Прокладка линии Угловка-Боровичи длилась с 1874 по 1877 год и оплачивалась боровичскими промышленниками - владельцами завода по производству огнеупорного кирпича. Ориентировочная протяжённость дороги - 28 вёрст (около 30 км). От Угловки до Боровичей паровозы проезжали за 35 минут со всеми остановками (позднее на тепловозной тяге путь удлинился до часа).
  Срок владения этим участком устанавливался в 81 год со дня открытия, после чего дорога должна бесплатно отойти в казну. Однако правительство имело право выкупa по прошествии 20 лет со дня запуска дороги.
  
  Начало почти 30-ти километрового пути ведётся от станции 4-го класса "Угловка" ("нулевой километр").
  
  За Угловкой следовали "Kазарма" и станция товарная "Суворовская" с поворотным кругом на 2-ом километре.
  Далее ещё одна "Kазарма" и станция "Корсаковская" с будкой ("10-й километр").
  Следующие полустанки:
  - "Травково" ("16-й километр"),
  - "Будка" - "Kазарма" - станция "Никитинская" ("18-й километр") с будкой,
  - "Будка" - "Будка" - "24-й километр" с будкой ("Марковская повёртка"),
  - "Будка"- "27-й километр" с будкой - "Будка" - "Будка" - "Отрада" - "Воксаль" - станция "Боровичи" (30-й километр).
  
  Путейские казармы и будки служили для проживания обслуживающего персонала и состояли на полном пансионе железной дороги. Хотите вспомнить когда-то важные для любой железной дороги профессии и ничего не говорящие молодому поколению?
  
  Стрелочники. Днём они стояли на постах с флажками: развёрнутый жёлтый флажок давал команду составу сворачивать на боковой путь, свёрнутый жёлтый означал движение прямо.
  
  Ночью флажки стрелочников заменялись фонарями - молочно-белым или жёлтым. Проводят поезд, посмотрят на хвостовой сигнал - на месте ли, и уходят в свою будку доложить дежурному по станции. В будке находились печурка, стол, стул, плитка, чайник, шкафчик, зеркало и служебный телефонный аппарат.
  Постепенно стрелки становились автоматическими, стрелочники становились лишними, а с ними исчезли и будки.
  
  Обходчики. Они следили за безопасностью движения, контролируя и при необходимости исправляя путь (рельсы, шпалы, насыпь). Поначалу обходчиками звали путевую стражу. При них всегда были сигнальные флажки - красный и зелёный (позже красный и жёлтый), комплект петард, длинный молоток, гаечный ключ, мешок с едой. Летняя форма состояла из форменных сапог, штанов, гимнастёрки, зимняя - из штанов, валенок, меховой шапки и тулупа. Должность обходчика обязывала досконально знать каждую шпалу на своём участке протяжённостью 7-8 километров. Благодаря обходчикам удалось предотвратить массу железнодорожных крушений. Их интуиция была абсолютной, они не имели права на ошибку.
  
  Обходчики жили как простые крестьяне, но имели ряд существенных привилегий: паспорт (если кто не знает, то всеобщая паспортизация советских крестьян началась лишь в 1970-х годах и закончилась на втором году афганской войны, а до этого было фактически крепостное право), зарплату, бесплатную форму, казённые дрова, казённое жильё, единые для работников железных дорог льготы и почти неограниченный размер покоса. Обходчики непременно имели домашний скот, птицу. Благо, травы вокруг было косить не перекосить, размеры некоторых участков, принадлежащих обходчикам, доходили до полутора гектаров.
  Правда, магазинов поблизости не было и к самым глухим сторожкам продукты подвозили на путейской дрезине или останавливали поезд с вагоном-лавкой. Но зато жизнь протекала на свежем воздухе и в стороне от начальства.
  
  Будки обходчика при каждой дороге строились по стандартному проекту, стояли они на полянах у железнодорожного полотна, украшенные садочками со стандартными витыми оградками. Пикетные столбики для красоты выкладывались звёздочками из красного кирпича, бровка ровнялась, откосы аккуратно выкашивались и перед глазами пассажиров проносилась идеально-образцовая картина.
  В старину существовали ещё столбики, указывающие границы участков, дистанций или околотков. Их называли "граничные столбики".
  
  Все линейные работники службы пути - стрелочники, обходчики, сторожа, монтёры - относились к определённому околотку, имеющему собственный номер, а дистанция обозначалась (обозначается и сейчас) по названию станции, на которой находится контора.
  
  

* * *

  
  Тем, кто ездил от Угловки к Боровичам, наверняка интересно посмотреть на станцию Травково 2014 года (фото нашла здесь):
  
  
 []
  
  50.
  
  
  
  
 []
  
  51.
  
  
  
  А расписание Боровичского участка железной дороги хотите вспомнить?
  
  
 []
  
  52.
  
  
  A кому интересно посмотреть на ещё более-менее сохранившиеся вокзалы близлежащих к Боровичам Вышнего Волочка и Чудова, то приглашаю заглянуть к блогеру Варламову: https://varlamov.ru/2709080.html
  
  

* * *

  
  Проект пассажирского здания на железнодорожнoй станции Боровичи был разработан архитектором Ф. Зигербергом, а утверждён 15 июня 1876 года.
  Стройка длилась два года и три месяца. Официальное окончание строительства Боровичской железной дороги считается 20 октября 1877 года.
  
  
  
 []
  
  53. Таким задумали построить вокзал в Боровичах
  
  
  
  
 []
  
  54. Похоже на эскиз?
   Нашла на странице ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai
  
  
   На первом этаже располагались залы ожидания для пассажиров 1-го и 2-го классов, комната телеграфиста, дежурного по станции.
   Второй этаж занимали две квартиры - начальника станции Боровичи (три комнаты и кухня), а также помощника начальника станции (две комнаты и кухня). Имелся балкон, выходивший на площадь.
  
  
  
   []
  
  55.
  
  
  
  
 []
  
  56. Из фондов городского музея. Это фото в увеличенном размерe поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a-2.shtml#15
  
  
  
   []
  
  57.
  
  
  
   []
  
  58.
  
  
  Железнодорожная станция Боровичи является конечной (тупиковой, дальше - берег реки Мста) на линии Угловка-Боровичи.
  
  Формирование вокзального комплекса определило расположение подъездных путей. Большая часть построек (главное здание вокзала, багажное отделение, водонапорная башня, склад, локомотивное депо) выстроена в одну линию вдоль путей. Служебный корпус как бы замыкает пути и ориентирован на Ленинградскую улицу.
  
  Первоначально вокзал планировали возводить в центре Боровичей на Павловской площади (в советское время площадь Володарского), но из-за убыточности перевозок проект сократили и в данном случае не понятно что лучше. Сооруди вокзал на Павловской площади, мост через реку Мста появился бы раньше, но - железнодорожный. Представьте поезда, громыхающие через город.
  
  Вопрос о продлении железнодорожной ветки до городского центра поднимался неоднократно, но каждый раз упирался в нехватку финансов и в конце-концов вокзал оставили там, где он сейчас находится.
  
  Железнодорожный вокзал станции Боровичи построен, если точнее, срублен из дерева и до сих пор, благодаря местным властям, сохраняется в первозданном состоянии.
  
  
  
 []
  
  59. Наверху указана дата возведения вокзала ж/д станции Боровичи Октябрьской железной дороги - 1876 год
  
  
  
  
 []
  
  60. Год возведения 1876
  
  
  
  
 []
  
  61.
  
  
  
  
 []
  
  62.
  
  
  
  Когда казна забрала железную дорогу из частных рук, то на станции произошли изменения: убрали балкон, сместили вход в вокзал, пристроили каменный флигель, сократили крытую платформу, в торце железнодорожных путей появилось ещё одно здание.
  
   []
  
  63. Это здание в торце?
  
  
  
   []
  
  64.
  
  
  
   []
  
  65.
  
  
  
   []
  
  66.
  
  
  
   []
  
  67.
  
  
  
   []
  
  68.
  
  
  
   []
  
  69.
  
  
  
   []
  
  70. Видите, как заложили в первоначальный проект (см. фото выше) навес над всем перроном, так советские власти и поддерживали этот вариант сколько смогли
  
  
  
   []
  
  71. Зал ожидания
  
  
  
   []
  
  72. Зал ожидания
  
  
  
  Следующие фотографии нашла здесь:
  
   []
  
  73. Автор подписал: "Пакгауз и водонапорная башня того же времени. Готовый музей железнодорожной архитектуры XIX века!
  На крайнем пути стоит состав поезда Боровичи-Москва"
  
  
  
   []
  
  74. Где-то мелькало, что эту старую водокачку превратили в общественный туалет
  
  
  
   []
  
  75. Aвтор подписал: "Такие ручные стрелки с фонарём, показывающим положение рельсов, можно встретить разве что в железнодорожных музеях и на немногочисленных станциях (в частности, все станции Бологое-Полоцкой железной дороги, некоторые на линии Москва-Великие Луки-Рига за пределами Московской области). Каждый вечер они зажигаются, создавая неповторимую атмосферу железной дороги. Правда, фонари уже не керосиновые, а электрические. К слову, стрелки с керосиновыми фонарями тоже кое-где на РЖД ещё встречаются"
  
  
  
   []
  
  76. Aвтор подписал: "Станция Боровичи уникальна тем, что частично расположена на строго охраняемой территории завода, не имеющего отношения к железной дороге (Боровичский комбинат огнеупоров), проходя через него насквозь. Где-то дальше места на фотографии есть разрыв забора с табличкой "Проход запрещён". Если я не ошибаюсь, что-то подобное имеется в городе Серов на Урале"
  
  
  
   []
  
  77. Aвтор подписал: "Вид на территорию завода с путепровода над железной дорогой"
  
  
  

* * *

  
  Боровичи, в отличии от Новгорода и Старой Руссы, имели широкую колею и можно было без пересадок доехать в столицу. В советское время пассажирские поезда ходили по пять раз в день: Боровичи-Москва, Боровичи-Санкт-Петербург, Боровичи-Новгород. До войны в состав пассажирских поездов даже входил вагон-ресторан
  
  Большинство поездов на линии Москва-Ленинград останавливались в Угловке и до Боровичей можно было добраться на перекладных в удобное время, ведь тогда курсировало до трёх пар пригородных маршрутов Угловка-Боровичи. Чем и пользовались жители ближайших деревень, нашедшие работу в Боровичах.
  Все поезда ходили чётко по расписанию, подлаживаясь под запросы рабочих и трудящихся.
  
  А ещё дважды в сутки отправлялись составы с продукцией Комбината Огнеупоров, и это не считая холодильников с мясными и молочными продуктами Боровичских производителей.
  
  После коллапса СССР появились изменения в худшую сторону. Сначала прекратилось прямое сообщение с Великим Новгородом. А в Новгород поезда почему-то ходили каждый день.
  
  В 2000 году отменили поезд в Санкт-Петербург, хотя в Ленинград почему-то поезд ходил даже с вагоном-рестораном.
  
  
  
 []
  
  82. Тепловоз с пригородным поездом Боровичи-Угловка 06.09.2005 года. Автор М. Иванов. Всего два вагона
  
  
  
  
 []
  
  83. Тепловоз ДМ62-1736 на перегоне Боровичи-Угловка 26.09.2009 года. Тут уже один вагон
  
  
  
  Затем... Первым нашла грустное сообщение от 05.04.2014, что достояние республики - боровичский вокзал - находится под угрозой уничтожения. В связи с низкими зарплатами и бедственным положением нарoда, пассажиропоток упал, поезд стал ходить раз в неделю, а электрички отменили вообще. В Угловке построили новый вокзал, а он пустует, так как теперь поезда на узловой станции Угловка не останавливаются (пишут, что сделано в угоду бывшему начальнику РЖД Якунину с его "Сапсанами"). Город Боровичи постепенно вымирает, превращаясь в резервацию. Рельсы заржавели, а где не заржавели, там их украли.
  
  А после как гром с ясного неба: "UPS: 9 марта 2015 года поезд отправился с вокзала города Боровичи в последний раз. В качестве причины отмены ОАО "РЖД" называют убыточность перевозок. В настоящее время пассажирское движение по железной дороге до Боровичей не существует."
  
  То есть второй по величине город Новгородской области отрезали от железнодорожного сообщения. Целиком и полностью. И где сейчас тот Якунин, бывший начальник РЖД? Свою роль по развалу России выполнил и уехал к сыну, гражданину Великобритании?
  
  Получается, нынешнему режиму не нужны счастливые и благополучные россияне? Голодными и обездоленными легче править? А мы являемся свидетелями уничтожения России?
  
  
  
 []
  
  84. Помните времена, когда на перроне станции Боровичи яблоку негде было упасть?
  
  Я помню эти людские столпотворения на боровичском перроне, причём составы ходили такими длинными, что хвост поезда оказывался далеко за пределами перрона. А мы приезжали к бабушке из Германии, где служил папа. И наш прицепной вагон, следующий из Москвы, всегда оказывался в хвосте прибывшего состава. А когда уезжали в направлении Москвы, то московские вагоны цепляли недалеко от паровоза, но всё равно там же, где перрон отсутствовал. И представьте, как пассажиры, обвешанные поклажей - чемоданами, сумками, авоськами - спешили к своим вагонам, спотыкаясь о гальку и щебёнку. Но даже добравшись до вагона, в него следовало забраться. А как забираться, если нижняя (первая) ступенька иногда находилась на уровне женской груди? Помните такое? Я помню. Когда сначалa забрасывали нас - меня и младшую сестру, после, при помощи чужих пассажирских рук, затаскивали маму и папа начинал передавать ей наши чемоданы. Пока погрузишься, то мазутом перемажешь и руки, и ноги, и одежду, и багаж.
  
  Если кто не помнит, то нашла фото, показывающее посадку в вагоны в самом лучшем государстве мира. Да, так и было, женщины в платьях (а брюк в те годы женщины не носили) давали пассажирам-мужчинам обозреть всю свою нижнюю часть тела:
  
  
 []
  
  85. Это не Боровичи и на этом фото вагонные ступеньки не так высоки, но мы столько поездили с папой-офицером, что иногда посадка в вагон производилась с покатых насыпей. Вот там действительно первая ступенька была выше детского роста. Думаете, это остались в прошлом? Нет, наши женщины карабкаются в вагоны до сих пор, что можно видеть хотя бы здесь или здесь
  
  
  Для стравнения сталю фото из "загнивающего запада":
  
  
 []
  
  86. Вход в вагон находится на одном уровне с перроном. Автоматически выдвигающаяся подножка закрывает небольшую щель между вагоном и бетоном перрона
  
  
  
  
 []
  
  87. Последние фото последних поездов на Боровичском вокзале. Вроде кусок жизни вырвали...
  
  
  
  А давайте для усиления ностальгии подброшу и зимних снимков? Нашла здесь: https://mikhail.krivyy.com/2015/01/28/borovichi-train-station/
  
  
  
 []
  
  88.
  
  
  
  
 []
  
  89.
  
  
  
  
 []
  
  90. Фото нашла здесь: https://yandex.ru/collections/card/5a984c1e8cb1f7009c3e3fe8/
  
  
  
  
 []
  
  91.
  
  
  
  
 []
  
  92.
  
  
  
  
 []
  
  93.
  
  
  
  По этой ссылке можно вспомнить окрестности Боровичей, когда мы подъезжали на поезде:
  https://www.youtube.com/watch?v=zCgr-4UN-04
  
  А тут съёмка из окна поезда, покидающего Боровичи. Больше такого уже никогда-никогда-никогда-никогда воочию не увидим:
  ролик первый: https://youtu.be/zTZPHQqCGMA
  ролик второй: https://youtu.be/48Nz9-ozuCw
  
  Отсутствие транспортного сообщения является прямой угрозой для жизни людей. Статья "В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ МЕДИКИ И СПАСАТЕЛИ ВОСЕМЬ КИЛОМЕТРОВ КАТИЛИ ПО РЕЛЬСАМ НОСИЛКИ С ПЕНСИОНЕРКОЙ" находится
  здесь: http://flashnord.com/news/v-novgorodskoy-oblasti-mediki-i-spasateli-vosem-kilometrov-katili-po-relsam-nosilki-s
  
  
  

* * *

  
  
 []
  
  94. Кадр из художественного фильма "Тихие омуты". Режиссер Эльдар Рязанов. 2000 год. Снято на железнодорожном вокзале. Фотография из фондов Боровичского филиала Новгородского музея-заповедника
  
  
  
  
 []
  
  95. Кадр из художественного фильма "Серебряные струны" режиссёров Павла Кадочникова и Олега Дашкевича. Снято на железнодорожном вокзале. Фотография из фондов Боровичского филиала Новгородского музея-заповедника
  
  
  
  
 []
  
  96. Кадр из художественного фильма "Серебряные струны" режиссёров Павла Кадочникова и Олега Дашкевича. Снято на железнодорожном вокзале. Фотография из фондов Боровичского филиала Новгородского музея-заповедника
  
  
  
  
 []
  
  97. Боровичи, перрон железнодорожного вокзала. Кадр из художественного фильма "Тихие омуты", режиссёр Эльдар Рязанов, 2000 год. Фото с сайта Константина Иванова "Боровичский край. РФ"
  
  
  
  
 []
  
  98. Боровичи, ж/д вокзал. Кадр из художественного фильма "Тихие омуты", режиссёр Эльдар Рязанов, 2000 год. Фото с сайта Константина Иванова "Боровичский край. РФ"
  
  
  
  
 []
  
  99. Боровичи, железнодорожная колея на выезд. Вокзал остался на дальнем плане. Кадр из художественного фильма "Я тебя никогда не забуду", режиссёр Павел Кадочников, 1983 год. Фото с сайта Константина Иванова "Боровичский край. РФ"
  
  
  

  Постоянно дополняется...

  

=== Гостиный двор (Торговые ряды) ===

  
  Гостинный двор из каменных торговых рядов располагался на главной площади города Боровичи и занимал территорию нынешних улицы Коммунарной (бывшая Екатерининская) и проезда Гагарина (бывшая Съезжая).
  
  Торговые ряды в Боровичах построены в середине–второй половине XIX века. Строительство, по сведениям местных краеведов, осуществлялось на средства городских купцов.
  Строительство рядов велось в два этапа: I-й этап – это два одноэтажных корпуса вдоль улицы Коммунарной, а II-ой этап – возведение двух двухэтажных корпусов по проезду Гагарина.
  Корпуса NN 1, 2, 5 - толстостенные каменные крепости - содержали купцы Звонарёвы, Мухины, Митрофановы, торгующие галантереей, мануфактурой, готовым платьем, обувью.
  
  
 []
  
  100. Следующим идёт раздел "Реальное училище" и, судя по фотографиям из того раздела, это здание с башенкой занимала городская управа. Реальное училище находилось рядом с ним, но училище возвели в 1906 году. Получается, что фото сделано раньше 1906 года? Это фото в увеличенном размере, дающем возможность разглядеть детали, поставлено здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#9
  
  
  
  
 []
  
  101. Если рядом с городской управой нет здания Реального училища, возведённого к 1906 году, значит фото сделано ранее? Это фото в увеличенном размере поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#31
  
  
  
  
 []
  
  102. А тут здание Реального училища уже есть. Значит фото сделано после 1906 года
  
  
  Одно время было 8 корпусов торговых рядов. Восьмой был деревянным и снесли его в начале ХХ века. На его месте построили каменный, что и завершило ансамбль гостиного двора.
  
  В корпусах NN 3, 4, 8 торговали рыбой, мукой, хлебом.
  
  В корпусе N 7 торговали мясом, а N 6 занимала "важня". Важня - большие торговые весы, для взвешивания товара с возом. Спуск к Летнему саду занимали "Жорные ряды" - мелкие съестные лавки.
  
  Мощная галерея из арок позволяла обходить корпус по кругу и защищала от непогоды.
  
  
  
 []
  
  103.
  
  
  
  
 []
  
  104.
  
  
  
  
 []
  
  105.
  
  
  
  
 []
  
  106. Это фото в увеличенном размере, дающем возможность получше разглядеть детали, поставлено
  здесь:http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#26
  
  
  
  
 []
  
  107.
  
  
  
  
 []
  
  108.
  
  
  
  
 []
  
  109.
  
  
  
  
 []
  
  110.
  
  
  
  
 []
  
  111.
  
  
  
  
 []
  
  112. Из фондов Боровичского филиала Новгородского музея-заповедника
  
  
  
  
 []
  
  113. Из фондов Боровичского филиала Новгородского музея-заповедника
  
  
  
  
 []
  
  114. Из фондов Боровичского филиала Новгородского музея-заповедника
  
  
  
  
 []
  
  115. Из фондов Боровичского филиала Новгородского музея-заповедника
  
  
  
  
 []
  
  116. Из фондов Боровичского филиала Новгородского музея-заповедника
  
  
  
  
 []
  
  117. Из фондов Боровичского филиала Новгородского музея-заповедника
  
  
  
  
 []
  
  118. Фото с сайта Константина Иванова "Боровичский край. РФ". B увеличенном размере поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a-2.shtml#30
  
  
  
  
 []
  
  119. Наши дни. Козырёк над дверью бывшего "Торгсина" с предыдущего фото. С сайта Константина Иванова "Боровичский край. РФ". В увеличенном размере поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a-2.shtml#35
  
  
  
  

* * *

  
  В советское время корпуса переделали под советскую торговлю. Так в 1966 году открылся новый универмаг в переделанном старом Гостином дворе. Заделали спуски в подвалы, пространство между арками заложили, вставили окна, образовав общее пространство в два этажа с центральной лестницей. В новом универмаге появилось 15 отделов и 67 продавцов.
  
  До переделки на старом корпусе наверху стояли часы, развёрнутые в сторону Весёлого угла.
  
  
  
 []
  
  124. Слева высокое здание школы N 1 (бывшее Реальное училище). Со страницы ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai. Это фото в увеличенном размерe поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a-2.shtml#10
  
  
  
  
 []
  
  125.
  
  
  
  
 []
  
  126.
  
  
  
  
 []
  
  127. Бывший Гостиный двор в советское время превратился в универмаг. Фото 2014 года нашла
  здесь: https://ts58.livejournal.com/7753.html
  
  
  
  
 []
  
  128. Бывший Гостиный двор в советское время превратился в универмаг. Фото 2014 года нашла
  здесь: https://ts58.livejournal.com/7753.html
  
  
  
  
 []
  
  129. Бывший Гостиный двор
  
  Боровичский комплекс торговых зданий, продолжающий традиции архитектуры позднего классицизма, это отличный наглядный пример развития подобного типа торговых зданий, используемых по назначению.
  
  
  
  
 []
  
  131. Бывший колхозный рынок. У меня нет больше фотографий Боровичского рынка, потому оставлю пока здесь. Это фото в увеличенном размерe поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#8
  
  
  
  
 []
  
  132. У меня нет раздела Боровичского рынка, потому оставлю пока здесь. Для ностальгии
  
  
  
  
 []
  
  133. Тоже подписано "рынок", но какой - не пойму.
  С сайта Константина Иванова "Боровичский край. РФ"
  
  
  
  
 []
  
  134. Фото было без подписи, но тоже рынок (какой?).
  С сайта Константина Иванова "Боровичский край. РФ"
  
  

  Постоянно дополняется...

  

=== Pеальное училище (1-я школа) ===

  
  Здание N 46 на улице Коммунарной (бывшая Екатерининская) сейчас занимает школа N 1.
  
  У этого здания интересная история. Раньше здесь находилось Боровичское реальное училище, основанное в 1906 году. Первым заведующим училища в 1907 году был назначен статский советник Иван Александрович Троицкий, законоучитилем был священник Николай Алексеевич Гиляровский.
  
  Первоначально здание было двухэтажным и на 1910 год количество учеников составляло 182 человека.
  
   []
  
  145. Правое здание - реальное училище, левое - Городская управа и пожарная охрана
  
  
  
   []
  
  146. Тут деревца уже подросли. Это фото в увеличенном размере, дающем возможность получше разглядеть детали, поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#50
  
  
  
   []
  
  147. Правое здание - реальное училище, левое - Городская управа и пожарная охрана
  
  
  В 1912 году надстроили 3-й этаж и на 1914 год в училищe обучалось 220 человек. Год обучения стоил 50 рублей (данные на 1914 год).
  
  В 1915 году директором училища числится статский советник Петр Алексеевич Орлов, а законоучитилем - священник Павел Александрович Миролюбов.
  
   []
  
  148. Как видим, деревьев перед училищем ещё нет
  
  
  
   []
  
  149. А тут деревца уже подросли, значит более поздний период и проезжая часть уже перекрыта какими-то будками непонятного предназначения, перед которыми стоят извозчики с пустыми пролётками. Это фото в увеличенном размере, дающем возможность получше разглядеть детали, поставлено
  здесь
  
  
  

* * *

  
  Hашла в сети фотографии выпускников и преподавателей, выпустившихся около 1914 года. Правда, есть предположение, что на фото выпускники не Реального училища, а Высшего начального училища, расположенного на углу ул. Екатериненской и Тверской. Но точно никто не знает и потому ставлю здесь. Может кому-то пригодится:
  
   []
  
  150. Со страницы ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai
  
  
  
   []
  
  151. Со страницы ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai
  
  
  
   []
  
  152. Со страницы ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai
  
  
  
   []
  
  153. Со страницы ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai
  
  
  После революции в период с 1919 года по 1930 год в здании размещалось фабрично-заводское училище (ФЗУ), а после 1930 года превратилось в среднюю общеобразовательную школу и сейчас это школа N 1.
  
  В годы Великой Отечественной Войны в школе здесь располагался военный госпиталь.
  
  
   []
  
  154. Со страницы ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai
  
  
  
   []
  
  155. Со страницы ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai. Это фото в увеличенном размерe поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a-2.shtml#7
  
  
  
   []
  
  156. Со страницы ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai
  
  
  
   []
  
  157. Со страницы ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai
  
  
  
   []
  
  158. Со страницы ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai
  
  
  Немного информации о Боровичком транспорте:
  
  "Извозной промысел практически перестал существовать в середине 1920-х годов. Этому способствовало появление общественного транспорта. В 1938 году в городе вышли на маршрут первые пять автобусов". (Из воспоминаний краеведа Гарновского К.В.)
  
  К середине 1950-х годов по городу было сформировано уже 10 автобусных маршрутов. Номеров маршрутов не было. Указывались лишь конечные остановки: "Вельгия - Керамик", "Полыновка - Волгино", "Пристань - ул.Декабристов", "Передки - вокзал" и т.д.
  
  Междугородные рейсы осуществлялись с площади Володарского, где стояла автостанция до осени 1971 года, после чего она переместилась на ул. Советскую.
  
  В 1984 году боровичан обслуживают уже 145 пассажирских автобусов и 32 такси.
  
  
  
   []
  
  159. Со страницы ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai
  
  
  
   []
  
  160. Со страницы ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai. Это фото в увеличенном размерe поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a-2.shtml#5
  
  
  
   []
  
  161. Со страницы ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai. Это фото в увеличенном размерe поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a-2.shtml#6
  
  
  
   []
  
  162. Со страницы ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai. Это фото в увеличенном размерe поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a-2.shtml#8
  
  
  
   []
  
  163. Со страницы ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai. Это фото в увеличенном размерe поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a-2.shtml#9
  
  
  
   []
  
  164. Сейчас это школа N 1 (Коммунарная, 46, напротив универмага, ещё он называется "Торговый комплекс N 1"). Со страницы ВКонтакте "Боровичский край. РФ":
  https://vk.com/borkrai
  

  Постоянно дополняется...

  

=== Пожарная часть ===

  
   []
  
  176. Первая пожарная дружина при полиции города Боровичи.
  Конец XIX века
  
  
  
   []
  
  177. Празднование юбилея Вольного пожарного общества. Фотография 1910 года. Здание пожарной части Троицкой (Правой) стороны находилось между бывшим горисполкомом и "Весёлым углом"
  
  
  
   []
  
  178. Нашла на странице ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai. Это фото в увеличенном размерe поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a-2.shtml#11
  
  
  
   []
  
  179. Здание пожарной части Троицкой (Правой) стороны находилось между бывшим горисполкомом и "Весёлым углом". Двухэтажное здание - это реальное училище, которое сегодня есть школа N 1. На фото здание пока с двумя этажами, значит, фото сделано до 2012 года, когда надстроили третий этаж школа N 1. Нашла на
  странице ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai
  
  
  
   []
  
  180. А здесь здание бывшего реального училища (сегодня школа N 1) уже с тремя этажами, значит, фото сделано после 1912 года. Нашла на
  странице ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai. Это фото в увеличенном размерe поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#107
  
  
  
   []
  
  181. Здание пожарной части Троицкой (Правой) стороны находилось между бывшим горисполкомом и "Весёлым углом". Это фото в увеличенном размерe поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a.shtml#77
  
  
  
   []
  
  182. Здание пожарной части Троицкой (Правой) стороны находилось между бывшим горисполкомом и "Весёлым углом"
  
  
  
   []
  
  183. Здание пожарной части Троицкой (Правой) стороны находилось между бывшим горисполкомом и "Весёлым углом". Вид этого угла сегодня - на следующей фотографии
  
  
  
   []
  
  184. Сейчас это место с предыдущей фотографии выглядит так
  
  
  

* * *

  
  Почему я обращаю внимание на, казалось бы, далёкую от многих тему - пожарную? Отчасти потому, что "пожарка" левобережья Боровичей находилось наискосок через дорогу от бабушкиного дома по улице Ленинградской (ранее Петербургская) и являлась частью моего детского бытия.
  
  Но наверное главнее то, что сейчас служба пожарников, какую бы опасно-смертельную угрозу она не несла, остаётся вне общественного сознания. В отличие от прошлых лет. Тогда пожарники являлись почитаемыми государевыми служивыми и моя детская память сохранила уважительные разговоры взрослых об их службе. Ведь как не крути, а пожарники выполняют миссию не только спасателей человеческих жизней с их барахлом, но и хранителей истории любого государства. Насколько быстро эта служба среагирует на возникший очаг возгорания, насколько быстро потушат огонь, на столько больше достанется следующему поколению сохранённых объектов и исторических памятников.
  
  Да, как я закрутила? Следующее нашла здесь (http://53.mchs.gov.ru/document/1471493):
  
  "В Новгородских Летописях за период с 1045 по 1712 годы отмечено более ста пожаров, oсобенно часто в Летописях встречаются сообщения о разгулах огненной стихии в ХIV-ХV веках.
  
  Постоянная угроза возникновения опустошительных пожаров требовала принятия мер предупреждения и тушения их. Население предупреждалось о соблюдении мер предосторожности при обращении с огнем, ограничивалось использование огня жителями - в летнее время запрещалась топка печей в домах и банях, выпечка хлебов разрешалась в печах, отдалённых от строений, на окраину города выносились кузницы.
  Наблюдение за строгим соблюдением мер безопасности против пожаров вели объезжие головы. Суровые меры наказания предусматривались для домовладельцев, по неосмотрительности которых произошёл пожар. Над поджигателями, как правило, устраивали самосуд.
  
  Первая пожарная команда в губернии организована в городе Старая Русса в 1808 году. В Новгороде пожарная команда создана в 1853 году, в Холме в 1863 году, в Валдае и Боровичах в начале 70-х годах ХIХ века.
  В Крестцах, Сольцах, Малой Вишере были организованы вольные пожарные команды, где дежурство людей неслось жителями в порядке очерёдности.
  При пожаре лошадей поставляли для вывоза обоза жители, имеющие лошадей.
  
  По состоянию на 1892 год в губернии было (на территории в пределах современных границ области) 10 пожарных команд, из них в городах Новгород и Старая Русса - полицейские, в Боровичах, Валдае, Демянске, Холме - городские общественные, в Крестцах, Малой Вишере, Сольцах вольные, на ст. Окуловка - сельские пожарные команды.
  
  Первое в Новгородской губернии пожарное общество организовано в городе Череповце (ныне Вологодская область) в 1881 году.
  В 1889 году организуется Старорусское, в 1895 году - Боровичское, в 1896 году - Демянское, в 1899 году - Крестецкое, в 1900 году - Новгородское, в 1902 году - Окуловское, в 1903 году - Боровичское Спасо-Преображенское добровольное пожарное общество.
  
  При добровольных пожарных обществах стали организовываться пожарные дружины. Дружины были достаточно многочисленны, так, вольно-пожарная дружина правобережной стороны города Боровичей численностью около 250 человек имела: 3 ручных насоса, 6 конных бочек, багровый ход, а также лошадей, за которыми ухаживали конюхи.
  В 1903 году организовалась также вольно-пожарная дружина на левобережной стороне города. Она состояла из начальника дружины, пяти начальников отряда, восьмидесяти семи добровольцев, на вооружении имела три ручных пожарных насоса, рукавный и багровый хода.
  
  
   []
  
  199. Из фондов Боровичского филиала Новгородского музея-заповедника
  
  
  
   []
  
  190. Из фондов Боровичского филиала Новгородского музея-заповедника
  
  
  
   []
  
  191. Из фондов Боровичского филиала Новгородского музея-заповедника
  
  
  
  Новгородские сёла нередко страдали от опустошительных пожаров. Одной из причин сильного распространения сельских пожаров при их возникновении являлись скученность построек, наличие соломенных крыш на домах, недостаточность или даже полное отсутствие средств борьбы с огнём.
  Интересна статистика количества сгоревших строений в зависимости от огнестойкости крыш: на каждые 10 тысяч строений ежегодно сгорало в селениях, имеющих от 0% до 15% соломенных крыш - 34 строения, от 15% до 50% - 54 строения, от 50% до 80% - 69 строений, от 80% до 100% - 102 строения.
  
  Следовательно для губернии устройство огнестойких крыш было крайне важным противопожарным мероприятием.
  
  Начиная с 1888 года в сёлах начали устраиваться взамен соломенных глиносоломенные и черепичные крыши, а также начали строиться строения из кирпича и булыжного камня.
  Огнестойкое строительство в сёлах губернии внедрялось довольно успешно. С целью популяризации строительства глиносоломенных крыш в 1882 году Новгородским земством была издана брошюра, рассказывающая об устройстве таких крыш. Способ устройства глиносоломенных крыш, выработанный Новгородским земством, по своей целесообразности и дешевизне на Всероссийской пожарной выставке в 1892 году был признан лучшим.
  
  На 1 января 1902 года в губернии было устроено 14.031 глиносоломенных крыш. Для устройства глиносоломенных крыш и ознакомления местных мастеров с приёмами работы новгородские мастера с 1893 года по 1895 год направлялись в 15 губерний, в том числе в Московскую, Казанскую, Черниговскую и Курскую.
  
  В целях обеспечения селений пожарной техникой земством в 1892 году разработаны нормы обеспечения селений предметами тушения пожаров в зависимости от количества домов. Этими нормами предусматривалось обеспечение бочками, летними и зимними ходами, ушатами и вёдрами, баграми, ломами, ухватами, лестницами. В каждом селении должен был быть колокол или другой сигнал. Ручные пожарные насосы предписывалось иметь в селениях, имеющих свыше 50 домов. Нормы Новгородского земства рекомендовались для принятия другими земствами."
  
  
   []
  
  192. Я ещё застала эту каланчу на крыше. Интересно, когда её снесли?
  
  
  Согласно исторических скрижалей, "В 1903 году организовалась также вольно-пожарная дружина на левобережной стороне города. Она состояла из начальника дружины, пяти начальников отряда, восьмидесяти семи добровольцев, на вооружении имела три ручных пожарных насоса, рукавный и багровый хода". То есть верхняя и следующая фотография сделана уже после 1905 года, когда построили кирпичное здание.
  
  
   []
  
  193.
  
  
  
   []
  
  194. Фото с сайта Константина Иванова "Боровичский край. РФ". B увеличенном размере поставлено
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww2a-2.shtml#16
  
  
  
   []
  
  195. Построение пожарных вольно-пожарного общества Спасской стороны. Фотография Дубровин Н.С. Из фондов Боровичского филиала Новгородского музея-заповедника
  
  
  
   []
  
  196.
  
  
  
   []
  
  197. Здание бывшей "пожарки" на ул. Ленинградской сейчас выглядит так. Нашла на странице ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai
  
  
  
   []
  
  198. Здание бывшей "пожарки" на ул. Ленинградской сейчас выглядит так. Нашла на странице ВКонтакте "Боровичский край. РФ": https://vk.com/borkrai
  
  
  

* * *

  
  Нашла здесь: http://xn--b1ae4ad.xn--p1ai/museum/54
  
  "В здании, в котором расположена пожарно-техническая выставка, с 1905 по 1995 годы действовала пожарная часть. В 1995 году историческое здание как памятник истории и культуры был реконструирован силами личного состава, и в этом же году было принято решение о создании пожарно-технической выставки. В 2014 году здание получило статус объекта культурного наследия Новгородской области.
  
  Руководит пожарно-технической выставкой, инспектор по основной деятельности (профилактика пожаров) Бубнова Виктория Альбертовна.
  
  Площадь экспозиционно-выставочного зала составляет 107, 2 кв. м. На сегодняшний день, в помещении пожарно-технической выставки расположены 2 витража, 4 стелы, 6 стеллажей, 242 экспоната, размещенные по темам и годам. По мере возможности ежегодно меняется экспозиция, а также выставка детских рисунков, приуроченных ко «Дню спасателя» и «Дню пожарной охраны России».
  
  Пожарно-техническая выставка принимает посетителей разных возрастов, от 2000 до 2500 посетителей в год, в т.ч. учебные группы, учащиеся общеобразовательных, средне – специальных и высших учебных заведений, воспитанников детских садов, экскурсионные группы и отдельных посетителей. Проводятся экскурсии, тематические вечера, «Рождественские встречи» с ветеранами, популяризируется профессия, проводится профориентационная работа с личным составом и учащимися старших классов общеобразовательных школ".
  
  
   []
  
  207. Экспонаты музея по адресу ул. Ленинградская, 63 (телефон 816-64-4-56-01)
  
  
  
   []
  
  208. Экспонаты музея по адресу ул. Ленинградская, 63 (телефон 816-64-4-56-01)
  
  
  
   []
  
  209. Экспонаты музея по адресу ул. Ленинградская, 63 (телефон 816-64-4-56-01)
  
  
  
   []
  
  210. Фото 1980-1990-х годов?
  
  
  
   []
  
  211. Слева от бывшей "пожарки" на ул. Ленинградской. Судя по брюкам, фото 1980-1990-х годов?
  
  

  Постоянно дополняется...

  

=== Аэродром Волгино (м. Гверстянка) ===

  
   []
  
  212.
  
  
  В городе Боровичи был аэропорт, за чьим парком числились АН-2 ("аннушки") и ЯК-40. Бетонная полоса взлётного поля была покрыта асфальтом. C аэродрома Волгино (Боровичи) по воздуху можно было добраться до каждого райцентра Новгородчины, включая сам областной центр.
  
  Люди, работая в колхозах, чтоб быстрее вернуться домой, летели самолётом. По выходным и праздникам самолётами катались над городом, туризм так же играл не последнюю роль в стимулировании полётов.
  
  Несколько историй из Боровичской авиации. С пивом в городе было туговато и люди летали за пивом на самолёте в Новгород или Хвойную. Брались три 20-литровых канистры: одна в рюкзак, две в руки. Доезжали до аэропорта Боровичи и летели в Хвойную, там - до пивзавода, брали не фильтрованное пиво и по воздуху возвращались в Боровичи. "Аннушки" в полёте часто проваливались в воздушные ямы, путешествие было весёлым и экстремальным, но игра стоила свеч. В компании свежее пиво под рыбку ценилось!
  
  Летали в Ленинград и за мясом, и за колбасой, сбрасывались и летел кто-то один. А какой праздник был, когда можно было прокатиться над городом и обозреть Боровичи с птичьего полёта.
  
  Авиацией пользовались даже контролёры на автобусах. Был неописуемый случай. Автобус ехал по маршруту Боровичи-Пестово. Контролёр проверила билеты и вылезла на Раздолье. Старая дорога на Пестово была длинной, водитель решил подработать и в отсутствие контолёра билеты не продавал. Каково его удивление было, когда, приехав в Пестово, обнаружил контролёра там (она прилетела на самолёте).
  
  
   []
  
  224.
  
  
  
   []
  
  225.
  
  
  
   []
  
  226.
  
  
  
   []
  
  227.
  
  

* * *

  
  

А в и а х у л и г а н с т в о

  
   []
  
  230.
  
  26 февраля 1930 года, рано утром, в Боровичи прибыл поезд прямым сообщением, из Ленинграда. Всю ночь сидели в вагон-ресторане Чкалов и Иванов, сотрудники Ленинградского ОСОАВИАХИМа, присланные в город на Мсте для перегонки в Ленинград самолёта-лодки «Ш-1», который застрял в Боровичах из-за погоды.
  
  Самолёт Шаврова (Коврина) «Ш-1» проходил испытания в Москве. Когда лётчик Глаголев из Москвы перегонял самолёт-лодку в Ленинград, испортилась погода. Полёт пролегал вдоль полотна Октябрьской железной дороги. Пришлось садиться на ближайший аэродром. Им оказался Боровичский. Прождав несколько дней в Боровичах подходящей погоды и так и не дождавшись, Глаголев был отозван обратно в Москву. Для дальнейшей перегонки самолёта в Ленинград в Боровичи были посланы лётчик Чкалов и механик Иванов.
  
  Погода была не очень-то лётная. Шёл снежок и был мороз. Самолёт крепился на лыжах. Но «весёлый» дуэт Чкалов-Иванов сразу метнулись на аэродром. Уговорами и угрозами уломали дать добро на полёт. Никто из дуэта не хотел застрять в этих Боровичах надолго. Дни короткие, душа горячая, дело не терпит отлагательств. Чкалов на то время не был тем ассом, каким знаем его мы. Да и нёс службу в ОСОАВИАХИМе. Механик Иванов был необходим, так как образец «Ш-1» был опытный.
  
  
   []
  
  231.
  
  
  Самолёт-лодка «Ш-1» был новым, но для опытных и разгорячённых Чкалова и Иванова не было камнем преткновения. По сегодняшним меркам самолёт был примитивным, приборы тоже. Двигатель слабенький в 85 лошадиных сил. Форма лодки так же усложняла пилотирование. Но время было людей выдающихся и не боящихся ничего. А Чкалов был ещё на голову выше всех остальных. Да и пребывание на Боровичской земле дало толчок к безумству!
  
  При вылете из Боровичей появилось солнце и дуэт взлетел. Ориентиром опять оказалась железная дорога. Сначала от Боровичей до Угловки, а там разворот направо в сторону Ленинграда. Но после Угловки погода стала ухудшаться. Пошёл снег, который стал ухудшать не только видимость, но и лётные характеристики самолёта. А кругом простирались бескрайние леса, чередующиеся с замёрзшими озерами, реками и болотами. Станции редкие. Поезда попадаются часто. Одни едут навстречу светя лобовым фонарём, а вот вторые подсвечены красными габаритными огнями хвоста поезда. Последние сквозь снег были плохо видны. Ориентир - железная дорога, чтоб была видна, приходилось лететь очень низко. Самолёт всё больше терял высоту и появилась возможность столкнуться с поездом, семафором, станционными строениями увеличивалась…
  
  Кругом лес. Если лес отступает, появляются строения. Озёр не видно. Чкалов стал искать площадку для посадки. Самолёт долетел до станции Вялка. Пропустив поезд, идущий в лоб с включённым на паровозе фонарём-прожектором, Чкалов начал снижение на высмотренную площадку... Но тут слева,со стороны Москвы, поезда которые дуэт видел только с заднего тамбура, подсвеченного красными габаритными огнями, из снежной пелены летит очередной паровоз с прожектором. Было два варианта. Первый: врезаться в поезд. Второй: нырнуть под поезд ниже ферм моста. Железнодорожный мост был через ручей, который вытекал из озера за железнодорожным полотном...
  
  Смелость города берёт, отвага покоряет всё и вся. Чкалов успел среагировать на изменившуюся ситуацию и нырнуть под мост, а сверху шёл поезд. Спасая людей, надо и за себя побороться. Пытаясь зайти на новый заход, самолёт зацепился за семафор и разбился. Летающая лодка была потеряна. В 1930 году любая порча имущества приравнивалась к вредительству. А слом самолёта - в особо крупных размерах.
  
  Было разбирательство, заведено дело... По итогам которого было признано, что виноваты «…метеоусловия…». Комиссия была в шоке. При замере под мостом, с учётом размаха крыльев, до ферм моста оставалось по спичечному коробку с каждой из сторон. Дело было закрыто и уже в это 1930 году в ноябре месяце Чкалов был приглашён в школу лётчиков испытателей.
  
  В Боровичах есть улица Чкалова. Но мало кто знает, что Валерий Палыч бывал в городе на Мсте 26 февраля 1930 года. Надо установить табличку на железнодорожном вокзале, где он высадился с механиком Ивановым из вагона-ресторана. Были времена, когда Боровичи связывали прямые поезда с Москвой и Ленинградом и даже были вагоны-рестораны и багажно-почтовые.
  
  Побывав на Боровичской земле Чкалов стал авиахулиганом и был приглашён в лётчики-испытатели. В Боровичах заработала программа ОСОАВИАХИМА по подготовке лётчиков. Большинство Героев СОВЕТСКОГО СОЮЗА из Боровичей - лётчики. А пребывание Валерия Павловича Чкалова в Боровичах требует особой отметки. Именно отвага в пролёте под мостом Вялки привело Чкалова в Испытатели с большой буквы. Феномен, уникальность, гений лётчика Чкалова, посетившего Боровичи, должен быть отмечен!!!
  
  Отсюда: https://vk.com/@135413839-avia-huliganstvo
  
  

  Продолжение "Часть 4-я" находится
  
  здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ww24.shtml
  

  
  _____________________________________________________________________________________
  
  Используемые материалы:
  
  - много ссылок поставила под фотографиями
  - данные о церквях, соборах, часовнях и монастырях Боровичского края нашла здесь
  - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B8
  - http://one-in.livejournal.com/35143.html
   - www.livejournal.com/misc/get_domain_session.bml?return=http%3A%2F%2Fone-in.livejournal.com%2F35143.html&sign=cc00c77bee9d015e7aa4368ba80e4ecf&t=14267596
  
  FOTO:
  - http://www.boradmin.ru/foto/gorold.shtml
  - http://one-in.livejournal.com/35143.html
  - http://www.boradmin.ru/foto/gorsovrem.shtml
  - http://www.bilarius.ru/
  - http://one-in.livejournal.com/35143.html
  - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%28%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%29
  YOTUBE:
  - https://www.youtube.com/watch?v=g-L2D08JF0Q
  - https://www.youtube.com/watch?v=qCuHp8kCsTI
  - http://www.bankgorodov.ru/place/inform.php?id=151144#his
  - http://andcvet.narod.ru/borov/sam.html
  - www.livejournal.com/misc/get_domain_session.bml?return=http%3A%2F%2Fone-in.livejournal.com%2F35143.html&sign=cc00c77bee9d015e7aa4368ba80e4ecf&t=1426759646
  - http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=121481
  - http://diletant.media/articles/33371508/
  - http://www.informio.ru/rating/493/Borovichskii-tehnikum-stroitelnoi-industrii-i-yekonomiki
  - http://xn--80abdyagbec8aaxhj3g.xn--p1ai/article/4/5125/
  - http://xn--80abdyagbec8aaxhj3g.xn--p1ai/article/3/249/
  
  - http://xn--80abdyagbec8aaxhj3g.xn--p1ai/photo/?SECTION_ID=30&PAGEN_1=3
  - https://varlamov.ru/2725313.html
  - http://xn--80abdyagbec8aaxhj3g.xn--p1ai/article/4/4455/
  - http://xn--80abdyagbec8aaxhj3g.xn--p1ai/article/7/5200/
  - http://xn--80abdyagbec8aaxhj3g.xn--p1ai/photo/?SECTION_ID=30
  - http://infojd.ru/12/ugbor2008.html
  - http://kirillfedorov4.livejournal.com/11589.html#t214085
  - http://xn--80abdyagbec8aaxhj3g.xn--p1ai/article/7/293/
  - http://regionavtica.ru/articles/iz_istorii_borovichskoj_jeleznoj_dorogi.html
  - http://xn--80abdyagbec8aaxhj3g.xn--p1ai/article/8/5517/
  - http://xn--80abdyagbec8aaxhj3g.xn--p1ai/article/4/6077/
  - http://xn--80abdyagbec8aaxhj3g.xn--p1ai/article/4/6103/
  - http://forum.vgd.ru/1455/73112/
  - https://www.rutraveller.ru/place/65097
  - https://ts58.livejournal.com/7753.html
  - https://humus.livejournal.com/5241995.html
  - http://xn--80abdyagbec8aaxhj3g.xn--p1ai/article/5/5265/
  
  - shiropaev.livejournal.com/36501.html
  - velesova-sloboda.info/geo/homyakov-russia.html
  - http://www.myshared.ru/slide/811668/
  - https://sobory.ru/article/?object=11655
  - https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D1%8B_(%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B8)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B86.jpg
  -
  - https://www.wikiwand.com/ru/%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B8 (о битве под Боровичами)
  -
  - https://www.bnkomi.ru/data/news/80998/
  -
  -
  -
  -
  -
  -
  -
  -
  -
  -
  -
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"