Смотрицкий Евгений Юрьевич: другие произведения.

Ученик и Учитель: принципы отношений

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:


Ученик и Учитель: принципы отношений

  
   Фигура Учителя является центральной для любой культуры, ибо она осуществляет функцию трансляции знаний и умений от поколения к поколению. Еще в Библии сказано, что если хотите уничтожить народ, уничтожьте его Учителей. Но между признанием роли Учителя, и его реальным социальным статусом иногда бывает пропасть. Особенно это отмечается сегодня в большинстве демократических стран. Демократическая мода распространяет свои ценности и на сферу отношений ученика с учителем. На практике это ведет к принижению роли учителя: Учителя можно не слушать, ему можно возразить, нагрубить, а в США, столь бережно относящихся к демократии, даже убить (!). Это симптоматично. Я не отрицаю за ребенком прав и свобод, но все хорошо в меру и должно быть понято адекватно. Януш Корчак, понимал право ребенка на жизнь как свободу выбрать и противоположное - смерть. Т.е. насилие над ребенком для него исключено, в том числе и принуждение к жизни. Это, быть может, другая крайность, но она сформулирована взрослым человеком в определенном контексте и абсолютно корректна с моральной точки зрения.
   Общие методологические принципы отношений Ученик-Учитель мне видятся следующим образом.
      -- Учитель - матрица культуры. Именно он является носителем социально значимых моральных качеств, теоретических и практических знаний и именно с него должна "делаться жизнь" ученика.
      -- Яйцо курицу не учит. Несмотря на сложность современной ситуации в постиндустриальном мире, когда традиции утрачивают ценность и становятся тормозом на жизненном пути человека, а мир меняется так быстро, что мудрость веков бессильна перед новыми проблемами и учителю часто нечего посоветовать ученику в необычной ситуации, все же последнее слово должно оставаться за учителем. Уважение к старшему закреплено всеми религиями и не подлежит обсуждению.
      -- Учитель, как шахматист - всегда должен думать за двоих и на несколько шагов вперед. Учитель должен понимать ученика глубже, чем ученик сам себя и должен понимать, как могут быть восприняты его слова с учетом апперцепции.
      -- Учитель не имеет никакого права перегружать ученика информацией и давить своим авторитетом. Или, как говорят педагоги, необходимо учить в "зоне ближайшего развития".
      -- Учитель должен помнить, что ученик - это и Глина, которой нужно придать форму, и Кувшин, который нужно наполнить, и Факел, который нужно зажечь.
      -- Ученик должен быть внимательным и ловить каждое слово Учителя. Образование от самообразования тем и отличается, что самому намного сложнее понять известное и открытое другими людьми.
      -- Ученик должен иметь установку, что Учитель всегда прав. Даже если это не так, то должна быть корректность и такт со стороны Ученика.
      -- Ученик и Учитель должны быть искренними в своих стремлениях и отношениях. Это значит, что Учитель должен работать с полной отдачей, а Ученик должен стремиться не к оценке, а к знаниям. Ибо культуре, реальной жизни - нужен полноценный, знающий и умеющий человек, а не "человек с бумажкой".
  
   Известны шумерские тексты, в которых повествуют о жестоком отношении учителя к непослушному ученику, еще Сократ жаловался на непослушание детей, даже Аврелий Августин переходил от школы к школе в поисках достойных учеников, а наш современник Ортега-и-Гассет справедливо утверждает, что современную молодежь отличают два качества: непомерность притязаний и полная неблагодарность. Это говорит о "вечности" проблемы. Но такое настроение характерно для эпохи упадка. Жизнеутверждающими принципами являются все же идеи иерархии и соподчинения старшего и младшего, Ученика и Учителя. И нашей культуре придется выработать новые стереотипы и образцы исходя именно из них.
  

опубликовано в Днепропетровской областной

газете "Джерело", декабрь 2001 г.

  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"