Смотрицкий Евгений Юрьевич: другие произведения.

Ученик и Учитель: принципы отношений

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:


Ученик и Учитель: принципы отношений

  
   Фигура Учителя является центральной для любой культуры, ибо она осуществляет функцию трансляции знаний и умений от поколения к поколению. Еще в Библии сказано, что если хотите уничтожить народ, уничтожьте его Учителей. Но между признанием роли Учителя, и его реальным социальным статусом иногда бывает пропасть. Особенно это отмечается сегодня в большинстве демократических стран. Демократическая мода распространяет свои ценности и на сферу отношений ученика с учителем. На практике это ведет к принижению роли учителя: Учителя можно не слушать, ему можно возразить, нагрубить, а в США, столь бережно относящихся к демократии, даже убить (!). Это симптоматично. Я не отрицаю за ребенком прав и свобод, но все хорошо в меру и должно быть понято адекватно. Януш Корчак, понимал право ребенка на жизнь как свободу выбрать и противоположное - смерть. Т.е. насилие над ребенком для него исключено, в том числе и принуждение к жизни. Это, быть может, другая крайность, но она сформулирована взрослым человеком в определенном контексте и абсолютно корректна с моральной точки зрения.
   Общие методологические принципы отношений Ученик-Учитель мне видятся следующим образом.
      -- Учитель - матрица культуры. Именно он является носителем социально значимых моральных качеств, теоретических и практических знаний и именно с него должна "делаться жизнь" ученика.
      -- Яйцо курицу не учит. Несмотря на сложность современной ситуации в постиндустриальном мире, когда традиции утрачивают ценность и становятся тормозом на жизненном пути человека, а мир меняется так быстро, что мудрость веков бессильна перед новыми проблемами и учителю часто нечего посоветовать ученику в необычной ситуации, все же последнее слово должно оставаться за учителем. Уважение к старшему закреплено всеми религиями и не подлежит обсуждению.
      -- Учитель, как шахматист - всегда должен думать за двоих и на несколько шагов вперед. Учитель должен понимать ученика глубже, чем ученик сам себя и должен понимать, как могут быть восприняты его слова с учетом апперцепции.
      -- Учитель не имеет никакого права перегружать ученика информацией и давить своим авторитетом. Или, как говорят педагоги, необходимо учить в "зоне ближайшего развития".
      -- Учитель должен помнить, что ученик - это и Глина, которой нужно придать форму, и Кувшин, который нужно наполнить, и Факел, который нужно зажечь.
      -- Ученик должен быть внимательным и ловить каждое слово Учителя. Образование от самообразования тем и отличается, что самому намного сложнее понять известное и открытое другими людьми.
      -- Ученик должен иметь установку, что Учитель всегда прав. Даже если это не так, то должна быть корректность и такт со стороны Ученика.
      -- Ученик и Учитель должны быть искренними в своих стремлениях и отношениях. Это значит, что Учитель должен работать с полной отдачей, а Ученик должен стремиться не к оценке, а к знаниям. Ибо культуре, реальной жизни - нужен полноценный, знающий и умеющий человек, а не "человек с бумажкой".
  
   Известны шумерские тексты, в которых повествуют о жестоком отношении учителя к непослушному ученику, еще Сократ жаловался на непослушание детей, даже Аврелий Августин переходил от школы к школе в поисках достойных учеников, а наш современник Ортега-и-Гассет справедливо утверждает, что современную молодежь отличают два качества: непомерность притязаний и полная неблагодарность. Это говорит о "вечности" проблемы. Но такое настроение характерно для эпохи упадка. Жизнеутверждающими принципами являются все же идеи иерархии и соподчинения старшего и младшего, Ученика и Учителя. И нашей культуре придется выработать новые стереотипы и образцы исходя именно из них.
  

опубликовано в Днепропетровской областной

газете "Джерело", декабрь 2001 г.

  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Серганова "Танец с демоном. Зимний бал в академии"(Любовное фэнтези) О.Грон "Попала — не пропала, или Мой похититель из будущего"(Научная фантастика) Л.Вериор "Другая"(Любовное фэнтези) А.Григорьев "Биомусор"(Боевая фантастика) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) А.Платонов "Грассдольм. Стая"(ЛитРПГ) А.Белых "Двойной подарок и дракон в комплекте"(Любовное фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Киберпанк) А.Емельянов "Мир Карика 12. Осколки"(ЛитРПГ) О.Гринберга "По Праву Крови"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"