Смотрицкий Е. Ю., Шейнина Е.Я.: другие произведения.

Олимпиады школьников: не сепаратор для "сливок", а "дрожжи" образования

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Читай на КНИГОМАН

Читай и публикуй на Author.Today
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья об олимпиадах школьников на Украине


Олимпиады школьников:

не сепаратор для "сливок", а "дрожжи" образования

  
   Кстати, вы знаете, какая страна по математическим олимпиадам впереди всей Западной Европы?
   - Какая?
   - Монголия! Потому что все работают со школьниками. А во Франции никто со школьниками не работает. Кроме русских эмигрантов.
   (Из интервью Николая Константинова, президента Турнира городов)
  

Олимпиады стали одним из символов ХХ века. Возродившись как всемирное спортивное движение в конце XIX века, оно вышло за рамки спорта и представляет сегодня масштабные интеллектуальные соревнования по многим отраслям знаний среди молодёжи: школьников и студентов. Мы хотим поделиться соображениями об Украинских олимпиадах школьников.

  
   Школьные олимпиады имеют уже продолжительную историю, возникли традиции, наработан опыт. Они проводятся примерно с середины 60-х годов на уровне государств, а с конца 60-х - как Международные олимпиады. В СССР был свой порядок проведения олимпиад школьников. Украина регулярно проводила в рамках школьного олимпийского движения олимпиады I-IV уровня, т.е. школьные, районные (городские), областные и республиканские. Затем Украина выставляла отдельную команду на Всесоюзные соревнования, а в составе советских команд неоднократно принимала участие в Международных олимпиадах школьников. С 1993 г. украинские школьники участвуют в составе своих национальных команд в Международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, информатике и вычислительной технике, а с 1996 г. - и по экологии.
   Пресс-служба Министерства образования Украины сообщает: "За ці роки 360 учнів з України вибороли 301 медаль, із них 51 золоту, 118 срібних, 132 бронзові, а 19 учасників нагороджено Почесними грамотами. В інтелектуальних змаганнях 2006 року взяли участь 26 школярів з України. Вони гідно представили нашу державу на міжнародному рівні і вибороли 24 медалі (4 золоті, 10 срібних, 10 бронзових) та 1 Почесну грамоту" (24.05.2007, http://www.kmu.gov.ua/control/publish/article?art_id=79995381).
   Проведение олимпиады - организационно сложное дело. Достаточно посмотреть наказ Міністерства Освіти України "Про затвердження Положення про Всеукраїнські учнівські олімпіади з базових і спеціальних дисциплін, турніри, конкурси-захисти науково-дослідницьких робіт та конкурси фахової майстерності (http://osvita.irpin.com/viddil/v5/d45.htm ). Сколько там продумано, прописано, просчитано. Но нас больше интересует другое: мотивация участия в олимпиаде и проведения олимпиады. Школьники - участвуют; школы, отделы образования, Институты усовершенствования учителей, Министерство, вузы - проводят олимпиаду. У каждого свой интерес, свой мотив. Какие это мотивы и как к ним должно относиться государство в лице Министерства образования, что оно должно стимулировать, поддерживать?
   Каждый школьник, участвующий в олимпиаде, мечтает о победе. Это само собой разумеется. На то и соревнование, чтобы мечтать о победе. Но дети не всегда могут, да и не должны осознавать, насколько значительное событие в их жизни участие в олимпиаде. Об этом должны помнить взрослые, должно думать государство. Сам факт олимпиады уже на первом туре, на школьном этапе создаёт атмосферу праздника и значительности события. Монотонная школьная жизнь на несколько дней приходит в бурное движение: меняется расписание, отменяются отдельные уроки, ученики отпускаются с уроков для участия в олимпиаде, отличники гордо разбредаются по классам, где проводятся туры по избранным ими предметам, "двоешники" виновато-завистливо посмеиваются над ними, думая об упущенной возможности и выпрашивая разрешения участвовать в конкурсе. В эти дни в школе царит праздничная суета. Именно атмосферу интеллектуального праздника и должны почувствовать и запомнить дети. Поэтому главный принцип олимпиады - не победить, а участвовать. Но: участвовать надо ХОТЕТЬ. А из незнания ничего не возникает.
   Как трудно бывает учителю предложить ученикам участвовать в олимпиаде! Он говорит о дополнительной оценке, о мероприятии... Но - здесь учитель попадает в свой "час икс": ученикам некогда, им хватает и сидения на уроках - какое там внешкольное мероприятие! Тем более - если учитель не нашел ключика, не увлек своим предметом, или хотя бы не заинтересовал собой. (Ведь ради любимого, уважаемого учителя можно сделать многое!) Поэтому провести школьную олимпиаду - это показатель хоть какого-то, но педагогического мастерства учителя. И спасибо за то, что многие учителя нашей страны до сих пор делают это!
   На олимпиадах любого школьника, если он там впервые, ждет открытие: оказывается, что предмет не ограничивается рамками учебников, и вопросы могут задаваться нестандартные, и - оказывается - кого-то интересует твое рассуждение или начитанность помимо школьного курса.
   Более того, когда школьник попадает на районную олимпиаду, оказывается, что сильных учеников больше, чем в классе (да-да, это точки удивления, которые происходят раньше, чем поступление в вуз, только на олимпиадах). Хотя - там почти нет общения. Общение возникает только на всесоюзных, всеукраинских, международных олимпиадах - т.к. там несколько дней в программе, да и несколько туров.
  
   Евгений Смотрицкий:
   Я сам активный участник олимпиад в 1973-1976 гг. Для меня, особенно как сельского мальчика, олимпиады были открытием мира. На областных олимпиадах нас приветствовали важные государственные начальники, профессора, новоиспеченные студенты, которые ещё в прошлом году вместе с нами участвовали в олимпиаде. Я посетил благодаря республиканским олимпиадам Одессу, Харьков, Днепропетровск, а благодаря Всесоюзной олимпиаде - Донецк. Побывал в Одесских катакомбах, в оперном театре, узнал, что существует Институт холодильной промышленности, узнал об огромном (как мне тогда казалось) Политехническом институте, а также, что Одесский университет носит имя Ильи Ильича Мечникова. Это я потом прочёл книгу Б. Могилевского "Охотники за истиной" и "Этюды оптимизма" самого Мечникова.
    []
   11 Республиканская олимпиада юных химиков. Одесса 1974 г. На Потёмкинской лестнице. Команда Днепропетровской области. Слева - доцент кафедры органической химии Днепропетровского химико-технологического института (ныне Украинский государственный химико-технологический университет) Ровинський М.С. - инициатор создания школы юных химикой в 1960 г. Руководители команды - Фирюлина Валерия Александровна (методист Областного Института усовершенствоания учителей) и Штеменко Валентина Андреевна (учительница химии Солонянской средней школы,моя учительница). Участники: Саша, Володя (окончил ДХТИ), Репринцев Саша (учился в МФТИ, окончил ДГУ), Жежерун Валя (окончила химфак ДГУ), я (окончил химфак ДГУ), Сухомлин Таня (окончила химфак МГУ, участница Международной олимпиады по химии 1974), Малабенский Сергей (окончил химфак ДГУ).
  
   Во время олимпиады в Донецке мы посетили Саур-могилу, драматический театр, завод химикатов. От Харьковской олимпиады в памяти остался, конечно же, Госпром и Харьковский зоопарк, хотя было и посещение театра, и загородная экскурсия. Мне особенно приятно было посетить город, в котором учился мой отец.
  
    []
   12 Республиканская олимпиада юных химиков. Харьков 1975 г. Днепропетровская команда у входа в университет. Руководитель команды Салич Светлана Сергеевна. Слева направо стоят: Саша Репринцев, Юра, Дима Головко, Валя Жежерун, Миша Быков (окончил химфак ДГУ), я и Виктор Яковенко (окончил биофак, кафедра биохимии ДГУ).
  
   А двухнедельные подготовительно-отборочные туры к республиканским олимпиадам при Днепропетровском химико-технологическом институте, которые проводила доцент Ирина Оскаровна Володина - это был настоящий праздник интеллектуального труда и борьбы. Звучит высокопарно, но это так и было. Разве можно забыть напряженное решение задач до часу-двух ночи в общежитии! А радость победы в отборочном туре! Но главное всё же другое: напряженная ежедневная подготовка к олимпиаде начиная с ноября после уроков во вторую смену. Каждый день с 20 до 22 вечера наша учительница химии Штеменко Валентина Андреевна после уроков занималась со всеми желающими. Это не называлось факультативом, не называлось кружком. Это просто была подготовка к олимпиаде. "Просто"... ...Уверен, что и у нее от этой работы тоже вырастали крылья - потому что - что для учителя важнее и ощутимее, как не рост его учеников, их азарт, увлеченность именно его предметом! И ради этого учитель только и может жертвовать своей личной жизнью, семейными заботами... не навсегда, не постоянно - но подготовка к олимпиаде - это действительно святое для тех, у кого получается. (Кстати, сын Валентины Андреевны - Александр Васильевич Штеменко - доктор химических наук, профессор, заведует кафедрой в УГХТИ. Её дочь - Людмила - кандидат химических наук, доцент, работает в химической фирме).
  
   Учитель, готовящий к олимпиаде - это удивительный подарок для школьника. Вот недавние воспоминания студента из Донецка, Андрея Гаршина:
   В шестом классе я впервые победил на районной олимпиаде по математике, после чего мной заинтересовалась учительница математики. Она была лучшей учительницей в школе, потому что хоть и была учительницей только математики, знала и преподавала не только математику. У нее я многому научился, в том числе и отстаивать свою точку зрения, из-за чего с остальными учителями у меня возникало много споров и ссор. До сих пор с моей любимой учительницей у меня сохранились отличные отношения, и это самое главное, а в шестом классе я увлекся этой самой математикой и все последующие годы побеждал на районных и несколько раз на областных олимпиадах.
  
   В настоящее время появились интересные новые олимпиады и турниры. Многие из них придуманы не на Украине, имеют статус международных, тем интереснее ребятам в них участвовать. Самое замечательное в этих турнирах то, что ребенок без отбора сразу попадает на международный турнир. Конечно, он пишет работу в своем городе, но проверяют эту работу в центре, и оттуда присылают результат. Школьникам это очень нравится.
   Таких турниров много.
   В последнее время всеукраинскую любовь получил международной конкурсе "Кенгуру" (конкурс родом из Австралии). Этот турнир объединил более 3 миллионов школьников во всем мире. Организатором проведения этого конкурса на Украине стал Львовский физико-математический лицей при Національному університеті ім.. І. Франка (положение о конкурсе: http://www.uazakon.com/document/fpart04/idx04103.htm). Конкурс составляется как тестовое задание, и поэтому, в свете нынешнего всеобщего тестирования, очень современен. В любом районе, школе, учитель может связаться с оргкомитетом, внести оргвзнос (по количеству детей, желающих участвовать в олимпиаде), и к моменту проведения олимпиады ему доставляют пакет с заданиями и бланками для ответов. Каждый участник конкурса получает сертификат, победители - дипломы разных степеней и призы, в том числе поездки в Крым или на Западную Украину.
   Интересный, серьезный математический конкурс "Турнир городов" с 1980 года проводится в Москве. Интересно, что за хороший результат в этом конкурсе отмечаются не только школьники, но и их учителя.
   "Турнир городов" - это международная олимпиада по математике для школьников 8-11-х классов. Турнир проводится силами местных оргкомитетов в городах более чем двадцати пяти государств Европы, Азии, Южной и Северной Америки, Австралии и Океании. Оргкомитеты получают из Москвы задания и организуют написание работ школьниками своих городов. Принять участие в турнире может любой город (даже отдельная школа или деревня). Авторы самых лучших работ (и их учителя) приглашаются на летнюю математическую конференцию турнира, где способные школьники приобщаются к решению задач исследовательского характера. Эта олимпиада и полученные награды не имеют никакого официального статуса, хотя их международный авторитет достаточно высок.
   Другой пример - Турнир им. Ломоносова (http://olympiads.mccme.ru/turlom/2002/book-htm/turl2002.htm), который предлагает школьникам испытать свои силы в один день сразу в нескольких предметах. Математика, физика, химия, биология, лингвистика, литература, история и "астрономия и науки о Земле". То есть максимально те предметы, которыми занимался великий Ломоносов, человек с ясным взглядом и любящий все грани жизни, а не только один из аспектов науки. Многие задания не требуют предварительной подготовки, но побуждают логически мыслить и обращаться к интуиции.
   Своя рубашка ближе к телу... Почему мы так подробно останавливаемся на этом турнире? Одна из наших выпускниц в этом году поступила в университет на прикладную лингвистику. Так вот - не было бы этого ломоносовского турнира (а его можно назвать и олимпиадой), она и не знала бы о таком слове - лингвистика... Такое получается профобразование. Т.е. олимпиады действительно имеют функцию профобразования для тех учащихся, кто хочет знаний и у кого мозги приучены работать.
   Позиции учителя в проведении олимпиады простая: его обязывают провести - он проводит. Он везет на районную олимпиаду. Да, это есть. Но - чтобы получить стабильный результат желательно вести факультатив.
   В Харькове феноменальные результаты по математическим и физическим олимпиадам только потому, что есть учителя - фанатики своего дела. Например, уже больше 15 лет действует университетский олимпиадный "кружок" по математике "Эврика". Детей принимают в группы этого кружка с пяти лет. Занятия проходят раз в неделю, в субботу или воскресенье. У малышей, т.е. во всех начальных классах, на занятиях разрешено присутствовать родителям. Т.о. это занятия для троих: учитель-ребенок-родитель! Вот какое совместное развитие идет. Ребенок получает свой "плюсик" - и поворачивается к маме (папе - там часто сидят папы) - торжествующе "У меня получилось" - и видит сияющего родного взрослого! Чем не мотивация?...
   В настоящее время педагоги вузов вынуждены бороться за думающих, интересных студентов. Для этого создана Малая академия наук (МАН), работают летние научные школы. Но для того, чтобы попасть в такую школу или академию, нужно об этом узнать, а узнать можно именно на олимпиадах. Ведь одно дело - учащийся из элитной школы, который получает эту информацию благодаря умной тактике школы, но если ребенок учится в обычной, а тем более сельской школе и в то же время - самородок, то только на олимпиаде его преподаватели малой академии наук и могут заметить.
   Занимаясь в секции МАН, учащийся выполняет:
   1) домашние задания - и тщательнее, чем в школе, потому что иначе выгоняют, а детям интересно;
   2) личную курсовую работу, которая является малым исследованием, его зачитывают на конкурсе, награждают, рекомендуют.
   За несколько лет преподаватели уже на все согласны, лишь бы эти дети стали их студентами.
   Это касается не только крупных городов. В Крыму уже 44 (!) года проводят Летний лагерный сбор МАН, на который приезжают до 200 ребят из разных регионов Крыма. Почти все они кандидаты или действительные члены Малой академии наук, участники, призеры и победители всеукраинских школьных олимпиад и государственные стипендиаты. На сборе интеллектуалы не только отдыхают, но и занимаются по базовым дисциплинам различных отделений МАН. Для проведения занятий организаторы сборов приглашают преподавателей вузов страны. В рамках программы проходят олимпиады, а в конце сбора - научно-практическая конференция.
   Учителя - последнее звено образовательной системы и первый и единственный человек, через которого эта система общается с детьми. Честь вам и хвала, если Вы рассматриваете свою жизнь в школе не как работу, а как службу, ведь образование, воспитание из ребенка думающей и интересной личности - это не сумма отчитанных уроков, а жизнь, которую учитель отдает детям.
   Над учителем стоит директор, районо, гороно. Насколько же нужны олимпиады им?
   Что касается гороно и районо, то у них особой заинтересованности в олимпиадах нет. Их функция - вовремя передать распоряжение Министерства и облоно, заставить, дать распоряжение и отчитаться. Конечно, им приятно, если будут высокие показатели, достижения, которыми можно отчитаться, но это не может быть их заслугой. Просто объективно у них нет ни механизма, ни рычага, ни функции, которая существенно влияет на результат. Мы бы сказали, что скромность должна быть главным украшением директора и работника отдела народного образования, дабы не завидовать учителю, не ставить палки в колеса, помогать и - не сиять, как медный таз, когда у ребенка и учителя получилось, т.к. не мешать - это, конечно, не заслуга, а добродетель...
   Совсем особая роль в олимпиадном движении выпадает на долю Институтов усовершенствования учителей, или как их теперь называют - Институтов последипломного образования педагогических работников. Именно они выполняют огромную конкретную организационную работу по проведению олимпиад. Поэтому это должно находить соответствующее отражение в уставах и планах их работы и в государственном финансировании. Именно они должны быть центрами мониторинга олимпиад, которые отслеживают, хранят, обрабатывают статистику и передовой опыт и должны быть всегда готовы предоставить эту информацию всем заинтересованным сторонам. Эту задачу не могут выполнить отделы образования, у них другие, управленческие функции, а вот Институты - научно-практические центры образования, к тому же имеющие явную сетевую структуру, они есть в каждой области, но связи между ними налажены недостаточно. И в этом вина Министерства, которое не поставило такой задачи. Поэтому официальные распоряжения распространяются по официальным вертикальным каналам управления, а вот передовой опыт, инновации, базы разнообразных данных - распространяются, скорее, по личным каналам. Но если в государстве есть одна система образования, если есть государственная сеть Институтов усовершенствования, то должен быть и определённый стандарт в их работе и взаимосвязь между ними.
   Отношение вузов к школьным олимпиадам должно быть самым заинтересованным. Именно к ним придут участники олимпиад, ибо это логично: быть интеллектуалом и пойти после школы в вуз. Поэтому вузы должны принимать участие и в подготовке заданий, и в проведении олимпиад, и в подготовке лучших к участию в международных олимпиадах. В этом плане уже есть некоторые традиции. Понятно, что не каждый вуз может взять на себя такую функцию, но областные команды должны готовиться к республиканским турам в местных вузах, а вот если их нет - должны помочь Институты усовершенствования.
   Отдельно хочется сказать о следующем. У нас был феноменально разработанный инструмент привлечения в вузы хороших студентов. На днях открытых дверей в вузах проводились олимпиады, и по результатам этих олимпиад достойных не только приглашали, но и зачисляли. Сейчас это тоже практикуется. И если это можно понять и оправдать для особых, уникальных вузов, куда конкурс очень велик, то для среднестатистического вуза это на наш взгляд неприемлемо. Правила должны быть одни. Или это вступительный экзамен, или это сертификат независимого оценивания знаний, или ... результат олимпиады. Но причём тут слово олимпиада? Красиво звучит? Да, красиво, но к идее самой олимпиады отношения не имеет. Это называют в бизнесе воровством брэнда. В данном случае - просто подмена понятий. Безусловно, вузы должны иметь возможность проводить профориентацию, отбирать себе студентов, рекламировать себя, но нужна соответствующая законодательная база, единые правила.
   Государству до всего есть дело. И лёгких задач у него нет. Но олимпиады - явно не самая сложная и важная. Это так. Но нужна ясность целей, осознание ценности и адекватная стратегия и финансирование. Качество жизни народа (благосостояние, безопасность, спокойствие, стабильность) и престиж государства (качество жизни, достижения в спорте, науке, искусстве, уровень образования) - главные задачи государства. Если не поддерживать интерес к знаниям, теоретическим и практическим, то эти задачи не решить. Сегодня многие заводы и фабрики остановлены, поля не вспаханы, фермы разрушены. Трагично! Но само всё это не заработает. Нужен Человек, у которого есть интерес к жизни, жажда жизни. Вызвать этот интерес в детском возрасте и создать условия для её реализации у Специалистов - первейшая задача государства. И олимпиады в этом вопросе - лучшие помощники! Известно, что лучшие результаты на Международных школьных олимпиадах показывают в последнее десятилетие страны юго-восточной Азии. Они переживают не только экономический подъём. Это вторично! Такие успехи - показатель духовного подъёма. Нужно хотя бы посмотреть, что делают эти государства для пробуждения народного духа! Не на Европу сегодня нужно равняться, а на тех, кто хочет жить и прилагает для этого усилия. У Европы есть опыт прошлых лет. Его не надо отбрасывать, как и любой опыт, но нужно смотреть вперёд. Это значит, что нужно искать и использовать все возможные формы внешкольной работы, которые стимулируют интерес к знаниям. Об этом трудно говорить, когда мы все знаем, что учителям умышленно задерживают выплату зарплаты, а размер этой зарплаты таков, что даже пособием её назвать нельзя. Но вопреки этому честные, увлечённые, компетентные, жаждущие учить учителя были, есть и будут. И не зря в Библии сказано: "И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении" (Послание к Римлянам, глава 12 , стихи 6-7). Волей-неволей государство должно поддерживать таких увлечённых и результативных учителей. Ведь официально все ратуют за прогресс во всём, в том числе и в образовании. А олимпиады делают зримыми результаты труда учителей-трудоголиков. И государство и не может, и не должно не замечать их. Поэтому несколько странно и слишком обтекаемо звучит следующий пункт из общих положений "Положення про Всеукраїнські учнівські олімпіади...":
   "1.7. Вчителі середніх навчально- виховних закладів (шкіл, ліцеїв та гімназій), викладачі та майстри виробничого навчання професійних навчально-виховних закладів, викладачі вищих навчальних закладів, працівники органів освіти, методичних та інших установ і організацій, які брали активну участь у підготовці учнів до змагань та їх проведенні, можуть бути відзначені відповідними органами державного управління освіти".
   Учителя, которые подготовили учеников к участию в олимпиадах республиканских и международного уровня однозначно должны быть награждены как материально, так и морально: у них нужно брать интервью и публиковать в профессиональных и массовых изданиях, показывать по телевизору, организовывать оплачиваемые мастер-классы и семинары. Ну а уж остальные активные участники - "можуть бути відзначені".
   Большое удивление вызывает Порядок визначення рейтингу команд (раздел 8 "Положення про Всеукраїнські учнівські олімпіади..."), в соответствии с которым формируется количественный состав команд для участия во Всеукраинском туре ученических олимпиад. Определённая логика в этом подходе есть, но по большому счету результаты участников прошлых лет не должны определять судьбу новых участников. Между ними может не быть вообще никакой связи! Вообще вопрос о количественном составе весьма сложный, и не столько финансово, сколько организационно. Области Украины очень отличаются по численности населения, а значит и школьников. И уравнивать все области нелогично и нечестно. От равного общего количества школьников должна выставляться равная по численности команда. Но организационно это решить просто нереально. А вот почему Севастополь имеет особый статус - удивляет. Можно пошутить по этому поводу, но политическое напряжение вокруг города не располагает к шуткам. Но относительно нашей темы - разве Севастополь крупнее чем Днепропетровск, или Донецк, или Харьков... Относительно Киева у нас вопросов нет. И если бы такой же статус присвоили Харькову - тоже возражений бы не возникло, в этом городе треть населения - студенты бесчисленного количества вузов! Но Севастополь - ...
   Численность команд безусловно упирается в финансовую сторону. Но нельзя на таком деле экономить! Ведь нужен государственный, системный подход! Если мы сэкономим на воспитании детей, на развитии у них интереса к знаниям, нам придётся потратиться на милицию, лечение от наркомании и игромании, а в итоге - на закупки продовольствия и индустрию развлечений. Народ, который ничего не умеет, требует хлеба и зрелищ.
   В этом году в России принято новое положение о проведении олимпиад школьников. Оно вызвало массу возражений. Одно из главных - неприятие унифицированного подхода, т.е. без учёта специфики предмета. Россия, конечно, сама разберётся, а мы хотим ещё раз подчеркнуть, что олимпиада имеет прежде всего воспитательное значение, поэтому чем шире участвуют в ней ребята, чем больше их на более высоких турах - тем лучше. А лучшие найдутся сами! Для них лишь надо держать высоко планку. Кстати вспомнить, что когда примерно в 1975 г. поменяли правила отбора участия во Всесоюзных олимпиадах, число их участников сократилось втрое, а количество призеров практически не изменилось. Лучшие остались лучшими, а воспитательный момент был упущен. Сэкономили... Ещё один из лидеров олимпийского движения в России предлагает больше мест выделять математикам, физикам, программистам, чем историкам, к примеру, а по сути - всем гуманитариям. Видите ли стране много историков не нужно. Это правильно - много историков не нужно, но ведь именно гуманитарные курсы воспитывают человека! Естественные науки сами по себе неспособны привить человеку человеческие ценности. Значит нельзя экономить и на этом. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский, "музыкальное воспитание не есть воспитание музыканта".
   Сегодня возникает масса альтернативных олимпиад. Мы говорили об этом выше. Государство, безусловно, не может ни финансово, ни организационно поддерживать все эти начинания. Но не мешать оно может.
   Что ещё должно сделать государство, так это создать мощный информационный портал в интернете, где будет концентрироваться информация об олимпийском движении. Разрозненной информации и сегодня много, но сориентироваться в ней - трудно.
  

Полезные ссылки по теме статьи:

   International Science Olympiads http://olympiads.win.tue.nl/
   Международной Олимпиады "ИнтеллекТ" (http://intellektsystem.net/)
   Ссылки на некоторые ресурсы, связанные с олимпийским движением - http://www.chasolimp.de/linls.htm
   Олимпиады по физике и естествознанию -http://potential.org.ru/Home/Olympiads
   Всероссийская олимпиада школьников - http://www.rusolymp.ru/
   Летние научные школы, традиции и современность -
   http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=10018
  

Смотрицкий Е.Ю., Шейнина Е.Я.

  

Харьков - Kaiserslautern,

11-17 мая 2008 г.

  
  
  
   8
   Смотрицкий Е.Ю., Шейнина Е.Я. Олимпиады школьников
  
  

Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Успенская "Хроники Перекрестка.Невеста в бегах" А.Ардова "Мое проклятие" В.Коротин "Флоту-побеждать!" В.Медная "Принцесса в академии.Суженый" И.Шенгальц "Охотник" В.Коулл "Черный код" М.Лазарева "Фрейлина немедленного реагирования" М.Эльденберт "Заклятые любовники" С.Вайнштейн "Недостаточно хороша" Е.Ершова "Царство медное" И.Масленков "Проклятие иеремитов" М.Андреева "Факультет менталистики" М.Боталова "Огонь Изначальный" К.Измайлова, А.Орлова "Оборотень по особым поручениям" Г.Гончарова "Полудемон.Счастье короля" А.Ирмата "Лорды гор.Да здравствует король!"

Как попасть в этoт список

Сайт - "Художники"
Доска об'явлений "Книги"