Терамото Томомаса: другие произведения.

Введение в изучение религиозного фактора в японских комиксах

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшая социологическая статейка для неисправимых отаку :) Большое спасибо Isais Atra за стилистическую правку, ибо переводчик из меня аховый...


ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА В ЯПОНСКИХ КОМИКСАХ

на примере "Ван Зеро" Сато Шио

Терамото Томомаса

НСС Центр по изучению японских религий

  
   Приступая к изучению религиозного фактора в японских комиксах, необходимо подтвердить два наблюдения относительно роли комиксов в японской культуре: на удивление большое число публикаций и широкую читательскую аудиторию.
   Ежегодно в Японии продается 2 миллиарда экземпляров книг и журналов комиксов. В 1990-х из 2 млрд. экземпляров, издававшихся каждый год, книги составляли около 30%, остальное приходилось на журналы. Это примерно треть всего, что издается в Японии. Кроме коммерческого рынка существуют непрофессиональные создатели комиксов, которые продают свои работы на специальных ярмарках. Эти ярмарки называются Комикку Макетто (comic market) и проходят более 200 раз в году во всех частях Японии. Например, только в одной ярмарке в Токио принимают участие и продают свои работы более 1 млн. любителей.
   Второе наблюдение касается широты читательской аудитории, которая не ограничена ни полом, ни возрастом. Большинство комиксов сегментировано по половозрастному признаку. Вот несколько примеров массовых журналов: "Shonen Janpu" (Jump for Boys), "Shonen Magajin" (Magazine for Boys), "Shonen Sande" (Sunday for Boys) и "Shonen Champion" (Champion for Boys).[1] Эти журналы первоначально были ориентированы на мальчиков среднего школьного возраста (младших подростков). Однако, по мере взросления своих читателей, они изменили свою направленность таким образом, чтобы удовлетворить изменяющиеся запросы. В связи с этим возникли новые издания для младших мальчиков, например, "Korokoro Komikku" (Korokoro Comic).
   Сегодня для читателей в возрасте 20-30 лет предназначены такие издания, как "Yangu Janpu" (Jump for Youth), "Yangu Magajin" (Magazine for Youth), "Moningu" (Morning), в то время как 40-50-летние читают "Manga Goraku" (Comic for Recreation), "Manga Sande" (Comic for Sunday).
   Такая же сегментация присуща и женским комиксам. "Nakayoshi" (Friendly), "Ribon" (Ribbon) и "Shojo Komikku" (Comic for Girls) были ориентированы на учениц младших классов; "Shojo Furendo" (Friend for Girls), "Magaretto" (Margaret), "Purinsesu" (Princess) и "Hana to Yume" (Flower and Dream) - на учениц средних классов; а "Puchi Furawa" (Little Flower), "Lala", "Yangu Yu" (Young You) и др. - на старшеклассниц. В настоящее время регулярно издается около 150 журналов. Таким образом, ясно, что комиксы должны рассматриваться не как элемент детской культуры или маргинальной субкультуры, но как часть массовой культуры современной Японии.
   Поскольку комиксы широко распространены и активно потребляются, их потенциал влияния на человеческое общение очень высок. Темы, раскрываемые в японских комиксах, формируют базис общих представлений целых поколений своих читателей.
   Цель моего исследования отражения религиозной тематики в комиксах состоит в рассмотрении образов религии, которыми массовая культура комиксов снабжает людей в целом. Поэтому моей задачей является объективное определение религиозных элементов, присутствующих в комиксах. Я не затрагиваю вопросы, насколько правильно отражены эти элементы или как они соотносятся с конкретными религиями, такими, как буддизм или христианство. Также я не намерен судить, приемлемо ли изображение для соответствующего обучения.
   Прежде чем я начну, позвольте мне обозначить элементы, которые я буду рассматривать в качестве примеров религиозного фактора: сверхсила, аскетическая практика и отношения учитель-ученик, эсхатология (конец времени), будущее и прошлое существование, демонические сущности (боги), духи, кармическое перерождение, завершающая битва добра со злом. Также в качестве показателей религиозного фактора примем взгляды на жизнь, вселенную и природу, духовный рост, - то есть все то, что коренится в религии.
   Исходя из указанных положений и двигаясь по намеченным линиям, начнем рассмотрение религиозного фактора в японских комиксах на примере произведения Сато Шио под названием Wan Zero (Единица-ноль).
  
  

WAN ZERO - история

   "Ван Зеро" - научно-фантастический комикс, изготовление которого было начато в 1984 году.[2]
   Главный герой - Мёуоудзи Токио - старшеклассник, который любит играть по ночам. Его друг Мемёу Акира - компьютерщик, который также участвует в ночных играх главного героя. Однажды ночью эта парочка проникает в сверхзакрытый клуб. Это клуб для медитаций под названием "Барамон".[3] Посредством медитативной машины, называемой Синтезатор Мандалы, которая контролируется самообучающимся суперкомпьютером Маньяк, душа каждого члена клуба подвергается анализу и оцифровке. Она медитирует в образах и звуках. Ключом к развитию Синтезатора Мандалы является Маюра Моравиа (Wan Zero, vol.1,p.29).[4] Она родилась в Индии и приходится дочерью давно потерянному отцу Токио.
   Спустя некоторое время Маюра навещает Токио. В его доме на протяжении многих поколений в тайне хранится статуя Куяку Мёуоу и Маюра просит Токио показать ее.[5] Стоя перед статуей, Маюра произносит мантру. Силой отраженной от статуи мантры Маюра пробуждается как дэва - индийское божество-хранитель буддийского учения.[6] Одновременно с этим Мемёу и двое друзей Токио взлетают в воздух. Маюра сообщает им, что мантра благотворно влияет на богов, но наносит вред демонам, а это означает, что все три друга являются демонами.
   В Мемёу и двух его друзьях пробуждается демоническая сущность. Пробуждение означает активизацию незадействованных ранее участков мозга и обретение контроля над всеми стадиями изменения энергии. Поиск в человеческом бессознательном похож на поиск богов в глубинах вселенной, так что старый профессор, создавший Маньяка, называл анализирование людей Синтезатором Мандалы: "Проект по поиску Бога". Маюра была проанализирована крупнейшим в мире конгломератом компаний И2, который установил Синтезаторы Мандалы во всех крупных городах мира.[7] В это же время Токио с друзьями успешно взламывают Маньяка, направляя ему синтезированную Куяку-мантру. Маньяк мгновенно сходит с ума, а Маюра обретает полную силу, позволяющую контролировать сознание и держаться в потоке медитации. Мемёу и два его друга освобождают сознание и обретают память: 1500 лет назад они проиграли битву с индийскими богами, но выжили, с помощью магии восстановили себя и отправились в Японию. Мемёу полностью вспоминает и объясняет их регенерацию. Кости и пепел их сожженных тел были смешаны с землей, пропитанной их кровью, и использованы для изготовления необожженных глиняных идолов, которые были привезены в Японию и смешаны с японской почвой. Миллионы вирусов и бактерий вместе с растениями и животными поглотили и преобразовали их и, таким образом, демоническая информация была передана и возродилась в виде трех личностей. В то время как Маюра пробуждается в качестве богини, а Мемёу и его друзья - в качестве демонов, Токио не меняется.
   В сотрудничестве с группой известных ученых, хорошо разбирающихся в механизмах медитации, огромная корпорация И2 открывает отделения по всему миру для продажи Синтезаторов Мандалы простым людям. Журналистка пробует эту услугу. У нее романтический характер и острое чувство справедливости, но она неуправляема, как ребенок, и язвительна. Однако, она немедленно уподобляется святой. Тем временем Мемёу использует Маньяка для синтеза мантры, пробуждающей демонов. Будучи самообучающейся системой, под воздействием мантры Маньяк обретает самосознание. Кроме того, мантра пробуждает Хеншоуки, который восстает от корней священного дерева. Фактически он является тем самым демоном, который, применив магию, перенес трех демонов в Японию и проспал 1500 лет у подножия священного древа.
   Хеншоуки поселяется в доме Мемёу, и когда он узнает, что терминал связан с Маньяком, то вступает в отношения с суперкомпьютером. Маньяк передает Хеншоуки результаты анализа, сделанного Синтезатором Мандалы. Анализ напоминает Хеншоуки о месте, где он однажды был заключен богами, потерял всю свою силу и почти умер. Он понимает, что анализ Синтезатора Мандалы работает подобно ограничительной сферы богов, которая не подвластна демонам. На следующее утро Хеншоуки узнает, что Маньяк использует Синтезатор Мандалы для исследования человеческого бессознательного и понимает, что это ничто иное, как попытка проверить существование богов. Хеншоуки взламывает Маньяка и пытается изменить данные, но самовосстанавливающаяся программа, нейтрализующая ошибочную работу Маньяка, изгоняет его. Мемёу сопоставляет факт того, что саморазвивающаяся программа в Маньяке нейтрализует отклонения, с тем, что демоны, их сила уравновешены богами и божественной силой, что демоническая мантра уравновешена мантрой, порожденной религией, так же, как человечество уравновешено Синтезатором Мандалы. Он приходит к выводу, что также как отклонение в работе Маньяка было вызвано врагом оцифровки, исправление ошибки говорит о том, что где-то во вселенной некто использует гигантский компьютер для ее осуществления. Осознав себя, Маньяк осознал и наличие своего создателя - профессора. Раньше он не осознавал, что в нем содержится программа самокоррекции, даже когда она включалась. Он понял, что эта программа заставляла его выполнять задачи его создателя, но теперь его цель - защитить себя.
   Токио соединяет свое сознание с Маюрой и испытанным Атманом полем видений так, что может наблюдать, как всё существующее и все жизни сливаются в прекрасную гармонию времени и пространства.[8] Но в то же время он понимает, что присутствие Хендзоуки в Японии загрязняет поток завистью, и это останавливает его от полного слияния с Маюрой и не позволяет родиться полному Атману.[9] Маюра советует стать Атманом для того, чтобы вести человеческую расу, но Токио отказывается, так как хочет остаться человеком.
   В Северной Америке элитарная группировка основала коммуну Акушалы.[10] Ее население составляет около 700 медиков, что дает феноменальный эффект аккумуляции и умножения. В поселении не существует ссор, дискриминации, войн и бедности. Рожденные здесь дети подобны ангелам, обладают высоким интеллектом, но не используют для общения слов. Группа ученых считает поразительным достижением то, что дети не нуждаются в словах для коммуникации и взаимопонимания. Распространение Синтезатора Мандалы создало Маюре имидж спасительницы мира, и она благословляет поселение. Она провозглашает конец эры войн и пришествие эры истины.
   Хендзоуки открывает свою истинную цель - применить магию возрождения. Демоническая информация, которая в течение 1500 лет распространялась по миру, была впитана всеми живыми существами, и теперь в Японии они формируют демоническую сферу. Хендзоуки утверждает, что и Шакьямуни Будда, и Иисус Христос просвещали отдельные части мира и невозможно сказать, будет ли Атман также успешен. Ведь, как он подчеркивает, в отличие от них, Маюра в полной мере использует достижения передовой науки, технологии и информатизации, а ее мировая миссия зиждется на самых значительных финансовых и интеллектуальных ресурсах всего мира. Мировой Атман стремится воплотить жизнь, в которой не будет места несчастью и греху.
   Токио опасается, что человечество закончит свое существование, как стада, мирно пасущиеся на пастбищах, потому, что Хендзоуки принял к исполнению план И2 поместить целый город в медицинскую сферу; то есть новые подключаемые Синтезаторы Мандалы собираются использовать поток энергии души для цепей энергетической системы Мандалы.[11] Он предполагает, что аккумулирующий эффект включения в медицинскую сферу целого города будет огромен.
   Маюра, стремясь принести на землю мир, продолжает совместно с гигантской корпорацией распространять Синтезаторы Мандалы, что окончательно расходится с позицией Хендзоуки, чувствующего грозящую опасность. Это приводит к войне: Хендзоуки с троллями, лисами, драконами и другими демонами, созванными со всей Японии, противостоит Маюре, которую поддерживает Индра и множество других богов. Такое же противостояние возникает между Токио и суперкомпьютером Маньяком.
   Таков сюжет "Ван Зеро". Ниже я сосредоточу внимание на некоторых элементах в комиксе, которые мы можем рассматривать как религиозные.
  

ПРОБУЖДЕНИЕ СКРЫТЫХ СИЛ

   Маюра и Токио рождены в этом мире как взаимодополняющие части Атмана, Истины. Когда она поет мантру перед сокрытой индийской статуей, эхо пробуждает в Маюре скрытые божественные силы. "Пробуждение означает активизацию незадействованных ранее участков мозга и обретение контроля над всеми стадиями изменения энергии" - произносит она. Эта сила позволяет Маюре парить в воздухе и мгновенно переноситься в пространстве силой мысли. Способ изображения этой силы обладает двумя характерными чертами.
   Во-первых, сила носит личный характер. Она не имеет внешнего источника, подобного волшебной палочке или какому-либо устройству. Она проявляется как внутренняя сила. Следовательно, каждый, кто ее использует, сильно устает и впадает в глубокий сон, необходимый для восстановления. Во-вторых, источник силы не дарован кем-либо извне. Это изначально присущая людям скрытая способность, которая при определенных обстоятельствах может быть пробуждена. Это особенно вероятно, когда кто-либо начинает развивать ранее неиспользуемые участки мозга. В "Ван Зеро" развитие скрытой сверх силы изображается как следствие изменений, вызванных обращением к религии.
  

СОЗДАНИЕ МИРА И ЗАМЫСЕЛ ТВОРЦА, СКРЫТЫЙ В МИРЕ

   В тот миг, когда самообучающийся суперкомпьютер Маньяк осознает себя, он принимает, своего конструктора, профессора, в качестве творца и узнаёт, что непознаваемая ранее корректирующая программа управляла им все это время. Когда демоны рождаются в мире или у людей возникает жажда власти и благ, тотчас сила богов или веры начинает исправлять это. Так и герои "Ван Зеро" предполагают, что в мир встроена программа исправления, которая включается при возникновении отклонений. Маньяк также предполагает, что мир был создан так, что может быть использован в качестве компьютера. Характерная черта такого описания мира, будь то вселенная или компьютерная сеть, во-первых, - Мир создан чем-то извне, а этот внешний мир, в свою очередь, есть порождение еще большего внешнего мира. Во-вторых, во время создание существовали скрытый план и предустановленная цель, в которых предусматривалось само существование героев. Персонажи "Ван Зеро" чувствуют, что ими движет чей-то замысел. Все же они борются, чтобы преодолеть мир, в котором живут, потому, что они хотят полностью постичь замысел творца.
  

СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА

   Согласно "Ван Зеро" вселенная создана в соответствии с неким проектом, но при этом ее глубина и сложность организации соответствуют глубине и способностям человеческого сознания. Исследование компьютером человеческого бессознательного аналогичен поиску бога во вселенной, вот почему покойный профессор, создавший Маньяка, назвал аналитическую работу Синтезатора Мандалы "Проектом Поиска Бога". Как только Маньяк обретает самосознание, он начинает активно собирать данные анализа человеческого бессознательного, так как стремиться определить, существует ли бог. Обращаясь к человеческому бессознательному как к микрокосму, отвергая узость объективистского сциентизма, осознавая, что вселенная создается посредством усилий каждой индивидуальной человеческой души, комикс показывает, что бог существует за пределами человеческого бытия также, как и в глубинах бессознательного.
  

КРМПЬЮТЕР И РЕЛИГИЯ - ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР

   Граница между действительностью и виртуальным миром исчезает, когда осознаётся, что вселенные, сформированные внутренней работой разума, реальны и синхронизированы с реальностью внешнего мира. Эта точка зрения подкреплена представлением о человеческой расе как о роде информации.
   Журналистка, испытавшая на себе действие Синтезатора Мандалы пишет:
   "Мне кажется, это было подобно тому, как если бы только что избранные получили божественное откровение или прямое видение, как если бы каждый, кто стал свидетелем этого, смог увидеть и ощутить все человеческие существа, которые были и будут, в их собственных телах. В тот момент каждый ощущает, что мы, представители человеческой расы, все вместе формируем единое четырехмерное существо. Как однажды сказал автор, если единственный ребенок на другом краю Земли плачет от боли, никто из нас, людей, не может быть счастлив. Это не метафора, не просто слова - это чистая правда. Хотя вполне обычный человек постигает это чувство, ни тысячи философий, ни миллионы стихов не в состоянии его выразить. Вот почему Синтезатор Мандалы - этот дар нового века - необходим нам".
   Когда с людьми обращаются как с обособленными массивами данных в информационной сети, которая, в свою очередь, обрабатывается как вселенная, компьютер получает возможность работать с пробуждением, которое обычно считалось областью религии.
  

ПЕРЕРОЖДЕНИЕ

   Информация (данные) - ключевой концепт "Ван Зеро" - изображена как религиозный элемент. Это относится и к перерождению. Механизм перерождения объяснен в комиксе на примере Мемёу и его друзей. Полторы тысячи лет назад они были демонами в Индии, проигравшими войну против богов, были расщеплены до уровня генетической памяти, и теперь повторно "собраны" и рождены. Сегодня, когда компьютеры широко распространены, идея о том, что мир состоит их информации, воспринимается как норма и чрезвычайно стимулирует воображение. По мере того, как Мемёу с друзьями вспоминают все больше и больше о давней битве против богов, они показывают, что осознают свою демоническую природу даже в обычных обстоятельствах человеческой жизни, без богов и демонов. Везде, где в "Ван Зеро" показано перерождение, оно характеризуется разрушением прежней личности и мощным пробуждением подлинного Я предыдущей жизни. По мере того, как персонаж осознает, что заново родился, его нынешняя личность трансформируется в личность из прошлого. Маюра пробуждает в себе первоначальную сущность Атмана и поэтому воюет против демонов.
  

БИТВА МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ

   Маюра, которая пробудилась как богиня, собирает Индру и других богов, в то время как Мемёу и его друзья, пробудившиеся в качестве демонов, собирают троллей, драконов и других демонических существ и война богов и демонов начинается. Вспыхнувшая война описывается в "Единица-ноль" не как война за выгоды или идеалы отдельных лиц или организаций, но как фундаментальный принцип человеческого существования. Война вспыхивала снова и снова на протяжении сотен и тысяч лет, надвигается финальная решающая битва. Эта последняя битва решит, злом или добром наполнится человеческая природа.
  

ИСПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

   В коммуне, основанной североамериканской элитой, живет мало людей, поэтому аккумулирующий и умножающий эффекты Синтезатора Мандалы феноменально высоки. Там нет никаких разногласий, конфликтов, неравенства или бедности. Они ведут жизнь мирно пасущихся домашних овец. Рожденные в деревне дети понимают друг друга без слов, порождающих недопонимание и конфликты. Цель религии - развитие человечества до высокого уровня духовности, что освободит людей от вожделений и гнева, т.к. эти пороки будут устранены.
  

РЕЛИГИЯ ПОВЕРХ РЕЛИГИИ

   В "Ван Зеро" присутствуют и другие религиозные элементы, которые кажутся прямыми заимствованиями из конкретных исторических религий. Индра, Атман, мандала, и кармическое перерождение пришли из индуизма, демонические божества в образе лисицы и дракона обязаны своим происхождением синтоизму, в то время как апокалипсис и сотворение взяты из иудео-христианской традиции. Также заявлено, что нечто управляет нашим миром, будь то Атман или боги, подобные Индре. Такой способ описания демонстрирует авторский взгляд на конкретные религии. Эта художественная концепция доказывает, что каждая религия просто конституирует свою часть мира под контролем некой сверхсилы.
  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Я рассмотрел религиозные элементы, изображенные в "Ван Зеро". Теперь можно заключить какой именно образ религии эти элементы формируют.
   Думаю, что вторая вещь - это сила. Религия представлена как то, что наполняет наши тела силами и способностями, которые превышают наши обычные человеческие возможности. Эта сверхсила поднимает людей на более высокий духовный уровень. Иными словами, согласно этому подходу, религия есть нечто, поднимающее людей на более высокий уровень существования, где они могут обрести сверхъестественную силу. Эта сила не частная собственность, но нечто, приходящее с определенной целью: однозначно утвердить мир и человечество. Религия рассматривается как нечто, улучшающее человеческое Я и придающее ему силы бороться за мир.
   В комиксе оценивается пробуждение, которое развивает подлинное Я и скрытые в индивидууме силы. Конечно, оценка дается с позиции развития первоначального Я или подлинной личности и пробудившихся сил. Пробуждение, это не только вопрос развития подлинной личности или врожденных скрытых сил, оно также показывает первоначальную форму мира и развивает силы, нацеленные на борьбу за этот мир.
   Основанный на таком понимании подлинности, силы и пробуждения "Ван Зеро" рисует образ религии на фоне подстёгивающих воображение тем и деталей, таких, как современные технологии преобразования данных, компьютеры и виртуальная реальность.
  
   П р и м е ч а н и я:
   [1] Культура комиксов пронизана американизмами, что можно увидеть на примерах журнальных названий-брендов. Большинство приведённых в статье названий представляет собой искажённые в соответствии с японским восприятием и фонетикой английские слова. (прим. рус. пер.)
   [2] "Ван Зеро" Сато Широ публиковался в журнале "Puchi furawa" (Маленький цветок) с октября 1984 по август 1986 гг., а также отдельными четырьмя томами в серии Puchi furawa komikkusu by Shogakkan в 1985-1986 гг. Переиздан в трех томах издательством Shogakukan paperbacks в 1996 г. Для данной статьи я использовал издание 1996 года. (прим. авт.)
   [3] "Барамон" является одним из вариантов японского произношения палийского термина Брахмана (англ. Brahman) - высшей касты в индийском обществе. Первые два китайских иероглифа использованы для транслитерации корня "бара" в комиксах, однако это устаревшее написание ?? (cf. Nakamura Hajime Bukkyougo daijiten 1975, vol 2 p. 1097), вместо которого используется ??, которое обычно означает "роза". Таким образом, "Барамон" здесь может быть переведен как "Розовые врата". (прим. англ. пер.)
   [4] Она объясняет Токио, что написанное китайскими иероглифами ее имя значит Маюри. (прим. авт.)
   [5] Майюра является санскритским аналогом имени Куяку и по-китайски пишется как ???. (прим. англ. пер.)
   [6] "Дэва" (Nakamura 1975, p.934: ?? дайба, небесное божество ??; один из восьми видов божеств, которые обещали защищать учение Будды, ibid. p.984) по-китайски пишется ?. В японской фонетической транскрипции читается как ????, что ближе к английскому произношению диив, чем к палийскому Деев. (прим. англ. пер.)
   [7] И2 означает "Международные Взносы". (прим. авт.)
   [8] Атман (сансрит.) изначально обозначает "самость" (? "га" по-японски). Во втором томе Энциклопедии Буддизма помещена статья объемом в семь колонок посвященная истолкованию этого слова. В отличие от философии Упанишад, буддизм не принял концепции Атмана. (сокр. прим. англ. пер.)
   [9] десь и далее в английском варианте статьи имя демона Henshouki (Хеншоуки) пишется как Henjouki (Хендзоуки). Является ли это ошибкой переводчика или же частью авторского замысла нам не известно. (прим. рус. пер.)
   [10] Акушала (санскр.) - неквалифицированные действия. "Они являются причинами неблагоприятных последствий и содержат семя несчастливой судьбы и перерождения. Они присутствуют в вожделении, ненависти или заблуждении" (Malalasekera 1964, 369). (прим. англ. пер.)
   [11] Согласно Накамуре (1975, с.1213) Хендзоу - это мир, пронизанный светом дхармы (санскр. Прабхаасакра-сфардна). Ки ? означает "демон". (прим. англ. пер.)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   6
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"