Попель Даниэль : другие произведения.

Беспредел на пороге

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Недавно в интернете промелькнуло сообщение об архиепископе Екатеринбургском, который рассказал: "Ко мне пришли два предпринимателя, которые боялись подписать договор - опасались, что кто-то кого-то обманет, и просили меня стать их гарантом...

  Недавно в интернете промелькнуло сообщение об архиепископе Екатеринбургском, который рассказал: "Ко мне пришли два предпринимателя, которые боялись подписать договор - опасались, что кто-то кого-то обманет, и просили меня стать их гарантом.
  
  Если мы дошли до такой степени недоверия, что говорить о нашей экономике! Все порывы нашего сердца мы закрыли стремлением к непомерному обогащению без особого труда, и отсутствие честности мешает вести бизнес".
  
  И я вспомнил, что наши прадеды жили во времена, когда купеческие сделки оформлялись рукопожатием, а под гарантию одного лишь слова крупного банкира осуществлялись многомиллионные финансовые операции. Тенденция к росту взаимного недоверия очевидна. В чем причина?
  
  Вряд ли кто сегодня будет оспаривать утверждение, что толкачом прогресса человеческой цивилизации является стремление удовлетворить (наполнить) наши постоянно растущие потребности (желания).
  
  3-4 столетия назад сами желания были скромнее, и существовала возможность их удовлетворения за счет задействования неиспользованных территориальных, экономических и природных ресурсов. Но эпоха великих географических открытий завершилась еще в конце XVII века.
  
  Период накопления, концентрации и интернационализации капитала и сопутствующий ему раздел всех видов мировых рынков завершился в начале XX века, что засвидетельствовали первая мировая война за их передел и первые мировые экономические кризисы.
  
  Истощение полезных ископаемых и экологический кризис - это явные признаки нашей близости к границам природных ресурсов. Очень образно и красиво это отображено в индейской легенде из фильма "Апокалипсис": "И мир сказал Человеку: "Меня больше нет и мне нечего больше дать тебе".
  
  Если рассматривать человечество и окружающую его среду в качестве единой системы, то вне этой системы не осталось никаких территориальных, экономических и природных объектов. Система замкнулась. Это и есть глобальный мир - всё и вся в нем в силу его замкнутости взаимосвязаны и взаимозависимы.
  
  В этих условиях разрыв между уровнем наших желаний и возможностями их наполнения значительно возрастает. А удовлетворяем мы свои желания по методу - каждый только за себя и против всех остальных. Поэтому сочетание этих двух факторов: а) разрыв между уровнем потребностей и возможностью их наполнения; и б) такая методика их наполнения; - порождают конкурентные, враждебные отношения между людьми. Рост конкуренции ослабляет силу моральных и юридических запретов.
  
  Теперь попробуйте уговорить двух малышей в песочнице совершить, казалось бы, бесспорно обоюдовыгодную операцию обмена своими игрушками. Абсолютно бесполезное занятие - каждый хочет иметь обе игрушки, и свою, и другого.
  То есть каждый хочет иметь только все и не меньше, без всякого учета желаний другого. Такова суть нашего природного эгоизма.
  
  Представьте себе, как будет выглядеть мир взрослых, если и в нем продолжать действовать по такому же методу. В голливудских страшилках это изображается очень красочно.
  
  Чтобы иметь более или менее сносные условия сосуществования, человечество на каждом этапе развития строило так называемую систему норм морали в виде писаных и неписаных законов. Путем воздействия через органы принуждения, образование, воспитание, СМИ, общественное мнение и т. д., эта система внедрялась в сознание каждого человека. Она играет роль некоего защитного экрана между природным эгоистическим желанием человека и обществом.
  
  Экран останавливает "ребячье", немедленное, прямое наполнение желаний и подвергает его предварительному анализу. При этом учитываются два фактора: сила желания и сила воздействия системы норм морали на человека, то есть насколько он готов подчиняться требованиям этой системы.
  
  Выглядит такой анализ примерно так: у меня есть желание, но если я немедленно и на 100% наполню его, общество меня накажет:
  - уменьшит силу моего желания (штраф);
  - насильно отменит возможность наполнения моего желания (арест);
  - уничтожит его, а возможно, и меня самого (смертная казнь).
  Поэтому я наполню сейчас лишь часть моего желания в размере, позволяемом системой норм морали.
  
  Ненаполненный остаток в силу ограниченности ресурсов в замкнутой системе все время возрастает. А это увеличивает давление на экран и, в конечном итоге, приведет к его разрушению. И тогда в реальности осуществятся картины из голливудских страшилок о мире беспредела. А так как реальность всегда превосходит наше самое буйное воображение, то ...
  
  Уже сегодня люди все больше и больше игнорируют моральные нормы и законы общения. 20 лет назад от финансовой пирамиды "МММ" пострадали тысячи людей в России. А от ее современного издания в глобальном мире - в виде пирамиды Бернарда Мэйдоффа в США размером в $50 млрд. - пострадало уже 3 млн. человек во всем мире.
  
  Наконец, безответственное стремление банков США к немедленной и максимальной прибыли толкнуло их к превышению всех допустимых пределов риска при выдаче займов. В результате это обрушило вначале мировую финансовую систему, а потом привело к мировому экономическому кризису.
  
  Экран не выдерживает напора и разбивается на наших глазах! Как его починить, сохранить и укрепить?
  
  В замкнутой системе любое действие одного из ее элементов неизбежно влияет на все остальные и на систему в целом, то есть все они взаимозависимы, связаны друг с другом. Но из-за методики наполнения каждым своих желаний по принципу "каждый только за себя и против всех других", эта связь носит эгоистический, конкурентный и враждебный друг другу характер.
  
  По сути, экран является признанием (пусть неосознанным) факта наличия этой всеобщей связи. Его задача - уменьшать отрицательные последствия ее эгоистического характера. А последствия эти стали угрожать самому существованию рода человеческого: мировые экономические кризисы, порождающие мировые войны; моральный кризис (воспитание, образование, семья и культура); наконец, экологический кризис.
  
  Дальнейшее применение такой методики наполнения желаний становится попросту опасным. Экран явно не справляется со своей функцией. Он разрушается усилением конкурентного характера отношений в человеческом обществе. А конкурентный характер порождается, в свою очередь, применением эгоистической методики наполнения желаний по принципу "каждый за себя и против всех других". Здесь корень всего зла.
  
  Нашему желанию, по сути, все равно по какой методике оно будет наполнено. А, изменив сегодняшний эгоистический принцип на противоположный - "каждый только для других и за всех", мы немедленно изменим конкурирующий и враждебный характер взаимоотношений между людьми на партнерский, дружелюбный и полный любви друг к другу. Отпадет забота об удовлетворении своих желаний, так как все окружающие будут заботиться об этом. Ты всего лишь должен ответить им взаимностью.
  
  Правомерен вопрос: для ненаполненных остатков желаний все равно понадобятся дополнительные ресурсы, откуда их взять в закрытой системе? Ответ кроется в культуре нашего потребления.
  
  У соседа вместо "субару" появилась "тойота", а я купил "мерседес". Спрашивается, что я этим наполнил - свою истинную, необходимую для нормальной жизни потребность, или свое тщеславие и зависть?
  
  Необходима основательная инвентаризация наших потребностей. Надо определить, какие из них являются действительно необходимыми, природными, а какие навязаны нам нашим эгоизмом или продиктованы потребительским обществом (мы во многом переродились из homo sapiens - человека разумного - в человека потребляющего). И уверяю вас, мы будем крайне приятно удивлены результатами этой инвентаризации.
  
  Сегодня экран лишь ограничивает вредные последствия применения эгоистической методики наполнения наших желаний. Теперь же его надо "настроить" на предотвращение самого использования такой методики. Возможно ли это?
  
  Если вспомнить о воистину гибельных, в прямом смысле этого слова, результатах применения этой методики, то окажется, что не только возможно, но желательно и даже необходимо.
  
  Начинать надо с простейшей мысли: раз уж мы оказались в одной для всех замкнутой системе, то любое наше действие увеличивает в ней количество либо добра, либо зла, что, в конечном итоге, неизбежно отражается на нас. Естественно, в наших общих интересах увеличивать в этом "замкнутом" мире количество добра. И начать хотя бы с древности известного принципа: хочешь предотвратить враждебное к себе отношение - не делай другому того, что противно тебе самому.
  
  Даниэль Попель
  
  источник - интернет-газета Единый мир www.kabmir.com
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"