Аршавский Михаил : другие произведения.

Фабрика детей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Согласно многим исследованиям человек, в среднем, усваивает около пяти процентов информации, полученной им в результате среднего и высшего образования. Любой механизм, работающий с таким низким коэффициентом полезного действия, давно был бы признан негодным, но фабрика послушных специалистов, каковой является современная система образования, продолжает работать.

  Согласно многим исследованиям человек, в среднем, усваивает около пяти процентов информации, полученной им в результате среднего и высшего образования. Любой механизм, работающий с таким низким коэффициентом полезного действия, давно был бы признан негодным, но фабрика послушных специалистов, каковой является современная система образования, продолжает работать.
  
  Это действительно фабрика, с жестким планом обучения на несколько лет, расписанным по месяцам, неделям и дням. И даже каждый учебный день распределен в ней на несколько уроков по совершенно разным дисциплинам, как будто человеческую голову как телевизор можно мгновенно переключать с программы на программу.
  
  Предпологается, что выпускник - конечный продукт этой фабрики, начальным сырьем которой является маленький ребенок - должен соответствовать двум основным параметрам. Он должен владеть набором информации, определенным для него школьной программой, и понимать устройство социальной иерархии общества, чтобы легко в него вписаться.
  
  Но, несмотря на постоянный контроль качества - множество тестов и экзаменов, которые проходят школьники за время своего обучения, - фабрика послушных специалистов явно не справляется со своей задачей. Результаты многочисленных опросов, проведенных среди школьников, говорят о незнании ими элементарных фактов истории и культуры. Главными составляющими жизненного успеха для подавляющего большинства являются документы об образовании и "нужные" связи. Знания и интеллект считают для себя необходимыми лишь один процент отвечающих, а ответ вроде "быть хорошим человеком" дают считанные единицы.
  
  В Японии учителя обязаны проходить курсы самообороны, в Англии на работу в школу нанимают тюремных надзирателей, и во многих странах детей обязывают принимать риталин - сильный транквилизатор, без которого ни учителя, ни родители с ними уже не справляются. Все это есть результат "промышленного" подхода, главенствующего в воспитании и образовании в течение последних двухсот лет. Но подход этот искусственный и природа ребенка бунтует и восстает против него.
  
  Человека надо воспитывать и растить. Не снимать с него стружку, придавая заранее заданную форму, а создавать условия для его свободного творческого развития. Но свобода должна заключаться не в выборе развлечений после уроков, а в совместном с учителем поиске оптимальной формы своего обучения.
  
  Ребенок учится тому, что ему интересно. Тогда он быстро усваивает материал, легко вникает в суть предмета и хорошо в нем ориентируется. Задача учителя - заинтересовать его так, чтобы двигателем обучения было детское любопытство - заложенная природой познавательная программа, запускаемая через эмоциональное включение в учебу как в игру. К сожалению, "промышленный" подход быстро убивает в нем творческую жилку, без которой заинтересованное изучение предмета превращается в простое натаскивание на сдачу экзамена.
  
  Известно, что дети легко перенимают друг от друга дурные привычки, и совершенно пропускают мимо ушей нравоучения взрослых. Взрослые говорят о честности и доброте, но дети видят, что преуспевание в обществе достигается с помощью совершенно других качеств. Учителя не искренни, а дети безошибочно чуствуют фальшь и воспринимают то, что представляет из себя человек, а не то, что он говорит. Потеряв же доверие ученика, учитель терят и всякое влияние на него.
  
  Поскольку сверстники, а тем более старшие ребята имеют у детей больший авторитет, чем учителя. И потому лучше, чтобы школьники участвовали в ведении уроков, а не учили друг друга дурному на переменах.
  
  И совершенно необязательно постоянно устраивать экзамены, проверки, ставить за все оценки, поощряя отличившихся и создавая тем самым атмосферу нервозности и соперничества. Каждому учителю и без того известно, насколько знают материал его ученики. Вместо того чтобы запрещать детям подсказывать друг другу, нужно использовать это естественное желание помочь товарищу, поощрять его. И в погоне за искусственным результатом не следует делить детей на успевающих и отстающих - атмосфера дружбы между ними дороже во сто крат.
  
  Человеку, заканчивающему школу в наше напряженное время, важно иметь навыки открытого, доброжелательного общения. Он должен уметь строить отношения с другими людьми, понимать мотивы собственного поведения и соизмерять свои и чужие интересы. Учиться этому он будет в своем - детском обществе. Поэтому в играх и школьных делах важно создавать группы смешанные по возрастам.
  
  Не нужно отправлять ребенка в школу, которую он боится и ненавидит. Отвращение к учебе, дурные привычки, психические травмы и даже попытки суицида - вот что ждет его там. В то время как спокойная и доброжелательная атмосфера, дружба товарищей, и уважение к личности ученика - лучшие гаранты хорошего образования.
  
  Михаил Аршавский
  
  Источник Интернет-газета "Единый мир" www.kabmir.com
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"