Аннотация: Описаение жизненных событий и попытки их философско-психологической интерпретации
Отрывки.
Чернобыльские письма
В ходе набора текста в декабре 2008 - январе 2009 мною внесены небольшие исправления и дополнения
89.
Здравствуйте дорогие! Сегодня 22 апреля, пишу вам из почтового отделения г. Нежин. Выехали 18 апреля на Челябинск, а оттуда электричкой на Златоуст, куда прибыли в середине дня. Здесь нас переодели в форму, выдали сухой паек на 3 дня, а в 2 часа ночи отправили на Киев. От Златоуста до Киева ехали 2 суток (20-21. 04). Сегодня в 5.30 прибыли в Киев, а оттуда электричкой - в Нежин. Через полчаса электричка на Чернигов. Оттуда нас отправят в часть. Жаль, что не захватил с собой ни кружки, ни ложки, ни других мелочей, необходимых в дороге.
23.04.89
Здравствуйте дорогие! Вчера вечером прибыли на место службы. Нас сводили в баню, распределили по подразделениям и разместили в жилье палаточного типа. Сейчас начался период формирования и подготовки к работам. Работать будем в поселке городского типа (ПГТ) Брагин. Он находится возле зоны отчуждения, а часть - внутри зоны. Официально нас призвали на 6 месяцев. Письмо дойдет к вам, наверное, нескоро. Поэтому поздравляю вас с праздником 1 мая, а тебя, Тамара, с днем рождения! Желаю всего наилучшего. За меня не беспокойтесь. Все будет нормально.
30.04-1.05.89
Здравствуйте мои дорогие! У нас закончился так называемый подготовительный период. Те, за кем закреплена техника (автомашины, экскаваторы, бульдозеры, скреперы, грейдеры, землеройные и дезактивационные машины, БАТы и т.п.), занимались подготовкой техники, другие (в т.ч. и я) - подготовкой хозяйственного инвентаря (лопаты, пилы, ножовки, топоры, ломы, котелки и прочее дерьмо) для работы в полевых условиях. "Подбирали" рабочую одежду("подменку"). Химическая/радиационная разведка составляла карты пораженных зон, а штабные - планировали работы.
Работы начнутся 3 мая. Предстоит смена крыш домов, заборов, дезактивация школы, деткомбинатов, больницы, стадиона и других объектов. Что буду делать я - не механизатор, не плотник - еще не знаю. Был в наряде по столовой, пилил дрова для бани, оформлял боевой листок.
Режим здесь армейский: это полк химзащиты, передислоцированный сюда после катастрофы на ЧАЭС, из Уральского военного округа (Челябинской области). Офицеры частью кадровые, а большей частью - призванные, как и я, из запаса (в основном из Перми). Им нравится играть в эти военные игры (у меня заговорила зависть: надо было со-глашаться, когда мне предложили должность политрука; остановило отвращение к идейно-политической работе). Эти первые 10 дней нас никуда не отпускали (почему-то мы ожидали вольнонаемный режим). Живем в палаточном городке в стороне от населенных пунктов. Кругом лес, но на территории городка песчаные дорожки и газоны с травой. Офицеры живут в вагончиках и в кирпичном общежитии. Есть почта, баня, клуб, библиотека, столовая. Правда, гауптвахта, которая, как оказалось впоследствии, пользовалась наибольшим спросом, располагалась на самой атомной станции.
О распорядке дня (здесь я по прошествии времени забегаю вперед). Подъем в 6.00, в 6.30 - завтрак. В 7.00 - построение на плацу и развод на работы, на которые нас возят в крытых брезентом "ЗИЛах", на них же отвозят обратно. Работа заканчивается в 19.00. С 14.00 до 15.00 - обед. На обед возят в ближнюю часть - Киевский полк. Таким образом, рабочий день, не считая времени на обед и на дорогу, продолжается 10 часов. В 19.30 - ужин, а после ужина личное время. В 21.40 - вечерняя проверка, а в 22.00 отбой.
Вчера сменили постельное и нательное белье. В бане, где есть парилка и душ, нужно мыться ежедневно. В магазине можно приобрести мелочи повседневного быта. Почтсейчас перегружена: всем нужно отправит домой личные вещи. 13 числа ежемесячно выдают солдатское жалование. Вечером в клубе показывают кинофильмы.
С тех пор как прибыли, у всех начался кашель, ночью - мучительный, выворачивающий наизнанку. Идет адаптация к радиационному заражению: кашель провоцируют продукты бета-распада, которые, попадая в легкие, вызывают раздражение и мельчайие изъязвления слизистой оболочки. Период полувыведения цезия-137 составляет 65 су-ток. Но за все эти "вредности", как на любом производстве, нам "положены" компенсационные выплаты [но случайно ли через 10 лет у меня в легких открылся туберкулезный очаг?]. Выглянуло солнце, и у меня появилась экзема: на руках, на шее, а уши стали похожи на оладьи.
В общем, не считая мелочей повседневной жизни, в которой я выгляжу "белой вороной", жить можно, вполне терпимо. Не беспокойтесь и пишите!
5.05.89 Письма от Отца, Брата(Вадима) и Жены (Тамары)
Тамара: Здравствуй, Володя! Наконец получила и открытку, и письмо: 29.04 и 1.05 соответственно. Меня, конечно, потрясло, что тебя призвали на 6 месяцев, я все-таки надея-лась, что до середины лета. Все еще не могу привыкнуть ни к тому, что ты надолго уехал, ни, тем более, что так надолго! Что за жилища палаточного типа? Напиши, чем будешь заниматься (=работать), какой контингент, чем кормят, как с медицинским обслуживанием?
С тех пор как ты уехал, у нас стоит препаршивая погода. Холод, снег, земля каменная, весной ну совсем не пахнет еще, а пахнет снегом, вот и сейчас из форточки не-сет снегом.... готовилась к экзаменам.... Я никого не хочу видеть, устала от людей, да и дело надо хоть как-то доделать.
Письмо получилось невеселое, так что извини, хотелось, чтобы оно хоть немного тебя приободрило; мне без тебя очень пусто, пусть тебе без меня будет не так холодно.
Ты, наверное, очень устаешь? Береги себя, пожалуйста.
Письмо от отца: Отец: Здравствуй, Вова! Наконец ты отозвался, обрадовал меня в честь праздника. Поздравления идут со всех концов. Погода стоит летняя и не жаркая, отличное время года.
Правда, нет дождей, но я не переживаю. Виноградник передал людям, и нет никакой заботы. Жаль, что не могу заниматься каким-либо полезным делом. Изредка совершаю выходы до городской площади: магазин и почта. Дальше хода нет. Твоя палка очень пригодилась.
Растут туя и сирень, которые вы с Вадимом посадили на маминой могиле. 25 апреля установили памятник. Только ухаживать, как следует, некогда. Все отцвело на пол-месяца раньше. Кругом все зеленеет. У дома хорошо растет яблонька, которую мы с тобой пересадили. Абрикосы уже крупные. Вишня есть. Так что урожай фруктов должен быть.
...Теперь ты поживешь в Белоруссии. Напиши, какая там обстановка. В газетах я много читаю о последствиях Чернобыля. Наверное, тебе тоже достанется. Хотя особой опасности там уже нет. Предстоит заселение этих районов, Что за поселок Брагин, не знаю. В 1944 году стояли в Орше.
... Идет лето, но вряд ли кто приедет теперь ко мне. Да и поселить теперь некуда. Все кругом выходит из строя, а приводить в порядок некому . Со стороны кажется, что со мной живут близкие люди [прим. авт.: дочь с двумя детьми] и вроде все в порядке. А на самом Нельзя жаловаться на собственных детей и внуков. Да никто и не поверит. Знаю, что и вам всем нелегко, особенно тебе. Надеяться не на кого, и помощи ждать неоткуда. Только самим на себя. Такие вот дела в отчем доме . А впереди одна неизвестность. Моя участь определена. Здоровья нет, и не будет. Врачи от меня отказались. Но мне очень больно и обидно за вас. Росли и жили дружно. Теперь все это ушло в прошлое и чем дальше Пишу об этом сейчас потому, что я не уверен, смогу ли сказать тебе об этом завтра. Очень переживаю за вас всех, особенно за тебя. Ты мне должен писать обо всем, что у тебя на душе. Ведь больше не с кем тебе поделиться своими переживаниями. А ведь твоя жизнь впереди.
В перестройку надо верить. Только это длительный процесс. Но вы увидите ее результаты. Больше верить не во что. Все что было, все, что пережило наше поколение, во всем разобрались. Но разобрались еще не во всем. И все становление идет очень тяжело и сложно. Обо всем во многом пишут правильно. Старайся глубже вникать и по-нять. Меньше верь всевозможным слухам. Старайся иметь свое мнение, занять свою определенную позицию.
жду твоих писем, дорогой Вова!
Моя вина: отец надеялся, что я после Чернобыля съезжу домой в Свердловск, а затем вернусь к нему в Рени, чтобы помогать ему и ухаживать за ним, -- но я этого не сделал и тем самым увеличил родовую вину.
"Как тягостно, подчас мучительно трудно бывает установить и признать свою вину,-- говорит И.А.Ильин. -- Душа начинает беспокойно метаться. Хочется непременно оправдать себя, отвергнуть свою виновность, свалить вину на других, а главное - доказать не только другим людям, но и самому себе, что "я тут ни при чем" и что я нисколько не виноват в этом. Виноваты все окружающие, в конечном счете - весь мир, но только не я: враги, друзья, природа и человек, родители и воспитатели, несчастное стечение обстоятельств и тяжелые условия, "среда" и "влияние", небо и ад, но не я!.. Но мы все - одна сплошная ткань..." (Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. Гл.4. Моя вина, с.595, 699).
События, которые описывает здесь отец, происходят сейчас со мной. "Событие, которое произошло с Игнатом..., стало повторением аналогичного события, случившегося с его отцом в то время, когда он был в том же возрасте, что и Игнат" (И.И.Евлампиев.,"Зеркало": личность во времени и вечности).
Я склоняюсь к точке зрения П.А.Флоренского, который объясняет повторение биографических событий типа родового греха тем, что член рода не выполнил своего предназначения в качестве персонификации родового гения. "Всякий род потому и род, что имеет "телос"/ цель, результат [искупление своей доли общечеловеческой вины в ущербности человеческого бытия], над осуществлением которого он призван трудиться и ради которого он существует как род как одно целое [во времени как генеалогическая ткань человеческого бытия]... Отказ от этого ведет за собой гибель того, кто отказывается. Если род отказывается как целое - то гибель или вырождение всего рода. Род есть единый организм и имеет единый целостный образ. Он начинается во времени и кончается. У него есть свои расцветы и свои упадки. Каждое время жизни ценно по-своему; однако род стремится к некоторому определенному, особенно полному выражению своей идеи, пред ним стоит заданная ему историческая задача, которую он призван решить. Эта задача должна быть выолнена особыми органами рода, можно сказать, энтелехией рода, и породить их - ближайшая цель жизни всего рода. Это благоухающие цветы или вкусные плоды данного рода...
В какие-то сроки и в лице каких-то отдельных представителей рода свобода самоопределения рода получает чрезвычайные возможности. Род тогда стоит у дверей собственной судьбы. Если вообще, в другие времена и в лице других его членов, ему предоставлена некоторая беспечность, и от него не требуется четких решений и прозрения в жизненную задачу целого, то, наоборот, в такие времена и лице таких своих членов он приобретает возможности подтянуться, духовно напрячься и на этих поворотах сделать выбор...
Жизненная задача всякого - познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого - познать собствекритические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого - познать собственное место в роде и собственную свою задачу как члена рода. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества..." (П.А.Флоренский. Генеалогия, с.с. 47-51, 504-505. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. Гл. 64-68. Расцвет процесса (акмэ) как образ процесса в целом: род и индивид во времени (онтологические аспекты времяпонимания), с.с. 208-210).
Ср. К.Маркс о человеке как родовом существе в "Экономическо-философских рукописях 1844 года", раздел "Отчужденный труд", с.с. 564-567: " Человек есть существо родовое, не только в том смысле, что и практически и теоретически он делает своим предметом род - как свой собственный, так и прочих вещей, но и в том смысле - и это лишь другое выражение того же самого, -- что он относится к самому себе как к наличному живому роду, относится к самому себе как к существу универсальному и потому свободному". "Индивидуальная и родовая жизнь человека не являются чем-то различным, хотя по необходимости способ существования индивидуальной жизни бывает либо более особенным, либо более всеобщим проявлением родовой жизни..." (с.с. 590-591).
"Дом его детства - символ неповторимой личности, и стремление понять себя равносильно для него воспоминанию о жизни в этом доме.. . Отчий дом выступает символом окончательного и полного понимания себя, а значит и всего, что есть в мире. Невозможность войти в дом {во сне герою всегда что-то мешает войти в отчий дом. Я помню, как неприятно поразило меня однажды во время одного из моих приездов в родной дом, что он был заперт на ключ [К "порогу двойного бытия": "Культ запертой двери не-редко встречается на египетских надгробных стелах, знаменующей переход в трансцендентную жизнь" (П.А.Флоренский. Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания. 3-я лекция. Перелом в современном мировоззрении. Сложность бытия. О знамениях эпохи, 393)]. Это воспоминание не оставляло меня всю жизнь, как будто меня не хотели, в то время как мать всегда вспоминала о ликовании отца, когда я родился. Это может означать лишь одно: я не оправдал ожиданий, надежд, возлагавшихся на меня родителями} - такой родной и знакомый - это выражение бесконечной сложности того главного жизненного задания (П.А.Флоренский.), которое личность имеет в мире..." (И.И.Евлампиев., с. 179-180).
В последние годы мне не раз снился странный сон, но не о том, что я не могу войти в родной дом, а , напротив, о том, что я боюсь из него выйти: меня преследовал метафизический страх перед теми, кто прятался за дверью, и кто проникал в дом, несмотря на запертые двери. Двойная противоестественность, противосмысленность, абсурдность этих отношений к моему родному дому унижает и оскорбляет меня до глубины души...
Затем у нас был второй ветхий, абсурдный, дом - на ул Белинского - в котором окончательно сложились противоестественные и противосмысленные семейные отношения.
Здесь необходимо остановиться на разрывах и ранах в ткани родового бытия, а затем на жизненных катастрофах.
"Диалектический ход родовой жизни, которым сохраняется единство рода, необходимое для телеологичности рода, -- пишет П.А.Флоренский. -- Необходимо единство рода, единство отцов и детей, но чтобы дети были личностью, необходим и разрыв детей с отцами. Противодействие разрыву имеет печальные последствия: дети теряют волю и т.п. В разрыве - залог исторического процесса. В суждении отрицания отрицания есть тезис, но в обогащенном виде. Иначе, синтез есть соединение точек, тезис с новым содержанием [ср. Л.Витгенштейн об отрицании отрицания как усиленном отрицании; или об отрицательном предложении, предоставляющем отрицательную свободу лингвистического самоопределения (Аналитическая философия. Витгенштейн и Венский кружок. Позитивные и негативные предложения). Далее, С.Н.Б. в "Трагедии философии" о человеке как живом суждении- предложении; о предложении как схеме человеческой субстанции. Наконец, Гегель в "Феноменологии духа" о том, что диалектическое движение предложения должно быть изложено. Отсюда следует, что возможны различные диалектические способы осуществления генеалогических связей. В этом, кстати, проявляется их полилогичность.]. Что же делает возможным для рода связность при сохранении индивидуальности личности?
Дети - отрицание, антитезис отцов - тезис. Отрицание отрицание детей есть возвращение к деду, т.е. дает возможность культуре быть связной. В истории науки - тоже: через поколение возвращаются старые теории..." (Имя рода (история, родословная и наследственность), с. 504).
О разрывах в ткани человеческого бытия.
" Пережив подобно Ивану, трагическое событие - гибель своей старухи и своего дома - он, точно так же, как Иван, оказался в некоем "разрыве" бытия, где смешиваются пласты времен и земная действительность соединяется с "иными мирами", -- пишет И.И.Евлампиев. - Но в отличие от Ивана, который все-таки сохранил "центрированность" своей жизни вокруг "реальности" и тем самым остался в круге земного бытия как равный другим людям..." ("Иваново детство": реквием по человеку).
"Тот разгул зла, который охватывает людей и ведет их к гибели, захватывает и мир вокруг, превращается в настоящую катастрофу бытия, приводит к появлению в нем "разломов", "провалов", разрушает его цельность, ввергает его в хаос. Катастрофу бытия, вызванную раскрепощением исконного зла, вырвавшегося из душ людей и сжигающего все вокруг как адское пламя" ("Страсти по Андрею": философия жертвенности, с. 93).
"Сюрреалистический образ комнаты, стены которой выглядят так, словно они почернели от огня, а с потолка падает вода вместе с огромными кусками штукатурки, содержит символическое выражение той самой "жизненной катастрофы", которую мы видим в образах реальных событий далекого прошлого во сне взрослого Андрея. Но не как однократное событие во времени, а как неотъемлемая принадлежность "мира вечности", как "разлом" и "катастрофа" всего бытия, вносящая невосполнимую дисгармонию не только во внутренний мир Маргариты Николаевны, но и в связанные с ним личностные "миры" -- Алексея, его бывшей жены, его сына, а через них и в другие, все более и более расширяющиеся круги бытия" ("Зер-кало": личность во времени и в вечности, с. 143).
"В "Солярисе" беседа Криса со Снаутом становится кульминацией того кризиса, который переживает Крис, столкнувшись с непонятной, абсурдной сферой бытия, и его усилия по осмыслению этой сферы, "скрепления" ее сетью привычных смыслов оказываются безрезультатными, соединяющими отдельные фрагменты и куски, но оставляющие в цепи событий и явлений зияющие разрывы, пробелы...
Во время просмотра окончания записи Гибаряна Крис уже находится в том же "разломе" бытия, что и остальные обитатели станции, поэтому настоящее Криса - ситуация абсолютной безысходности и безнадежности - и прошлое Гибаряна - невыносимые нравственные мучения от того, что какая-то ведомая только ему тайна, скрытая в глубине души, вдруг предстала в бесстыдной обнаженности - полностью урав-ниваются в своей черно-белой опустошенности" ("Солярис" и "Сталкер": человек в мире умершего бога, с.с. 28, 93, 143, 200, 203, 248).