Соф : другие произведения.

Образ современного российского менеджера: реальность и перспективы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.31*12  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Спасибо моему вузу за теорию; Дмитрию Зеленину за статью "Революция менеджеров"; Николаю Яковлевичу за понимание и поддержку; всем бывшим, прошлым и потенциальным руководителям за разнообразные личные примеры; Михаилу Борисовичу за то, что он попался мне на глаза в нужное время; Андрею и всем за наш нелегкий труд.

  
  В настоящее время переход российского хозяйства к рыночной экономике ни у кого не вызывает сомнения. Коренные изменения затронули не только категорию собственности, приведя к созданию частных предприятий, но и сферу управления. Внешне это выразилось, в частности, в появлении множества новых специальностей и в значительном изменении содержания работы ранее существовавших в нашей стране специалистов. Сильно сдвинулись приоритеты в образовании, что не только привело к неизбежному возникновению учебных заведений с сомнительным качеством образовательных услуг, но и способствовало выдвижению на первый план ряда лидирующих вузов и бизнес-школ, рассчитанных как на подготовку молодых кадров, так и на переподготовку специалистов по экономическим специальностям и повышение квалификации экономистов.
  Между тем содержание деятельности одной из ключевых фигур рыночной экономики - профессионального менеджера - до сих пор остается во многом загадкой. Особенности российского менеджмента мало раскрыты, а его короткая история связана в сознании общества с теневыми сторонами бизнеса.
  Образ менеджера как наемного профессионального управляющего возник в общественном сознании почти с первых лет реформ, однако его значимость стала очевидной лишь в последующие годы. По мнению Дмитрия Зеленина, поначалу ключевой фигурой рыночных процессов в экономике явился предприниматель - собственник, создатель бизнеса, он же управляющий. Предприниматель воспринимался как антипод "директора", даже "красного директора" - назначенного сверху управляющего старого и, разумеется, государственного предприятия.
  Абстрактный образ бизнесмена воплощал в себе такие черты, как личная эффективность, прежде всего финансовая (умение "делать деньги"); энергичность и предприимчивость; бесстрашие (перед рэкетом и властями), граничащее с наглостью; хитрость (умение обойти несовершенное законодательство). Любопытно, что, несмотря на популярность понятия о "партнерстве", в общественном сознании мифический предприниматель-спаситель экономики был человеком скорей довольно беспринципным и не соблюдающим договорные условия.
  Такой сильно романтизированный образ предпринимателя, подкрепленный разочарованием в финансовых пирамидах и другим наглым обманом населения со стороны власти и бизнеса, быстро потерял притягательность. Появилась тоска по не менее абстрактному "хозяйственнику", почти бюрократу, который мог бы взять на себя руководство крупным бизнесом под контролем государства. Предпринимательству было полностью отказано в доступе к крупному бизнесу; общественное мнение оставило ему лишь право на деятельность в мелком и среднем бизнесе под строгим государственным контролем.
  Но после кризиса 1998 года, когда колоссальные диспропорции в российской экономике если не были сняты, то стали очевидны и ясны, заметная часть населения почувствовала, что есть шанс с учетом прошлых ошибок перейти к принципиально иной модели управления. Любопытно: в том, что одного существования частной собственности для всеобщего благоденствия недостаточно, убедилась прежде всего та часть общества, которая отнюдь не была обделена этой собственностью.
  Рыночное построение экономики несет в себе потребность не только в предпринимателе и в собственнике-акционере. Конкурентная среда требует не только создания предприятия и его финансирования, но и непрерывной оптимизации его деятельности, повышения его эффективности. Особенно явной становится эта потребность при постепенном упорядочивании, институционализации рыночных процессов. Государственные и негосударственные институты контроля, а также специфическая инфраструктура (финансовая, банковская, биржевая, аудиторская), тоже требуют квалифицированных специалистов. Здесь и необходим менеджер.
  Как любой термин иностранного происхождения, слово "менеджер" было быстро опошлено до предела. Так, "менеджерами по продажам" нередко стали называть продавцов за прилавком. Разумеется, это вызвало пренебрежительное отношение к образу управленца: менеджер - еще один обманщик, делец, наемный, а значит - "продажный" человек. Между тем, в идеале менеджер - человек, несущий, ответственность; человек, принимающий решения; человек, прежде всего работающий с информацией.
  Система обучения во многих российских вузах экономического профиля постепенно перестраивается, чтобы давать молодым специалистам не только специальные познания (что было самой сильной стороной советского академического образования), но и это осознание ответственности. Но за пределами вузов это восприятие передается с трудом. Образ менеджера должен перестать быть красивой вывеской, перестать быть образом человека со всеми атрибутами богатства, красивой "успешности", деловитости. На смену такой "положительности" должен прийти другой смысловой ряд: человек, который много работает, но - умеет организовать свою работу и работу других людей; умеет находить общий язык, но не манипулирует людьми; готов к выгодному сотрудничеству, но на договорной основе; инициативен, готов к переменам, к риску, но соблюдает закон.
  Существуют ли реально такие люди? С учетом поправки на сложные условия ведения бизнеса в стране (в том числе на неэффективное законодательство и высокий уровень коррупции) и тяготеющий над бизнес-сообществом груз недавнего прошлого, можно сказать, что есть довольно широкий круг людей, которые способны стать носителями этого образа менеджера. Во-первых, это управленцы старых предприятий, которые смогли перестроиться на новую волну. Это люди с большим опытом, показавшие свою гибкость и в то же время - устойчивость к отрицательным внешним влияниям. Во-вторых, это предприниматели, которые смогли благодаря своим личным качествам и несомненной удаче перешагнуть барьер малого бизнеса или полукриминальной деятельности первых лет перестройки. В-третьих, это молодые специалисты, которые прошли обучение в России или за рубежом. Некоторые из них имеют первое образование неэкономического профиля, но смогли быстро повысить свою квалификацию в новых областях деятельности.
  Отличительные черты этого слоя специалистов - универсализм (отсутствие привязки к конкретным отраслям, характерной, кстати, для многих экономических факультетов отраслевых вузов); командная работа (команды менеджеров могут даже перемещаться группами с одного предприятия на другое - именно благодаря своей универсальности); осознание своей идентичности и стремление проявить себя как социально значимую силу. В связи с последним пунктом нужно отметить, что у студентов-управленцев, несмотря на их значительное количество, нет студенческого профсоюза или другого общественного объединения, в отличие, например, от студентов технических специальностей. Вероятно, это тоже связано с отсутствием отраслевой привязки молодых менеджеров. В самом деле, не возьмет же их под свое крыло РСПП(Р) - "профсоюз олигархов"?
  Задачи, стоящие перед новым менеджментом - мобилизация и оптимизация использования ресурсов, в том числе трудовых, переориентация российской экономики с сырьевых отраслей в реальное производство, активное участие в институционализации рыночных отношений, - требуют от управленцев особенных качеств. Сами менеджеры в первую очередь выделяют здесь умение работать в команде, стратегическое видение, способность управлять переменами, принимать решения в условиях неопределенности. Между тем, задачей самих менеджеров должно стать и создание в обществе положительного образа профессионального управляющего. Реализация этой идеи не будет легкой, поскольку есть не только силы, противостоящие ей, но и объективные причины, вызывающие непонимание этой концепции и ее отторжение значительной частью населения.
  В качестве инструмента создания этого позитивного, конструктивного образа, а в более широком смысле - специфической мотивации населения, могут выступить несколько историй из жизни - не обязательно историй оглушительного успеха. В регионах России есть такие люди, которые часто воспринимаются местным сообществом как "крепкие хозяйственники", но на деле являются представителями нового класса управленцев. Акцент при освещении таких историй должен делаться не на красивом результате работы, а на его общественной значимости, а также на самом процессе работы менеджера. Конечно, предмет гордости наиболее известных российских бизнесменов - их экономическая эффективность; но замыкаться на ней нельзя, и бизнес-лидеры России прекрасно понимают это. Понимают они и необходимость организации коммуникаций с целью создания положительного отношения не только к своему бизнесу, но и к российскому бизнесу в целом. Их относительные удачи или неудачи в этой области связаны со шлейфом справедливых упреков в адрес конкретных личностей, несмотря на успехи некоторых из них в области управления. Нельзя допускать переноса этого отрицательного отношения на весь класс менеджеров.
  В ближайшие годы наверняка произойдут глубокие перемены в составе управленческой прослойки российского бизнеса. Однако в настоящее время многие молодые управленцы не видят для себя реально конструктивных примеров среди российских бизнесменов. Некоторые признают, что люди, ряд черт которых можно поставить в пример себе и своим ровесникам, на деле - очень неоднозначные личности. Означает ли это, что при смене поколений класс российских управленцев сильно изменится?
  На мой взгляд, перемены будут постепенными, и учиться на чужих и собственных ошибках придется и нынешним, и будущим управленцам. Вдобавок, несмотря на перечисленные выше общие черты, класс российских менеджеров отличается большой содержательной и социальной неоднородностью. Кроме топ-менеджмента крупных компаний - бизнес-лидеров, чьи имена широко известны за пределами делового сообщества, существует региональная управленческая элита, и просто менеджеры среднего и низшего звена. Эти люди и должны стать "первой линией", запасным полком и большой надеждой российского менеджмента. Их опыт, энергия и знания и будут востребованы в масштабах страны спустя совсем недолгое время - всего пять-десять лет.
  Говорят, что работа менеджера круглосуточна, что это не занятие, а состояние, и, возможно, даже состояние души. Быть может, именно профессиональный менеджер, рядовой представитель формирующегося обширного класса, придет на смену справедливым бандитам и бандитским спецагентам и станет реальным положительным героем России ближайших десятилетий?
  
  4 января 2004 года
  


Оценка: 5.31*12  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"