Соколов Дмитрий : другие произведения.

Москва, 1984 (продолжение)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    продолжение исторического романа о предперестроечной Москве

  
                                 []

Дмитрий Соколов



MOСКВА, 1984



        

исторический роман



                               "Вопрос. В политических кругах многих                                стран высказываются пожелания насчет                                возобновления советско-американского                                диалога. Каково Ваше отношение к                                диалогу, к переговорам в нынешних условиях? Ответ. Как я понимаю, имеется в виду диалог и переговоры по крупным                                политическим вопросам- таким вопросам, от решения которых зависят судьбы мира. Мне уже приходилось говорить- нас                                убеждать в необходимости такого диалога нет необходимости."
                               Ответы тов. К. У. Черненко на вопросы газеты Правда, 4 сентября 1984 года


                               C получением моего песочного цвета плаща в гардеробе возникла заминка- прямо передо мною проскочила целая группа , а то и две, медицинских студентов, и мне пришлось терпеливо ждать, пока медлительная пенсионерка в металлических очках и синем халате "обслужит" их всех. Мыслей в голове особых не было, наоборот- пустота, но сердце стучало в удвоенном ритме, и то и дело я весь покрывался жгучими красными пятнами. Насколько я понял, Светлана Михайловна ждала меня на выходе- меня! Ждала! Это было слишком фантастично, чтобы быть правдой! Получив, наконец, свой плащ из рук этой Тортиллы, я рванулся к выходу, на ходу одевая его. И точно- Р. собственной персоной сидела на скамеечке, закинув ножку на ножку, и кормила голубей семечками, которые то и дело доставала из кармана оверкота. Голубей слетелось невиданное количество, как комсомольцев на строительство БАМа.

Я предстал перед ней, распугав это сборище. Светлана Михайловна поднялась с места, отряхнула ручки от остатков семечек и вытерла их белым платочком в синюю клеточку.

-Пошли?- не глядя на меня, спросила она, поднимая воротник повыше и закидывая ремень сумки на плечо.

Я кивнул, и мы двинулись в обход главного корпуса, который с любопытством взирал на нас всеми 100 окнами, к Большому Предтеченскому переулку. Сначала Светлана шла очень быстро, словно забыв, что я иду рядом (хотя я едва поспевал за нею). Только возле Гидрометцентра она замедлила шаг.

-Я не спросила- может, ты куда-нибудь торопишься?

Я торопливо ответил, что нет, конечно же, нет... мне некуда торопиться, и что она может полностью располагать мною ("я вeсь к Вашим услугам, сударыня", - ответил бы более стромодный, но менее мешковатый кавалер).

-На тогда, возьми сумку. И под руку меня возьми...

Ее довольно тяжелая, килограмм на 5, черная кожаная сумка, легко перекочевала ко мне на левое плечо. В левой же я нёс свою "мыльницу"- отечественный аналог жесткого портфеля "дипломат", а правую аккуратно и бережно просунул в левый локтевой сгиб моей спутницы. Мы стали настолько близки, что я делал все возможное, дабы ненароком телесно не коснуться Светланы Михайловны, постоянно балансируя, точно эквилибрист на трапеции. Не сговариваясь, мы дружно смотрели прямо перед собой и оба были напряжены.

Какими бы ни были наши с ней отношения в больнице, но они были, так сказать, в рамках закона, а вот в том, чтобы идти под ручку по осенней Пресне, было что-то вне этих рамок, что-то такое- ужасно своевольное и поэтому обнажённо-свободное, именно такое, каким описывал Мировую Волю Шопенгауэр- истинная "вещь в себе", не имеюшая ни малейшего отношения ни к разуму, ни к пространству, ни ко времени. Не скажу, чтобы это чувство было уютным или хотя бы приятным, но оно было ужасно, прекрасно и ещё что-то в нем было- безумно манящее, сродни хождению по канату над пропастью, чего я никак не мог точно определить.

"Tолько кажется, будто людей влечет какая-то сила, находящаяся впереди них, в действительности их подталкивает нечто сзади."

-Куда пойдем, есть идеи?

-Ну... можем в зоопарк...

Твердые и надменные губы Светланы тронула легкая усмешка.

-В зоопарк ты, Б-н, пойдёшь с Мозелем, чтобы он подыскал для тебя подходящую клетку. А я и так чемпион города Москвы по посещениям - все выходные там, с Витюшей, с утра до вечера... а-а, крокодилы-бегемоты...

"Витюша" был, должно быть, 5-летний сын Р. Тогда я рискнул предположить кинотеатр "Баррикады", в котором крутили одни мультфильмы. По вышеприведенной причине, от посещения "Баррикад", Светлана так же отказалась.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                -1-


                               Ближайшим к нам кинотеатром оказывалось "Пламя" в высотке на Плошади Восстания. Не сговариваясь, мы оба пошли туда. Чем больше народу становилось вокруг, тем медленнее шагала Светлана, тем больше посматривала по сторонам, даже опустив воротник своего полупальто, и расстегнув верхнюю пуговицу. Поскольку тротуары значительно сузились, а число прохожих увеличилось, я уже не мог уклоняться от соприкосновений бедрами и плечами. Каждый раз, когда это случалось, мне хотелось извиниться, но Р. их совершенно не замечала, продолжая идти вперед, гордо держа непокрытую голову. Ее короткие белые волосы лохматил и спутывал приятный сентябрьский ветерок, что, судя по всё более умягчающимся чертам лица, доставляло ей невыразимое удовольствие.

Это было впервые в моей жизни, что я гулял по Москве с девушкой! Конечно, она была лет на 5 старше меня, и, несмотря на то, что я был значительно выше, в кавалеры я ей едва ли годился, разве что в младшие двоюродные братья из Дальнего Подмосковья. Так что было самонадеяно назвать этот километр, пройденный по Красной Пресне под ручку, "прогулкой с девушкой"- напомню, что "девушка" была чьей-то женой, матерью, кмн и снс Кафедры Внутренних болезней ММСИ, или "3-го Меда"", как его чаше всего называли. Но, как бы то ни было, мы шли, и даже разговаривали.

Светлана спросила, какого "икса" я решил "откосить" от картошки, да ещё таким экзотическим способом. Я ответил, что мы уже своё отъездили на 2-м курсе.

-Кормили так плохо, что все ходили голодные. В сельпо тоже пустые полки, ну, хлеб завозят. Поэтому питались либо картошкой с поля, либо силосной кукурузой- сиротски пекли по вечерам на углях, или варили в ведре...

Я добавил, что ни душа, ни нормального туалета в совхозе не было, по вечерам- либо дискотека в ватниках под "АББу", "Бони-М", "Юритмикс", "Дюран- Дюран", "Отаван" и прочих, которых, кстати, сейчас всех поголовно запретили. Либо поход в местный кинотеатр, где крутили "Инспектора ГАИ", "Нам и не снилось", "Не могу сказать прошай", и "В начале славных дел", и "Господин Великий Новгород", и прочую белиберду рассчитанную на колхозников- и то, если киномеханик трезвый.

-Но самое главное, Светлана Михайловна- это ущемлённое чувство справедливости! Комсомольцы впереди, с флагами- вперед, и только вперед! А сами выйдут, для примера накидают один мешок для блезиру- и обратно, в Москву. А местные, которых там осталось 3 человека, издеваются и подгоняют-чай, не у мамки, быстрее надо, больше собирать, пока стоит сухая погода. А то, если пойдут дожди, техника встанет, и мы будем выковыривать картофель вИлами, до кровавых мозолЕй!

Самая настоящая каторга,- подытожил я.- Там, по идее, должны работать либо зеки, либо фермеры, как во всем мире. А что они с собранным картофелем делают? Загружают грузовики, и пускают "налево", остальная сгнивает, или замораживается и сгнивает, а в Москве зимой нормальной картошки не купишь- 2/3 пакета сразу на выброс...

-И вам там, что совсем не платили?

-Дали в конце по пятёрке. Я свою даже брать не стал, им оставил. Зато начальство наше, аспиранты с химфака- 200, 250 рэ, только за то, что весь месяц в теплой конторе (специально для них топили) пили водку, да затаскивали к себе наименее морально устойчивых студенток... А Вы разве в институте на картошку не ездили?

-Ездили на третьем, кажется, курсе. Но я тогда как раз беременная ходила, меня комиссовали. Не познала всех этих прелестей...

-Если на третьем Вы были беременной, потом родили, то как же Вы закончить смогли, и защитить кандидатскую? Или брали "академ"?

Светлана ответила, что нет, никакого академа она не брала, беременность протекала нормально, исправно посещала занятия до самых родов. Роды были легкими- "родила, как плюнула". Были проблемы с кормлением, но ей разрешали пропускать занятия за хорошую успеваемость.

-Весь четвертый курс прошел почти экстерном. Появлалась только на зачетах и экзаменах. А там уже подключились бабушки, и стало проще. Увлеклась вот кардиологией, ишемической болезнью сердца, пошла на пятом курсе в СНО, в кружок под руководством доцента Гальперина, (которого она сейчас замещает). Сделала на Обществе доклад по внутривенному применению нитратов при острой ишемии миокарда, его высоко оценили, и Мозель велел сразу писать кандидатскую, не терять время. Ну, а дальше аспирантура... защита... ничего особенного. Арон Израилевич "двигал", иначе сидела бы в поликлинике, как миленькая, как "эта трусливая сучка" Сергеева, чтоб ей в гроб положили её сраные должностные инструкции...

Я ответил, что это здорово- сразу же после института... кандидат наук... Москва- это же вообще здорово, или, как всё чаще стали говорить- "круто".

Светлана восприняла мой комлимент на удивление равнодушно.

-Чем больше берешь на себя на работе, тем меньше остается времени на себя, любимую,- поучительно произнесла она.- Вот, ты можешь вот так гулять по городу хоть каждый день, а я уже забыла, когда последний раз ходила в кино, и просто вот так, никуда не спеша, ходила. Сегодня хорошо, хоть студентов нет, а то бы я раньше 5 не вырвалась. Наверное, ты часто гуляешь с девушками?

Я ответил, что нет, нечасто. Она несколько игриво спросила, почему так- студенческие годы коротки, и надо их максимально использовать- ибо потом будет сплошной бег в колесе...

-Как говорили в последнем "Вокруг смеха"- "человек создан для счастья, а вынужден работать!" Вообще, есть у тебя девушка, Б-н?

Тут я не выдержал и разразился длинной желчной тирадой по поводу всех девушек вообще, и студенток филфака в частности. Говоря о них всех, я, впрочем, имел в виду одну Ифешину, которая хотя бы выделялась из общей массы тем, что я снял с нее лифчик, при всех своих отрицательных качествах, воплощением которых она являлась (не забывая цитировать Шопенгауэра, его "Метафизику половой любви"). Светлана довольно прилежно слушала, слегка наклонив ко мне голову. Мы с ней как раз проходили мимо "Баррикад", поднимаясь к высотке, и вокруг сновало такое множество пешеходов, что мне просто пришлось прижаться всем боком к Р., и так идти какое-то время. Она ничем не обнаружила своего возмущения моей вольностью, да и я не сразу заметил сложившегося нового положения (ибо мы шли фактически в обнимку), будучи увлечён обличением девушек и цитированием ярчайшего представителя немецкой классической философии.

-Понятно, бабский коллектив,- отфильтровала Светлана.- Асексуальный матриархат. Нас-то в 3-м Меде поровну примерно было, к третьему курсу все между собой перевстречались-перетрахались. Ладно, Б-н, не грусти! На сегодня я- твоя девушка, но об этом никто не узнает. Кстати, пришли... а ну, что идёт?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                -2-


 []                               В Красном зале на 15.30 шли "Голубые горы, Или неправдоподобная история" производства "Грузия-фильм". Светлана, с присущей ей медицинской распушенностью, немедленно переиначила название на "Голубые ели... и не только ели". В Синем на 16.00 шли "Фавориты Луны" Отара Иоселиани, но производства- Франция.

-Какой-то сплошной день грузинского кино,- фыркнула она и взгланула на часы.- Пожалуй, давай посмотрим этих "Фаворитов Луны", по крайней мере, название интригующее...

Я, наконец, выпустил ее нагретый моей ладонью локоть, и встал в очередь из 3 человек. Светлана сунула мне "трёшку", от которой я с негодованием отказался.

-Бери, ты же студент!

-Светлана Михайловна, - с достоинством ответил я.- Да, я- студент, но Вы сами объявили себя моей девушкой. А раз так- плачу я.

-О, какие мы, оказывается, галантные,- подарила она мне свой глубокий взгляд Снежной Королевы.- Только девушкам не выкают.

-А что, разве можно на "ты"?

-А разве нет? Я тебя выписала- здоров, годен. Если я не слишком стара для тебя...

-Нет, конечно же нет, что Вы! То есть, Tы...

Нам дали два билета на соседних креслах посередине в 10-м ряду. До начала оставалось ещё больше получаса, и Светлана предложила провести их в буфете- при условии, что платит она.

Народу в фойе было немного, и все- на "Фаворитов". Надо думать, что "Голубые ели" крутили пустому залу. В основном- студенты и гости столицы. Буфет "Пламени" не сильно отличался от буфетов прочих столичных кинотеатров- две конические стеклянные ёмкости с краниками внизу- одна с вишнёвым, другая со сливовым соком по 15 копеек стакан, сочники по 13 копеек, песочные кольца по 22 копейки, бутерброды с увядшим Костромским сыром по 10 копеек, и с Чайной колбасой по 20 копеек, кофе с цикорием и грузинский чай. Мороженое "Лакомка" по 28 копеек и "Пломбир" по 19. Гвоздем программы был "Апельсиновый напиток "Фанта" в маленьких, причудливой формы бутылочках. "Фанту", похоже, выбросили в рассчете на привлечение публики, и не ошиблись- все зрители сразу же встали в очередь, набирая по 2 или даже 3 бутылочки в одни руки. Задние зашумели- всем хотелось хлебнуть заморского апельсинового напитка с необычным названием, поэтому потребовали отпускать по 1 бутылочке в руки, а кому мало- "одну выпил, за другой снова встал!"

Когда подошла наша очередь, Светлана взяла две "Фанты", стакан вишнёвого сока, три бутерброда с колбасой, и три с сыром. Бутерброды были без масла.

-А сок зачем?

-Мне. Я Фанту не буду, обе тебе. И бутерброды-я съем один с сыром, остальные тебе.

-А почему Вы... Tы не пьёшь "Фанту"?

-Химия, отрава. Ты думаешь, она действительно сделана из апельсинового сока?

Я был голоден, "как волк", поэтому жадно набросился на угощение. Вкус этой "Фанты" был действительно, апельсиновым, но каким-то искусственным, а содержание газа в ней превышало такое же в "Буратино" и в "Дюшесе" во много раз. Сочетание с жирной колбасой вышло не очень удачным, и я, торопливо дожевав и допив, начал мучительно икать. Светлана как следует треснула меня своим маленьким, но крепким кулачком между лопаток, да так, что у меня на секунду перехватило дыхание, но икота прошла.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                -3-


 []                                На все про все у нас ушло минут 15, и ещё оствалось время. Народ весь толкался у буфетной стойки, у игровых автоматов никого не было. Мы по очереди сыграли в "Морской бой", причем я попал только один раз, а Светлана выбила 10 из 10, получив право выстрелить ещё три раза. Конечно, было обидно, но вместе с тем чертовски приятно смотреть как она, в расстегнутом пальто, нервно держала палец на спусковой кнопке, погрузив лицо в перископ. Я подумал, что она была бы девушкой, что надо, учись она со мной в параллельной группе вместо Ифешиной...

-Кажется, всех перетопила,- довольно отметила она.- Витюша обожает эту игру, и даже хочет стать капитаном. Вот и приходится соответствовать...

Потом мы сразились в настольный футбол, и я потерпел сокрушительное поражение. Впрочем, на поле я почти не смотрел, будучи поглощен наблюдением за моей "девушкой"- Светлана вошла в азарт (ее командирские часы снова выбились наружу), раскраснелась и похорошела, сейчас ее точно можно было принять за мою девушку, безо всякой натяжки. Наверное, в футбол она тоже набила руку со своим Витюшей.

"Фанта" напомнила о себе неудержимой отрыжкой чуть ли не ей в лицо. Я готов был немедленно провалиться сквозь пол внутрь Кольцевой линии метро, которая шла как раз под нами.

-Благородная отрыжка,- хмыкнула она.- По- латыни eructatio. Ничего, я же давала Клятву Гиппократа...

Зазвонил первый звонок, приглашая в зал.

-Так, мальчики- налево, девочки- направо,- спохватилась она.

Я справился быстро, Светлана тоже не заставила себя ждать, и даже успела расчесать волосы и подкрасить губы.

Мы вошли в зал и сели рядышком. Со стороны мы со Светланой, наверное, точно теперь напоминали парня с девушкой! Вся неловкость и напряженность ушли, уступив место совсем иной атмосфере- как писали в передовицах газеты "Правда", "в сердечной атмосфере дружбы и сотрудничества". Кресла наши были совсем рядом, и разделены лишь узеньким подлокотником, кокторый я, разумеется, целиком предоставил в распоряжение моей девушки.

-Часто ходишь в кино?

-Ну так... раз в неделю, я думаю.

-Счастливый ты, Б-н! Я так и не помню, когда... ещё до свадьбы, кажется...

-А после что? У Вас, наверное, муж- мусльманин, шариат, паранджа?

Светлана грустно улыбнулась, оценив мой юмор.

-Опять ты выкаешь... прекрати подчеркивать разницу в возрасте...

-А Tебе... Tебе сколько, если не совсем секрет?

-25 исполнилось в августе. Много для тебя?

-Нет, что Вы... ой, Tы.

-Только не ври, ладно? Даже, если просто хочешь сделать мне приятное. Я ложь органически не переношу.

-Я просто боюсь, что ляпну что-нибудь не то... а вдруг Tы обидишься...

-На сей счёт можешь быть абсолютно спокоен. Ляпай на здоровье! Только ляпай уверенно. Тогда это будет называться "точка зрения"...

-Что-то знакомое... Откуда это?

-"Москва слезам не верит". По-моему, это и был последний кинофильм, на который я ходила...

Я быстро подсчитал, что эта нашумевшая лента о роковом интеллигенте-слесаре, который мужественно переносит запой, вышла в 1979 году, когда я перешл в 9 класс. Стало быть, моя спутница не была в кино 5 лет?

-А...ты... замужем?

Это "ты" (с маленькой буквы) мне далось с огромным трудом, но я выдержал.

Светлана ответила утвердительно, ещё раз продемонстрировав мне своё кольцо.

Я хотел продолжить расспросы, но вокруг нас уже заполнились кресла, гас свет, и разговаривать стало неудобно.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                -3-


                               СССР, 1984 год- запрещены все анекдоты на букву "Ч"- про "Чапаева", "чукчу" и Черненко!(шутка)

                               Как водится, нам сначала показали "удлинёнку" (удлинённую программу), о которой в афише не было сказано ни слова. В зале возмущённо зароптали, кто-то в задних рядах даже два раза свистнул.

-Зато бесплатно, ёпты!

-Да з...бали уже своим "бесплатно"!

Но по залу немедленно начала ходить билетёрша с фонариком, и крики возмущённого пролетариата немедленно стихли.

Как водится, первые 5 минут "удлинёнки" были посвяшены подготовке к самому грандиозному событию предстоящего года- празднованию 40-летия Победы Советского народа над фашизмом. В эти сентябрьские дни 1944 года, как оказалось, войска 4-го Украинского фронта под командованием маршала Толбухина, победоносно завершив Ясско-Кишинёвскую операцию, освободили братскую Болгарию, многострадальный народ которой изнывал под игом фашистско-монархической диктататуры настолько, что сразу же с появлением братских войск, устроил социалистическую революцию и попер вперёд, в светлое, семимильными шагами. В это же время войска 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Рокоссовского завершили операцию "Багратион", освободив от захватчиков всю Советскую Белоруссию и начали освобождение Польши (в которой вот уже три года шли массовые выступления отдельных антисоциалистических элементов из антиправительственного движения "Солидарность" и "Коскор"). О последнем, разумеется, не сообщалось.

Вторые пять минут нам рассказывали о встрече на высшем уровне Генерального Секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР, товарища Константина Устиновича Черненко с Председателем Партии Арабского социалистического возрождения (БААС), Президентом Сирийской Арабской республики Хафезом Асадом. Стороны осудили подрывную деятельность, ведомую агрессивными кругами США и Израиля в этой "горячей точке" и обсудили совместные усилия по мирному урегулированию и нормализации международной обстановки.

В третьей части программы нам рассказали, что Продовольственная программа, принятая ЦК КПСС в 1982 году на период до 1990-го, выполняется полным ходом, про большие успехи в уборочной, молочноводстве и овцеводстве, показали агропромышленные комплексы, счастливых доярок и белозубых, загорелых лихих комбайнёров.

-Больше качественных и разнообразных продуктов питания- на это и должны быть направлены усилия тружеников деревни,- бодрым голосом заключил диктор.

Наконец, начался сам фильм. Начинался он цитатой из Шекспира.

-Почему нас называют ворами? Мы- рыцари мрака, любимцы Луны!

Я пдумал, что будет что-то подобное "Откройте, полиция!", однако фильм был совсем непонятно, о чём. Вроде бы он был и заграничный, и не совсем, судя по запутанности и полной невразумительности сюжета- чем особо отличалось кино отечественное. Какие-то брутальные мужчины и бешено красивые женщины в каком-то европейском городе (надо понимать, что в Париже, ибо в кадр раз или два попала Эйфелева башня), что-то делали с дорогой картиной и ценным китайским фарфором, какой-то бизнес, но в чем он состоял, понять было невозможно. В конце концов какой-то мужчина с какой-то женщиной оказывались в постели, но вместо жадно предвкушаемой зрителями бурной постельной сцены, следовало уже утро, полуодетый мужчина брился, а женщина натягивала чулки на красивые ноги.

-Может, наконец-то поболтаем?- игриво предлагала женщина.

-Боюсь, что на это у нас нет времени,- отвечал мужчина.

И интересная парочка расходилась и дальше делать свой бизнес, не поболтав.

Эта сцена в разных вариациях повторялась раз 7, и была самой понятной и запоминающейся во всём почти двухчасовом фильме. Становилось даже жаль этих красивых людей, которые вынуждены днём заниматься сомнительными делишками, чтобы заработать себе на кусок хлеба. А ночью заниматься сексом, не говоря при этом друг дружке ни слова.

Зал помалкивал, ибо ожидал от французского фильма чего-то большего, никто не уходил, но всё было напрасно- никто так ничего и не дождался! Это было тем обиднее, что фильм явно был не рядовым, хорошо, добротно и необычно снят, но рассчитан явно не на советского человека. Возникало чувство досады и собственной неполноценности...

                                                                                                                                                                                                                                                                                                -4-


                               За весь фильм произошло только одно значимое событие. В середине, увидев, что подлокотник справа свободен, я положил на него руку. Вскоре сверху легла рука Светланы. Ужасно испугавшись, я хотел отдёрнуть свою , но рука Р. удержала ее. Так как невозможно было нашим двум предплечьям лежать на узости подлокотника, кисть Светланы пролезла под моей и ее пальцы переплелись с моими- так было гораздо устойчивее, и можно было поглаживать друг друга кончиками пальцев... чем мы, собственно, весь остаток фильма и занимались, благочестиво вперившись в экран. Кто-то из нас начал первым, сперва робко и боязливо, потом смелее, втягиваясь в эту невинную, но перехватывающую дух новую игру. Вскоре выяснилось, что мои пальцы длиннее, сейчас выигрываю я, и дело пошло значительно веселее- мои пальцы постепенно добрались до ее стройного, гладкого запястья, но выше сторожили "командирские" часы, так что пришлось довольствоваться достигнутым...

Я впервые в жизни держал девушку за руку!

!!!!!!!!!!!!!

Так мы и вышли наружу, когда закончился фильм- держась за руки. Но на улице уже было темно, по Красной Пресне к Садовому Кольцу наперегонки неслись машины с зажженными фарами, и Светлана сильно забеспокоилась.

-Б..ь, уже почти семь,- объявила она, высвободив руку и взглянув на часы.- Я- то надеялась попасть домой к 6! Нет, нет, - спохватилась она, увидев выражение моего лица, - все было отлично, Б-н, ты чудесный кавалер, с которым время течёт незаметно. Спасибо тебе! Но мне и правда пора бежать- мать сегодня заберёт Витюшу из садика, но я обещала ему сегодня "Том и Джерри" по видику... видеомагнитофону. Мать не знает, как кассету вставить, в свои неполные 45.

-Можно, я провожу тебя?

-Только до "Войковской"! Хотя нет, лучше я тачку поймаю...

Едва Светлана, выйдя на проезжую часть, просигналила, тут же около неё остановилась "мосовская тачка"- чёрная "Волга" с номером, начинающимся на "МОС". Она что- то сказала водителю вроде "Коптево" и повернулась ко мне.

-Он меня прямо до подъезда довезет, а там еще надо автобус ждать.

-Когда я тебя снова увижу?

-Завтра точно нет- у меня снова студенты...

Водитель "мосовской" терпеливо ждал, пока она напишет мне свой рабочий и домашний номера на обратной стороне билета.

-Звони! Слышишь? Я буду ждать! Светлана провела ладошкой мне по щеке, к которой вдруг ужасно захотелось прижаться губами, и села на заднее сидение. Последнее, что я увидел- была ее ладонь, прижатая к стеклу.

Вот так закончился этот, ни на что не похожий день 11 сентября 1984 года! Можно было признать всё случившееся иллюзией, "дядюшкиным сном"- ибо слишком уж невероятным всё казалось. Но мои ладонь и щека просто полыхали, и я физически чувствовал отпечаток ладони Светланы Михайловны на них. Так же, как мой правый бок приятно ныл, вспоминая соприкосновения, трения, касания с её левым боком.

В моей голове все громче, неудержимо просясь наружу, звучало запрещённое Июльским (1984 года) Пленумом ЦК КПСС:

Oh yeah I tell you somethin'

I think you'll understand


When I say that somethin'



I want to hold your hand



I want to hold your hand



I want to hold your hand



Я побрёл куда глаза глядят, не чувствуя ничего, кроме приятной неизвестности, ожидающей меня впереди.                                                                                                                                                                                                                                                                                                 -5-


 []                                Утром я без проблем закрыл справку и больничный у Сергеевой. Та даже ни слова не сказала, молча расписавшись везде, где требовалось. В спецокошечке сидела "печатница" в белом халате, старуха-процентщица # 2, али сестра ее Лизавета... вообще, за последнюю неделю я встречал так много персонажей из Достоевского, что уже начинал терять связь с реальностью... короче, мне поставили печати, и я, наконец, отправился в Комитет комсомола.

Эта вечно юная организация, созданная почти 70 лет назад, жила яркой и завидной жизнью (по крайней мере, так казалось со стороны).

Институтский Комитет занимал собою целое крыло главного корпуса на Малой Пироговской, 1. Внутри царила специфическая атмосфера задора и энергии молодости, занятой чем-то необыкновенно интересным и созидательным. В специальном стеклянном шкафу, под замком, хранилось Знамя, с которым нас гоняли на Первомайские демонстрации на Красную плошадь. Стены были завешаны вымпелами, плакатами, стенгазетами, фотостендами, графиками. Сейчас двое каких-то ребят с физфака, в пиджаках и галстуках, меняли утративший актуальность плакат Привет участникам Игр доброй воли 'Drujba-84!' (наши спортсмены бойкотировали летнюю Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе, и в ответ в СССР летом проходили эти Игры) на "Вспомним всех поименно! 40- летие Великой победы!" Несмотря на то, что у большинства студентов вовсю шёл осенний семестр, народу в Комитете было много. Ни одна дверь не закрывалась, кто-то постоянно входил и выходил. По виду все присутствуюшие (молодые люди 18-25 лет) делились на тех, кто носил аппаратную одежду (строгий деловой, хотя и молодёжный стиль, с непременным значком с головой В. И. Ленина и аббревиатурой ВЛКСМ) и простых студентов, без значков, в джинсах или "бананах".

На мой взгляд, атмосфера была пропитана фальшью и желанием создать иллюзию активности. Ещё в детстве, слушая по утрам "Пионерскую зорьку", я никак не мог понять, почему им там, в радио, так весело и здорово, как будто участники передачи жили на какой-то очень счастливой планете- ведь нигде подобного энтузизма на самом деле я не наблюдал. Я a priori знал, что на самом деле жизнь у моих сверстников скучная и неинтересная, а эта предельная увлеченность, даже упоение непонятно, чем- вроде поисков безвестных героев войны, сбора макулатуры, металлолома, помощи колхозникам в сборе яблок и груш- в действительности если где-нибудь там, в Москве, и делается, то никак не добровольно! Поступив в институт и ближе познакомившись с общественной работой, я окончательно убедился, что вся эта и ей подобная активность- фикция, созидательный потенциал которой равен нулю.

Я сперва сунулся к инструктору курса филфака- Жене Лебедевой из 48-й группы. Непонятно, что она здесь делала, когда весь ее курс собирал картошку, но социальное неравенство было законом жизни в СССР, и впитывалось с молоком матери. Да и то, Женя не стала ни инструктировать меня, ни изучать мои выписки, или иным способом проявлять активность. Вместо этого она направила меня прямиком к Алле Некрасовой, комсоргу всея МГПИ, так как именно та лично курировала "картошку". Было не очень понятно, как можно курировать из Москвы процесс, который происходил западнее столицы на 100 км., но "пулемёт застрочил ещё яростнее", как говорилось в одном политическом анекдоте.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                -6-


                               Алла "только что куда-то вышла" , так что мне пришлось два часа ее ждать. За это время я по 100 раз пересмотрел все стенды и перечитал все стенгазеты. Содержание их всех вело народ ленинским курсом прямо в светлое будущее, никак не отражая проблем настоящего. Целый стенд был посвящён борьбе с псевдомузыкой, к которой относился рок, и, в особенности, тяжелый рок. Из вырезки из Советской культуры за 1 сентября в рубрике "Духовное насилие" В. Мостовца, я узнал о том, как развивается музыка на капиталистическом Западе:

                               "Возникающие на экране телевизора кадры меняются с калейдоскопической быстротой ...человек, расталкивая и сшибая с ног людей, бежит через экзотический                                восточный базар, вот он уже карабкается по подвесному дощатому мосту, рассыпающемуся под его ногами, опрокидывает стол в восточной кофейне (этот кадр                                повторяется в замедленном действии несколько раз), снова куда-то бежит, на этот раз спасаясь от неожиданно выползшей по-кошачьи из придорожных зарослей                                обольстительной темнокожей дикарки, угрожающей ему оружием времён охоты на мамонтов... поёт, бежит... и снова поёт... Без звука всё это напоминало бы чей-то                                кошмарный сон, перенесённый на телеэкран, или бред безумца, одержимого манией преследования. Но в том-то и дело, что сумасшедшее мелькание                                кадров происходит под аккомпанимент рок-музыки и является новым элементом массовой культуры 80-х годов- так называемой "видеомузыкой". Описанный выше                                кошмар исполняется и разыгрывается английской рок- группой "Дюрэн-Дюрэн". Это экранизация их песни "Голоден, как волк", признана, между прочим, в Соединенных                                Штатах одним из лучших видеохитов 1983 года. Именно экранизация, поскольку музыку в США не только слушают, но и смотрят."

Много внимания уделялось разного рода подражателям, слепо копирующих каждый взвизг и вопль с западных эстрад, совершенно не вникая при этом в смысл происходящего.

Я вспомнил вчера услышанную мной в автобусе песню группы "Кино", или как там она называлась.Она была настолько же проста и искренна, как и "Я хочу взять тебя за руку", поэтому слова вспоминались сами собой:

Научи меня всему тому, что умеешь ты

Я хочу это знать... и уметь...

Сделай так, чтоб сбылись все мои мечты,

Мне нельзя больше ждать- я могу умереть...

О-о, но это не любовь...


Наверное, автор и исполнитель этой замечательной песни, по марксистско-ленинской версии, тоже относился к числу "слепых подражателей", и ему надо просто хорошенько "вправить мозги" на комсомольском собрании?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                -7-


 []                                Aлла появилась откуда-то совершенно внезапно, в строгом сером костюме и белой рубашке с воротником навыпуск, высоко неся гордо поставленную голову. По моде, каштановые волосы ее были тщательно зачёсаны назад и собраны в конский хвост, оставляя лицо открытым. Лицо ее можно было бы назвать красивым, если бы не "аппаратная печать", которая так легко считывалась и служила лучшей визитной карточкой в партийных и околопартийных кругах. На мой взгляд, "аппаратное лицо" служило той самой "особой приметой, отличительным знаком "людей необыкновенных- тех, которым "всё дозволено", о которых с таким восторгом Раскольников говорил Порфирию Петровичу, а тот всё хотел узнать, чем именно раскольниковский "необыкновенный человек" отличается внешне от "человека обыкновенного". С таким лицом убивают безо всякой жалости и малейшего личного чувства, руководствуясь исключительно благом для человечества, в данном случае- марксистско-ленинской теорией.

-Ко мне? По какому вопросу?- бросила Некрасова в мою сторону, открывая дверь.-А, 4-й курс... заходи...

Её властная манера подразумевала моё полное смирение без всяких условий, так сказать, полную и безоговорочную капитуляцию, обозначая высоту положения комсорга и тот факт, что она в классовой борьбе моментально положит меня на обе лопатки. Поэтому я постарался прошмыгнуть у неё за спиной как можно бестелеснее.

Алла села за стол с бюстиком Вождя мирового пролетариата (К. У. Черненко, с благородными сединами, как и положено, висел над ее головой- там, где раньше висели Л. И. Брежнев и Ю. В. Андропов. По поводу столь частой смены генсеков была придумана политическая шарада: "А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Кто остался на трубе? На трубе остался Константин Устинович Черненко!") и открыла какую-то специальную тетрадь со списками.

-Так... ты у меня кто?

"У нее" я оказался студент Б-н из 46 группы. Алла провела по списку пальцем с хорошим, качественным маникюром, нашла в нём меня и удовлетворенно кивнула.

-Был госпитализирован 3-го сентября. И что с тобой случилось?

Я заученно ответил- чего-то съел, всего обсыпало, анафилактический шок... положил на стол комсоргу мои выписки и аккуратно, пятясь задом, нащупал стул и сел на краешек.

Алла долго и сосредоточенно читала мою выписку, потом очень тщательно изучала фэ54у и бээл. Какое-то вдохновение даже появилось на ее тяжёлом красивом лице, ибо она не просто читала важные бумаги, а делала это с марксистско-ленинских позиций.

-Я так и не поняла- отчего же у тебя вдруг разыгралась эта... как ее... аллергия?- наконец подняла она глаза.

Я торопливо объяснил, что не знаю... и что врачи тоже ничего не могут понять... решили, что от рыбных пельменей.

-Но ты же и раньше ел эти пельмени? И ничего не было. А тут как-то непонятно- только я объявила, что едем, как вдруг у тебя развивается шок...

Алла многозначительно посмотрела на меня своими карими, немигающими глазами. Я постарался мужественно выдержать этот взгляд, и, кажется, мне это удалось.

-Сейчас везде- сплошная химия, Алла Викторовна.

-Химия химией, а картошку ты своему курсу сорвал! От вас поехали 84 девочки и 5 мальчиков. Как и положено, вступили в соревнование с Романо-гаерманским факультетом- кто сможет за неделю собрать больше картофеля. А там 80 девочек, и 8 мальчиков. И всё, романо-германцы собирают за первую неделю 125 тонн, а филологи- 99! Соседние усадьбы одного совхоза, поля, урожай, техника, погода- все одинаковое! а вот угнаться за товарищами не смогли.

Это было что-то новенькое. Два года назад никаких соцсоревнований между факультетами не проводилось!

-А я... как бы я смог изменить ситуацию, Алла Викторовна? Неужели в одиночку я бы смог собрать 26 тонн картофеля?

-Когда анализировали, пришли к выводу, что причины поражения филологов кроются не в том, что картофель не собирается из почвы. Девочки набирают его в вёдра, вёдра ссыпают в мешки, полные мешки грузят на машину и везут в хранилище, где и взвешивают. Проблема кроется в научной организации труда- романо-германцы сумели организовать из мальчиков 4 бригады грузчиков, а филологи- только две. Вот и причина позорного проигрыша! А с твоим участием у филологов было бы не две бригады грузчиков, а три, и разрыв между факультетами удалось бы значительно сократить! А то и вырвать у них пальму первенства!

Алла ещё больше воодушевилась, с таким увлечением говоря об этом (непечатное) соревновании, как будто это и вправду было столь же увлекательно, как игра в "Весёлые старты", когда делятся на две команды и бегают в мешках. Бедные мои сокурсники! И так поехали скрипя зубами, выполнять интернациональный... или национальный.... долг, а вместо благодарности их теперь станут попрекать каждой картофелиной!

-Так, может, ещё не поздно, Алла Викторовна? Давайте, я поеду! И организуем три бригады!- со всем энтузиазмом, на который был способен мой актёрский талант, вскричал я.

-А, проняло,- удовлетворенно отметила она. "-Вот так любой полюбит труд, когда лопату отберут!" Это хорошо, что у тебя есть совесть, и ты мучаешься, что не сумел оказаться радом с товарищами в сложную минуту...

Я изобразил на лице поистине танталову муку.

-К сожалению, я не могу официально одобрить эту твою инициативу, хотя неофициально аплодирую стоя!

Некрасова объяснила мне, как желторотому первокурснику, что по правилам "заезд" для массовых мероприятий за городом (оказывается, картофельная каторга тоже относилась к подобным затеям) производится "организованно", в определённый день и на определённом виде транспорта. Как и отъезд. А каких-либо индивидуальных форм, пусть и в виде самопожертвования, не существует.

-Тебе придется тогда выписывать командировочные и оплачивать проезд. А если с тобой что-нибудь случится в дороге?

-Ой... да что может случиться, Алла Викторовна?

-Да что угодно! В электричках- цыгане, картёжники, "неформалы". Местные могут камень в окно швырнуть, особенно в темноте. А выйдешь с электрички- можешь им не понравиться, отведут за угол и испинают всем райцентром. В МТИ, кажется... аналогичная ситуация была в прошлом году. Там двоих своим ходом отправили, а они приехали в Каширу, да и попросились в местную полуторку- подбросить до совхоза. А водитель пьяный, машину перевернул. Ему, кажется, ничего, а у студентов- множественные травмы. Один- внук зам.министра текстильной промышленности, там такая буча поднялась... комсорга курса сняли- якобы, раз он "дал добро", так теперь сделали крайним. А он очень хороший организатор, хотели уже в райком комсомола с повышением переводить!

Я сделал максимально сочувственное лицо, по поводу незаслуженных страданий и сломанной карьеры карьериста из МТИ. Не забыв об оттенке лёгкой досады по поводу облома крыльев моей мечте...

-Так что "оставайся мальчик с нами, будешь нашим королём"... смотрел этот мультфильм "Армянского радио"? Ой, я обхохоталась!

Мультфильм я не смотрел, но сделал вид, что смотрел, и что мне тоже очень смешно.

Алла сказала, что пока не может выделить мне индивидуальный фронт работ, но отныне я обязан являться сюда каждый день к 09.00, кроме субботы и воскресенья...

-Ибо Комитет Комсомола, как и все учреждения, в эти дни выходной...

"А на картошке выходных нет,- подумал я.- Неплохо же верный помощник и боевой резерв Коммунистической партии умеет устраиваться в этой жизни..."

...-и отмечаться- либо у меня, либо у одного из замов...

Нормально, у нее ещё и замы есть, и не одна. Так вот что значит- хороший организатор!

...и мне либо дадут фронт работ, либо просто отметят. Неявка хотя бы один раз моментально будет разбираться на Бюро...

Ладно, хоть не станут заковывать в железа, вырывать ноздри и клеймить лоб...

Получив, таким образом, свободу на сутки, я ушёл, оставив Аллу Некрасову в отличнейшем расположении духа. Если я буду видеться с ней каждый день, то никакой Станиславский так не отшлифует мое актерское мастерство, и никакая "щукинка" мне для этого не понадобится...


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"