Аннотация: Под словом фашизм часто понимают все, что вздумается. Статья о том, что такое фашизм.
С фашизмом есть одна серьезная проблема: Все достаточно ярко представляют себе его внешнюю атрибутику. Все эти стройные ряды, вскинутые в едином порыве руки, лес знамен, и вождь вознесшийся на трибуне... Но мало кто может четко сказать, - что собственно такое "фашизм"? Мало кто может дать ему четкое определение.
Проблема в том, что даже сами идеологи фашизма этого определения не дали. Напомню. Определение - это совокупность признаков, которые позволяют точно и непротиворечиво вычленить изучаемый объект из других объектов. Так вот, - у самих идеологов и практиков фашизма, - такого определения нет. Описаний и рассуждений, хоть лопатой греби. А четкого определения они дать так и не удосужились.
Само название "фашизм", - как объясняли его простым, необразованным членам, без лишней зауми - это символ мобилизация нации. Собирание её в фашу, (или как говорили в русском языке 18-19го века, в "фашину", - то есть в пучок прутьев. (Помните русскую сказку о прутике и метле? Один прутик ломается легко, а метлу переломать очень трудно). Но в таком варианте толкования получается, что фашизм, не более чем мобилизация общества во время кризиса. Под это определение фашизма подходит и Монгольский улус, и Римская Республика времен кризисов с варварами и карфагенянами, и Великобритания времен ВОВ (мобилизовались по самое не могу, и граждан ограничивали).
Может кто-то из более образованных идеологов фашизма сможет лучше объяснить его суть?
Послушаем например Джиованн Джентиле, - одного из первых идеологов фашизма. Во всех своих нудных рассуждениях, про "волю эпохи", "мысль и действие", которые он назойливо пытался протянуть от рисорджименто до светлого фашистского будущего. Даже сей авторитетный автор (трудами которого вдохновлялся Муссолини) так и не смог плотно сформулировать, - что такое фашизм. У него нет позитивного определения - сплошные отрицания. "Фашизм не является философией. Ещё меньше - религией. Это даже не политическая теория, которую можно уложить в набор формул. Смысл Фашизма не постичь в отдельных тезисах, которые он время от времени принимает, когда, по случаю, заявляет программу, цель, концепцию к достижению".
Сказанное Дженитле, - это не научное определение. Это псевдо-филосовская фигня. Когда Джентиле переходит к попыткам позитивного определения. все что он из себя выдавливает, сводится примерно к следующему: фашизм это примат государства над индивидом. Поскольку государство есть выразитель воли и духа нации. Власть государства должна быть абсолютной, и не может подвергаться сомнению.
Это все прекрасно, но абсолютно не выделяет фашизм из других политических концепций. Например, когда США посылало своих солдат воевать по призыву в ВОВ, или во Вьетнам - это несомненный примат государства над индивидом. Но мы не можем по одному этому признаку отнести политическую систему США к фашистским, или наоборот. Нужна совокупность признаков.
А вот фашизм пытается описать "практик" Муссолини: - "Фашистская концепция государства всеобъемлюща. Вне его не существуют человеческие и духовные ценности. Фашизм - тоталитарен и фашистское государство включает в себя все ценности - истолковывает, развивает и осуществляет всю человеческую деятельность
Фашизм осознает причины, по которым возникли и развивались социализм и профсоюзное движение, поэтому он придает соответствующее значение корпоративной системе, в которой расходящиеся интересы координируются и гармонизируются в рамках единого государства". "Фашизм абсолютно противоположен либерализму как в политике, так и в экономике. Фашистское государство управляет экономикой в той же мере, как и остальными областями жизни - через корпоративные, социальные и образовательные институции, через политические, экономические и духовные силы нации, организованные в соответствующие ассоциации, функционирующие в государстве. Автор не принимает расового определения нации, формирующей государство. 'Нация не есть раса, или определенная географическая местность, но длящаяся в истории группа. 'Раса - это чувство, а не реальность; 95 % чувства'.".
Что ж. В своих рассуждениях Муссолини попытался дать описание некоторых частных моментов фашизма. Но четкого определения опять нет. Суть постоянно скрывается за занавесой слов. Муссолили рассусоливает, уж простите за каламбур.
Фашизм по Муссолини - если попытаться вычленить из тря-ля-ля самую суть - Это всеобъемлющее государство с тотальной властью над индивидом, регулирующее его потребности во всех сферах. - С добавкой - Что эта не подлежащая сомнению государственная система неким образом гармонизирует расходящиеся интересы разных групп (то есть классов) населения.
Это все конечно прекрасно. Но под это определение прекрасно попадает, например, Родина Демократии - античные Афины. Граждане полиса считали себя исключительными, (смотрим, как они обращались с другими греками, даже союзниками из других полисов). За инакомыслие вольнодумцу вливали в рот яд-цикуту, чтоб лишнего не пи..ел, и не развращал народ. (Контроль над мыслями). Рулили всем в городе богатые эвпатриды. Но потом один из этих самых эвпатридов, по имени Перикл, провозгласил "новый курс", и стал "заступником за народ". Он сказал, что в управлении государством должны принимать участие все граждане полиса, и таким образом стал "отцом демократии". За это благодарные граждане демократично согласились сделать Перикла афинским тираном. (Титул этот он носить стеснялся, но как писал его современник и соотечественник, историк Фукидид: "По названию это было правление народа, а на деле власть первого гражданина").
Ничего не напоминает?
Так что, оказывается, можно записать афинскую демократию (родоначальницу современной демократии западного толка) - в фашистские режимы?
Очевидно, нам нужен список каких-то признаков, которые позволят нам выделить государства подобные Гитлеровскому и Муссолинскому, из числа прочих. Придется нам поработать самим. Вычленим основные признаки, которые отличают тип государств, которые в истории получили общее название "фашистские".
Итак, смотрим:
1. Фашистский режим всегда настаивает на исключительности и превосходстве своих членов над кем-то. ("Нордическая раса", "великие потомки римской империи", и пр). Это признак фашизма, - но это не только его признак. То есть это признак необходимый, но не достаточный. (Некоторые американцы тоже любят трындеть о "Величайшей демократии на земле", "Год блесс Америка", некоторые русские о "соборности", "загадочной русской душе").
2. Фашизм всегда обвиняет в трудностях и бедах неких врагов, внешних и внутренних, и широко пропагандирует это своим членам. ("Проклятые жЫдЫ выпили всю воду в кранах немецких рабочих", "коммунисты подожгли Рейхстаг, и пр). Иметь врага вообще очень выгодно государству, чтоб держать свое население в тонусе. Это тоже не только признак фашизма, - но не только его одного. (Саддам Хуссейн сделал биологическое оружие, и вот-вот применит его. Аааа! Вот у нас доказательство - пробирка! Срочно бомбить Саддама! Террористы взорвали башни-близнецы, - срочно введем войска в Афганистан).
3. Фашизм не только провозглашает внешних и внутренних врагов, но и начинает с ними реальную борьбу, в меру своих возможностей. Цели борьбы с внешним и внутренним врагом разные:
Внутренний враг. (Евреи, цыгане, коммунисты и пр).
а) Уничтожение внутреннего врага, "виновного во всех бедах", на некоторое время снижает социальную напряженность. (Да, время трудное, но вы же видите, как государство уничтожает ответственных в наших бедах, ату их!).
б) Связывает общество круговой порукой, и дает им совместный культурный код. (Ты можешь сам не сжигать евреев и коммунистов в печах, но поругать их за кружкой баварского, - святое дело).
в) Облегчает и делает законным для государства применение насилия, и делает граждан к этому привычными. Да, сперва все радуются, когда проклятых жЫдов, коммунистов, и прочих инаких, тащат в гестаповскую машину. Но при этом в тебя незаметно вливается понимание, что так же легко потащить могут и тебя, - если ты что-то сделаешь не так как надо. Поэтому - все всё делают "так как надо". Побили одних, а боятся все. (В менее кризисных условиях для государства, такая система работает в менее жесткой форме. Например, если ты испытываешь симпатию к коммунистам, тобой займется комитет Маккарти, и ты уже никогда не устроишься на приличную работу в этой стране, а то и вообще уедешь из страны, а обратно тебя уже не пустят).
Внешний враг.
Поскольку фашизм обычно образуется после кризиса, когда страна испытывает серьезные трудности, - на внешнего врага нападают с целью банального грабежа. То есть захватив врага, фашизм переливает его ресурсы к себе в экономику, распределяет. бросая шматок обездоленным, и тем снижает социальную напряженность. ("Возьмем жизненное пространство на востоке". "Восстановим Римскую империю в её законных границах", и пр). Это конечно тоже не только признак фашизма. Собственно, об этом писал еще британский колониальный империалист Сессил Родс (Он как-то высказался, что прогулялся в бедняцком квартале. увидел как нище живут рабочие, и осознал - что колониальная политика, которая позволит Британии накормить своих людей, является единственно правильной). Ну, и в конце-концов, - надо срочно навести демократию на востоке, чтобы США взяло местные нефтяные промыслы под свой контроль.
Вот список признаков фашизма, которые обязательно есть у него, - но могут быть и у других. Теперь перейдем к 4ому признаку, который является только фашистским, и помогает вычленить его из других систем.
4. Фашизм всегда провозглашает "третий путь". Как писал тот же Джентиле, которого упомянул Диди (и повторяли Гитлер и Муссолини: - фашизм одинаково чужд как либерализму, так и коммунизму.
Давайте посмотрим, чем занимался фашизм на самом деле.
Фашизм всегда образовывался в странах, находившихся в тяжелой экономической ситуации, где беднота находилась на грани социального взрыва.
В некоторых странах, (например, Российская Империя) в такой ситуации произошла революция. Революция эта привела к полной смене имущественных отношений. Коммунисты уничтожили класс частных банкиров и промышленников, - то есть владельцев крупного капитала, которые посредством своих представителей во власти, обычно и определяют политику страны в развитых капиталистических странах. Российская революция - это полная смена имущественных отношений, и полная смена элиты. Революция действует по принципу: "Капиталист нас (простых трудящихся) угнетает, - уничтожим всех капиталистов, станем все равны. Все трудяги во всем мире одинаковы, - поэтому все люди братья, независимо от цвета кожи и прочего". (Как это все происходило, и насколько удалось действительно построить равенство, отдельный вопрос).
А фашизм - это реакция на предреволюционную ситуацию в стране. Причем это реакция направленная крупным капиталом. который вовсе не хочет, чтоб его уничтожили, а наоборот, - хочет дальше рулить и жить припеваючи. И тогда, этот крупный капитал начинает пропагандировать, что простой трудящийся живет плохо не потому, что капиталисты здесь не могут\не хотят построить более справедливую систему распределения благ, которая удовлетворила бы и простой народ. А потому, что все портят подлые враги (жидовские заговорщики, цыгане, коммунисты, зеленые человечки с марса). Капиталисты выдвигают новых лидеров, посредством которых, говорят трудягам: Да, ты простой работяга, а я капиталист - но ведь мы оба немцы! Мы представители исключительной нации. Мы с тобой вступили в одну партию. Видишь, у нас с тобой одинаковый значок на лацкане? А чтоб тебе стало лучше жить, - пойдем и ограбим русских, евреев, поляков, и прочих, - потому что они недочеловеки, и все равно не умеют распорядиться своими ресурсами.
Таким образом, фашизм - это антикоммунизм, во всех своих проявлениях.
Вот в чем основной четвертый признак фашизма: Он декларирует смену общественных отношений, при этом сохраняя большую часть прежней неявной элиты, и прежние капиталистические производственные отношения. Фашизм - это самая крайняя реакция капитализма на угрозу своему существованию. Фашизм одновременно помогает простым людям спустить пар (уничтожаем "внутренних врагов", которые "во всем виноваты"), одновременно сгоняет этих простых людей в стадо, и запугивает (отбирает либеральные ценности), и одновременно реально улучшает экономическую ситуацию, путем захвата ресурсов соседних "недочеловеков".
Итак, еще раз - четыре признака фашизма:
Фашистский режим всегда настаивает на исключительности своих членов, и их превосходстве над кем-то.
Фашизм всегда обвиняет в трудностях и бедах неких врагов, внешних и внутренних, и широко пропагандирует это своим членам.
Фашизм начинает с провозглашенными врагами реальную борьбу, в меру своих возможностей. Внутренних врагов подавляют с целью запугать и сплотить общество. Внешнего врага подавляют с целью ограбления.
Фашизм декларирует смену общественных отношений, при этом на деле сохраняя большую часть прежней неявной элиты, и прежние капиталистические производственные отношения. Главной целью фашизма является борьба с коммунистическими идеями.
По этим четырем признакам, можно выделить режимы подобные Гитлеровскому. Каким словом их при этом называть - дело вкуса.
P.S. В наше время расплодилось много "национал-теоретиков", которые любят потрындеть о том, что итальянский фашизм - это одно. А германский национал-социализм - это ж совсем другое!
На самом деле, фашизм и национал-социализм - это явления одного порядка, но разной мощности. И надо сразу определится, о чем у вас с "продвинутым" собеседником будет разговор: О сути явления, или о его частных проявлениях, разных с поправкой на местные условия (Италия и Германия).
Разница между "Фашизмом" и "Национал-Социализмом" ровно такая же "огромная", как между "легковой машиной" и "легковым автомобилем". Или между "вертолетом" и "геликоптером".
То есть. Вы можете с собеседником спокойно обсуждать разницу между двумя вертолетами (Разное количество лопастей, мощность двигателя, покрашены в разный цвет). Но если собеседник вдруг начнет рассказывать вам, что из двух вертолетов один вовсе не вертолет, - потому что называется "геликоптер", покрашен не синей а зеленой в красный горошек краской, и чуть слабее мотором... Или что "фашизм" и "национал-социализм", это разные вещи, потому что у Муссолини прозвали "дуче", а Гитлера "фюрер"; и потому что у Муссолнии шапка была с кисточкой, а у Гитлера были усы... Вы уже можете сделать о собеседнике некоторые выводы. -)