Чрезвычайно интересная и показательная история, о свободе слова, журналистской этике, и о том, как опасно то, что "общеизвестно".
.
В 1912ом году, во время трансатлантического рейса тонет "непотопляемый" суперлайнер Титаник. 1500 человек отправляются на дно. Общество в шоке. (Надо сказать, что корабль был отличный, и погубила его совокупность факторов, но речь не об этом).
.
Компания судостроитель - "Харланд энд Вулф", и компания-владелец - "Уайт Стар Лайн", оказываются в щекотливом положении: Мало того, что непотопляемый лайнер утоп, так он - собака - еще и развалился при этом на части. Это уже совсем позорно, - ведь обыватель не будет разбираться, что и как. Для обывателя это просто показатель, что корабль был хрупким, и ненадежным. А ведь у Титаника уже есть два брата-близнеца - Олимпик и Британик. Один бороздит моря, а второй строится. И вряд ли теперь на них народ будет брать билеты с великой охотой. С тем что корабль утонул, уже ничего не поделаешь, спишем это на совпадение трагических случайностей, но вот с тем, что он развалился, надо что-то делать.
.
Идет двойное публичное разбирательство, - в Британии и США. Большое количество выживших при катастрофе, говорят, что лайнер развалился надвое у них на глазах. Но комиссия их "не слышит". Второй помощник капитана, Чарльз Лайтоллер, который во время катастрофы призывал людей плыть к отвалившейся корме, надеясь, что она останется на плаву, - теперь перед комиссией говорит, что корабль - да - тонул - но очень твердо и основательно, - одним целым. Британские и американские газеты, которые по первым опросам очевидцев рисовали передовицы с развалившимся надвое кораблем, - теперь хором рисуют, как он целиком гордо уходит в морскую пучину. Буквально несколько месяцев - и всем уже "общеизвестно", - как тонул Титаник. Выживших никто не слушает.
.
На основе общеизвестного начинают снимать фильмы. Корабль тонет одним целым. Ученые делают расчет, как корабль мог погружаться на дно - одним целым. В 1982ом году на очередной встрече общества выживших Титаника, бодрая 70-летняя бабуля, которая выжила при катастрофе девочкой в возрасте 12ти лет, была приглашена на сцену, чтоб рассказать о эпохальном событии. Бабуля живо повествует, как её усадили на шлюпку, а затем, корабль с ужасным треском переломился надвое. Ведущий вечера ласково но твердо отнимает у бабули микрофон, и начинает выпихивать её со сцены. Мол, что же вы, мамаша, головку-то не сберегаете? Ведь всем известно, что корабль ушел на дно целиком. Какой там разлом?.. Понятно, что ведущий смотревший множество фильмов и книг о Титанике, знает как все было лучше очевидца. Ведь это "общеизвестно".
.
В 1985ом году подводный исследователь Роберт Баллард наконец добирается до останков Титаника на дне, и с большим удивлением обнаруживает, - что корабль расколот на две половины.. Газеты наперебой публикуют эту сенсацию. Все крайне удивлены, - почему никто из свидетелей не заметил как огромный корабль развалился у них на глазах? Вот загадка...
.
Загадка между тем разрешается просто. Управляющий британской компанией Роберт Исмей имел немалые связи в британском правительстве. А купивший к тому времени компанию американский миллионер Джон Морган, вообще вертел американское правительство на известном месте. Естественно, что вместе с правительством, миллионер вертел на известном месте и большинство крупных газет. В нужное время с помощью СМИ была создана именно такая картина, которая была нужна крупному капиталу.
.
И это все, что мы можем сказать о британской и американской "независимой прессе", и "общеизвестных вещах".