Соколов Виктор Олегович : другие произведения.

01 Ненулевая сумма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Неожиданные последствия научного эксперимента

  - Откуда у вас ЭТО???
  Главный монтажер киностудии "Мэджиквижн" Сергей Поляков отвернулся от панорамного монитора и в упор посмотрел на продюсера. Нейл Харрис старательно сохранял невозмутимый вид. Поляков был настоящей находкой для кинокомпании. Обладая гибким мышлением и золотыми руками, он мог найти выход практически из любой, на первый взгляд тупиковой, ситуации. Но в этот раз в его голосе зазвучали такие нотки, что Харрису стало не по себе.
  - Может быть расскажешь, что не так?
  - Да все не так! - Поляков откинулся в кресле. - Вы принесли мне эту запись и попросили покрасить, правильно?
  - Ну да, - удивленно ответил Харрис. - обычное же дело.
  - Не в этот раз. Это какое-то заколдованное видео. Ничего его не берет! - В голосе Полякова явно зазвучала истерика. - Так не бывает! Я ничего не могу понять!
  - Так, подожди - профессионально-успокаивающим голосом остановил его Харрис. Давай по порядку.
  - По порядку? Окей! - Поляков нервно хихикнул и повернулся к монитору. - Смотри внимательно.
  В мониторе покачивал ветками черно-белый лес.
  - Обычно я пропускаю картинку через нейросеть, - начал Поляков. - она восстанавливает основные цвета. Потом остается немного подчистить, подкрасить и готово. В этот раз я так и сделал.
  - И что?
  - И то! - Поляков махнул рукой в сторону экрана. - Это покрашенное видео! Вот так!
  - Нейросеть не работает?
  - Я тоже сначала так подумал. Но вот какая штука... - пальцы Полякова забегали по клавиатуре - на нем не работает ни один фильтр! Сейчас я меняю черный цвет на красный. Вот!
  Черно-белые деревья продолжали меланхолично покачиваться.
  - Я уже подумал, что что-то случилось с аппаратурой. Взял камеру, пошел на улицу и немного поснимал в монохроме. Потом запустил стандартную обработку. Все работает.
  В помещении повисла неловкая пауза.
  - А самое интересное я оставил на сладкое! - зловещим голосом прошипел Поляков. - чтобы исключить вариант защиты видео я переснял монитор. Потом пораскрашивал результат. Вот он!
  На экране появилась монтажная студия, переливающаяся всеми цветами радуги. С черно-белым лесом в мониторе. Харрис нервно сглотнул.
  - Я еще одну штуку заметил, - устало продолжил Сергей. - я вот кручу настройки монитора, а этот долбанный лес как был серый, так и остается. Я первый раз такое вижу. Откуда это видео?
  Харрис лихорадочно размышлял. Такого оборота событий он явно не ожидал.
  - А хотите, - видя заминку продюсера, вкрадчиво начал Поляков, - я озвучу вслух свои мысли? Если факты не вписываются в картину мира - надо искать ответ вне этой картины. Видео из параллельного мира? Подарок от инопланетян? А может быть...
  - Ладно! - принял решение Харрис. - Поехали. Ты и так залез в это дело дальше некуда, хуже уже не будет. Лучше сам все расскажешь.
  - Сам расскажу? Кому? - опешил Поляков.
  - Профессору Андерсену. - Харрис решительно встал. - Поехали.
  
  Андерсен сидел, как и подобало ученому, в сверх меры захламленном кабинете на втором этаже старой электростанции. Пыльные окна и обилие разных непонятных приборов гармонично дополняли картину. Профессору, по мнению Полякова, не хватало только одной маленькой детали, чтобы выглядеть как классическому ученому из комиксов. Не хватало легкого безумия в глазах. Вместо него в глазах читалась огромная усталость и какая-то обреченность.
  
  - Честно говоря, - задумчиво начал профессор, внимательно выслушав Сергея, - я ожидал чего-то подобного. Вы должны понимать, что эта область еще никем всерьез не изучалась, и результаты могут быть самыми... неожиданными.
  - Ожидали? - напрягся Поляков, - о чем Вы говорите?
  - А, - спохватился Андерсен, - Вы же ничего еще не знаете. Простите. Я должен был объяснить. Это запись из прошлого.
  - Но, профессор, - удивился Поляков, - я не понимаю. Что такого необычного в старых материалах...
  - Молодой человек, вы меня не поняли. - Профессор снял очки и посмотрел в глаза Сергею. - камера была отправлена на 10 лет в прошлое и затем возвращена обратно.
  - Но это же... - Поляков запнулся.
  - Да. Мы создали машину времени.
  
  Харрис не зря занимал должность продюсера студии. Кроме великолепного чутья на возможную прибыль он обладал незаменимым качеством - умением предвидеть трудности. Он чувствовал малейшие изменения в настроениях коллектива и предотвращал проблемы задолго до их возникновения. Естественно, он очень хорошо научился разбираться в людях.
  А сейчас Харрис внимательно смотрел на Полякова и не переставал удивляться. Режиссер монтажа был полностью поглощен разговором с профессором, причем оба использовали такую терминологию, что Харрис понимал от силы треть.
  - Изначально нашей целью было изучение гравитации, - сцепив пальцы, рассказывал Андерсен, - мы экспериментировали с потоками частиц в электромагнитном поле. Несколько лет назад я случайно наткнулся на весьма интересную научную работу, автор вывел очень любопытные следствия из обычной перенормировки Фейнмана. - Поляков бросил быстрый взгляд на Андерсена. - В идеале мы пытались создать уравновешенную гравитационную зону, это здорово экономило энергию. Ну, вы же понимаете - зона повышенной гравитации уравновешивает зону пониженной.
  - Извините, профессор, - перебил его Поляков, - но почему такое исследование вы проводите... в такой...- Убогой лаборатории? - бледно улыбнулся Андерсен, - Видите ли, в научных кругах сейчас творится такое... В общем, когда я официально выступил со своей теорией, меня засмеяли и никакого финансирования я не получил. Поймите меня правильно, моя теория тянула на Нобелевскую премию! И, честно говоря, очень хотелось отомстить этим клоунам. Поэтому я взял в местном банке кредит, снял в аренду эту забытую богом электростанцию и взял на работу нескольких молодых многообещающих физиков.
  Мы собрали испытательный стенд...
  
  Обосноваться Андерсен решил на окраине Детройта. После нефтяного кризиса 73-го года и последующего упадка от промышленной зоны осталось лишь название. Здания стояли пустыми, уцелевшие цеха были безнадежно разграблены.
  Устаревшая дизельная электростанция не функционировала уже давно, но оборудование, по счастливой случайности, не заинтересовало мародеров. Топливные танки, конечно, стояли сухими, но тяжелые генераторные установки, преобразователи тока, радиаторы - все оказалось в рабочем состоянии. Исправным оказался даже тяжелый вспомогательный кран, ползающий под потолком главного машинного зала.
  Здесь и решили собирать установку. Всю необходимую технику уже привезли и распаковали, теперь посреди помещения находились две круглые платформы, опутанные проводами. Внутри угадывались огромные катушки (на свалке нашлись два списанных гидрогенератора в плачевном состоянии, и профессор приобрел их почти даром). К огромным преобразователям тока в углу по полу тянулись силовые кабели толщиной в руку. В другом углу собрали панель управления установкой.
  Стоя в стороне, профессор наблюдал за работой ассистентов. Чумазые "многообещающие физики" в грязных комбинезонах с энтузиазмом тянули резервный силовой кабель.
  Андерсен был в восторге от своих ассистентов. Сложно было представить, что такие разные люди составят настолько эффективную команду. Оба с отличием закончили МИТ. Бесстрастный Рамон прекрасно разбирался в высоковольтной технике и тензорном исчислении. Пухлый весельчак Джексон имел научную степень в области теории поля, а на досуге собирал электронные приборы. Их увлечения оказались незаменимы.
  
  Почти неделю они вместе с профессором провели на городской свалке, копаясь в грудах проводов, мертвых телевизорах и покрытого ржавчиной металла. Недостающие детали, а также измерительную технику профессор, чтобы не привлекать внимания, купил на местном интернет-аукционе.
  Через неделю установка была полностью собрана. В обе платформы встроили автоматические весы, все оборудование было подключено к центральному самописцу (Андерсен категорически отверг идею регистрации результатов компьютером, хотя в результате согласился на компромисс и подключил его как резервную систему). Лаборанты наконец-то приняли подобающий ученым вид и переоделись в белые халаты. Начинались испытания.
  
  - Я до сих пор удивляюсь, как мог так ошибаться - задумчиво сказал Андерсен, - но тогда я и мысли не допускал, что что-то пойдет не так. Установка работала как часы! Вот, кстати, полюбуйтесь.
  Профессор достал из папки фотографию и протянул Полякову. Тот вопросительно посмотрел на Харриса.
  - Я ее уже видел, - развел руками Харрис, но я в этом ничего не понимаю.
  На фотографии была видна испытательная установка, в огромных стеклянных колбах застыли белесые смерчи. Поляков задумчиво вернул фото профессору.
  - Туманная камера?
  - Представляете себе, да! Моя талантливая молодежь сделала мне такой вот своеобразный сюрприз. Раздобыли где-то колбы от промышленных аккумуляторов, изопропиловый спирт... Красиво же?
  - Очень красиво! - честно признался Поляков. А охлаждение?
  - Сухой лед. Да только без толку вся эта красота! - мрачно подытожил профессор. - Я вам не буду показывать распечатки экспериментов. Все равно ничего не вышло. Как мы не меняли параметры излучения и полей, никакого изменения гравитации не было зарегистрировано. А ведь точность весов - тысячная грамма! Обидно, правда?
  - Обидно. - согласился Поляков. А что по поводу видеозаписи?
  - Видеозапись? Аааа, всего лишь неожиданный побочный эффект эксперимента.
  - Ничего себе "побочный эффект"! - поперхнулся от удивления Сергей. - "всего лишь" машина времени?
  - Если бы... - Вздохнул тихо сидевший в кресле Харрис. - Профессор, рассказывайте дальше. Ему можно.
  
  - Ну отлично! - пробурчал кубинец Рамон, когда дым немного рассеялся. - Профессор, мы сожгли трансформатор. Какая была нагрузка?
  - Сто двадцать процентов от расчетной... стойте! - Из-за контрольного пульта выскочил Джексон с полосой бумаги. - Самописец! Профессор, смотрите!
  Андерсен с удивлением уставился на ленту самописца. Прибор был подключен к весам на обеих платформах и фиксировал вес двух одинаковых платиновых гирек. К глубокому разочарованию профессора и обоих лаборантов, каждый день перья прибора уныло ползли, вычерчивая прямую линию. Но сейчас на графике были видны два глубоких провала.
  - А вот это странно! Самописец не отключался, когда сработали предохранители?
  - Профессор! - обиделся Джексон, - он же подключен к отдельной линии питания! Вот на такой вот случай.
  - Тогда ничего не понимаю. - Андерсен снял очки и потер глаза. - Почему оба графика одинаковы? Вы ничего не напутали, когда подключали аппаратуру?
  - Проверяли десять раз! - проворчал из-за трансформатора Рамон. - И Вы, профессор, тоже проверяли.
  - Какая скорость записи графика?
  - Одна десятая секунды! - тут же отрапортовал жизнерадостный Джексон. Наконец-то что-то произошло! - Провал совпадает с подачей питания. Полсекунды.
  - А потом сгорел трансформатор. - опять высунулся Рамон.
  - Уберись обратно! - приказал профессор. - Кажется, нам будет нужна дополнительная мощность.
  
  - Итак. - Андерсен задумчиво ходил по кабинету. - Мы имеем одновременную полную потерю веса объектов. Какие есть мысли?
  - Это не антигравитация. - уверенно сказал Джексон. - Это что-то другое. Только что?
  - У меня идея. - поднял голову Рамон. - Может быть запишем эксперимент на видео? В замедлении. Потом посмотрим...
  - И что это даст?
  - Не знаю. Просто предчувствие. Других-то вариантов нет. Профессор?
  - Я привезу камеры. - поднялся со стула Джексон.
  
  
  Андерсен еще раз осмотрел установку. Все было на своих местах. Вместе с профессором ассистенты установили дополнительное охлаждение и усилили мощность энергоустановки в два раза. Этого, по расчетам профессора, должно было хватить. Перед платформами стояли видеокамеры. Еще раз проверив их настройку, Андерсен кивнул и отошел за защитный экран.
  - Готовы? Начинаем.
  - Испытание 156, параллельное. - забубнил в диктофон Джексон.- Мощность 15 мегаватт. Поле 5 мегатесла. Длительность 5 секунд. - он выключил диктофон. - Отсчет! Три! Два! Один!
  Помещение потонуло в гуле трансформаторов, соленоиды под платформами затрещали. Запахло озоном.
  По платформам забегали голубые язычки коронных разрядов. Через пять секунд резко щелкнуло реле таймера и все стихло.
  - Есть результат, профессор! - Джексон радостно вынимал ленту из самописца. - Полная потеря веса на пять секунд.
  - И трансформаторы живы. - Отозвался Рамон. - Пошли смотреть кино.
  
  
  - Это точно никакая не анигравитация. - пробормотал Джексон. - Это чертовщина какая-то!
  - В кои веки я согласен с этим неучем. - подтвердил Рамон. Что тут вообще происходит?
  Они пересматривали видеозапись уже пятый раз. Не оставалось сомнений - на пять секунд обе гирьки исчезали.
  - И куда эти... - Джексон перехватил взгляд профессора - ... гирьки деваются? Кто-нибудь может сказать?
  - Мне кажется, - тщательно взвешивая каждое слово, начал Андерсен, что мы открыли телепортацию. Только я не могу понять, как это произошло и куда мы отправляем эти несчастные гирьки. И что хуже всего - мне не придумать, как это определить. Есть идеи?
  - А что, если... - Рамон задумался. - Если вместо гирек использовать миниатюрные видеокамеры? Мы хотя бы сможем понять, куда их выбрасывает.
  - А это мысль! - поддержал его Джексон. - Профессор, мы сейчас настолько отклонились от первоначальной линии, что любой экспериментальный способ будет приносить результаты.
  - Приносить результаты... - пробормотал Андерсен. - Разобраться бы потом с этими результатами! Вези свои камеры.
  
  
  Кажется я начинаю понимать. - пробормотал Поляков. - Вы посмотрели записи, и...
  И поняли, что никакой телепортации не происходит, - подхватил Андерсен. - Одна камера продолжала снимать лабораторию, вторая сняла какой-то серый туман.
  - Лаборатория оказалась черно-белой? - догадался Сергей.
  - Да. Но только на время работы установки. До и после картинка была цветной. Мы, честно говоря, сильно растерялись, но по счастливой случайности в кадр попали часы на стене.
  - Время не совпадало?
  - Совсем ненамного, но нам и этого хватило. Мы начали калибровать установку. Рамон повесил перед площадками часы с календарем и процесс начался. Оказалось, что массы перемещаемых объектов абсолютно не важны, требовалось только точное их совпадение. Кроме того, мы немного перестроили схему, сократив расход энергии и теперь можем отправить объект на 100 лет назад в прошлое. Ну а противовес, разумеется, попадет в будущее, хотя это и не важно.
  - Почему не важно? Что вы там увидели?
  - Да ничего мы там не увидели! Смысла нет говорить о том, чего не существует. - Раздраженно махнул рукой Андерсен. - Мы провели сотню экспериментов, результат один - камера из будущего приносит пустую серую картинку. Ей нечего снимать. Будущего нет, понимаете? Да, честно говоря, и от прошлого толку ноль.
  - Подождите! - Поляков встал и от волнения начал ходить по кабинету. - Почему ноль? Машина времени - это... А как же изучение прошлого? Профессор, вы должны были...
  - Прославиться. - подсказал из своего кресла Харрис. - Если бы все было так просто...
  - Вот именно! - грустно подтвердил Андерсен. - Все не так, как в книгах! Смею Вас разочаровать: пообщаться с морлоками вам не удастся. И про проект "Вечность" тоже можете забыть.
  - Профессор, расскажите ему про кошек - предложил Харрис. - и про идиота полковника.
  
  
  Держа под мышкой папку с золотым тиснением, Полковник Даллас с интересом рассматривал установку. Андерсен, в свою очередь, рассматривал полковника с любопытством энтомолога, открывшего новую разновидность таракана. Чувствовалось, что это уже не первый визит военных, и терпение ученых было на исходе.
  - Полковник, вы уверены, что это действительно необходимо? - мрачно поинтересовался профессор. - Я же уже объяснял Вам...
  - Профессор. - Полковник резко развернулся на каблуках и в упор посмотрел на Андерсена. - Давайте я еще раз объясню Вам ситуацию. Мне кажется, что Вы недооцениваете ее серьезность.
  - Слушаю вас внимательно. - Профессор выдержал взгляд военного.
  - В прошлом месяце вы опубликовали в журнале "Физика сегодня" статью... - Полковник заглянул в папку, -"побочные эффекты потока частиц в вихревых полях высокой мощности".
  - Да! - сорвался профессор. - ваши тупицы увидели ее, возбудились и начали...
  - Молчать! - полковник захлопнул папку. - и впредь постарайтесь меня не перебивать. - Андерсен мрачно засопел. - Я понимаю ваше раздражение, профессор, но постарайтесь понять и меня. Я отвечаю за весь сектор научных разработок стратегического значения. Я читал отчеты инспектора, и мне требуется разобраться в этом вопросе лично. Успокоились?
  - А что делать? - вздохнул профессор. - Задавайте уже свои вопросы. Надеюсь, вы хотя бы поймете, что вам говорят. Ваш инспектор...
  - Инспектор! - полковник ухмыльнулся. - а ему и не надо было ничего понимать. Он не физик. Он психолог.
  - Что? - возмутились все трое. - этот недоумок полдня...
  - Это он еще быстро справился. - миролюбиво ответил полковник. - обычно проверка благонадежности отнимает гораздо больше времени. И нервов тоже. - Полковник внимательно посмотрел на покрасневшего от злости Джексона. - Успокойтесь уже! Если бы не его рапорт, сейчас с вами разговаривал бы не я. И не здесь.
  Даллас прошелся по лаборатории, собираясь с мыслями.
  - Значит так. Чтобы не терять времени, я сейчас расскажу вам кое-какую информацию. Информация секретная, но поможет вам понять всю серьезность положения. Готовы?
  Трое ученых внимательно смотрели на полковника.
  - Отлично. Итак: в отчете аналитической группы вашей установке был присвоен код "В". Вы знаете, какой код стратегической важности был у атомной бомбы?
  - Очень сложно догадаться! - буркнул Рамон. - "А", конечно. Букв в алфавите не так много осталось.
  - Ошибаетесь. - Полковник просверлил Рамона взглядом. - код "D".
  В помещении стало очень тихо.
   - Я надеюсь, - нарушил тишину Даллас, - что у вас хватит ума не пытаться выяснять, что такое код "А". Все равно информации об этом вы не найдете. А найдете вы неприятностей! - полковник повысил голос, - в большом количестве. Я доступно выражаюсь?
  Рамон под взглядом полковника уменьшился примерно на треть. Выдержав достаточную паузу, полковник снова повернулся к Андерсену. Рамон вздохнул и переглянулся с Джексоном.
  - Так вот. - продолжил полковник, - атомная бомба- слишком радикальное решение. Загрязнение, радиоактивные осадки... Сейчас война другая. Ответьте мне - зачем стирать с лица земли страну, которую можно захватить без применения оружия?
  Ученые насторожились.
  - Допустим, - продолжал полковник, - есть некая страна. Неважно какая. Нам необходимо поставить у власти своего человека. Революция, переворот - это дорого и не всегда эффективно. Гораздо проще послать в прошлое агента, который в нужный момент... - полковник на секунду замялся, - ...устранит лидера. Теперь вы понимаете, какие открываются перспективы? Насколько важно для страны ваше открытие?
  - А ведь можно сделать еще лучше! - неожиданно подхватил профессор, - отправить в прошлое наблюдателей, которые будут собирать необходимую информацию. А вычислительная машина найдет ключевой момент изменения истории, и достаточно будет лишь небольшого...
  - Да! - воодушевился Даллас, - Мы можем предоставить любые вычислительные мощности! Мы располагаем...
  - Всем, кроме мозгов. - закончил за него Андерсен. - Неудобно это говорить, но вам, полковник, вместо игр в солдатики следовало читать побольше книг. Простите.
  Полковник обернулся на странные звуки. Рамон с Джексоном отчаянно пытались скрыть смех.
  - Если с патриотическими лекциями покончено, - предложил профессор, - может пора переходить к делу?
  
  Тишину нарушало лишь равномерное пощелкивание тяжелого изотопного хронометра.
  
  - Хорошо. - медленно произнес Даллас. - давайте начнем по порядку.
  - Пойдемте в кабинет. - устало предложил Андерсен.
  
  
  Смотрите, полковник: - в роли лектора выступал Джексон, - выполняется синхронный переброс двух объектов на одинаковый интервал времени. В момент переброски вокруг объектов образуется зона искривленного пространства, мы назвали ее хронококоном. Проницаемость для звуковых волн - нулевая. Проницаемость света односторонняя.
   - В смысле "односторонняя"? - заинтересовался Даллас.
  - Из него видно все вокруг, сам кокон и его содержимое невидимы. - пояснил Джексон. - Мы сами удивились, когда увидели себя на очередной тестовой записи. Более того, Рамон тогда регулировал подсветку и с ногами забрался на платформу.
  - И что?
  - И ничего. Хронококон инертен, понимаете? - включился в разговор профессор. - Он не взаимодействует с окружающим миром, хоть отправь его в середину скалы. Никакого выброса энергии при пересечении хронолиний не происходит. Взрыва не будет. - он внимательно посмотрел на полковника. - Расстроились, да?
  - Ну как вам сказать... - полковник сделал несколько пометок в документе. - Я все-таки надеюсь на прямой эффект, не на побочные. Вы сказали про полную невидимость наблюдателя. Его точно невозможно определить? Электромагнитное излучение? Тепловое?
  - Абсолютно никакого излучения! - ответил Рамон. - Мы проверяли во всех спектрах. Возможно, можно зарегистрировать небольшое гравитационное искажение...
  - Тааак. - Даллас сделал очередную пометку. - а физическим расположением объекта можно управлять? Ну, например, чтобы он оказался не просто в 2000 году, а на высоте 10 метров по указанным координатам?
  - Вот тут мы ничего не смогли сделать - развел руками Андерсен. - объект жестко привязан к локальным координатам установки. Я немало времени потратил, чтобы понять этот феномен.
  - А в чем феномен? - Поинтересовался Даллас.
  - А вы задумывались, с какой скоростью земля движется в космосе? - поднял глаза Андерсен. - каждый час мы перемещаемся на сто тысяч километров. Добавьте сюда вращение Земли и движение галактики... Это уже крайне сложная задача! Феномен в том, что объект сохраняет координаты установки относительно земли! Я предполагаю, что хронококон каким-то образом взаимодействует с магнитным полем планеты... Не знаю.
  - Понятно, - полковник сделал очередную пометку, - жаль. Хотя с другой стороны... Профессор, как Вы считаете, этот вопрос можно решить?
  - Что Вы задумали? - поинтересовался Андерсен. - Зачем вам это?
  - Вы смеетесь? - полковник выглядел потрясенным. - Это же идеальная система разведки! Невидимая, недоступная для систем слежения! Да просто отправка нескольких автоматических камер в нужное время и место решит исход любой операции!
  - А, понятно. - Андерсен ухмыльнулся. - Я вас сейчас сильно расстрою, полковник, но из этой идеи ничего не выйдет. Законы физики, увы, не обойдешь.
  - Может поясните? - Даллас начал заметно нервничать. - Что вы имеете в виду?
  - В общем дело обстоит так, - начал Джексон, - когда мы изучали материалы, которые камеры записывали в прошлом, мы обратили внимание на очень странную деталь. Некоторые объекты на видео были размыты и совершенно не читались. Причем чем дальше мы отправляли камеру, тем больше такого брака получали. Мы поначалу списали их на недостатки камер.
  - А потом мы забрались в тот период, когда города еще не было - подхватил Рамон, - и видео оттуда неожиданно оказалось идеальным. Получалось, что камеры здесь не при чем, брак создает какой-то неизвестный фактор.
  - У меня была пара догадок на этот счет, - улыбнулся Андерсен, мы решили проверить их экспериментально.
  
  - Да, рисовать нужно вот тут! - Андерсен еще раз посмотрел в видоискатель. - Запомнили? Я не должен знать, кто из вас это делает!
  - Понятно, понятно. - проворчал Рамон. Выбор-то небогатый.
  - Но он есть. - отрезал Андерсен. - у вас десять минут, развлекайтесь. - Дверь за ним закрылась.
  - Ну чего? - поинтересовался Джексон. - Ты или я? Кинем монету?
  - Да рисуй уже, - поморщился Рамон, - я хочу понять, что задумал шеф.
  Джексон взял в руки мелок, вошел в кадр и старательно вывел на стене греческую букву "лямбда".
  - Я все-таки МИТ закончил! - виновато объяснил он Рамону. - давно руки чесались.
  - Проваливай из кадра. - Рамон выключил камеру и вынул накопитель. - Монтировку не забудь.
  
  - Ну что? - Андерсен довольно потер руки. - давайте еще раз посмотрим.
  - Запись номер один! - Джексон щелкнул по ярлычку. - До контрольного просмотра.
  На экране появилась лаборатория. Мутное серое пятно поплыло вдоль стены.
  - Запись номер два! Контрольная запись извлечена и просмотрена.
  На экране Джексон старательно рисовал мелом закорючку. Рамон покосился на Андерсена.
  - Именно так, как я и предполагал. - довольным голосом провозгласил профессор. - Поздравляю, коллеги! Мы создали самую бесполезную машину времени.
  
  
  - Вы хотите мне сказать... - начал полковник.
  - Да! Вы не сможете получить важную информацию из прошлого. Сумма ценности полученной информации всегда равна нулю. Понимаете?
  Полковник изумленно уставился на профессора.
  - Именно так. - продолжил Андерсен. - Вы можете увидеть что-то важное для вас, только если вы и так это уже знаете. Правило нулевой суммы - следствие принципа неопределенности Гейзенберга. Ставьте уже отметку в своей бумажке и продолжим.
  - Осталось только одно, - задумчиво ответил полковник. - вы экспериментировали с живыми существами?
  - Да! - мрачно ответил Андерсен. - Поверьте мне, ничего хорошего из этой затеи не выйдет.
  - Мне нужны подробности. - полковник внимательно следил за учеными. - Что там у вас произошло?
  - Да ничего такого не произошло, - грустно ответил Джексон. - Кошек жалко.
  - Кошек? - изумился полковник. - А почему именно...
  - Да когда мы поселились на этой фабрике, их тут было видимо-невидимо, - ухмыльнулся Рамон. - Мы поначалу всех выгнали, но они со временем начали пробираться обратно. Вот мы и решили...
  - Понимаете, полковник, - Андерсен поднял глаза, - тот же закон нулевой суммы действует и на животных. Что, по-вашему, происходит с изображениями камер? Мозг такого вмешательства перенести уже не может.
  - Животные из будущего погибают сразу, - добавил Джексон. - А из прошлого...
  - Не сразу. - закончил за него Рамон. И это отвратительное зрелище. Поверьте.
  - Нельзя просто стереть часть увиденного, не повредив при этом остальные нейронные связи, - пояснил Андерсен. - животное еще некоторое время живет, но это уже не жизнь.
  - Вы проводили вскрытие? - поинтересовался Даллас. Какой результат?
  - Физически мозг не поврежден. - ответил Джексон. - Никаких кровоизлияний, никаких признаков внешнего воздействия. Мы даже просветили одну кошку томографом.
  - Только кошкам от этого не легче. - пробормотал Рамон.
  - Понятно. - Полковник решительно поднялся со стула. - Профессор, вы обещали повторить эксперимент. Вы готовы?
  - Если после этого вы наконец оставите меня в покое - да! - Андерсен тоже поднялся из-за стола.
  
  В этот раз платформы были окружены невысокими сетчатыми бортиками. На платформах сидели две тощие помойные кошки. По их флегматичному поведению было видно, что они давно уже привыкли к подобным спецэффектам и совершенно не боялись.
  Полковник вместе с профессором заняли место за защитным экраном.
  - Испытание 354, параллельное! - Объявил из-за приборной панели Джексон. - Дистанция десять лет! Длительность пять секунд! Отсчет! Три! Два! Один!
  Когда гул трансформаторов стих, Даллас осторожно выглянул из-за защитного экрана.
  - Вот ваши результаты! - с отвращением глядя на полковника, Андерсен показал на установку. - Любуйтесь.
  Полковник подошел поближе и содрогнулся. Кошка справа уже заканчивала биться в судорогах, но полковник даже не обратил на нее внимание. Как завороженный, он не отрываясь смотрел на существо, ползающее по левой платформе. Вывернувшись немыслимой дугой, животное слабо скребло пол левой лапой. Глаза смотрели в разные стороны, правый глаз хаотично шевелился. Хвост извивался подобно змее. Животное издавало прерывистые звуки, больше всего напоминающие хриплый плач. Полковнику стало дурно.
  - Хватит! - сдерживая тошноту, прохрипел Даллас. - Сделайте же что-то с этим!
  Рамон подскочил к платформе и аккуратно сделал несчастному животному инъекцию.
  - Ну, полковник? - ядовито поинтересовался Андерсен, когда кошка затихла. - Как вам шоу? Довольны?
  - Боюсь, этого недостаточно. - к Далалсу уже вернулось самообладание. - Нужно отправить в прошлое человека.
  - Чтооооооо? - профессор часто заморгал. Ассистенты вытаращили глаза.
  - Вы не ослышались. Когда вы будете готовы?
  - Полковник, вы в своем уме? - поинтересовался Рамон. - Вы же только что видели последствия.
  - Это приказ! - заорал Даллас. - страна...
  - Вы. Приказываете. Мне? - выделяя каждое слово, спросил Андерсен. - Мне, гражданскому лицу? - Внезапно профессор резко успокоился, - Ну если вы приказываете... - взгляд профессора стал очень нехорошим, - Рамон, у нас сколько балласта?
  - Килограмм двести еще осталось, - ответил озадаченный Рамон. - и кирпичей еще полно.
  - Очень хорошо. Полковник, будьте любезны встать вот сюда.
  - А что это? - полковник встал на небольшую платформу в углу.
  - Обычные весы. Нам же нужно уравновесить вас, когда вы полетите в свое прошлое!
  - Что? - Даллас отскочил от весов, как будто у них выросли зубы. - Вы с ума сошли?
  - Что не так, полковник? - нехорошо ухмыляясь, Андерсен в упор смотрел на побледневшего Далласа. - А как же слава, страна, стратегические открытия, о которых мы слушаем уже целый день? Что же вы? Покажите пример!
  Полковник затравленно огляделся. Лица окруживших его ученых не обещали ничего хорошего. Даллас лихорадочно взвешивал свои шансы.
  - Понятно. - вздохнул профессор, посмотрев на весы. - Рамон, 82 килограмма 231 грамм.
  - Стойте! - не выдержал Даллас. - Оставьте меня в покое!
  - Вот это сейчас было смешно, - пробормотал Рамон, пряча за спину тяжелый гаечный ключ.
  
  - Вы понимаете, что значит резолюция "неперспективно для нужд государства"? - поинтересовался полковник, обернувшись в дверях. - Забудьте про любые государственные субсидии.
  Дверь со скрипом закрылась. Ученые переглянулись.
  - Джентльмены! - Профессор оглядел поле боя и откашлялся. - Предлагаю напиться.
  
  
  - Я, кажется, начинаю понимать. - Поляков задумчиво смотрел на Андерсена. - И вы решили что-то сделать с полученными записями?
  - А что мне еще оставалось? - профессор посмотрел на Харриса. Тот неловко отвел взгляд. - Понятно.
  - Я эти вопросы не решаю, - вздохнул Харрис. - Вы же должны понимать, что мы просто ничего не сможем сделать с вашими съемками. Они несовместимы с нашей техникой!
  - А если снимать на пленку? - Поинтересовался профессор.
  - Вы себе просто не представляете, сколько это будет стоить! - Харрис выпучил глаза. - Аренда техники! Пленка! Специалисты!
  - Простите, - тихо сказал Поляков. - кроме нас больше вариантов нет?
  - Да перестаньте вы! - замахал руками Андерсен. - Не путайте науку и бизнес! Хотя деньги бы, конечно не помешали.
  - Я пас. - Встал из кресла Харрис. - Я сделал что мог. - он посмотрел на Сергея. - Поехали.
  - Ага. - Поляков нерешительно встал. - Профессор, ответите на пару вопросов? Я вот что не понимаю...
  - Конечно!- Профессор с неподдельным интересом уставился на Сергея. Тот глубоко задумался.
  - Почему видеозапись получается обесцвеченной? - наконец выпалил Поляков.
  - Хороший вопрос! - Профессор улыбнулся. - Вам как объяснить? С точки зрения физика или философа?
  - А что, если... Поляков запнулся. - Оба варианта?
  - Пожалуйста! - профессор удобно откинулся в кресле. - Как философ я могу объяснить это тем, что жизнь, как мы ее привыкли понимать, содержится только в настоящем. Все остальное мертво. Скажите мне, какие цвета могут быть в мертвом мире? Вот.
  - А как физик?
  - Не знаю! - профессор развел руками. - Это мой ответ как физика. Какие еще вопросы?
  - Эти ваши кошки, - начал Сергей, - почему они не пытались выскочить из хронококона наружу? Или он замкнут и из него не выбраться? Просто, ну вы понимаете, это же кошки!
  - Браво! - Профессор даже встал из-за стола. - Браво, молодой человек! Слушайте внимательно! - Профессор оперся руками о стол и в упор смотрел в глаза Сергею. - Хронопереход делится на три этапа. Первый - это отправка. Он нас не волнует. За ним идет этап накопления информации - объект в прошлом смотрит по сторонам и запоминает увиденное. Но ключевой момент - это возврат в настоящее время, именно тогда и происходит очистка недопустимых фрагментов памяти. Понимаете? Нулевая сумма! Так вот: как только объект увидел хоть немного - он обязан будет пройти третью точку. Именно в этот момент хронококон замыкается.
  - Я, кажется, понял, - пробормотал Поляков. - наверное, да. Подождите! - Внезапно спохватился он.- А что же теперь будет с вашим проектом?
  - А все уже, - махнул рукой Андерсен, - вариантов больше нет. Этот таракан с погонами все-таки сумел нам напоследок нагадить - банк отозвал кредит, и платить аренду мы больше не можем. В понедельник установка будет демонтирована.
  Поляков посмотрел на Харриса. Тот виновато смотрел в сторону.
  - Да не переживайте вы так! Мы все сделали, что могли. - профессор пожал мужчинам руки - кстати, очень приятно было познакомиться.
  
  
  
  - Ты не находишь это странным? - внезапно спросил Поляков. Уже десять минут, сидя в машине, Сергей молча смотрел в окно, и Харрис не сразу понял, о чем идет речь.
  - Что именно? В этой истории, мне кажется, странно все.
  - Да это видео... - Поляков снова задумался. - Понимаешь, мне не дает покоя одна мысль. Только не смейся.
  - Друг мой! - с чувством произнес Харрис. - Если бы хоть немного поработал на моем месте...
  - Ладно, ладно! - Сергей рассмеялся. - Тогда смотри. Почему мы обычно показываем прошлое в черо-белом цвете?
  - Ну как же... - Харрис вдруг задумался. - Наверное это намек на старые кинопленки. Черно-белая картинка ассоциируется у зрителя с архивной кинопленкой. Хотя я как-то и не задумывался. Привык уже.
  - Ага! - обрадовался Поляков. - Почему тогда траурные фото тоже обесцвечивают? Тут уже старая пленка уже не при чем. А?
  - Ну... - Харрис задумался еще глубже. - Потому что получается более грустно... Да нет, ерунду я говорю. Привыкли так уже. Подожди! - Харрис внимательно посмотрел на Полякова. - Что у тебя на уме?
  - Понимаешь... - Сергей смотрел в окно. - Странно как-то получается. Мы уже настолько привыкли к тому, что прошлое на экране обесцвечено, что нам в голову не приходит вопрос "почему так". И вот сейчас мы узнаем, что прошлое ДЕЙСТВИТЕЛЬНО черно-белое. Ты всерьез считаешь, что это совпадение?
  - Аааа... - Выдавил из себя Харрис. Вопрос Полякова поставил его в тупик. - И что?
  - Я считаю, - Сергей тщательно подбирал слова, - что автор этой идеи..
  - Черно-белой истории?
  - Да! Он не из головы это придумал! Он ВИДЕЛ!
  - Это вряд ли, - покачал головой Харрис. - профессор говорил, что это первый в истории эксперимент в данном направлении. Он бы знал.
  - Получается, - уточнил Поляков, - эти записи единственные? Еще кто-то их видел?
  - Ни в коем случае! - замотал головой Харрис. - Профессор просто помешан на секретности. Он и к нам-то обратился только потому, что его загнали в угол. Я думаю, что он готов был бы их съесть, лишь бы про них не пронюхала пресса. А что?
  - Да ничего. - Поляков снова отвернулся к окну. - Ничего особенного... - На его лице застыла крайняя задумчивость.
  
  
  - Нейл! Нейл! Проснитесь уже!
  Харрис с трудом разлепил глаза и сфокусировался на экране телефона.
  - Профессор! Что случилось?
  - Нейл, послушайте! - в голосе Андерсена звучала истерика. - Ваш сотрудник, этот русский...
  - Поляков?
  - Да! Когда вы видели его последний раз?
  - Когда? - Харрис окончательно проснулся. - Сегодня понедельник... В пятницу! Мы уехали от вас и я завез его домой... Что он натворил?
  - Понимаете, он... - Профессор осекся. - Мне кажется, Нейл, Вам лучше приехать.
  
  
  - Скажите, Харрис, что Вы можете рассказать о Полякове? - К приезду продюсера Андерсен уже окончательно успокоился. - Образование? Увлечения?
  - Ну... начал Харрис и вдруг с ужасом понял, что практически ничего не знает о казалось бы знакомом ему человеке. - Приехал из России, устроился к нам в киностудию... А! Увлекается фотографией, коллекционирует старые фотоаппараты, - Харрис вспомнил, как Поляков хвастался своей коллекцией, - да вроде и все...
  - А вот я узнал немного больше, - Андерсен достал из папки распечатку, - меня он сразу заинтересовал, и я позволил себе воспользоваться кое-какими связями. Вот, полюбуйтесь! - Он протянул бумагу.
  - Поляков Сергей, - начал читать Харрис. - 35 лет, Родился в Москве, закончил... Что???
  - Ага! - Ухмыльнулся Андерсен. - Ваш коллега имеет две ученые степени! По неорганической химии и теории поля! Вы читайте дальше!
  - Работал в институте ядерных исследований, город Дубна - брови Харриса поднимались все выше, - после конфликта с руководством был уволен...
  - Дальше, дальше! - поддержал его Андерсен.
  Опубликовал несколько научных работ, чем привлек внимание госбезопасности... Эмигрировал в США... - Харрис вопросительно посмотрел на профессора.
  - Там дальше список его работ, но я не буду Вас мучать, - улыбнулся профессор. - Для нас сейчас представляет интерес только последняя.
  - Частные следствия... - начал Харрис.
  - Перенормировки квантовой теории поля, - закончил за него Андерсен. - Знакомое название, правда? - Профессор достал из ящика стола пухлую брошюру. Читать предлагать не буду, очень специфическая работа.
  - Вы хотите сказать...
  - Да! Эта работа - теоретическая основа моего эксперимента. - Мужчины уставились друг на друга. Это он, а не я изобрел машину времен! - Профессор вздохнул. - Вы только подумайте! У нас перед носом сидел человек с интеллектуальным потенциалом Эйнштейна! И мы так бездарно его упустили!
  - Упустили? - Харрис нахмурился. - Как упустили? Что вообще произошло?
  Профессор встал из-за стола и подошел к пыльному окну.
  - Сегодня утром мне позвонили из банка, - глядя в пространство, начал он. - Мне сообщили, что с данного момента я являюсь владельцем счета и попросили подъехать оформить документы. Я, конечно, растерялся, но в банк решил съездить. - Профессор привычным жестом снял очки и потер глаза. - Банк выполнил инструкцию, заверенную при открытии счета. Сегодня, в 8 утра право распоряжения финансами полностью перешло ко мне.
  - Интересно, - заметил Харрис. - Поздравляю. И...
  - Когда мне распечатали баланс, - продолжил Андерсен, - я решил, что это шутка или ошибка. Столько нулей... Такого просто не могло быть! А вот потом...
  - Что потом?
  - К счету прилагалось письмо. Конверт был пустой... почти. Вот, посмотрите.
  На листке бумаги была написано математическое выражение  []. Харрис остолбенел.
  - Вы поняли, да? - Андерсен улыбнулся. - У него получилось! Я, разумеется, сразу помчался в лабораторию. И нашел на столе вот это. - Профессор протянул Харрису потрепанный журнал "Тайм" с жирной библиотечной печатью. - Коллекционировал фотоаппараты, говорите? Да еще и химик!
  Харрис дрожащими руками держал журнал 1961 года. С обложки с броским заголовком "революция в фотографии" жизнерадостно смотрел Поляков.
  - Очень сообразительный молодой человек! - одобрительно заметил профессор. - Я знал, что он догадается.
  - О чем догадается? - простонал Харрис.
  - Как покинуть хронополе, разумеется! - Андерсен внимательно смотрел на Харриса. - Я дал ему единственную подсказку, и вот...
  - Так это все-таки возможно? - задохнулся Харрис. - Но почему Вы...
  - Рассказываю сейчас Вам? - профессор улыбнулся. - а что Вы сделаете с этой информацией? Установка уже частично там, где ей и место - на свалке! И остальное скоро окажется там же. - Андерсен показал в окно. -Видите вот ту бочку?
  Харрис на негнущихся ногах подошел к окну. Из железной бочки поднимался легкий дымок.
  - Это Рамон сжигает документы и видеозаписи, - пояснил профессор, - хватит этого баловства. Ваш Поляков обеспечил нас такой суммой, что мы сможем обустроить себе современную лабораторию и всерьез заняться гравитацией. Разумеется, это будет не в США - добавил он после паузы.
  - Ваш Поляков... - пробормотал Харрис. - Подождите! А как же... Вы же сами говорили, что в прошлом нет жизни? Что именно поэтому оно...
  - Оно такое для наблюдателя, - объяснил Андерсен. - Пока наблюдатель находится в хронополе, он принадлежит "настоящему". Но стоит ему покинуть хронококон - прошлое становится для него новым "настоящим", полноценной жизнью.
  - Вот! - вспомнил Харрис. - Вы же сами говорили, что хронококон нельзя покинуть! Как же тогда...
  - Вся хитрость здесь в информации, - улыбнулся Андерсен. - нулевая сумма, помните? Сделайте так, чтобы сумма с самого начала была нулевой и хронополе вас не задержит! Это так просто!
  Харрис был готов заплакать. - Вы еще не поняли? - Профессор положил руку Харрису на плечо. - Нужно просто закрыть глаза.
Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"