Соколова Алла Леонидовна : другие произведения.

Свадьба. Часть 1. Свадебные чины

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Главы из книги "Традиции русской народной свадьбы" А. Соколовой

  Вступительное слово
  Нужно ли нам, людям XXI столетия, знать старинные русские свадебные обычаи? Жизнь показывает, что да, даже если жених и невеста планируют свадьбу по современным стандартам. Это становится очевидным, стоит только послушать разговоры невест с подружками или зайти на один из многочисленных сетевых свадебных форумов. Многих интересует, как родители должны благословлять на брак, во что одеть подружек невесты, женатых или неженатых избирают свидетелями, обязательно ли кольца должны быть гладкими и одинаковыми, сколько экипажей включить в свадебный поезд, в какое время ехать в ЗАГС... В народной традиции есть исчерпывающие рекомендации на этот счёт. И это неудивительно, ведь многие обряды и приметы современной русской свадьбы пришли к нам из прошлого.
  
  Отрадно, что всегда есть пары, которые осознанно хотят провести свою свадьбу по русскому народному обычаю. Да, народные обряды "на любовь", "на счастье" и правда действуют! Как минимум, пару послесвадебных месяцев вы будете во власти этих ощущений - это и есть тот позитивный программный код, кирпичик, который ляжет в будущее здание вашей счастливой и крепкой семьи.
  
  Свадебные чины
  Свадебный чин - это должность, которая обязывала человека выполнять определённые функции на свадьбе. Наименование чина, а также функции конкретного персонажа варьировались в зависимости от локальных свадебных традиций.
  
  Представим вариант обобщённого взгляда на основные роли участников праздника.
  
  Жених и невеста, их родители (эти роли будут проясняться по ходу чтения книги).
  
  Тысяцкий, свадебный генерал, старший сват, большой боярин - считался первым свадебным чином. В старину на эту роль приглашали уважаемого и счастливого в браке мужчину, избираемого, как правило, со стороны жениха. Он был ответственным за общий порядок, являлся административным распорядителем, а фактически всё время был с женихом и поддерживал его. Именно тысяцкий чаще всего проводил народные обряды соединения жениха и невесты.
  
  Дружко (дружка),дружко больший - важнейшая должность, своего рода ведущий. Он был ответственен за духовно-волшебную составляющую свадьбы, помогал правильно провести обряды.
  
  Не нужно путать дружку с холостым другом жениха. Последний часто назывался поддружьем, но в некоторых областях России (например, в традиции западнорусской свадьбы) также звался дружкой, что иногда создаёт путаницу. Вот как об этом писал В. И. Даль: "Где бывает по двое и более дружек, из холостых, там это помощники и прислужники".
  
  А вот как В. И. Даль описывал главного дружку: "Женатый молодец, главный распорядитель, бойкий, знающий весь обряд, говорун, общий увеселитель и затейник; он же уводит и ночью стережёт молодых; ему помощник поддружье и третьяк. В Сибири дружка самое почётное свадебное лицо, дока, знахарь, который отводит всякую порчу".
  
  На Русском Севере дружку ещё называли вежливец (от слова "ведать") - действительно, ведовство (магия) было важной частью его функций, он исполнял обязанности колдуна: оберегал свадебный поезд и молодую пару, читал заговоры. Часто дружко имел при себе красиво украшенную плеть (реже посох), с помощью которой крестил поезд и дорогу в начале и в конце пути. Плетью он был обязан ударить по месту, на которое сядут молодые во время пира, бил ею по дверям в доме жениха, а также по брачной постели.
  
  Избираться дружка мог как из родни жениха, так и из родни невесты (бывало, но редко), но чаще не был родственником, а являлся просто известным в округе уважаемым человеком, не принадлежавшим ни одной из сторон свадьбы. Нейтральный характер этой должности выражался в следующих функциях:
  
  нередко накануне свадьбы дружко приглашал гостей от имени и невесты, и жениха;
  свадебным утром дружка помогал жениху пройти подготовительные предсвадебные ритуалы, затем ехал к родне невесты - узнать, всё ли готово к выкупу, и снова возвращался к жениху, чтобы помочь поезду благополучно добраться до дома невесты;
  дружка следил за всеми обрядами, даже за самыми интимными. Если дружко был вежливцем, его могли пригласить в баню, где парилась перед свадьбой невеста, чтобы он провёл очистительные обряды, и никто не считал зазорным, что они оба там были нагими.11 А после брачной ночи (по сведениям "Домостроя") невеста, простоволосая и одетая только в халат на голое тело и шубу, звала дружку, чтобы он осмотрел её заранее приготовленную сорочку (сама невеста при этом пряталась за ширмой).
  На некоторых свадьбах все магические функции поручались отдельному персонажу - вежливцу.
  
  Отличительным знаком дружки часто был рушник, перевязанный через плечо, либо два рушника через плечо крест-накрест.
  
  Обычно дружке платили деньгами и хлебом.
  
  
  
  Друг жениха, поддружье, дружко младший, боярин - магический заместитель жениха, а также помощник главного свадебного распорядителя. Он всегда находился неподалёку от новобрачного. Поддружье имел право участвовать в торге на выкупе вместо жениха (что особенно ярко проявлялось в западнорусских областях). В западнорусских регионах его отличительным знаком был венок из восковых цветов с красными лентами, приколотый к левой груди, в других землях - перевязанный через плечо рушник (прообраз современной ленты с надписью "свидетель").
  
  На заметку организаторам свадьбы
  
  Требования к выбору друга жениха (которого со времён СССР стали также звать "свидетель"): молодой, холостой, неразведённый, возможно, родственник жениха. Нельзя выбирать из числа родственников невесты.
  Друзья жениха, бояре, женихи - неженатые приятели новобрачного. Они могли украшать себя красными деталями одежды (все как один были в красных рубахах вместе с остальными поезжанами, либо просто дополняли костюмы красными лентами). В некоторых областях России частью костюмов друзей жениха были топорцы (декоративно-ритуальные топорики, состоявшие из основы и бартки в виде секиры).
  
  Подруга невесты, боярка большая - была главной помощницей и магическим заместителем невесты. Эта девушка всюду сопровождала новобрачную во время предсвадебной недели и на самом торжестве держалась рядом. Обычно её просили расплести косу невесте перед свадьбой. В её обязанности часто входило проведение торга на выкупе. Отличительным знаком боярки большой был венок из восковых цветов с красными лентами, приколотый к левой груди (в западнорусских регионах).
  
  Это интересно
  
  В XVIII-XIX вв. в дворянской среде друга жениха и подругу невесты называли "шаферы" (в отношении девушки иногда употребляли выражение "шаферка") - это слова немецкого происхождения. В XX веке их стали называть "свидетель" и "свидетельница", а ведущего свадьбы (дружку) именовали "тамада" - так же, как распорядителя пиршества в Грузии.
  На заметку организаторам свадьбы
  
  При выборе подруги невесты (которую на современной свадьбе называют "свидетельница") помните, что эта девушка должна быть обязательно молодой, незамужней и неразведённой (т.к. она воплощает девичество невесты). Подругой можно выбирать родственницу новобрачной. Но желательно не назначать родственницу жениха, потому что она принадлежит к противоположной половине свадьбы. Подругой новобрачной может стать девушка примерно с 12 лет.
  
  Надо отметить, на современных свадьбах подружку невесты очень часто зовут "дружка". Однако в прошлом в большинстве русских регионов "дружка" было словом мужского рода. На эту должность назначался мужчина, и об этом чине написано подробно.
  На русской свадьбе, кроме главной подруги, были и другие подружки невесты (боярки), которые должны были помогать исполнять её роль. До обряда сочетания невесту прятали среди её подруг, чтобы обмануть нечистую силу, поэтому цвет нарядов подружек часто был таким же, как у неё самой - белым.
  
  На заметку организаторам свадьбы
  
  Требования к выбору подружек невесты такие же, как и для главной подруги, поэтому не все женщины, которые в жизни являются её подругами, могут войти в их число, а только юные и незамужние.
  Свашки, свахи - в старину тётки и крёстные матери обоих новобрачных, реже - дочери крёстных, замужние сёстры новобрачных. Свашки со стороны невесты всегда были при ней, поддерживали её за руку, сидели рядом за столом.
  
  На заметку организаторам свадьбы
  
  Если вы планируете свадьбу по русской традиции, и у невесты есть замужние подруги, которым нельзя считаться "подружками невестами", но они хотят быть активными участницами праздника, допустимо назначить их свашками. Кто, как не они, могут сегодня претендовать на роль свашек, если далеко не у каждой современной невесты имеется несколько тёток.
  Посаженные родители обязательно присутствовали на свадьбе, если настоящие уже умерли или не могли посетить торжество, и выполняли все их функции. Даже если с родными отцом и матерью было всё в порядке, на некоторые домашние обряды (первую часть "княжьего" стола и венчание, присутствовать на котором родителям запрещалось) всё равно приглашали посаженных родителей. Часто на эту роль звали крёстных.
  
  На заметку организаторам свадьбы
  
  В старину считалось, что только благополучные супруги в силах провести обряды "на счастье". Если родители новобрачных в разводе, возможно, имеет смысл назначить посаженных родителей.
  
  Посаженная чета - это ритуальная пара, магический заместитель новобрачных. На эту должность обычно назначали настоящую супружескую пару. Часто "по совместительству" эту роль выполняли:
  
  тысяцкий и его жена,
  либо дружко и его жена,
  либо посаженные родители.
  В обязанности посаженной четы входило "показывать дорожку" (первыми целоваться при возгласе "горько"), выполнять некоторые обряды перед и после брачной ночи (этому будет посвящён отдельный раздел), устраивать послесвадебную баню для новобрачных. Так же, как жених и невеста, они воздерживались от пищи на свадьбе, и для них устраивалась их собственная "брачная ночь". Как двойники новобрачных, они должны были запутать злые силы, а также по принципу подобия зародить у новобрачных такие же благополучные супружеские отношения, что и у посаженной четы. Ритуальные муж и жена не проводили весь свадебный день рука об руку.
  
  Этот свадебный чин известен с XII века и до наших дней.
  
  Это интересно
  
  В наши дни всё ещё проявляется память о роли посаженной четы: на некоторых современных свадьбах под крики "горько" гости просят целоваться не только жениха и невесту, но и свидетеля и свидетельницу. Гораздо правильнее посмотреть на русскую традицию и оставить в покое неженатых свидетелей. При желании можно выбрать для этого обычая женатую пару.
  Сторож - часто это была женщина, которая сидела возле невесты в начале выкупа, а далее разметала дорогу молодым наряженным веником или метлой (листовой, а не голой).
  
  Глядельщики,зрители--лица, которые не были приглашены на свадьбу, но приходили "поглядеть". По неписаному закону, они никогда не присоединялись к песням, пляскам, не переступали порог, а наблюдали, стоя за дверьми, глядя в окна. В прошлом такие зрители обязательно должны были присутствовать на свадьбе - таким образом достигалась "всенародность" и санкционированность обществом брачного торжества.
  
  На заметку организаторам свадьбы
  
  Следуя логике "всенародности" в русской народной свадебной традиции, можно посоветовать современным молодожёнам активно публиковать свои свадебные фото и видео.
  Музыканты, певцы, певцехорки - приглашённые за вознаграждение исполнители. Обычно не должны были являться родственниками новобрачных. В старину они пели, стоя рядом с порогом (т. е. на пограничье, не входя в пространство свадьбы), а вознаграждение получали небольшое - немного денег и еду.
  
  На заметку организаторам свадьбы
  
  На главные свадебные должности нежелательно назначать вдовых, разведённых, бездетных (чтобы такая судьба не передалась новобрачным).
  
  Это интересно
  
  В старину бездетными называли людей, уже вступивших в пору зрелости, но так и не ставших родителями (от природы, или по собственному желанию, или из-за посвящения в монахи). Зачастую их не даже не приглашали на праздник, а уж о том, чтобы быть среди чинов или помогать при подготовке свадьбы, прикасаться к свадебным нарядам, караваю и т. п. и речи быть не могло - говорили, что бездетные (особенно ставшие такими по своей воле или из-за религии) "портят свадьбу".
  
  Люди, которым грозила бездетность (засидевшиеся невесты и женихи, а также молодые, не зачавших ребёнка через год-два после свадьбы) могли принимать участие в подготовке праздника и быть гостями, но на пиру каждому из них пели осуждающую "корилку". Вдовых приглашали в число гостей и относились с уважением.
  
  Больше информации http://vk.com/svadbarus
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"