Сокольников Лев Валентинович: другие произведения.

Глава 89

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Читай на КНИГОМАН

Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    оккупационный хлеб


   Глава 89.
   .
   Прогулка по монастырским "пекарням".
  
   Много сказано устно и письменно о продукте, без коего жизнь русского человека немыслима: хлебе.
   Хлеб войны делился на "солдатский", "тыловой" и "оккупационный". Вкуса первых двух хлебов не знаю, но знаком с оккупационным хлебом, наивкуснейшими и сладким из всех хлебов в моей жизни.
   Однажды Курт угостил куском своего, немецкого, хлеба светло-розового видом в упаковке из прозрачной... бумаги!
   Знал, бумага иной быть не может, как только бумажной, а тут... прозрачная, как стекло, но гибкая и не колется. Не могло быть такого, но оно было, вот оно, и никуда не девается. Удивительный подарок, хлеб был меньшим даром, чем обёртка, и это был случай, когда информация о продукте питания по интересу отходила на второй план.
   Немецкий хлеб был съедобный, но не вкусный. "Пресный", как о нём отзывались взрослые. Спросите тех, кто помнит вкус немецкого хлеба дней оккупации - и получите ответ "немецкий хлеб не имел вкус", а кто-то и добавит:
   - Трава травой, хлебом грешно называть... с опилками - аборигены были уверены: к обычной муке из зерна пришлые добавляя древесную муку. Что за мука, из какой породы деревьев изготовлялась - не знали, но веровали и призывали верить других.
   Если допустить фантастику о снабжении оккупированных хлебом немецкой выпечки - проект провалился на первой сотне килограммов продукции по причине невкусности основного продукта питания. Оккупированные граждане, уверен, попросили бы оккупантов отоварить мукой:
   - Мы вам покажем, как настоящий хлеб выпекать!
   Хлеб, что пекли женщины монастыря, и хлебом назвать было трудно, но это был всё-таки хлеб наш хлеб!
   Если сегодня любому кондитеру задать вопрос:
   - Что нужно на выпечку кондитерских изделий? - первым и основным ингредиентом назовётся мука, без муки хлеба не бывает, и это одно из заблуждений настоящего времени. В монастырском хлебе оккупационных лет, пользуясь терминами мира науки, мука присутствовала как "следы" оккупационных дней, если пользоваться терминами научного мира, мука определялась, как "следы".
   Двуногое и вертикально ходящее существо из высших
   приматов (человек) в стадии роста, после сна желает чем-то условно съедобным наполнить пищеварительный мешок (желудок). Если состоятельные люди и до сего дня думают о том, что скушать редкого и необыкновенного - у нищих в таком случае простор шире:
   - Что-нибудь съесть!
   Нежданно пришло понимание вопроса долгой живучести и здравия нищих: в мире живых их держит аппетит. Есть аппетит - будет стремление найти способ удовлетворения желудка, моего ненасытного зверя, избавьте от заботы о пропитании - заскучаю от безделья, захирею и умру! Старые люди потому и умирают, что их оставляет аппетит. Потерять аппетит, великий двигатель жизни - потерять всё. Проверьте этот простой и понятный закон на братьях наших меньших: заведите пару рыжих котов и кормите их "от пуза", обильно, то есть. Купите килограмм хорошей рыбки, накормите хвостатых до отвал", а рыбьи головы, если проживаете в частном секторе, отправьте на огород удобрением.
   И будь я проклят, если через пяток минут кто-нибудь из ваших котяр не принесёт рыбью голову в дом и не расположится продолжатьтрапезу на выстланных чистых половичках! При этом на рыжей морде увидите океан довольства:
   - Я - добытчик!
   - Подлая и ненасытная рыжая морда твоя! Не наелся, мало, плохо накормил? - не задавайте коту вопросов. Что кот? Охотник, добытчик и я недалеко ушёл от рыжего любимца в устремлениях добыть пропитание телу.
   Вернусь к хлебу: верхом технической оснащённости семейной пекарни дней оккупации были два простых, но крайне необходимых редмета домашнего хозяйства:
   мясорубка и дежа. "Дежка", нежно называли женщины главную ёмкость в производстве хлеба, Дежа-мать носила хлеб в себе.[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ].[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ].[Author ID1: at Mon Jan 23 06:25:00 2017 ] Набрал "дежа"[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] - программа удивилась и подчеркнула слово красной волнистой чертой: "нет "дежи" в моём словаре, и не было, не держу за ненадобностью"
   - Прости машину, дежа есть в твоём словаре, твой словарь[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] древнее машинного, отпусти грех железке, не первой свежести техника.
   - "Прости ей, господи, грерх неведения?" Будет чудо, если ныне один[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] [Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]из тысячи молоди[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] ответит [Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]"что есть [Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]"[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]дежа" Дежавю знают, но о деже ничего.[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]
   - Дежу не лишне записать в телеигру "Как обогатиться отгадыванием загадок". Интересная игра, где дяди и тёти могут, если не полные дураки, выиграть аж сто тысяч! А ведь иной, более нужной вещи, чем дежа[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ], в прекрасное оккупационное время, не было.
   Разве объёмистая и тяжёлая чугунная ступа, в коей тяжёлым пестом дробили твердейшие зёрна кукурузы, прибывшие к оккупированным вместе с оккупантами?
   Не имевшие дробительных устройств (ступ) варили кукурузу до состояния, когда старая, "беззубая" мясорубка, напрочь заывшая вкус и цвет мяса, могла разжевать зёрна иностранного злака.
   Сегодня варка кукурузы молочно-восковой спелости дань памяти дням оккупации. Чего не варить, когда газ есть? - а тогда варить до состояния, чтобы поддалась даже и молодым голодным зубам,[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] -[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] никаких дров не напасёшься[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]напасшься[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]напасшься[Author ID1: at Mon Jan 23 06:25:00 2017 ].
   И женщины сообразили:
   - С топливом кризис, остаётся мелко истолочь иноземный злак, да кипяточком обдать[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ], подселить к своим [Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]в дежку - уж там иноземца обработают, сделают хлебом! - работала[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] старая мать-мясорубка, дробила, как могла, равные по возросту зёрна иноземной кукурузы.
   Ах, мать-Дежа, милая посудина, небольшая и круглая деревянная бочка с прямыми, а не с изгибом, как у обычной бочки, стенками! Дежка расширялась к основанию, и по диаметру имела две, более длинные, дощечки на захват и Что делает [Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]"винт Архимеда" [Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]внутри спасительницы-мясорубки [Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] ныне и подробно рсскажет любой школьник, а тогда в технические возможности кормилицы не вникали.
   Изделие отслужило пять сроков вместо одного? Отслужило[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ], не грех и на отдых отправить, но кто (что) будет работать? Когла-то покрытая оловом, белая и чистая, как невеста, рождённая[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] в допереворотные времена, дотянувшая житие[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] до оккупации измельчительница мяса потеряла оловянный лоск[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] и напоминала человека с радостью ожидавшего кончину.
   Забыто время, когда острый нож хорошей стали рубил не только мясо, но и скотскиие жилы, а ныне нож дожил до тупости и способен кое-как крушить зёрна кукурузы и и сваренные картофельные очистки.
   От прошлого осталось название, а вздумай кто загрузить мясо в "рот" механизма в надежде получить на выходе фарш разочаруется: отработавшее два срока устройство молча намотает мясо на "винт Архимеда[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]:
   - Извините, не могу выполнить задание...[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]
   [Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]Что делать старой мясорубке в хлебопечении?
   - Не жалуйся, мать, на судьбу, вторая твоя жизнь не менее ценна первой, ты ныне спасительница и первая в произодстве хлеба. Нет слов, коими можно по достоинству прославить имя твоЕ механическое!
   Многие технические устройства, с помощью коих когда-то осилили иноземного врага, увековечены, не забыты участники войны из металла: танк, самолёт, пушка...
   Не забыты труженики-паровозы, подняты на возвышения примитивные, но надёжные отечественные авто, вытащены из морских глубин и поставлены на постаменты плавательные средства грозных лет...
   - ... и только старой, прошедшей все мыслимые сроки службы мясорубке, долго и мужественно разрушавшей всё, что загружали в её железный рот, в памятнике отказано. - Великая Мясорубка, спасшая от голодной смерти миллионы оккупированных граждан "страны советов" и без памяти? Без простейшего, плохо дробящего устройства приготовить то, что в оккупацию называлось "хлебом" не получилось ни у одной хозяйки, без старушки-мясорубки качество хлеба не имело сорта! Несправедливость нового времени понуждает идти по второму кругу и поминать ингридиенты тогдашнего хлеба: если картошку съедали, как самостоятельное блюдо - чисто вымытые картофельные очистки легкомысленно не выбрасывались, но варились в чугунке. Что такое "чугунок" - об этой ёмкости сказано, но и о посудине с этим именем можно петь бесконечные гимны, и он достоин памятника, объёмистый чугунок в звании "ведерный" (полу) четвёртый кит в хлебопечении времён оккупации.
   Варёные картофельные очистки, проходя через решётку мясорубки, не будили аппетит и трудно было поверить, что через какое-то время это превратится в хлеб. Сладкий и дорогой.
   Измельчённые картофельные очистки отправлялись в дежу, следом отруби, затем добытая у проклятых оккупантов неизвестным способом кукуруза. Сваренная и дроблёная многострадальной мясорубкой иноземка шла в дежу. В Дежу шли и крупы, добытые меновыми операциями кормильцем семьи. Отруби приравнивались к муке.
   Дежа, дежа, мать Дежа! Ты ничему не отказывала в приёме, ты из ничего варила в себе что-то с названием "хлеб".
   Загруженные в дежу составные части будущего хлеба заливались крутым кипятком и какое-то время парились, а когда температура массы равнялась температуре больного человека - наступал основной и торжественный момент: в дежу запускалось неаппетитного вида месиво с названием "гуща". Найдись тогда умник с вопросом монастырским женщина:
   - Что такое "гуща", что в ней? - в лучшем случае получил разъяснение, что это закваска, без коей хлеба получить невозможно, а худшие варианты ответов приводить не станем.
   Гуща и есть хлебопекарные дрожжи поменявшие имя в военное время.
   И зачем, запуском гущи в дежу, её "подбивали" свежей мукой? - на этот глупый вопрос никто тогда не смог бы ответить. Это сейчас любой школьник знает, что древняя гуща - современные дрожжи, живые организмы и побочный продукт спиртоводочной промышленности. Главное для спиртоводочного производства - не забывать, кто первичен, кто главный: дрожжи из спирта, или спирт из дрожжей?
   В оккупацию молились на дрожжи-гущу, а спирт в самогоне - радостный и в "редкую стёжку".
   - Вывод: чтобы вам не терять человеческий вид - следует чаще менять приоритеты (позиции) "дрожжи - спирт, гуща - хлеб".
   - О чём это?
   - О дрожжах. Дрожжи, размножаясь, питаются сахарами и, естественно, как всё живое, испражняются "сладким" дерьмом: спиртом. Вода и углекислота менее интересные "отходы жизнедеятельности" дрожжей.
   Для гущи существовало только одно определение: её примитивно не "выливали" в дежу, но "запускали".
   Запустив гущу в опару - следом запускались женские руки и тщательно перемешивали содержимое дежи. Долго и тщательно, до ликвидации всех кусочков будущего хлеба, что попадались под проворные женские пальцы.
   Женщины верили:
   - "Чем дольше месить тесто - тем лучше хлеб получится - и старались! Окончив вымес - накрывали дежу чистым, широким полотенцем из холстины. Полотенце, коим накрывали дежу - в других хозяйственных работах не участвовало. Мистика!
   Дежу ставили на табуретку к тёплому боку печи и дополнительно укутывали ещё чем-нибудь: старым ватником, или одеялом, под которым спали.
   - Грейся, родная, квась хлеб насущный! Совершай рождение хлеба!
   И начинался таинственный процесс созревания теста.
   Мать никогда не говорила отцу:
   - "Мука кончается" - но поминала спасительницу ласковым словом "мучица", а я слышал "царица". Так и было "мучица" рождала сына, спасителя моего: Хлебушек.
   Монастырские женщины, не имея представления о биохимических процессах протекавших в деже, могли с точностью до минуты сказать, когда тесто "созрело" и пора топить печь для рождения ароматной ковриги хлеба, неизвестно из чего приготовленного.
   Думали женщины из чего будут готовить следующий замес - не мог тогда задать такой вопрос.
   - Монастырские женщины потому и выжили, что умели отключать тревожные, беспокоящие мысли. Зачем думать из чего готовить следующую порцию хлеба? Авось, всё как-нибудь само образуется, а сейчас готовь из того, что есть! - и готовили. Самая большая тайна русских женщин: не знать, но делать верно!
   Милые, родные дрожжи, замаскировавшиеся под "гущу"! Это вы расщепляли остатки сахаров в отрубях и картофельных очистках и монастырские женщины говорили о вас:
   - "Плохая гуща, старая... Хлеб долго подходит..."
   - Не, у меня хорошая гуща, приходи, дам.... - не знали о дрожжах, но верили им! Наибольшее удивление - не знать правильного хода работы, но приходить в итоге к нужному результату. Зачем знания о дрожжах? Хлеб сейчас нужен, а знания - на "потом", они сейчас не нужны.
   И до настоящего времени самый лучший хлеб во всей России выпекают у нас. Говорят, что сегодня хлеб нашего города, как большой деликатес, отправляют в заморскую державу, чему слабо верю: почему бы не выпекать такой хлеб самой державе? Как толковать любовь иностранной державы к нашему хлебу? Может, потому, что хлеб родился в оккупацию и содержит в себе что-то таинственное и необъяснимое "на генетическом уровне"? А вдруг!? Или война научила оккупированных женщин из ничего делать что-то? Оно и понятно: что удивительного в пироге, если он испечён из исходных продуктов высшего качества? Пирог - как пирог, ничего особенного... Его можно есть, но можно этого не делать: не испытываю особого аппетита насладиться нынешним пирогом из первоклассных исходных продуктов.
   Но кто бы тогда отказался от ломтя монастырского "хлеба" на две трети состоявшего из несъедобных ингредиентов? Кои в прошлой, довоенной жизни, выбрасывали, как отходы? Кто бы поверил, что картофельные очистки - "основа хлеба", а отруби, или какая-нибудь крупа - всего лишь "добавка"?
   Тогдашний хлеб цветом напоминал сегодняшнюю урановую смолку: настолько тёмно-зелёным был его цвет! Но ноздреватый и вкусный! В этом и была сила оккупационного хлеба!
   Эй, старые ныне черти, помните, как засыпали жуя краюху хлеба в постели? И как впивались в зады и спины высохшие за ночь от тепла детских тел, крошки хлеба? А как матери одалживали хлеб:
   - Сегодня затевать буду, утром отдам - говорила заёмщица соседке. Никто тогда не думал, что её хлеб может оказаться хуже хлеба, что она занимала вечером у соседки: составляющие части у всех хлебов были одинаковы. Врали те "писатели", кои о хлебе оккупированных бормотали: "он напоминал оконную замазку" "Писатель" не видел и не ел хлеба оккупированных, врал для "эффекту".
   Благословенные дрожжи! Примите мой тихий гимн вашему могуществу! Присовокупите его к безмерной славе своей!
   Разрушали любую растительную грубость и строили тела свои из того, что могли добыть обитатели монастыря, вы, как и всё вокруг, были "военными" дрожжами, понимали, что воротить нос от предлагаемого питания означает погибнуть.
   - Вот и скажи после этого что дрожжи разумом не обладают.
   Биохимики и специалисты по микробам-вирусам! Если взять две чашки Петри, в одну залить раствор сахара, в другую - ужасную смесь из перечисленных "продуктов" оккупированных, поместить в чашки равные по численности колонии дрожжей и дать команду:
   - За работу, ребята! Живите, размножайтесь! - родившиеся в разных чашках по прочности телами будут одиникаво жизнеспособны? Или "сахарные"явятся в мир здоровяками, а во второй посудине родятся рахиты и недоноски "с врождённым пороком сердец", у кого будет "численный перевес"?
   Слава Вам, Вечные и Великие Дрожжи, ибо всё, что предлагали вам оккупированные Вы расщепляли без капризов и забастовок. Было, сетовали женщины:
   - Дура, не подбила гущу, пол дня хлеб не подходит - ах, какое таинственное слово "подхоит"! Куда подходит? К чистой тряпице, коей закрыта Дежа? Или в печь, где ирождается Хлеб? И Вы жили в состоянии повышенного аппетита? - нет ответа от древних кормильцев моих, не нужен ответ, вы молча строили свои тела из всего, что вам давали и умирали, чтобы мог жить я...
   Вот такая была оккупационная пищевая цепочка, но что это цепочка, а не желанный ломоть хлеба этого не знал.
   Много съедено хлеба с тех лет. Всякого и разного. Если случалось попадать в иной город отечества - первым делом знакомилсяс тамошним хлебом: каков? лёгкий ли, тяжёлый, сладкий, или горький? - и если хлеб оказывался приятным - верный признак, что и люди в городе хорошие проживают.
   Война кончилась, но с хлебом случилось что-то непонятное: жители села ждут машины с хлебом из города! Зерно - есть, мука - есть, хлеба - нет!
   - Русский анекдот, и, как всегда не смешной: "совецкое крестьянство" так было задавлено трудом во имя процветания социалистической родины, что выпекать хлеб было некогда.
   - В ужасные военные времена на оккупированной территории мука была, как без муки? Откуда? Понятное дело: зерно мололи. Где и как, у кого и с чьего разрешения? Если мололи зерно и без разрешения оккупационных властей - как сильно рисковали головами? И кто был злее и жестче в святом деле снятия рубахи со своего: "родные" продовольственные отряды, или... иудейский бог, останови, не допусти набрать клеветническое предложение на "родную совецкую власть"! А ты, бес, скот эдакий, не вдохновляй на писание "клеветы и злобных измышлений"!
   На сегодня самодельные, кустарные мельницы извели, дежки забросили, а дрожжи применяем по прямому назначению: делаем самодельный спирт. Без дрожжей ни спирта, ни хлеба не получить.
   - Обрати внимание, как написал: "ни спирта, ни хлеба не получить". Спирт упоминаешь первым. Не хлеб, а спирт!
   - Чего цепляешься? Верно набрано: выпиваем и закусываем, но не наоборот. Бывает, случается, корочкой занюхиваем, но чтобы в полный пищевой мешок вливать бодрящую влагу - извини, до такого безобразия не опускаемся. Что-то, дружище, смотрю, слабеешь. Перестучать?
   - А что толку? Суть не меняется, спирт останется на первом месте.
   Нет в домах дежек, никто не печёт своего хлеба. Что ещё потеряем?
  

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Н.Кофф "Вот так как-то.... " (Короткий любовный роман) | | К.Марго "Не будите Спящую красавицу!" (Любовное фэнтези) | | В.Свободина "Покорность не для меня" (Городское фэнтези) | | П.Роман "Игра. Темный" (ЛитРПГ) | | В.Лошкарёва "Хозяин волчьей стаи" (Любовная фантастика) | | Н.Королева "Не попала, а... залетела! Адская гончая" (Юмористическое фэнтези) | | Н.Романова "Синяя графика" (Короткий любовный роман) | | Е.Флат "В прятки с судьбой" (Попаданцы в другие миры) | | К.Марго "Мужская принципиальность, или Как поймать суженую" (Любовное фэнтези) | | М.Боталова "Академия Равновесия. Рожденная светом" (Попаданцы в другие миры) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Е.Ершова "Неживая вода" С.Лысак "Дымы над Атлантикой" А.Сокол "На неведомых тропинках.Шаг в пустоту" А.Сычева "Час перед рассветом" А.Ирмата "Лорды гор.Огненная кровь" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на учебе" В.Шихарева "Чертополох.Лесовичка" Д.Кузнецова "Песня Вуалей" И.Котова "Королевская кровь.Проклятый трон" В.Кучеренко, И.Ольховская "Бета-тестеры поневоле" Э.Бланк "Приманка для спуктума.Инструкция по выживанию на Зогге" А.Лис "Школа гейш"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"