Сокольников Лев Валентинович: другие произведения.

Глава 89

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Читай на КНИГОМАН

Издавай на SelfPub

Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    оккупационный хлеб


   Глава 89.
   .
   Прогулка по монастырским "пекарням".
  
   Много сказано устно и письменно о продукте, без коего жизнь русского человека немыслима: хлебе.
   Хлеб войны делился на "солдатский", "тыловой" и "оккупационный". Вкуса первых двух хлебов не знаю, но знаком с оккупационным хлебом, наивкуснейшими и сладким из всех хлебов в моей жизни.
   Однажды Курт угостил куском своего, немецкого, хлеба светло-розового видом в упаковке из прозрачной... бумаги!
   Знал, бумага иной быть не может, как только бумажной, а тут... прозрачная, как стекло, но гибкая и не колется. Не могло быть такого, но оно было, вот оно, и никуда не девается. Удивительный подарок, хлеб был меньшим даром, чем обёртка, и это был случай, когда информация о продукте питания по интересу отходила на второй план.
   Немецкий хлеб был съедобный, но не вкусный. "Пресный", как о нём отзывались взрослые. Спросите тех, кто помнит вкус немецкого хлеба дней оккупации - и получите ответ "немецкий хлеб не имел вкус", а кто-то и добавит:
   - Трава травой, хлебом грешно называть... с опилками - аборигены были уверены: к обычной муке из зерна пришлые добавляя древесную муку. Что за мука, из какой породы деревьев изготовлялась - не знали, но веровали и призывали верить других.
   Если допустить фантастику о снабжении оккупированных хлебом немецкой выпечки - проект провалился на первой сотне килограммов продукции по причине невкусности основного продукта питания. Оккупированные граждане, уверен, попросили бы оккупантов отоварить мукой:
   - Мы вам покажем, как настоящий хлеб выпекать!
   Хлеб, что пекли женщины монастыря, и хлебом назвать было трудно, но это был всё-таки хлеб наш хлеб!
   Если сегодня любому кондитеру задать вопрос:
   - Что нужно на выпечку кондитерских изделий? - первым и основным ингредиентом назовётся мука, без муки хлеба не бывает, и это одно из заблуждений настоящего времени. В монастырском хлебе оккупационных лет, пользуясь терминами мира науки, мука присутствовала как "следы" оккупационных дней, если пользоваться терминами научного мира, мука определялась, как "следы".
   Двуногое и вертикально ходящее существо из высших
   приматов (человек) в стадии роста, после сна желает чем-то условно съедобным наполнить пищеварительный мешок (желудок). Если состоятельные люди и до сего дня думают о том, что скушать редкого и необыкновенного - у нищих в таком случае простор шире:
   - Что-нибудь съесть!
   Нежданно пришло понимание вопроса долгой живучести и здравия нищих: в мире живых их держит аппетит. Есть аппетит - будет стремление найти способ удовлетворения желудка, моего ненасытного зверя, избавьте от заботы о пропитании - заскучаю от безделья, захирею и умру! Старые люди потому и умирают, что их оставляет аппетит. Потерять аппетит, великий двигатель жизни - потерять всё. Проверьте этот простой и понятный закон на братьях наших меньших: заведите пару рыжих котов и кормите их "от пуза", обильно, то есть. Купите килограмм хорошей рыбки, накормите хвостатых до отвал", а рыбьи головы, если проживаете в частном секторе, отправьте на огород удобрением.
   И будь я проклят, если через пяток минут кто-нибудь из ваших котяр не принесёт рыбью голову в дом и не расположится продолжатьтрапезу на выстланных чистых половичках! При этом на рыжей морде увидите океан довольства:
   - Я - добытчик!
   - Подлая и ненасытная рыжая морда твоя! Не наелся, мало, плохо накормил? - не задавайте коту вопросов. Что кот? Охотник, добытчик и я недалеко ушёл от рыжего любимца в устремлениях добыть пропитание телу.
   Вернусь к хлебу: верхом технической оснащённости семейной пекарни дней оккупации были два простых, но крайне необходимых редмета домашнего хозяйства:
   мясорубка и дежа. "Дежка", нежно называли женщины главную ёмкость в производстве хлеба, Дежа-мать носила хлеб в себе.[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ].[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ].[Author ID1: at Mon Jan 23 06:25:00 2017 ] Набрал "дежа"[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] - программа удивилась и подчеркнула слово красной волнистой чертой: "нет "дежи" в моём словаре, и не было, не держу за ненадобностью"
   - Прости машину, дежа есть в твоём словаре, твой словарь[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] древнее машинного, отпусти грех железке, не первой свежести техника.
   - "Прости ей, господи, грерх неведения?" Будет чудо, если ныне один[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] [Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]из тысячи молоди[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] ответит [Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]"что есть [Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]"[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]дежа" Дежавю знают, но о деже ничего.[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]
   - Дежу не лишне записать в телеигру "Как обогатиться отгадыванием загадок". Интересная игра, где дяди и тёти могут, если не полные дураки, выиграть аж сто тысяч! А ведь иной, более нужной вещи, чем дежа[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ], в прекрасное оккупационное время, не было.
   Разве объёмистая и тяжёлая чугунная ступа, в коей тяжёлым пестом дробили твердейшие зёрна кукурузы, прибывшие к оккупированным вместе с оккупантами?
   Не имевшие дробительных устройств (ступ) варили кукурузу до состояния, когда старая, "беззубая" мясорубка, напрочь заывшая вкус и цвет мяса, могла разжевать зёрна иностранного злака.
   Сегодня варка кукурузы молочно-восковой спелости дань памяти дням оккупации. Чего не варить, когда газ есть? - а тогда варить до состояния, чтобы поддалась даже и молодым голодным зубам,[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] -[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] никаких дров не напасёшься[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]напасшься[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]напасшься[Author ID1: at Mon Jan 23 06:25:00 2017 ].
   И женщины сообразили:
   - С топливом кризис, остаётся мелко истолочь иноземный злак, да кипяточком обдать[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ], подселить к своим [Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]в дежку - уж там иноземца обработают, сделают хлебом! - работала[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] старая мать-мясорубка, дробила, как могла, равные по возросту зёрна иноземной кукурузы.
   Ах, мать-Дежа, милая посудина, небольшая и круглая деревянная бочка с прямыми, а не с изгибом, как у обычной бочки, стенками! Дежка расширялась к основанию, и по диаметру имела две, более длинные, дощечки на захват и Что делает [Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]"винт Архимеда" [Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]внутри спасительницы-мясорубки [Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] ныне и подробно рсскажет любой школьник, а тогда в технические возможности кормилицы не вникали.
   Изделие отслужило пять сроков вместо одного? Отслужило[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ], не грех и на отдых отправить, но кто (что) будет работать? Когла-то покрытая оловом, белая и чистая, как невеста, рождённая[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] в допереворотные времена, дотянувшая житие[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] до оккупации измельчительница мяса потеряла оловянный лоск[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ] и напоминала человека с радостью ожидавшего кончину.
   Забыто время, когда острый нож хорошей стали рубил не только мясо, но и скотскиие жилы, а ныне нож дожил до тупости и способен кое-как крушить зёрна кукурузы и и сваренные картофельные очистки.
   От прошлого осталось название, а вздумай кто загрузить мясо в "рот" механизма в надежде получить на выходе фарш разочаруется: отработавшее два срока устройство молча намотает мясо на "винт Архимеда[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]:
   - Извините, не могу выполнить задание...[Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]
   [Author ID1: at Fri Jan 20 16:15:00 2017 ]Что делать старой мясорубке в хлебопечении?
   - Не жалуйся, мать, на судьбу, вторая твоя жизнь не менее ценна первой, ты ныне спасительница и первая в произодстве хлеба. Нет слов, коими можно по достоинству прославить имя твоЕ механическое!
   Многие технические устройства, с помощью коих когда-то осилили иноземного врага, увековечены, не забыты участники войны из металла: танк, самолёт, пушка...
   Не забыты труженики-паровозы, подняты на возвышения примитивные, но надёжные отечественные авто, вытащены из морских глубин и поставлены на постаменты плавательные средства грозных лет...
   - ... и только старой, прошедшей все мыслимые сроки службы мясорубке, долго и мужественно разрушавшей всё, что загружали в её железный рот, в памятнике отказано. - Великая Мясорубка, спасшая от голодной смерти миллионы оккупированных граждан "страны советов" и без памяти? Без простейшего, плохо дробящего устройства приготовить то, что в оккупацию называлось "хлебом" не получилось ни у одной хозяйки, без старушки-мясорубки качество хлеба не имело сорта! Несправедливость нового времени понуждает идти по второму кругу и поминать ингридиенты тогдашнего хлеба: если картошку съедали, как самостоятельное блюдо - чисто вымытые картофельные очистки легкомысленно не выбрасывались, но варились в чугунке. Что такое "чугунок" - об этой ёмкости сказано, но и о посудине с этим именем можно петь бесконечные гимны, и он достоин памятника, объёмистый чугунок в звании "ведерный" (полу) четвёртый кит в хлебопечении времён оккупации.
   Варёные картофельные очистки, проходя через решётку мясорубки, не будили аппетит и трудно было поверить, что через какое-то время это превратится в хлеб. Сладкий и дорогой.
   Измельчённые картофельные очистки отправлялись в дежу, следом отруби, затем добытая у проклятых оккупантов неизвестным способом кукуруза. Сваренная и дроблёная многострадальной мясорубкой иноземка шла в дежу. В Дежу шли и крупы, добытые меновыми операциями кормильцем семьи. Отруби приравнивались к муке.
   Дежа, дежа, мать Дежа! Ты ничему не отказывала в приёме, ты из ничего варила в себе что-то с названием "хлеб".
   Загруженные в дежу составные части будущего хлеба заливались крутым кипятком и какое-то время парились, а когда температура массы равнялась температуре больного человека - наступал основной и торжественный момент: в дежу запускалось неаппетитного вида месиво с названием "гуща". Найдись тогда умник с вопросом монастырским женщина:
   - Что такое "гуща", что в ней? - в лучшем случае получил разъяснение, что это закваска, без коей хлеба получить невозможно, а худшие варианты ответов приводить не станем.
   Гуща и есть хлебопекарные дрожжи поменявшие имя в военное время.
   И зачем, запуском гущи в дежу, её "подбивали" свежей мукой? - на этот глупый вопрос никто тогда не смог бы ответить. Это сейчас любой школьник знает, что древняя гуща - современные дрожжи, живые организмы и побочный продукт спиртоводочной промышленности. Главное для спиртоводочного производства - не забывать, кто первичен, кто главный: дрожжи из спирта, или спирт из дрожжей?
   В оккупацию молились на дрожжи-гущу, а спирт в самогоне - радостный и в "редкую стёжку".
   - Вывод: чтобы вам не терять человеческий вид - следует чаще менять приоритеты (позиции) "дрожжи - спирт, гуща - хлеб".
   - О чём это?
   - О дрожжах. Дрожжи, размножаясь, питаются сахарами и, естественно, как всё живое, испражняются "сладким" дерьмом: спиртом. Вода и углекислота менее интересные "отходы жизнедеятельности" дрожжей.
   Для гущи существовало только одно определение: её примитивно не "выливали" в дежу, но "запускали".
   Запустив гущу в опару - следом запускались женские руки и тщательно перемешивали содержимое дежи. Долго и тщательно, до ликвидации всех кусочков будущего хлеба, что попадались под проворные женские пальцы.
   Женщины верили:
   - "Чем дольше месить тесто - тем лучше хлеб получится - и старались! Окончив вымес - накрывали дежу чистым, широким полотенцем из холстины. Полотенце, коим накрывали дежу - в других хозяйственных работах не участвовало. Мистика!
   Дежу ставили на табуретку к тёплому боку печи и дополнительно укутывали ещё чем-нибудь: старым ватником, или одеялом, под которым спали.
   - Грейся, родная, квась хлеб насущный! Совершай рождение хлеба!
   И начинался таинственный процесс созревания теста.
   Мать никогда не говорила отцу:
   - "Мука кончается" - но поминала спасительницу ласковым словом "мучица", а я слышал "царица". Так и было "мучица" рождала сына, спасителя моего: Хлебушек.
   Монастырские женщины, не имея представления о биохимических процессах протекавших в деже, могли с точностью до минуты сказать, когда тесто "созрело" и пора топить печь для рождения ароматной ковриги хлеба, неизвестно из чего приготовленного.
   Думали женщины из чего будут готовить следующий замес - не мог тогда задать такой вопрос.
   - Монастырские женщины потому и выжили, что умели отключать тревожные, беспокоящие мысли. Зачем думать из чего готовить следующую порцию хлеба? Авось, всё как-нибудь само образуется, а сейчас готовь из того, что есть! - и готовили. Самая большая тайна русских женщин: не знать, но делать верно!
   Милые, родные дрожжи, замаскировавшиеся под "гущу"! Это вы расщепляли остатки сахаров в отрубях и картофельных очистках и монастырские женщины говорили о вас:
   - "Плохая гуща, старая... Хлеб долго подходит..."
   - Не, у меня хорошая гуща, приходи, дам.... - не знали о дрожжах, но верили им! Наибольшее удивление - не знать правильного хода работы, но приходить в итоге к нужному результату. Зачем знания о дрожжах? Хлеб сейчас нужен, а знания - на "потом", они сейчас не нужны.
   И до настоящего времени самый лучший хлеб во всей России выпекают у нас. Говорят, что сегодня хлеб нашего города, как большой деликатес, отправляют в заморскую державу, чему слабо верю: почему бы не выпекать такой хлеб самой державе? Как толковать любовь иностранной державы к нашему хлебу? Может, потому, что хлеб родился в оккупацию и содержит в себе что-то таинственное и необъяснимое "на генетическом уровне"? А вдруг!? Или война научила оккупированных женщин из ничего делать что-то? Оно и понятно: что удивительного в пироге, если он испечён из исходных продуктов высшего качества? Пирог - как пирог, ничего особенного... Его можно есть, но можно этого не делать: не испытываю особого аппетита насладиться нынешним пирогом из первоклассных исходных продуктов.
   Но кто бы тогда отказался от ломтя монастырского "хлеба" на две трети состоявшего из несъедобных ингредиентов? Кои в прошлой, довоенной жизни, выбрасывали, как отходы? Кто бы поверил, что картофельные очистки - "основа хлеба", а отруби, или какая-нибудь крупа - всего лишь "добавка"?
   Тогдашний хлеб цветом напоминал сегодняшнюю урановую смолку: настолько тёмно-зелёным был его цвет! Но ноздреватый и вкусный! В этом и была сила оккупационного хлеба!
   Эй, старые ныне черти, помните, как засыпали жуя краюху хлеба в постели? И как впивались в зады и спины высохшие за ночь от тепла детских тел, крошки хлеба? А как матери одалживали хлеб:
   - Сегодня затевать буду, утром отдам - говорила заёмщица соседке. Никто тогда не думал, что её хлеб может оказаться хуже хлеба, что она занимала вечером у соседки: составляющие части у всех хлебов были одинаковы. Врали те "писатели", кои о хлебе оккупированных бормотали: "он напоминал оконную замазку" "Писатель" не видел и не ел хлеба оккупированных, врал для "эффекту".
   Благословенные дрожжи! Примите мой тихий гимн вашему могуществу! Присовокупите его к безмерной славе своей!
   Разрушали любую растительную грубость и строили тела свои из того, что могли добыть обитатели монастыря, вы, как и всё вокруг, были "военными" дрожжами, понимали, что воротить нос от предлагаемого питания означает погибнуть.
   - Вот и скажи после этого что дрожжи разумом не обладают.
   Биохимики и специалисты по микробам-вирусам! Если взять две чашки Петри, в одну залить раствор сахара, в другую - ужасную смесь из перечисленных "продуктов" оккупированных, поместить в чашки равные по численности колонии дрожжей и дать команду:
   - За работу, ребята! Живите, размножайтесь! - родившиеся в разных чашках по прочности телами будут одиникаво жизнеспособны? Или "сахарные"явятся в мир здоровяками, а во второй посудине родятся рахиты и недоноски "с врождённым пороком сердец", у кого будет "численный перевес"?
   Слава Вам, Вечные и Великие Дрожжи, ибо всё, что предлагали вам оккупированные Вы расщепляли без капризов и забастовок. Было, сетовали женщины:
   - Дура, не подбила гущу, пол дня хлеб не подходит - ах, какое таинственное слово "подхоит"! Куда подходит? К чистой тряпице, коей закрыта Дежа? Или в печь, где ирождается Хлеб? И Вы жили в состоянии повышенного аппетита? - нет ответа от древних кормильцев моих, не нужен ответ, вы молча строили свои тела из всего, что вам давали и умирали, чтобы мог жить я...
   Вот такая была оккупационная пищевая цепочка, но что это цепочка, а не желанный ломоть хлеба этого не знал.
   Много съедено хлеба с тех лет. Всякого и разного. Если случалось попадать в иной город отечества - первым делом знакомилсяс тамошним хлебом: каков? лёгкий ли, тяжёлый, сладкий, или горький? - и если хлеб оказывался приятным - верный признак, что и люди в городе хорошие проживают.
   Война кончилась, но с хлебом случилось что-то непонятное: жители села ждут машины с хлебом из города! Зерно - есть, мука - есть, хлеба - нет!
   - Русский анекдот, и, как всегда не смешной: "совецкое крестьянство" так было задавлено трудом во имя процветания социалистической родины, что выпекать хлеб было некогда.
   - В ужасные военные времена на оккупированной территории мука была, как без муки? Откуда? Понятное дело: зерно мололи. Где и как, у кого и с чьего разрешения? Если мололи зерно и без разрешения оккупационных властей - как сильно рисковали головами? И кто был злее и жестче в святом деле снятия рубахи со своего: "родные" продовольственные отряды, или... иудейский бог, останови, не допусти набрать клеветническое предложение на "родную совецкую власть"! А ты, бес, скот эдакий, не вдохновляй на писание "клеветы и злобных измышлений"!
   На сегодня самодельные, кустарные мельницы извели, дежки забросили, а дрожжи применяем по прямому назначению: делаем самодельный спирт. Без дрожжей ни спирта, ни хлеба не получить.
   - Обрати внимание, как написал: "ни спирта, ни хлеба не получить". Спирт упоминаешь первым. Не хлеб, а спирт!
   - Чего цепляешься? Верно набрано: выпиваем и закусываем, но не наоборот. Бывает, случается, корочкой занюхиваем, но чтобы в полный пищевой мешок вливать бодрящую влагу - извини, до такого безобразия не опускаемся. Что-то, дружище, смотрю, слабеешь. Перестучать?
   - А что толку? Суть не меняется, спирт останется на первом месте.
   Нет в домах дежек, никто не печёт своего хлеба. Что ещё потеряем?
  

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  С.Торубарова "Василиса в стране варваров" (Попаданцы в другие миры) | | М.Мистеру "Прятки с Вельзевулом" (Юмористическое фэнтези) | | С.Волкова "Жена навеки (И смерть не разлучит нас...)" (Любовное фэнтези) | | А.Емельянов "Карты судьбы 3" (ЛитРПГ) | | О.Чекменёва "Чёрная пантера с бирюзовыми глазами" (Любовное фэнтези) | | А.Тьюдор "Сертификат" (Романтическая проза) | | Е.Васина "Договор на счастье" (Современный любовный роман) | | LitaWolf "Проданная невеста" (Любовное фэнтези) | | М.Боталова "Академия Равновесия. Охота на феникса" (Попаданцы в другие миры) | | В.Чернованова "Александрин. Яд его сердца" (Романтическая проза) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"