Лотхар Хепп
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Сокольников (Lesok)
Лотхар Хепп.
(Lothar Hepp)
Руки и вещи.
.
Повесть
Оглавление.
Предисловие........................................................3.
Глава 1. Он ("сам")...........................................................5.
Глава 2. Она ("сама").........................................................
Глава 3. Отступление в любовь............................................9.
Глава 4. Основа богатства..................................................11
Глава 5. Генеалогия...........................................................11.
Глава 6. Пословицы и поговорки.........................................16.
Глава 7. Дурные сны..........................................................21.
Глава 8. Городская жизнь...................................................25.
Глава 9. Разрушение старого гнезда....................................29.
Мемориал (послесловие).......................................
Предисловие.
Во что, чего нет, веруют нынешние греки автору неведомо, но древние верили в богов, прописанных на горе Эллады (Олимп), и в "мир теней"
Так и должно быть: "боги" со знаком "положительные" пребывают вверху - владыкам "мира теней и страданий" отпущено подземное царство, а проживавшим между небом и "царством теней" оставалась голая вера.
Когда-то Чума и Холера убивали жизнь в городах Европы, но страх перед названными особами по силе не превосходил страха оказаться на берегах рек подземного царства (Лета), а равно воспользоваться услугами Харона-перевозчика.
Описаний рая не делали, считали:
- Повезло не оказаться в аду - уже рай.
Инфекционное заболевание грипп по заразности занимает второе место, на первом до сего времени пребывает вера во "владык неба и Земли"
Произведения о мире "теней" настолько убедительны, что хочется верить, будто кто-то побывал в подземном царстве, и, вернувшись в мир живых без видимых потерь в теле и психике, продолжал тянуть лямку в привычном мире и писать высокохудожественные отчёты о порядках в потустороннем мире.
Повесть затеяна не о мире теней, хотя герои и участники оной пребывают в нём, повесть о влиянии мёртвых вещей на живых людей.
Поэт и философ Тит Лукреций Кар, латинянин, написал труд "О природе вещей", и, похоже, тому была причина, но какая мудрец умолчал.
Не зная, что трактовал философ Тит Лукреций о вещах в сочинении "О природе вещей", имея в зачаточном состоянии собственные соображения, скажу так:
- Вещизму подвержены люди, никогда и ничего не создававшие своими руками, но потреблявшие. И наоборот.
Труды древних философов изучают затем, чтобы чужие и старые соображения освежить своими без видимой новизны.
Излагая собственные понимания природы вещей, рискуешь скатиться в заявление "сам до всего дошёл!" без страха быть уличённым в вульгарной краже.
Иная картина, когда ничего не знаешь из трудов мыслителей прошлого, выкладываешь собственные заблуждения без риска быть обвинённым в краже интеллектуальной собственности.
Нет сведений о количестве граждан, спешащих избавиться от вещей родственников ушедших "в мир теней", но автор берёт смелость заявить:
- Пятьдесят на пятьдесят.
Сообщение "покойный Иван Захарыч отказал тебе шубный пиджак" ценится "отказал", кое в древности переводилось, как "подарил", а ныне получило противоположный смысл:
- Вы в завещании не упоминаетесь...
Упрячу тело своё, этот "сосуд греха", в "новый шубный пиджак" усопшего Ивана Захарыча? - скорее "нет", во мне сидит раздутый телевизионными рассказами страх:
- Принадлежавшие умершему вещи хранят его энергетику и могут дурно повлиять на живого владельца мехового изделия - в каких единицах измеряется "энергетика", как, чем уловить и сделать видимой ужасную и вредную энергетику три дня назад пребывавшего в здравии Ивана Захарыча пояснений нет.
Основная масса граждан боится таинственной "энергетики усопших", избегают и малейшего контакта с вещами умерших, но когда житейские условия "берут за горло", или "припирают к стенке" вмиг забываем, что отказанный новый шубный пиджак Иван Захарыч одевал пару раз, и зарядить отрицательной, до убийства, энергетикой не успел.
С новыми шубными пиджаками иван захарычей понятно, допустимо, что какая-то неизвестная энергетика в овчине романовской овцы и запуталась, но как быть, когда Захаровна оставила шкатулку с изделиями из драгметалла пятьдесят восьмой пробы и выше? Или в кругляшке червонного золота достоинством "десять рублей золотом" до переворотного времени? Сколько нехорошей энергетики в каждом червонце, каким образом Захаровна заряжала дорогие кругляшки, в каких предметах заряд таинственной энергии дольше держится: в шубах-ботинках, червонцах времён "осударя-батюшки", прочих украшений? Как скоро следует избавляться от дорогих наследственных, и каким способом?
Прогулять с восторгом "Веселись душа и тело - всё наследство пролетело!"?
Представительницы вольного цыганского племени знают, как заработать на страхе особей женского пола других племён и народов:
- Дурное, заговоренное золото в доме хранишь, принеси мне, отговорю - и верящие в "дурную энергетику" несут.
Перечня предметов, максимально полно аккумулирующих "нехорошую энергетику" не существует, но если верить наблюдениям, сделанным за века - первое место уверенно держат старинные замки.
Автор имел повод убедиться в существовании "энергетики вещей" и об этом рассказал в короткой повести.
- И вещи имеют души,
а будь иначе -
заявление "сделано
без души" теряет смысл.
- Через половину века
с документов, будь трижды
сверхсекретными,
снимают покров тайны.
Через какое время с
древних противников
снимают звание "враг"
нигде не сказано.
Глава 1.
Он ("сам")
Если ограничусь заявлением:
- "Искусно сделанную из куска обшивки самолёта неизвестной армии, а их было две, коробочку с названием Zigarettenitui нашёл при разборе старого коровника в деревне" вдумчивому человеку с натурой исследователя такое заявление ничего не скажет, потребуются пояснения:
- Где, когда, в каком населённом пункте, по какой причине и с какой целью разрушал скотоводческое помещение с названием "коровник", кому принадлежало строение, и как вещица, именуемая "Цигареттенитуи" из авиационного дюраля времён войны с надписью на крышке "L.Hepp" оказался в коровнике?
Приступая к изложению истории полувековой давности испытываю затруднение: как не пройти мимо главного?
Вторая, менее важная задача: как из Lang Geschichte сделать "kurze гешихте" без ненужных и отвлекающих от сути подробностей, как не удалится от "краткость - сестра таланта"? Кто откажется от звания "талантливый рассказчик" с присвоением медали, покажи пальцем? Если не получится короткий рассказ - не суди строго.
Тётушка жены и супруг проживали в селе в пятнадцати верстах от города, и подобный промежуток на просторах Среднерусской возвышенности не представляет большого расстояния, если в летнее время перемещаться естественным способом, то есть ногами.
Если в летнее время прогулочным шагом путь до деревни укладывался в три часа - в зимнее время удлинялся на час, а иногда и больше. Меняющуюся длину дорог аборигены не могли объяснить, и за них это сделали иноземцы в известные времена:
- Дороги следует чистить от снега - тогда будут короткими и лёгкими в любое время года! - на что не менее мудрые аборигены отвечали:
- Больно умные! А вы длину дорог наших мерили? В вашей Германии чистить нечего, у вас не дороги, огрызки, разогнаться негде, а у нас картина иная, сами с усами, без учителей обойдёмся! Пусть учат своих баб щи варить! - в этом и кроется слабость зарубежной науки.
Определение "супругу тётки жены" существует в спецлитературе, всякий раз пускать в оборот помянутую длинноту негоже, вот и буду поминать "дедом"
Кому "дед", чей "дед" неважно, любой дед принимается нами старым человеком, так поминают старых людей на Руси. .
Дед рос последышем в крестьянской семье среднего размера с определением "сам семь", то есть, глава "сам семь" шёл позади выводка, а перед главой семьи, замыкающим семейный строй, шёл герой повести.
На последышах кончаются стройматериалы и жизненные силы производителей, потому-то часто, если не всегда, такие "строения" приходят в мир хилыми телом. О душе речь не идёт.
В животноводстве существует срок репродуктивности, когда четвероногая особь способна выпускать здоровое, полноценное потомство, а людей закон не касается: в нужный момент о продуктивности люди забывают...или верят в две высшие силы над собой: "бог" и "авось, пронесёт"
Если мать-Природа обижает последышей крепостью тела - часто даёт нестандартный разум, и примеров тому в истории народов масса. Не видел красивого и умного гиганта, но хилых мудрецов - сколь угодно, но почему в последующей жизни предпочтение "слабого пола" отдаётся красивым гигантам, а не хилым мудрецам - тема для исследований.
Судьба шутит с нами или непрерывно, полный срок пребывания в видимом мире, или такое делает иногда. Чаще всего наша "судьба" - это наши родители. Они нам дают имена при появлении в мир.
Когда появилось утверждение, что имя, данное человеку при рождении, определяет всё его последующее бытие - не знаю, но согласен. Дело за малым: провести исследования на тему: "Влияние имени индивида на всё время его жития".
При крещении деду дали имя "Никифор" без малейшего представления, что оно значит. Раздача имён без понимания - одно из любимейших наших занятий. Знай кто в большой дедовой семье греческое "Нике" и "фор" - "Никифора деду не получить: Никифор должен быть высоким, крепким, сильным и красивым. Пусть и глуповатым, но воинственным. Заметным. Побеждающим всех и вся. Всегда.
Признаюсь: не соответствую своему имени, и сколько подобных мне бедолаг, кои не соответствуют внешностью имени своему - выяснением вопроса никто не занимался, лишнее:
- Зачем? - гороскопы составляем, верим в них, но как влияет имя человека на собственное житие - лишние знания, правильные названия кораблям нужны, а кто на кораблях ходит необязательно.
Дед не оправдывал великого имени: рос хилым, слабым и болезненным, в великом русском языке есть определение таким человеческим недоразумениям: "корявые" и "дробные", то есть, мелкие: по достижении зрелого возраста имел всего сто шестьдесят сантиметров росту "в прыжке с кепкой", как говорят злые языки в народе.
Кому в селе не доводилось скот пасти? И дед, мальчишкой, как-то пася скотину, поспал на весенней непрогретой земле, и тот сладкий сон парнишке бедой обернулся: мигом нарывы по бедру пошли, да так быстро и ужасающе, что в городскую больницу на лечение положили. Плохо дело повернулось, лечение шло к тому, что светила медицины местного значения склонялись к ампутации конечности. И странное дело: только некий немец-врач, на дедово счастье работавший в той больничке, не согласился с мнением коллег об ампутации и под свою репутацию врача продолжал лечить мальчишку.
Как в до переворотные времена распределялись голоса на врачебных консилиумах - неизвестно, но природную конечность немецкий доктор деду сохранил. Короче на шесть, или семь сантиметров, но своя ноженька, не деревянная!
Хромой парень вне деревни вписан в графу "неполноценных", а в деревне хромой получает полное невнимание со стороны прекрасной половины человечества, и ни единая, будь то самая последняя замухрышка, никогда не даст согласия выйти замуж за хромца! Почему? Думаю, по одной причине: хромой не сможет сделать ни одного "па" в танце! А какая деревенская жизнь без танцев?
Был не из богатых, что немаловажно. Одни минусы достались деду в этой жизни, а другая была где-то...
Но были и "плюсы" в несчастье: от него раз и навсегда отцепились военные всех стран и континентов, и к механизмам сельскохозяйственного назначения не допускали:
- "Хромой"! - и оставались бедолаге "общие работы" выполнять. Если бы не терпение и кротость в несении не "победы", а ударов от жизни - впору совать шею в петлю. Каково житие у "затюканных" Судьбою - знают только сами обиженные.
Дед не имел образования, а то, что приобрёл - пустяки, мелочь. Был обучен счёту, простому письму без тяжёлых речевых оборотов, как у меня, и приобретённых знаний хватало на место кладовщика в родном колхозе.
Природа компенсировала дедов телесный недостаток редким даром: нигде не учась составлял такие отчёты "о трудовой деятельности колхоза им. "Красного Коминтерна", настолько талантливо, что дедову дару дивились опытные бухгалтера и счетоводы, немалые спецы в подтасовке показателей "в колхозной отчётности".
Природа полностью не лишает своих даров, часто мы о них просто не знаем. Дед был честным, понимал, что всякие махинации и кражи хороши для здоровых и прочных "идущих по жизни", а не для таких увечных, как он. Например, если я имел универсальную специальность, по которой работа мне была обеспечена на любом предприятии города, то у меня и гордыня соответствующая была, в самый раз по моим способностям:
- "Да плевать хотел на вашу занюханную контору, работу, как у вас, найду всегда"! - инвалид так сказать не мог. Вот она, моя страсть к прописным истинам!
Глава 2.
Она, или "сама".
В селе проживала обойдённая милостью матери-Природы девица: бесплодной уродилась, а выяснение женской беды произошло после замужества, Многими деталями отличается сельская жизнь от городской, но по мнению автора главная выглядит так: в городе никому нет дела, что ты "пустая", а на селе ты клеймёная:
- На себя живёт, ни о чём не волнуется... - и молчаливое поношение бесчадием. Во все времена отечественная деревня пребывала "библейской", но не в доброй части "святого писания", а в той, где языком "помыть кости ближнему своему" проходило за первейшее удовольствие. Почему "пустота" сестёр волнует женщин - автор, пребывая мужчиной, браться за объяснение не рискует, боится совершить ошибку в письменном виде. На женщину не указывали пальцем, не говорили в глаза "пустая баба...", помнили отеческое:
- За глаза царя ругают - и поминали в удовольствие.
Два жизненных несчастья соединились под одной крышей, и соединение отстояло от любви на приличном расстоянии, но не настолько, чтобы разойтись. На месте, где хотя бы малое время, должно пребывать сладкое безумие с названием "любовь", от начала поселились взаимное терпение и вечный труд без вопроса:
- Для кого стараться, кому собирать? - повода для написания романа о двух обездоленных людях не было.
Жили и работали для себя, меньше на племяшей, убежавших молодыми в город от прелестей савецкой сельской жизни. Оправдание побегу оставили:
- Не мы одни, вся деревня сбежала... - отчего "совецкие" крестьяне бежали из родимых мест в города дюралевой коробочке под сигареты не волнует.
Убежавшие в город от прелестей сельской жизни племянники связь с роднёй не теряли, навещали одинокую пару и обрадованные памятью о себе встречали гостей радушно: доброй выпивкой и нехитрым крестьянским питанием: яйца, сало, картошка, перья молодого лука с грядки. Нет детей - нет и беспокойства:
- "Что оставим детям? - потому заработанные гроши не рождали расстройств образца "маловато собрали".Дед любил выпить, но меру знал и не переходил границу.
Так и катилась жизнь. Куда - кому ведомо "место прибытия", кто наверное знает - "куда"? Живём - и ладно. Как можно что-то наперёд загадывать? Вот деды и жили одним днём: нас так приучили издревле.
Если провести опрос общественного мнения по вопросу: "сколько надеетесь пробыть в видимом мире"? - девяносто процентов опрошенных ответят:
- Не знаю... - ответят осторожные и самокритичные граждане, а нахалы, вроде меня, примутся рассуждать о "независящих от нас факторах и причинах", кои могут прервать течение жизни в любую минуту.
Глава 3.
Отступление в любовь.
Знал женщину, трудились на одном предприятии.
Дорогой читатель, термин "знал" в адрес женщин не равен "познал, как женщину", заявление "знал" не входит в физическую близость (интим). Иные названия физической близости с женщинами в данном месте не приводятся. Вечное заблуждении мужчин: побывать с женщиной в интиме и не узнать женщину равно отеческой мудрости:
- "Был в лесу - не видел деревьев..."
У женщины, кою "не знал", на месте любви было иное: весной, когда приходила пора сеять основной продукт питания граждан всех сословий (картошку) - наступала сезон любви и ловли очередного мужа. Находила, есть такая везучая на мужиков женская порода. С новым избранником оговаривала и условия "соединения": - "Вскопать огород и ничего иного"! - окончание посевной без лишних слов напоминало новому "мужу":
- "Благородная миссия твоя окончена и можете, "любимый", удаляться туда, откуда поманила некоторое время назад". Искусно и талантливо выпроваживала "мужей", но бывало, что "изгнание" откладывалось до уборки урожая, и летний период созревания клубней, когда "супруг" предавался безделью - был мучительным. Дивился таланту женщины: "волшебница, колдунья, ведьма"!
Очередной уловленный знал, чем кончится женитьба после уборки урожая, видел и понимал цели и задачи супруги, понимал, кто ведущий, но не мог остановить процесс развала семьи. Заранее знать условия брачного контракта и продолжать движение на "красный", или как мотылёк на огонь - пожалуй, и через тысячу лет человечество не найдёт объяснения мужской глупости. Опросы общественного мнения (женщины):
- Вы его любите?
- Люблю!
- За что? - бедной не дано осмыслить, что вторая половина "за что" - провокация, и сколько не выпускал глупый вопрос "за что" - девять из десяти без раздумий приступали к перечислению достоинств избранников. Так и есть: женщины выбирают мужчин на вспахивание огородов оставляя сильному полу заблуждение "мы выбираем женщин". И только одна, всего одна единственная ответила:
- Не знаю! - и под "не знаю" можно подводить что угодно, вплоть до "не люблю". Это ведь женщина всё же!
На основании опроса сделал заключение:
- Настоящая любовь рождается, живёт и увядает на огородах Как картофельная ботва...
- Не мужик, а гладиатор!
- Могуч?
- Нет, только гладит...
Так сколько было несчастий? Что бывает, когда два несчастья объединяются в одно?
- Ни одного!
- Ответ неверный, два несчастья, собираясь под одной крышей, не растворяются в "море любви и радости", не уничтожаются взаимно, но остаются в целости в каждой из соединившихся половинок, а итог равен двум несчастьям.
Всем, любящие не исключение, приходит время подведения итогов, и у стариков они оказались неутешительными:
подгородный колхоз, поилец и кормилец горожан, как-то тихо и по непонятной причине умер, не мог не умереть: родился с рахитом. В смерти коллективного хозяйства просматривался чисто российский утешительный момент: "не один наш колхоз приказал долго жить"
Что собираем на старость? Деньги, единственно ответ у девяносто девяти из ста граждан отечества. Соберёшь деньги "на чёрный день", или из затеи по сбору ничего не поучится - другая повесть, но сам процесс собирания денег "на чёрный день" делает жизнь от начала и до конца чёрной. Нет таких чудаков, кои могли бы сказать твёрдо и уверенно:
- "Ни в малейшей степени не волнует, как меня закопают! Закапывают не меня, я - это когда жив, а мёртвый - это не я, а потому абсолютно без разницы, где буду закопан и будет ли врыт в ногах трёхметровый обелиск чёрного мрамора с портретом "полного профиля", или деревянный крест... или вообще ничего. Кая разница? Чем заняты и до сего времени "поисковые отряды", что ищут останки убиенных воинов в прошлую Большую Драку? Всех ли найдут и помянут поименно? Гарантия имеется? А как быть с костями, кои не найдут? Такое может быть? Сколько ещё по времени будут длиться наши "гробокопания"? Ведь по многим религиям мира такое занятие - дело нечистое.
Глава 4.
Основа богатства.
Эстонец Антон Тамсааре в "Новый нечистый из самого пекла" вывел формулу богатства:
- Всё, что можно продавай; что нельзя продать корми свиньям, что не едят свиньи - ешь сам и будешь богат!
Дед не держал свиней, тяжко и хлопотно, но была корова и куры. Не держать в деревне корову - получить всеобщее осуждение, плевать, что увечный и слабый: или имей скотину, или умри! А что такое корова? Изумительный и прекрасный агрегат непрерывно кушающий растительность и выдающий молоко и остальное, без чего молока не бывает.... Во всяком производстве имеются отходы. Корове нужен корм, и чтобы добыть корм нужны немалые силы, кои держатся в нас до определённого срока. .
Люблю корову, изумительное по красоте животное, а за её глаза, зеркало коровьей души - можно отдать и жизнь!
Глава 5.
Генеалогия.
Время шло. Свои пятьдесят лет пролетели, как один день, а у деда с супругой годы прошли быстрее моих, и обвинения в быстром старении граждан "страны советов" ложатся на телевизионную программу "Время, вперёд"!
И так всегда: не знали, что впереди, но рвались, и в итоге рванья вышли на "белую горячку". Сегодня мало кто может ответить на вопрос:
- Назовите время кончины вашего главного товарища с двойной фамилией "Давай-давай"?
С какого боку приклеен к деду автор, какова степень родства с дедом?
С древнейших времён и до сего дня продолжаем делиться на "свой" ("наш") и "чужой", без уточнений, насколько "свой" бывает своим, и "чужой" - чужим.
Не стану рассказывать, как миллионы граждан страны были кинуты родимым государством при обмене денег, как проверяли любовь граждан к государству "дефолтами" всех видов и окрасок. Знающие люди говорят, что "дефолт" в переводе с английского - "умолчание". Молчать не было сил, и английское слово в известные времена заменило родное и привычное слово из трёх букв. Но временно!
И вот она, сучья старость! Слабость, немощь, болячки... и страх. К семидесяти годам у дедовой супруги добавились парочка операций "глубоко не затрагивающих жизненно важных центров", как принято определять в медицинском мире, но основательно испортивших ситуацию, когда "глаза видят - руки не могут..." - как жить в селе с разрушенным здоровьем?
Остаётся лечь и умереть, но смерть не приходит по вызову... От чего мрут долго работавшие люди? От безделья. Отнимите у меня компьютер - лягу на самодельное лежбище, по обычаю не закрою лик одеялом (мою работу другие сделают), прикажу остановиться сердцу - и всё, отгулял, полетели!
И дед уже не мог выпивать поллитровку "за один присест" и такая "слабость" убивала сильнее прочих бед и несчастий, что были в подлунном мире И бутылка была невинной нормой, кою с городскими племяшами когда-то свободно, не пьянея, оприходовал. Эх, было, было, приходили племяши из города, садились за сельский стол.
А тут добавилась волнующая новость: городу воды мало и верха решили:
- Строить водохранилище! - и в дедовой опустевшей на три четвёртых, или на все пять шестых деревне выпало "щастье":
будущее водохранилище отрезало остаткам деревни дорогу в город.
По моим неграмотным соображениям дедова деревня, случись успешное окончание строительства плотины, оказалась на берегу рукотворного водоёма, и живописные места могли превратиться в "курортную зону местного значения".
Паника началась с того, что предприятия города, на деньги которых затевалось "рукотворное море", принялись переселять жителей в город. Счастливчиков набралось немного.
Но время шло, водохранилище строили "через пень колоду" и у ожидавших "исхода" колхозников умерла надежда, а вместо неё родилась уверенность:
- "Исход" наши правнуки увидят! Не раньше!