Мой неблизкий знакомый Оганезов -- уникум, личность в своем роде прелюбопытная. Даже не знаю, с кем сравнить. А друг мой ДВ, который знаком с Оганезовым всю жизнь, еще более категоричен: "Оганезов -- он один такой. Больше таких на всем белом свете нету. Хорошо ли это? Не знаю. Плохо? Не уверен"
ДВ, с присущим ему своеобразным юмором, отчего-то почитает и величает Оганезова своим "воспитанником". Он же придумал для Оганезова и весьма специфическое определение: "Мой воспитанник -- полнейший социальный импотент в чистом виде".
Был бы я основательным писателем с размахом, из этой темы можно было бы высосать целый роман, про лишнего человека. И, главное, каким созвучным сиквелом смотрится: А.И.Гончаров, "Обломов" -- А.В.Соломатин, "Оганезов". Причем размах жизненной драмы Оганезова, пожалуй, даже шире, и эпическая глубина ее глубже, если эту драму старательно раскопать и нарочито драматизировать. Додумывать, досочинять, дофантазировать. А если не копать и не драматизировать, то чисто фактическая сторона тянет скорее на фельетон. Да и писатель я не основательный, а так -- все больше по зарисовкам да эпизодам. Потому и ограничимся этими десятью страничками.
Итак, Оганезов. С чего начать? Начнем, наверное, вот с чего. Жизнь каждого человека поневоле представляет собой баланс доходов и расходов, который обычно приблизительно сходится (откидываем крайние случаи, когда умерший задолжал всем окружающим или, наоборот, оставил после себя семизначный счет в швейцарском банке). При этом, как правило, людям свойственно быть недовольными суммой расходов, которую они могут себе позволить. И для того, чтобы эту сумму увеличить при сохранении баланса, люди стараются увеличить сумму доходов. Иногда им это удается. Иногда им это удается до такой степени, что получившаяся в сумма на расходы их примерно удовлетворяет. И тогда человек живет в гармонии и успокоении -- по крайней мере в том, что касается денег. Большинство людей стараются в этом направлении.
Но, заметьте! Чисто арифметически, есть ведь и другой способ достигнуть гармонии и успокоения, прямо противоположный. Если научиться удовлетворяться все меньшей и меньшей суммой расходов. О, какие тут открываются перспективы! Если только избавиться от необходимости получать доходы, все жизнь предстает в совершенно ином свете. Тогда ты сам себе хозяин, и ни от кого не зависишь, и избавлен от необходимости заниматься тем, чем тебе заниматься неприятно -- физически или психологически.
Именно этой необычной дорожкой и идет по жизни Оганезов.
А именно: "Как бы это сделать так, чтобы в жизни тратить как можно меньше денег?"
Курс на максимальную экономию, взятый однажды раз и навсегда, с течением времени порождает у Оганезова все больше и больше таких поведенческих особенностей, что... Любой сегодняшний житель Москвы сочтет их, осторожно говоря, девиантными. От них веет какими-то самыми тягостными, трагическими и мрачными страницами большевистской истории. Разруха, голод в Поволжье, эпидемия "испанки", украинский Гладомор, блокадный Ленинград...
Например: достоверно известно, что в целях экономии Оганезов не пользуется туалетной бумагой. Каково?! По этой причине некоторые из его знакомых именуют его обидным прозвищем "рукожоп" и отказываются здороваться с ним за руку.
Или вот зубная паста. Знаете ли вы, читатель, что если разрезать использованный тюбик зубной пасты и распрямить его внутреннюю поверхность, там можно наскрести еще немного пасты? А сколько именно? Небось, не знаете. А Оганезов знает это точно -- на 3-4 почистки.
По Москве Оганезов перемещается почти исключительно пешком, чтобы не тратить деньги на общественный транспорт. Лет 10 назад, когда еще можно было проехать "зайцем" в автобусе, категорически избегал метро, где проехать "зайцем" довольно затруднительно.
Документально зафиксировано два случая, когда Оганезов, участвуя в велосипедном и пешем походах по Крыму и Кавказу соответственно, покупал по одной бутылке пива. Пиво выпивал, бутылку привозил в Москву и сдавал.
Или вот еще пример. Много лет назад ДВ и Оганезов летом ходили пешком по Хибинам. На обратном пути, выйдя из поезда на Ленинградском вокзале, Оганезов забыл на третьей плацкартной полке свой свитер. ("Молью траченый" -- уточнял ДВ по ходу этого драматического повествования). И обнаружил пропажу только дома, на следующий день, вытаскивая вещи из рюкзака. Ну, как бы повел себя в этой ситуации средний человек? Хлопнул бы себя по лбу, сказал бы "Вот балда!", да и забыл бы думать про этот свитер на веки вечные. Еще какие-нибудь варианты поведения есть у Вас, изобретательный мой читатель? Нет? Вот и у меня тоже нету. В отличие от Оганезова.
Оганезов опрометью метнулся на вокзал в поисках мурманского состава. Естественно, состава и след простыл. Дошел до дежурного по вокзалу и диспетчера пассажирского движения. Выяснилось, что вчера днем состав отогнали на станцию Ржевская-Сортировочная и раздирбанили на переформирование, а ночью он, снова собранный, укомплектованный трезвыми проводницами, промытый и заправленный постельным бельем и туалетной бумагой, снова ушел на Мурманск. Светлая память свитеру, молью траченому. Ну и что, думаете, Оганезов сдался? Дудки! Типовой график движения мурманского поезда составляет пять суток: двое в дороге, день в Москве, двое в дороге, день в Мурманске. Оганезов изучил этот график, и в течение недели каждый день регулярно встречал на Ленинградском вокзале все мурманские поезда, как верный пес, или жена моряка дальнего плавания. Перезнакомился со всеми поездными бригадами, и наконец на пятый день пришло ему счастье: снова приехал в Москву поезд с "его" бригадой, Оганезов разыскал в бригаде "свою" проводницу, и задал ей прямой нелицеприятный вопрос про свитер. Где, мол? Добрая женщина покрутила пальцем у виска, и выдала Оганезову вожделенный свитер (наверное, бормоча что-то вроде "а я его уже на половую тряпку собиралась...")
Сам Оганезов иногда именует свой жизненный путь "аскетизмом". Мне кажется, с этим определением можно согласиться лишь отчасти. Если принимать во внимание только количество потребляемых Оганезовым материальных благ -- да, пожалуй, это действительно аскетизм. Но ведь значение слова "аскетизм" шире (если не ошибаюсь, "упражнение" по-гречески). Сознательное самоограничение с целью чего-либо, и, хочется думать -- целью возвышенной. Увы, никакой возвышенной цели у Оганезова не просматривается, а оттого этот "аскетизм" не ведет его к душевному равновесию и внутреннему умиротворению. А как раз наоборот -- определенно порождает внутреннее беспокойство, неизменно-завистливое отношение к окружающим и нервно-обостренную любовь к деньгам. Любовь Оганезова к деньгам принимает прямо-таки карикатурные, анекдотические формы. Накаленный градус вожделения. Расскажите ему, что кто-то из общих знакомых нашел на улице 100-долларовую бумажку -- и он на глазах неузнаваемо изменится в лице, почернеет от горя. Будет изо всех сил стараться показать, что ему все равно, и что лицо его сохранило прежнее выражение -- но увы, уголки рта вниз, щеки обвисают, трагедия в глазах. В такие моменты его можно снимать для конкурса любительских кинокомедий.
Когда-то в молодые годы ДВ поигрывал с Оганезовым в покер, и поныне вспоминает те игры как the most easy money: "Воспитанник -- это как открытая книга. Все карты у него на лице. Любо-дорого. Если пришла ему фишка, он светится, глаза горят, уши шевелятся. Уже готовится получать выигрыш, предвкушает. Ну, естественно, скидываешь... И наоборот"
Но, что удивительно, при такой любви к деньгам -- ни малейшей попытки какой-то конструктивной деятельности с целью таковые деньги заработать (или получить обманом, или отобрать силой, или еще как-нибудь). Подозреваю, что, если Оганезов и строит в своей жизни какие-либо финансовые планы, то самые реалистичные из них связаны с наследством внезапно умершего богатого дядюшки из Америки. Других нема. Я хотел было еще упомянуть про выигрыш в лотерею, но вовремя вспомнил старый еврейский анекдот про громовой Небесный Глас: "Мойша, я бы и рад дать тебе выигрыш в лотерею. Но у меня нет шанса. Ты хоть раз в жизни купи билет!"
Потому что Оганезову все надо бесплатно. О, как он любит слово "бесплатно"! -- это просто невозможно представить неподготовленному зрителю и слушателю. Услышав слово "бесплатно", он вскочит, будет размахивать руками, речь его убыстрится, и все фразы будут строиться вокруг этого слова "бесплатно", включать его в каждое предложение по два-три раза, возвращаясь к нему вновь и вновь и не в силах оторваться. Примерно как слово "херес" в утренней речи Венедикта Ерофеева в буфете Курского вокзала.
Оганезов бесплатно ездит "зайцем" в электричках (выискивая платформы, не оборудованные турникетами), бесплатно читает газеты (в библиотеке, с задержкой на сутки), бесплатно читает книги (этого еще коснемся ниже). Как-то раз Оганезов прознал, что в районной поликлинике бесплатно делают анализ мочи и кала. И довольно долгое время регулярно приносил туда свои сокровища на анализ. На недоуменный вопрос ДВ "А нафига?!" Оганезов давал столь же недоуменный ответ "Так бесплатно же!!"
Почему-то вспоминается толкиеновское "моя пре-е-елесть...", произнесенное скрипучим дрожащим голосом. И не поймешь, что у слушателя сильнее -- то ли сострадание, то ли неприязнь.
* * *
Естественно, что при таком подходе к жизни у Оганезова нету ни жены, ни детей. Ни бабы. Возможно, что и не было никогда. Живо себе представляю: "Дорогая, туалетную бумагу я не купил, потому что считаю, что и водичкой...". Или: "Дорогая, я вот разрезал тюбик зубной пасты, так что хватит еще на два дня". Социальный дарвинизм в действии.
"Какие у моего воспитанника могут быть бабы, Тём, ты что?" -- как-то убеждал меня ДВ.-- "На баб, как-никак, деньги тратить надо. А воспитанник за каждую койку удавится. Причем буквально, именно за копейку". Я приводил встречный аргумент -- стоп! а как же, мол, известная житейская мудрость "Любого мужчинку подберут"? На что ДВ возражал аргументировано: "Из каждого правила бывают исключения. Так называемые крайние случаи. К тому же не забывай, мой воспитанник -- социальный импотент"
Социальный импотент живет с мамой. И, что совершенно не укладывается у меня в голове, ведет с ней раздельное хозяйство. Видимо, бедная старушка вконец отчаялась и отказалась кормить великовозрастного тунеядца на свою пенсию. "Ну, мне неудобно заставлять маму готовить для меня. Поэтому я готовлю для себя сам" -- дипломатично разъясняет эту ситуацию Оганезов. Нехитрое предложение "Так почему бы тебе не сготовить для мамы?" повергает Оганезова в ступор и замешательство. Видимо, язык его отказывается произнести фразу "Потому что мне жалко на нее денег".
Зато этот язык не отказывается участвовать в пищеварительном процессе. Как Оганезов ест -- это надо видеть! Или, наоборот, не надо -- если вы личность с тонкой душевной организацией. Он ест как человек, который до этого ничего не ел три дня, и точно знает, что и в следующие три дня есть ему тоже ничего не дадут. И что на еду здесь и сейчас у него ровно тридцать секунд, и секундомер уже щёлк, и время пошло. Ложка мелькает с головокружительной частотой, рот максимально близко к тарелке, неудобная поза максимального напряжения, вот-вот лопнут жевательные мышцы. Это что-то дикое-звериное-волчье. Если б нашелся на свете отважный человек, который рискнул бы в этот момент схватиться за миску Оганезова с противоположной стороны -- уверен, Оганезов бы его укусил. Я бы, например, не рискнул. Аскетизм просто так не проходит.
* * *
Возникает естественный вопрос: а в чем же состоят основные занятия Оганезова и его времяпрепровождение? Ведь свободного времени у него, судя по всему, вагон. Не так ли?
И да, и нет. Времяпрепровождение его весьма подвержено сезонным колебаниям, как у далеких предков сапиенсов, живущих собирательством.
Летом Оганезов поглощен дачной жизнью. Причем, в отличие от подавляющего большинства московских обитателей, дачная пора для Оганезова -- вовсе не беззаботная, а, наоборот, воистину страдная. День год кормит. Летом Оганезов заготавливает съестные припасы себе на зиму. Слушая торопливые сбивчивые рассказы Оганезова про дачную жизнь, не устаешь удивляться: выходит, даже подмосковный участок в 6 соток и истоптанный окрестный лес могут почти прокормить взрослого человека. Заготовки, соленья, кабачки, огурцы, смородина и крыжовник. Без устали прополки, окучивания, мульчирование, потом прокрутки через мясорубку и закрутки банок. Вот насчет картошки не уверен, она как-то в его рассказах не упоминается. Да и без картошки -- засеян и вскопан каждый квадратный метр. Так или иначе, в пищу идет все, что только может на нем произрасти. Вы скажите, с кабачков да смородины ноги протянешь? Белок-протеин нужен? Правильно. Поэтому, помимо прополки и поливки, Оганезов в летнее время встает спозаранку и отправляется в уже упомянутый лес неподалеку, чахлый и истоптанный, в надежде выковырять из-под земли еще только пробивающиеся крохотные подосиновики, подберезовики и "эти, как их, под-опёнки". И снова варим, солим, сушим, закатываем банки. И потом везем эти банки рюкзаками а электричке (разумеется, "зайцем") в Москву. Пять-семь ходок, согбенный под тяжестью. Протеин на зиму. Но не забываем и сегодня на ужин пожарить. Собственно, грибы с дачи -- основной источник протеина для организма Оганезова в течение всего календарного года. "Я эти грибы уже видеть не могу" -- признавался Оганезов несколько раз в минуты душевных кризисов. Мы с ДВ, как могли, накидывали ему свежих идей и участливых советов: силки на птиц, жаркое из кузнечиков, муравьиные яйца-личинки, дождевые черви. Бортничество, наконец.
В целом же весь этот гастрономический сюжет неуловимо напоминает благоденствие китайских трудящихся эпохи Большого Скачка. "Голод -- это когда нет мух. Потому что им нечего есть, и их всех съели"
Зато зимой, когда заготовки заготовлены и припасены припасы, наступает для Оганезова благословенное время. Теперь можно безоглядно предаваться страстям. Которых у Оганезова две.
Кто сказа "пьянки и блядки"? Шаг вперед! А, вот это кто... Я так и думал. "Стыдно, брат. Стыдно, и нехорошо" Встать в строй.
Нет, плохо знаете вы Оганезова. И не пьянки, и не блядки вовсе. Зря, что ли, ДВ старался и придумывал медицинский термин "социальный импотент"?
Итак, внимание. Объявляется страсть номер один. В зале медленно гаснет свет, в оркестровой яме нарастающая барабанная дробь...
Страсть номер один -- это ставки в букмекерской конторе на исход спортивных событий. Всего лишь? Ну, это вам "всего лишь". А для Оганезова... Наверное, тут никто не выразит лучше него самого. Как-то раз перед очередным туром футбольной Лиги Чемпионов, набрав квитанций в "Букмекере", Оганезов сладостно предвкушал вслух: "Пиршество! Настоящее эмоциональное пиршество ожидает меня сегодня!" И светился лихорадочным светом, и лихорадочно потирал руки, и не было никакой самоиронии в этой его фразе. В граните бы ее выбить, в бронзе отлить. Пиршество безо всяких "но" и кавычек. Это Жизнь. Это Всё. В самом деле, что может быть более захватывающим и увлекательным, чем со стоном и слезами оторвать от себя кровные двести рублей, "кинуть" их на победу "Манчестера" с коэффициентом 1.6, потом еще полдня ходить-бродить и не знать куда себя деть, весь в сомнениях, и грызть ногти, и есть себя поедом -- а не сглупил ли, нет? Может, надо было на "Челси"? Вроде Руни последнее время не тот, да и этот клоун Де Хеа иногда такие плюхи пускает... Или нет? Или да? Или все-таки "Челси"? Эх... И потом еще полтора часа с реанимационным перерывом -- запредельное напряжение, пульс под двести, рвутся жилы, усидеть на диване невозможно, нервная дробь пальцами, непроизвольное притоптывание в домашних тапочках и дрожание тощих мослов в тренировочных штанах еще советского производства, с оттянутыми коленями. И в конце туннеля кровные двести рублей превращаются в триста двадцать. Или напротив, исчезают без следа. Высокий идеал московских всех мужей.
По собственному признанию Оганезова, в результате многолетнего неразрывного симбиоза с "Букмекером" он разучился смотреть спортивные телетрансляции как таковые, если не "кинул" на них ставку. То есть получается, что интересует его не спорт как таковой, а спорт как процесс с денежным результатом для Оганезова лично.
Этот результат Оганезов скрупулезно высчитывает на протяжении многих лет, старательно плюсуя и минусуя свои выигрыши и проигрыши в толстом клетчатом гроссбухе (тетрадь 96 листов). Утверждает, что за период с начала 2000-х годов в общей сложности выиграл около 10 000 рублей. Искренне считает это значительным достижением и важным источником своих доходов.
Ну, а страсть номер два -- это германские нацисты. Те самые, настоящие. Дойчланд юбер аллес, дранг нах Остен, орднунг и прочие дела. Тысячелетний рейх и Хайль Гитлер, короче. И лично мне этот пункт представляется заслуживающим более пристального изучения. Все-таки насчет ставок -- там все более-менее понятно с психологической точки зрения: нервная система человека как биологического существа спроектирована в расчете, в том числе, и на сильные кратковременные эмоции -- сбежать от леопарда (или догнать леопарда, не знаю), увернуться от падающего дерева, переплыть бурлящую реку. А монотонно-однообразная дачная жизнь Оганезова (соленья, варенья и подосиновики с под-опёнками) не предоставляет ему шансов испытать сильные эмоции, нервная система работает на холостых оборотах и ощущает сильный дефицит адреналина, тягостный разлад и внутреннюю чесотку. Некоторые люди для компенсации адреналинового голода прыгают с парашютом, гоняют стрит рейс или молотят нунчаками по голове своим нунчацким партнерам. Но нет, не таков Оганезов, опасливый и осторожный. Подвергнуть организм хоть минимальному физическому риску? Не уж, увольте! И в таком раскладе денежные ставки нельзя лучше подходят на роль адреналинового компенсатора, особенно учитывая патологическую любовь к деньгам ("Моя пре-елесть..."). И эмоций из-за этих ставок хоть отбавляй, и не больно, и руки-ноги целы. Все вполне объяснимо.
А вот насчет нацистов -- тут сложнее. Что-то парадоксальное в этом психологическом феномене, впрочем, давно и широко известном. Личности дребезжащие и дрожащие, вибрирующие и рефлексирующие, отчего-то нередко испытывают искренне благоговение перед брутально-хамскими авторитарными вертикалями. Благоговение и восхищение, граничащее с любовью, вожделенное ожидание. Подчеркиваю -- искренняя любовь.
Моим умом этого не понять. Ведь, логически рассуждая, должно быть строго наоборот. Дребезжащие и рефлексирующие граждане имеют шанс на благоденствие только при либерально-гуманистических порядках, при главенстве демократического Закона и равенстве всех (а не только дребезжащих-рефлексирующих) перед ним. Только в этих условиях более-менее соблюдаются их права, и достается им, дребезжащим и рефлексирующим, более-менее приличный кусок пирога. А если демократический Закон подменен авторитарной вертикалью и "правом сильного", если собачья свалка без правил за каждую ступеньку вертикали, то каков тут удел дребезжащих личностей? Увы, незавидный. Общественный работы и фольксштурм, а то и Дахау. Связь прямая и очевидная, казалось бы.
Ан нет, отчего-то не все ее улавливают. И тычут пытливым пальчиком в "Майн кампф", дрожащие и дребезжащие. Напоминает подсознательное желание рафинированной и эмансипированной барышни быть изнасилованной гориллой.
Вот и Оганезов почти каждый день, как на работу, отправляется из дома в книжный магазин "Молодая Гвардия". Разумеется, пешком, чтобы не тратить деньги на общественный транспорт (а времени, напротив, можно особо не жалеть, ибо мы помним -- свободного времени-то у него вагон). Думаете, зачем он туда отправляется? Купить книжку? Да хрен вы угадали, "купить".. Оганезов направляется в книжный магазин, чтобы найти там стенд военных мемуаров, отобрать что-нибудь подходящее, и читать прямо там же, запоем и взасос (чуть было не придумал новое для русского языка наречие "взадрот"), не отходя от стенда, стоя, часа три-четыре (или пока не прогонят его потерявшие всякое терпение охранники). В ход идет все что под руку подвернется -- Дёниц, Гальдер, фон Меллентин, Редер, фон Манштейн... Всех не перечесть... "Да мало ли в Бразилии Педров!". Кресты и свастики, свастики и кресты... Пикировщики "штука" над Варшавой и пляжами Дюнкерка, танки Роммеля сквозь песчаную борю, посмертные масляные пятна "унтер-ботов" в атлантических водах, заляпанные камуфляжем "тигры" в белорусских болотах, реактивный грохот Пенемюнде. И огромные кладбища, бесконечные ряды солдатских могил с готическими надписями в мерзлых русских просторах. Кресты и свастики, свастики и кресты... В глазах не рябит, нет?
Тогда продолжим пиршество. Как драгоценность, бережет Оганезов десяток видеокассет с записями киножурнала "Дойче вохеншау", "Триумф воли" и прочие творения Лени Рифеншталь. Тут уже просто завораживающая эстетика, глаз не оторвать: стотысячные толпы орут "хайль", параллельно вскинуты сто тысяч рук, фюрер в открытом "Мерседесе", по главной улице, завален цветами, визжат фрау и фройляйн в крахмальных передничках, брызжут слезы восторга. Или вот эти штурмовики с горящими факелами, ночью, выстроились в форме гигантской свастики и маршируют по полю стадиона. Съезд в Нюрнберге. Идеальные линии марширующей пехоты, тевтонские каски, батальоны печатают шаг, тысяча ног одновременно, носок к носку. Парад перед зданием рейхстага. Млеет, млеет Оганезов.
Когда-то, давным-давно, писатель Юлиан Семенов представлялся мне человеком с крайне однобокой эрудицией, который необратимо свихнулся на своих нацистах. Таки вот я скажу теперь, что по сравнению с воспитанником Оганезовым покойный автор "17 мгновений" -- психически устойчивая личность со сбалансированным кругом интересов. Однако во всем, что касается нацистов, тогдашний Ю.Семенов на фоне сегодняшнего Оганезова -- просто дилетант-недоучка.
По стечению обстоятельств, сам я в молодости тоже немножко интересовался историей WW2, особенно с англосаксонской стороны. Потому иногда удается поддерживать с Оганезовым беседы на эту тему почти на паритетных началах. Плюс у меня за плечами преимущество исторического факта -- англосаксы-то войну выиграли, а нацисты проиграли. Если повторять это почаще, Оганезов огорчается почти до слез, и начинает причитать обидчиво "Да, ну конечно! Ага, справились, да? Справились! Вся Америка! Весь английский флот! Еще этот Восточный фронт, бездонная дыра! А у нас? Ни нефти, ни газа... Страна только 20 лет назад проиграла предыдущую войну... Союзники -- итальяшки...Эх... Да если бы..."
Для него это будто детская игра в солдатики, или финал "Бавария" - "Манчестер Юнайтед". Инфантилизм запредельный. Не знаешь, то ли смеяться, то ли придушить.
"Но зато какой был порядок! Какой безупречный порядок! Как они маршировали! В линеечку! Какая дисциплина! Как они прокатились по Европе! Белокурые бестии! В пух и прах! Польша! Дания! Голландия! Голландия! Франция!..." -- и снова понеслось. Кресты и свастики, свастики и кресты. Снова "штуки" над Варшавой и "юнкерсы" над Ковентри, танковые клинья на карте Среднерусской возвышенности, загорелая пехота с закатанными рукавами, летняя хроника 42-го года. А еще Холокост.
Холокост вызывает у Оганезова особый интерес. Даже не знаю, может именно в этом и есть сердцевина и первопричина оганезовской любви к гитлеровцам? "Враг моего врага -- мой друг". А нету для Оганезова врагов страшнее и коварнее, чем евреи. И тот факт, что нет воды в кране -- лишь мизерная толика их коварных преступлений перед человечеством, перед русским народом, и перед Оганезовым лично. Ну, тут тоже все понятно-тривиально. Куда комфортнее убеждать себя, что в твоих неприятностях виновата чья-то личная злая воля. Чем признать, что неприятности твои являются следствием твоих собственных действий или бездействия. Причем отношение Оганезова к Холокосту тоже несколько парадоксальное: он его отрицает, но одобряет.
"Белокурые бестии" -- это ж надо, а? Нет смешнее анекдота. Как очень часто бывает в подобных случаях: человек с фамилией Оганезов соответствует своей фамилии более чем. Волосы черные курчавые, глаза карие. Когда в глаза попадает дым от костра -- веки красные и слезятся. Ему бы еще пейсы, и был бы идеальный типаж ортодокса из Старого Города. ДВ как-то справедливо заметил: "Воспитанник, вот насчет твоих любимых немцев... Если б сегодня танки Гота или Гудериана вошли в Москву, завтра тебя бы первого отправили в газовую камеру. По критерию неарийской внешности"
* * *
Подведем промежуточный итог: подосиновики, ставки на "Манчестер"-"Челси", восемь кассет "Дойче вохеншау" и...
И, в общем-то, все... Понимаете? ВСЁ.
"Прочерк, прочерк, еще прочерк.
Прошлой жизни немой очерк.
На все один ответ --
Нет-нет. Нет-нет. Нет"
И тут же кто-то спросит, запальчивый, в категоричной форме: "Да что же это за жизнь-то?! Да зачем же вообще живет такой человек?! Не человек, а мусор какой-то!"
Для начала придется ответить запальчивому любителю вопросом на вопрос: ну, а Вы-то зачем живете? Предвижу варианты "чтобы добиться успеха", "чтобы детей вырастить", "чтобы получить удовольствие" и так далее (вариант "для спасения своей бессмертной души", увы, не предвижу). На каждый из подобных ответов можно задать следующий вопрос "зачем", а потом еще один, если потребуется. И уже через пару-тройку итераций выяснится, что список рациональных причин для "зачем" тоже иссякает, и остается растерянно хлопать глазами и спрашивать себя "И правда сказать, чем это я лучше твоего Оганезова?.." Хотя в глубине души, конечно, знает точно: лучше, лучше. Интуитивно чувствует, но определенно сформулировать затрудняется -- чем же лучше? Лично мне приходит на память только что-то из Евангелий, насчет сосуда, доверенного для созидательного наполнения, а не для пассивного сохранения. Не знаю, согласитесь ли со мной...
Кстати, Оганезов категорически не верит в Бога. Что, на мой взгляд, только добавляет парадоксальности образу нашего лирического героя. Если б верил -- по крайней мере, работала бы модель "Мучительная аскеза здесь и сейчас как плата за последующее блаженство Там и Тогда"
Зато -- на работу ходить не надо.
Сложно это все, сложно. И неоднозначно.
И, удивительное дело -- по большому счету, Оганезов совершенно доволен собою и своим образом жизни, а иногда и посматривает на окружающих сверху вниз с самодовольной ухмылкой. Да, он каждый день ноет, что у него не денег, что он снова проиграл в "Букмекере", и что "вам-то хорошо, у вас денег куры не клюют, а я живу на две тысячи в месяц". Но предложите ему ежедневную работу с месячным окладом в 50 000 руб -- и он откажется.
"Я -- аскет". Эту фразу произносит с гордостью и внутренней убежденностью.
Пристально следит за своим здоровьем. Не курит и не пьет. Собирается прожить до ста лет. Регулярно занимается физкультурой, но -- очень умеренно. Пробежка три километра, не меньше, но и не больше. Регулярно, но умеренно.
Считает свой способ устройства в физической реальности наиболее правильным. Ничуть не жалеет об упущенных жизненных возможностях и безвозвратно потерянных перспективах. Максимум душевных терзаний, доступных ему в жизни -- это по поводу того что вчера он все-таки поставил на "Манчестер", а на "Челси". А этот клоун Де Хеа все-таки пустил "за шиворот" с тридцати метров. Минус двести рублей. "Моя пре-е-елесть".
* * *
Все вышеперечисленное -- лишь для понимания того эпизода, который, собственно и является информационным поводом данного очерка. Диспозиция, так сказать, и прелюдия. "Краткое Введение В".
А вот и сама сказка:
Зимой-весной 2012 года пол-Москвы ходило на антиправительственные митинги, и кое-кто даже личные деньги перечислял на Яндекс.кошелек Ольги Романовой, а другая половина, напротив, за нищенскую плату посещала провластные путинги. Тема была живая, висела в воздухе. Дети мои, помнится, вели со мною искусительные разговоры гипотетического толка: а за сколько папа может продаться антинародной власти и сходить на путинг? В ходе беседы ставки начинались с пятисот рублей и повышались дискретно. Где-то на пятистах тысячах я уже заколебался, миллион поверг меня в глубокое раздумье, а когда дети заявили гипотетическую "однокомнатную квартиру в Москве" -- тут я сдался. Да, за однокомнатную квартиру в Москве готов сходить на путинг. Только вот беда, всерьез мне ее никто не предлагает. Да и зачем? Есть же те, кто сходит и за 500 рублей. Ну, посмеялись вместе с политически невыдержанными детьми, да и забыли.
С другой же стороны, ДВ и окружение активно муссировали тему -- ходит ли Оганезов на путинги за 500 рублей или нет? При его-то безответной любви к деньгам? Мнения разделились, и большинство склонялось к мысли, что все-таки нет. По личному оценочному суждению ДВ, это надо быть идиотом или слепым, чтобы искренне поддерживать нынешнюю российскую власть. А Оганезов, при всем своем своеобразии, все-таки не идиот и не слепой человек.
О, с какой яростью клеймил Оганезов в приватных разговорах "правящую антинародную хунту"! Были там и "оккупанты", и "узурпаторы", и "геноцид русского народа" (в скобках вежливо так: а, собссно, вам-то, Оганезов, что до геноцида русского народа?). И "проклятый зомбоящик", и "атмосфера всеобщей лжи", и "жидомасонская клика, ведущая дело к развалу России". А уж насчет "жуликов и воров" -- тут у Оганезова просто пена начинала выделяться и лететь на собеседника хлопьями. Глаза горят, покраснели веки и мешки под глазами, речь ускорена и сбивчива, руками размахивает и притопывает на месте от возбуждения. Если находиться к нему ближе, чем на расстоянии вытянутой руки, можно невзначай получить по уху -- но не по злой воле Оганезова, а просто по причине неконтролируемой жестикуляции. Тремор с метровой амплитудой, да. Насчет "жуликов и воров" -- это у Оганезова больное. Оно и понятно: для него идеал общественного устройства заключается в том, чтобы каждый гражданин РФ получал нефтегазовую ренту, независимо ни от чего. "Моя пре-е-елесть". Лично я к такой идее достаточно равнодушен, потому что, как мне кажется, даже при адекватной реализации этого проекта сумма получится довольно скромная, и моего финансового положения кардинально не изменит. Но аскетический баланс Оганезова -- совсем другое дело. Там даже десять тысяч вполне приличные деньги. "Да я бы мог жить припеваючи!! Как в Кувейте!! Как в Эмиратах!! Почему у нас не делят нефтяные деньги на всех, как в Кувейте?! Там никто не работает!! Никто не работает, все живут припеваючи!! Моя доля, я имею на нее право!! И мне не бы хватило!! Нет, все уходи этим жуликам!! Ты видел эти дворцы в Ницце, эти яхты?! Эти виллы в Майами?! Тём, это наши с тобой деньги, наши!! Жули и воры, это захватчики!! Жидомасонские захватчики!! Где моя доля?! Мне много не надо!! Я бы припеваючи, как в Кувейте!! Работать не надо!!..."
Если вовремя не вмешаться и не остановить насильно, этот поток может продолжаться довольно долго. Возможно даже, до тех пор, пока у Оганезова не подкосятся ноги, и он не упадет от истощения. Особенно забавно звучит из его уст текст про "жидомасонов".
И вот чтобы такой убежденный человек пошел на путинг -- да ни за что. Проверенный товарищ. Твердокаменный искровец.
Твердокаменный, говорите? А почему же мы не видели его на Болотной и на Сахарова, или еще раз на Болотной? Ну, мало ли... Дела у человека... Да и до ста лет дожить хочется... Но его антиправительственной горячности и глубокой убежденности может позавидовать самый матерый белоленточник, как мне казалось.
И потому как-то раз, в тот неспокойный политический период, при разговоре с Оганезовым пришла мне в голову шаловливая и подлая мыслишка. Конечно, порядочные люди так не делают, но уж больно выразителен был его очередной многословный поток про "жидомасонов-жуликов-воров" и тех недочеловеков, которые "продают за 500 рублей все святое и ходят на путинги в поддержку этих жуликов". Каюсь, поддался искушению:
--
Да ладно, воспитанник, ты бы сам сходил, небось...
--
Да ты что, Тём?! Чтобы я за какие-то жалкие пятьсот рублей?! Смеешься что ли?! -- вот он, неподкупный оппозиционер без страха и упрека. Мне уже начало быть стыдно за свои шаловливые придумки, однако Оганезов после микроскопической паузы добавил: -- К тому же там, говорят, еще и "кидают"...
Оп-па! "Кидают"! То есть все-таки вопрос где-то рассматривался, на задворках подсознания. Ну согласитесь, если человек не собирается участвовать в сделке по этическим соображениям, его не интересует -- "кидают" там или нет?
Читатель ведь уже догадался про мою придумку, да? Сыграть с Оганезовым в ту же игру, что и мои пытливые дети со мною. Только не понарошку, а всерьез. Подлейшее, конечно, занятие -- психологические эксперименты над живыми людьми, почти как вивисекция. Мигом пролетело в мозгу: где он сломается? Я почему-то думал, на тридцати тысячах. Тридцати тысяч, честно говоря, было жалко, но азарт взял свое. И еще, столь же мгновенное решение: с чего начинать? Начинать надо было так, чтобы огорошить сразу, чтобы Оганезов не успел оклематься и надеть маску. Решил -- с пяти тысяч. Если озвучивать постепенно: тысяча, две, три, то шока не будет, сознание постоянно остается на месте, и можем потерять сюжет.
--
Ну, воспитанник, у каждого своя цена. Если б тебе дали побольше, ты бы тоже пошел, как и эти бюджетники...
--
Ха-ха-ха-ха-ха!! Больше там не дают...
"Так забирает большая рыба". Ну, сколько? Пять?
--
А, скажем, за... За пять тысяч пошел бы?
--
Пять?! Ха-ха-ха-ха-ха!! Кто ж мне их даст, пять тысяч?! Ха-ха-ха-ха-ха
--
Я тебе дам пять тысяч.
Разговор происходил не вживую, а по телефону. Очень жаль, очень. Я его не видел в этот момент. Наверняка я потерял много впечатлений, а этот подлый очерк не досчитался пары страниц физиономических описаний.
--
Ха-ха.. -- и как-то осекся.
--
Я серьезно. Если сходишь на путинг, получишь от меня пять тысяч.
--
А... -- я так и вижу, если он до этого сидел на месте, то сейчас вскочил и начал нервно шевелить пальцами, облизывать губы, глаза забегали, отражая внутреннюю умственную работу, -- А... Ты -- мне?.. Не понимаю... А... Тебе-то это зачем?...
--
Ну, воспитанник, тебе не все ли равно? Тебе же деньги нужны, так?
--
Ну... Да...
--
Ну вот, предоставляется возможность заработать сравнительно легко пять тысяч. Ты ж меня знаешь, я если обещаю, то отдам.
--
Нет, но... Да...
Эх, ну как же жаль, что это не видеотелефон! Человек, который мучительно не понимает как реагировать и что можно сказать. Пауза, во время которой сомнения сжирали его изнутри. Потом все-таки выдавил:
--
Честно говоря, пять тысяч, конечно, деньги большие...
"Блин, я лоханулся. Похоже, можно было сначала предлагать три, и все равно сработало бы"
--... но... -- продолжал Оганезов. Вот он не гад ведь все-таки, совестливый человек, но до денег жадный. Ум лихорадочно мечется, трепещет. И находит, наконец, спасительную, как ему кажется отдушину! Нейтральный предлог, аварийный выход вбок. Техническая помеха, которая стоит на пути всего предприятия: -- Тём, а ты... Как ты это проверишь? Ну, что я ходил на путинг? М-мм... Сам что ли пойдешь?
Вот был бы он гад, было б ему жить легче. А против человека по-своему совестливого у нас же тысячи способов заготовлены. Самый мощный обезоруживающий, выносящий вон и сшибающий с ног, как раз на совесть и рассчитан:
--
Ну, если ты мне скажешь, что был, значит был. С чего бы тебе врать-то?
Все, абсолютный срыв крыши и вынос мозга. Принципиальная невозможность осознания. Четырехмерное тело вторглось в трехмерное пространство. Оганезовская система координат под такое не заточена. Денег очень хочется, идти на путинг очень не хочется, не пойти обмануть и получить очень легко, но очень стыдно. Цугцванг, тупик. Большая любовь к деньгам предполагает допустимость обмана. Но обманывать нехорошо. Особенно знакомых. Особенно таких блаженных знакомых, которые тебе так безотчетно доверяют.
--
Я скажу, и... Вот я тебе так просто скажу, и ты мне... Дашь? Пять? Пять тысяч?
Столбняк сознания. Ступор. Нет, ну все-таки нельзя любить деньги до такой запредельной степени!
--
Да. Воспитанник, мне вполне достаточно твоего честного слова. Ну, идет?
-- М-мм... Эх, черт.. Предложение, конечно, заманчивое... Пять тысяч... Знаешь... честно говоря, если бы мне это предложил какой-то незнакомый мне человек... Но... А так... Всем станет известно, все будут говорить... "Вот, воспитанник пошел на путинг за пять тысяч"... Так что... Эх... Эххх, но... Ну, наверное, все-таки нет... Все-таки -- нет... Черт, но сумма, конечно, внушительная... Но если бы мне предложил кто-то со стороны, я бы согласился и пошел.
Я уже пожалел даже, что затеял эту игру, и даже не пытался повышать ставки. А то сойдет человек с ума или получит размягчение мозга. И будет на свете одним уникумом меньше. В заключение цитата из ДВ: "Я знаком с воспитанником всю жизнь. Что интересно насчет него -- он никогда не врет. Я, по крайней мере, не могу припомнить ни одного такого случая"
Все-таки один он такой на всем белом свете, правда.