Соловьев Андрей: другие произведения.

Корни

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Философия самосознания и тайны праязыка.

  
  Корни. Монолог
  
  Звезды. В городе забываешь, что они есть. Только на юге в отпуске и замечаешь. Или случайно осенью на даче. Раньше я каждую мелкую звездочку мог видеть, а теперь они уже не такие четкие. Зрение. Мир стал немного расплывчатый. Зато теперь видно, что они далеко. А раньше казалось, что прямо над головой, как в потолок натыканы. Миллион гвоздей, сумасшествие плотника.
  
  Тысячу раз, вроде бы видел, а смотришь и снова чувствуешь себя в точке соприкосновения двух миров. На границе, и при этом по ту сторону, где звезды, созвездия и галлактики. Другой мир - глина, земля, чернозем - вот он, совсем рядом. Станет страшно - можешь убежать повернуть обратно, закопаться в землю, зарыться, не видеть ничего, не слышать. Хочешь туда - хочешь сюда. Это как на мосту через канал в Химках: с одной стороны написано "Москва", а с другой "Ленинград". Теперь уже, наверное, "Санкт-Петербург". Или вообще ничего не написано. Перешел мост - и вроде ты уже в Питере, хоть и понимаешь, что до него еще семьсот километров. Но уже вроде как и не в Москве. Я в детстве часто через этот мост ходил. Стоишь и смотришь на город как бы с той стороны. Потом минута... и ты уже вернулся.
  
  Вот и теперь - совершенно недостижимый, непонятный бесконечный мир. Свет светил, который ты видишь, уже состарился на миллион лет, но ты чьей-то волею оказался здесь и живешь тут на самом краю, не очень-то задумываясь, как это получилось. И что все это значит. Туда бесконечность - и сюда бесконечность. Всегда было и всегда будет. Ужас. Мурашки по коже.
  
  Твердая почва под ногами все-таки меньше пугает. Это какой-то монолитный, непроницаемый мир - на полметра зарылся и тебя уже не достанешь. Вверх человек, что ни говори, намного дальше проник, чем вниз. Ну пещеры есть, шахты, метро. В метро ведь не чувствуешь все время, что ты под землей. Зашел, по ступенькам бегом, книжку раскрыл и забыл, где ты. Хотя есть люди, которые каждый раз на эскалаторе испытывают смутное чувство тревоги, паникуют. Даже ко врачу ходят, думают, что больны. А на самом деле - это как раз и есть самое нормальное здоровое ощущение. Потому что человек живет наверху. Родиться - это и значит перейти границу, сделать решительный шаг, в каком-то смысле побороть, преодолеть себя. И возвращается туда - вниз, во мрак - неохотно, только во снах и неясных наваждениях.
  
  Иногда очень странные вещи чувствуешь. Я как-то летом шел мимо маленького кладбища на Соколе. Его теперь нет, все сровняли, застроили. А раньше был тихий, отгороженный деревьями островок покоя. И вдруг так меня поманила эта прохладная сырость, такое удовольствие я почувствовал от самой возможности погрузиться, уйти в абсолютную кладбищенскую тишину, что остановился и не знаю, сколько простоял на месте. А потом жутко стало. Не по себе как-то. Ведь не от горя захотелось умереть, не от обиды и отчаяния - от удовольствия. Немецкие романтики тоже обожали могильный сумрак и писали о смерти с томным восторгом, как о сексе. Попадись мне тогда Новалис, я, наверное, нашел бы с ними общий язык...
  
  Думаю, когда-то люди по-другому, более пронзительно переживали само свое появление на свет. Это в языке осталось. Страшно интересно. Мне всегда хотелось об этом с кем-нибудь поговорить. За что меня и поперли. Во всех современных языках есть корни, которые еще в праязыке зародились, на заре цивилизации. Не корни даже, а какие-то звуковые стержни, чистые эмоции. Например, 'Ы-ы-ы' переходящее в 'и-и-и', простое такое мычание. Им самые важные понятия отмечены: 'бы-ы-ы-ть', 'жи-и-и-знь', 'being', 'live'...
  
  А самый интересный стержень - согласные "кр - чр", их чередования и превращения. Они-то и показывают, где проходит граница миров, грань между "быть" и "не быть", как близок к ней человек. Не задумывались? Красное - червоное - черное. Парадокс, но это одно слово. Как объяснить? Да ведь это то, что прячется. Черное - это темнота. Там, где нет света, под оболочкой. А красное - то же самое: кровь, внутрености. Кровь - это то, что скрыто. Кровь, крыть, кровля, кров... Чтобы легче стало, нужно кровь пустить - кровопускание, откровение. Тайное становится явным, переходит границу, кромку.
  
  Кромка. Кром. Так называли в древности кремль. Место, зона, где можно скрыться, спрятаться, уйти за стену, отгородиться от внешнего недружелюбного мира. Скрыться, крыша, кровля. Кр-чр. Чрево, чресла, черви - это все, что внутри, в утробе, в земле, во мраке, в черноте. Откуда приходят и куда уходят. Еще Леви-стросс обращал внимание, что червь - почитаемое в доисторические времена существо, которое опосредует в первобытном мифе два мира, живой и мертвый. Там же крыса, крот, которые прячутся, живут скрытно.
  
  В языке на этот же гвоздь нанизано и понятие границы - край, черта, крест, круг. Парадокс? Да, еще один парадокс: крест и круг - это первоначально совпадающие по смыслу символы. Они в самой общей форме передают ощущение перехода, границы между нашим миром и ненашим. Мы и не-мы. За чертой - черти. Лютер даже и не предполагал, насколько странно и бессмысленно он поступал, бросая в черта чернильницей... Крест и круг. Даже есть слово, где оба понятия совпадают практически - окрестность и округа.
  
  Я не религиозную символику имею в виду. Это - отдельная тема. Если учесть, что чередование согласных менялось, то его продолжение - кр, чр, цр. Тогда это и круг, и инструмент для его создания - циркуль. А также и церковь. То есть круг посвященных. Круг тех, кто существует отдельно от всего мира, не миряне. Крипта, crypt, undercroft - подвал, в котором молились и хоронили сподвижников ранние христиане, отсюда же и криптограмма - скрытый текст, тайнопись, доступная немногим, тем кто входит в круг посвященных, находится внутри него, по эту сторону.
  
  Словами пользуешься, не думая об их первоначальном смысле. Гораздо глубже все это переживаешь в снах о рождении, которые передают самые ранние, самые смутные переживания человека. И образы тут не имеют значения. Я не думаю, что в утробе матери маленький человек совсем ни о чем не думает и ничего не чувствует. Скорее всего - это какие-то первичные переживания. Радости и страхи. Ожидание. А потом эти его первоначальные чувства и образы в один миг вытесняются яркими и важными впечатлениями обретенной жизни. Но во сне мы вновь и вновь бродим по бесконечным лабиринтам, сумеречным пещерам или пытаемся пройти через дверь, которая нам явно узка. Правда с годами все хуже ощущаешь все это. Иногда видишь обычный сон, но он вдруг вызывает знакомое чувство страха и восторга, которое ни с чем не спутаешь. Это значит, что из глубин подсознания вновь всплыли самые ранние свидетельства нашего существования. То, с чего началось наше Я.
  
  _________________________________________
  
  Монолог является фрагментом пьесы "Связной", полный текст которой опубликован на сайте "Андрей Соловьев. Пьесы" - www.dramasol.narod.ru
  
   (с) Андрей Соловьев
  
  
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  LitaWolf "Проданная невеста" (Любовное фэнтези) | | Л.Ангель "Серая мышка и стриптизер." (Современный любовный роман) | | Н.Алексеева "Строптивые" (Короткий любовный роман) | | А.Анжело "Сандарская академия магии. Carpe Diem." (Любовное фэнтези) | | Н.Яблочкова "Академия зазнаек или Попала в дракона!" (Попаданцы в другие миры) | | М.Боталова "Академия Равновесия. Сплетая свет и тьму" (Любовное фэнтези) | | М.Весенняя "Желание альфы" (Городское фэнтези) | | М.Санди "Последняя дочь черной друзы." (Любовное фэнтези) | | С.Шавлюк "Начертательная магия" (Любовное фэнтези) | | П.Роман "Гер" (Боевое фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"