Соловьев Андрей: другие произведения.

Утомленные роком

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Жаркое лето 2003-го... Выступление рок-групп с мировым именем в Москве.

  Утомленные роком
  
  "Если вы хотите сразу узнать о музыке все или почти все - послушайте пару дисков группы King Crimson", - будь я учителем, то начал бы свой первый урок именно этими словами. Но я не преподаю, а мои строгие наставники придерживались, помнится, совершенно иной педагогической стратегии. И наверное, были правы - услышав однажды King Crimson, многие сознательные комсомольцы и думать забыли о том, "как закалялась сталь" - не случайно в одной из ранних песен Константин Кинчев пел, описывая свое окружение: "Здесь царствует King Crimson, здесь правит Роберт Фрипп..."
  В творчестве классиков британского арт-прогрессив-рока, действительно, мирно сосуществуют самые разные традиции: от Шопена - до Ксенакиса, от хард-рока - до фри-джаза. И дело здесь не в эклектике или погоне за модой (хотя, скажем, в начале 70-х группа вдруг зазвучала почти как Beatles, но в тот момент это была, скорее всего, естественная ностальгия по ушедшему десятилетию и непроизвольная рефлексией недавнего распада ливерпульской четверки). С самого начала и у Роберта Фриппа (создателя и бессменного руководителя King Crimson), и у других заметных участников группы была репутация неутомимых и бескорыстных служителей музыки, которым позволено перемещаться по ее территории в любом направлении. "Единственная награда, которую получает музыкант, - говорит Фрипп - это сама музыка: его главная привилегия - находиться при ней, сопровождать ее величество повсюду и радоваться даже незначительным знакам внимания со стороны своей повелительницы. В моменты ее высочайшего расположения все остальное становится мелким, второстепенным и не властно над музыкантом".
  В будущем году группа будет отмечать свое 35-летие. Дебют King Crimson состоялся в апреле 1969 года в одном из лондонских залов. Летом того же года они выступили в Гайд-парке перед 650 тысячами зрителей на концерте, организованном Rolling Stones, а осенью выпустили свой дебютный альбом In The Court Of The Crimson King, первый в ряду бесчисленных записей - студийных и концертных, официальных и пиратских, - составляющих обширную дискографию коллектива. Тогда, в начале пути, правой рукой Фриппа был басист Грэг Лэйк, его почерк угадывается в ранних работах ансамбля. Год спустя, после изнурительных американских гастролей, он покинул группу и влился в состав легендарных Emerson, Lake & Palmer. Его уход оказался недобрым знаком - постоянная текучка стала хронической болезнью King Crimson. Впрочем, нет худа без добра - в разное время с Фриппом сотрудничали такие известные музыканты, как Билл Брафорд, Тони Левин, Кит Типпет, Адриан Белью, Трей Ганн и Пэт Мастелотто (последние трое вместе с Фриппом приедут в Москву). Однако усталость накапливалась: вскоре после записи своего главного шедевра - альбома Red - Фрипп объявляет об окончательном намерении "заморозить" проект. King Crimson замолкает почти на 11 лет.
  Все эти годы Фрипп выступает соло, не чурается небольших концертных залов, занимается композицией и пробует свои силы на просторах экспериментальной музыки. Его приглашают такие звезды, как Дэвид Боуи и Питер Габриэл, Talking Heads и Blondie. Особенно интересным было сотрудничество с Дэвидом Сильвианом, солистом группы Japan, и с Брайеном Ино, едва ли не главным идеологом британской рок-сцены.
  С начала 90-х по настоящий момент попытки собрать King Crimson в одном из классических составов предпринимались неоднократно, однако каждый раз музыканты воссоединялись ненадолго - похоже, на этот раз нам повезло и мы застали благоприятный период действия центробежных сил.
  
  Американскую группу Anthrax наряду с Metallica и Megadeath принято называть творцами таких направлений тяжелой музыки, как speed- и trash-metal. За первые двадцать лет своего существования она была известна и популярна главным образом в кругу поклонников этих экстримальных направлений. Добропорядочные граждане обходили концерты "металлистов" стороной, принимая бутафорские цепи и напульсники ее фэнов за грозное оружие. Так бы, наверное, все и продолжалось до неопределенного времени, если бы не трагические события 11 сентября 2001 года.
  Работая над этим материалом, я заглянул в Интернет, надеясь найти об Anthrax что-нибудь новенькое - не тут-то было: на данное ключевое слово компьютер выдал добрых две сотни сайтов, посвященных гражданской обороне, защите от биологического оружия и, конкретно, - "сибирской язве", именно так переводится на русский язык название группы.
  Как только в почтовые отделения и офисы США стали поступать смертоносные конверты с белым порошком, перед ансамблем встал вопрос о перемене названия. Поток посетителей на их официальном сайте вырос в несколько раз - главным образом за счет людей, требовавших отменить гастроли, наложить запрет на выпуск пластинок, переименовать группу, носящую такое опасное антиобщественное название.
  "Я выбрал это слово очень давно, - вспоминает гитарист Иэн Скотт, - мне нравилось как оно звучит - ни у одной группы не было похожего названия. И я, и мои друзья-музыканты очень смутно представляли себе, что такое "сибирская язва"; поначалу, правда, мы немного дурачились и затрагивали медицинскую тему в некоторых песнях (один из первых дисков группы называется по-мамоновски броско - "Источник заразы"). Двадцать лет мы именовались "Сибирской язвой"", но нам никогда не приходило в голову, что придет день, когда нас станут считать чуть ли не виновниками всех бед. Согласитесь, ситуация, в которой мы оказались, не из приятных. Однако мы не намерены менять название, и не потому, что хотим намеренно вызвать у кого-то неприятные ощущения, - просто мы искренне верим, что ничего подобного не повторится, что все эти угрозы, от которых косвенно пострадали и мы, останутся единичными случаями".
  Так или иначе, свой последний сингл Safe Home музыкантам пришлось рассылать по радиостанциям вовсе без всякого упоминания группы (боже, как это напоминает наше тоталитарное прошлое - "Отчий дом", американская народная песня, исполняет вокально-инструментальный ансамбль). Но другого выхода не было. Ни один музыкальный редактор в США не стал бы даже и говорить о том, чтобы на волне его развлекательной станции лишний раз прозвучало это слово, от которого кровь стынет в жилах, - Anthrax.
  
  К визитам "героев минувших дней" мы уже стали понемногу привыкать. В ближайшее время нам предстоит встреча с восходящими звездами - группой Disturbed. Направление, к которому причисляют себя "потревоженные" (мертвецы, конечно же...), принято называть nu-metall, так сказать "металл с человеческим лицом и другими частями тела".
  Первый альбом группы The Sickness увидел свет два с половиной года назад. О группе заговорили. Поклонников "тяжелой музыки" покорила энергетическая мощь таких композиций, как Voices и Stupify; чикагская хоккейная команда "Черные ястребы" транслировала их мелодии во время игр, а профессиональные боксеры стали использовать поппури из песен Disturbed в качестве заставки перед своими поединками. Масла в огонь добавил и Оззи Осборн, во всеуслышание заявивший, что Disturbed - "будущее тяжелого металла". К моменту выхода второго альбома в 2002 году Disturbed уже были звездами. Кое-кто из участников группы чувствовал себя неуютно в новой роли. "Эта ответственность за судьбы тяжелой музыки свалилась на голову слишком внезапно, - улыбается гитарист Дэн Донеган, - я до сих пор не пришел в себя, хотя ни о чем другом и не мечтал". Вокалист Дэвид Драйман принимает перемены как должное. "В моей жизни было слишком много людей, готовых все решить за меня, - говорит он, имея в виду свое строгое католическое воспитание и суровое детство в религиозной семье, - но я нашел силы все изменить и теперь рассказываю об этом в своих песнях". Неудивительно, что молодежь валом валит на концерты Disturbed.
  Правда, не все складывалось в их короткой биографии так гладко. Позапрошлым летом Мерилин Менсон пригласил группу для участия в своем европейском турне. Эти гастроли очень много значили для Disturbed. И тут неожиданно бас-гитарист по прозвищу Fuzz сломал лодыжку, упав с лестницы на их репетиционной базе в Чикаго. Пришлось срочно искать замену. Хочется надеяться, что подготовка к московскому концерту обойдется без подобных сюрпризов. Группа, конечно, молодая - но так ли много мы слышим коллективов на стадии их роста? И еще один плюс встречи с новыми героями - идя на концерт, по крайней мере, не придется задавать вопрос: "те самые это Disturbed или еще одни двойники-гастролеры, нацелившиеся на содержимое наших бумажников?". Те самые.
  
  Андрей Соловьев
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Л.Тимофеева "Заклятье для неверной жены" (Юмористическое фэнтези) | | А.Анжело "Сандарская академия магии. Carpe Diem." (Любовное фэнтези) | | А.Ардова "Мое проклятие. Книга 3" (Любовное фэнтези) | | Blackcurrant "Магия печатей" (Любовное фэнтези) | | П.Роман "В поисках тени" (ЛитРПГ) | | М.Боталова "Академия Равновесия. Сплетая свет и тьму" (Любовное фэнтези) | | М.Санди "Последняя дочь черной друзы." (Любовное фэнтези) | | Н.Алексеева "Строптивые" (Короткий любовный роман) | | Е.Горская "Я для тебя сойду с ума" (Любовное фэнтези) | | М.Дефо "Зять для папули" (Подростковая проза) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"