Соловьев Андрей: другие произведения.

Думать как рыба

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Андрей Соловьев в авторской рубрике Александра Беляева zeitgeist.

  Думать как рыба
  
  Андрей Соловьев об импровизационном авангарде и таганском мясокомбинате как школе джаза
  
  В авторской рубрике Александра Беляева zeitgeist - трубач, философ, автор пьес и участник культовой группы 'Вежливый отказ' Андрей Соловьев рассказывает, как в нем уживаются музыкант и писатель, а также об импровизационном авангарде и таганском мясокомбинате как школе джаза.
  
  Как из музыканта получается писатель
  
  В конце 1970-х годов я начал писать: и на джазовые темы, и на совсем далекие от музыки. Я тогда учился в МГУ на философском факультете. Мы с Игорем Косолобенковым делали самиздатовский журнал 'Панорама'. Это было время потрясающих авторов: 'Моцарт и фокстрот' Леонида Переверзева, 'Черная музыка, белая свобода' Ефима Барбана - от этих текстов дух захватывало, в них музыка открывалась как неожиданный и глубокий мир. Очень хотелось сделать что-то похожее: мне казалось, чтомузыка и размышление о ней очень логично дополняют друг друга. Не все даже в редакции 'Панорамы' меня поддерживали. В те времена в джазовой среде 'технари' еще преобладали над гуманитариями. Им философия музыки была непонятна и не нужна, они больше ценили информацию, точные сведения о музыкантах, пластинках и текущих событиях.
  
  Почему музыканты ненавидят писать
  
  Вообще-то большинство людей, не только музыканты, плохо формулируют свои мысли - и письменно, и устно. Среди музыкантов хватает прекрасных авторов. Андрей Товмасян писал прекрасные стихи и пронзительные мемуары, Алексей Круглов - виртуоз слова, Владимир Давыдов придумал сотни стихотворений-омонимов.
  
  О своих пьесах
  
  У нас в семье к театру относятся с большим вниманием. Моя жена Оксана работала в театре Маяковского и по-настоящему знает этот мир, следит за театральными событиями. Отчасти с ее подачи я открыл для себя 'новую драму', читал Курочкина, Пресняковых, Вырыпаева. И как-то сам подошел к тому, чтобы начать писать. Обе мои первые вещи 'выстрелили' на престижных драматургических конкурсах ('Евразия' и 'Человек'). Мне, как человеку из мира музыки, как-то более понятна судьба текста, который не только существует на бумаге, но и обретает вторую жизнь на сцене. Практически во всех моих пьесах музыка - равноправный персонаж.
  
  'Афиша' и рубрика 'Джаз с Андреем Соловьевым'
  
  Когда Илья Ценциппер предложил мне рубрику в 'Афише', я даже не воспринимал это как джазовую работу. 'Афиша' начала нулевых была каким-то особым изданием, где каждый вел свою тему - кино, театр, опера, спорт и так далее - но в то же время все двигались в одном направлении и писали о чем-то большем. Это был манифест времени, рупор идеологии креативного класса. Работать было непросто. Я для каждого сюжета искал какой-то интересный неожиданный ракурс, музыканты порой обижались, конечно, но при этом понимали, что лучшей площадки, чем 'Афиша', для продвижения просто не существует. Иногда Юрий Сапрыкин, в то время мой непосредственный начальник в редакции, вдруг заворачивал какой-нибудь удачный с моей точки зрения текст или просил его переделать. Помню, я взял неплохое интервью у Чика Кориа, а оно не пошло в номер (позднее я, конечно, пристроил его в не менее популярный тогда 'Огонек'). Но в целом, конечно, 'Афиша' целиком изменила мои представления о том, как и что следует писать.
  
  О музыкальной критике
  
  Она важна. Мало просто хорошо играть - нужно, чтобы слушатель уловил в музыке нечто большее, чем звуки. Если критики и исследователи джаза не подскажут аудитории, о чем поют и играют люди на сцене, уровень понимания и интерпретации происходящего едва ли высоко поднимется над нулевой отметкой.
  Музыкальная критика, журналистика и эссеистика мне интересны только тогда, когда за текстом стоит продуманная и взвешенная концепция. Это не обязательно монументальные фолианты, как у Адорно, Швейцера или Асафьева, которые читать безумно интересно, но непросто. Это и совсем небольшие статьи, где каждое слово нанизано на единый смысловой стержень. В юности в журнале 'Ровесник' я прочитал очерк Леонида Переверзева о том, как Луи Армстронг и Кинг Оливер импровизировали, обмениваясь короткими острыми фразами: прежде чем взять очередную ноту, каждый успевал показать партнеру, беззвучно нажимая клапаны своей трубы, каким будет следующий ход их джазовой дуэли. Я понятия не имел тогда ни об этих музыкантах, ни о духовых инструментах, но вдруг остро почувствовал, что буду несчастен, если в моей жизни не случится чего-то подобного.
  
  Джаз и маркетинг
  
  В последнее время я с большим интересом пытаюсь применить к исследованию джаза и пограничной с ним музыки методы и технологии маркетинга. Там речь идет о коммуникации с аудиторией, о глубоком понимании той социальной ниши, в которой находится и развивается то или иное музыкальное направление. И смысл здесь не в том, чтобы подороже продать музыку - хотя эта тема в современном мире все более актуальна - но о том, чтобы понять различия и сходство разных направлений и феноменов, рассматривая их с точки зрения контакта с аудиторией. А еще лучше - не брать музыку саму по себе изнутри, а обратиться к ней с позиции слушателя, потребителя, отягощенного своим собственным уникальным опытом. Новозеландские маори говорят: 'Если хочешь поймать рыбу, научись думать как она'.
  
  О джазовом образовании
  
  Я начинал играть на трубе в духовом оркестре мясокомбината на Таганке. Вы будете смеяться, но это был очень любопытный коллектив, настоящая семья талантливых музыкантов, хоть и далеких от джаза. В Интернете у них до сих пор поддерживается очень симпатичный сайт, хотя оркестр уже давно не существует. Потом был Колледж Импровизации. Но больше всего я узнал, общаясь со своими коллегами и друзьями-музыкантами. Игорь Григорьев, Владимир Чекасин, Марк Пекарский - каждая встреча с ними открывала какие-нибудь секреты музыки. Непосредственно по классу трубы я занимался у выдающегося трубача и аранжировщика Владимира Василевского. Борис Кузнецов помог мне в нужный момент преодолеть кризис, открыв тайны постановки мундштука, работы амбушюра и правильного дыхания. Брал консультации у известного педагога, профессора Анатолия Ян-Борисова, с которым меня познакомил Аркадий Шилклопер.
  
  Кто самый крутой трубач в современном джазе
  
  Здесь едва ли можно дать однозначный ответ: для некоторых и Майлз Дэйвис не крутой, поскольку многие молодые трубачи играют намного быстрее и техничней и легко берут заоблачно высокие ноты. Мне больше интересна не техника, а мысль и оригинальный почерк трубача. Всегда с интересом слушаю великих Лестера Боуи и Дона Черри. Недавно открыл для себя незаслуженно забытого Алана Шортера, брата саксофониста Уэйна Шортера. На нашей сцене, конечно же, Вячеслав Гайворонский заметно опережает коллег по цеху, как молодых, так и опытных. За океаном можно отметить таких мастеров, как Стивен Бернстайн и Питер Эванс, Тейлор Хо Байнем и Рон Майлз, в Европе особое место занимают норвежцы Арве Хенрикссен и Нильс Петер Мольвер. Я в меру сил слежу за их творчеством и всегда с интересом анализирую их новые работы.
  
  Куда движется импровизационная музыка
  
  Мне очень нравится то, что происходит в Москве: усилиями молодых музыкантов здесь сложилась очень интересная импровизационная среда. Ее своеобразной штаб-квартирой я бы назвал независимый рекорд-лейбл 'Топот'. Мне, во всяком случае, гораздо интересней общаться с этими молодыми энтузиастами, чем с представителями 'старой гвардии' импровизационного сообщества. И вообще, в наше время, перед перестройкой и позже, такого подъема и бескорыстного интереса к новой музыке не было. Что касается ситуации в целом, то она не радует. Сейчас музыка особенно никуда не движется. Импровизационная в том числе. Новый джаз начал свой путь со смелого творчества, а заканчивает с осторожностью и неприятием риска. Авангардисты утратили былую отвагу и теперь делают ставку на прошлый опыт, а не на будущие возможности. На смену движению пришла неподвижность, стремление снова и снова повторять то, что однажды принесло успех. Это усугубляется тем, что интересы аудитории сегодня сфокусированы не в сфере музыки, а, скорее, в каких-то других креативных сегментах. До музыки сегодня, грубо говоря, мало кому есть дело. И сами музыканты эту ситуацию едва ли возьмут под контроль.
  
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Л.Тимофеева "Заклятье для неверной жены" (Юмористическое фэнтези) | | А.Анжело "Сандарская академия магии. Carpe Diem." (Любовное фэнтези) | | А.Ардова "Мое проклятие. Книга 3" (Любовное фэнтези) | | Blackcurrant "Магия печатей" (Любовное фэнтези) | | П.Роман "В поисках тени" (ЛитРПГ) | | М.Боталова "Академия Равновесия. Сплетая свет и тьму" (Любовное фэнтези) | | М.Санди "Последняя дочь черной друзы." (Любовное фэнтези) | | Н.Алексеева "Строптивые" (Короткий любовный роман) | | Е.Горская "Я для тебя сойду с ума" (Любовное фэнтези) | | М.Дефо "Зять для папули" (Подростковая проза) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"