Дэймар Сони : другие произведения.

Детские болезни критического возраста: рассказ Аллы Беловой "Под другим именем"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На правах бесплатной рекламы


   Детские болезни критического возраста: рассказ Аллы Беловой "Под другим именем"
   На правах бесплатной рекламы
  
  
   Введение
   Сегодня, дорогие школьники, мы рассмотрим рассказ Аллы Беловой, на предмет того, как писать рассказы не следует. Автор рассказа на арене СИ выступает также в ипостаси критика, выполняя весьма почетную и полезную миссию. Если бы не претензия на непогрешимость, то и наш обзор не получил бы право на жизнь. Однако гордое и непорочное звание критика должно свидетельствовать не только о достоверности критических опусов, но и соблюдении личной гигиены... простите... но и чистоте личного творчества автора, поэтому мы решили изучить, что за скелеты запрятаны в литературных шкафах Аллы Беловой.
  
   Общие признаки языковой и стилистической беспомощности текста
   Ссылаться мы будем не столько на Нору Галь, Ирину Голуб .. и т.д, но в первую очередь на известных обитателей СИ, которые поясняют отдельные вопросы более ярким и доступным языком.
   "Бедность стиля. Этот термин означает минимальность авторского лексикона, в частности - что автор использует одно и то же слово в близких участках текста. Наиболее известными словами-паразитами, резко обедняющими стиль изложения, являются частица "это" (и производные от нее указательные местоимения "этот", "эти" и т.п.), а также глагол-связка "быть" в разных его формах. Пример: "этот горшок был зеленым, а этот кувшин был коричневым, а вместе они будут экспонатами вот этой экспозиции".
   Техника создания романа (С) Евгений Лотош
   "Чрезмерное употребление слабых и вспомогательных глаголов, основным и наиболее показательным из которых является "быть" во всевозможных вариациях, - показатель общей слабости языка, неразвитости "языкового слуха". Ваш текст на английском в первый год обучения: "His name is Vova. He has mother, father, brother and sister. His hear is fair. He has a dog. London is the capital of Great Britain" и так далее. С поправкой на использование в русском аналога "is" - "быть", в ряде утверждений, использующих "has" в английском (известно как национальное ментальное отличие, выраженное и зафиксированное в языке) - это тот уровень, на котором владеют языком авторы, сильно злоупотребляющие "быть". Глагол "стать" используется реже, но принадлежит тому же классу что и "быть" ("be" и "become" - первый год изучения английского языка). Разумеется, есть исключения. Диалоги и монологи, передача разговорного балаканья. "Быть или не быть? вот в чем вопрос!" Стилизации. "И стала тьма, и стал свет. И было утро, и был вечер - день первый".
   "Может", "нужен", "должен" - аналоги соответствующих английских модальных глаголов, используются как правило в сочетании с инфинитивами, ничего предосудительного в их употреблении нет, иногда именно они и нужны, но их обильное употребление характерно для нехудожественного текста (например, для описания технических требований, физических экспериментов или должностных обязанностей) и часто встречается там, где автор толкует "краткий пересказ двоечника о мутных абстрактных сущностях".
   "Что", "когда", "как", "который" - служебные слова, употребление которых часто связано с использованием определенных языковых конструкций. В пользовании трех первых нет ничего предосудительного, но их чрезмерное употребление (попадание в "топ" среди трех-четырехсот конкурсных рассказов) сигнализирует о возможных неполадках. Последнее, "который", - аналогично, с тем отличием, что со времен 19-го века это слово художественные тексты практически покинуло.
   Чрезмерное употребление алког... тьфу, обильное потребление ентих местоимениёв типа "он", "она", "его", "ее", "ему", "им" и так далее - характерно для текстов поданных в специфическом ракурсе, так же как для текстов поданных в ином ракурсе может быть характерно их отсутствие, однако, опять же, попадание в "топ" может сигнализировать о неполадке - там часто оказывается что-то похожее на пересказ сериала подруге по телефону: "А она пошла к той и ей говорит, а та отвечает, что им виднее и вообще это не ее проблемы а у нее все в ажуре и сын ее нашелся и ее модельный дом открывается скоро".
   Крашеный Джек-9, вся радуга графомании (С) Старый Ворчун
  
   Также мы поговорим о штампах, тавтологиях, плеоназмах, канцеляритах, частом повторе слов и однокоренных словах рядом, неправильном словоупотреблении, а также об остальных паразитах и многом другом, но особое место мы отведем лишним словам с нулевой нагрузкой - эта область особенно хорошо известна критику Беловой.
  
   Пара слов о самом произведении
   Суть рассказа заключается в гениальной по своей простоте мысли: чтобы забыть одного мужика, надо найти другого. Все остальное - про драные колготы, жестокие троллейбусы и розовые сопли. На протяжении рассказа главгерша мучительно и навязчиво борется сама с собой, неожиданно выходит замуж и излечивается почти полностью.
  
   Основной бэкграунд рассказа - поток бабских фрустраций с отдельными флешбэками рефлексий. Мутно, нудно, заунывно...
   (С) Я.
  
   Это не художественная проза, не литературный язык - язык разговорный, с обедненной лексикой свойственной журналистской публицистике. Текст замусорен словами-паразитами, цветистыми штампами и отборным канцелярским слогом.
  
   Голая статистика
   Ниже приведена раскраска "Все цвета графомании".
   Первичные симптомы: 33 были(особенно хороша былбыть), 19 этов , 17 чтоков, 12 каков, 8 таков, 5 мочей и т.д.. на 7692 знака с пробелами. Извините, если чего недосчитал.
   Только - 10, Пока - 5, Любой - 5, почти - 3.
  
   Который, почти, например, нужно было и можно было и другие повторы налеплены по тексту на расстоянии пары шагов. Безосновательно.
  
   Диагноз: температура ниже среднего уровня по СИ.
  
   Ради справедливости следует отметить, что у Надежкина в "25-м числе" на 36457 знаков с пробелами приходится 45 модификаций глагола БЫТЬ. Уровень заражения текста Беловой в три раза выше.
  
   Но остаётся такая важная вещь, как стилистика. Так что я буду указывать на неудачные выражения. (С) Алла Белова
  
   Стилистика не ограничивается неудачными выражениями, которые сами являются следствием более глубоких проблем, выявляемых при рассмотрении иных болезней текста.
  
  
   Раскараска
  
   ЧТОБЫ НЕ СНИЛСЯ
   Рассказ
  
   Тем летом Лиска только что закончила лицей. Она не была влюбчивой девушкой, и ей всегда казалось, что понятие "нравится" должно обязательно уточняться: [нравится - это] на каком расстоянии? Лиска могла бы вспомнить мальчиков пятнадцать-двадцать-тридцать, которые ей нравились на расстоянии не меньше двух метров и только пока молчали. Если ей вдруг нравился человек, который весело говорил умные вещи, то он обязательно был женат; но при этом почему-то всегда выглядел худым и голодным.
   Вадим, во-первых, женат не был; во-вторых, разговаривать весело и умно умел, вот только без мата обходился с трудом. Лиска знала, что ей импонируют напористые молодые люди, но [самим] молодым людям было совсем не обязательно догадываться о Лискиных чувствах. На Вадима она смотрела, как в телевизор: ей безумно нравилось, как он двигается. В нём была напряжённая пластика танцора -- или гимнаста -- или зверя в клетке. За ним нужно было наблюдать издали -- например, когда он играл в волейбол; его можно было рисовать километрами набросков, что Лиска и делала, причём в костюмах разных эпох -- в полном соответствии со своей будущей специальностью. Напрямую Лиска с Вадимом почти не общалась, для этого существовали посредники -- лучшая подружка Лиски Нина, например. А так они просто вращались в одной компании, и этого Лиске вполне хватало.
   Очень скоро Вадима забрали в армию, и следы его затерялись. Ходили слухи, что его убили на войне. Лиска в это почти поверила, к тому же ей начал сниться повторяющийся сон. Будто лето, сосны, песчаная почва, в песке вырыта яма, и над этой открытой ямой они стоят с Вадимом вдвоём. Или -- она, Лиска, копает эту яму, задевая за корни сосен, а Вадим смотрит сверху и молчит. Или говорит что-то вроде: "глубже, ещё, а то будет тесно". Иногда Лиска слышала так: "а то нам будет тесно".
   Лискина учёба в институте закончилась, как только закончились деньги; на Лиску накатил мощный отходняк, она никуда не собиралась выходить и хотела только двух вещей: чтобы в комнате работал вентилятор и в кране была вода. Голова болела от любой перемены погоды и от любого сколько-нибудь слышного шума. Жила Лиска одна в бабушкиной квартире с высокими потолками, вечной сыростью и тучами комаров даже зимой. Ещё пока Лиска училась на первом курсе, её лучшая подруга Нина попала в такой крутой штопор, что по сравнению с ней Лиска выглядела заласканной девочкой из обеспеченной семьи; по крайней мере, Нина дала ей это понять, и общаться дальше в таком тоне стало невозможно. Появлялись другие подружки, но они [как-то] быстро исчезали [из поля зрения]. В основном уезжали, кто на заработки, кто в эмиграцию. Так что вытаскивать Лиску из депрессии было некому. Потом ей потихоньку надоела нищета, и Лиска устроилась на работу -- билетёршей в кинотеатр. Денег стало ненамного больше, но всё шло гладко до глубокой осени, пока не подтвердились слухи о том, что зимой в кассах не топят.
   Своей жизнью Лиска управлять пыталась, но не могла. Плыла по течению, меняла места работы, везде ей одинаково мало платили. Разным было только количество шума, которое приходилось по долгу службы выносить, с Лискиной бесконечной головной болью и чувствительностью к [любому] шуму и резкому свету. В конце концов Лиска нашла себе идеальную работу: секретаршей "на телефоне". В туристической фирме. Фокус был в том, что начальство любило укороченный рабочий день, в офисе сидело до четырёх часов, максимум -- до пяти, и в дневное время решало все вопросы само или с помощью "дневной" секретарши. После четырёх часов сотрудники медленно расходились, Лиске сообщали необходимую информацию, а чаще всего просто оставляли на столе распечатанные [на принтере] листы. С этого момента и до поздней ночи в её обязанности входило общаться по телефону с любыми клиентами -- и часто с нетрезвыми, поскольку нетрезвые клиенты были почему-то особенно дороги её начальству. Если Лиска не ориентировалась в каком-нибудь вопросе, она просто говорила "перезвоните завтра после восьми утра" -- то есть это было в компетенции "дневной" секретарши. В двадцать два часа она могла уходить, включив дежурное освещение и сигнализацию -- и ехала домой на одном из последних троллейбусов (стоимость проездного Лиске компенсировали на работе). Часто Шеф звонил, проверял, есть ли она на рабочем месте; пару раз ближе к десяти часам он заявлялся лично, заглядывал под столы, искал то ли начатые, то ли пустые бутылки, которых не было; и любовников в стенных шкафах тоже не было, как это ни странно. Пока Лиска не подобрала пароль к компьютеру, по вечерам она много читала, примерно за полгода прочла подряд "Идиота" и "Братьев Карамазовых", и телефон её не очень отвлекал. Надоедало вечное безденежье и пустые холодные троллейбусы. Оказалось, ей никто не запрещал оставаться в офисе на ночь -- а куда приятнее топать по освещённому солнцем снегу, чем в потёмках по гололёду -- и она стала ездить домой первым утренним троллейбусом. Главное было успеть выключить компьютер минут за двадцать перед приходом уборщицы. Конечно, бессонные ночи за компьютером не проходили даром, и дома Лиска целыми днями отсыпалась. Закрыв шторы и с будильником возле уха. Вечерних звонков на работе было не слишком много, и Лиска чувствовала себя не секретаршей, а ночным сторожем. Зато она вошла во вкус компьютерных игр -- без Интернета, в дорогой Интернет заходить она не решалась. По личным вопросам звонить с рабочего телефона -- это да, это она иногда себе позволяла. Звонить, правда, было особенно некому. От нечего делать Лиска читала газеты с рубрикой "Знакомства", от нечего же делать иногда звонила [таким] желающим познакомиться. И вот в один прекрасный момент появился некто Вадим. Другой, конечно, Вадим. Старший, разведённый и без детей. Телефонное знакомство плавно перетекло в личное. Лиска не была готова к тому, что "новый Вадим" произведёт на неё [такое] неизгладимое впечатление. Он удивительным образом сочетал в себе несочетаемые качества, и Лиска посвятила как-то часа три подряд мысленному разбору того, КАК это у него получается.
   Про него-то никак нельзя было сказать, что он производит хорошее впечатление [,] только пока молчит. Но главное правило работало -- он нравился Лиске тем больше, чем дальше от неё находился. В идеале он должен был быть на том конце телефонного провода. Или с другой стороны телеэкрана. Правило "расстояния в два метра" никто не отменял, хотя этот Вадим был действительно кандидатом наук и не был ни алкоголиком, ни наркоманом, ни извращенцем. А самым главным его достоинством было отсутствие сколько-нибудь близких родственников в городе и в окрестностях, а ещё у него была своя микрогабаритная квартира. Именно в этой квартире он и сделал Лиске предложение, она очень удивилась и убежала на балкон -- подумать. До тех пор Вадим никогда не говорил с Лиской о чувствах, за что она была ему благодарна. "Ох [,] как я переоцениваю свои актёрские способности["], -- примерно так думала Лиска [-][. "]Я хорошо чувствую себя только, когда он уходит, а ещё лучше -- уезжает." И она точно знала, что иначе не будет, потому что быть не может. И оказалась права. Она всё-таки вышла за него замуж. И всё время уговаривала себя, что это то же самое, как если бы вернулся из армии тот, настоящий Вадим.
   Но ей перестали сниться ров или овраг, и спутанные корни сосен под жёлтым палящим солнцем, и ощущение лопаты в руках, и молодой -- вечно молодой? -- Вадим, блестя глазами и зубами, не стоял во сне рядом, почти касаясь плеча, и не говорил ей: "ещё, копай ещё!".
   Почему всё-таки девушки выходят замуж? Для этого могут быть десятки причин, а ещё больше -- поводов, и в любом случае на вопрос "почему?" не бывает только одного ответа. И в любом случае об этом остаётся только догадываться.
  
  
  Лучшие экземпляры кунсткамеры:
   то есть это было
   того, КАК это у него
   он должен был быть на том
   уговаривала себя, что это то же самое, как если бы
  
  
   Разбор полетов
  
   Тем летом Лиска только что закончила лицей.
  
   Первая фраза на редкость уныла и симптоматична.
  
   Перво-наперво мы окунем автора в портал Грамота.Ру:
   http://www.gramota.ru/spravka/hardwords/25_296
   Одеть и надеть, окончить и закончить - азы.
  
   Начало фразы - "тем летом" - настраивает нас на то, что все основные события рассказа произойдут именно тем самым летом. Однако автор пускается в описание всей несознательной половозрелой жизни главной героини - жизни, которая является следствием банального недотраха.
  
   Возможно, тем самым летом главгерша "топала по освещённому солнцем снегу", но и это и все остальное остается уже за кадром и на совести автора.
  
   Если же говорить о речевой избыточности, то и слово "тем", и слово "летом" вызывают обоснованные подозрения. Пускай теперь автор приводит перечень лицеев, в которых обучение оканчивается зимой.
  
   Также не вполне понятно, зачем необходимо упоминание о том, что Лиска "только что" окончила лицей? Что далее по тексту произошло вслед за этим основополагающим моментом?
  
   ***
  
   ...но при этом почему-то всегда выглядел худым и голодным.
  
   Я понимаю, что всегда (при недоедании) можно выглядеть голодным и иногда худым (осунувшимся, усталым, в мешковатой одежде), но как можно выглядеть худым всегда - для меня загадка. Худым можно быть, а выглядеть худым всегда - затруднительно.
  
   ***
  
   Лиска знала, что ей импонируют
  
   Лиске нравились
   И как она о таком додумалась? Умная девушка, понимающая. Лиска.
  
   ***
  
   На Вадима она смотрела, как в телевизор: ей безумно нравилось, как он двигается.
  
   Как двигается телевизор?
  
   ***
  
   его можно было рисовать километрами набросков, что Лиска и делала, причём в костюмах разных эпох -- в полном соответствии со своей будущей специальностью.
  
   Лиска наряжалась в костюмы разных эпох, чтобы рисовать любимого?
   В полном соответствии - канцелярит. Канцеляритов по тексту избыток, но этот уж очень выразителен.
  
   И, какая у нее была специальность? - художник, дизайнер, актриса, историк?
  
   Что такое "километры набросков"?
  
   А еще паровоз двигается килограммами угля. А литры бутылок рекомендуется потреблять внутрь.
  
   ***
  
   И вот в один прекрасный момент появился некто Вадим...
   ...произведёт на неё [такое] неизгладимое впечатление. Он удивительным образом сочетал в себе несочетаемые качества...
  
   Боже мой! Какие пошлые пафосные штампы!
   Банальщина и безвкусица всегда расцветают посреди свалок канцелярщины.
  
   Какое - "такое"?
  
   Сочетал несочетаемые качества - не иначе метал молот и вышивал гладью.
  
   ***
  
   Нина попала в такой крутой штопор, что по сравнению с ней Лиска выглядела заласканной девочкой из обеспеченной семьи; по крайней мере, Нина дала ей это понять, и общаться дальше в таком тоне стало невозможно.
  
   В каком "таком тоне" стало невозможно общаться - заласканном и обеспеченном?
   Такой-таком.
  
   ***
  
   и над этой открытой ямой они стоят с Вадимом вдвоём
  
   Они могли стоять с Вадимом втроем? Откуда по тексту возникла необходимость выделить Лиску и Вадима из группы людей?
  
   Яма, которую только что выкопали, может быть закрытой? Есть оборот "открытая могила", который уместен по причине того, что стоять могут над закопанной могилой.
   Этой - это может быть какая-нибудь другая яма?
  
   ***
  
   Или говорит что-то вроде: "глубже, ещё, а то будет тесно"
  
   Оригинальное решение проблемы тесноты: копать глубже, а не шире. А кто из них сверху лежать будет?
  
   ***
  
   ...куда приятнее топать по освещённому солнцем снегу, чем в потёмках по гололёду -- и она стала ездить домой первым утренним троллейбусом.
  
   Первый утренний троллейбус
   Полусонный, неуютный
   Напевает песню ветра
   В такт тоске сиюминутной.
   За окном подслеповато
   Светятся квартир глазницы.
   Кто-то едет.
   Что-то будет?
   Сладко спится.
  
   В Москве зимой солнце восходит в период между 9-10 часами.
   Первый троллейбус выходит из депо между 5-7 часами (зависит от направления и разгильдяйства).
  
   Мама, какой юг? Там снег лежит. (С) ...
  
   ***
  
   ...оставляли на столе распечатанные [на принтере] листы.
  
   Ага. На патефоне.
  
   Реприза лилипутов на сцене театра (из кинофильма АССА):
   - Вы хотите говорить по телефону?
   - Нет, по граммофону.
  
   ***
  
   С этого момента и до поздней ночи в её обязанности входило общаться по телефону с любыми клиентами...
  
   В обязанности входило общение
  
   ***
  
   От нечего делать Лиска читала газеты с рубрикой "Знакомства", от нечего же делать иногда звонила [таким] желающим познакомиться.
  
   Это же надо - сама невинность. Они хотят познакомиться, вот я им и позвоню от безделья. От нечего делать нашла в газету с рубрикой "Знакомства", от нечего делать прочитала её, от нечего делать позвонила и познакомилась. В общем-то, и не хотела. Читать не хотела, звонить не хотела... хотела просто мужика.
  
   Таким - особо порочным?
  
   ***
  
   Зато она вошла во вкус компьютерных игр -- без Интернета, в дорогой Интернет заходить она не решалась. Конечно, бессонные ночи за компьютером не проходили даром, и дома Лиска целыми днями отсыпалась.
  
   Это она целыми ночами пасьянс раскладывала? Абзац полный.
   Ночью - пасьянс, днем спать, вечером на работу.
  
   Или она после вереницы бессонных ночей отсыпалась в течение нескольких дней?
  
   ***
  
   Телефонное знакомство плавно перетекло в личное.
  
   Телефонное знакомство являлось делом общественным, оно не было осуществлено "собственной особой, персонально"?
  
   ***
  
   Ещё пока Лиска училась на первом курсе
  
   Когда Лиска училась
  
   ***
  
   Разным было только количество шума, которое приходилось по долгу службы выносить...
  
   Свист ветра вздувал подол платья.
   Выносят не количество, а шум.
   Количество шума - канцелярит. Вся фраза - убойная канцелярщина.
  
   ***
  
   Если Лиска не ориентировалась в каком-нибудь вопросе
  
   Ориентироваться в вопросе - канцелярит.
  
   ***
  
   Пока Лиска не подобрала пароль к компьютеру, по вечерам она много читала, примерно за полгода прочла подряд "Идиота" и "Братьев Карамазовых"...
  
   Абзац.
   Высвечивается надпись: "Введите пароль".
   Суперагент вводит слово "пароль".
   - Ура! Получилось!
  
   Девочка явно отягощена талантами. Не только удивительными способностями в области криптографии - или она подобрала пароль с пола? - но также и навыками быстрой обработки огромных массивов информации.
   Указанные произведения легко прочитать за две недели, максимум - за месяц.
  
   ***
  
   искал то ли начатые, то ли пустые бутылки...
  
   Початые
  
   ***
  
   Главное было успеть выключить компьютер минут за двадцать перед приходом уборщицы.
  
   Это известная фича: именно за двадцать минут компьютер успевает полностью остыть, и когда пронырливая уборщица с порога стартует рысью к компьютеру, то её ждет одно лишь разочарование - наушничать начальству будет не о чем. Однако в последнее время прогрессивные уборщицы тестируют компьютеры, используя данные SMART. Что значительно осложняет жизнь ночным секретаршам в нелегальном использовании офисной техники.
  
   Да, минут за двадцать до прихода успеть выключить компьютер - сложная задача.
  
   ***
  
   Для этого могут быть десятки причин, а ещё больше...
   ...и в любом случае на вопрос "почему?" не бывает только одного ответа.
  
   Найдутся десятки причин...
   ...нет единственного ответа.
  
   ***
  
   А самым главным его достоинством было отсутствие сколько-нибудь близких родственников в городе и в окрестностях...
  
   Чуть-чуть близкая и немного беременная жена.
   Сколько-нибудь близкие родственники становятся уже дальними.
  
   ***
  
   До тех пор Вадим никогда не говорил с Лиской о чувствах
  
   Йо, майо! Надоело! До каких таких тех пор? Что там за поры образовались? Есть союз "до тех пор, пока".
   Но мы говорим о моменте времени, до которого не происходили определенные события, а не о периоде, а слово "пора" имеет значение периода - тем более в данном случае не может употребляться множественная форма.
   До той поры - тоже косяк.
  
   ***
  
   Голова болела от любой перемены погоды и от любого сколько-нибудь слышного шума.
   Разным было только количество шума, которое приходилось по долгу службы выносить, с Лискиной бесконечной головной болью и чувствительностью к [любому] шуму и резкому свету.
  
   Без комментариев.
  
   ***
  
   Еще позабавило бесполое начальство - оно же aka шеф с мужским достоинством.
  
  
   Заключение
  
   В общем, по рассказу еще сношаются табуны разноцветных паразитов, расписывать которых мне уже лень, да и не все пришпилены - среди них и избыточные слова с нулевой нагрузкой. Теперь все просто - умеющий видеть, да и узрит истину.
  
   Давно уже не приходилось так жестоко обращаться со своим здоровьем. Это полный абзац, дорогая редакция!
  
   В случае вселенской катастрофы она сохранится. Я эксперимент провел. (С) ...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"