Наблюдения и встречи во время наших путешествий, жизнь в Америке привели меня к заключению, что русским (я, как европейцы и американцы, называю так всех приехавших из бывшего Советсткого Союза, не разделяя их по национальности) за границей более свойственна центробежная, чем центростремительная сила. Они напоминают мне разлетевшиеся по полу капельки ртути из разбившегося термометра. Нужны неимоверные усилия, чтобы соединить их вместе.
Русские за рубежом ничем не связаны друг с другом, кроме родственных, служебных или дружеских отношений. Не существуют какие-либо культурные или религиозные традиции, которые могли бы помочь их объединению. Последняя волна эмиграции привезла с собой жалкие остатки российской культуры, привезла воспитанное с пелёнок атеистическое восприятие мира и, в большинстве своём, не смогла соединиться с местными религиозными обществами или создать самостоятельную общину. Иммигранты привезли с собой советскую ментальность, помогающую выжить, но не понять или принять новую жизнь, особенно в первом поколении.
Бессильная, как и в России, интеллигенция оказалась наедине со своими идеями, воспоминаниями, знаниями, книгами. Если в Советстком Союзе она, несмотря на свою забитость, слабость и малочисленность, всё же могла в той или иной степени оказывать хотя бы моральное влияние на общество, здесь, в Америке, где своя интеллигенция, в нашем понимании этого слова, практически не существует, советсткие интеллигенты не нужны ни русским, ни американцам. И я не думаю, что в Европе дело обстоит лучше.
Обладая уникальной способностью к адаптации, русские довольно легко вливаются в русло зарубежной жизни, но не сливаются с ним одно целое, опять же, по крайней мере в первом поколении. Понятие "мы" и "они" является определяющим в их сознании, как, скорее всего, и в сознание других иностранцев.
Путешествуя по Европе, мы довольно часто виделт русское: церкви, картины Кандинского и художников русского авангарда начала 20 века, "русские" магазины, русских на заработках и постоянно живущих за рубежом, и, конечно, туристов. Об этом и поёдет речь в нескольких документальных зарисовках, сценах и встречах, которые случились в разные годы и в разных местах.
НЕЛЮДЬ
По широкой лестнице лондонской картинной галереи почти бегом спускается мужчина лет 60-ти. Его напряжённое, отрешённое от всего лицо, выражает глубокую печаль и целеустремлённость самоубийцы.
На верхней площадке появляется полноватая возбуждённая женщина, которая громким и властным голосом выговаривает, как мы понимаем, своего мужа:" Все люди как люди. Все хотят и все терпят. Один ты потерпеть не можешь!"
Мужчина, никак не реагируя на произнесённую тираду, ни на секунду не замедляя спуск, продолжает свой отчайный побег и скоре исчезает в коридоре ведущему к туалету.
ЦАРСКАЯ НИЦЦА
В Ницце довольно много мест связанных с именем Николая 2-го. Мы ознакомились с двумя из них.
Фешенебельный отель "Negresco", где стоимость номера начинается с 375 долларов за ночь, а салатик с 50 г зернистой икры стоит почти столько же, лишь косвенно связан с последним русским царём. В громадном круглом зале весит великолепная хрустальная люстра, сделанная для Николая. Из заказанной пары эту не успели отослать в Петербург - помешала Февральская революция. Здесь же бюст императрицы на фоне русского флага и герба.
Недалеко от отеля на avenue Nicolas II в глубине квартала высится единственный в Европе православный кафедральный собор Св. Николая построенный Николаем 2-ым в 1912 году. Эклектическая архитектура церкви напоминает одновременно и храм Василия Блаженного и Храм на Крови с элементами Владимирских и Ярославских церквей. На внутреннее убранство денег явно не хватило: стены покрыты странным холодным орнаментальным рисунком. Служители и посетители говорят только по французски. Вне службы вход платный - "an profit de la restauration".
С удовольствием привожу перевод цитаты из хорошего туристского путеводителя:"Царь Николай 2-ой построил эту церковь для аристократов отдыхающих зимой на Ривьере. Через несколько лет товарищи, которые не проводили зиму на Ривьере его растреляли".
В двух шагах от храма находится "русский" магазин "Matrochka" с обязательными матрёшками, банками с вареньем и солениями, чаем и другими товарами на полках. Объявление на двери по- русски:"В продаже есть"лешь сухая, вобала, копченная скумрия". Продавец по-русски не говорит.
ПОКИНУТАЯ
Вечером, на площади перед флорентийским собором, мы делимся впечатлениями об увиденном. Внезапно к нам, с радостью потерявшегося человека, подошла и заговорила пожилая женщина. Как оказалось, все туристы из её израильской группы отправились в ресторан на дополнительный, неоплаченный путёвкой, ужин. Она же потратила деньги на видик о соборе, чтобы показать родственникам дома. И теперь, оставшись одной в вечернем неизвестном городе, ей надо было ждать, пока наевшаяся группа вернётся и подберёт её перед возвращением в отель.
По-видимому, она надеялась провести какое-то время с нами. К сожалению, мы уже возвращались к себе в гостиницу и вынуждены были оставить её одну в кипящей круговерте снующих разноязычных туристов с печальными мыслями о бедности, человеческой чёрствости и судьбе.
ПАША-ФРАНЦУЗ
Мы едим из одного города в другой на электричке. Сидящий напротив нас парень лет 25 внимательно прислушивается к нашему разговору и неожиданно спрашивает:"Вы из России?". Завязывается беседа и Паша, так зовут нашего попутчика, рассказывает о своей жизни во Франции.
Футболист с Украины, он приехал по контракту играть во французской команде. Выступая, познакомился и женился на женщине старше его лет на 15. Получил травму и прекратил играть. Жена владеет фермой с лошадьми. Заставляет его ухаживать за ними, а он их боится. Жена и её дочка, лет 12, со слов Паши, почти ничего не едят. Он пытался накормить их борщём и котлетами - не понравилось. Тёща сдаёт квартиры в Париже. "Алкоголик", утверждает Паша, так как пьёт целый день и может выпить целую бутылку. У него есть знакомые русские, которые жене не нравятся - шумные, много едят и пьют. Паша не может от неё уйти, так как по брачному контракту он должен заплатить жене какие-то деньги, которых у него нет.
С одной стороны над его историей можно и посмеяться, а с другой - можно и пожалеть блудного сына бывшей страны.
ВОКЗАЛ ДЛЯ РУССКИХ
Последним городом нашего первого итальянского путешествия был Неаполь. Мы посетили Помпеи, Капри, оставив прогулки по городу на выходные. И вот тогда то мы и увидели русских, живущих в Италии нелегально.
Вечерами на вокзале и в одном из садиков на набережной собираются, в большинстве своём женщины, которые работают вокруг Неаполя на фермах или по уходу за стариками. По выходным они приезжают в город поразвлечся, пройтись по магазинам, встретиться со своими знакомыми и друзьями, почитать друг другу письма из дома, пожаловаться на судьбу. Мы как-то разговорились с двумя среднего возраста женщинами. Офицерские жёны, учителя, они приехали, чтобы обеспечить образование своих детей. Было больно и горько слушать их. Нам сразу вспомнились итальянцы, приезжавшие в Россию на заработки. Прошло 2 века и русские потянулись в Италию за тем же.
P.S. прошло лет пять, мы вновь в Италии и опять видим и говорим с русскими, но как всё изменилось. Теперь все они живут и работают в Италии легально, имеют медицинскую страховку, зарабатывают довольно неплохо, и не только уходом за стариками, их дети учатся в университетах. И уже другое настроение, и нет слёз на глазах.
ИСКУССТВОВЕД В ПАРИЖЕ
Среди моей "коллекции" визитных карточек есть одна из России - Регина Анатольевна Незлобина, искусствовед, Москва. История её такова.
Париж, Notre-Dame. Мы стоим около Сены, неспеша рассматривая собор, и беседуем друг с другом. Неожиданно к нам на русском обращается женщина лет 45 с вопросом:"Извините, вы не подскажите как пройти на Ile St.Louis?" Она решила, что мы живём в Париже и сможем ей помочь. Сама же она второй или третий день в городе, возвращалась из музея и заплутала. Мы тоже были второй день, но я уже довольно легко ориентировался в Париже, так как "нагулялся" предостаточно дома по картам, составляя маршруты на каждый день и выискивая удобную и дешёвую гостиницу.
Чтобы добрасться до Ile St. Louis, крошечного острова на Сене, надо было перейти по мосту, соединяющему его с Ile de la Cite, самым большим островом, где и находится Notre-Dame. Я предложил проводить её и мы двинулись в путь. Пройдя метров 100 мы вышли к мосту и Регина тут же "нашлась". Она пригласила нас в гости и минут через 5 мы оказались у неё "дома".
Малюсенькая кухонька, туалет и душ внизу, спаленька, с ведущей к ней лестницей, наверху, прилипились к одной из стен громадного 2-х этажного пустого пространства студии. По углам валялись остатки холста, картона, пустые банки, а пол был заляпан засохшей краской.
Как оказалось. Регина приехала в "творческую" командировку от Союза Художников России, который оплатил её проезд, студию, "суточные". Сама она работает в частной галерее, но её брат, довольно известный скульптор, помог ей с этой поездкой.
Мы выпили по рюмочке вина за встречу, затем нас угостили чаем. В приятной беседе прошло около часа. Регина попросила прислать её мои фотографии Парижа, так как у неё не было фотоаппарата. Я выполнил её просьбу, но какого-либо ответа не получил. А карточку храню, хотя и не понимаю зачем. Возможно, она напоминает мне о Париже.
БИЛЕТЫ НА ВЫНОС
Прогуливаясь по центру Праги мы неоднократно видели юношей и девушек одетых в костюмы 18 века. Они предлагали прохожим билеты на музыкальные концерты в церквях и дворцах города. Заинтересовавшись, мы спросили одного из них по-английски о цене и репертуаре. Он стал подробно рассказывать нам и, вдруг, перешёл на русский, разобравшись по нашим репликам кто мы. Разговорились.
Серёжа закончил Ставропольское педучилище. Его направили в глубинку, в начальную школу с мизерной оплатой, которой не хватало на жизнь. Он умудрился приехать в Чехию, работал на фермах и, в конце концов, перебрался в Прагу. Лучшее, что ему удалось найти - это продажа билетов. Самое дорогое в городе - жильё. Вместе с его подругой он снимает комнату на окраине. Домой возвращаться не хочет, но и здесь не видит каких-либо перспектив.
В конце беседы посоветовал не покупать билеты на концерты. Вне сезона в оркестрах играют очень слабые музыканты.